Исследовательская работа по теме: "Мыть или не мыть? Опасная чистота".
творческая работа учащихся по химии (9 класс) по теме

Абдулаева Татьяна Ивановна

 Благодаря активной рекламной политике производителей, сегодня почти в каждой семье для мытья посуды используют специальные синтетические моющие средства. Быстро, и как утверждает реклама, эффективно способно отмыть посуду даже в холодной воде. И даже защищает кожу рук, от вредного воздействия компонентов моющего средства, и более того увлажняет и ухаживает за руками. Слова данной рекламы очень убедительно склоняют нас, потребителей, к использованию данных средств. Но так  ли они безвредны как нам пытаются это навязать, и что входит в состав средства для мытья посуды?

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

КЛЮЧЕВСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

Школьная научно-практическая конференция

исследовательских работ обучающихся

Исследовательская работа по теме:

Мыть или не мыть?

Опасная чистота.

Авторы:

Базуева Наталья Дмитриевна,

ученица 9 класса

 МОУ Ключевская СОШ

Константиновского района

Амурской области

Руководитель исследовательской работы:

Абдулаева Татьяна Ивановна,

учитель биологии

МОУ Ключевская СОШ

Константиновского района

Амурской области

с. Ключи

2016

Оглавление.

1. Введение …………………………………………………………………..........3

2. Основная часть …………………………………………………………………5

2.1 История создания моющего средства для посуды ………………................5

2.2 Популярность синтетического моющего средства для посуды …………...5

2.3 Состав синтетического моющего средства для посуды……………………6

2.4 Исследование состава веществ синтетического моющего средства для посуды, указанного на этикетке………………………………………………….6

2.5 Качественный анализ моющего средства для посуды ……………………..7

2.5.1 Анализ интенсивности окраски и запаха синтетического моющего средства для посуды.

2.5.2 Определение  pH  раствора моющих средств.

2.5.3 Качественная реакция на устойчивость пены моющего средства для посуды.

2.5.4 Определение эмульгирующей способности моющего средства (способности отмывать жир).

2.5.5 Фитотестирование растений на чувствительность к химическому воздействию.

2.6. Альтернатива синтетическим моющим средствам для посуды.

2.6 Статистические данные опроса респондентов…………………………….10

3. Заключение…………………………………………………………………….10

Список литературы ……………………………………………………………...12

Приложение………………………………………………………………………13

1. Введение.

Реклама стала неотъемлемой частью нашей жизни. Иногда она действительно помогает сориентироваться в многообразии товаров и услуг, а иногда обещает просто «чудеса». Благодаря активной рекламной политике производителей, сегодня почти в каждой семье для мытья посуды используют специальные синтетические моющие средства. Быстро, и как утверждает реклама, эффективно способно отмыть посуду даже в холодной воде. И даже защищает кожу рук, от вредного воздействия компонентов моющего средства, и более того увлажняет и ухаживает за руками. Слова данной рекламы очень убедительно склоняют нас, потребителей, к использованию данных средств. Но так  ли они безвредны как нам пытаются это навязать, и что входит в состав средства для мытья посуды? Еще большие сомнения возникли, когда прочитала информацию в Интернете о воздействии моющих средствах для посуды на организм человека. Кто же прав в этой спорной ситуации?

Получив такую информацию, я не могла оставаться в стороне и решила провести свое независимое расследование.

         Актуальность исследовательской работы: 

Производители данной продукции утверждают, что вреда  моющие средства не представляют, но некоторые исследования прямо указывают нам на их вред, показывая, что они не полностью смываются водой с поверхности посуды.

Доказано, что для того, чтобы смыть моющее средство с посуды необходимо сполоснуть посуду проточной водой несколько раз. Большинство обывателей вряд ли об этом догадываются, а значит, ежедневно определенная доля средства для мытья посуды вместе с пищей попадает в организм и оказывает влияние на микрофлору кишечника. Поэтому я решила выяснить, насколько вредными являются моющие средства для  мытья посуды.

Гипотеза: применение синтетического моющего средства для мытья посуды отрицательно влияет на здоровье человека, особенно при частом использовании.

Цель исследования: Изучить качественный состав синтетического моющего средства для мытья посуды и выявить отрицательное влияние на здоровье человека.

Задачи исследования:

- Из информационных источников узнать историю создания синтетических моющих средств.

- Выявить причину популярности синтетического моющего средства для мытья посуды.

- Изучить качественный состав синтетического моющего средства для посуды по этикеткам.

- Из информационных источников выявить влияние моющего средства для посуды на организм человека.

- Провести исследование, доказывающее наличие веществ в составе, которые могут пагубно влиять на здоровье человека.

- Методом анкетирования выяснить отношение к синтетическому моющему средству у жителей села и у учащихся нашей школы.

- Выработать рекомендации по использованию  синтетического моющего средства для мытья посуды.

- Найти альтернативы синтетическим моющим средствам для посуды.

Объект исследования: синтетические моющие средства для мытья посуды.

Предмет исследования: качественный состав синтетического моющего средства для мытья посуды и влияние данного средства на здоровье человека

Чтобы прояснить ситуацию, я использовала научную и научно-популярную литературу, журнальные и газетные статьи, www-сайты Интернета.

Методы исследования:

- Работа с информационными источниками;

- Эксперимент;

- Фото – фиксация;

- Социальный опрос;

- Анкетирование;

- Анализ и обобщение полученной информации.

2. Основная часть.

2.1  История создания синтетического моющего средства для посуды.

Если вспомнить Корнея Ивановича Чуковского, то в «Федорином горе» главная героиня мыла тарелки и блюда, «начищая их песочком, обливая кипяточком», т.е. моющие средства были те, что под рукой. 
Чем пользовались в старину?  В древности,  для удаления жира с поверхности глиняной посуды использовали щелок, представляющий собой насыщенный раствор золы. Вероятно, это была первая моющая жидкость для посуды. Своими руками изготовляли и мочалку в виде мотка из свежих стеблей крапивы или листьев конопли. В Европе было популярно применять с этой же целью водоросли, а для удаления остатков пригоревшей пищи пользовались кирпичной крошкой или мелким песком. Позже стали мыть посуду раствором мыла или прополаскивать горячим картофельным отваром, а налет с поверхности фарфора и фаянса удаляли содой. Что касается серебряных столовых приборов, то их тщательно натирали мелом, чтобы добиться идеального блеска.

Первое синтетическое моющее средство появилось в 1916 году. Его изобрел немецкий химик Фриц Понтер. Изначально средство предназначалось только для промышленного использования. Бытовые синтетические моющие средства относительно безвредные для рук стали выпускать спустя почти 20 лет в 1935 году. Россия долгое время не знала других моющих средств, кроме золы, соды и хозяйственного мыла. Только в 1953 году в городе Шебекино был построен химкомбинат, который стал первым в СССР предприятием по производству моющих средств, но не жидких, а в виде сухого порошка. Только в начале 90-х годов российских магазинах появились жидкие и гелеобразные средства для мытья посуды.

         2.2 Причина популярности синтетического моющего средства для мытья посуды.

В настоящее время крайне тяжело представить себе отсутствие моющего средства для мытья посуды около кухонной мойки. Для мытья посуды в продаже моющего средства просто море. Особенно пользуются популярностью синтетические моющие средства. Все они различны, производители с каждым годом стараются усовершенствовать продукцию, сделать её более качественной и практичной. На сегодняшний день моющие средства значительно упрощают нам жизнь, делая мытье посуды более легким, не требуя особых усилий.

2.3 Качественный состав синтетического моющего средства для мытья посуды.

Нам постоянно и везде советуют:  читайте состав. При покупке средств  порой состав написан так мелко, что прочитать его даже в очках не возможно.  Тщательно изучив этикетку, обратила внимание на то, что  состав моющего средства практически одинаков. Разница заключается лишь в том, какие красители и отдушки туда добавлены. Но основные составляющие, в интересах нашего здоровья,  мы должны знать. Если вам все-таки удастся прочитать на этикетке состав, то вы заметите, что самым главным оставляющим является ПАВ (поверхностно-активные вещества).

По химической структуре их несколько, но самыми опасными считаются анионные.  Говоря простым языком,  эти вещества взаимодействуют с  жиром  на поверхности посуды. Они образуют с частицами жира соединения, которые легко смываются с поверхности посуды, не оставляя  следов на поверхности. Несмотря на это, многочисленные лабораторные исследования позволяют делать выводы о наличии некоторых ингредиентов, вредных для здоровья. В ходе исследовательской работы я собираюсь показать это не только в теории, но и на практике. (http://ru.wikipedia/org/ )

2.4 Исследование состава синтетического моющего средства для посуды, указанного на  этикетке.

Состав моющего средства, указанный на этикетке гласит следующее:

2.4.1. ПАВ (поверхностно-активные вещества). По степени воздействия на человека, ПАВы могут быть нейтральными  и  агрессивными. Если нейтральные,  то их количество не должно превышать 30%, агрессивных не должно быть  вообще: если они будут присутствовать, то вы сразу заметите их действие на себе.

2.4.2. Вспомогательные вещества (соли перекисных кислот, силикат натрия, фосфаты и бикарбонат) усиливают очищающие свойства ПАВов, дезинфицируют,  отбеливают, а также уменьшают их негативное воздействие на человека, а иногда они служат для доведения средства до нужного объема.

 2.4.3. Красители и ароматизаторы, которые часто являются причиной возникновения самых различных аллергических реакций.

2.4.4. Ферменты, входящие в состав некоторых средств, помогают удалять белковые загрязнения. Но некоторые их них, например, диэтаноламин,  способны  разрушать клетки печени.

2.4.5. Глицерин, который входит в состав, согласно рекламе способен защитить и смягчить кожу рук. На самом же деле, не успевая впитаться в кожу, он тут же смывается с водой.

2.5 Качественный анализ синтетического моющего средства для посуды.

Для рассмотрения данных вопросов   выбрали 5 наиболее популярных средств для мытья посуды:

Капля VO2X свежесть;

МИФ + глицерин;

AOS   2 в 1  бальзам алоэ вера;

FAIRY, ягодна свежесть до 2х раз гуще;

Sorti  бальзам с экстрактом ромашки (нежность рук для мытья посуды).

 

Моющие средства были определены после проведения анкетирование среди учащихся МОУ Ключевской СОШ. Результат теста представлен на диаграмме (приложение).

2.5.1. Опыт № 1. Анализ интенсивности окраски и запаха синтетического моющего средства для посуды.

Анализируя интенсивность окраски запаха моющих средств, выяснила, что сильным запахом обладают Капля  и Sorti . Минимальное количество ароматизаторов содержат  МИФ и FAIRY. Больше всего красителей содержит Sorti и FAIRY, меньше всего в моющем средстве МИФ и Капля.

Вывод: С целью сохранения здоровья, выбирайте моющие средства с минимальным содержанием красителей и ароматизаторов.

2.5.2. Опыт №1. Определение  pH  раствора моющих средств.

Я взяла   образцы     исследуемых моющих средств по капли. В каждую из пробирок добавили по 2мл воды, встряхнула. Содержимое пробирок испытала универсальным индикатором. По интенсивности окраски  индикатора определила рН растворов (приложение/)

Результат: все образцы имеют щелочную среду.

Сильно щелочная среда Ph = 8   (Капля VO2X свежесть);

Щелочная среда pH = 7  (Sorti  бальзам с экстрактом ромашки);

Слабощелочная среда  pH = 6  (МИФ, FAIRY, AOS).

Вывод:  Уровень pH, или концентрация ионов водорода, измеряется по ГОСТ 22567.5-93. Обычно этот показатель у средства для мытья посуды лежит в диапазоне от 5 до 9 единиц. У проверяемых образцов диапазон значения pH составил от 6 до 8, что вполне приемлемо. Оказывается, раздражающее действие на руки связано не с уровнем pH, а с обезжиривающим действием моющих средств. Чем эффективнее они обезжиривают тарелки, тем сильнее обезжиривают и кожу рук.  

2.5.3 Опыт №4 Качественная реакция на устойчивость пены синтетического моющего средства для посуды

Согласно ГОСТа устойчивость пены моющего средства должна составлять 80%.

Оборудование: Линейка, мерный цилиндр, секундомер.

  1. В воду объемом 25 мл добавляется 0,5 мл жидкого средства для мытья посуды.
  2. Взбалтывается.
  3. Измеряется уровень пены: сразу, через 5 минут, через 10 минут, через 15 минут.

По формуле рассчитывается устойчивость пены

W% = h(через 15 мин) : h (сразу) ∙100%

Результаты опыта приведены в таблице (приложение).

        

Вывод: Самая устойчивая пена образовалась в растворах марки «МИФ» и «Sorti», а самая неустойчивая у «Капли». Чем устойчивее пена раствора средства, тем труднее она смывается с посуды.

2.5.4 Опыт №5 Определение  эмульгирующей способности моющего средства (способности отмывать жир).

Оборудование: Жидкие средства для мытья посуды, пробирки, мерные цилиндры, линейка.

Ход работы:

  1. 10 мл воды наливается в пробирку.
  2. Добавляется 0,5 мл моющего средства.
  3. Добавляется 1 мл растительного масла.
  4. Взбалтывается в течении 1 мин.
  5. Оставляется на сутки.
  6. Затем с помощью линейки и измеряется уровень масла.
  7. По формуле находится неэмульгированное масло.

W% = V(неэмульгированного масла) : V(общий) * 100%

  1. Затем рассчитывается массовая доля эмульгированного масла.

Результаты опыта представлены в таблице 5.

Таблица 5

Вывод: Больше всего эмульгировалось масло в средствах «МИФ». Меньше всего в «Fairy». Значит, лучше всего отмоет жир средство «МИФ». Следует отметить, что густота жидкого моющего средства или геля, не влияет на качество мытья посуды. Это всего лишь опять рекламный ход. Чем гуще моющее средство, тем больше в нем солей. А это опять же вредно для организма.

2.5.5. Фитотестирование растений на чувствительность к химическому воздействию.

Я посадила семена фасоли в шести контейнерах: 5 из них будут использоваться в качестве биоиндекаторов, а один – контроль.

Подготовила раствор:

1-  10 мл. воды + 0.1 мл моющего средства;

2-  10 мл. воды + 0.2 мл моющего средства;

3-  10 мл. воды+  0,3 мл моющего средства.

4-  10 мл. воды+  0,4 мл моющего средства.

5-  10 мл. воды+  0,5 мл моющего средства.

После того, как семена взошли, я начала поливать растения растворами моющего средства.

Полив растений растворами моющего средства разной концентрации показал, чем выше концентрация раствора, тем хуже растет и развивается растение. Через месяц опытные образцы сильно отличались от контрольного варианта, который поливали чистой водой.

Вывод: по сравнению с контрольным растением, все остальные растения выглядят угнетенными. Моющие средства пагубно действуют на живые организмы.

2.6. Альтернатива синтетическим моющим средствам для посуды.

Наши бабушки и мамы не знали современных моющих средств для мытья посуды. Они пользовались тем, что  было под рукой. Но тем не менее посуда их всегда была чистой. Вспомним, чем они мыли свою посуду. Это обыкновенная пищевая сода, хозяйственное мыло, горчичный порошок.

Все эти средства нам знакомы и имеются на каждой кухне.  Вреда от них никакого нет, кроме этого они обладают прекрасными моющими, обезжиривающими, дезинфицирующими свойствами. Их можно использовать по отдельности, а можно приготовить домашний состав для мытья посуды.

Состав:

  • 9 % уксус или лимонная кислота
  • Пищевая сода
  • Хозяйственное мыло.

Растворите хозяйственное мыло в горячей воде, добавьте уксус и  соду. Этот раствор готовится непосредственно перед использованием.  Лимонная кислота или уксус устраняют запахи, сода смягчает воду, а в реакции с уксусом  (лимонной кислотой) усиливает пенообразование и прекрасно очищает, а мыло обладает дезинфицирующими и моющими свойствами.

Какое выбрать моющее средство для мытья посуды, конечно, выбор за вами. Но изучая состав на этикетке флакона, выбирайте наименее безопасное. А может быть, по - старинке, перейдем на натуральные моющие средства?

2.7. Статистические данные опроса респондентов

Мы решили узнать, как относятся наши сверстники к проблеме использования синтетического моющего средства для посуды. Опрос и анкетирование были проведены среди обучающихся 6-11 классов. Всего было опрошено 50 человек, что составляет 64% от общего числа обучающихся основной и средней школы.  Анализ опроса и анкетирования показал, что в семьях опрошенных учащихся, используют синтетические моющие средства для посуды. Чаще всего используется: «Капля VO2X свежесть»; «МИФ + глицерин»; «AOS   2 в 1  бальзам алоэ вера»; «FAIRY, ягодная свежесть до 2х раз гуще»;  «Sorti  бальзам с экстрактом ромашки (нежность рук для мытья посуды)». При выборе средства руководствуются, в первую очередь, качеством и ценой, реже рекламой. Из всех опрошенных, только один человек иногда пользуется перчатками при мытье посуды, остальные не пользуются перчатками никогда. Треть опрошенных считают, что моющие средства для посуды безопасны для здоровья.

3. Заключение.

Таким образом, проанализировав результаты исследования, выяснила, что в составе моющих средств могут быть вещества, способные нанести вред здоровью человека. Также выяснилось, что моющие средства плохо смываются с поверхности посуды, сушат и обезжиривают кожу рук,  могут быть причиной жжения в глазах и проблем с дыханием, вызывают гастриты и аллергии. Поэтому следуйте простым правилам:

  • Ограничьте использование синтетических моющих средств.
  • Обязательно мойте посуду в резиновых перчатках.
  • Посуду  прополаскивать под проточной водой не менее 15 секунд.
  • Пользуйтесь натуральными средствами для мытья посуды.

Более ответственно относитесь к выбору моющих средств и не позволяйте рекламам обманывать себя. Своей работой я лишь хочу попытаться привлечь внимание людей к этой проблеме, показать, что довольно просто защитить свое здоровье — руководствоваться простыми правилами техники безопасности при работе с моющими средствами. Если вы действительно заботитесь о своем здоровье, сделайте правильный выбор.

Список литературы

  1. Большая биологическая энциклопедия, М., «Большая энциклопедия»,1987 г.,  стр. 689
  2. Габриелян О.С. «Химия 11 класс», М. «Дрофа», 2002, стр. 362
  3. Юдин А.М. Химия в нашем доме: Справ. изд. – М.: Химия, 1989.
  4. АртеменкоА. И. Удивительный мир органической химии. М, 2004.
  5. Гроссе Э., Вайсмантель X. Химия для любознательных. Л., Химия. Ленинградское отделение. 1987.
  6. 7. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. - М.:ДРОФА, 2004, - 250 с.
  7. Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту. М.: Химия, 1975,

Интернет-ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia/org/
  2. http://school-collection.edu.ru/
  3. http: //www.khimia/ru/Sweet/htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы над научно-исследовательской работой учащихся по теме «Корневая гласная – самая опасная!»

Пояснительная записка Изучение безударных гласных в корне в школьном курсе русского языка представляется фундаментом, на котором строится все обучение ребенка русской орфографии. Но, как ни парадокса...

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "И СИЛА,И ВЕЧНОСТЬ,И ЧИСТОТА СВЯЩЕННОГО МОРЯ-БАЙКАЛА"

нАЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "И СИЛА, И ВЕЧНОСТЬ, И ЧИСТОТА СВЯЩЕННОГО МОРЯ БАЙКАЛА". дАННАЯ РАБОТА БЫЛА ПРЕДСТАВЛЕНА НА РАЙОННОЙ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ЗЕМЛИ МОЕЙ ЛИЦО ЖИВОЕ". В НЕЙ ПРЕДСТАВЛЕН...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Исследовательская работа "Определение чистоты воздуха методом лихеноиндикации"

Чистоту воздуха можно определять, используя особенность лишайников чутко реагировать на загрязнения. На это свойстве лишайников и построено предлагаемое исследование....

Конспект открытого занятия по предмету «Хозяйственно-бытовой труд » с применением методов альтернативной коммуникации Тема: «Мытье кукольной посуды»

Конспект открытого занятия по предмету: "Хозяйственно-бытовой труд" с применением методов альтернативной коммуникации" по дополнительной образовательной программе "Бытовая самостоятельность".Тема: "Мы...

Исследовательская работа по теме: Прекрасные и опасные комнатные растения"

Исследовательская работа по теме: Прекрасные и опасные комнатные растения"...