Программа работы над научно-исследовательской работой учащихся по теме «Корневая гласная – самая опасная!»
рабочая программа по теме
Пояснительная записка
Изучение безударных гласных в корне в школьном курсе русского языка представляется фундаментом, на котором строится все обучение ребенка русской орфографии. Но, как ни парадоксально, практика школы и специальные исследования установили, что наибольшее количество ошибок учащиеся допускают именно на безударные гласные. В том числе как на проверяемые, так и непроверяемые. На долю последних, по подсчетам, сделанным на основе словаря С. И. Ожегова, приходится 13,6% русской лексики, что составляет чуть более 50% слов с безударной гласной в корне.
Большое количество слов с этими орфограммами в русском языке обязывает вводить в программу и учебники начальных и средних школ обязательное заучивание их написания. Действующие программы и учебники специально предусматривают определенный объем слов для каждого года обучения. В общей сложности за время обучения в средней школе учащиеся должны усвоить около 3000 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Это словарь-минимум.
Однако, как показывают анализы срезовых работ и диктантов, школа не обеспечивает успешное формирование навыков написания слов указанной категории: как учащиеся, так и выпускники средней школы допускают значительное количество ошибок в словах с непроверяемыми и труднопроверяемыми гласными, поэтому вопрос о наиболее эффективном обучении правописанию слов с данной орфограммой остается весьма актуальным.
Гипотеза исследования – если учитывать повторяющиеся, типические особенности мыслительной деятельности и правильно выбирать прием предъявления слов с непроверяемой безударной гласной в корне, то это сделает процесс обучения более рациональным и эффективным и повысит качество усвоения слов с данной орфограммой.
Объектом исследования является зависимость усвоения слов с непроверяемыми безударными гласными от приемов их предъявления: орфографическое проговаривание слов учителем, орфографическое проговаривание слов учащимися, зрительная фиксация, трехкратная запись слов учащимися, воздействие мнемонических средств на процесс запоминания слов с данной орфограммой.
Предмет исследования – уровень усвоения учащимися слов с непроверяемой безударной гласной в корне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nichkova_t.a._nou_planirovanie_raboty_orfografiya.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная общеобразовательная школа-интернат
«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Программа научно-исследовательской работы учащихся по теме
«Корневая гласная – самая опасная!»
(Зависимость усвоения слов с непроверяемой
безударной гласной от приемов их предъявления)
Автор: Ничкова Т. А.,
учитель русского языка
и литературы
Пояснительная записка
Изучение безударных гласных в корне в школьном курсе русского языка представляется фундаментом, на котором строится все обучение ребенка русской орфографии. Но, как ни парадоксально, практика школы и специальные исследования установили, что наибольшее количество ошибок учащиеся допускают именно на безударные гласные. В том числе как на проверяемые, так и непроверяемые. На долю последних, по подсчетам, сделанным на основе словаря С. И. Ожегова, приходится 13,6% русской лексики, что составляет чуть более 50% слов с безударной гласной в корне.
Большое количество слов с этими орфограммами в русском языке обязывает вводить в программу и учебники начальных и средних школ обязательное заучивание их написания. Действующие программы и учебники специально предусматривают определенный объем слов для каждого года обучения. В общей сложности за время обучения в средней школе учащиеся должны усвоить около 3000 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Это словарь-минимум.
Однако, как показывают анализы срезовых работ и диктантов, школа не обеспечивает успешное формирование навыков написания слов указанной категории: как учащиеся, так и выпускники средней школы допускают значительное количество ошибок в словах с непроверяемыми и труднопроверяемыми гласными, поэтому вопрос о наиболее эффективном обучении правописанию слов с данной орфограммой остается весьма актуальным.
Гипотеза исследования – если учитывать повторяющиеся, типические особенности мыслительной деятельности и правильно выбирать прием предъявления слов с непроверяемой безударной гласной в корне, то это сделает процесс обучения более рациональным и эффективным и повысит качество усвоения слов с данной орфограммой.
Объектом исследования является зависимость усвоения слов с непроверяемыми безударными гласными от приемов их предъявления: орфографическое проговаривание слов учителем, орфографическое проговаривание слов учащимися, зрительная фиксация, трехкратная запись слов учащимися, воздействие мнемонических средств на процесс запоминания слов с данной орфограммой.
Предмет исследования – уровень усвоения учащимися слов с непроверяемой безударной гласной в корне.
Цели:
- Изучить и обобщить теоретический материал по теме;
- Исследовать усвоение написания непроверяемых и труднопроверяемых орфограмм учащимися 6 классов;
- Выяснить роль фиксированных приемов в усвоении этих орфограмм, а также индивидуально-типические особенности учащихся в приемах запоминания написания слов;
- Развивать интеллектуальную одаренность ученика, умение выделять главное, обобщать анализируемый материал;
- Повышать социальный статус знаний;
- Ввести школьника в мир научной проблематики.
Реализация целей осуществляется через решение следующих задач:
- Содействие становлению личности через научно-исследовательскую деятельность. Оказание помощи школьнику в развитии потребности и способности к саморазвитию;
- Приобщение подростков, склонных к научной деятельности, к плановому ведению исследования; выведение их на реальный результат;
- Формирование навыков публичного выступления, ведения научной полемики.
Основными методами данного исследования являются:
- анализ и синтез;
- восхождение от абстрактного к конкретному;
- наблюдение;
- сравнение;
- опрос и тестирование;
- контрольно-экспериментальные работы;
- визуализация данных.
Работа по данному направлению включает в себя следующие этапы:
- Общее ознакомление (беглый просмотр информационных источников);
- Обработка информации, выделение наиболее значимой;
- Составление выписок и их дальнейшая обработка;
- Сравнение и сопоставление с различными источниками информации;
- Проведение практической части исследования (тестирование, опрос, отработка различных приемов предъявления слов с непроверяемыми безударными гласными в корне);
- Анализ и синтез собранного материала, дополнение собственными наблюдениями. Создание брошюры, содержащей дидактический материал и мнемотехнику, способствующих эффективному усвоению слов с данной орфограммой;
- Заключение. Подведение итогов работы и выделение нерешенных вопросов;
- Выводы и предложения.
Все эти этапы делятся на 3 блока.
В первом блоке элементы плана представляют собой содержание теоретической работы с учащимися, где формируются понятийный аппарат, основы исследовательской деятельности.
Во втором блоке описывается собственная экспериментальная часть работы.
Третий блок включает в себя оформление результатов исследования.
Планирование работы НОУ
Месяц | Тема | Задачи | Результат |
Сентябрь | Подготовительная работа. Сущность и виды научной работы. Формирование понятийного аппарата для ведения научной работы. | Обсуждение значимости темы, определение объекта и предмета, методов исследования, составление плана работы, предварительный поиск информации. | Формулировка темы, выявление значимости для науки. |
Октябрь | Разработка гипотезы, цели и задач исследования, их формулировка. Уточнение объекта и предмета исследования. | Формулирование целей и задач. | Формулировка целей и задач исследования. |
Ноябрь | Обработка информационных источников. Различные виды чтения (просмотровое чтение, ознакомительное, изучающее). Проведение контрольно-экспериментального диктанта. | Обучение различным видам чтения. Выделение наиболее значимого материала и его сравнение. Обучение анализу результатов. | Создание «банка данных» (папка информационных материалов). |
Декабрь | Подготовка теоретических и практических материалов. Анализ собранной информации. Проведение экспериментальной работы с учащимися 6 классов (запоминание слов с непроверяемыми безударными гласными с помощью различных приемов их предъявления). | Обучение методикам работы с разными источниками информации (корректирование, цитирование, ссылки на источник информации). | Пополнение «банка данных». План прочитанного, свободное переложение, ксерокопирование текста или его частей, тезисы. Создание списка слов для работы в экспериментальных классах. |
Январь | Консультирование по написанию:
| Дать представление о научном стиле изложения. | Систематизация теоретического материала и подготовка практической части к завершающему контрольно-экспериментальному срезу. |
Февраль | Проведение завершающего контрольно-экспериментального среза. Обработка информации. Консультирование по написанию:
| Подготовка чернового варианта работы. | Черновой вариант работы. |
Март | Правка черновика работы. Требования к оформлению работы (титульный лист, план работы, список использованной литературы, основные части работы, приложения, способ и техника печати). Создание брошюры, содержащей дидактический материал и мнемотехнику. | Доработать черновик. Грамотное оформление исследовательской работы. | Доработанный черновой вариант исследовательской работы. Создание материалов к презентации. |
Апрель | Морально-психологический настрой, требования к подаче материала, четкость, логичность, лаконичность изложения, аргументированность, готовность ответить на вопросы, культура изложения материала, владение аудиторией. | Отчет о проделанной работе на научно-исследовательской конференции. | Выступление на конференции. |
Май | Подведение итогов. | Оформление работы. | Папка научно-исследовательской работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение проектной методики в работе студенческого научно-исследовательского кружка
Данная работа освещает вопрос использования проектной методики в организации внеклассной работы по предмету....
Научно-практическая работа «Корневая гласная – самая опасная!» (Зависимость усвоения слов с непроверяемой безударной гласной от приемов их предъявления)
Панкова Вера, 9а Пырирко Юлия, 8а Научный руководитель Ничкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Авторы данной работы исследуют проблему зависимости усвое...
Презентация к научно-практической работе "Корневая гласная - самая опасная!"
Основной целью данной работы является изучение и обобщение теоретического материала по теме исследования и выявление роли фиксированных приемов в усвоении непроверяемых гласных в корне учащимися 6-х к...
Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»
Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....
Чем отличается учебная работа от научно-исследовательской?
рассказывется отличие учабной работы от научно-исследовательской работы...
Из опыта работы «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся»
Экологическая дисциплина относится к сравнительно молодым по сроку введения её как самостоятельного предмета в школе. Однако она возникла не на пустом месте, впрочем, как и не может существовать сама ...
Темы проектных работ для научно-исследовательской конференции (7кл)
Темы проектных работ для научно-исследовательской конференции (7кл)...