Технология развития критического мышления.
Игровая технология
Приемы и формы работы: Фронтальная беседа Блеф - игра «Верите ли вы, что…»
| Что объединяет эти изображения? ( Все они состоят из веществ, в состав которых входит кремний) Слайд 2 Сформулируйте тему урока. (Кремний и его соединения) Слайд 3 Какие ассоциации у вас возникают при слове «кремний»? (Прочный, твердый, камень.) Есть выражение «Не человек, а кремень» Слайд 4 блеф-игра «Верите ли вы, что…» Правильно ли утверждение? Что инженеры-технологи научились изготавливать процессоры из песка. (Верное высказывание) Правда ли, что пропитанные жидким стеклом, в состав которого входит кремний как элемент, изделия из дерева и тканей очень трудно загораются, поэтому им пропитывают материалы, идущие на изготовление театральных декораций? (Верное высказывание) Заполнить первые две колонки таблицы, что вы знаете о свойствах кремния и что хотели бы узнать?
| Показывает презентацию (Приложение 1) (слайды 2 -4). Определяет тему занятия в сотрудничестве с обучающимися. Создает условия для выстраивания индивидуальной траектории. Объясняет заполнение таблицы. | Отвечают на вопросы. Сами формулируют тему урока и цели. Записывают число и тему урока. Записывают в таблицу в первые два столбика по два предложения | К: Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения. Р: Планируют пути достижения целей |
Технология сотрудничества Приемы и формы работы: Фронтальная беседа Работа с ПСХЭ Работа с планом характеристики
| Ребята, прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним:
1. Каков состав атома? (Атом состоит из положительно-заряженного ядра (протоны и нейтроны) и отрицательно заряженных электронов)
2. Какую характеристику можно дать ХЭ на основании его положения в ПСХЭ? (Химический знак, название, порядковый номер, № периода, № группы, относительная атомная масса)
3. Что такое аллотропия? Приведите примеры. | Опрашивает учащихся Каков состав атома? Какую характеристику можно дать ХЭ на основании его положения в ПСХЭ? Что такое аллотропия? | Отвечают на вопросы | П: Анализируют задание для работы. |
Технология проблемного обучения
Технология уровневой дифференциации Приемы и формы работы: фронтальная, КСО: работа учащихся в группах и парах. Просмотр коллекции «Образцы минералов»
Здоровьесберегающие технологии: Физкультурная пауза (1 мин.) (Приложение 3)
Парная работа Лабораторный опыт: Распознавание карбоната и силиката натрия. (Приложение 4)
Демонстрационный опыт: Горение ткани, пропитанной жидким стеклом. (Приложение 5)
| Кремний – это один из распространенных в земле элементов (25% массы). Главная часть находится в соединениях кремния с кислородом и др. металлами – силикатных породах. Соединения, в состав которых входит оксид алюминия, называются алюмосиликатами. Таковы белая глина, слюда, полевой шпат. Значительная часть кремния представлена оксидом кремния (IV) – кремнезема. Окрашивание оксида кремния (IV) различными примесями образует драгоценные и полудрагоценные камни. Слайды 5-7 В.И. Вернадский говорил, что «никакой организм не может существовать без кремния». При недостатке кремния в организме человека нарушается баланс обмена веществ, так как более 70 других элементов просто не усваиваются. Слайды 8-12 История открытия. Слайд 13. На основании положения кремния в ПСХЭ охарактеризуйте его строение. Слайд 14-16 Организация работы с учебником. С помощью учебника на стр.180-182 постарайтесь определить, физические свойства кремния (1группа), получение кремния в промышленности и в лаборатории(2 группа), какие уравнения химических реакций отражают химические свойства кремния (3 группа), какие – оксида кремния (IV) (4 группа), какие – кремниевой кислоты(5группа), Заполните таблицы на рабочих листах. (Приложение 2)
Слушая выступления одноклассников, запишите уравнения в тетради (Демонстрация слайдов с заполненной таблицей). Слайды 17-24 Физкультминутка В пробирках под номерами находятся растворы следующих солей: карбоната натрия и силиката натрия Химическим путём распознайте каждое из предложенных веществ. Na2SiO3 K2SiO3 – растворимые стёкла, а их водные растворы – силикатный клей. Посмотрим, как горит ткань, пропитанная силикатным клеем - жидким стеклом. Как вы думаете, где это свойство находит свое применение?
Силикатную промышленность составляют производства различных строительных материалов, стекла и керамики из природных силикатов. Слайды 25-28 С производством некоторых из них мы познакомимся подробнее на следующем уроке.
| Показывает презентацию.
Рассказывает о распространении кремния в земной коре, о его биологической роли.
Сообщает историю открытия кремния
Проводит фронтальный опрос по строению кремния.
Учитель организует работу в группах, консультирует работу по программам деятельности. Предлагает учащимся заполнить таблицы. Проверяет правильность выполнения задания.
Организует физкультминутку
Организует проведение лабораторной работы | По положению кремния в ПСХЭ дают характеристику элемента кремния и его соединений.
Работа учащихся в группах. Знакомятся с алгоритмом работы. Работают с учебником.Выполняют задания. Рассматривают хим. свойства, записывают уравнения химических реакций. Фиксируют результаты, устанавливают причинно - следственные связи. Делают выводы и умозаключения из изученных материалов.
Один ученик от группы выступает с сообщением.
Учащиеся записывают уравнения реакций в тетрадь. Учащиеся делают разминку Учащиеся распознают практическим путем каждое вещество. Проводят опыты, записывают уравнения реакций, указывают признаки реакций | П: Осуществление поиска информации, просматривая презентацию и работая с учебником. К: Взаимодействие в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений. Р: Контроль, коррекция знаний |
Личностно-ориентированная технология Приемы и формы работы: Индивидуальная работа (Самостоятельная работа с тестом) Парная работа (взаимопроверка) | В течение пяти минут работаем с тестовым заданием по двум вариантам. Выберите из четырех предложенных вариантов ответов один правильный (Приложение 6)
| Создает условия для проведения тестового самоконтроля (первичное усвоение знаний). | Выполняют тестовое задание с выбором ответа | Р: Планируют работу с тестовым заданием К: Взаимопроверка |
Информационнокоммуникативная технология Приемы и формы работы: Фронтальная, индивидуальная | Итак, сегодня на уроке мы познакомились с кремнием, узнали о его строении, свойствах и получении. Давайте обратимся к таблице ПСХЭ. Что вы можете рассказать о кремнии, как о химическом элементе? Кремний существует в виде двух простых веществ (каких?), как называются такие соединения? Где в природе содержится кремний? В состав, каких продуктов входит кремний? - Почему кремний называют «Скалой» нашего здоровья?
- Растворима ли кремниевая кислота в воде? Опишите её физические свойства.
| С помощью таблицы и презентации обобщает и систематизирует знания учеников | Обобщают материал, изученный на уроке. | С помощью таблицы обобщает и систематизирует знания учеников |
Технология уровневой дифференциации
| Сегодня все хорошо работали, молодцы. | Записывает на доске и комментирует дифференцированное домашнее задание в рабочей тетради: (базовый уровень: стр193-194 задания 2,3,4;повышенный уровень (стр.194-195,часть 2 задания 1,2,3) | Воспринимают информацию, выбирают вид задания. Записывают домашнее задание в дневник | П: Извлечение необходимой информации К: Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. Р: Делают выбор уровня и вида Д/З. |
Технология сотрудничества Приемы и формы работы: индивидуальная (Работа с таблицей),
| Возвращаемся к таблице, которую заполняли вначале урока. Работаем с таблицей. Заполняем третий столбик.
| Организует обсуждение результатов. Объявляет оценки | Обобщают результаты своей деятельности по достижению цели.
| К: Слушают, задают вопросы на понимание и уточнение. Р: Осознание качества и уровня усвоения. К: Выражают собственное мнение о работе и полученном результате. |