Технологическая карта урока химии в 9 классе на тему "Кремний и его соединения"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Беликова Галина Александровна

В карте представлен полный конспект урока по теме "Кремний и его соединения". Указаны технологии, методы и формы работы на всех этапах урока. Определены деятельность учителя и учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТА УРОКА  ХИМИИ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «КРЕМНИЙ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ» учителя Беликовой Галины Александровны

Технология, формы, методы работы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный этап (30 секунд)

Приветствие

Добрый день! Садитесь, пожалуйста! Давайте приступим к работе

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя. Выбирают эффективные способы организации рабочего пространства.

Р: Управляют  своим поведением и деятельностью.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 минут)

Технология развития критического мышления.

Игровая технология

Приемы и формы работы:

Фронтальная беседа

Блеф - игра

«Верите ли вы, что…»

Что объединяет эти изображения? ( Все они состоят из веществ, в состав которых входит кремний) Слайд 2

Сформулируйте тему урока. (Кремний и его соединения) Слайд 3 

Какие ассоциации у вас возникают при слове «кремний»? (Прочный, твердый, камень.) Есть выражение «Не человек, а кремень» Слайд 4

блеф-игра «Верите ли вы, что…» Правильно ли утверждение?   Что инженеры-технологи научились изготавливать процессоры из песка. (Верное высказывание)  Правда ли, что пропитанные жидким стеклом, в состав которого входит кремний как элемент, изделия из дерева и тканей очень трудно загораются, поэтому им пропитывают материалы, идущие на изготовление театральных декораций? (Верное высказывание)

Заполнить первые две колонки таблицы, что вы знаете о свойствах кремния и что хотели бы узнать?

Знаю

Хочу узнать

Узнали

Показывает презентацию (Приложение 1) (слайды 2 -4). Определяет тему занятия в сотрудничестве с обучающимися. Создает условия для выстраивания индивидуальной траектории.

Объясняет заполнение таблицы.

Отвечают на вопросы. Сами формулируют тему урока и цели. Записывают число и тему урока.

Записывают в таблицу в первые два столбика по два предложения

К: Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения.

Р: Планируют пути достижения целей

3. Актуализация знаний (3 минуты)

Технология сотрудничества

Приемы и формы работы: Фронтальная беседа

Работа с ПСХЭ

Работа с планом характеристики

Ребята, прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним:

1. Каков состав атома? (Атом состоит из положительно-заряженного ядра (протоны и нейтроны) и отрицательно заряженных электронов)

2. Какую характеристику можно дать ХЭ на основании его положения в ПСХЭ? (Химический знак, название, порядковый номер, № периода, № группы, относительная атомная масса)

3. Что такое аллотропия? Приведите примеры.

Опрашивает учащихся

Каков состав атома?

Какую характеристику можно дать ХЭ на основании его положения в ПСХЭ? Что такое аллотропия?

Отвечают на вопросы

П: Анализируют задание для  работы.

4. Первичное усвоение новых знаний (18 минут)

Технология проблемного обучения 

Технология уровневой дифференциации

Приемы и формы работы: фронтальная,

КСО: работа учащихся в группах и парах.

Просмотр коллекции  «Образцы минералов»

Здоровьесберегающие технологии:

Физкультурная пауза (1 мин.) (Приложение 3)

Парная работа Лабораторный опыт:

Распознавание карбоната и силиката натрия. 

(Приложение 4)

Демонстрационный опыт:

Горение ткани, пропитанной жидким стеклом.

(Приложение 5)

Кремний – это один из распространенных в земле элементов (25% массы). Главная часть находится в соединениях кремния с кислородом и др. металлами – силикатных породах. Соединения, в состав которых входит оксид алюминия, называются алюмосиликатами. Таковы белая глина, слюда, полевой шпат. Значительная часть кремния представлена оксидом кремния (IV) – кремнезема. Окрашивание оксида кремния (IV) различными примесями образует драгоценные и полудрагоценные камни. Слайды 5-7

В.И. Вернадский говорил, что «никакой организм не может существовать без кремния». При недостатке кремния в организме человека нарушается баланс обмена веществ, так как более 70 других элементов просто не усваиваются. 
 Слайды 8-12

История открытия. Слайд 13.

На основании положения кремния в ПСХЭ охарактеризуйте его строение. Слайд 14-16

 Организация работы с учебником. С помощью учебника на стр.180-182 постарайтесь определить, физические свойства кремния (1группа), получение кремния в промышленности и в лаборатории(2 группа), какие уравнения химических реакций отражают химические свойства кремния (3 группа), какие – оксида кремния (IV) (4 группа),  какие – кремниевой кислоты(5группа),   Заполните таблицы на рабочих листах. (Приложение 2)

Слушая выступления одноклассников, запишите уравнения в тетради (Демонстрация слайдов с заполненной таблицей). Слайды 17-24

Физкультминутка

В пробирках под номерами находятся растворы следующих солей: карбоната натрия и силиката натрия Химическим путём распознайте каждое из предложенных веществ.

Na2SiO3 K2SiO3 – растворимые стёкла, а их водные растворы – силикатный клей. Посмотрим, как  горит ткань, пропитанная силикатным клеем - жидким стеклом. Как вы думаете, где это свойство находит свое применение?

Силикатную промышленность составляют производства различных строительных материалов, стекла и керамики из природных силикатов.
Слайды 25-28 

С производством некоторых из них мы познакомимся подробнее на следующем уроке.

Показывает презентацию.

Рассказывает о распространении кремния в земной коре, о его биологической роли.

Сообщает историю  открытия кремния

Проводит фронтальный опрос по строению кремния.

Учитель организует работу  в группах, консультирует работу  по программам деятельности. Предлагает учащимся заполнить таблицы.

Проверяет правильность выполнения задания.

Организует физкультминутку

Организует проведение лабораторной работы

По положению кремния в ПСХЭ дают характеристику элемента кремния и его соединений.

Работа учащихся в группах. Знакомятся с алгоритмом работы. Работают с учебником.Выполняют задания. Рассматривают хим. свойства, записывают уравнения химических реакций. Фиксируют результаты, устанавливают причинно - следственные связи. Делают выводы и умозаключения из изученных материалов.

Один ученик от группы выступает с сообщением.

Учащиеся записывают уравнения реакций в тетрадь.

Учащиеся делают разминку

Учащиеся распознают практическим путем каждое вещество. Проводят опыты, записывают уравнения реакций, указывают признаки реакций

П: Осуществление поиска информации, просматривая презентацию и работая с учебником.

К: Взаимодействие  в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений.

Р: Контроль, коррекция знаний

5. Первичная проверка понимания (5 минут)

Личностно-ориентированная технология

Приемы и формы работы:

Индивидуальная работа (Самостоятельная работа с тестом)

 Парная работа (взаимопроверка)

В течение пяти минут работаем с тестовым  заданием по двум вариантам. Выберите из четырех предложенных вариантов ответов один правильный (Приложение 6)

Создает условия для проведения тестового самоконтроля (первичное усвоение знаний).

Выполняют тестовое задание с выбором ответа

Р: Планируют работу с тестовым заданием 

К: Взаимопроверка

6. Первичное  закрепление (6 минут)

Информационнокоммуникативная технология Приемы и формы работы:

Фронтальная, индивидуальная

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с кремнием, узнали о его строении, свойствах и получении. Давайте обратимся к таблице ПСХЭ. Что вы можете рассказать о кремнии, как о химическом элементе?  

Кремний существует в виде двух простых веществ (каких?), как называются такие соединения?

Где в природе содержится кремний?

В состав, каких продуктов входит кремний?

  1. Почему кремний называют «Скалой» нашего здоровья? 
  2. Растворима ли кремниевая кислота в воде? Опишите её физические свойства.

 

С помощью таблицы и презентации обобщает и систематизирует знания учеников

Обобщают материал, изученный на уроке.

С помощью таблицы обобщает и систематизирует знания учеников

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении (2 минуты)

Технология уровневой дифференциации

Сегодня все хорошо работали, молодцы.

Записывает на доске  и комментирует дифференцированное домашнее задание в рабочей тетради:

 (базовый уровень: стр193-194 задания 2,3,4;повышенный уровень (стр.194-195,часть 2 задания 1,2,3)

Воспринимают информацию, выбирают вид задания. Записывают домашнее задание в дневник

П: Извлечение необходимой информации

К: Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Р: Делают выбор уровня и вида Д/З.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия) (5 минут)

Технология сотрудничества

Приемы и формы работы:

индивидуальная

(Работа с таблицей),

Возвращаемся к таблице, которую заполняли вначале урока. Работаем с таблицей. Заполняем третий столбик.

Знаю

Хочу узнать

Узнали

Организует обсуждение результатов.

Объявляет  оценки

Обобщают результаты своей деятельности по достижению цели.

К: Слушают, задают вопросы на понимание и уточнение.

Р: Осознание качества и уровня усвоения.

К: Выражают собственное мнение о работе  и полученном результате.

9. Организация окончание урока (30 секунд)

До свидания, урок окончен.

Прощаются

Прощаются

                        

        

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока.Химия 8 класс.Соли.

Технологическая карта урока разработана с использованием элементов системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления....

Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...

Технологическая карта урока химии. 9 класс.

Урок - практикум: "Решение экспериментальных задач по теме "Электролитическая диссоциация""...

Технологическая карта урока химии 8 класс

Технологическая карта урока химии 8 класс по теме "Предмет химии.Вещества и их свойства"...

Технологическая карта урока химии 8 класс "Периодический закон Д.И. Менделеева"

Цель урока: Дать представление о формировании знаний о периодическом законе и установить периодическую зависимость свойств химических элементов....

Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»

Работа проводится в 9 классах по  УМК. Химия Учебник 9 класса  под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...