Методическая разработка урока по теме "Нефть: состав, свойства и переработка"
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
Урок предназначен для учащихся 10 класса изучающих химию на углубленном уровне. Можно провести как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели. Метод проведения урока - деловая игра. Форма проведения - прессконференция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neft_sostav_i_pererabotka.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
Тема: Нефть, ее состав, свойства и переработка.
Форма проведения: ролевая игра
Цели урока: сформировать знания о составе, свойствах и способах переработки нефти; продолжить формирование навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений кратко и точно излагать мысли и оформлять результаты собственных исследований с помощью офисных программ; формирование экологической грамотности, бережного отношения к природным ресурсам.
Задачи:
Образовательные:
- рассмотреть состав и физические свойства нефти;
- способы переработки нефти как топлива и сырья для получения органических веществ;
Развивающие:
- развивать умения добывать необходимую информацию, работать с обобщающими таблицами, схемами;
- развивать экологическое воспитание, показав, возможные последствия экологических катастроф.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природным богатствам и окружающей среде;
- формировать коммуникативные качества (корректность поведения и высказываний в ходе обсуждения);
- прививать навыки самоорганизации, самооценки, самоанализа.
Предварительная работа:
- Распределение ролей среди учащихся: директор завода, экономист завода, руководитель отдела по связям с общественностью, руководитель отдела снабжения, главный технолог предприятия, начальник отдела геолого-разведки, руководитель отдела реализации продукции, экскурсовод музея завода, руководитель отдела маркетинга, заведующий лабораторией завода, главный эколог предприятия, начальника отдела новейших разработок и исследований, представители прессы.
- Подбор и редактирование материала для пресс-конференции.
- Подготовка презентаций.
- Подготовка бейджиков с указанием должности работника завода или названием СМИ.
Роль ведущего исполняет учитель.
Ход и содержание урока.
Ведущий: Мы с вами сегодня присутствуем на очень значимом мероприятии – пресс-конференции посвященной очень важному событию для нашей области – началу производства самой современной марки бензина «Евро-6». Данная марка бензина будет производиться на Волгоградском нефтеперерабатывающем заводе. Поэтому нашими гостями сегодня будут: директор завода, экономист завода, руководитель отдела по связям с общественностью, начальник отдела геологоразведки, главный технолог предприятия, руководитель отдела реализации продукции, экскурсовод музея завода, заведующий лабораторией завода, главный эколог предприятия, начальника отдела новейших разработок и исследований.
Нефть, нефтепереработка, продукты нефтепереработки. Эти слова сегодня звучат со всех страниц СМИ. Я очень надеюсь, что в ходе сегодняшней встречи мы получим ответы на все интересующие нас вопросы по теме «Нефть, ее состав, свойства и переработка».
Уважаемые представители прессы, в ходе конференции вы можете задавать любые интересующие вас вопросы по данной тематике.
Слово директору предприятия.
Директор предприятия:
Вначале немного истории открытия нашего предприятия.
5 декабря 1957 года на завод по нефтепроводу Жирновск — Сталинград — НПЗ пришла нефть. С 20 на 21 декабря была отобрана первая порция прямогонного бензина. Именно 21 декабря 1957 г считается датой рождения завода.
В период с 1958 по 1965 годы на заводе идет активный процесс наращивания мощности и расширения ассортимента выпускаемой продукции. Происходит введение в строй термических крекингов, битумной установки, ввод в действие установок по производству смазочных масел, установок по производству присадок.
В 1988 году на заводе началось производство высокоиндексных низкозасты-вающих гидравлических и авиационных масел.
Вначале 1990-х завод входит в группу Лукойл.
В 2006—2009 гг. вводятся в эксплуатацию: установка каталитического риформинга, установка изомеризации бензиновых фракций, что позволило производить 100 % высокооктановых бензинов по стандарту Евро.
31 мая 2016 года в эксплуатацию введён комплекс глубокой переработки нефти на базе гидрокрекинга вакуумного газойля.
Слушаем Ваши вопросы.
Вопрос прессы: Почему нефтеперерабатывающий завод построен в Волгограде?
Ведущий: Слово предоставляется главному экономисту завода.
(Слайд) Можно выделить четыре основные причины появления данного завода в нашем городе:
- Волгоградская область имеет собственную сырьевую базу для данного производства.
- Волгоград - крупный транспортный узел. Это пересечение автомобильных, железнодорожных и речных путей.
- Наличие трудовых ресурсов.
- Наличие природных условий, способствующих развитию данного производства.
Вопрос прессы: Какими месторождениями представлена собственная сырьевая база Волгоградской области?
Ведущий: Данный вопрос поможет осветить начальник отдела геологоразведки.
Начальник отдела геологоразведки:
(Слайд: Физическая карта Волгоградской области)
В северной части Волгоградской области находятся Южно-Уметовское месторождение. Продуктивные слои этого месторождения находятся в толще карбоновых отложений.
В девонских отложениях было открыто Кудиновское нефтегазовое месторождение, а в 1975 г. в районе Котово получен самый мощный фонтан в истории нефтяной промышленности Волгоградской области с суточным дебитом почти в 500 т.
В 1980-е - 1990-е годы открыты залежи нефти в северных районах области - Макаровское, Памятное, Сасовское и др., за счет которых добычу нефти удалось довести до 4 млн. т в год.
Вопрос прессы: Я полагаю, что собственное сырье не полностью удовлетворяет потребности завода. Откуда еще поступает нефть на завод?
Ведущий: На данный вопрос попросить ответить руководителя отдела снабжения.
Руководитель отдела снабжения:
Нефть на предприятие поступает по нефтепроводу Самара-Тихорецк. Для производства продукции на НПЗ используется смесь, состоящая из легкой нефти западносибирских и нижневолжских месторождений.
Вопрос журналиста: Как давно нефть известна человеку, и в каких направлениях она использовалась раньше?
Ведущий: Адресуем ваш вопрос историкам нефтехимии.
Экскурсовод музея завода.
Нефть известна человеку с глубокой древности (несколько веков до нашей эры). Образующийся на поверхности нефти смолообразный битум использовался как вяжущий строительный материал, а так же для лекарственных целей (лечили чесотку, нарывы, боль в ушах и суставах). Древние греки, римляне, китайцы использовали нефть для военных целей. Арабы в І веке до н.э. уже имели установки для перегонки нефти. До середины XIX века нефть добывали примитивным способом – вручную. Ее черпали из неглубоких колодцев. Первая буровая скважина в России начала работать в Ухте в 1855 году. В начале 60-х годов XIX века от ручного способа перешли к механическому, и добываемую нефть начали подвергать разгонке. В начальный период развития нефтяной промышленности главным продуктом был керосин, который применяли для освещения в керосиновых лампах. Бензин из-за опасности обращения выбрасывали (сливали в овраги, море), оставшуюся после отгонки керосина часть нефти сжигали в топках. В 80-х годах было установлено, что из нефти можно получать ароматические углеводороды.
Вопрос прессы: А что же собой представляет нефть, что она так значима?
Ведущий: Ваш вопрос адресуем начальнику информационного отдела завода.
Начальник информационного отдела завода.
Демонстрация образца нефти
Сырая нефть – маслянистая жидкость, легче воды и не растворяющаяся в ней, от светло-коричневого до черного цвета. У нее различен не только цвет, но и запах, а также вязкость, ρ = 0,73 – 1,04 г/см3 .
По составу нефть – сложная смесь.
Состав смеси можно отразить: (Слайд)
♦ Элементным составом | ♦Углеводородным составом |
- углерод – 82-87 %, - водород – 11-14 %, - кислород, сера, азот – 2-6 % | - парафиновые углеводороды, - циклопарафиновые углеводороды, - ароматические углеводороды. |
Нефть очень ценное горючее, обладающее высокой теплотворной способнос-тью. Из 1 кг нефти выделяется при ее сгорании 46000 кДж теплоты.
Вопрос прессы: Но ведь нефть используют не только как топливо. Каким образом происходит переработка нефти, и какие продукты из нее получают?
Ведущий: на данные вопросы наиболее исчерпывающий ответ вы сможете получить от технолога отдела производства.
Технолог отдела производства:
Издавна использовали физический процесс при переработке нефти – фракционная перегонка или ректификация. Фракционная перегонка – физический способ разделения смеси компонентов с различными температурами кипения.
Процесс перегонки включает в себя:
- очистка сырой нефти от механических примесей,
- освобождение от примесей газа,
- удаление воды,
- освобождение от сернистых соединений,
- фракционная перегонка.
Схема установки перед вами (Слайд) (Приложение: Схема промышленной установки перегонки нефти)
Продукты ректификации нефти: (Слайд)
- Ректификационные газы - преимущественно С3 – С4
- Газолиновая фракция - С5 – С11
↓ ↓
петролейный эфир бензин
- Лигроиновая фракция - С8 – С14
- Керосиновая фракция - С12 – С18
- Дизельное топливо – С13– С19
- Мазут С18 – С25
Демонстрация коллекции «Нефть и продукты её переработки»
Полученный мазут подвергают перегонке при пониженном давлении.
Продукты перегонки мазута: (Слайд)
- Соляровое масло
- Смазочные масла
- Вазелин и парафин
- Битум и асфальт
Журналист: Мой вопрос экономисту завода. Мне известно, что в Японии из 1 тонны нефти получают около 97 % бензина, в США около 80 %, а в нашей стране 50–60 %. Следовательно, наш бензин будет стоить дороже. Какие методы вы используются на предприятии для повышения выхода бензина?
Начальник экономического отдела:
Чтобы повысить выход бензина, мы прибегаем ко вторичным процессам нефтепереработки, то есть переработке не самой нефти, а продуктов, полученных в результате ее первичной перегонки. Этот процесс называется крекинг. Более точно данный процесс осветит наша технологическая служба.
Технолог отдела производства:
Крекинг – термическое разложение нефтепродуктов, приводящее к образованию углеводородов с меньшим числом атомов углерода в молекуле.
Существует два вида крекинга: термический и каталитический.
Термический крекинг – расщепление молекул углеводородов с длинной цепью на более короткие под действием высокой температуры (470–5500С).
Химизм процесса:
С16Н34 → С8Н18 + С8Н14;
С8Н18 → С4Н10 + С4Н8;
С4Н10 → С2Н6 + С2Н4;
С4Н10 → С3Н6 + СН4
Каталитический крекинг - расщепление молекул углеводородов с длинной цепью на более короткие под действием катализаторов, в качестве которых используют природные алюмосиликаты состава nAl2O3 ∙ mSiO2. Это позволяет вести процесс при несколько более низкой температуре 450-5000С, с большей скоростью и получать бензин более высокого качества.
Схема установки перед вами (Слайд) (Приложение: Установка каталитического крекинга)
Вопрос прессы. Хотелось бы уточнить, какую именно продукцию выпускает Волгоградский нефтеперерабатывающий завод?
Ведущий. Вопрос адресуем руководителю отдела маркетинга завода.
Руководитель отдела маркетинга:
Волгоградский НПЗ производит следующие виды продукции:
• Моторные топлива;
• Топочный мазут;
• Битумы;
• Кокс;
• Масла.
Проектная мощность Волгоградского НПЗ составляет 12,59 миллионов тонн нефти в год.
Журналист: Я бы хотел услышать ответ, который поможет решить мою проблему. Я имею автомобиль. Иногда в работе его двигателя наблюдаются такие явления: появляется резкий стук в цилиндре, затем резкий хлопок, похожий на взрыв. Почему это происходит, и как избежать этого?
Ведущий: Адресуем ваш вопрос начальнику отдела новейших разработок и исследований.
Начальник отдела новейших разработок и исследований:
Одной из характеристик всякого бензина является его детонационная стойкость. Чтобы понять явление детонации, вспомним, как работает двигатель внутреннего сгорания.
В цилиндр двигателя засасывается смесь паров бензина с воздухом, смесь сжимается поршнем и поджигается посредством электрической искры. Образующиеся при сгорании углеводородов газы расширяются и совершают работу. Чем сильнее сжимается смесь паров бензина с воздухом, тем большую мощность развивает двигатель и тем относительно меньше он расходует горючего. Не все сорта бензинов выдерживают сильное сжатие. Некоторые углеводороды при сжатии воспламеняются преждевременно и сгорают с чрезвычайно большой скоростью, со взрывом. От удара взрывной волны о поршень появляется резкий стук в цилиндре, происходит сильный износ деталей, мощность двигателя падает. Это взрывное сгорание бензина носит название детонации. Наименьшей стойкостью к детонации обладают парафины нормального строения. Углеводороды разветвленные, а так же непредельные и ароматические более устойчивы к детонации. Для количественной характеристики детонационной стойкости бензинов выработана октановая шкала. Октановое число изооктана (2,2,4-триметилпентана), обладающего высокой детонационной стойкостью, принято за 100. Чтобы повысить детонационную стойкость бензина, мы подвергаем его ароматизации. Этот процесс называется риформингом. Он осуществляется путем нагревания бензина в присутствии платинового катализатора. В этих условиях идут реакции превращения парафинов и циклопарафинов в ароматические углеводороды, вследствие чего октановое число бензинов повышается.
Вопрос прессы: Мой вопрос адресован главному экологу предприятия. Ваше предприятие нельзя назвать безопасным. Какие меры предпринимаются на заводе, чтобы обеспечить безаварийную работу, а так же осуществить качественную очистку выбросов, чтобы избежать загрязнения окружающей среды?
Главный эколог предприятия:
На нашем предприятии построены пруды-накопители, в которых отходы нефтепереработки и другие органические соединения разрушаются микроорганизмами. С целью очистки газообразных продуктов, которые выбрасываются в атмосферу, их подвергают гидроочистке – нагреванию на катализаторе в присутствии водорода. За исправностью оборудования постоянно следят работники нашего предприятия. Но все же мы стремимся к безотходному производству, чтобы все продукты приносили пользу людям. Для этого нужно поднять уровень науки и технологии. Важную роль в этом должны сыграть вы, представители прессы, пропагандируя интерес к знаниям, науке.
Журналист: В каких регионах нашей страны и за рубежом, если таковые имеются, востребована продукция вашего завода?
Ведущий: Попросим осветить данный вопрос руководителя отдела реализации продукции.
Руководитель отдела реализации продукции:
Основные потребители продукции Волгоградского НПЗ: предприятия России и военные структуры России в Чечне. Экспорт продукции производится в такие страны, как Иран, Турция, Греция и Югославия.
Ведущий:
Благодарю всех участников нашей пресс-конференции.
Подводим итог урока.
Каждому участнику пресс-конференции вручается протокол пресс-конференции, в котором отражены все рассматриваемые вопросы.
Список использованной литературы:
- Артеменко А.И. Органическая химия: Теоретические основы: Углубл. курс: Учеб. для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета. – М.: Просвещение, 1997. – 384 с.
- География России. Население и хозяйство. 9 класс. Атлас. Учебное издание под общей редакцией В.П.Дронова. . – М. Дрофа, 2008.
- География и экология Волгоградской области. Учебное пособие.- 3-е изд., перераб. и доп./авторский коллектив под общей редакцией В.А.Брылева.- М.:Глобус, 2010. – 152 с. (Наш Волго-Донской край)
- Книга для чтения по органической химии: Пособие для учащихся 10 класса /Сост. П.Ф.Буцкус. М.: Просвещение,1985.
- Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин; под ред. В.И.Теренина. – 7-е изд., перераб. – М. Дрофа, 2005. – 314 с.
Интернет-ресурсы:
http://energybase.ru/processing-plant/volgograd-refinery
http://www.toplivoprodazha.ru/postavchiki/npz/volgogradsky/
http://ibprom.ru/volgogradskiy_npz
https://yandex.ru/images
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Состав атома и атомного ядра"
Методическая разработка урока по теме "Состав атома и атомного ядра" предназначена для проведения урока химии в 8 классе при изучении главы "Строение атома. Структура Периодической системы химических ...
Методическая разработка урока химии по теме «Свойства и значение жиров»
Урок обобщения и систематизации знаний....
Методическая разработка урока в 5 классе: "Свойства воздуха"
Материал представлен с примененим системно-деятельностного метода обучения...
методическая разработка урока "Алюминий и его свойства"
методическая разработка урока " Алюминий и его свойства" 9 класс по учебнику О. С. Габриеляна. к методической разработке прилагается презентация, урок составлен рамках ФГОС...
Методическая разработка урока штукатурно-малярного дела "Свойства меловой краски и её приготовление"
Урок штукатурно-малярного дела в 6 классе школы 8 вида. Разработка содержит технологическую карту, конспект урока и приложения (раздаточный материал)....
Методическая разработка урока по теме: " Состав атмосферы"
Представлена технологическая карта к уроку по теме " Состав атмосферы"...
Методическая разработка урока по химии "Физические свойства металлов" (9 класс)
Методическая разработка урока по химии "Физические свойства металлов" (9 класс). Этот методическая разработка урока направлена на повторение и обобщение сведений, полученных ранее о мет...