Методическая разработка урока в 5 классе: "Свойства воздуха"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Материал представлен с примененим системно-деятельностного метода обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_urok_svoysva_vozdukha.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Кантемировская СОШ №2

Методическая разработка урока природоведения в 5 классе

«Свойства воздуха»

                                                                   Выполнила:

                                                                               Учитель биологии

                                                                                 Бутурлакина Н. Н.

Тема урока: Свойства воздуха

 Цель:- сформировать знания  о свойствах воздуха как природного тела 

Задачи :- познакомить со свойствами воздуха и использованием их человеком

             - формировать умение работать с текстом учебника, рисунками, проводить опыты

                 и делать выводы

              - воспитывать убеждения  в необходимости  изучения свойств природных тел

Тип урока:- комбинированный

Вид:-  урок-исследование

Оборудование : интерактивная доска, колба, резиновый мяч, 2 шарика, чашка с водой, теннисный мячик, игровое поле «Крестики-нолики»

 Ход урока 

1.  Орг. момент Проверка готовности класса к уроку

Отгадав загадку, вы вспомните название главы, которую мы изучаем:

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)

II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Вы составляли на прошлом уроке вопросы по данной теме и бросали их в волшебный ящик. Сейчас по очереди вытаскиваем и отвечаем на вопросы

Вопросы из волшебного ящика. Фронтальный опрос

  

Как вы каждый можете выполнить ст. Конституции РФ об охране окружающей среды?

В частности охрана воздуха

 - меньше расходовать кислород ( не сжигать без необходимости) и больше сажать и охранять растения как источники кислорода и потребители углекислого газа)

Молодцы

3. Сообщение т/у, постановка цели и задач 

Мы вспомнили строение воздуха как природного тела.

А какими свойствами обладает это тело?

 Тема: Свойства воздуха (запись в тетрадь) слайд 1

Попробуйте каждый из вас сформулировать для себя цель урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся со свойствами воздуха и использованием их человеком

4.Актуализация знаний Прежде чем приступить к изучению темы урока, вспомните что такое «упругость»? Приведите примеры упругих тел.

(Упругость –это свойство тел изменять форму и объем под действием других тел и восстанавливать их после прекращения действия)

5.Введение новых знаний

- Фронтальная беседа 

Познакомимся  с незнакомцем- воздухом. Удивились?

 Хотите я докажу, что он действительно для вас незнаком?

Попробуйте рассказать – какой он? ( колба с воздухом)

Не получается? Вот так о знакомом с детства телом мы без знаний не можем ничего сказать.

Начинаем приобретать знания

Демонстрация опытов

Опыт 1.Через колбу с воздухом смотрим на меня .Вы меня видите ?..и я вас. А почему?

 

Вывод: воздух прозрачен( запись в тетрадь) слайд 2

 Имеет ли это свойство значение для живых организмов?

              -проходит солнечный  свет для фотосинтеза,

               -животные могут на расстоянии видеть и врагов, и пищу

Опыт 2. Через колбу с воздухом смотрим на меня. Изменился ли цвет моей одежды? Волос?Почему?

 Почему небо ( атмосферу ) рисуют голубым?

Вывод: воздух безцветен ( запись в тетрадь)  слайд 2

Имеет ли это свойство значение для живых организмов

- большой слой воздуха

( толщина атмосферы- 1000км) дает голубой оттенок

-большинство животных видят только черно- белое изображение

Опыт 3. Давайте все дружно понюхаем воздух

Вывод: воздух не имеет запаха( запись в тетрадь)  слайд 3

Имеет ли это свойство значение для живых организмов

- животные могут по запаху определять своих врагов, находить пищу- воздух не имеет запаха и им не мешает.

А дальше мы будем работать в группах. Каждый из вас выступит в роли ученного, выясняющего свойства воздуха. Каждая группа получит карточку и постарается выяснить какое-то одно свойство воздуха.

Групповая работа

Задания группам

Группа 1

Поиграем в резиновый мяч. Почему мячик отскакивает от пола?

Какое это свойство?

Вывод: воздух сжимаем и упруг( запись в тетрадь)

Посмотрите на два шарика. Какой из них более упругий? Почему?

Могу ли я сделать второй шарик таким же упругим, как первый? Что для этого нужно сделать (добавить воздуха)

Что происходит с шариком когда мы добавляем воздух? 

- Как человек использует это свойство

- У кого из вас есть велосипед?- Какое свойство воздуха используется при накачивании насосом камеры колеса велосипеда?

Работа с учебником - тормоза автомашин, духовое ружье, спортивные мяч

Задание второй группе

Опыт.    Наберите в чашку воды. Попробуйте утопить в ней теннисный шарик. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружили?

Запись 2: воздух легче воды.

- Почему вы не боитесь плавать, надев спасательный круг?

- У кого из вас есть резиновая лодка? Почему вы не боитесь в ней плавать?

Задание группе 3

Опыт  Погрузите перевернутый стакан в воду и наблюдайте за уровнем воды в нем.

(см. рис. 39 стр. 69_

   

Вывод: воздух занимает  пространство ( запись в тетрадь) 

Как человек использует это свойство?    

- водолазный колокол, кессоны

 У какого животного человек « подсмотрел» такое приспособление? (паук серебрянка)

Сообщение учащегося (домашнее опережающее задание)

Задание группе 4

Опыт  Посмотрим …на оконные рамы. Это великое, поверьте мне, изобретение Они пропускают свет в помещение, но не пропускают тепло и холод. Почему?

- Почему в домах в окна вставляют двойные рамы? Что находится между рамами? Какое свойство воздуха здесь проявляется?

- Воздух - плохой проводник тепла

- между рамами – воздух

    

Вывод: воздух имеет слабую теплопроводность ( запись в тетрадь) слайд 2

- Почему земля под снегом остается теплой, и корни растений не замерзают?

- На самом деле, что же греет землю, снег ли?

- Между снежинками - воздух, он не пропускает холод.

- Как сидят птички, когда на улице мороз? Почему?

- А что происходит с мехом животных к зиме?

- Мех животных, перья птиц сами по себе не греют, а греет воздух, находящийся между ними.

- А как свойство теплопроводности использует человек? (Меховые шубы, шерстяная одежда, валенки).

И еще одно свойство воздуха

Почему люди в бане поднимаются на полок, ближе к потолку, чтобы попариться? Что происходит с горячим воздухом?

Запись 4: горячий воздух поднимается вверх.

- Значит, в нашем кабинете, где находится более теплый воздух - у потолка или ближе к полу?

-- Что происходит с нагревшимся воздухом? (Поднимается).                                                    - Что занимает освободившееся место? (Холодный воздух).

Вывод: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.( запись в тетрадь) слайд 2

- форточки наверху, а трубы отопления внизу и т. д.

Итак,  воздух обладает следующими свойствами

  1. Воздух прозрачен
  2. Воздух бесцветен
  3. Воздух не имеет запаха
  4. Воздух сжимаем и упруг
  5. Воздух занимает  пространство
  6. Воздух имеет слабую теплопроводность
  7. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз
  8. Воздух легче воды

Закрепление

Игра «крестики-нолики»

Класс разбивается на 2 команды. Каждая команда  выбирает № вопроса из игрового поля.

Я называю предмет, который использует человек, а вы  отгадайте какое свойство, используется в устройстве этих предметов.

1. Двойные оконные рамы (слабая теплопроводность)

2. Спасательный жилет (воздух легче воды)

3. Воздушные тормоза (сжимаем и упруг)

4. Водолазный колокол (воздух занимает пространство)

5. Шины велосипедные (сжимаем и упруг)

6. Форточки наверху, а батареи отопления внизу (теплый воздух поднимается вверх)

7. Шуба (слабая теплопроводность)

8. Резиновая лодка ( воздух легче воды)

9. Духовое ружье ( сжимаем и упруг)

 Что же вы узнали о знакомом незнакомце- воздухе? Достигли своих целей?

Домашнее задание

П 17 работа в тетради на печатной основе  № 60-61.Составить кроссворд Воздух .

Обсудить результаты работы и объявить отметки

1)   Почему зимующие растения и животные не замерзают под снегом?

2)   Какое свойство использует человек при накачивании шин велосипеда?

3)  Почему в ружьях для подводной охоты используется именно сжатый воздух, а не порох?

4) Что происходит с нагревшимся воздухом?

5) Какое свойство использует человек в водолазном колоколе?

6) Как называется воздушная оболочка Земли?

7) Какое свойство использует человек в спасательном жилете?

8) Ученый, открывший кислород

Вопросы из волшебного ящика.

  1. Как называется воздушная оболочка Земли (атмосфера)
  2. Какие газы входят в состав воздуха (кислород, азот углекислый газ)
  3. Кто первый открыл кислород (Джозеф Пристли)
  4. Докажите, что в воздухе есть кислород (зажечь лучину)
  5. Что такое смог (смесь дыма, тумана и пыли) В чем его вред.
  6. Почему кислород не убывает из атмосферы, несмотря на огромное его потребление
  7. Какое вещество воздух простое или сложное
  8. Какого газа больше всего в атмосфере
  9. Значение кислорода
  10. Значение азота
  11. Значение углекислого газа (задерживает Теплове излучение , согревает Землю НО от избытка может повысится температура)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).

Предложена методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).Учителем поставлена  задача создания условий, наряду с  обучением, для разностор...

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Методическая разработка урока по физике "Свойства ионизирующих излучений"

Урок в котором в качестве учебного элемента  рассмотрен вопрос о питании на радиоактивно-зараженных территориях и о радиопротекторных свойствах пищи....

Методическая разработка урока по теме "Свойства квадратных корней"

Методическая разработка по теме «Свойства квадратных корней» посвящена изучению нового материала. Показывается методика изучения правил извлечения квадратного корня из произведения и дроби...