Посвящение восьмиклассников в химики
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Мероприятие направлено на развитие устойчивого познавательного интереса к новому изучаемому предмету, осуществление преемственности между учащимися 8 и старших классов, реализация межпредметных связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posvyashchenie_v_himiki.docx | 50.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие "Посвящение в химики" (для учащихся 8-х классов)
Подготовила учитель химии и биологии Качанова Е.В.
Цель:
развитие устойчивого познавательного интереса к новому изучаемому предмету, осуществление преемственности между учащимися 8 и старших классов, реализация межпредметных связей.
Задачи:
1. Образовательные: обобщить, систематизировать и закрепить первоначальные знания обучающихся о химических элементах, их расположении в ПСХЭ Д.И.Менделеева, реализовать межпредметные связи. Осуществить преемственность между обучающимися 8 и 10 классов.
2. Воспитательные: формировать умение работать в коллективе, совершенствовать умения логически рассуждать, высказывать свои мысли. Развивать чувства товарищества и взаимопомощи.
3. Развивающие: развивать устойчивый познавательный интерес к новому изучаемому предмету,развивать умения и навыки применения своих знаний на практике.
Оборудование: спиртовка, пробиркодержатель, пробирки, коническая колба, плоскодонная колба, мензурка, тигельные щипцы, химические стаканы, штатив для пробирок, фарфоровая ступка с пестиком, асбестовая сетка, спички, носовой х/б платок.
Реактивы: вода, спирт, фенолфталеин, NaOH, HCl (р-р) и (конц.),H2SO4 (конц.), сульфат железа (lll), KМnO4, FeCl3, дихромат аммония, аммиачная селитра, нашатырный спирт.
Ход и содержание мероприятия:
I. Подготовительный этап.
На первых уроках учитель объявляет о предстоящем внеклассном мероприятии. Классы выбирают членов команд из 6 человек. Каждая команда выбирает себе капитана (ученика, имеющего прочные знания по предмету). В дальнейшем капитаны готовят свои команды к игре. Заранее учитель каждой команде дает домашнее задание:
· придумать название, эмблему и химическое представление команды;
· Приготовить команде соперника 5 вопросов на изученные темы.
II. Игра.
Вводное слово учителя:
Здравствуйте ребята! В этом учебном году Вы начали изучение нового предмета — химия. И первое знакомство с удивительным миром химии уже состоялось.
И сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию восьмиклассников и ответить на вопрос: «Достойны ли они стать гражданами великой химической страны?» Ведь лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны.
В конце нашего путешествия Вы будете посвящены в химики. Желаем вам успеха! А помогут сегодня наши ведущие обучающиеся 10 класса.
Выходят 2 ведущих
1 ведущий: Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах.
Все — от песчинок малых — до планет
Из элементов состоит единых.
2 ведущий: Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгой,
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья!
2 ведущий: Мы рады приветствовать вас на празднике-конкурсе — «Посвящение восьмиклассников в химики».
1 ведущий: Участникам сегодняшнего конкурса предстоит раскрыть перед нами все свои способности.
2 ведущий: А оценивать способности и умения конкурсантов, конечно, же, будете вы — дорогие зрители и строгое, справедливое жюри.
жюри –
1 ведущий: А теперь настала очередь знакомства с нашими конкурсантами.
2 ведущий: Начнем с конкурса «Приветствие». (Команды по очереди демонстрируют эмблемы, название и приветствие).
1-й ведущий Второй конкурс Разминка ( Командам по очереди зачитываются вопросы, на которые нужно быстро отвечать, каждый правильный ответ приносит команде 1 балл)
1-й ведущий (вопросы 1-й команде).
1. То, из чего состоят тела… (Вещество.)
2. В центре атома находится… (Ядро.)
3. Наука о веществах и их превращениях – … (Химия.)
4. Определенный вид атомов – … (Элемент.)
5. Ученый, открывший закон сохранения массы веществ, – … (Ломоносов.)
6. Рождающий воду – … (Водород.)
7. Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород, – ... (Оксиды.)
2-й ведущий (вопросы 2-й команде)
1. Мельчайшая, химически неделимая частица вещества – ... (Атом.)
2. Разновидности атомов элемента, имеющие одинаковый заряд, но разную массу, – … (Изотопы.)
3. Свойство атомов элемента присоединять определенное число атомов других элементов – … (Валентность.)
4. Число, показывающее количество атомов элемента в молекуле, – … (Индекс.)
5. Валентность атомов кислорода... (II.)
6. Явления, при которых образуются новые вещества... (Химические.)
7. Вещества, молекулы которых состоят из атомов разных химических элементов… (Сложные.)
Вопросы 3 команде
1. Условная запись химической реакции – ... (Уравнение.)
2. Валентность атома водорода... (I.)
3. В ядре атома находятся протоны и… (Нейтроны.)
4. Ученый, открывший периодический закон, – ... (Менделеев.)
5. Рождающий кислоты – … (Кислород.)
6. Вещества, молекулы которых состоят из атомов одного элемента... (Простые.)
7.Какие вещества являются строительным материалом для организма? (белки)
Вопросы 4 команде
- Назовите химико-биологический процесс, в результате которого в атмосферу выделяется кислород.
(фотосинтез)
- Какой газ выделяется живыми организмами при дыхании?
(углекислый газ)
- Какие вещества являются основным источником энергии в организме? (углеводы).
- Газообразная природная смесь (воздух)
- Жидкий металл (ртуть)
- От какого дождя гибнут растения (кислотного)
- Химический нагревательный прибор (спиртовка)
1 ведущий: Третий конкурс «Домашнее задание» (Команды заранее приготовили для соперников по 5 вопросов).
2 ведущий: следующий конкурс Знатоки химического оборудования.
Командам предлагается назвать следующую химическую посуду и лабораторное оборудование, а также рассказать об их предназначении.
1 ведущий: пока команды готовятся проведём конкурс болельщиков:
- Угадай О каком веществе идет речь?
1.На суку сидит сова,
Выдыхает СО2.
(углекислый газ).
2.Сапоги мои того,
Пропускают Н2О.
(вода).
3.NaCl - его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин -
В малых дозах в блюдах нужен.
(поваренная соль).
4.Флакон с KМnO4 - обычно имеется в каждой квартире,
С рожденья ребенок любой с ним знаком,
Едва лишь покинет он с мамой роддом,
Его искупают в ванночке с ним,
Ведь он для дезинфекции незаменим.
(перманганат калия - «марганцовка»).
5.Что за чудо посмотри -
Этот СаСО3.
По доске он проезжает,
За собой след оставляет.
(мел).
6 .Если нет у вас для теста
Разрыхлителя, вы вместо -
NaHCO3
Положите в пироги.
(питьевая сода).
7. В честь него был назван век,
Он в крови у нас у всех,
В космосе метеорит
Его содержит, и летит.
Ржавчина его съедает.
Кто металл этот не знает?
(железо)
8. Раны смазываем мы
Его раствором спиртовым,
А в условиях обычных
Твёрдый он, что непривычно,
И к возгонке он способен,
Переходит в пар легко
Фиолетового цвета.
Что за галоген же это?
(йод)
9.Слепоту он вызывает –
Каждый школьник это знает.
Очень вреден, ядовит
И ужасен этот спирт!
(метанол)
10.Он бежит по проводам,
Он бывает тут и там.
Свет зажег, нагрел утюг,
Без сомненья – он наш друг.
Если в атом он попал –
То, считай, почти пропал:
Он с утра и до утра
Носится вокруг ядра.
(Электрон).
11.Я светоносный элемент.
Я спичку вам зажгу в момент.
Сожгут меня, и под водой
Оксид мой станет кислотой.
(Фосфор).
2 ведущий: Следующее задание для болельщиков: Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:
12. Не все то аурум, что блестит.
(Не все то золото, что блестит).
13. Белый, как карбонат кальция.
(Белый как мел).
14. Куй феррум, пока горячо.
(Куй железо, пока горячо).
15. Слово - аргентум, а молчание - аурум.
(Слово - серебро, а молчание - золото).
16. Купрумного гроша не стоит.
(Медного гроша не стоит).
17.Стойкий станумный солдатик.
(Стойкий оловянный солдатик).
18.С тех пор много Н2О утекло.
(С тех пор много воды утекло).
19.Тяжелые плюмбумные тучи.
(Тяжелые свинцовые тучи).
20.Феррумный характер
(Железный характер)
2 ведущий: следующий конкурс:
Экзамен по технике безопасности. Капитанам командам предлагается правильно выполнить следующие действия :1 команда 8 а- Зажечь и потушить спиртовку. Объяснить все свои действия.
2 команда 8 б- Нагреть воду в пробирке. Объяснить все свои действия.
3 команда 8 в - Собрать прибор из предложенного оборудования. Объяснить все свои действия.
4 команда 8 г- Собрать прибор для фильтрования раствора. Объяснить все свои действия.
1 ведущий: Пока наше многоуважаемое жюри подводит итоги, давайте перенесемся на несколько веков назад и побываем в гостях у алхимика.
Алхимик: Людская молва преувеличивает мою славу, друзья мои, я всего лишь скромный служитель моей великой науки. Однако не будем терять времени. Какие именно вопросы интересуют вас и ваших друзей? (Обращается к ведущим).
2 ведущий: Нас интересует, что это за палочка у вас в руках?
Алхимик: О, это замечательная палочка, с ее помощью я могу превратить воду в вино и творить множество других чудес.
1 ведущий: Так я вам и поверил!
Алхимик: Ты осмеливаешься не верить мне - доктору алхимии, которого знает весь мир? Сын мой, дай мне стакан воды. Смотрите! (Ставит стакан на стол, делает над ним несколько пассов, а потом помешивает в стакане палочкой. Вода в стакане становится розовой, похожей на вино).
Объяснение опыта: в стакане налита щелочь, а перед выходом алхимик смачивает палочку фенолфталеином.
2 ведущий: Да, действительно, даже вином пахнет.
Алхимик: (Забирая у него стакан, с насмешкой.) Ты, я вижу, не против его и на вкус попробовать. Нет, лучше мы сейчас приготовим из воды более подходящий для тебя напиток. (Берет у своего ученика 2 стакана, наполненных на половину прозрачными жидкостями, и, проделав над ними несколько пассов, выливает жидкость из одного стакана в другой, предварительно помешав палочкой. Вода превращается в «молоко».)
Объяснение опыта: В стакане № 1 - находится раствор Na2CO3, в стакане № 2 - раствор BaCl2. При их взаимодействии выпадает осадок карбоната бария белого цвета.
Алхимик: Вот этот напиток больше подходит тебе (обращается к ведущему), чем вино, тем более что молоко - очень полезный продукт для здоровья… А теперь можно опять превратить «молоко» в воду. Ведь в жаркий день хорошо утолить жажду прохладной водой. (Подзывает своего ученика и обращается к нему). Ну-ка, покажи, как это делается. (Ученик берет третий стакан, наполненный на половину прозрачной жидкостью - HCl - выливает ее в стакан с «молоком», при этом «молоко» превращается в воду, выделяется газ).
Алхимик: Вот видишь, получили воду, да еще и газированную. А сейчас мои ученики продемонстрируют вам свои умения.
- «Зима в стакане».
2. «Химическая радуга».
3. «Несгораемый платок».
Платок, предварительно смоченный водой, хорошо пропитываем спиртом, захватываем тигельными щипцами и поджигаем. Спирт сгорает, платок остается цел. Для более сильного эффекта опыт проводится при затемнении, под инструментальную музыку.
4.«Вулкан».
Дихромат аммония насыпаем конусом на асбестовую сетку и поджигаем (можно предварительно нанести 1-2 капли спирта на этот конус и именно их и поджечь, далее реакция протекает самопроизвольно).
- «Дым без огня».
Взаимодействие концентрированных растворов соляной кислоты и аммиака через воздушное пространство. Смочить этими растворами две стеклянные палочки и сблизить их. Образуется дым.
6. «Химические черви»
Ведущий 2 Предоставляется слово жюри. Жюри подводит итоги конкурса.
1 ведущий: (обращаясь к восьмиклассникам) Браво! Что ж, я вижу, что вы вполне готовы для того, чтобы продолжить свое путешествие по стране Химия. Вам предстоит узнать много нового и интересного. Но, вступая на этот путь, давайте исполним вместе гимн химиков:
Нам суждено пролить все то, что льется.
Просыпать то, чего нельзя пролить!
Наш кабинет химическим зовется!
Мы рождены, чтоб химию любить!
Все выше, и выше, и выше
Летит рыжий бром к небесам
И кто этим бромом подышет,
Тот рыжим становится сам!
Литература.
1. 1.Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе: методическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» — Москва: «Блик и Ко», 2000 г. – с. 224.
2. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. Рабочая тетрадь 8 класс. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия — 8» М.: Дрофа, 2006-2008.
3. Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера. — М.: 5 за знания, 2006. – 192 с. – (Методическая библиотека).
4. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии /Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – М.: Дрофа, 2002. – 432 с.: ил. – (Познавательно! Занимательно!).
5. Химия. Предметная неделя в школе: планы и конспекты мероприятий /авт.-сост. Л.Г. Волынова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 142 с.
6.Кудравец Е.А. Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики" 8 класс. Калининград
Протокол результатов команд по конкурсам
Конкурс 1. «Приветствие команд»
Максимум – 7 баллов
Задание | 8А | 8 Б | 8 В | 8г |
Название | | | ||
Эмблема | | | ||
Представление команды | | |
Конкурс 2. Разминка
Каждый правильный ответ- 1 балл
Вопрос | 8А | 8 Б | 8 В | 8г |
1 | | | ||
2 | | | ||
3 | | | ||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 |
Конкурс 5 . Экзамен по технике безопасности.
Максимум – 5 баллов
Задание | 8 А | 8 Б | 8 В | 8г |
| | |
Конкурс болельщиков
Каждый правильный ответ – 1 балл.
Номер вопроса | 8 А | 8Б | 8В | 8г |
1 | ||||
2 | | | ||
3 | ||||
4 | | | ||
5 | ||||
6 | | | ||
7 | | | ||
8 | | | ||
9 | | | ||
10 | | | ||
11 | | | ||
12 | | | ||
13 | | | ||
14 | ||||
15 | | | ||
16 | ||||
17 | | | ||
18 | ||||
19 |
Конкурс 3 . «Домашнее задание»
Максимум баллов - 6 ( Каждый достойный, корректный вопрос -2 балла)
Номер вопроса | 8 А |
8 Б | 8В
| 8г |
1 | | | ||
2 | | | ||
3 | | |
Конкурс 4. «Знаток химического оборудования»
Максимум 4 балла
1 команда — I лоток | баллы | 2 команда — II лоток | баллы | 3-команда – 3 лоток 8 В | баллы | |
Круглодонная колба | | воронка | | Пробка с газоотводной трубкой | ||
пробиркодержатель | | пробирка | | Плоскодонная колба | ||
спиртовка | | фарфоровая чашка, | | пестик | ||
мерный цилиндр | | Асбестовая сетка | | стеклянная палочка. | ||
8 г 4 команда-4 лоток | баллы | |||||
тигель | ||||||
лабораторный штатив | ||||||
химический стакан, | ||||||
Ложечка для сжигания веществ |
1 команда 8 а- Зажечь и потушить спиртовку. Объяснить все свои действия.
2 команда 8 б- Нагреть воду в пробирке. Объяснить все свои действия.
3 команда 8 в - Собрать прибор из предложенного оборудования. Объяснить все свои действия.
4 команда 8 г- Собрать прибор для фильтрования раствора. Объяснить все свои действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по химии: "Посвящение в юные химики"
Внеклассное мероприятие по химии для 8 классов. Проводиться с целью повышения интереса учащихся к новому для них предмету....
Посвящение в подмастерья-химики
Ежегодно в нашем лицее в рамках месячника Знаний проходит День Химии, на котором учащихся 7-х (или 8-х) классов будущие выпускники посвящают в химики. Это мероприятие неизменно вызывает бо...
Посвящение в восьмиклассники. Классный час
Классный час , посвященный вручению Паспортов Гражданина России....
Игра-конкурс в 8 классе "Посвящение в юные химики"
Внеклассное мероприятие, проводимое во 2 четверти 8 класса, "Посвящение в юные химики"....
Внеклассное мероприятие «Посвящение в юные химики».
Внеклассное мероприятие под таким названием проводится для учащихся 8 классов. Перед началом внеклассного мероприятия кабинет оформляется красочными тематическими стенгазетами, тщательно п...
Экскурсия в кабинет химии. Посвящение в юные химики.
Внеклассное мероприятия для учащихся 7-ого класса....
Внеклассное мероприятие по теме "Посвящение в юные химики"
Мною представлено внеклассное мероприятие для учащихся 7 классов на тему "Посвящение в юные химики", на котором учитель совместно с учащимися старших классов проводит игру-квест. Основная цель этого м...