Вода, ее состав, свойства, значение.
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie._voda_ee_sostav_svoystva_znachenie.docx | 38.2 КБ |
презентация | 441.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Вода, ее состав, свойства, значение.
Цель: расширить представления о воде как об уникальном веществе на Земле, свойствах, значении и охране водоемов от загрязнения. Познакомить с методами оценки качества воды.
Задачи:
- Закрепить знания о составе, свойствах воды;
- Показать значение воды, ее запасы, распространение, использование.
- Рассмотреть экологическую проблему-загрязнение воды;
- Провести исследования: «Качественная оценка свойств воды из разных источников».
Оборудование: презентация с таблицами (приложение № 1); песня Водовоза; лабораторное оборудование: три колбы с водой из разных источников, шесть чистых пробирки, мыльный раствор, индикаторная бумага, бумажная полоска "Аквачек", мерный цилиндр, линейка; технологическая карта, бланк практической работы.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Новый материал.
- Вводная беседа.
Химическое вещество вода всем хорошо известно, и на первых порах кажется, что в ней нет ничего удивительного или интересного. На самом деле это далеко не так. Посмотрим на известную нам с первых дней жизни воду несколько иначе, и я буду рада, если кто-то увидит, откроет для себя обычное - необычное вещество, которое называется водой.
Есть старая – старая песня (звучит отрывок из песни Водовоза)
Удивительный вопрос:
Почему я водовоз?
Потому что без воды -
И ни туды и ни сюды!
Отдыхаем - воду пьем,
Заседаем - воду льем,-
И, выходит,- без воды,
И ни туды и ни сюды!
Действительно, вода нас поит, кормит, моет, лечит, одевает, обувает, гасит пожары, «расти» для нас хлеб, масло, сахар, шоколад и конфеты, дает электроэнергию, позволяет ездить, плавать, летать и вообще…жить!
Итак, вода!
- Состав воды.
Сейчас никому не составит труда назвать формулу воды (ученик записывает формулу). Каждый знает, что это «аш» два «о». Такую классическую формулу предложили в 1805 году А. Гумбольд и И.Ж. Гей-Люссак. (дем. слайд № 2)
- Значение и свойства воды.
Вода - самая распространенное вещество на Земле: ¾ поверхности планеты покрыто морями, океанами, реками, ледниками. Она находится во всех геосферах, играет важную роль как климатообразующий фактор и является также основным компонентом среды и живых организмов.
Каково значение воды для живых организмов? (учащимся предлагается вспомнить значение воды из курса биологии, географии).
Значение воды для живых организмов.
1. Основная часть всех живых организмов. (дем. слайд № 3)
Воды в живых организмах в 5 раз больше, чем во всех пресных водоёмах нашей планеты.
Таблица № 2. Общее количество воды в организме.
Живые организмы. | Содержание в %. |
Венерин пояс (растение) | 99 |
Медуза | 95 |
Травяная лягушка (головастик) | 93 |
Дождевой червь | 88 |
Мидия | 84 |
Щука | 80 |
Утка - кряква | 79 |
Рак речной | 77 |
Человек | 64 |
Т. о. общее количество воды в организме сильно различаются в живой природе и колеблются от 99% до 46%. При этом замечено, что между водным и наземным организмами существуют значительные различия по содержанию воды.
2. Среда обитания. (дем. слайд № 4)
2. В промышленности и быту - хозяйственные нужды. (дем. слайд № 5)
Таблица №3. Расход воды на хозяйственные нужды
Хозяйственные нужды | Расход. |
1.Выплавка: - 1т. чугуна и перевод его в сталь. - 1т меди. - 1т никеля. 2. Выращивания: -1т. Пшена - 1 т. Риса - 1 т. Хлопка | 300 м3 500 м3 4000 м3 1500 м3 4000 м3 10000 м3 |
Запишем в тетрадь. Значение воды для живых организмов.
1. Основная часть всех живых организмов.
2. Среда обитания.
3. Использование воды в промышленности и быту.
Какими свойствами обладает вода? (учащимся предлагается описать физические свойства воды, которая представлена в колбе на предметном столе).
Учитель дополняет: вода - единственное на Земле вещество, встречающееся одновременно в трех агрегатных состояниях: газообразное, твердое, жидкость. Обладает большой теплопроводностью, хороший растворитель, при t=0 0 С замерзает,t кип = 100 0С.
Запишем в тетрадь.
Физические свойства воды агрегатное состояние: газообразное, твердое, жидкость, большой теплопроводностью, хороший растворитель, при t=0 0 С замерзает,t кип = 100 0С.
Природная вода никогда не бывает совершенно чистая. Например: морская вода содержит различные химические элементы и их соединения (дем. слайд № 6)
Таблица № 4 «Главные компоненты воды Мирового океана»
Химические компоненты | Содержание в % |
Хлор | 55 |
Натрий | 30,6 |
Кислород | 5,6 |
Магний | 3,7 |
Сера | 2,5 |
Кальций | 1,2 |
Калий | 1,1 |
Бром | 0,2 |
Итак, из таблицы видно, что в Мировом океане резко преобладает хлор и натрий, в результате чего образуется всем известная поваренная «соленая» соль – NaCI (хлорид натрия). Издавна люди из морской воды добывали поваренную соль, да и сейчас она дает 25% всей мировой добычи соли.
В настоящее время люди так увлеклись покорением природы, что не заметили, как в реках стало меньше рыбы, а в лесах птиц и зверей. Питьевая вода потеряла свою свежесть, чистоту, стала опасной для употребления из-за насыщенности кислотами, тяжелыми металлами, другими вредными веществами. Сброс сточных вод в поверхностные водные объекты Краснодарского края составил 4775,7 млн. м3, из них загрязненных сточных вод - 985,6 млн. м3. Из-за ненормативной работы городских очистных сооружений первой и второй очереди в р. Кубань в черте г. Краснодар ежегодно сбрасывается около 100 млн. м3 недостаточно очищенных сточных вод. Это связано в основном с отсутствием или неэффективной работой локальных очистных сооружений на ряде промышленных предприятий города. Не менее важной причиной является отсутствие сооружений доочистки на самих муниципальных сооружениях. Кроме того, из-за аварийного состояния существующих городских канализационных сетей, а также недостаточного их развития, по ливневой канализации Краснодара в р. Кубань в 2002 г. было сброшено 220 тыс. м3 сточных вод без очистки. (http://www.priroda.ru) (дем. слайд № 7)
Но загрязняющими веществами являются не любое количество, а лишь их избыточное, которое нарушает нормативы количество воды.
ПДК - это официально утверждённая максимальная величина допустимого содержания вредного вещества в воде, т. е. при котором ещё возможно нормально существование организмов и полное осуществление её биологических циклов. Существуют различные ПДК, которые классифицируют по назначению (использованию) воды.
Оценка качественных свойств Н20 определяется по следующим показателям: цветность, прозрачность, мутность, t, запах, количество растворимых примесей, рH (кислотность), жёсткость и др. Эталон качественных свойств питьевой воды (дем. слайд № 8):
Цвет 40 градусов
Прозрачность не менее 30 см
Запах слабый или очень слабый
Жесткость не больше 7,0 мг/экв на литр
Кислотность рН 6,5-8,5
Предлагаю провести небольшое исследование качества воды из разных источников (на столах учащихся технологическая карта (приложение № 2) и бланк практической работы (приложение № 3), который заполняется учащимися и оценивается). После выполнения работы учитель собирает бланки оформленной практической работы для оценивания учащихся. Затем предлагает сделать вывод о качестве исследуемой воды, и дать рекомендации по ее использованию.
Вывод: образец под № 2 может использоваться в пищу, но необходимо улучшить свойства: цвет и запах, образец под № 1,3- использовать для с/х нужд.
Заключительное слово учителя.
Опираясь на данные наших исследований и значимости воды в жизни всех живых организмов, необходимо развивать чувства ответственности за природу и заботливо относится к ней. Необходимо рационально использовать воду. Один из примеров рационального использование воды в нашем городе - это очистка канализационных вод.
Хочу закончить следующими словами Сент – Экзюпери, французского писателя, поэта и профессионального летчика:
«Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». (дем. слайд № 9)
Итоги урока и домашнее задание.
Приложение № 2
Технологическая карта.
Способы качественной оценки свойств воды | Содержание способа качественной оценки свойств воды | Методика проведения результат оценки качества воды исследований. |
Цвет воды | определяет содержанием в ней общим количеством минеральных и органических примесей и загрязнений (соли Fe, микроскопические водоросли) | Цвет воды определяется в пробирке или стакане, сравнивая цвет образца с цветом такого же объема чистой дистиллированной воды при дневном свете. Единицей цветности служат особые градусы (ст.т.З) |
Прозрачность воды | Наливают воду в химический мерный цилиндр со стеклянным дном. Устанавливают количество воды, сквозь которое сверху можно различить печатный текст книги или газеты. (цилиндр должен находиться на высоте 4-5см над текстом). Высота водяного столба в см будет определять прозрачность воды. | |
3апах воды | связан с деятельностью водных организмов, с влиянием почвы берегов и данного грунта, сточных вод различного происхождения. | Налить исследуемую жидкость в пробирку, закрыть отверстие паль-цем, энергично взболтать и, открыв, сразу понюхать. |
Жесткость воды | зависит от содержания в ней ионов Са2+ и Mg2+ | Добавьте в пробирку с исследуемой водой мыльный раствор по каплям. После каждой капли пробирку нужно взболтать. В мягкой воде появление мыльной пены при взбалтывании произойдет при меньшем количестве мыльного раствора, чем в жесткой. Жесткость измеряется в мг/экв на литр воды. |
Кислотность воды | Концентрация ионов водорода (рН) | Исследуемую воду отфильтровывают и с помощью индикаторной бумаги или индикаторных растворов определяют pH. Природные воды - pH от 4 до 9 (норма 6,5-8,5). В воде с кислой реакцией увеличивается подвижность ионов тяжелых металлов Рв, Сu, Zn и др. Слабокислая реакция воды, загрязненные стоками промышленных предприятий. Слабощелочная реакция сточные воды с/х угодий. |
Концентрация нитратов и нитритов (при наличии оборудования) | Определяет степень бытового и с/х загрязнения | Бумажная полоска "Аквачек" (приложение № 4) опускается в исследуемую воду по степени интенсивности рядовой окраски при сравнении со стандартной шкалой определяется содержание нитратов (через 30с),а затем содержание нитритов(еще через 30с). Норма нитратов 10мл/л, нитритов- 1,0мг/л |
Приложение № 3
Ф.О. учащегося __________________________________
Практическая работа.
Тема: Качественная оценка свойства воды.
Цель: Исследовать воду из разных источников и дать рекомендации по её использованию.
Оборудование:
Ход работы:
1.Для выполнения работы используйте технологическую карту.
2. Заполните таблицу «Результаты опыта»
Таблица. Результаты опыта.
Объект исследования Свойства воды | № 1 Вода из канала | № 2 Водопроводная вода | № 3 Вода из лужи |
Цвет воды | |||
Прозрачность | |||
Запах | |||
Жесткость | |||
Кислотность | |||
Концентрация нитратов и нитритов (при наличии оборудования) |
3. Сравните с эталон качественных свойств питьевой воды:
Цвет 40 градусов
Прозрачность не менее 30 см
Запах слабый или очень слабый
Жесткость не больше 7,0 мг/экв на литр
Кислотность рН 6,5-8,5
Сделайте вывод о качестве воды, и дать рекомендации по ее использованию.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка __________
Приложение № 4
МБОУ ООШ №34 п.Приморский
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В 1805 году Александр Гумбольдт и Жозеф Луи Гей-Люссак установили, что вода состоит из молекул, каждая из которых содержит два атома водорода и один кислорода. Александр Гумбольдт Жозеф Луи Гей-Люссак
Таблица № 2. Общее количество воды в организме Живые организмы. Содержание в %. Венерин пояс (растение) 99 Медуза 95 Травяная лягушка (головастик) 93 Дождевой червь 88 Мидия 84 Щука 80 Утка - кряква 79 Рак речной 77 Человек 64
Среда обитания.
Таблица №3. Расход воды на хозяйственные нужды Хозяйственные нужды Расход. 1.Выплавка: - 1т. чугуна и перевод его в сталь. - 1т меди. - 1т никеля. 2. Выращивания: -1т. Пшена - 1 т. Риса - 1 т. Хлопка 300 м 3 500 м 3 4000 м 3 1500 м 3 4000 м 3 10000 м 3
Таблица № 4 «Главные компоненты воды Мирового океана» Химические компоненты Содержание в % Хлор 55 Натрий 30,6 Кислород 5,6 Магний 3,7 Сера 2,5 Кальций 1,2 Калий 1,1 Бром 0,2
Экологические проблемы. Сброс сточных вод в поверхностные водные объекты Краснодарского края составил 4775,7 млн. м 3 , из них загрязненных сточных вод - 985,6 млн. м 3 . Из-за ненормативной работы городских очистных сооружений первой и второй очереди в р. Кубань в черте г. Краснодар ежегодно сбрасывается около 100 млн. м 3 недостаточно очищенных сточных вод. Из-за аварийного состояния существующих городских канализационных сетей, а также недостаточного их развития, по ливневой канализации Краснодара в р. Кубань в 2002 г. было сброшено 220 тыс. м 3 сточных вод без очистки.
Эталон качественных свойств питьевой воды. Цвет 40 градусов Прозрачность не менее 30 см Запах слабый или очень слабый Жесткость не больше 7,0 мг/ экв на литр Кислотность рН 6,5-8,5
«Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Антуан де Сент-Экзюпери
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочий лист. Состав и значение АПК. Пищевая и легкая промышленность
Рабочие листы для самостоятельной работы учащихся. По учебнику Дронова В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс....
Урок по теме "Внутренняя среда организма. Состав и значение крови"
Материал будет полезен молодым специалистам при подготовке урока....
Вода и её свойства. Типы химических реакций на примере свойств воды.
Разработка для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику О.С. Габриелян.Урок разработан с использованием личностно- ориентированного подхода, применения опорного конспекта, сопровождается презе...
Презентация к уроку химии 8 кл. "Воздух, состав, свойства, значение"
Одной из основных проблем при изучении химии является проблема наглядности. Презентация помогает сделать доступным сложный учебный материал. Материал данной презентации можно использовать на уроке хим...
«ВОДА, СОСТАВ, СВОЙСТВА, ПРИМЕНЕНИЕ»
ЦЕЛЬ: способствовать развитию у школьников интереса к химической науке, углубить знания о свойствах вода, ее роли в природе и жизни людей; раскрыть межпредметные связи (химии, биологии, ге...
Разработка урока химии в 8 классе по теме: "Вода в природе. Свойства воды".
урок изучения нового материала...
Вода в природе. Состав, свойства и применение воды.
Вода в природе. Состав, свойства и применение воды....