Вода, ее состав, свойства, значение.
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Олейник Марина Петровна
Урок-исследование. цель: расширить представления о воде как об уникальном веществе на Земле, свойствах, значении и охране водоемов от загрязнения. Познакомить с методами оценки качества воды. Задачи: 1. Закрепить знания о составе, свойствах воды; 2. Показать значение воды, ее запасы, распространение, использование. 3. Рассмотреть экологическую проблему-загрязнение воды; 4. Провести исследования: «Качественная оценка свойств воды из разных источников».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Вода, ее состав, свойства, значение.

Цель: расширить представления о воде как об уникальном веществе на Земле, свойствах, значении и охране водоемов от загрязнения. Познакомить с методами оценки качества воды.

Задачи:

  1. Закрепить знания о составе, свойствах воды;
  2. Показать значение воды, ее запасы, распространение, использование.
  3. Рассмотреть экологическую проблему-загрязнение воды;
  4. Провести исследования: «Качественная оценка свойств воды из разных источников».

Оборудование: презентация с  таблицами (приложение № 1); песня Водовоза; лабораторное оборудование: три колбы с водой из разных источников, шесть чистых пробирки, мыльный раствор, индикаторная бумага, бумажная полоска "Аквачек", мерный цилиндр, линейка;  технологическая  карта, бланк практической работы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Новый материал.
  1. Вводная беседа.

Химическое вещество вода всем хорошо известно, и на первых порах кажется, что в ней нет ничего удивительного или интересного. На самом деле это далеко не так.  Посмотрим на известную нам с первых дней жизни воду несколько иначе, и я буду рада, если кто-то увидит, откроет для себя обычное - необычное вещество, которое называется водой.

Есть старая – старая песня (звучит  отрывок из песни Водовоза)

Удивительный вопрос:

Почему я водовоз?

Потому что без воды -

И ни туды и ни сюды!

Отдыхаем - воду пьем,

Заседаем - воду льем,-

И, выходит,- без воды,

И ни туды и ни сюды!

Действительно, вода нас поит, кормит, моет, лечит, одевает, обувает, гасит пожары, «расти» для нас  хлеб, масло, сахар, шоколад и конфеты, дает электроэнергию, позволяет ездить, плавать, летать и вообще…жить!

Итак, вода!

  1. Состав воды.

Сейчас никому не составит труда назвать формулу воды (ученик записывает формулу). Каждый знает, что это «аш» два «о». Такую классическую формулу предложили в 1805 году А. Гумбольд и И.Ж. Гей-Люссак.  (дем. слайд № 2)

  1. Значение  и свойства воды.

Вода - самая распространенное вещество на Земле: ¾  поверхности  планеты  покрыто морями,  океанами, реками, ледниками. Она находится во всех геосферах, играет важную роль как климатообразующий фактор и является также основным компонентом среды и живых организмов.

Каково значение воды для живых организмов? (учащимся предлагается вспомнить значение воды из курса биологии, географии).

Значение воды для живых организмов.

1. Основная часть всех живых организмов. (дем. слайд № 3)

Воды в живых организмах в 5 раз больше, чем во всех пресных водоёмах нашей планеты.

Таблица  № 2. Общее количество воды в организме.

Живые организмы.        

Содержание в %.

Венерин пояс (растение)

99

Медуза        

95

Травяная лягушка (головастик)

93

Дождевой червь

88

Мидия

84

Щука        

80

Утка - кряква

79

Рак речной

77

Человек

64

Т. о. общее количество воды в организме сильно различаются в живой природе и колеблются от 99% до 46%. При этом замечено, что между водным и наземным организмами существуют значительные различия по содержанию воды.

2. Среда обитания. (дем. слайд № 4)

2. В промышленности и быту - хозяйственные нужды. (дем. слайд № 5)

Таблица №3. Расход воды на хозяйственные нужды

Хозяйственные нужды

Расход.

1.Выплавка:

- 1т. чугуна         и перевод его в сталь.

- 1т меди.        

- 1т никеля.        

2. Выращивания:        

-1т. Пшена

- 1 т. Риса

- 1 т. Хлопка

300 м3 

500 м3 

4000 м3 

1500 м3 

4000 м3

10000 м3

Запишем в тетрадь.  Значение воды для живых организмов.

1. Основная часть всех живых организмов.

2. Среда обитания.

3. Использование воды в промышленности и быту.

Какими  свойствами  обладает вода? (учащимся предлагается описать физические свойства воды, которая представлена в колбе на предметном столе).

Учитель дополняет: вода - единственное  на Земле вещество, встречающееся одновременно в трех агрегатных состояниях: газообразное, твердое, жидкость. Обладает большой теплопроводностью,  хороший растворитель, при t=0 0 С замерзает,t кип = 100 0С.

Запишем в тетрадь.  

Физические свойства воды агрегатное состояние: газообразное, твердое, жидкость, большой теплопроводностью,  хороший растворитель, при t=0 0 С замерзает,t кип = 100 0С.

Природная вода никогда не бывает совершенно чистая. Например: морская вода содержит различные химические элементы и их соединения (дем. слайд № 6)

Таблица № 4 «Главные компоненты воды Мирового океана»

Химические компоненты

Содержание в %

Хлор

55

Натрий

30,6

Кислород

5,6

 Магний

3,7

Сера

2,5

Кальций

1,2

Калий

1,1

Бром

0,2

Итак, из таблицы видно, что в Мировом океане резко преобладает хлор и натрий, в результате чего образуется всем известная поваренная «соленая»  соль – NaCI (хлорид натрия). Издавна люди из морской воды добывали поваренную соль, да и сейчас она дает 25% всей мировой добычи соли.

В настоящее время люди так увлеклись покорением природы, что  не заметили, как в реках стало меньше рыбы, а в лесах птиц и зверей. Питьевая вода потеряла свою свежесть, чистоту, стала опасной для употребления из-за насыщенности кислотами, тяжелыми металлами, другими вредными веществами.  Сброс сточных вод в поверхностные водные объекты  Краснодарского края составил 4775,7 млн. м3, из них загрязненных сточных вод - 985,6 млн. м3. Из-за ненормативной работы городских очистных сооружений первой и второй очереди в р. Кубань в черте г. Краснодар ежегодно сбрасывается около 100 млн. м3 недостаточно очищенных сточных вод. Это связано в основном с отсутствием или неэффективной работой локальных очистных сооружений на ряде промышленных предприятий города. Не менее важной причиной является отсутствие сооружений доочистки на самих муниципальных сооружениях. Кроме того, из-за аварийного состояния существующих городских канализационных сетей, а также недостаточного их развития, по ливневой канализации Краснодара в р. Кубань в 2002 г. было сброшено 220 тыс. м3 сточных вод без очистки. (http://www.priroda.ru) (дем. слайд № 7)

Но загрязняющими веществами являются не любое количество, а лишь их избыточное, которое нарушает нормативы количество воды.

ПДК - это официально утверждённая максимальная величина допустимого содержания вредного вещества в воде, т. е. при котором ещё возможно нормально существование организмов и полное осуществление её биологических циклов. Существуют различные ПДК, которые классифицируют по назначению (использованию) воды.

Оценка качественных свойств Н20 определяется по следующим показателям: цветность, прозрачность, мутность, t, запах, количество растворимых примесей, рH (кислотность), жёсткость и др. Эталон качественных свойств  питьевой  воды (дем. слайд № 8):

Цвет                   40 градусов

Прозрачность    не менее 30 см

Запах                  слабый или очень слабый

Жесткость         не больше 7,0 мг/экв на литр

Кислотность     рН 6,5-8,5

Предлагаю провести небольшое исследование качества  воды из разных источников (на столах учащихся технологическая карта (приложение № 2)  и бланк практической работы (приложение № 3), который заполняется учащимися и оценивается). После выполнения работы учитель собирает бланки  оформленной  практической работы для оценивания учащихся. Затем предлагает сделать вывод о качестве исследуемой воды, и дать рекомендации по ее использованию.

Вывод: образец под № 2 может использоваться в пищу, но необходимо улучшить свойства: цвет и запах, образец под № 1,3- использовать для с/х нужд.

Заключительное слово учителя.

Опираясь на данные наших исследований и значимости воды в жизни всех живых организмов, необходимо развивать чувства ответственности за природу и заботливо относится к ней. Необходимо рационально использовать воду. Один из примеров рационального использование воды в нашем городе - это очистка канализационных  вод.

Хочу закончить следующими словами Сент – Экзюпери, французского писателя, поэта и профессионального летчика:

«Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». (дем. слайд № 9)

Итоги урока и домашнее задание.

Приложение № 2

Технологическая карта.

Способы качественной оценки свойств воды

Содержание способа качественной оценки свойств воды

Методика проведения результат оценки качества воды исследований.

Цвет воды

определяет содержанием в ней общим количеством минеральных и органических примесей и загрязнений (соли Fe, микроскопические водоросли)

Цвет воды определяется в пробирке или стакане, сравнивая цвет образца с цветом такого же объема чистой дистиллированной воды при дневном свете.

Единицей цветности служат особые  градусы (ст.т.З)

Прозрачность воды

Наливают воду в химический мерный цилиндр со стеклянным дном. Устанавливают количество воды, сквозь которое сверху можно различить печатный текст книги или газеты. (цилиндр должен находиться на высоте 4-5см над текстом). Высота водяного столба в см будет определять прозрачность воды.

3апах воды

связан с деятельностью водных организмов, с влиянием почвы берегов и данного грунта, сточных вод различного происхождения.

Налить исследуемую жидкость в пробирку, закрыть отверстие паль-цем, энергично взболтать и, открыв, сразу понюхать.

Жесткость воды

зависит от содержания в ней ионов Са2+  и Mg2+

Добавьте в пробирку с исследуемой водой мыльный раствор по каплям. После каждой капли пробирку нужно взболтать. В мягкой воде появление мыльной пены при взбалтывании произойдет при меньшем количестве мыльного раствора, чем в жесткой. Жесткость измеряется в мг/экв на литр воды.

Кислотность воды

Концентрация ионов водорода (рН)

Исследуемую воду отфильтровывают и с помощью индикаторной бумаги или индикаторных растворов определяют pH.

Природные воды - pH от 4 до 9 (норма 6,5-8,5).

В воде с кислой реакцией увеличивается подвижность ионов тяжелых металлов Рв, Сu, Zn и др. Слабокислая реакция воды, загрязненные стоками промышленных предприятий. Слабощелочная реакция сточные воды с/х угодий.

Концентрация нитратов и нитритов (при наличии оборудования)

Определяет степень бытового и с/х загрязнения

Бумажная полоска "Аквачек" (приложение № 4) опускается в исследуемую воду по степени интенсивности рядовой окраски при сравнении со стандартной шкалой определяется содержание нитратов (через 30с),а затем содержание нитритов(еще через 30с). Норма нитратов 10мл/л, нитритов- 1,0мг/л

Приложение № 3

Ф.О. учащегося __________________________________

Практическая работа.

Тема: Качественная оценка свойства воды.

Цель: Исследовать воду из разных источников и дать рекомендации по её использованию.

Оборудование:

Ход работы:

1.Для выполнения работы используйте технологическую карту.

2. Заполните таблицу «Результаты опыта»

Таблица.                        Результаты опыта.

              Объект      исследования

Свойства воды

№ 1

 Вода из канала

№ 2 Водопроводная

вода

№ 3

Вода из лужи

Цвет воды

Прозрачность

Запах

Жесткость

Кислотность

Концентрация нитратов и нитритов (при наличии оборудования)

3. Сравните с эталон качественных свойств  питьевой  воды:

Цвет                   40 градусов

Прозрачность    не менее 30 см

Запах                  слабый или очень слабый

Жесткость         не больше 7,0 мг/экв на литр

Кислотность     рН 6,5-8,5

Сделайте вывод о качестве воды, и дать рекомендации по ее использованию.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка __________

Приложение № 4http://www.oooimpuls.spb.ru/catalog/nitraty_et.files/image006.gif

МБОУ ООШ №34                                                                                                                      п.Приморский


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вода, ее состав, свойства, значение. Урок - исследование. Презентацию составила Учитель биологии- химии Олейник Марина Петровна, МБОУ ООШ № 34 п . Приморский

Слайд 2

В 1805 году Александр Гумбольдт и Жозеф Луи Гей-Люссак установили, что вода состоит из молекул, каждая из которых содержит два атома водорода и один кислорода. Александр Гумбольдт Жозеф Луи Гей-Люссак

Слайд 3

Таблица № 2. Общее количество воды в организме Живые организмы. Содержание в %. Венерин пояс (растение) 99 Медуза 95 Травяная лягушка (головастик) 93 Дождевой червь 88 Мидия 84 Щука 80 Утка - кряква 79 Рак речной 77 Человек 64

Слайд 4

Среда обитания.

Слайд 5

Таблица №3. Расход воды на хозяйственные нужды Хозяйственные нужды Расход. 1.Выплавка: - 1т. чугуна и перевод его в сталь. - 1т меди. - 1т никеля. 2. Выращивания: -1т. Пшена - 1 т. Риса - 1 т. Хлопка 300 м 3 500 м 3 4000 м 3 1500 м 3 4000 м 3 10000 м 3

Слайд 6

Таблица № 4 «Главные компоненты воды Мирового океана» Химические компоненты Содержание в % Хлор 55 Натрий 30,6 Кислород 5,6 Магний 3,7 Сера 2,5 Кальций 1,2 Калий 1,1 Бром 0,2

Слайд 7

Экологические проблемы. Сброс сточных вод в поверхностные водные объекты Краснодарского края составил 4775,7 млн. м 3 , из них загрязненных сточных вод - 985,6 млн. м 3 . Из-за ненормативной работы городских очистных сооружений первой и второй очереди в р. Кубань в черте г. Краснодар ежегодно сбрасывается около 100 млн. м 3 недостаточно очищенных сточных вод. Из-за аварийного состояния существующих городских канализационных сетей, а также недостаточного их развития, по ливневой канализации Краснодара в р. Кубань в 2002 г. было сброшено 220 тыс. м 3 сточных вод без очистки.

Слайд 8

Эталон качественных свойств питьевой воды. Цвет 40 градусов Прозрачность не менее 30 см Запах слабый или очень слабый Жесткость не больше 7,0 мг/ экв на литр Кислотность рН 6,5-8,5

Слайд 9

«Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Антуан де Сент-Экзюпери


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист. Состав и значение АПК. Пищевая и легкая промышленность

Рабочие листы для самостоятельной работы учащихся. По учебнику Дронова В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс....

Урок по теме "Внутренняя среда организма. Состав и значение крови"

Материал будет полезен молодым специалистам при подготовке урока....

Вода и её свойства. Типы химических реакций на примере свойств воды.

Разработка для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику О.С. Габриелян.Урок разработан с использованием личностно- ориентированного подхода,  применения опорного конспекта, сопровождается презе...

Презентация к уроку химии 8 кл. "Воздух, состав, свойства, значение"

Одной из основных проблем при изучении химии является проблема наглядности. Презентация помогает сделать доступным сложный учебный материал. Материал данной презентации можно использовать на уроке хим...

«ВОДА, СОСТАВ, СВОЙСТВА, ПРИМЕНЕНИЕ»

ЦЕЛЬ: способствовать развитию у школьников интереса к химической  науке, углубить знания о свойствах вода, ее роли  в природе и жизни людей; раскрыть межпредметные связи (химии, биологии, ге...

Вода в природе. Состав, свойства и применение воды.

Вода в природе. Состав, свойства и применение воды....