Методическая разработка урока по теме Алюминий" 9 класс
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Додина Надежда Леонидовна

В разработке прописаны планируемые результаты( предметные, метапредметные, личностные), показанана дидактическая структура учебного занятия, психолого-педагогическое обоснование и прописан сценарий проведения занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-_proekt_po_alyuminiyu.docx48.44 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Додина Надежда Леонидовна

Район

Московский, г. Нижний Новгород

Место работы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 172»

Должность

учитель химии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

химия

Класс

9

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

нет

Тема учебного занятия

«Алюминий и его свойства»

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Урок-проект

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

11 урок по тем «Металлы» и 5 урок в блоке «Металлы главных подгрупп»

Учебная задача

Вовлечь учащихся в проектную деятельность по изучению строения и свойств алюминия и овладению навыками составления окислительно-восстановительных реакций на основе химических свойств алюминия, а также составления   опорного конспекта.

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся

- характеризовать строение и химические свойства алюминия;

Обучающиеся получат возможность научиться применять приобретённые знания для составления опорного конспекта;

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умениями работать с текстовой информацией учебника или других источников, осуществлять логические операции при решении проблемной ситуации, выполнять задания на закрепление, концентрировать внимание и правильно излагать свою точку зрения;

Обучающиеся получат возможность сделать свои выводы исходя из результатов эксперимента;

Получат возможность анализировать и систематизировать знания и презентовать их;

Получат возможность отработать навыки по составлению окислительно-восстановительного  баланса к уравнениям;

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся убедятся в осознании ценности  самостоятельного приобретении новых знаний и  умения управлять своей познавательной деятельностью;

Обучающиеся получат возможность для формирования навыков самоконтроля, самооценки, добросовестного отношения к учению, умения управлять своей познавательной деятельностью.

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

Обучающиеся

-знают химические свойства металлов в общем, а также металлов 1 и 2 групп главных подгрупп;

-имеют опыт составления окислительно-восстановительного баланса к уравнениям реакций;

-могут давать характеристику элемента по положению в П.С.;

-могут планировать свою деятельность или действовать по заранее заданному алгоритму;

-могут проводить опыты в рамках химического эксперимента;

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Тест (+,-), приложение 4

Лист самооценивания.Приложение 2

Рефлексия, приложение 3,

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Отслеживаются умения уч-ся работать с текстами, заданиями, практическими навыками выполнения учебного эксперимента.

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Учебник: Габриелян О.С. «Химия -9», «Дрофа», 2012г.

Электронное приложение к учебнику О.С.Габриеляна «Химия-9»
презентация

Техническое обеспечение

  учебно-материальные средства: химические реактивы, принадлежности для химических опытов, компьютер, проектор, книги, магнитная доска, инструктивные карточки, раздаточные коллекции по «Алюминию»

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)

Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)

1.Мотивационно ориентировочный

1.Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Метод: словесный

Приём: беседа

Создание комфортной психологической атмосферы урока. Обеспечение благоприятной обстановки для работы на уроке и психологический настрой учащихся на общение и начало занятия.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

•Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока;

•Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале.

Осуществление развития коммуникативных навыков. Формирование способностей к оцениванию и самооценке; формирование позитивного отношения к учёбе. Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

1.3. Создание проблемной ситуации  «умения – неумения», «понимания – не понимания», погружение в проект.

Метод: фронтальная беседа

Приём:создание проблемной ситуации

Активизация познавательной деятельности путём создания проблемной ситуации; создание стимула к изучению нового вопроса. Возникновение учебно-познавательного мотива, направляющего мыслительную деятельность обучающихся.

2.Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Метод: словесная консультация

Приём: беседа

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов. Выработка плана действий, определение временного режима на каждом этапе, выбор формы представления результатов.

2.2. Поиск способа решения  проблемной ситуации, поиск информации

Метод: словесная консультация

Приём: помощь, наблюдение

Метод: проблемно-исследовательский

Прием: лабораторный опыт

Развитие  логического мышления.

Развитие практических и коммуникативных навыков..

Развитие самостоятельности учащихся. Создание благоприятного климата для каждого.

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения, проведение эксперимента.

2.3. Выбор верного варианта решения, обобщение результатов

Метод: словесная консультация

Приём: помощь, наблюдение.

Активная познавательная деятельность с объектом изучения; анализ получаемых знаний. Включение в поисковую деятельность.

Активизация мыслительных действий учащихся; развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, делать вывод).

В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Метод: консультация, наблюдение, оценивание

Приём: защита проекта, презентации обсуждение

Создание «ситуации успеха» для каждого ученика. Способствование развитию умения принимать решение.

Активизация мыслительных операций учащихся.

Организация сотрудничества учащихся; развитие творческого мышления. Развитие умение использовать различные средства наглядности при выступлении,

умения отвечать на незапланированные вопросы.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Метод:контроля

Приём:письменный контроль в форме тестирования

Активизация процессов мышления.

Создание условий для применения знаний,

развитие творческого мышления.

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи -  учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Метод: словесный

Приём: беседа

Развитие способностей обобщать, анализировать и делать выводы.Развитие критичности мышления, самооценки. Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения

Сценарий  проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1.Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку

Готовность класса к работе.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Организация групп. Инструктаж по работе группы(функции руководителя группы, пояснения по заполнению листа оценивания деятельности членов группы)

Организация в группы, распределение обязанностей.

1.3. Создание проблемной ситуации, погружение в проект.

Создание мотивационной ситуации посредством  предъявления проблемного задания.

Данный подэтап начинается с прочтения легенды.(Приложение 1) После чего идет фронтальная беседа по вопросам:

  • Что это за металл?
  • Дайте характеристику алюминия по его положению в П.С.
  • Каковы особенности строения атома алюминия?
  • Проанализируйте положение алюминия в электрохимическом ряду напряжений металлов и в П.С.
  • Так активный ли металл алюминий? И похожи ли его свойства на свойства щелочных и щелочно-земельных металлов.?

Учащиеся дают ответ: данный металл – алюминий.

Благодаря приобретённым ранее знаниям учащиеся описывают положение алюминия в П,С, записывают его строение атома, электронную конфигурацию.

Учащиеся делают вывод, что алюминий активный металл, так как в ряду напряжений он располагается сразу после щелочных и щелочно-земельных металлов. В П,С. он является переходным мостиком между металлами и неметаллами.

Вместе с учащимися определяется название проекта: «Элемент под номером 13 и его химические свойства»

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Объявление темы урока, запись ее на доске.

Определяются цели и задачи урока.  Класс делится на группы. Каждая группа вытягивает задание.

Записывают тему урока в тетрадь, предполагают цели и задачи на данный урок.

Заполняется первая часть таблицы – проектного продукта (Приложение 3)

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации, поиск информации

Каждая группа получает свое индивидуальное задание и общее задание: пользуясь раздаточной коллекцией и параграфом учебника и словами из легенды определите как можно получить алюминий, запишите выводы и уравнение в общую таблицу.

Учащиеся работают в группах, проводят поиск и отбор необходимой информации, проводят исследования. (Приложение 4)

Продолжают заполнять таблицу.

2.3. Выбор верного варианта решения, обобщение результатов

Учитель предлагает учащимся сделать выводы по проведенным экспериментам и подготовить краткое выступление-защиту.  

Отбирают информацию, делают выводы, вносят их в таблицу, готовят выступление.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Проходит выступление групп. Учитель слушает, координирует работу групп по обсуждению

Просмотр творческой презентации.

Группы представляют свои отчеты в виде устного выступления, мини- презентации, плаката.

По ходу обсуждения учащиеся заполняют таблицу.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Учитель проводит тестирование по изученному на уроке материалу и приобретённым ранее знаниям по данной теме (Приложение 5). Происходит оценивание работы учащихся

Закрепление полученных в ходе урока знаний.

Оценивание работы.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения полученных в ходе урока знаний.

Активная самооценка; выставление оценки за тест (взаимопроверка)

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания урока. Учителем задаёт вопрос: что нового вы узнали на уроке? Какие выводы сделали?  Как вы достигли этих знаний?

Учащимся предлагается заполнить в группе листы  самооценивания. Выставление общей оценки за урок.

Мотивация учащихся к выполнению домашнего задания.  На основе общей таблицы составить отчет – презентацию в каждой группе.

Самостоятельное формулирование приведённых понятий с учётом полученных в ходе урока знаний.

Запись и осмысление домашнего задания.

Заполнение листа самооценки.

Приложение 1: Легенда о металле.

Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец. В дар императору он преподнес изготовленную им чашу из блестящего, как серебро , но чрезвычайно легкого металла. Мастер поведал, что этот никому не известный металл он сумел получить  из глинистой земли. Должно быть, чувство благодарности редко обременяло Тиберия, да и правителем он был недальновидным. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившиеся в казне золото и серебро, он отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому не повадно было заниматься производством загадочного металла под несчастливым номером в периодической таблице.

Приложение 2 «Лист самооценивания» - внутренняя оценка деятельности участников группы:

Ф.И. обучающегося:

Работа с литературой:

Проведение эксперимента:

Выдвижение гипотез, формулировка выводов:

Оформление таблицы, презентации:

Защита работы:

Приложение 3 «Сводная таблица по алюминию»

Положение в П.С.

Строение атома, электронная конфигурация

Степени окисления

Способы получения

Нахождение в природе, формулы минералов

Физические свойства

Химические свойства

Применение

Открытие

Приложение 4 «Задания группам» и инструктивные карты.

1 группа; Изучите взаимодействие алюминия с солями. Составьте рекомендации.

Инструктивная карточка для группы № 1

Проведите опыты:

№1: Возьмите раствор соли сульфата меди(II) и поместите в нее кусочки алюминия. Запишите наблюдения, сделайте выводы, составьте химическое уравнение.

№2: Возьмите раствор сульфата магния и поместите в него кусочки алюминия. Запишите наблюдения, сделайте выводы.

2 группа: Изучите взаимодействие алюминия с кислотами. Составьте рекомендации.

Инструктивная карточка для группы № 2

Проведите опыты:

В две пробирки поместите кусочки алюминия и в одну добавьте раствор серной кислоты, в другую – раствор соляной кислоты.  В две другие пробирки поместите магний и также добавьте к нему кислоты.  Запишите все уравнения. Сделайте выводы.

3 группа: Изучите взаимодействие алюминия с водой. Составьте рекомендации.

Инструктивная карточка для группы № 3

Проведите опыты:

В одну пробирку поместите кусочки магния, в другую – кусочки алюминия. В пробирки добавьте воды. Что наблюдаете? Каждую пробирку немного нагрейте. Что наблюдаете? Запишите уравнения, составьте рекомендации.

В кристаллизатор с водой добавьте 2-3 капли фенолфталеина и поместите очищенный и предварительно просушенный фильтровальной бумажкой маленький кусочек натрия (только под наблюдением учителя!) Запишите уравнение, сделайте выводы.

4 группа: Изучите взаимодействие алюминия с простыми веществами. Составьте рекомендации.

Инструктивная карточка для группы № 4

Пользуясь параграфом 13 учебника химии  изучите,  с какими простыми веществами может взаимодействовать алюминий. Составьте уравнения реакций и окислительно-восстановительный  баланс к ним. Сделайте выводы.

5 группа: Изучите применение алюминия. Составьте рассказ.

Инструктивная карточка для группы для группы № 5

Пользуясь параграфом 13 учебника химии,   изучите применение алюминия. Составьте рассказ.

Приложение 5  «Тест по алюминию»

  1. Алюминий – это р-элемент (+)
  2. На внешнем уровне атома алюминия 3 неспаренных электрона (-)
  3. Температура плавления алюминия 6600
  4. Алюминий встречается в природе в свободном виде (-)
  5. Степень окисления алюминия в соединениях равна +1 (-)
  6. Алюминий получают электролизом боксита (+)
  7. Алюминий – это  малоактивный металл (-)
  8. Алюминий покрыт оксидной пленкой (+)
  9. Глинозем имеет формулу Ai2O3 (+)
  10. Алюминий хорошо реагирует с водой при обычных условиях (-)
  11. Алюминий может реагировать с раствором нитрата магния (-)
  12. Алюминий реагирует  с растворами щелочей (+)
  13. Алюминий используется в металлургии  для получения других металлов (+)
  14. Алюминий это элемент побочной подгруппы (-)
  15. Алюминий взаимодействует с углеродом, образуя карбид (+)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;

В плане  указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная);  оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с акцентом на здоровьесберегающую тему.

Предлагаемый материал был представлен на семинаре по здоровьесберегающим технологиям. Это план урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с авторкой презентацией....

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)

Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...

Методическая разработка урока биологии в 6 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Движение.

Данная методическая разработка предлагается для проведения урока по теме "Движение". Главная цель - сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого;  познакомить с разнообр...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс

Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...