Методическая разработка урока по теме Алюминий" 9 класс
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
В разработке прописаны планируемые результаты( предметные, метапредметные, личностные), показанана дидактическая структура учебного занятия, психолого-педагогическое обоснование и прописан сценарий проведения занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-_proekt_po_alyuminiyu.docx | 48.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Додина Надежда Леонидовна |
Район | Московский, г. Нижний Новгород |
Место работы | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 172» |
Должность | учитель химии |
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет | химия |
Класс | 9 |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | нет |
Тема учебного занятия | «Алюминий и его свойства» |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Урок-проект |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | 11 урок по тем «Металлы» и 5 урок в блоке «Металлы главных подгрупп» |
Учебная задача | Вовлечь учащихся в проектную деятельность по изучению строения и свойств алюминия и овладению навыками составления окислительно-восстановительных реакций на основе химических свойств алюминия, а также составления опорного конспекта. |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | ||||||
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») | ||||
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся научатся - характеризовать строение и химические свойства алюминия; | Обучающиеся получат возможность научиться применять приобретённые знания для составления опорного конспекта; | ||||
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся овладеют умениями работать с текстовой информацией учебника или других источников, осуществлять логические операции при решении проблемной ситуации, выполнять задания на закрепление, концентрировать внимание и правильно излагать свою точку зрения; | Обучающиеся получат возможность сделать свои выводы исходя из результатов эксперимента; Получат возможность анализировать и систематизировать знания и презентовать их; Получат возможность отработать навыки по составлению окислительно-восстановительного баланса к уравнениям; | ||||
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся убедятся в осознании ценности самостоятельного приобретении новых знаний и умения управлять своей познавательной деятельностью; | Обучающиеся получат возможность для формирования навыков самоконтроля, самооценки, добросовестного отношения к учению, умения управлять своей познавательной деятельностью. | ||||
Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; | Обучающиеся -знают химические свойства металлов в общем, а также металлов 1 и 2 групп главных подгрупп; -имеют опыт составления окислительно-восстановительного баланса к уравнениям реакций; -могут давать характеристику элемента по положению в П.С.; -могут планировать свою деятельность или действовать по заранее заданному алгоритму; -могут проводить опыты в рамках химического эксперимента; | |||||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат | |||
Тест (+,-), приложение 4 | Лист самооценивания.Приложение 2 | Рефлексия, приложение 3, | ||||
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку | Отслеживаются умения уч-ся работать с текстами, заданиями, практическими навыками выполнения учебного эксперимента. |
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | |||||
Учебно – информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет - ресурсы | ЭОРы | |
Учебник: Габриелян О.С. «Химия -9», «Дрофа», 2012г. | Электронное приложение к учебнику О.С.Габриеляна «Химия-9» | ||||
Техническое обеспечение | учебно-материальные средства: химические реактивы, принадлежности для химических опытов, компьютер, проектор, книги, магнитная доска, инструктивные карточки, раздаточные коллекции по «Алюминию» |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | ||||
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) | Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) | |
1.Мотивационно ориентировочный 1.Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Метод: словесный Приём: беседа | Создание комфортной психологической атмосферы урока. Обеспечение благоприятной обстановки для работы на уроке и психологический настрой учащихся на общение и начало занятия. | |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | •Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока; •Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале. | Осуществление развития коммуникативных навыков. Формирование способностей к оцениванию и самооценке; формирование позитивного отношения к учёбе. Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика. | ||
1.3. Создание проблемной ситуации «умения – неумения», «понимания – не понимания», погружение в проект. | Метод: фронтальная беседа Приём:создание проблемной ситуации | Активизация познавательной деятельности путём создания проблемной ситуации; создание стимула к изучению нового вопроса. Возникновение учебно-познавательного мотива, направляющего мыслительную деятельность обучающихся. | ||
2.Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Метод: словесная консультация Приём: беседа | Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов. Выработка плана действий, определение временного режима на каждом этапе, выбор формы представления результатов. | |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации, поиск информации | Метод: словесная консультация Приём: помощь, наблюдение Метод: проблемно-исследовательский Прием: лабораторный опыт | Развитие логического мышления. Развитие практических и коммуникативных навыков.. Развитие самостоятельности учащихся. Создание благоприятного климата для каждого. Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения, проведение эксперимента. | ||
2.3. Выбор верного варианта решения, обобщение результатов | Метод: словесная консультация Приём: помощь, наблюдение. | Активная познавательная деятельность с объектом изучения; анализ получаемых знаний. Включение в поисковую деятельность. Активизация мыслительных действий учащихся; развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, делать вывод). В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем. | ||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Метод: консультация, наблюдение, оценивание Приём: защита проекта, презентации обсуждение | Создание «ситуации успеха» для каждого ученика. Способствование развитию умения принимать решение. Активизация мыслительных операций учащихся. Организация сотрудничества учащихся; развитие творческого мышления. Развитие умение использовать различные средства наглядности при выступлении, умения отвечать на незапланированные вопросы. | ||
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Метод:контроля Приём:письменный контроль в форме тестирования | Активизация процессов мышления. Создание условий для применения знаний, развитие творческого мышления. Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи | |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Метод: словесный Приём: беседа | Развитие способностей обобщать, анализировать и делать выводы.Развитие критичности мышления, самооценки. Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения |
Сценарий проведения учебного занятия | |||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1.Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку | Готовность класса к работе. |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Организация групп. Инструктаж по работе группы(функции руководителя группы, пояснения по заполнению листа оценивания деятельности членов группы) | Организация в группы, распределение обязанностей. | |
1.3. Создание проблемной ситуации, погружение в проект. | Создание мотивационной ситуации посредством предъявления проблемного задания. Данный подэтап начинается с прочтения легенды.(Приложение 1) После чего идет фронтальная беседа по вопросам:
| Учащиеся дают ответ: данный металл – алюминий. Благодаря приобретённым ранее знаниям учащиеся описывают положение алюминия в П,С, записывают его строение атома, электронную конфигурацию. Учащиеся делают вывод, что алюминий активный металл, так как в ряду напряжений он располагается сразу после щелочных и щелочно-земельных металлов. В П,С. он является переходным мостиком между металлами и неметаллами. Вместе с учащимися определяется название проекта: «Элемент под номером 13 и его химические свойства» | |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Объявление темы урока, запись ее на доске. Определяются цели и задачи урока. Класс делится на группы. Каждая группа вытягивает задание. | Записывают тему урока в тетрадь, предполагают цели и задачи на данный урок. Заполняется первая часть таблицы – проектного продукта (Приложение 3) |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации, поиск информации | Каждая группа получает свое индивидуальное задание и общее задание: пользуясь раздаточной коллекцией и параграфом учебника и словами из легенды определите как можно получить алюминий, запишите выводы и уравнение в общую таблицу. | Учащиеся работают в группах, проводят поиск и отбор необходимой информации, проводят исследования. (Приложение 4) Продолжают заполнять таблицу. | |
2.3. Выбор верного варианта решения, обобщение результатов | Учитель предлагает учащимся сделать выводы по проведенным экспериментам и подготовить краткое выступление-защиту. | Отбирают информацию, делают выводы, вносят их в таблицу, готовят выступление. | |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Проходит выступление групп. Учитель слушает, координирует работу групп по обсуждению Просмотр творческой презентации. | Группы представляют свои отчеты в виде устного выступления, мини- презентации, плаката. По ходу обсуждения учащиеся заполняют таблицу. | |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Учитель проводит тестирование по изученному на уроке материалу и приобретённым ранее знаниям по данной теме (Приложение 5). Происходит оценивание работы учащихся Закрепление полученных в ходе урока знаний. Оценивание работы. | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения полученных в ходе урока знаний. Активная самооценка; выставление оценки за тест (взаимопроверка) |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания урока. Учителем задаёт вопрос: что нового вы узнали на уроке? Какие выводы сделали? Как вы достигли этих знаний? Учащимся предлагается заполнить в группе листы самооценивания. Выставление общей оценки за урок. Мотивация учащихся к выполнению домашнего задания. На основе общей таблицы составить отчет – презентацию в каждой группе. | Самостоятельное формулирование приведённых понятий с учётом полученных в ходе урока знаний. Запись и осмысление домашнего задания. Заполнение листа самооценки. |
Приложение 1: Легенда о металле.
Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец. В дар императору он преподнес изготовленную им чашу из блестящего, как серебро , но чрезвычайно легкого металла. Мастер поведал, что этот никому не известный металл он сумел получить из глинистой земли. Должно быть, чувство благодарности редко обременяло Тиберия, да и правителем он был недальновидным. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившиеся в казне золото и серебро, он отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому не повадно было заниматься производством загадочного металла под несчастливым номером в периодической таблице.
Приложение 2 «Лист самооценивания» - внутренняя оценка деятельности участников группы:
Ф.И. обучающегося: | Работа с литературой: | Проведение эксперимента: | Выдвижение гипотез, формулировка выводов: | Оформление таблицы, презентации: | Защита работы: |
Приложение 3 «Сводная таблица по алюминию»
Положение в П.С. | Строение атома, электронная конфигурация | Степени окисления | Способы получения | Нахождение в природе, формулы минералов | Физические свойства | Химические свойства | Применение | Открытие |
Приложение 4 «Задания группам» и инструктивные карты.
1 группа; Изучите взаимодействие алюминия с солями. Составьте рекомендации.
Инструктивная карточка для группы № 1
Проведите опыты:
№1: Возьмите раствор соли сульфата меди(II) и поместите в нее кусочки алюминия. Запишите наблюдения, сделайте выводы, составьте химическое уравнение.
№2: Возьмите раствор сульфата магния и поместите в него кусочки алюминия. Запишите наблюдения, сделайте выводы.
2 группа: Изучите взаимодействие алюминия с кислотами. Составьте рекомендации.
Инструктивная карточка для группы № 2
Проведите опыты:
В две пробирки поместите кусочки алюминия и в одну добавьте раствор серной кислоты, в другую – раствор соляной кислоты. В две другие пробирки поместите магний и также добавьте к нему кислоты. Запишите все уравнения. Сделайте выводы.
3 группа: Изучите взаимодействие алюминия с водой. Составьте рекомендации.
Инструктивная карточка для группы № 3
Проведите опыты:
В одну пробирку поместите кусочки магния, в другую – кусочки алюминия. В пробирки добавьте воды. Что наблюдаете? Каждую пробирку немного нагрейте. Что наблюдаете? Запишите уравнения, составьте рекомендации.
В кристаллизатор с водой добавьте 2-3 капли фенолфталеина и поместите очищенный и предварительно просушенный фильтровальной бумажкой маленький кусочек натрия (только под наблюдением учителя!) Запишите уравнение, сделайте выводы.
4 группа: Изучите взаимодействие алюминия с простыми веществами. Составьте рекомендации.
Инструктивная карточка для группы № 4
Пользуясь параграфом 13 учебника химии изучите, с какими простыми веществами может взаимодействовать алюминий. Составьте уравнения реакций и окислительно-восстановительный баланс к ним. Сделайте выводы.
5 группа: Изучите применение алюминия. Составьте рассказ.
Инструктивная карточка для группы для группы № 5
Пользуясь параграфом 13 учебника химии, изучите применение алюминия. Составьте рассказ.
Приложение 5 «Тест по алюминию»
- Алюминий – это р-элемент (+)
- На внешнем уровне атома алюминия 3 неспаренных электрона (-)
- Температура плавления алюминия 6600
- Алюминий встречается в природе в свободном виде (-)
- Степень окисления алюминия в соединениях равна +1 (-)
- Алюминий получают электролизом боксита (+)
- Алюминий – это малоактивный металл (-)
- Алюминий покрыт оксидной пленкой (+)
- Глинозем имеет формулу Ai2O3 (+)
- Алюминий хорошо реагирует с водой при обычных условиях (-)
- Алюминий может реагировать с раствором нитрата магния (-)
- Алюминий реагирует с растворами щелочей (+)
- Алюминий используется в металлургии для получения других металлов (+)
- Алюминий это элемент побочной подгруппы (-)
- Алюминий взаимодействует с углеродом, образуя карбид (+)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;
В плане указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная); оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с акцентом на здоровьесберегающую тему.
Предлагаемый материал был представлен на семинаре по здоровьесберегающим технологиям. Это план урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с авторкой презентацией....
Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)
Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...
Методическая разработка урока биологии в 6 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Движение.
Данная методическая разработка предлагается для проведения урока по теме "Движение". Главная цель - сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого; познакомить с разнообр...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс
Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...