Методическая разработка к уроку химии в 10 классе на тему "Альдегиды и их свойства"
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
Методическая разработка к уроку химии в 10 классе на тему "Альдегиды и и х свойства".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_10_klass_aldegidy.docx | 52.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока химии в 10 классе на тему: «Альдегиды и их свойства».
(Линия УМК по химии 10 – 11 класс О.С.Габриелян)
Урок № 34.
Предмет: химия.
Класс: 10
Тема урока: Альдегиды и их свойства.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и закрепления изучаемого материала.
Методы: словесные (беседа, чтение), наглядные, проблемно-поисковые.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Технологии, используемые при проведении урока:
1. Технология проблемного обучения
2. Технология уровневой дифференциации
3. Здоровьесберегающие технологии
Цель урока: изучить состав, строение, номенклатуру, изомерию, свойства, получение и применение класса органических веществ альдегидов.
Задачи урока:
Обучающие:
– организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию знаний о гомологическом ряде альдегидов, их строении, особенности функциональной группы, природе двойной связи в карбонильной группе, взаимному влиянию атомов, физических и химических свойствах.
– обеспечить закрепление знаний о sp2 - гибридизации, взаимном влиянии атомов.
Развивающие:
– развивать познавательный интерес к предмету, умение прогнозировать свойства вещества на основе его строения;
– развивать умение проводить химический эксперимент, находить самостоятельно дополнительную информацию по теме из разных источников;
– развивать речь с использованием химических терминов, коммуникативные способности обучающихся и наблюдательность, внимание.
Воспитывающие:
– воспитание аккуратности и бережливости, чувства поддержки друг друга при совместной работе на уроке;
– формирование устойчивой потребности в знаниях, труде, здоровом образе жизни.
Оборудование и реактивы: спиртовка, держатель, штатив для пробирок, пробирки; этанол, медная проволока (группа 1); этаналь, растворы сульфата меди (ІІ), гидроксида калия (группа 2); этаналь, аммиачный раствор нитрата серебра (группа 3).
Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.
Основные понятия, изучаемые на уроке: определение альдегидов и кетонов, карбонильная группа, формальдегид, ацеталдегид, качественные реакции (реакция «серебряного зеркала» и взаимодействие с гидроксидом меди (II) при нагревании), реакции гидрирования.
Межпредметные связи: биология, экология.
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
II. Изучение темы урока.
1. Знакомим учащихся с темой урока и трехуровневыми целями, записанными на доске. Обращаем их внимание на вопросы диктанта, которые находятся на партах, предлагаем оценить, на сколько вопросов они могут ответить сейчас. Выполнять задание учащиеся будут в конце урока.
Цели для учащихся:
1. Знать тривиальные названия простейших альдегидов, строение альдегидной группы; уметь составлять структурные формулы альдегидов и называть их по систематической номенклатуре.
2. Знать способы получения и химические свойства альдегидов, качественные реакции на альдегиды, правила безопасной работы с альдегидами; уметь составлять уравнения реакций, практически определять альдегиды по характерным реакциям.
3. Знать причину проявляемых альдегидами свойств; уметь сравнивать состав и свойства метаналя и этаналя, устанавливать зависимость между составом, строением, свойствами и применением, связь между классами органических соединений.
2. Предлагаем просмотреть первый пакет информации – перед вами четыре формулы:
Учащиеся, работая парами, определяют, что общего во всех четырех формулах. Один из школьников записывает функциональную группу на доске.
3. Учащиеся расходятся по группам, таблички на столах указывают расположение групп в кабинете. Формируются три группы.
Учащиеся выполняют в группах лабораторные опыты.
Обращаем их внимание на необходимость соблюдать правила безопасного поведения и техники безопасности при выполнении опытов.
Группа 1. Окисление этанола в этаналь.
Группа 2. Окисление этаналя гидроксидом меди (ІІ).
Группа 3. Окисление этаналя аммиачным раствором оксида серебра.
4. Выполнив лабораторный опыт, учащиеся обсуждают его результаты в группе, делают выводы, записывают уравнения реакции и выполняют задания. В карточках указаны страницы учебника, где учащиеся могут найти интересующую их информацию.
Группа 1. Предложите два способа получения этаналя в промышленности:
а) из этилена;
б) из этина (реакцией Кучерова).
Группа 2. Напишите уравнение реакции окисления этаналя в общем виде для любого окислителя или кислородом воздуха. Назовите продукты реакции.
Группа 3. Напишите уравнение реакции горения этаналя.
5. Через 10 мин группы проводят презентацию работы: прикрепляют к доске листы с уравнениями химических реакций, рассказывают о проведенном опыте, демонстрируют его результаты (например, медную проволоку, осадок), делают выводы на основании проведенного опыта и выполненного задания.
После презентации все учащиеся расходятся по своим местам и оформляют результаты всех опытов в тетрадях.
Общий вывод по рассмотренным превращениям записываем в виде схемы:
Установлена взаимосвязь между альдегидами и другими классами органических веществ.
Составляем на доске уравнение реакции восстановления ацетальдегида до этилового спирта - это реакция присоединения водорода по двойной связи. Учащиеся записывают уравнение в тетрадях.
Физминутка – упражнение для глаз.
Вращательные движения глазами: сначала в левый нижний угол, потом на межбровье, потом в правый нижний угол, потом на кончик носа (повторить столько раз, сколько возможно не дышать после выдоха). Повторить то же, но в обратную сторону.
6. Работа в парах. Ответить на вопрос: о каком веществе идет речь?
Вариант 1
Представляет собой едкую бесцветную жидкость, кипящую при комнатной температуре. Первичный продукт метаболизма этанола на пути его превращения в уксусную кислоту в организме человека. Один из химических агентов, ответственных за состояние опьянения. Вносит свой вклад в запах спелых фруктов. Используется для получения уксусной кислоты, этилового спирта, лекарственных препаратов (Этаналь).
Вариант 2
Токсичен, раздражает слизистые оболочки дыхательных путей, глаз. Газообразное вещество с острым удушливым запахом, хорошо растворимое в воде, 40% - ный водный раствор называется формалином. Используется для сохранения анатомических препаратов, дезинфекции помещений, при дублении кож. Содержится в древесном дыме и является одним из консервантов при копчении пищевых продуктов (Метаналь).
III. Закрепление темы урока.
Учащиеся пишут химический диктант. На заранее заготовленных листах для ответов они записывают вариант и фамилию, а также фамилию соседа по парте, который будет проверять работу:
Вариант
Выполнил
Проверил
Отвечают на вопросы, проставляя знаки ”+” (да ) или “-“ (нет ), обмениваются листами и проверяют друг друга, ставя свои “+” и “-“. Таким образом все учащиеся выполняют оба варианта.
Химический диктант
Вариант 1: этаналь.
Вариант 2: метаналь.
- Муравьиный альдегид.
- Его 40%-й водный раствор называют формалином.
- Формальдегид.
- В его молекуле карбонильная группа соединена с двумя атомами водорода.
- Ацетальдегид.
- Уксусный альдегид.
- Газообразное вещество с резким запахом.
- Ядовит.
- Жидкость с температурой кипения 2000C.
- Имеет запах прелых яблок.
- Хорошо растворим в воде.
- Восстанавливается на катализаторе до этанола.
- Окисляется до муравьиной кислоты.
- Качественной реакцией на это вещество является реакция “ серебряного зеркала”.
- Получают в промышленности окислением этена кислородом воздуха.
- Расходуется на получение уксусной кислоты.
- Используется для производства фенолформальдегидных пластмасс.
- Характерна качественная реакция с гидроксидом меди (ІІ ).
- Получают присоединением воды к ацетилену.
- Является слабой кислотой.
Ответы (знаки”+”). Вариант 1: 5,6,9,10,11,12,14,15,16,18,19. Вариант 2: 1, 2,3,4,7,8,11,13,14,17,18.
Демонстрируем правильные ответы, учащиеся осуществляют взаимопроверку, выставляют отметку: за каждые два правильных ответа 1 балл.
IV. Итог урока.
1. Выставление оценок.
2. Предлагаем учащимся вспомнить правила долгожителей, которые вывел еще Гиппократ: питание, движение, гигиена. Обсуждаем эти правила:
- Питание. Есть понемногу, не переедать, бороться с вредными привычками.
- Движение. Известно, что работающий человек живет дольше, чем тот, кто не работает и малоподвижен; интеллектуалы живут дольше тех, кто не использует свой мозг активно.
- Гигиена. Необходимо соблюдать санитарные нормы и правила.
Домашнее задание: § 11 страница 84 упражнение 4-6 (6 упражнение по желанию).
1.Изучить строение молекул альдегидов; познакомиться с общей формулой гомологического ряда альдегидов, понятием
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка темы Введение. Химия. 8 класс (+урок)
Методическая разработка содержит: планирование темы "Введение" в 8 классе; планируемые результаты обучения (предметные, метапредметные и личностные); методическое обеспечение учителя...
Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"
Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока, приложения к мод...
Презентация и методическая разработка к уроку химии в 8 классе по теме "Соли". Разработана учителем химии МБОУ гимназии № 8 г.Хабаровска Кузьминской Л.Д.
Презентация к уроку "Соли" 8 класс включает 26 слайдов.Слайд 1 - информационный.Слайд 2 - Приветствие. Урок начинается с данного слайда.Слайд 3 - Повторение ранее изученного материала. Даны веще...
Методическая разработка к уроку химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия".
Конспект урока химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия"....
Методическая разработка к уроку химии в 9 классе на тему "Алюминий"
Методическая разработка к уроку химии в 9 классе на тему "Алюминий"...
Методическая разработка дистанционного урока в 10 классе на тему "Функция y = cosx, свойства, график, периодичность, основной период. Применение свойств функции y = cosx."
Тип урока: урок открытия новых знанийЦели урока: Ознакомиться со свойствами функции y = cosx; ее графиком, периодичностью и основным периодом;Уметь применять свойства функции y = cosx при решении зада...
Методическая разработка к уроку алгебры 7 класс по теме :" Свойства степени"
Данная работа направлена на проверку знаний учащихся. Работа может быть использована для обобщения и систематизации знаний , и выявления пробелов у учащихся....