8кл. Рабочая программа 2016-2017уч.год
рабочая программа по химии (8 класс) по теме
Программа разаботана на основе программы основного общего образования по химии для 8-9 классов. Авторы О.С. Габриелян, А.В. Купцова: Москва 2016г.; к учебнику О.С. Габриелян (Москва "Дрофа" 2016г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8kl_rabochaya_programma_2016-2017uch.god_.doc | 193.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к образовательной
программе №1
г. Новочеркасск
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №23
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 23
Приказ от 30.08.2016 № 254 - ОД
_______________П.А.Петровсков
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
Уровень общего образования (класс)
основное общее, 8 класс
Количество часов 102
Учитель: Семёнычева Лариса Витальевна
Программа разработана на основе
Программы основного общего образования по химии для 8–9 классов
Авторы О. С. Габриелян, А. В. Купцова: Москва 2016; к учебнику
О. С. Габриелян; (Москва «Дрофа» 2016).
2016 – 2017 уч. год. Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Химия» разработана в соответствии с перечнем основных нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-Ф3.
- Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, среднего общего образования.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования».
- Информационное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 года №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов.»
- Программы основного общего образования по химии для 8–9 классов к учебнику О. С. Габриелян. Авторы О. С. Габриелян, А. В. Купцова: Москва 2016.
- Образовательная программа основного, среднего общего образования МБОУ СОШ №23 г.Новочеркасск на 2016-2017 учебный год.
- Учебный план МБОУ СОШ №23.
- Положение о рабочих программах учебных предметов МБОУ СОШ №23.
Рабочая программа предмета определяет содержание уровня курса химии основного общего образования и предназначается для использования в 9 классе.
Цель: построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Задачи:
в ценностно-ориентационной сфере - чувство гордости за Российскую химическую науку;
в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Химия» на уровне основного общего образования, 8 класс.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/понимать: химическую символику: знаки элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций; важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии; характерные признаки важнейших химических понятий; о существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями; смысл основных законов и теорий химии: атомно-молекулярная теория, законы сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон Д.И. Менделеева.
Уметь: называть химические элементы; соединения изученных классов неорганических веществ; объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент принадлежит; закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов; сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена. Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; взаимосвязь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей). Определять/классифицировать: состав веществ по их формулам; валентность и степень окисления элемента в соединении; вид химической связи в соединениях; принадлежность веществ к определенному классу соединений; типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена. Составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций. Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием. Распознавать опытным путем: газообразные вещества: кислород, водород, растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора. Вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами; объяснения отдельных фактов и природных явлений; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека.
Ожидаемый результат по химии
В познавательной сфере:
- давать определения изученных понятий: вещество; химическая реакция
- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
- описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
- классифицировать изученные объекты и явления;
- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
- делать выводы умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей
- прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
- структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
- моделировать строение атомов элементов периодов; строение молекул;
- производить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников( научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета)
В ценностно-ориентационной сфере: - анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
В трудовой сфере: - проводить химический эксперимент.
В сфере безопасности жизнедеятельности: - оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Содержание учебного предмета
№ | Раздел, содержание раздела | Кол-во часов | Формы организации учебной деятельности | Основные виды учебной деятельности |
1. | Введение Химия - наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах. Лабораторный опыт: 1. Сравнение свойств твёрдых кристаллических веществ и растворов. 2. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги. Практическая работа №1 «Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории» Расчетные задачи. Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения. | 7 | фронтальная, индивидуальная, групповая, писменный отчет о проделанной работе | Определения понятий «атом», «молекула», «химиче ский элемент», «вещество», «простое вещество», «сложное вещество», «свойства веществ». Описание и сравнение предметов изучения естественнонаучных дисциплин, в том числе химии. Классификация веществ по составу (простые и сложные). Характеристика основных методов изучения естественнонаучных дисциплин. Различение тела и вещества; химического элемента и простого вещества. Описание форм существования химических элементов; свойств веществ. Выполнение непосредственных наблюдений и анализ свойств веществ и явлений, происходящих с веществами, с соблюдением правил техники безопасности. Оформление отчета, включающего описание наблюдения, его результатов, выводов. Использование физического моделирования.Определения понятий «химические явления», «физические явления». Объяснение сущности химических явлений (с точки зрения атомномолекулярного учения) и их принципиального отличия от физических явлений. Характеристика роли химии в жизни человека; роли основоположников отечественной химии. Составление сложного плана текста. Получение химической информации из различных источников. Определения понятий «химический знак, или символ», «коэффициенты», «индексы». Описание табличной формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Описание положения элемента в таблице Д. И. Менделеева. Использование знакового моделирования. Определения понятий «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «массовая доля элемента». Вычисление относительной молекулярной массы вещества и массовой доли химического элемента в соединениях.Устанавливают приченно-следственные связи. Владеют навыками контроля и оценки своей деятельности. Осуществляют поиск и отбор источников необходимой информации, систематизируют информацию представляют её используя возможности компьютрных технологий. |
2. | Тема №1 Атомы химических элементов Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне). Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи. Лабораторный опыт: 3. Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа. 4. Изготовление моделей молекул бинарных соединений. | 17 | фронтальная, индивидуальная, групповая, писменный отчет о проделанной работе | Определения понятий «протон», «нейтрон», «электрон», «химический элемент», «массовое число», «изотоп». Описание состава атомов элементов № 1—20 в таблице Д. И. Менделеева. Получение химической информации из различных источников. Определения понятий «электронный слой», «энергетический уровень». Составление схем распределения электронов по электронным слоям в электронной оболочке атомов Определения понятий «элементы металлы», «элементы неметаллы». Объяснение закономерности изменения свойств химических элементов в периодах и группах (главных подгруппах) периодической системы с точки зрения теории строения атома. Выполнение неполного однолинейного, неполного комплексного сравнения, полного однолинейного сравнения свойств атомов химических элементов, находящихся в одном периоде или главной подгруппе Периодической системы. Составление характеристики химических элементов по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Составление тезисов текста Определения понятий «ионная связь», «ионы». Составление схем образования ионной связи. Использование знакового моделирования. Определение типа химической связи по формуле вещества. Приведение примеров веществ с ионной связью. Характеристика механизма образования ионной связи. Установление причинноследственных связей: состав вещества — тип химической связи Определение понятия «ковалентная неполярная связь». Составление схем образования ковалентной неполярной химической связи. Использование знакового моделирования. Определение типа химической связи по формуле вещества. Приведение примеров веществ с ковалентной неполярной связью. Характеристика механизма образования ковалентной связи. Определения понятий «ковалентная полярная связь», «электроотрицательность», «валентность». Составление схем образования ковалентной полярной химической связи. Использование знакового моделирования. Определение типа химической связи по формуле вещества. Приведение примеров веществ с ковалентной по лярной связью. Характеристика механизма образования ковалентной связи. Составление формулы бинарных соединений по валентности и нахождение валентности элементов по формуле бинарного соединения. Использование физического моделирования. Определение понятия «металлическая связь». Составление схем образования металлической химической связи. Использование знакового моделирования. Определение типа химической связи по формуле вещества. Приведение примеров веществ с металлической связью. Характеристика механизма образования металлической связи. Представление информации по теме «Химическая связь» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ |
3. | Тема №2 Простые вещества Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро». Лабораторный опыт: 5. Ознакомление с коллекцией металлов. 6. Ознакомление с коллекцией неметаллов. | 10 | фронтальная, индивидуальная, групповая, писменный отчет о проделанной работе | Определения понятий «металлы», «пластичность», «теплопроводность», «электропроводность». Описание положения элементовметаллов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Характеристика общих физических свойств металлов. Установление причинноследственных связей между строением атома и химической связью в простых веществахметаллах. Самостоятельное изучение свойств металлов при соблюдении правил техники безопасности, оформление отчета, включающего описание наблюдения, его результатов, выводов. Получение химической информации из различных источников. Определения понятий «неметаллы», «аллотропия», «аллотропные видоизменения, или модификации». Описание положения элементовнеметаллов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Определение принадлежности неорганических веществ к одному из изученных классов: металлы и неметаллы. Доказательство относительности деления простых веществ на металлы и неметаллы. Установление причинноследственных связей между строением атома и химической связью в простых веществах неметаллах. Объяснение многообразия простых веществ таким фактором, как аллотропия. Самостоятельное изучение свойств неметаллов при соблюдении правил техники безопасности, оформление отчета, включающего описание наблюдения, его результатов, выводов. Выполнение сравнения по аналогии Определения понятий «количество вещества», «моль», «постоянная Авогадро», «молярная масса». Решение задачи с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «постоянная Авогадро» Определения понятий «молярный объем газов», «нормальные условия». Составление конспекта текста. Получение химической информации из различных источников. Представление информации по теме «Простые вещества» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. |
4. | Тема №3 Соединения химических элементов Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения. Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля». Лабораторный опыт: 7. Ознакомление с коллекцией оксидов. 8. Ознакомление со свойствами аммиака. 9. Качественные реакции на углекислый газ. 10. Определение рН растворов кислоты, щёлочи и воды. 11. Определение рН лимонного соков на срезе плодов.12. Ознакомление с коллекцией слей. 13. Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решётки. Изготовление моделей кристаллических решёток. 14. Ознакомление с образцом горной породы. Практическая работа №2 «Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества» Расчетные задачи. 1.Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов. 2. Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе. | 20 | фронтальная, индивидуальная, групповая, писменный отчет о проделанной работе | Определения понятий «степень окисления», «валентность». Сравнение валентности и степени окисления. Определение понятия «оксиды». Определение принадлежности неорганических веществ к классу оксидов по формуле. Определение валентности и степени окисления элементов в оксидах. Описание свойств отдельных представителей оксидов. Составление формул и названий оксидов. Проведение наблюдений (в том числе опосредованных) свойств веществ и происходящих с ними явлений, с соблюдением правил техники безопасности; оформление отчета с описанием эксперимента, его результатов и выводов Определения понятий «основания», «щелочи», «качественная реакция», «индикатор». Классификация оснований по растворимости в воде. Определение принадлежности неорганических веществ к классу оснований по формуле. Определение степени окисления элементов в основаниях. Описание свойств отдельных представителей оснований. Составление формул и названий оснований. Использование таблицы растворимости для определения растворимости оснований. Установление генетической связи между оксидом и основанием и наоборот. Определения понятий «кислоты», «кислородсодержащие кислоты», «бескислородные кислоты» «кислотная среда» «щелочная среда» «нейтральная среда» «шкала pH». Классификация кислот по основности и содержанию кислорода. Определение принадлежности неорганических веществ к классу кислот по формуле. Определение степени окисления элементов в кислотах. Описание свойств отдельных представителей кислот. Составление формул и названий кислот. Использование таблицы растворимости для определения растворимости кислот. Установление генетической связи между оксидом и гидроксидом и наоборот. Проведение наблюдений (в том числе опосредованных) свойств веществ и происходящих с ними явлений с соблюдением правил техники безопасности; оформление отчета с описанием эксперимента, его результатов и выводов. Исследование среды раствора с помощью индикаторов. Экспериментальное различение кислоты и щелочи с помощью индикаторов Определение понятия «соли». Определение принадлежности неорганических веществ к классу солей по формуле. Определение степени окисления элементов в солях. Описание свойств отдельных представителей солей. Составление формул и названий солей. Использование таблицы растворимости для определения растворимости солей. Проведение наблюдений (в том числе опосредованных) свойств веществ и происходящих с ними явлений, с соблюдением правил техники безопасности;оформление отчета с описанием эксперимента, его результатов и выводов Классификация сложных неорганических веществ по составу на оксиды, основания, кислоты и соли; основания, кислоты и соли по растворимости в воде; кислоты по основности и содержанию кислорода, с использованием различных форм представления классификации. Сравнение оксидов, оснований, кислот и солей по составу. Определение принадлежности неорганических веществ к одному из изученных классов соединений по формуле. Определение валентности и степени окисления элементов в веществах. Осуществление индуктивного и дедуктивного обобщения. Получение химической информации из различных источников. Представление информации по теме «Основные классы неорганических соединений» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. Определения понятий «аморфные вещества», «кристаллические вещества», «кристаллическая решетка», «ионная кристаллическая решетка», «атомная кристаллическая решетка», «молекулярная кристаллическая решетка», «металлическая кристаллическая решетка». Установление причинноследственных связей между строением атома, химической связью и типом кристаллической решетки химических соединений. Характеристика атомных, молекулярных, ионных металлических кристаллических решеток; среды раствора с помощью шкалы pH. Приведение примеров веществ с разными типами кристаллической решетки. Проведение наблюдений (в том числе опосредованных) свойств веществ и происходящих с ними явлений с соблюдением правил техники безопасности; оформление отчета с описанием эксперимента, его результатов и выводов. Составление на основе текста таблицы, в том числе с применением средств ИКТ Определения понятий «смеси», «массовая доля растворенного вещества», «объемная доля вещества в смеси». Проведение наблюдений (в том числе опосредованных) свойств веществ и происходящих с ними явлений с соблюдением правил техники безопасности;оформление отчета с описанием эксперимента, его результатов и выводов. Решение задач с использованием понятий «массовая доля элемента в веществе», «массовая доля растворенного вещества» «объемная доля газообразного вещества» Решение задач с использованием понятий «массовая доля элемента в веществе», «массовая доля растворенного вещества», «объемная доля газообразного вещества». Представление информации по теме «Соединения химических элементов» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ |
5. | Тема №4 Изменения, происходящие с веществами Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование. Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей. Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца. Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения- взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция). Лабораторный опыт: 15. Прокаливание меди в пламени спиртовки. 16. Замещение меди в растворе сульфата меди (ll) железом. Практическая работа 3. «Очистка загрязненной поваренной соли». 4. «Получение кислорода и изучение его свойств». 5. «Признаки протекания химических реакций» Расчетные задачи. 1. Вычисления по химическим уравнениям количества, объема вещества по количеству, объему реагентов или продуктов реакции. 2. Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции. | 15 | фронтальная, индивидуальная, групповая, писменный отчет о проделанной работе | Определения понятий «дистилляция, или перегонка», «кристаллизация», «выпаривание», «фильтрование», «возгонка, или сублимация», «отстаивание», «центрифугирование».Установление причинноследственных связей между физическими свойствами веществ и способом разделения смесей Определения понятий «химическая реакция», «реакции горения», «экзотермические реакции», «эндотер мические реакции». Наблюдение и описание признаков и условий течения химических реакций, выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом Определение понятия «химическое уравнение». Объяснение закона сохранения массы веществ с точки зрения атомномолекулярного учения. Составление уравнений химических реакций на основе закона сохранения массы веществ. Классификация химических реакций по тепловому эффекту Выполнение расчетов по химическим уравнениям на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества; с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей Определения понятий «реакции соединения», «катализаторы», «ферменты». Классификация химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции.Наблюдение и описание признаков и условий течения химических реакций, выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом. Составление на основе текста схемы, в том числе с применением средств ИКТ Определения понятий «реакции соединения», «реакции разложения», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «каталитические реакции», «некаталитические реакции». Классификация химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; направлению протекания реакции; участию катализатора. Наблюдение и описание признаков и условий течения химических реакций, выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом Определения понятий «реакции замещения», «ряд активности металлов». Классификация химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. Определения понятий «реакции обмена», «реакции нейтрализации». Классификация химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. Использование таблицы растворимости для определения возможности протекания реакций обмена. Наблюдение и описание признаков и условий течения химических реакций, выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом. Определение понятия «гидролиз» Использование знакового моделирования. Получение химической информации из различных источников. Представление информации по теме «Изменения, происходящие с веществами» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ |
6 | Тема №5 Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот. Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей. Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах. Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах. Практическая работа №6 «Реакции ионного обмена» Практическая работа №7 Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений» | 26 | фронтальная, индивидуальная, групповая, писменный отчет о проделанной работе | Определения понятий «раствор», «гидрат», «кристаллогидрат», «насыщенный раствор», «ненасыщенный раствор», «пересыщенный раствор», «растворимость». Определение растворимости веществ с использованием кривых растворимости. Характеристика растворения с точки зрения атомномолекулярного учения. Использование таблицы растворимости для определения растворимости веществ в воде. Составление на основе текста графиков, в том числе с применением средств ИКТ Определения понятий «электролитическая диссоциация», «электролиты», «неэлектролиты». Определения понятий «степень диссоциации», «сильные электролиты», «слабые электролиты», «катионы», «анионы», «кислоты», «основания», «соли». Составление уравнений электролитической диссоциации кислот, оснований и солей.Иллюстрация примерами основных положений теории электролитической диссоциации; генетической взаимосвязи между веществами (простое вещество - оксид - гидроксид – соль). Различение компонентов доказательства (тезисов, аргументов и формы доказательства) Определение понятия «ионные реакции». Составление молекулярных, полных и сокращенных и онных уравнений реакций. Наблюдение и описание реакций между электролитами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии Составление характеристики общих химических свойств кислот с позиций теории электролитической диссоциации. Составление молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций с участием кислот. Наблюдение и описание реакций с участием кислот с помощью естественного языка и языка химии. Проведение опытов, подтверждающих химические свойства кислот, с соблюдением правил техники безопасности Определение понятия «основания». Составление характеристики общих химических свойств оснований (щелочей и нерастворимых оснований) с позиций теории электролитической диссоциации. Составление молекулярных, полных и сокращенныхионных уравнений реакций с участием оснований.Наблюдение и описание реакций оснований с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Проведение опытов, подтверждающих химические свойства оснований, с соблюдением правил техники безопасности. Составление доклада по теме, определенной учителем Определения понятий «несолеобразующие оксиды», «солеобразующие оксиды», «основные оксиды», «кислотные оксиды». Составление характеристики общих химических свойств солеобразующих оксидов (кислотных и основных) с позиций теории электролитической диссоциации. Составление молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций с участием оксидов. Наблюдение и описание реакций оксидов с помощью естественного языка и языкахимии Проведение опытов, подтверждающих химические свойства оксидов, с соблюдением правил техники безопасности. Составление доклада по теме, определенной самостоятельно Определение понятий «средняя соль», «кислая соль», «основные соли». Составление молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций с участием солей. Наблюдение и описание реакций солей с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Проведение опытов, подтверждающих химические свойства солей, с соблюдением правил техники безопасности. Составление доклада по теме, определенной самостоятельно. Определение понятия «генетический ряд». Составление молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений реакций с участием электролитов. Составление уравнений реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов. Выполнение прямого индуктивного доказательства Представление информации по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ Определения понятий «окислительно-восстановиельные реакции», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление». Классификация химических реакций по признаку «изменение степеней окисления элементов». Определение окислителя и восстановителя, окисления и восстановления. Использование знаковогомоделирования Составление окислительно-восстановительных реакций используя метод электронного баланса. Представление информации по теме «Окислительно-восстановительные реакции» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ |
III. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | К-во часов | Дата |
Введение | 7 | ||
1 | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества. Л.О.№1 | 1 | 01.09 |
2 | Практическая работа №1 «Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории» | 1 | 05.09 |
3 | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Л.О.№2 | 1 | 06.09 |
4 | Краткие сведения по истории развития химии. Основоположники отечественной химии. | 1 | 09.09 |
5 | Знаки (символы) химических элементов. Таблица Д. И. Менделеева. | 1 | 12.09 |
6 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. | 1 | 13.09 |
7 | Р/з: Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения. | 1 | 15.09 |
Тема 1. Атомы химических элементов | 17ч | ||
8 | Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Л.О.№3 | 1 | 19.09 |
9 | Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов № 1—20 в таблице Д. И. Менделеева | 1 | 20.09 |
10 | Электрононные формулы. Строение электронных оболочек атомов элементов № 1—20 в таблице Д. И. Менделеева | 1 | 22.09 |
11 | Строение электронных оболочек атомов. | 1 | 26.09 |
12 | Металлические и неметаллические свойстваэлементов. Изменение свойств химических элементов по группам и периодам. | 1 | 27.09 |
13 | Ионная химическая связь | 1 | 29.09 |
14 | Ионная химическая связь | 1 | 03.10 |
15 | Ковалентная неполярная химическая связь | 1 | 04.10 |
16 | Электроотрицательность. Ковалентная полярная химическая связь | 1 | 06.10 |
17 | Ковалентная полярная и неполярная химическая связь. | 1 | 10.10 |
18 | Понятие о валентности. Определение валентности атома в соединении | 1 | 11.10 |
19 | Вывод формул бинарных соединений. | 1 | 13.10 |
20 | Вывод формул бинарных соединений. Л.О.№4 | 1 | 17.10 |
21 | Металлическая химическая связь | 1 | 18.10 |
22 | Обобщение и систематизация по теме «Атомы химических элементов» | 1 | 20.10 |
23 | Обобщение и систематизация по теме «Атомы химических элементов» | 1 | 24.10 |
24 | Контрольная работа №1 «Атомы химических элементов» | 1 | 25.10 |
Тема 2. Простые вещества | 10 | ||
25 | 1 Простые вещества — металлы Л.О.№5 | 1 | 27.10 |
26 | 2 Простые вещества — неметаллы, их сравнение с металлами. Аллотропия. Л.О.№6 | 1 | 08.11 |
27 | 3 Простые вещества- металлы и неметаллы. | 1 | 10.11 |
28 | 4 Количество вещества. | 1 | 14.11 |
29 | 5 Количество вещества. | 1 | 15.11 |
30 | 6 Молярный объём газообразных веществ | 1 | 17.11 |
31 | 7 Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «постоянная Авогадро», «молярная масса», «молярный объём газов» | 1 | 21.11 |
32 | 8 Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «постоянная Авогадро», «молярная масса», «молярный объём газов» | 1 | 22.11 |
33 | 9 Обобщениеи систематизация знаний по теме «Простые вещества» | 1 | 24.11 |
34 | 10 Контрольная работа №2 «Простые вещества» | 1 | 28.11 |
Тема 3. Соединения химических элементов | 20 | ||
35 | 1. Степень окисления. Основы номенклатуры бинарных соединений | 1 | 29.11 |
36 | 2. Степень окисления. | 1 | 01.12 |
37 | 3. Степень окисления. Р/з: Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов. | 1 | 05.12 |
38 | 4. Оксиды. Летучие водородные соединения Л.О.№7,8 | 1 | 06.12 |
39 | 5. Оксиды. | 1 | 08.12 |
40 | 6. Основания Л.О.№9 | 1 | 12.12 |
41 | 7. Основания | 1 | 13.12 |
42 | 8. Кислоты | 1 | 15.12 |
43 | 9. Кислоты Л.О.№10,11 | 1 | 19.12 |
44 | 10. Соли как производные кислот и оснований | 1 | 20.12 |
45 | 11. Соли Л.О.№12 | 1 | 21.12 |
46 | 12. Обобщение знаний о классификации сложных веществ | 1 | 20.12 |
47 | 13. Аморфные и кристаллические вещества Л.О.№13 | 1 | 26.12 |
48 | 14. Чистые вещества и смеси. Массовая и Объёмная доли компонентов в смеси Л.О.№14 | 1 | 27.12 |
49 | 15. Расчёты, связанные с понятием «доля» Р/з: Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе. | 1 | 29.12 |
50 | 16. Р/з: Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе. | 1 | 12.01 |
51 | 17. Практическая работа №2 «Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества» | 1 | 16.01 |
52 | 18. Массовая и Объёмная доли компонентов в смеси | 1 | 17.01 |
53 | 19. Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов» | 1 | 19.01 |
54 | 20. Контрольная работа №3 «Соединения химических элементов» | 1 | 23.01 |
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами | 22 | ||
55 | 1 Физические явления. Разделение смесей. | 1 | 24.01 |
56 | 2. Практическая работа №3 «Очистка загрязненной поваренной соли» | 1 | 26.01 |
57 | 3. Химические явления. Условия и признаки протекания химических реакций. | 1 | 30.01 |
58 | 4. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения | 1 | 31.01 |
59 | 5. Химические уравнения. Расчёты по химическим уравнениям | 1 | 02.02 |
60 | 6. Р/з: Вычисления по химическим уравнениям количества, массы вещества по количеству, массе реагентов или продуктов реакции. | 1 | 06.02 |
61 | 7. Р/з: Вычисления по химическим уравнениям количества, объема вещества по количеству, объему реагентов или продуктов реакции. | 1 | 07.02 |
62 | 8. Р/з: Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции. | 1 | 09.02 |
63 | 9. Реакции разложения. Понятие о скорости химической реакции и катализаторах | 1 | 13.02 |
64 | 10. Практическая работа №4 «Получение кислорода и изучение его свойств» | 1 | 14.02 |
65 | 11. Реакции соединения. Цепочки переходов Л.О.№15 | 1 | 16.02 |
66 | 12. Реакции соединения. | 1 | 20.02 |
67 | 13. Реакции замещения. Ряд активности металлов | 1 | 21.02 |
68 | 14. Реакции замещения. Л.О.№16 | 1 | 27.02 |
69 | 15. Реакции обмена. Правило Бертолле | 1 | 28.02 |
70 | 16. Реакции обмена. | 1 | 01.03 |
71 | 17. Типы химических реакций на примере свойств воды. Понятие о гидролизе | 1 | 02.03 |
72 | 18. Свойств воды - гидролиз | 1 | 06.03 |
73 | 19. Практическая работа №5 «Признаки протекания химических реакций» | 1 | 07.03 |
74 | 20. Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами» | 1 | 09.03 |
75 | 21. Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами» | 1 | 13.03 |
76 | 22. Контрольная работа №4 «Изменения, происходящие с веществами» | 1 | 14.03 |
Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов | 26 | ||
77 | 1 Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов | 1 | 16.03 |
78 | 2 Электролитическая диссоциация | 1 | 20.03 |
79 | 3 Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. | 1 | 21.03 |
80 | 4 Ионные уравнения реакций. | 1 | 23.03 |
81 | 5 Кислоты: классификация и свойства в свете ТЭД | 1 | 03.04 |
82 | 6 Кислоты: классификация и свойства в свете ТЭД | 1 | 04.04 |
83 | 7 Кислоты: классификация и свойства в свете ТЭД | 1 | 06.04 |
84 | 8 Основания: классификация и свойства в свете ТЭД | 1 | 10.04 |
85 | 9 Основания: классификация и свойства в свете ТЭД | 1 | 11.04 |
86 | 10 Основания: классификация и свойства в свете ТЭД | 1 | 13.04 |
87 | 11 Оксиды: классификация и свойства | 1 | 17.04 |
88 | 12 Оксиды: классификация и свойства | 1 | 18.04 |
89 | 13 Соли: классификация и свойства в свете ТЭД | 1 | 20.04 |
90 | 14 Соли: классификация и свойства в свете ТЭД | 1 | 24.04 |
91 | 15 Практическая работа №6 «Реакции ионного обмена» | 1 | 25.04 |
92 | 16 Генетическая связь между классами неорганических веществ | 1 | 27.04 |
93 | 17 Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» | 1 | 02.05 |
94 | 18 Обобщение и систематизация знаний по теме «Свойства растворов электролитов» | 1 | 03.05 |
95 | 19 Контрольная работа №5 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» | 1 | 04.05 |
96 | 20. Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции | 1 | 11.05 |
97 | 21. Окислительно - восстановительные реакции | 1 | 15.05 |
98 | 22. Свойства изученных классов веществ в свете окислительно-восстановительных реакций | 1 | 16.05 |
99 | 23. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Окислительно-восстановительные реакции» | 1 | 18.05 |
100 | 24. Практическая работа №7 Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений» | 1 | 22.05 |
101 | 25. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. (Защита проектов) | 1 | 23.05 |
102 | 26. Решение теоретических задач. (Защита проектов) | 1 | 25.05 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель
методического совета директора по УВР
МБОУ СОШ №23
от 29.08.2016 №1 ________Л.Е. Гапонова
____________Л.Е. Гапонова 29.08.2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку (с изм. по ФГОС) на 2016-2017уч.г.
Данная рабочая программа была составлена с требованиями и новыми измеениями ФГОС НОО. Ступень обучения: начальное общее образование. Автор учебника: М.З. Биболетова...
Рабочая программа по математике 7,9 класс-комплект на 2016-2017уч.год
Рабочая программа по математике 7,9 класс-комплект на 2016-2017уч.год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «География» на 2016-2017уч. год
Рабочая программа по географии составлена на основании: Рабочие программы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. География.Предметная линия учебников «Полярная звезда» 5–9 классы. Пособие для учи...
Рабочая программа по исправлению речевых нарушений в условиях логопункта (2016-2017уч.год)
Программа составлена для детей 5-7лет с фонетическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи....
Самоанализ результативности реализации образовательной программы за 2016-2017уч.г.
Главной целью внеурочной деятельности является закрепление и расширение знаний по истории национальной культуры и быта коренных жителей Ямала, знакомство с основами знаний в области композиций, ...
Самоанализ результативности реализации образовательной программы за 2016-2017уч.г. по ВН Палитра
Главной целью внеурочной деятельности является приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и с...
Самоанализ результативности реализации по дополнительной образовательной программы за 2016-2017уч.г. Сделай сам.
Главной целью дополнительной деятельности является формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстет...