Рабочая программа по исправлению речевых нарушений в условиях логопункта (2016-2017уч.год)
рабочая программа на тему
Программа составлена для детей 5-7лет с фонетическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2016-2017uch.god_.docx | 82.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №19 «Радость»
Утверждаю:
Принято на Педагогическом совете Заведующий МБДОУ
МБДОУ «Детский сад №1«Радость» «Детский сад № 19 «Радость»
Протокол № …. от «….» ….. 2016г. _______________Т.Н.Сапунова
Приказ № 161 от 31.08.2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по логопедической работе с детьми,
имеющими нарушения речи 5-7летнего возраста
для групп общеразвивающей направленности
в условиях логопедического пункта
на 2016 - 2017 учебный год
срок реализации 1 год
Составитель:
Ф.Т. Урасимова,
учитель-логопед
г.Урай, 2016г.
Разделы | Содержание | Стр. |
I.Целевой раздел программы | ||
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Характеристика контингента воспитанников логопедического пункта | 4 |
1.3 | Планируемые результаты освоения программы | 5 |
II. Организационный раздел программы | ||
2.1 | Содержание коррекционно-развивающей работы | 7 |
2.2 | Система коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте для детей с ФНР, ФФНР, ОНРIII-IVуровня | 15 |
III. Содержательный раздел программы | ||
3.1 | Этапы коррекционной работы по звукопроизношению | 19 |
3.2 | Перспективный план индивидуальных занятий на логопедическом пунктедля детей старшего дошкольного возраста | 21 |
3.3 | Перспективный план подгрупповых занятий на логопедическом пунктедля детей старшего дошкольного возраста | 22 |
3.4 | Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса | 25 |
Литература | ||
Приложения | ||
Приложение 1. Список детей, нуждающихся в занятиях на логопедическом пункте в 2016-2017учебном году | 30 | |
Приложение 2. График учета рабочего времени | 36 | |
Приложение 3. Циклограмма рабочего времени | 37 | |
Приложение 4. Годовой план | 38 | |
Приложение 5. Речевая карта | 43 | |
I. Целевой раздел программы
1.1Пояснительная записка
Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для детей от 5 до 7 лет с фонетическим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, с ОНР III-IV уровня, с простой, сложной дислалией, со стёртой формой дизартрии, посещающих старшие и подготовительные группы МБДОУ «Детский сад № 19«Радость».
Программа составлена в соответствии с:
- Законом Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Образовательной Программой МБДОУ «Детский сад №19 «Радость»;
- Положением о логопедическом пункте;
- Методические рекомендации Министерства образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования»;
- Должностные обязанности учителя-логопеда, конкретизируемые на основе требований к должности «учитель-логопед», учитель-дефектолог» в Едином квалификационном справочнике №761 от 26.08.2010г.
- Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова;
- Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
- Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.
Основой рабочей программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и развития интегративных качеств детей, имеющих речевые нарушения.
Цель программы – построение системы коррекционно-развивающего пространства для детей старшего возраста, способствующего формированию полноценной фонетической системы языка, развитию фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизации слухопроизносительных умений и навыков, развитию связной речи, профилактике дисграфии и дислексии, предусматривающей взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и активное участие родителей воспитанников (законных представителей).
Задачи программы:
1.Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений.
2. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха.
3. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
4. Уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;
5. Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений;
6. Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;
- принцип развивающего подхода, заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимо-действие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Решением ПМПк МБДОУ «Детского сада №19 «Радость» укомплектован логопедический пункт для детей от 5 до 7 лет в количестве 52 человек (Список прилагается).
1.2Характеристика контингента воспитанников
Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. На логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми заключениями:
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
- фонетическое недоразвитие речи;
При выявлении у воспитанника сложной речевой патологии (ОНР, заикание) логопед обязан рекомендовать родителям посещение консультации логопеда в детской поликлинике, психоневролога с последующим выполнением рекомендаций специалистов. В случае отказа от выполнения рекомендаций родителями ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за устранение дефекта.
Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)
Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. Различают следующие нарушения звуков:
- искаженное произношение звука;
- отсутствие звука в речи;
- замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.
Характеристика детей с фонетико фонематическим недоразвитием речи
(ФФНР)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения: функциональную и механическую (органическую).
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – это дети с нормальным слухом и интеллектом.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
- заменой звуков более простыми по артикуляции;
- трудностями различения звуков;
- особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи.
Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Наиболее распространен у детей 5-6-летнего возраста с общим недоразвитием речи третий уровень речевого развития. Дети уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки.
На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояние предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета, нужное слово другим, сходным по значению.
В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Отмечаются аграмматизмы. Недостатки в употреблении лексики, грамматики, в звукопроизношении отчетливо проявляются в различных формах связной монологической речи.
Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий. При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Рассказ-описание мало доступен для детей, которые обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей.
Общее недоразвитие речи четвертого уровня определяется как своеобразная стертая или легкая форма речевой патологии, при которой у детей отмечаются неявно выраженные, но стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами словообразования, словоизменения, в употреблении слов сложной структуры, некоторых грамматических конструкций, недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем и др.
Коррекционно-развивающая работа с ФНР,ФФНР и ОНР строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с ФНР, ФФНР и ОНР), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.
Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
1.3 Планируемые результаты освоения программы
Главной идеей рабочей программы является реализация образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого развития детей с нарушениями речи.
Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы.
К целевым ориентирам дошкольного образования охватываемого возраста детей в соответствии с программой ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
- Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
- Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
- Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
- Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
- Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
- Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
- Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
- Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
- У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год(в сентябре и в мае) с внесением последующих коррективов в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.
Рекомендуется использовать методику психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи Н.В.Нищевой, Ю.А.Ивановой, использовать методику логопедического обследования детей с нарушениями речи Иншаковой О.Б. Также для диагностики используются методики логопедического обследования Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной, Г.А.Каше, Г.А.Волковой и др.
Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей группы, ежегодном отчете учителя-логопеда и анализе эффективности работы логопедической группы. Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных нарушениями речи , и обеспечивающем его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
В конце обучения в логопедическом пункте ребенок должен приобрести следующие знания и умения в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:
- Понимание речи;
- Представления о таких областях окружающего мира как «овощи», «фрукты», «игрушки», «дикие и домашние животные», «одежда», «обувь», «мебель», «посуда», и др. лексические темы.
- Способность к обобщению, знание обобщающих понятий по соответствующим темам;
- Умение различать понятие «звук», «слово», «предложение»;
- Умение составлять рассказы по темам в соответствии с планом, схемой;
- Начальное представление о частях речи, именуемых как «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», а также о числительном;
- Умение использовать в речи словоформы (падежные, уменьшительно-ласкательные и другие);
- Представление о загадках, умение составлять их по схеме и самостоятельно;
- Умение мыслить и оперировать символами, запомнить и пользоваться при составлении предложений и рассказов символами (картинки, помощник), цвета, формы, вкуса, материала и другое;
- Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- Четко дифференцировать все изучаемые звуки.
II.Организационный раздел
2.1 Содержание коррекционно-развивающей работы
Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.
Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной деятельности – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников, коррекционный процесс планируется в соответствии с основными этапами и задачами каждого этапа, что можно представить в виде следующей модели:
Модель организации коррекционно-образовательного процесса
Этапы | Задачи этапа | Результат |
1 этап исходно- диагностический | 1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка. 2. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте. | Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач корр. работы. |
2 этап организационно- подготовительный | 1.Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций. 2. Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования. 3. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы. 4. Формирование информационной готовности педагогов ГБОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. 5. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада. | Календарно-тематического планирования подгрупповых занятий; планы индивидуальной работы; взаимодейст-виеспециали- стовДОУ и родителей ребёнка с нарушениями речи. |
3 этап коррекционно- развивающий | 1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах. 2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг. 3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса. | Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей откло-нений в рече-вом развитии |
4 этап итогово- диагностический | 1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми (в индивидуальном плане). 2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников ДОУ – группы для детей с нарушениями речи. | Решение о прекращении логопедичес-кой работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедичес-кой работы. |
Следует отметить, что данное деление задач по этапам достаточно условно. Так, задача организационно-подготовительного этапа – определение индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия либо отсутствия динамики коррекции. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом осуществляется в течение всего учебного года.
Содержание логопедической работы на логопедическом пункте
по преодолениюФН и ФФНР, ОНР III-IVуровняу детей 6-го года жизни.
I период | ||
Основное содержание работы | Развитие речи | |
Произношение | Фонематическое восприятие | |
Выработка дифференци- рованных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Закрепление навыка пра- вильного произношения звуков (гласных, согласных), имеющихся в речи детей. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Автоматизация поставлен- ных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов. Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи. | Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков. Знакомство с буквами, обозначающими звуки. Знакомство с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счёт одного звука. Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков. Выделение ударного гласного в начале слова; выделение последнего согласного в конце слова. Выделение среднего звука в односложном слове (мак). Усвоение понятий «гласный – согласный» звук. | Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени (я пою, мы поём, вы поёте, они поют). Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными мужского, женского, среднего рода. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа (гуляли, пели, катали, купили). Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст. Составление рассказа по картине с опорой на вопросительно – ответный и наглядно – графи- ческий планы. |
II период | ||
Продолжение работы над развитием подвижности артикуляционного аппарата. Развитие умения анализи- ровать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Постановка отсутствующих звуков. Автоматизация произношения ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах. Автоматизация произношения вновь поставленных звуков. Дифференциация на слух сохранных звуков (с про- говариванием), различающихся:
| Определение наличия звука в слове. Распределение картинок, названия, которых включает:
На том же материале:
Практическое знакомство с понятием «твёрдый – мягкий звук и глухой – звонкий». Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове. Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания), различающихся:
[т] – [ть] и т. д.);
| Закрепления в самостоятельной речи навыка:
вительными. Закрепление умения:
по демонстрации действий, картине, вопросам;
по картине, серии картин, пересказывать тексты насыщенные изучаемыми звуками. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале. Распространение предложений за счёт введения однородных членов: сказуемых, подлежащих, дополнений, определений. Составление предложений по картине, по вопросам. Закрепление навыка составления рассказа по картине (с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графичесий планы). Составление рассказа по серии сюжетных картин. |
III период | ||
Автоматизация поставленных звуков в речи. Дифференциация звуков по месту образования:
[р] – [л];
ем трёх согласных;
Закрепление правильного произношения звуков. Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата. Совершенствование дикции. Совершенствование инто- национнойвыразительности речи. | Составление схемы слова с выделением ударного слога. Выбор слова к соответствующей графической схеме. Выбор графической схемы к соответствующему слову. Преобразование слов за счёт замены одного звука или слога. Подбор слова с заданным количеством звуков. Определение последовательности звуков в слове (спеллинг). Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове. Определение звуков, стоящих перед или после определённого звука. Составление слов из заданной последовательности звуков. | Закрепления навыка образования уменьшительной формы сущест- вительных(ящичек, сумочка, вазочка), прилагательных (сосновый лес, сосновая шишка, ветка, иголка и т.д.) Подбор однородных слов (чай, чайник, чайная); приставочных глаголов (машина поехала к дому, отъехала от дома, объехала вокруг дома). Употребление предлож ных конструкций (залез под шкаф, вылез из шкафа, спря тался меж ду столом и шкафом). Образование существительных от глаголов и наоборот (читать – читатель, учить – учитель, лётчик – летать, пловец – плавать). Формирование навыка составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности. Формирование навыка составления предложений с элементами творчества. Составление рассказов с элементами творчества. Употребление в самостоятельной речи простых и сложных предложений, усложняя их однородными членами и т.д. Оформление речевых высказываний в соответствии с фонетическими нормами русского языка. Повышение мотивации детей к активному употреблению в выс-казываниях усвоенных грамматических форм речи. |
Планируемые результаты:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Содержание логопедической работы на логопедическом пункте по преодолению
ФН, ФФН,ОНР III-IVуровня у детей 7-го года жизни.
I период | ||
Звуковая сторона речи | Развитие речи | |
Основное содержание работы | ||
Произношение | Фонематическое восприятие | |
Постановка отсутствующих звуков. Закрепление правильно произносимых звуков. Выработка дифференци- рованных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. Формирование грамматически правильной речи. Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением правильного произношения звуков. Усвоение доступных ритмических моделей слов: `та – та, та – `та, `та – та – та, та – `та – та. Определение ритмических моделей слов: вата –`тата, вода – та`та т. д Соотнесение слова с заданной ритмической моделью: `вата – `тата, во`да – та`та. Различение звуков на слух:
Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры. | Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки. Последовательное знакомство с буквами на основе чёткого правильного произношения твёрдых и мягких звуков. Выделение начального гласного из слов типа: ива, утка. Последовательное называние гласных из ряда двух – трёх гласных (аи, уиа). Анализ и синтез прямых и обратных слогов. Выделение последнего согласного из слов типа: мак, крот. Выделение слогообразую-щего гласного в позиции после согласного из слов типа: ком, сом, кнут. Выделение первого согласного в слове. Анализ и синтез слогов («та», «ми») и слов («кит», «суп»). Выкладывание из цветных фишек обратных слогов. Преобразование слогов. Звуко-слоговой анализ слов типа: косы, сани, выкладывание схемы слов из фишек. Усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук». Составление графической схемы слова. Называния порядка следования звуков в слове. Выделение и называние гласных, согласных звуков в слове. Умение давать качественную характеристику звуку. Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. | Изучение грамматических форм слов за счёт сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, кружки, письма), различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний сущест-вительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, лент, окон, стульев и т. д.) Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с сущес-твительными(залаяла собака, залаяли собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (поёт Валя, поют – дети); привлечение вни- мания к родовой принадлежности предметов (мой стакан, моя сумка, мои туфли). Образование слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает…); способом присоединения суффиксов (мех – мехо – вой - меховая, лимон – лимонный – лимонная); к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенёк, лесок, колёсико); способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад). Изменение грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много – яблок, платьев). Распространение простого предложения прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощьювопросов: кто? что делает? делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким или полным ответом на вопросы. Составление простых распространённых предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам; по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ. Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции. Развитие умения составлять рассказ из предложений данных в задуманной последовательности. |
II период | ||
Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков. Усвоение слов сложного слогового состава (трату- ар, экскаватор, перекрёсток и др.) в связи с закреплением правильного произношения. Усвоение многосложных слов (учительница, часовщик, электрический и др.) Развитие точности произ- вольных движений артику- ляционного аппарата. Различение на слух: [ч] – [ть] – [сь] – [щ], [ц] – [ть] – [сь], [щ] – [ч] – [сь] – [ш] и их дифференциация. Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения. Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры. Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. | Совершенствование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов. Составление схемы слов из фишек и полосок. Звуко-слоговой анализ слов различной сложности типа: вагон, кошка, плот, красный, краска. Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой». Закрепление слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук). Развитие умения находить в слове ударный гласный. Развитие умения подбирать слова к данным схемам. Развитие умения подбирать слова к данной модели (1-ый звук твёрдый согласный, 2-ой – гласный, 3-ий мягкий согласный например; лось, конь, соль т.п.) Преобразование слов за счёт замены звука (суп – сук, вата – дата, угол – уголь). Определение количества слов в предложении и их последовательности. Деление слов на слоги. Формирования операции звуко-слогового анализа на основе наглядно-графических схем слов. Формирование навыка преобразования слогов и слов с помощью замены звуков (му – пу). Преобразование слов за счёт замены или добавления звуков (мышка – мушка – мишка, стол – столик и др.). Определение количества слов в предложении и их последовательности. Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Выкладывание из поло- сок схемы предложения. Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами, исправлять деформированное предложение. | Продолжать изучение изменения грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существи- тельных (пальто, торты, крылья). Усвоение падежных окончаний существительных; прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе (большой мишка, большая кошка, большие кубики); согласование прилагательных существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе. Согласование числительных с существительными роде, числе, падеже (Куклам сшили… два платья..,пять платьев..., две рубашки…, пять рубашек). Употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (играю – играл – буду играть);глаголов совершенного и несовершенного вида (рисует – нарисовал). Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежный, снежок и т. д.) Образование слов (на новом материале) способом присоединения приставки; присоединение суффиксов – образование относительных прилагательных (деревянный, ая, ое, ые;пластмассовый, ая, ое, ые; за счёт словосложения (трёхколесный, первоклассник) Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, ученик, учительница, хоккей, хоккеист) Привлечение внимания к многозначности слов (лисички – животные, лисички – грибы) Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных .Практическое употребление образованных слов в составе предложений в различных падежных формах (У меня нет… стеклянной вазы. Машина подъехала к гаражу. Употребление сочетаний прилагательных с существитель- ными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах (В лесу много… зелёных сосен. Дети кормили капустой… белого кролика. Дети давали корм… белым роликам…) Закрепление навыков составления и распространения предложений. Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из-за, из-под (кот вылез из-под шкафа), из слов в начальной форме (кот, спать, под, скамейка – Под скамейкой спит кот..) Составление предложений из «живых слов» и распространение предложений с помощью вопро- сов(Миша вешает шубу – Миша вешает в шкаф меховую шубу). Добавление в предложение пропущенных предлогов: берёзка растёт(возле, около, у)дома;белые розы посадили(перед, за, возле)дома. Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос. Составление предложений по опорным словам (Коля, играть, мяч) Составление сложноподчинённых предложений (по образцу данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др. Формирование умения составлять рассказ по картине, по серии картин. Заучивать наизусть стихотворные тексты, скороговорки. |
Планируемые результаты логопедической работы:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
- чётко дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
2.2Система коррекционно-развивающей работы
на логопедическом пункте для детей старшего дошкольного
возраста
Эффективность коррекционно – развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.
Вся логопедическая работа строится на основании утверждённого руководителем учреждения графика учета рабочего времени учителя-логопеда (Приложение 2), циклограммы (Приложение 3) и годового плана организации коррекционно-педагогической работы (Приложение 4).
Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых занятиях и микрогруппами. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр.
Форма организации обучения – подгрупповая, подвижнымимикрогруппами и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.
В соответствии СанПинами продолжительность подгрупповых занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут. Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. По результатам обследования заполняется речевая карта(Приложение5).
Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 4-7 человек.
Продолжительность занятий с детьми: ФН – 3-6 месяцев; ФФНР - до
1 года, ОНР III-IV уровня- 1-2года.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.
ФН – 2 раза в неделю;
ФФНР – 2 раза в неделю;
ОНРIII-IV уровня – 1-2-3раза в неделю.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.
.
Основные задачи коррекционного обучения
1. Устранение и предупреждение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
3. Развитие связной речи старших дошкольников.
4. Развитие коммуникативных навыков, успешности в общении.
Планирование индивидуальных и подгрупповых занятий
на ребёнка 5-7 лет с заключением ФНР, ФФНР, ОНР III-IV уровня
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь 10 недель, 10-30 занятий –1- 2-3 занятия в неделю.
II период – декабрь, январь, февраль 12 недель, 12-36 занятий – 1-2-3 занятия в неделю.
III период – март, апрель, май 12 недель, 12-36 занятий – 1-2-3 занятия в неделю.
Всего: 34 недели, примерно 102занятия в год.
Развитие фонематического слуха проводится по следующему плану:
1. Формирование действия выделения звука на фоне слова (есть данный звук в слове или отсутствует).
2. Формирование действия вычленения звука из начала и конца слова.
3. Выделение ударной гласной из слова.
4. Определение места звука в слове .
На подгрупповых занятиях по формированию фонетической стороны речи используются зрительные символы гласных и согласных звуков, поскольку дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре.
Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.
Формирование функций звукового анализа проводится по следующему плану:
1. Определение последовательности и количества звуков в слове. (Сколько звуков в слове? Назови первый, второй, третий звук).
2. Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из гласных.
3. Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из согласного и гласного.
4. Фонематический анализ слова.
В работе по формированию фонематического анализа осуществляется принцип системности и постепенного усложнения:
1. Сначала анализируются слова, состоящие из закрытого слога, прямого открытого слога, обратного слога, (ум, ус, му, на, мак, дом, сын, кот, сук).
2. Слова, состоящие из одного слога (мак, бак, сук и т.д.)
3. Слова, состоящие из двух прямых открытых слогов (рама, лапа, луна, козы).
4. Слова, состоящие из прямого открытого и закрытого слогов (диван, сахар, пупок, топор, повар и т.д.).
5. Слова, состоящие из двух слогов со стечением согласных, на стыке слогов (кошка, лампа, парка, санки, ведро, утка, арбуз, ослик, карман).
6. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, грач, шкаф, врач, крот и т.д.).
7. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (волк, тигр).
8. Двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, слива).
9. Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крынка, плотник и т.д.).
10. Трехсложные слова (ромашка, кастрюля, мандарин).
Работа по развитию слогового анализа и синтеза проводится
1. С использованием вспомогательных приемов: хлопки, отстукивание.
2. На основе собственного произношения.
3. На основе слухопроизносительных представлений.
Большое внимание уделяется всевозможным преобразованиям слов; например: каша - кашка - кошка - мошка. Внимание детей обращается на то, что изменение только одного звука в слове достаточно для образования нового слова.
Дети с ФФНР данной возрастной категории при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. Факторами, облегчающими и направляющими процесс становления речи, являются наглядность и моделирование плана высказывания.
Этапы обучения связному высказыванию:
Ответы на вопросы (построение ответа в полном соответствии с порядком слов в вопросе);
Составление рассказа по демонстрируемому действию и образцу логопеда;
Составление рассказа по выполненному действию и плану логопеда
Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;
Составление описательного рассказа по демонстрируемому объекту и плану из вопросов логопеда;
Составление рассказа по сюжетной картине и плану из вопросов логопеда;
Составление рассказа по сюжетной картине;
Составление рассказа по серии сюжетных картин;
Пересказ рассказа с помощью опорных картинок (картинный план), по плану из вопросов логопеда, по нарисованному ребенком плану, по плану-схеме.
Пересказ рассказа по серии сюжетных картин
Самостоятельное составление рассказа на заданную тему;
Самостоятельный пересказ рассказа.
Организация индивидуальных занятий
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 минут.
ФНР – 1-2 раза в неделю;
ФФНР – 2-3 раза в неделю.
На индивидуальных занятиях с детьми выполняются:
1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).
2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).
3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук) штриховки, выкладывание букв из палочек, соединение букв в слоги, слогов - в слова и т. д.
4. Постановка звуков разными способами.
5. Автоматизация звуков в речи.
6. Дифференциация звуков в речи.
На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса.
Занятия в подвижных микрогруппах позволяют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило, объединяют детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировывать детей с учетом всего объема речевой работы.
Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Так же на занятия в подвижных микрогруппах происходит закрепление лексико – грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия.
Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
III. Содержательный раздел
3.1Этапы коррекционной работы по звукопроизношению
1 этап-подготовительный
Задачи:тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
в) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
г) укрепление физического здоровья (консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж).
2 этап-формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1). ПОСТАНОВКА ЗВУКОВв такой последовательности:
- свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
- шипящий Ш
- сонор Л
- шипящий Ж
- соноры Р, Р'
-шипящие Ч, Щ
Способ постановки:
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка» «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОГАХ:
По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:
а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВАХ: Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4). АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.
5). ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ:
С – З, СЬ – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
6). АВТОМАТИЗАЦИЯ В СПОНТАННОЙ РЕЧИ (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
3 этап - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯи навыков анализа и синтеза слов параллельно с коррекцией звукопроизношения
4этап - СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ внимания, мышления на отработанном материале.
5 этап- РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ на базе правильно произносимых звуков.
Лексические и грамматические упражнения. Нормализация просодической стороны речи.
Обучение рассказыванию.
3.2 Перспективный план индивидуальной работы на логопедическом пункте для детей старшего дошкольного возраста
Планируемые результаты:
Дифференцирует понятия «слово», «предложение»;
Имеет представление о словах, обозначающих предмет, признак и действие предмета и практически использует их в речи;
Знает и различает одушевленные и неодушевленные предметы;
Владеет основными способами словообразования и практически использует в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголы с разными приставками;
Умеет согласовывать слова в роде, числе, падеже;
Умеет выделять предлоги как отдельное служебное слово.
Проявляет интерес к усвоению основных способов словообразования и словоизменения.
Владеет навыками составления простых, простых распространенных и сложных предложений, по вопросам, демонстрации действий, по картинке;
Умеет строить связное высказывание (рассказ, пересказ).
3.3 Перспективный план подгрупповых занятий на логопедическом пункте для детей старшего дошкольного возраста
Месяц | Содержание работы I период |
Сентябрь | Звуковая сторона речи: 1.Звук и буква У 2. Звук и буква А Просодическая сторона речи: Звукослоговые ряды с различной интонацией, силой голоса и ударением Звуковая оболочка слова Интонационные средства выразительности Мелкая и артикуляционная моторика: Динамический праксис рук по образцу и по инструкции Артикуляционные упражнения и позы, характеризующие гласные звуки |
Октябрь | Звуковая сторона речи: 1. Звук и буква И 2. Звук и буква Э 3.Звуки П, Пь. Буква П 4. Звуки П-Т Просодическая сторона речи: Звуковая оболочка слова Интонационные средства выразительности Громкость слова, темп речи Мелкая и артикуляционная моторика: Динамический праксис рук по образцу и по инструкции Артикуляционные упражнения и позы, характеризующие гласные звуки и звуки П, Пь |
Ноябрь | Звуковая сторона речи: 1.Звуки К, Кь. Буква К 2.Звуки П-К-Т 3.Звуки Й, Ль 4.Звуки Х, Хь. Буква Х Просодическая сторона речи: Интонационные средства выразительности Ритмический рисунок слова, фразы Мелкая и артикуляционная моторика: Динамический праксис рук по образцу и по инструкции Артикуляционные упражнения и позы, характеризующие гласные звуки и звуки К, Кь, Й, Ль, Х, Хь |
II период | |
Декабрь | Звуковая сторона речи: 1.Звуки К-Х 2.Звуки С, Сь. Буква С 3.Звуки Н, Нь. Буква Н 4.Звуки З, Зь. Буква З Слоговая структура слова: Гласные в положении после согласных Анализ и синтез прямого открытого слога Грамматический строй речи: Согласование прилагательного и существительного в роде, числе и падеже Образование относительных прилагательных Употребление предлогов Связная речь: Составление предложения по демонстрационной картинке Распространение предложений |
Январь | Звуковая сторона речи: 1.Звуки С-З 2.Звуки Б, Бь. Буква Б 3.Звуки П-Б 4.Звуки Л, Ль. Буква Л Слоговая структура слова: Место звука в слове Анализ и синтез прямого открытого слога Грамматический строй речи: Однокоренные слова Относительные прилагательные Связная речь: Составление предложения по демонстрационной картинке, вопросу Составление предложения по опорным словам |
Февраль | Звуковая сторона речи: 1.Звук и буква Ш 2.Звуки Ш-С 3.Звук и буква Ж 4.Звуки Ж-З Слоговая структура слова: Место звука в слове Анализ и синтез прямого открытого слога Грамматический строй речи: Сложные слова Относительные прилагательные Связная речь: Разучивание стихотворений Пересказ |
III период | |
Март | Звуковая сторона речи: 1. 1.Звуки Ж-Ш 2.Звук и буква Ц 3.Звуки С-Ц 4.Звук и буква Й Слоговая структура слова: Место звука в слове Анализ и синтез односложных слов Грамматический строй речи: Сложные слова Относительные прилагательные Связная речь: Диалог с логопедом и друг с другом Пересказ |
Апрель | Звуковая сторона речи: 1.Звук и буква Ч 2.Звуки Ч-Ть 3.Звук и буква Щ 4.Звуки Щ-Сь Слоговая структура слова: Место звука в слове Анализ и синтез односложных слов Грамматический строй речи: Сложные слова Связная речь: Разучивание стихотворений Диалог с логопедом и друг с другом |
Май | Звуковая сторона речи: 1.Звуки Щ-Ть 2.Звуки Ш-Щ Слоговая структура слова: Место звука в слове Анализ и синтез односложных слов Грамматический строй речи: Сложные слова Связная речь: Разучивание стихотворений Диалог с логопедом и друг с другом |
Планируемые результаты логопедической работы:
- знает и умеет анализировать артикуляцию звуков.
- дифференцирует понятия «звук – слог – слово».
- умеет правильно определять и произносить гласные и согласные звуки.
- умение выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова
- выделяет исследуемый звук среди слогов, слов
- различает фонемы, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам: а) звонкие и глухие, б) шипящие и свистящие, в) соноры.
- называет картинки и определяет отличия в названиях.
- определяет наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух, по картинке.
- владеет навыком подбора слов с заданным звуком и интонационно выделяет его.
- проявляет интерес при открытии новых знаний о звуках.
- определяет места заданного звука в словах (начало, середина, конец).
3.4Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного
процесса в группе для детей с общим недоразвитием речи
Совместная деятельность логопеда и воспитателя
Эффективность коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов, и прежде всего логопеда и воспитателей.
Образовательная программа предполагает взаимодействие логопеда с воспитателями, которое осуществляется в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий.
Основными задачами взаимодействия в работе логопеда и воспитателя являются.
1. Формирование правильного произношения.
2. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
3. Развитие навыка связной речи.
Вместе с тем функции воспитателя и логопеда определены и разграничены.
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом | Задачи, стоящие перед воспитателем |
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма | 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе |
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков | 2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы |
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка | 3. Изучение результатов с целью перспективного планирования работы |
4.Обсуждение результатов обследования | 4.Обсуждение результатов обследования |
5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи | 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания |
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти | 6. Расширение кругозора детей |
7. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям | 7. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей) |
8. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения | 8. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей |
9. Развитие фонематического восприятия детей | 9. Выполнение заданий и рекомендаций логопеда |
10.Обучение детей процессам звукослогового анализа и синтеза слов, анализа предложений | 10. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях |
11. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова | 11. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида |
12. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации | 12. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок |
13. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения | 13. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей |
Коррекционно-образовательный процесс в МБДОУ «Детский сад №19 «Радость» осуществляется на основе взаимодействия специалистов образовательного учреждения : логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, педагог- психолог, медицинский работник. Тесное взаимодействие участников коррекционного процесса позволяет обеспечить единый речевой режим, разработать интегрированной коррекционно-развивающий календарно-тематический план, построенный на основе комплексной диагностики.
Педагог-психолог проводит работу с детьми по развитию высших психических функций; работу с детьми, имеющих отклонения в поведении; коррекцию агрессивности; а также профилактическую работу по развитию эмоций.
Музыкальный руководитель проводит музыкально-ритмические игры, упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти, этюды на развитие выразительности мимики, жестов.
Медицинский работник изучает и оценивает соматическое здоровье и состояния нервной системы ребёнка в соответствии со средневозрастными критериями.
Инструктор по ФИЗО решает традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, развития двигательных умений и навыков, и специальные коррекционно – развивающие (развитие моторной памяти, способностей к восприятию и передаче движений по пространственно – временным характеристикам, совершенствование ориентировки в пространстве). Большое внимание уделяет играм и упражнениям на развитие общей и мелкой моторики; упражнениям на формирование правильного физиологического дыхания; подвижным и спортивным играм с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного звукопроизношения.
Перспективный план работы с родителями учителя-логопеда на логопункте
№ | Мероприятие | Содержание | Сроки |
1. | Индивидуальные консультации | Уточнить анамнестические сведения, анкетные данные | Сентябрь |
Родительская гостиная «Что такое речь?» | Групповое и индивидуальное консультирование родителей по результатам логопедического обследования детей с нарушениями речи | ||
Консультативный пункт | По запросу родителей | ||
2. | Родительский всеобуч | Индивидуальные и подгрупповые беседы и консультации о необходимости выполнения артикуляционной гимнастики в домашних условиях, развития мелкой моторики и речевого дыхания | Октябрь |
Консультация «Воспитание культуры речи как условие успешной социализации дошкольника» | Познакомить с высоким значением владения культурной речью | ||
Папки-передвижки «Артикуляционная гимнастика» | Познакомить с комплексами артикуляционной гимнастики (по возрастам) | ||
Консультативный пункт | По запросу родителей | ||
3. | Тренинг для родителей «Проблемы речи - проблемы социализации детей» и одноимённая консультация | Познакомить с речевыми проблемами детей, их влиянием на успешную реализацию своих коммуникативных возможностей в социуме | Ноябрь |
Консультативный пункт | По запросу родителей | ||
4. | Консультация «Играем пальчиками и развиваем речь» | Познакомить со статическими и динамическими упражнениями для развития пальчиковой моторики | Декабрь |
«День открытых дверей» | Открытые занятия для родителей. Провести индивидуальные занятия по постановке и автоматизации звуков | ||
Консультация «Устное народное творчество при автоматизации звуков» | Использование скороговорок, потешек, прибауток, дразнилок при автоматизации звуков как формировании речевой активности детей с нарушениями речи | ||
Консультативный пункт | По запросу родителей | ||
5. | «Круглый стол» для родителей «Художественная литература, как средство развития грамматической стороны речи дошкольников» | Обсуждение методов и приёмов развития грамматической стороны речи с использованием художественной литературы | Январь |
Индивидуальные беседы | Познакомить с результатами диагностики детей средних групп, дать рекомендации и направления на ПМПК | ||
Консультативный пункт | По запросу родителей |
№ | Мероприятие | Содержание | Сроки |
6. | «Круглый стол» «Учимся правильно дышать» | Обучать родителей практическим приёмам и упражнениям для работы с детьми дома по закреплению речевых навыков | Февраль |
Консультация «Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста» | Познакомить с положительным влиянием на развитие словесного творчества детей и поэтического слуха путем использования художественной литературы | ||
Консультативный пункт | По запросу родителей | ||
7. | Консультация «Развитие речи дошкольников через использование произведений художественной литературы» | Познакомить с возрастными нормами развития речи, приёмами формированияречевых навыков с использованием произведений художественной литературы | Март |
Индивидуальные беседы | Объяснять необходимость автоматизации поставленных звуков в условиях семьи | ||
Консультативный пункт | По запросу родителей | ||
8. | Конкурс чтецов | Выразительное, артистичное исполнение произведений детской литературы детьми . | Апрель |
Консультация «Речевая готовность ребенка к школе?» | Познакомить с возрастными особенностями речевого развития детей, поступающих в школу | ||
Консультативный пункт | По запросу родителей | ||
9. | Индивидуальные беседы | Организация родителей на ПМПК для зачисления новых детей, разъяснение необходимости посещения детьми логопедических занятий. Подведение итогов работы: информирование о состоянии речи ребёнка | Май |
Консультативный пункт | По запросу родителей |
Литература
1. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2004.
2. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.
3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
5. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003.
7. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
8. Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.
9. Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989.
10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
Приложение 1
СПИСОК
детей, нуждающихся в занятиях на логопедическом пункте
в 2016-2017 учебном году
Приложение 2
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 19 «Радость»
_______________Сапунова Т.Н.
Приказ № …………………….
График учета рабочего времени
учителя – логопеда на логопедическом пункте на 1 ставку
2016-2017 учебный год
Часы работы | Понедельник с 14до 18 час. | Вторник с 14до18 час. | Среда с 14до18 час. | Четверг с 14до18 час. | Пятница с 8до 12 час. | Всего |
Урасимова Ф.Т. | гр. № 6,7 3,5 часа | гр. № 5,7 3,5 часа | гр. № 5,8 3,5 часа | гр. № 6,7 3,5 часа | гр. № 5,8 3,5 часа | 20 часов |
Итого: | 4 часа | 4 часа | 4 часа | 4 часа | 4 часа |
Приложение 3
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 19 «Радость»
_______________Сапунова Т.Н.
Приказ № 155 от 23.09.2016г.
Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда
на логопедическом пункте в МБДОУ «Детский сад № 19 «Радость»
на 1,0 ставку в течение 2016-2017уч.г.
№ | Виды деятельности | Расчет времени | % |
Логопедическое обследование детей (2 раза в год, сентябрь, апрель) | 0,5ч.*210детей=105ч | 13,6% | |
Составление коррекционных программ | 26детей*1ч =26 ч | 3,2% | |
Составление годового плана | 4 часа | 0,5% | |
Коррекционно-логопедическая работа (подгрупповая, индивидуальная) | 512ч. | 66% | |
Консультация родителей, педагогов | 32 часа | 4,0% | |
Участие в работе педагогических советов | 5 часа | 1% | |
Оформление документации | 72 часа | 9% | |
Составление годового отчета | 4 часа | 0,5% | |
Методические часы | 18 часов | 2,2% | |
ИТОГО | 772 ч | 100% |
«15» сентября 2016г.
Приложение 5
Речевая карта дошкольника
- Фамилия, имя, отчество ребенка
Дата рождения
2. Речевое окружение (двуязычие, нарушение речи и пр)
3. Краткий анамнез (со слов матери) беременность______________________роды________
раннее физическое развитие____________________________________
заболевания до 2х лет___________________________________________
________________________________
4. Слух______________, зрение________________
общая моторика______________
пальцевая моторика Т.Р.
артикуляционная моторика_______Т.Р.
5. В каком возрасте замечено нарушение речи______________________
6. Занятия с логопедом: на логопункте
результат______________________________________________________
7. Особенности высших психических функций, тесно связанных с речевой деятельностью: внимания_______________________, памяти_________________, восприятия___________, словесно-логического мышления_____________________
8. Особенности эмоционально-волевой сферы______________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
9. Состояние интеллектуальной деятельности______________________
10. Фонематическое восприятие__________________________________
______________________________________________________________
__________________________________________________________
11. Фонетическая сторона речи: голос_________________модуляция____________
сила___________________, темп_________________, внятность____________________, наличие носового оттенка_______________, интонация________________, наличие заикания___________________, форма______________, степень_____________________
Произношение звуков:
Свистящие -
шипящие -
звуки Р, РЬ-
звук Л, ЛЬ -
прочие звуки -
12. Слоговая структура и звуконаполняемость слов_________________
13. Словарный запас____________________________________________
14. Грамматический строй:
словообразование______________________________________________
словоизменение________________________________________________
употребление предлогов_________________________________________________
фразовая речь__________________________________________________________
15. Логопедическое заключение:
Дата учитель-логопед
Условные обозначения:
+ наличие, - отсутствие, N- норма, Б/П- без патологии,
^ - высокий уровень, - средний уровень, V -низкий уровень, Т.К. – требует коррекции, Т.Р. – требует развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....
Дифференциальная диагностика речевых нарушений логопатов школьного логопункта (по А.В. Ястребовой).
Дифференциальная диагностика речевых нарушений логопатов школьного логопункта (по А.В. Ястребовой).Обозначение: (-) отклонение от нормы, (N) – норма.МедицинскоезаключениеЛогопедическое заключение...
Рабочая программа по математике 7,9 класс-комплект на 2016-2017уч.год
Рабочая программа по математике 7,9 класс-комплект на 2016-2017уч.год...
Личностно – ориентированный подход в системе коррекции речевых нарушений в условиях школы-интерната VIII вида
Стандарт образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями обеспечивает овладение системой знаний и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.) с учетом особы...
Рабочая программа по исправлению речевых нарушений
Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с заключением ФНР, ФФНР, ОНР в условиях логопункта ДОУ (поФГОС)...
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи
Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений устной и письменной речи. Наблюдается тенденция увеличения количества детей с различными видами нарушения устной ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ВОСПИТАННИКОВ ОТ 4-Х ДО 7-И ЛЕТ С ОНР, ФФНР, ФНР ДЛЯ ГРУПП ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на эт...