Практико - ориентированный урок по теме "Алюминий"
учебно-методический материал по химии (10 класс) на тему
Урок химии по теме «Алюминий» - хорошая демонстрация методики внедрения в учебный процесс проблемно – развивающей технологии, над которой я работаю не первый год.
Урок всегда проходит живо живо, поскольку насыщен разнообразными видами самостоятельной работы, в числе которых работа с различными источниками информации, проведение практической исследовательской работы, составление кластеров, использование карточек по типу «домино».
Преподавателем используются и индивидуальная, и групповая, и фронтальная формы работы. Обучающиеся с интересом рассматривают образцы руд, из которых в промышленности получают алюминий и серебристые гранулы самого металла, внимательно слушают сообщение товарищей о существующих проблемах получения алюминия электрометаллургическим способом.
Но пик их активности наступает в тот момент, когда преподаватель от вопроса к вопросу, от проблемы к проблеме, переходит к будущей профессиональной деятельности студентов, связанной со сваркой, в том числе цветных металлов и сплавов.
Урок не оставляет равнодушным никого. Анализ листов рефлексии показывает, что впечатления обучающихся о нем отвечают требованиям ФГОС по проведению современного урока и формированию общих компетенций. Между тем, положительная оценка собственной деятельности, данная обучающимися, и их неподдельные эмоции и есть лучшая оценка преподавательскому труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Бардонова И.Ю. Учебная дисциплина: Химия
Курс: 1 Группа: 11 Дата проведения: 17.02. 2016 г.
Время реализации урока: 45 мин
Тема раздела учебной дисциплины: Металлы и неметаллы.
Тема занятия: | Алюминий |
Цели занятия: | Образовательная: создать условия для усвоения обучающимися знаний о строении атома алюминия, его физических и химических свойствах, способствовать пониманию зависимости между строением атома химического элемента и свойствами вещества, между свойствами вещества и его применением, установлению причинно - следственных связей; Воспитательная: воспитание коммуникативных навыков, устойчивой мотивации к изучению химии на основании положительного эмоционального восприятия предмета; воспитание культуры умственного труда через обучение самоорганизации, самоконтролю, самооценке. Развивающая: создать условия для формирования ОК: самостоятельно работать с учебным текстом, выявлять частное и общее в изученных понятиях, сравнивать, делать выводы, развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, способствовать развитию химического мышления и химического языка; Методическая: применение проблемно-развивающих технологий, формирование творческой личности, обладающей исследовательской активностью и самостоятельностью. |
Тип урока: Вид урока: | урок формирования предметных навыков, овладения предметными умениями традиционный (комбинированный) |
ОК | |
Планируемые результаты | Предметные: Иметь представление: о строении атома алюминия, металлической связи и металлической кристаллической решетке Знать: физические, химические, технологические свойства алюминия Уметь: устанавливать причинно - следственные связи между строением атома химического элемента и свойствами образуемого им вещества, между физическими свойствами алюминия и его применением, проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, связывать изученный материал со своей профессиональной деятельностью Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений. Метапредметные: регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки; коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами; познавательные: умение определять понятия, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. |
Основные понятия: | Строение атома, металлическая кристаллическая решётка, физические свойства алюминия: легкость, непрозрачность, металлический блеск, светлый цвет, пластичность, прочность в сплавах, твердость, средняя температура плавления, высокие тепло - и электропроводимость; химические свойства: химическое взаимодействие с простыми и сложными веществами; применение в различных отраслях промышленности. |
Организация пространства: Межпредметные связи Внутрипредметные связи Материально-техническое обеспечение занятия. | Физика «Молекулярно - кинетическая теория»; Основы материаловедения «Свойства металлов»; МДК 01.01. «Подготовка металла к сварке» «Строение атома», «Строение вещества» Раздаточный материал: инструктивные карточки, изготовленные на основе Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова; ПСХЭ им. Д.И.Менделеева, Универсальный справочник школьника, Химия - М., Эксмо, 2012 / Варрава Н.Э., Мешкова О.В.; рабочая карта для каждого обучающегося; диаграмма «Температура плавления металлов», таблица «Плотность некоторых металлов», магнитные карточки, гранулы алюминия, алюминиевая фольга, штатив с пробирками, пипетка, реактивы: соль алюминия, растворы кислоты и щелочи, образцы алюминиевых руд Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедиа презентация. Оборудование: образцы коллекции «Основные типы промышленного сырья», |
Ресурсы:
|
Химия. 11 класс Профильный уровень. Габриелян О.С. , Г.Г. Лысова- М.: Дрофа, 2013. - с. 197 - 200, Габриелян, Ф. Н. Маскаев, С. Ю. Пономарев, В. И. Теренин. - Москва : Дрофа, 2013. - 318, [1] с. Интернет-ресурс. Гипермаркет знаний .Форма доступа: http://school.xvatit.com Интернет-ресурс. http://www.himhelp.ru/section24/section14/section79/ Интернет-ресурс. http://uzcm.ru/spravka/metall/art/13.php Интернет - ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki Интернет-ресурс. http://normis.com.ua/alum0
|
Формы урока | Ф - Фронтальная , И – индивидуальная, Г – групповая |
Технологии | технологии развивающего обучения, проблемного обучения, элементов ИКТ |
Ход урока
№ п/п | Этап урока | Цель | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Формируемые ОК |
1 | Организационный момент | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, настраивает на работу | Приветствуют преподавателя, проверяют свою готовность, староста сдает рапорт о присутствии на уроке. | |
2 | Постановка темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности | Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся, настроить учащихся на восприятие нового материла | Зачитывает обучающимся известную цитату «Хотя этот металл был получен ещё в 1827 году, но до сих пор является ценностью. Организаторы Парижской выставки в 1855 году дали ему оригинальное название «серебро из глины». Н.Г.Чернышевский, увидев ложку из этого металла, сказал: «Этому металлу суждено великое будущее!» Что это за металл? Является ли он ценным и важным? Каким образом изучают то или иное химическое вещество? Что нам необходимо вспомнить, узнать? | Отвечают на поставленный вопрос, затем узнают шлифовальный круг, детали машины и самолета, алюминиевые провода в составе ЛЭП и называют вещество, являющееся основой всего показанного (алюминий, его сплавы и соединения), подчеркивают значимость этих предметов. Предполагаемые ответы обучающихся:
| ОК2 |
3 | Актуализация знаний | Организовать актуализацию изученных способов действий, актуализировать мыслительные операции. Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты. | Организует проверку домашнего задания, вовлекая обучающихся во фронтальную беседу о строении атомов металлов, их положении в ПСХЭ Д.И.Менделеева, об особенностях строения их атомов, виде связи в них, (и в данном химическом элементе), положении алюминия в периодической таблице Д.И.Менделеева и строении его атома, об истории получения алюминия и подводит к выявлению причинно - следственной связи между строением и свойствами алюминия. | В ходе фронтального опроса и индивидуальной работы у доски отвечают на следующие вопросы преподавателя: 1.К какой группе веществ относится алюминий? 2. Где металлы находятся в ПСХЭ? Что общего в строении атомов всех металлов? 3. Какой вид связи у металлов? 4. Охарактеризуйте положение алюминия в ПСХЭ Д.И. Менделеева. 5. Каково строение атома Аl, его графическая схема и электронная формула? (ответ дает обучающийся у доски). 6. Рассказать историю получения алюминия (элемент домашнего задания), предварив прослушивание следующим указанием: «Запишите дату получения алюминия и способ, который позволил уменьшить его стоимость. (1825 г, электролиз). | ОК4 ОК7 |
4 | Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала | Используя знания, имеющиеся у обучающихся, методом эвристической беседы, подвести их к выдвижению гипотезы о зависимости физических и химических свойств алюминия от его строения и перечислению основных свойств этого металла. | Обращается к группе с вопросом: «Какие свойства алюминия, в числе всех прочих металлов, обусловлены наличием у него металлической связи?» Предполагаемый ответ: физические, химические, технологические. | Выдвигают гипотезу о зависимости свойств алюминия от его строения. Перечисляют главные физические свойства металлов (металлический блеск, непрозрачность, серебристо - белый цвет, пластичность, твердость и проч.) и характерные химические свойства: взаимодействие с неметаллами и со сложными веществами (водой, кислотами, солями), особо подчеркнув амфотерность оксида и гидроксида алюминия. | ОК2 |
5 | Применение теоретических положений в условиях выполнения заданий и творческое использование сформированных умений и навыков. | Через проблемно - развивающий метод обучения раскрыть перед обучающимися научный путь познания через доказательство гипотезы. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала через работу с учебником, экспериментальную деятельность и применение элементов ИКТ | Организует исследовательскую работу, разбив группу на 3 подгруппы, обеспечив каждую из них инструкционными карточками, раздаточным материалом и необходимым оборудованием. Дав время на подготовку, организует беседу по предложенным вопросам. Вопросы к 1 подгруппе:
Вопросы ко 2 подгруппе:
Вопросы к 3 группе: 1. На каких свойствах основано применение алюминия и его сплавов? 2.Какие сплавы алюминия самые ценные для сварки? 3. Сделайте вывод о том, на основе каких свойств основано применение алюминия и его сплавов в промышленности. | Работают в мини - группах, находят ответы на поставленные вопросы через работу с источниками и в ходе проведения эксперимента. Составляют кластер на доске. Отвечают на вопросы преподавателя Предполагаемые ответы.
Желающий проводит лабораторный опыт, демонстрирующий амфотерность гидроксида алюминия. Предполагаемые ответы.
| ОК6 |
6 | Динамическая пауза | Внедрение элемента здоровьесберегающей технологии, позволяющий произвести релаксацию зрения | Предлагает просмотреть короткий видеоролик с целью выполнения гимнастики для глаз | Внимательно, вращая глазными яблоками, «рисуют» контуры символов и путей перемещения химических элементов. | |
7 | Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов | Обобщение нового содержания в условиях устного фронтального опроса | Предлагает ответить на вопросы карточек по типу «химическое домино» | Работает вся группа «по цепочке» | ОК6 |
8 | Рефлексия деятельности | Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности обучающихся (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели | Подводит итог работы и просит оценить свою деятельность на уроке, продолжив предложения: Сегодня на уроке я: -научился…… -было интересно…… -было трудно…… -мои ощущения…… | Заполняют лист рефлексии | ОК2 |
9 | Домашнее задание | Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Сообщает обучающимся задание на дом: повторить определение коррозии металлов и подготовить сообщение «Способы защиты металлов от коррозии». | Записывают домашнее задание в рабочую карту | ОК8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики"-открытый урок в 7 классе на Окружном практико-ориентированном методическом семинаре для заместителей директоров по УВР
Урок проводился в рамках Окружного практико-ориентированного методического семинара для заместителей директоров по УВР 2-3 ступеней по теме: "Организация педпрофильного и профильного обучения в ГБОУ С...
Практико-ориентированный урок русского языка в 11 классе "Обособленные обстоятельства. Правописание НЕ и НИ".
Урок проводился в 11 классе естественно-математической профильной направленности. Место урока в си...
формирование социальной компетенции через практико-ориентированные уроки
Министр внутренних дМинистр внутренних дел, противник разрушения крестьянской общины, автор высказывания: «Я сижу на пороховой бочке и сгорю вместе с ней». Убит в 1904г эсером Созоновымел, противник р...
Методическая разработка практико-ориентированного урока с элементами конкурса "Приготовление песочных пирожных корзиночка с белковым кремом"
Разработка практико-ориентированного урока...
Самоанализ практико-ориентированного урока алгебры в 8, 9 классе по теме «Школа моей мечты»
Самоанализ урока. 6 класс. Вычитание...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УРОКИ в партнерстве с ОУ СПО для учащихся 7-9 классов.
В ГБОУ Школа № 102 Выборгского района СПб была разработана и экспериментально апробирована целевая программа «Шаг в будущее» для учащихся 7-9 классов, направленная на формирование професси...
Методическая разработка к практико- ориентированному уроку "Качественные реакции в неорганической химии"
Данная разработка включает в себя презентацию с гиперссылками, описывающими качественные реакции....