Практико - ориентированный урок по теме "Алюминий"
учебно-методический материал по химии (10 класс) на тему

Бардонова Инна Юрьевна

Урок химии по теме «Алюминий» - хорошая демонстрация методики внедрения в учебный процесс проблемно – развивающей технологии, над которой я работаю не первый год.

Урок всегда проходит живо живо, поскольку насыщен разнообразными видами самостоятельной работы, в числе которых работа с различными источниками информации, проведение практической исследовательской работы, составление кластеров, использование карточек по типу «домино».

Преподавателем используются и индивидуальная, и групповая, и фронтальная формы работы. Обучающиеся с интересом рассматривают образцы руд, из которых  в промышленности получают алюминий и серебристые гранулы самого металла, внимательно слушают сообщение товарищей о существующих проблемах получения алюминия электрометаллургическим способом.

Но пик их активности наступает в тот момент, когда преподаватель от вопроса к вопросу, от проблемы к проблеме, переходит к будущей профессиональной деятельности студентов, связанной со сваркой, в том числе цветных металлов и сплавов.

Урок не оставляет равнодушным никого. Анализ листов рефлексии показывает, что впечатления обучающихся о нем отвечают требованиям ФГОС по проведению современного урока и формированию общих компетенций. Между тем, положительная оценка собственной деятельности, данная обучающимися, и их неподдельные эмоции и есть лучшая оценка преподавательскому труду.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Бардонова И.Ю.        Учебная дисциплина:  Химия

Курс:  1              Группа: 11             Дата проведения:    17.02. 2016 г.                                 

Время реализации урока: 45 мин

Тема  раздела учебной дисциплины:  Металлы и неметаллы.

Тема  занятия:  

 Алюминий

Цели занятия:

Образовательная: создать условия для усвоения обучающимися знаний о строении атома алюминия, его физических и химических свойствах, способствовать пониманию зависимости между строением атома химического элемента и свойствами вещества, между свойствами вещества и его применением, установлению причинно - следственных связей;

Воспитательная: воспитание коммуникативных навыков, устойчивой мотивации к изучению химии на основании положительного эмоционального восприятия предмета; воспитание культуры умственного труда через обучение самоорганизации, самоконтролю, самооценке.

Развивающая: создать условия для формирования ОК: самостоятельно работать с учебным текстом, выявлять частное и общее в изученных понятиях, сравнивать, делать выводы, развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, способствовать развитию химического мышления и  химического языка;

Методическая: применение проблемно-развивающих технологий, формирование творческой личности, обладающей исследовательской активностью и самостоятельностью.

Тип урока:                                                                   Вид урока:

урок формирования предметных навыков, овладения предметными умениями

 традиционный (комбинированный)

ОК

Планируемые результаты

Предметные:

Иметь представление: о  строении атома алюминия, металлической связи и металлической кристаллической решетке

Знать: физические, химические, технологические свойства алюминия

Уметь: устанавливать причинно - следственные связи между строением атома химического элемента и свойствами образуемого им вещества, между физическими свойствами алюминия и его применением, проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, связывать изученный материал со своей профессиональной деятельностью                                                                                                                                                         Личностные:

 развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения,  социальных и межличностных отношений.                                                                                                                            Метапредметные:

регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами;

познавательные: умение определять понятия, строить логические   рассуждения и делать выводы,  производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Основные понятия:

Строение атома, металлическая кристаллическая решётка, физические свойства алюминия: легкость, непрозрачность, металлический блеск, светлый цвет, пластичность, прочность в сплавах,   твердость, средняя температура плавления, высокие тепло - и электропроводимость; химические свойства: химическое взаимодействие с простыми и сложными веществами; применение в различных отраслях промышленности.

Организация пространства:

Межпредметные связи

Внутрипредметные  связи

Материально-техническое  обеспечение занятия.

 Физика «Молекулярно - кинетическая теория»; Основы материаловедения «Свойства металлов»; МДК 01.01. «Подготовка металла к сварке»

«Строение   атома», «Строение вещества»

Раздаточный материал: инструктивные карточки, изготовленные на основе Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова; ПСХЭ им. Д.И.Менделеева,  Универсальный справочник школьника, Химия - М., Эксмо, 2012 / Варрава Н.Э., Мешкова О.В.; рабочая карта для каждого обучающегося; диаграмма «Температура плавления металлов», таблица «Плотность некоторых металлов», магнитные карточки, гранулы алюминия, алюминиевая фольга, штатив с пробирками, пипетка, реактивы: соль алюминия, растворы кислоты и щелочи, образцы алюминиевых руд

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедиа презентация.

Оборудование: образцы коллекции «Основные типы промышленного сырья»,

Ресурсы:

  •  Основные

  •  дополнительные

 

Химия. 11 класс Профильный уровень. Габриелян О.С. , Г.Г. Лысова- М.: Дрофа, 2013. - с. 197 - 200,

Габриелян, Ф. Н. Маскаев, С. Ю. Пономарев, В. И. Теренин.  - Москва : Дрофа, 2013. - 318, [1] с.

Интернет-ресурс. Гипермаркет знаний .Форма доступа: http://school.xvatit.com

Интернет-ресурс. http://www.himhelp.ru/section24/section14/section79/

Интернет-ресурс.  http://uzcm.ru/spravka/metall/art/13.php

Интернет - ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki

Интернет-ресурс. http://normis.com.ua/alum0

 

Формы урока

Ф - Фронтальная , И – индивидуальная, Г – групповая

Технологии

 технологии развивающего обучения, проблемного обучения, элементов ИКТ

Ход урока

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формируемые ОК

1

Организационный

момент

Проверка готовности

обучающихся, их настроя на

работу.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, настраивает на работу

Приветствуют преподавателя, проверяют свою готовность, староста сдает рапорт о присутствии на уроке.

2

Постановка темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности

Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся,  настроить учащихся на восприятие нового материла

Зачитывает обучающимся известную цитату «Хотя этот металл был получен ещё в 1827 году, но до сих пор является ценностью. Организаторы Парижской выставки в 1855 году дали ему оригинальное название «серебро из глины». Н.Г.Чернышевский, увидев ложку из этого металла, сказал: «Этому металлу суждено великое будущее!» Что это за металл? Является ли он ценным и важным?

Каким образом изучают то или иное химическое вещество? Что нам необходимо вспомнить, узнать?

Отвечают на поставленный вопрос, затем узнают шлифовальный круг, детали машины и самолета, алюминиевые провода в составе ЛЭП и называют вещество, являющееся основой всего  показанного (алюминий, его сплавы и соединения), подчеркивают значимость этих предметов.

Предполагаемые ответы обучающихся:

  1. Вспомнить строение атома алюминия.
  2. Выявить свойства алюминия.
  3. Определить области его применения.

ОК2

3

Актуализация знаний

Организовать актуализацию изученных способов действий,

актуализировать мыслительные операции. Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.

Организует проверку домашнего задания, вовлекая обучающихся во фронтальную беседу о строении атомов металлов, их положении в ПСХЭ Д.И.Менделеева, об особенностях строения их атомов,  виде связи в них, (и в данном химическом элементе), положении алюминия в периодической таблице Д.И.Менделеева и строении его атома,  об истории получения алюминия и подводит к выявлению причинно - следственной связи между строением и свойствами алюминия.

В ходе фронтального опроса и индивидуальной работы у доски отвечают на следующие вопросы преподавателя:

1.К какой группе веществ относится алюминий?

2. Где металлы находятся в ПСХЭ? Что общего в строении атомов всех металлов?

3. Какой вид связи у металлов?

4. Охарактеризуйте положение алюминия в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

5. Каково строение атома Аl, его графическая схема и электронная формула? (ответ дает обучающийся у доски).

6. Рассказать историю получения алюминия (элемент домашнего задания), предварив прослушивание следующим указанием: «Запишите дату получения алюминия и способ, который позволил уменьшить его стоимость.  (1825 г,  электролиз).

ОК4

ОК7

4

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Используя знания, имеющиеся у обучающихся, методом эвристической беседы, подвести их к выдвижению гипотезы о зависимости физических и химических свойств алюминия от его строения и перечислению основных свойств этого металла.

Обращается к группе с вопросом: «Какие свойства алюминия, в числе всех прочих металлов, обусловлены наличием у него металлической связи?»

Предполагаемый ответ: физические, химические, технологические.

Выдвигают гипотезу о зависимости свойств алюминия от его строения.

Перечисляют главные физические свойства металлов (металлический блеск, непрозрачность, серебристо - белый цвет, пластичность, твердость и проч.) и характерные химические свойства: взаимодействие с неметаллами и со сложными веществами (водой, кислотами, солями), особо подчеркнув амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

ОК2

5

Применение теоретических положений в условиях выполнения заданий и творческое использование сформированных умений и навыков.

Через проблемно - развивающий метод обучения раскрыть перед обучающимися  научный путь познания через доказательство гипотезы. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала через работу с учебником, экспериментальную деятельность и применение элементов ИКТ

Организует исследовательскую работу, разбив группу на 3 подгруппы, обеспечив каждую из них инструкционными карточками, раздаточным материалом и необходимым оборудованием. Дав время на подготовку, организует беседу по предложенным вопросам.

Вопросы к 1 подгруппе:

  1. Перечислите физические свойства, характерные для алюминия.
  2. Назовите причины характерных свойств алюминия.
  3. Как влияют примеси на свойства алюминия?
  4. и др.

Вопросы ко 2 подгруппе:

  1. Почему алюминий являясь активным металлом, не разрушается под действием О2 и Н2О? 
  2.  Какими же свойствами обладает пленка Al2O3?
  3. Является ли  пленка  Al2O3  помощником при сварке?
  4. Как с ней можно бороться?
  5. Какие свойства проявляет оксид и гидроксид алюминия? Продемонстрируйте это на практике.

 

Вопросы к 3 группе:

1. На каких свойствах основано применение алюминия и его сплавов?

2.Какие сплавы алюминия самые ценные для сварки?

3. Сделайте вывод о том, на основе каких свойств основано применение алюминия и его сплавов в промышленности.

Работают в мини - группах, находят ответы на поставленные вопросы через работу с источниками и в ходе проведения эксперимента.

Составляют кластер на доске.

Отвечают на вопросы преподавателя

Предполагаемые ответы.

  1. При взаимодействии с кислородом на поверхности алюминия образуется оксид алюминия в виде пленки.
  2. Прочная,  с высокой удельной плотностью и температурой плавления.
  3. Она затрудняет процесс сварки.
  4. Её можно удалить, зачистив поверхность или растворив в кислоте или щелочи.
  5. Амфотерные.

Желающий проводит лабораторный опыт, демонстрирующий амфотерность гидроксида алюминия.

Предполагаемые ответы.

  1. Коррозийной стойкости, пластичности,  прочности в сплавах, отражательной способности, тепло- и электропроводности.
  2. Наиболее ценные для сварщика сплавы, обладающие хорошей свариваемостью (с добавкой магния и марганца):   сплавы  АМг  и АМц.
  3. Коррозийной стойкости, пластичности,  прочности в сплавах, отражательной способности, тепло- и электропроводности.

ОК6

6

Динамическая пауза

Внедрение элемента здоровьесберегающей технологии, позволяющий произвести релаксацию зрения

Предлагает просмотреть короткий видеоролик с целью выполнения гимнастики для глаз

Внимательно, вращая глазными яблоками, «рисуют» контуры символов и путей перемещения химических элементов.

7

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов

Обобщение нового содержания в условиях устного фронтального опроса

Предлагает ответить на вопросы карточек по типу «химическое домино»

Работает вся группа «по цепочке»

ОК6

8

Рефлексия деятельности

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности обучающихся (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели

Подводит итог работы и просит оценить свою деятельность на уроке, продолжив предложения:

 Сегодня на уроке я:

-научился……

-было интересно……

-было трудно……

-мои ощущения……

Заполняют лист рефлексии

ОК2

9

Домашнее задание

Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Сообщает обучающимся задание на дом: повторить определение коррозии металлов и подготовить сообщение «Способы защиты металлов от коррозии».

Записывают домашнее задание в рабочую карту

ОК8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики"-открытый урок в 7 классе на Окружном практико-ориентированном методическом семинаре для заместителей директоров по УВР

Урок проводился в рамках Окружного практико-ориентированного методического семинара для заместителей директоров по УВР 2-3 ступеней по теме: "Организация педпрофильного и профильного обучения в ГБОУ С...

Практико-ориентированный урок русского языка в 11 классе "Обособленные обстоятельства. Правописание НЕ и НИ".

          Урок проводился в 11 классе естественно-математической профильной направленности.          Место урока в си...

формирование социальной компетенции через практико-ориентированные уроки

Министр внутренних дМинистр внутренних дел, противник разрушения крестьянской общины, автор высказывания: «Я сижу на пороховой бочке и сгорю вместе с ней». Убит в 1904г эсером Созоновымел, противник р...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УРОКИ в партнерстве с ОУ СПО для учащихся 7-9 классов.

В ГБОУ Школа № 102 Выборгского района СПб была разработана и экспериментально апробирована целевая программа «Шаг в будущее» для учащихся 7-9 классов, направленная на формирование професси...

Методическая разработка к практико- ориентированному уроку "Качественные реакции в неорганической химии"

Данная разработка включает в себя презентацию  с гиперссылками, описывающими качественные реакции....