ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УРОКИ в партнерстве с ОУ СПО для учащихся 7-9 классов.
методическая разработка (7, 8, 9 класс)

Бойцова Тамара Евгеньевна

В ГБОУ Школа № 102 Выборгского района СПб была разработана и экспериментально апробирована целевая программа «Шаг в будущее» для учащихся 7-9 классов, направленная на формирование профессионального самоопределения старшеклассников. Данная программа является практической частью опытно-экспериментальной работы по теме:  «Проектирование образовательного процесса общеобразовательного учреждения для обеспечения профориентации обучающихся основной школы в системе среднего профессионального образования».

   Рассматривая учебную деятельность, при разработке программы, вектор направления был взят на практико-ориентированность, что сейчас очень популярно в среднем и высшем профессиональном образовании, а в общем среднем образовании данный фактор сильно отстает или отсутствует вовсе. В настоящее время, в связи с закрытием учебно-производственных комбинатов, а в школах с отсутствием мастерских, школьники лишились возможности получать хоть какие-либо практические навыки, не говоря уже о профессиональных пробах. Срок адаптации вчерашних школьников в системе среднего профессионального образования тоже увеличивается по этой причине. Отсюда возникает противоречие между системой среднего образования и системой профессионального образования. Не достаточно сейчас ориентироваться в школе только на передачу знаний.

     Поэтому, самой трудной и необычной, как для учителей, так и для преподавателей колледжей, стала организация и подготовка практико-ориентированных уроков. Во-первых уроки должны были готовиться сообща, во-вторых уроки не должны выбиваться из учебного плана, в третьих интегрирование в урок темы «профессии» должно было соответствовать учебному предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon po_uroki.pdf1.67 МБ
Файл metod.razrabotka_boytsova_konkurs.docx796.64 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Городской конкурс методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в ОУ

Профориентационная составляющая образовательной программы: профориентация на уроке.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 102 Выборгского района Санкт-Петербурга

Бойцова Тамара Евгеньевна, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 102 Выборгского района Санкт-Петербурга (Центр профориентации учащихся ОУ), методист; СПб, Ярославский проспект, 72

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УРОКИ

в партнерстве с ОУ СПО

в рамках годовой программы «Шаг в будущее»

(7 - 9 классы)

Санкт-Петербург

2020 год

Аннотация

         

 В ГБОУ Школа № 102 Выборгского района СПб была разработана и экспериментально апробирована целевая программа «Шаг в будущее» для учащихся 7-9 классов, направленная на формирование профессионального самоопределения старшеклассников. Данная программа является практической частью опытно-экспериментальной работы по теме:  «Проектирование образовательного процесса общеобразовательного учреждения для обеспечения профориентации обучающихся основной школы в системе среднего профессионального образования».

  Начало реализации данной программы  февраль 2019 г., окончание – декабрь 2019 г.

Реализация данной программы проходила параллельно с диагностической работой психологов-профконсультантов.

Программа предусматривает работу, организованную по трем направлениям:

- учебная деятельность,

- внеклассная (воспитательная) деятельность,

- досуговая деятельность.

                Каждое направление предусматривает разделение проводимых мероприятий на блоки согласно типологии профессий по предмету труда (Е.А. Климов) с целью ознакомления старшеклассников с различными сферами профессиональной деятельности.

  Данные рекомендации коснутся только одной части программы, связанной с учебной деятельностью – организация и проведение практико-ориентированных уроков совместно с образовательными учреждениями среднего профессионального образования.

Пояснительная записка

   Возраст старшеклассников переломный – они еще школьники, но стоят у порога взрослой самостоятельной жизни. Чаще современная школа не столько помогает развитию самостоятельности, а сколько мешает. Старшеклассники начинают привыкать, что за них все решают учителя и родители. Между тем, самое главное решение, к которому должен прийти старшеклассник, это выбор дальнейшего профессионального образования, построение своего профессионального маршрута.

     Своевременное и осознанное профессиональное самоопределение старшеклассников является базой и одним из основополагающих факторов профессиональной и социальной успешности в будущем.  

     Проблема выбора профессии является одной из самых главных в жизни каждого человека. Часто по причине недостаточной информированности о ситуации на рынке труда, дезориентации в мире профессий, отсутствия практического опыта и минимальных профессиональных навыков, ориентации семьи на «модные» специальности, молодые люди оказываются неподготовленными к такому выбору.

     Отсутствие интересов и недостаточное знание своих личностных качеств и способностей также является одной из основных причин, препятствующих своевременному и осознанному профессиональному самоопределению старшеклассников.

     Таким образом, для решения указанных проблем необходима целенаправленная и систематическая, методически обоснованная педагогическая работа по формированию профессионального самоопределения старшеклассников, направленная на осознанное построение дальнейшего профессионального маршрута, особенно для учащихся, нацеленных на получение среднего профессионального образования на базе 8 – 9 классов.

   Рассматривая учебную деятельность, при разработке программы, вектор направления был взят на практико-ориентированность, что сейчас очень популярно в среднем и высшем профессиональном образовании, а в общем среднем образовании данный фактор сильно отстает или отсутствует вовсе. В настоящее время, в связи с закрытием учебно-производственных комбинатов, а в школах с отсутствием мастерских, школьники лишились возможности получать хоть какие-либо практические навыки, не говоря уже о профессиональных пробах. Срок адаптации вчерашних школьников в системе среднего профессионального образования тоже увеличивается по этой причине. Отсюда возникает противоречие между системой среднего образования и системой профессионального образования. Не достаточно сейчас ориентироваться в школе только на передачу знаний.

     Поэтому, самой трудной и необычной, как для учителей, так и для преподавателей колледжей, стала организация и подготовка практико-ориентированных уроков. Во-первых уроки должны были готовиться сообща, во-вторых уроки не должны выбиваться из учебного плана, в третьих интегрирование в урок темы «профессии» должно было соответствовать учебному предмету.

    О связи «знакомство с профессией через предмет» известно давно, но мало кто использует это на практике, а главное – знакомить с профессией тоже надо умеючи. Одно дело, когда о профессии рассказывает учитель, другое – мастер производственного обучения. Мастер знает, как выигрышно преподнести профессию, знает все ее плюсы и минусы, лучше подготовит практические задания к такому уроку, познакомит с историей и интересными фактами, связанными с профессией. Не стоит забывать и о роли студентов, как будущих молодых профессионалов. Из их уст информация для учащихся доносится более доступно, школьники их воспринимают лучше, как старших наставников, нежели учителей и преподавателей.

Цель и задачи:

        Основная цель – знакомство учащихся с профессиональной деятельностью через образовательный процесс.

        Основные задачи:

  • Внедрение компонента профессионального самоопределения в урочную деятельность;
  • Отхождение от стандартных форм профориентации;
  • Формирование представлений о мире профессий и его многообразии;
  • Создание условий для осознания учащимися ценности и важности профессий;
  • Внедрение элементов профессиональных проб в образовательный процесс;
  • Интегрирование профориентационной и учебной деятельности;
  • Обеспечение в дальнейшем адекватной адаптации бывшего школьника в системе профессионального образования.

        

Область применения: урочная деятельность (в том числе классные часы).

Формы и методы реализации: урок, бинарный урок, урок-викторина, урок с элементами мастер-классов.

Возрастная группа: учащиеся 7 – 9 х классов.

Ожидаемые результаты:

  • Усиление мотивации и дифференцированного подхода в обучении;
  • Прививание учащимся навыков самостоятельной деятельности;
  • Умение учащихся использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни;
  • Повышение познавательного интереса к изучаемому предмету;
  • Создание условий для самореализации учащихся во внеурочной деятельности;
  • Формирование у учащихся навыков и умений практической работы, используемых в различных сферах социальной и профессиональной деятельности;
  • Формирование понимания у учащихся, где и как можно использовать полученные знания в дальнейшем;
  • Повышение значимости получаемого результата для обеспечения познавательной мотивации учащихся.

Основная часть

        Познакомим с некоторыми примерами практико-ориентированных уроков, самыми удачными на взгляд автора.  Уроки разбиты по типам профессий, с кратким описанием содержания урока. Уроки проводились в течение 2019 г в ГБОУ Школа № 102 Выборгского района СПб совместно с преподавателями ОУ СПО СПб. Темы и идеи уроков разработаны автором.

  1. Тип профессии: Человек – человек (работа с людьми).
  • Урок - ОБЖ (8 класс). Тема: «Оказание первой медицинской помощи». Профиль: Медицина. Партнер: Медицинский колледж № 2.

   Урок стал обобщающим по теме «Оказание медицинской помощи». Студенты медицинского колледжа продемонстрировали способы оказания первой помощи, виды перевязок, способы оказания психологической помощи пострадавшим.

  • Урок - История (9 класс). Тема: «История русского застолья». Профиль: Общественное питание. Партнер: Колледж туризма и гостиничного сервиса

   Урок раздела «Россия на рубеже веков». История застолья. История русской кухни. Сословные различия. Территориальные различия. Этикет застолья. Появления первых поваров в России. История профессии. Задания: составить русское меню, используя предлагаемые продукты. В конце урока тест. Дополнительные материалы: отрывки из кинофильмов, картины русских художников.

  • Урок - Литература (8 класс). Тема: «Путешествие по литературным местам Санкт-Петербурга». Профиль: Туризм. Партнер: Колледж туризма и гостиничного сервиса.

    Урок внеклассного чтения. Знакомство с литературными местами Санкт-Петербурга в виде мультимедиа-экскурсии. Поэты и писатели в Санкт-Петербурге и их творчество. Знакомство с профессией «экскурсовод». История профессии. Почему данная профессия актуальна именно для Санкт-Петербурга? «Портфель экскурсовода или групповода»: что с собой всегда должен иметь гид-экскурсовод. Плюсы и минусы данной профессии. Интерактивный опрос учащихся.

  • Урок – английский язык (8 класс). Тема: «Ресторанный бизнес в России и Великобритании». Профиль: общественное питание. Партнер: Колледж туризма и гостиничного сервиса.

    Раздел: еда и кухня. Значение иностранного языка в ресторанном бизнесе. Обозначение посуды. Обозначение «русских» блюд. Профессия «официант». Командная игра: «Что где едят?». Практическое задание: «обслужить иностранного туриста в русском ресторане».

  1. Тип профессии: Человек – техника (технология производства, производство, транспорт, энергетика).
  • Бинарный урок - Технология, физика (8 класс). Тема:         «Электро

транспорт Санкт-Петербурга». Профиль: Транспорт. Партнер: Академия транспортных технологий.

    Бинарный урок физики и технологии. Раздел: «Электрика. Электротехника. Электричество вокруг нас». Электротранспорт: история и современность. Экологичность электротранспорта. Профессии данного направления. Викторина на знание электрики и электротранспорта.

  • Урок – Технология (7 классы, девочки). Тема: «Работа с тестом. Оригинальная выпечка». Профиль: Пищевая промышленость (пекарное производство). Партнер: Колледж пищевых технологий.

   Раздел «Кулинария». Мука. Разновидности злаков. Тесто: виды и составляющие. Хлеб-всему голова. Где какой хлеб едят? Изготовление теста. Знакомство с профессией «пекарь». Мастер-класс: работа с тестом. Декор каравая.

  1. Тип профессии: Человек – знаковая система (работа с цифрами, текстами, символами, программами).
  • Урок - Математика (8 класс). Тема: «Построй свой маршрут от точки А до точки В»! Профиль: Операционная деятельность в логистике. Партнер: Колледж туризма и гостиничного сервиса.

 Тема: Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Решение задач на движение. Транспорт. Виды транспорта. Знакомство с профессиями «диспетчер», «логист». Понятие «логистика». Практическое задание: рассчитать оптимальный маршрут, подсчитать затраты на транспортировку.

  • Урок – Математика (9 класс). Тема: «Бытовая математика: расчет семейного бюджета». Профиль: Экономика и бухгалтерский учет. Партнер: Технический колледж управления и коммерции.

Раздел: геометрическая прогрессия. Понятия: семейный бюджет, доходы, расходы. Доходы: трудовой, имущественный, трансферты. Расходы: выплата трансфертов, товары, услуги, сбережения. Практические задания: подсчитать полный доход семьи, план расходов семьи на месяц. Задачи на геометрическую прогрессию на тему «Семейный бюджет».

  • Бинарный урок - Математика, история (7 класс). Тема: «Кредит. Займ. История и современность». Профиль:        Банковское дело. Партнер:        «Высшая банковская школа» (колледж).

Тема урока: Повторение этапов решения текстовых задач (математика); Мир в начале нового времени (новая история). История займов. Ростовщичество. Появление банков. История денег. Изготовление купюр и монет. Практические задания: математические задачи на проценты с использованием банковских терминов.

  • Физика (9 класс). Тема: «Метрология – наука точности». Профиль: Метрология, измерительные приборы. Партнер: Университетский Политехнический колледж.

 Раздел: ядерная физика. Атомная энергетика. Радиационное излучение. Приборы измерения излучения. Знакомство с профессией «метролог». Места работы метрологов. Функционал метролога.

  1. Тип профессии: Человек – природа (работа с растительным и животным миром).
  • Урок – Биология (7 класс). Тема:        «Кем стать, если любишь природу?»        Профиль: Садово-парковое хозяйство, флористика. Партнер: Садово-архитектурный колледж.

  Раздел: ботаника. Растительный мир Северо-Западного региона. Садовые и полевые цветы. Деревья и кустарники Северо-Запада. Знакомство с профессиями: флорист и ландшафтный дизайнер. Практические задания: составить букет, придумать дизайн садового участка. Итоговый опрос с использованием приложения на смартфоне Plickers.         

  • Урок – ОБЖ (9 класс). Тема: «Сделаем планету чистой» (защита экологических проектов). Профиль: Экология. Партнер: Пожарно-спасательный колледж.

 Раздел: экология. Защита проектов. Авторы проектов - учащиеся, студенты колледжа выступают в роли экспертов. Знакомство с профессией «техник-эколог». Демонстрация приборов, которые использует техник-эколог в своей работе.

  1. Тип профессии: Человек – художественный образ (творческие профессии).
  • Урок – Технология (7 класс, девочки). Тема: «Профессии индустрии красоты». Профиль: Сфера обслуживания.        Партнер: Колледж Петербургской моды.

 Раздел: Арт – дизайн. Дизайн прически. Практическое задание: придумать и назвать прическу. Кто работает в салонах красоты? Знакомство с профессиями: администратор, парикмахер, мастер по маникюру, визажист. Мастер – класс «Косоплетение» (наставники – студенты колледжа).

  • Урок - История Санкт-Петербурга (8 класс). Тема: «Петровская эпоха в облике Петербурга». Профиль: реставрация. Партнер: Реставрационно-художественный колледж.

   Архитектурные стили, их признаки. Архитектурные стили в Петербурге. «Болезни» зданий. Работа реставраторов. Исторические справки. Восстановление памятников и дворцов после войны. Работа реставратора сегодня. Какие качества важны для будущего реставратора.

Полный перечень тем практико-ориентированных уроков, разработанных для программы «Шаг в будущее».

Тип профессии

Урок

Тема

Профессиональная сфера

Партнерство

Человек-человек

(социальная сфера)

ОБЖ

(8-9 классы)

«Оказание первой медицинской помощи»

Медицина

Медицинский колледж № 2

Технология, история

(8-9 классы)

«История торгового дела»

Торговое дело

Колледж туризма и гостиничного сервиса

Обществознание

(9 классы)

«Первые шаги в юриспруденцию»

Право и организация социального обеспечения

Технический колледж управления и коммерции

Технология, история, литература

(7 классы)

«История русского застолья»

Общественное питание

Колледж туризма и гостиничного сервиса

Литература, английский язык

«Путешествие по литературным местам Санкт-Петербурга»

Туризм

Колледж туризма и гостиничного сервиса

Технология (7 класс девочки)

«Вторая жизнь вещей»

Дошкольное воспитание

Педагогика

Некрасовский колледж

Человек-техника

(технология производства, производство, транспорт, энергетика)

Технология, физика

(7-9 классы)

«Электро

транспорт Санкт-Петербурга»

Транспорт

Академия транспортных технологий

Технология

(7 классы, мальчики)

«Знакомство с профессией – сантехник»

Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств

Невский колледж им. Неболсина

Технология

(7 классы, мальчики)

«Знакомство с профессией – электрик»

Силовые сети и электрооборудование

Невский колледж им. Неболсина

Технология

(7 классы, мальчики)

«Работа с деревом»

Деревообработка, столярное дело

Колледж отраслевых технологий Краснодеревец

Технология

(7 классы, девочки)

«Работа с тестом. Оригинальная выпечка»

Пищевая промышленость (пекарное производство)

Колледж пищевых технологий

Технология

(7 классы, девочки)

«Холодные блюда. Мастер-класс по карвингу»

Технология общественного питания

Колледж туризма и гостиничного сервиса

Технология

(7 классы, девочки)

«Текстильное сырье. Виды тканей, их фактура и качества»

Легкая промышленность (технология швейного  производства)

Колледж Петербургской моды

Технология

(7 классы, девочки)

«Молочные продукты»

Пищевая промышленость (технология молока и молочных продуктов)

Университет

ский Политех

нический колледж

Человек-Знаковая система

(работа с цифрами, таблицами, программами текстами)

Информатика (8-9 классы)

«Мир IT-профессий»

Информационные системы и программи

рование

Университет

ский Политех

нический колледж

Математика

(8-9 классы)

«Бытовая математика: расчет семейного бюджета»

Экономика и бухгалтерский учет

Технический колледж управления и коммерции

Математика, история

(7 классы)

«Кредит. Займ. История и современность»

Банковское дело

Высшая банковская школа

Английский язык

(9 класс)

«Познавательная лингвистика. Тонкости текстового перевода»

Лингвистика

Педагогический колледж № 4

Английский язык, литература

(9 класс)

«Сравнительный анализ литературных переводов С.Маршака и Б.Пастернака»

Лингвистика

Педагогический колледж № 4

Химия

(7-9 классы)

«Знакомство с профессиями блока «ХИМИЯ»

Химическая технология, фармацевтика, лабораторная диагностика

Фармацевтический колледж,

Медицинский колледж № 3

Физика

(8-9 классы)

«Метрология – наука точности»

Метрология, измерительные приборы

Университет

ский Политех

нический колледж

Математика, технология

(8-9 классы)

«Построй свой маршрут от точки А до точки В»!

Операционная деятельность в логистике

Колледж туризма и гостиничного сервиса

Технология

(8-9 классы)

«Волшебные лекала»

Швейное производство (закройщик)

Колледж Петербургской моды

Человек – природа

(биология, сельское хозяйство, лесное дело, добыча полезных ископаемых)

Биология

 (7-8 классы)

«Кем стать, если любишь природу?»

Садово-парковое хозяйство,

флористика

Садово-архитектурный колледж

ОБЖ (9 класс)

«Сделаем планету чистой» (проведение мастер-класса)

Экология

Пожарно-спасательный колледж

Биология, география, ИЗО

(7-8 классы)

«Ландшафтный дизайн: место, природа, красота»

Садово-парковое и ландшафтное строительство

Академия управления городской средой, градостроительства и печати

География

(9 классы)

«Геодезические измерения в теории и на практике»

Геодезия

Колледж

«ПетроСтрой

Сервис»

География, математика, обществознание (9 классы)

«Загородный дом: от проектирования до продажи»

Земельно-имущественные отношения

Академия управления городской средой, градостроительства и печати

Зоология

(7 классы)

«Профессии, которые нас кормят: животновод, агроном, зоотехник»

Сельское хозяйство

Колледж при Аграрном университете

Человек – художественный образ

(искусство, творчество)

Технология

(7-8 классы)

«Профессии индустрии красоты: стилист, визажист» Мастер-класс по уходу за лицом.

Сфера обслуживания

Колледж «ЛОКОН»

Технология

(7-8 классы девочки)

«Профессии индустрии красоты: парикмахер» Мастер-класс по косоплетению.

Сфера обслуживания

Колледж Петербургской моды

Технология

(7-8 классы девочки)

«Образ: от рисунка до воплощения. Профпробы: дизайн одежды»

Легкая промышленность

(моделирование и конструирование одежды)

Колледж Петербургской моды

Технология

(7-8 классы девочки)

«История текстиля. Батик. Павловопосадкие платки. Профпробы: рисунок на ткани»

Художник по тканям.

Лицей сервиса и индустриальных технологий.

Технология

(7-9 классы)

«Мастер-класс и профпробы по фотоделу»

Фотография.

Оптико-механический лицей.

ИЗО, история

(7-8 классы)

«Прикладное творчество. Народное наследие»

Народные промыслы

Российский колледж традиционной культуры

ИЗО, черчение, история СПб

(7-8 классы)

«Архитектура – застывшая музыка в камне»

Архитектура

Академия управления городской средой, градостроительства и печати

ИЗО, история, история СПб

«Санкт-Петербург – музей под открытым небом. Работа реставраторов»

Реставрация

Реставрационно-художественный колледж

Список литературы:

  1. Бойцова Т.Е. Не выбирайте лёгких путей! Выбирайте правильный! Статья о проблемах профессионального выбора современных школьников. // ЕРОНО Выпуск 23 (май 2014). http://www.erono.ru
  2. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm. 3.
  3. Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. – М., «Просвещение», 1990 г.
  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», - 2000 г.
  5. Огановская Е.Ю. Организация профориентационной работы в школе в условиях реализации ФГОС Методические рекомендации. АППО 2014 г.
  6. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. (Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов). – М., РПА, 1995 г
  7. Пряжников Н.С., Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – М., Издательство НПО «Модэк», 2002 г.
  8. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2004 г.
  9. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000 г.
  10. Соломин И.Л., Профориентация. Россия. ХХ век. Школьный психолог, N24(120), июнь, 2000.
  11. Фундаментальное ядро содержания общего образования (Стандарты второго поколения). Пособие для учителей и методистов. Под ред. Козлова В. В., Кондакова А. М. – М.: Просвещение, 2013 г.
  12. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 15 января. http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm.

Приложение № 1. Карточки к игре «Что где едят?»

Урок английского языка «Ресторанный бизнес в России и Великобритании»

SUSHI

JAPAN

PAELLA

SPAIN

PELMENI

RUSSIA

PIZZA

ITALIA

HAMBURGER

THE USA

FISH &CHIPS

ENGLAND

GOULASH

HUNGARY

SOUVLAKI

GREECE

KEBAB

TURKEY

KHACHAPURI

GEORGIA

Приложение № 2 Учим слова раздела: Еда и кухня.

Урок английского языка «Ресторанный бизнес в России и Великобритании»

Учим слова: useful restaurant words или русская еда по-английски

Объяснение на английском

Перевод или транслитерация

thick sour cream

smetana

powdered cream cheese=cottage cheese

tvorog

yoghurt-like drink=cultured butter milk

kefir

potato pancakes

draniki

cottage cheese fritters

syrniki

dumplings=pasta stuffed with pork

pelmeni

shish kebab=lamb kebab

shashlyk

Russian potato salad

«оливье»

dressed herring=layered salad with herring

«селёдка под шубой»

salmon

лосось

smoked sturgeon

копчёный осётр

tender pork fat

salo

lean boiled pork

buzhenina

aspic=meat jelly

студень

stuffed cabbage=cabbage rolls

golubtsy

meat on skewers

мясо на вертеле

sour fruit jelly

kisel

stuffed buns=baked pies

пирожки

spicy thick ginger bread

пряники

Учим слова: useful restaurant words или русская еда по-английски

Объяснение на английском

Перевод или транслитерация

thick sour cream

smetana

powdered cream cheese=cottage cheese

tvorog

yoghurt-like drink=cultured butter milk

kefir

potato pancakes

draniki

cottage cheese fritters

syrniki

dumplings=pasta stuffed with pork

pelmeni

shish kebab=lamb kebab

shashlyk

Russian potato salad

«оливье»

dressed herring=layered salad with herring

«селёдка под шубой»

salmon

лосось

smoked sturgeon

копчёный осётр

tender pork fat

salo

lean boiled pork

buzhenina

aspic=meat jelly

студень

stuffed cabbage=cabbage rolls

golubtsy

meat on skewers

мясо на вертеле

sour fruit jelly

kisel

stuffed buns=baked pies

пирожки

spicy thick ginger bread

пряники

Приложение № 3. Задачи по математике

Урок «Построй свой маршрут от точки А к точке Б» (логистика)

Задача № 1

 Бизнесмен Соловьёв выезжает из Москвы  в  Санкт – Петербург на деловую встречу, которая назначена на 10:00. В таблице дано расписание ночных поездов Москва - Санкт-Петербург.

Номер поезда

Отправление из Москвы

Прибытие в  Санкт-Петербург

038А

22:42

06:40

020У

00:56

08:53

016А

00:43

09:12

030А

01:19

09:39

Путь от вокзала до места встречи занимает полчаса. Укажите номер самого позднего (по времени отправления) поезда, который подходит бизнесмену Соловьёву

1) 038А; 2) 020У; 3) 016А; 4) 030А

Задача № 2

Мама Вадима уехала навестить бабушку на три дня. Вадим летом работал в Макдональдсе, и на часть  заработанных денег  3200 рублей решил приготовить маме на день рождения сюрприз: сделать ремонт в комнате площадью 9кв.м, постелить ламинат. В магазине акция: скидка 30% на стоимость ламината. Ассортимент товара:

1 вид по цене 300руб/кв м,  2 вид - 1000руб/кв м,   3 вид – 3000руб/кв м

Вес упаковки 15кг в 1 упаковке 4кв м. Стоимость доставки (590руб) не входит в цену товара. Хватит ли у Вадима денег на сюрприз?

Задача № 3

Необходимо доставить 5 контейнеров с мебельной фурнитурой со склада в г. Флоренция (Италия) на склад в г. Санкт – Петербург.

Возможны два варианта (маршрута) доставки груза:

  1. Склад Флоренция автомобильная перевозка до порта Генуя > морская перевозка > Морской порт Санкт - Петербург > склад Санкт – Петербург

  2. Склад Флоренция автомобильная перевозка до склада в Санкт – Петербурге

Маршрут 1

Транспортировка по маршруту: Флоренция (Италия)> Автомобильная перевозка Санкт-Петербург (Набережная реки Смоленки)

Исходные данные

Определить суммарные расходы по каждому маршруту доставки для 5 контейнеров и выберете наиболее рациональный вариант (с минимальными затратами)

Приложение № 4. Практические задания по теме «Семейный бюджет»

Урок математики «Домашняя бухгалтерия»

  1. Составьте доходную часть личного финансового плана семьи за месяц. Семья состоит из 4 человек. Зарплата отца 25 тыс. руб. в месяц, матери – 15 тыс. руб. Кроме того, в прошлом месяце отец получил премию в размере 5 тыс. руб., а мать прибыль от предпринимательства в размере 20 тыс. руб. Кроме того, за сдачу квартиры в аренду семья получает 10 тыс. руб. в месяц и имеет вклады в банке и акции, которые приносят процент и дивиденд в размере 2 и 3 тыс. руб. соответственно. Старшая дочь получает стипендию 5 тыс. руб. Для покупки мебели семья взяла кредит в размере 30 тыс. руб. Налоги за прошлый месяц составили 8 тыс. руб. Кроме того, отец заплатил 2 тыс. руб. штрафа за нарушение правил дорожного движения.

А

В

ДОХОДЫ

РАСХОДЫ

Трудовой доход

Выплаченные трансферты

     Зарплата

     Налоги

     Премия

     Сборы

     Личное подсобное хозяйство

     Штрафы

     Прибыль от предпринимательства

Потребление

     Другие трудовые доходы

Товары

Имущественный доход

     Продукты питания

     Плата за сдачу жилья

     Непродовольственные товары

Плата за сдачу имущества

     Алкоголь, табак

     Процент на вклады в банке

     Другие товары

     Дивиденды по акциям

Услуги

     Другие имущественные доходы

     Квартплата

Полученные трансферты

     Коммунальные услуги

     Пенсия

     Медицина

     Пособия

     Образование

     Стипендия

     Транспорт

     Алименты

     Интернет, мобильный телефон

     Помощь родственников

Сбережения

     Полученный кредит

     Положено в банк

     Другие трансферты

     Сохранено дома

  1. Рассчитайте:

а) полный доход семьи ___________________________________________________________________________

б) располагаемый доход семьи = доходы – выплаченные трансферты

____________________________________ = _________________________ - _____________________________

в) трудовой доход _____________________________________________________________________________

г) имущественный доход ___________________________        ______________________________________________

  1. На базе данных заданий 1 и 2 составьте план расходов семьи на месяц, учитывая, что:

а) семья планирует сберегать каждый месяц 20% своего располагаемого дохода;

б) из части, оставшейся на потребление, обычно 25% идет на услуги;

в) расходы на товары обычно поровну распределяются между продуктами питания и непродовольственными товарами, других товаров семья в этом месяце приобретать не планирует;

г) расходы на квартплату и коммунальные услуги одинаковы и занимают половину общих расходов на услуги;

д) вторая половина расходов на услуги идет на транспорт - 70% и 30% - на интернет, мобильный телефон.

  1. Ответьте на вопросы.

а) Является ли бюджет этой семьи сбалансированным?_______________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

б) Сколько денег остается в этой семье на потребление?________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

в) Если при неизменных доходах семья сократит расходы на непродовольственные товары на 10 тыс. руб. насколько она сможет увеличить свои сбережения?___________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

г) Допустим, семья не получила прибыль от предпринимательской деятельности, но сократила расходы на продовольственные товары на 5 тыс. руб. будет ли бюджет сбалансирован?_______________________________

______________________________________________________________________________________________

  1. Дополните формулы и фразу.

а) Валовой доход семьи – обязательные платежи = ___________________________________________________

б) Располагаемый доход – расходы на потребление = _________________________________________________

в) В сбережения населения обычно включаются денежные вклады в банках, ценные бумаги, а также ____________________________________________ на руках у населения.

Приложение № 5. Математические задачи по теме «Семейный бюджет»

Урок математики «Домашняя бухгалтерия». Раздел: арифметическая и геометрическая прогрессии.

     Задача № 1.

 Родители ко Дню рождения своего сына Андрея решили купить и обновить ему мобильный телефон. Для этого, они в первый месяц отложили 650 рублей, а в каждый следующий месяц откладывали на 50 рублей больше, чем в предыдущий. Какая сумма будет у родителей Андрея через 10 месяцев.

Решение:

Дано: (an)- арифметическая прогрессия, a1 = 650, d = 50, n = 10

Найти: S10

Решение: a10 = a1 +9d = 650 + 450= 1100

S10 = ( ( a1+ a10) n) : 2 = ((650 + 1100) 10) : 2 = 8750 ( рублей у родителей Андрея)

Ответ: через 10 месяцев у родителей Андрея будет 8750 рублей

   Задача № 2.

 Воспользуемся конкретным примером. Размер материнского капитала составляет 453 000 р. Можно ли вложить такую сумму в банк под выгодный процент и к совершеннолетию ребенка приобрести ему квартиру?

Решение:

Самый выгодный вклад, отвечающий нашим условиям, является вклад «Сохраняй» в Сбербанке России под 5 % годовых.

Первоначально вложено 453 000 р. через год сумма возрастет на 5% составит 105% от 453 000 р.

453 000 * 1, 05 (сумма составит через год)

453 000; 453 000 * 1, 05; 453 000 * 1, 052; 453 000 * 1, 053; 453 000 * 1, 054

Последовательность имеет вид геометрической прогрессии, где

b1 = 453 000; g = 1, 05

453 000 * 1, 0518 = 1, 0902 * 10= 1090200 р.

Вывод:

Учитывая, что средняя стоимость однокомнатной квартиры  составляет 1900000 р., на сумму 1090200 приобрести жилище не возможно, но подобное вложение денежных средств является достаточно выгодным.

Приложение № 6. Анкетирование в конце урока.

Урок математики «Домашняя бухгалтерия»

Умеете ли вы тратить деньги с умом? 

Вопрос 1. Вам не хватает денег, которые дают вам родители или частенько приходится одалживать у друзей ?

-Хватает как раз на то время, что я рассчитываю (2)

-Иногда приходится занимать (1)

-В свой бюджет никак не укладываюсь (0)

Вопрос № 2. Знаете ли вы, сколько вам надо денег на питание в месяц? -Да, знаю (2);-Знаю, но приблизительно (1); -Не знаю (0)

Вопрос № 3 Вы увидели в магазине ценную вещь, которую искали долго, но денег на покупку не хватает. Отложите на полчаса товар и побежите за деньгами. Куда?

  • Домой или сберегательную кассу (2)
  • К знакомым чтобы взять деньги в долг, без твердой уверенности в том, как и когда вы отдадите долг. (0)
  • К друзьям, чтобы одолжить без точного срока возврата (1)

Вопрос № 4 Купив долгожданную вещь, пригодится она или нет?

  • Давно искали, чтобы купить (1)
  • Покупка оказалась совсем неожиданной, но удачной (2)
  • Неудачная покупка. Вещь лежит без употребления (0)

Учитель: Подсчитайте ваши ответы и прослушайте ключ теста: 

  • Более 5 очков – вы умеете правильно расходовать деньги
  • 4-5 очков – вам следует подучиться искусству тратить деньги
  • Менее 4 очков – срочно заведите тетрадь учета расходов

Приложения № 7. Сообщения о проведении практико-ориентированных уроков в ГБОУ Школа № 102

в группе В Контакте «Центр профориентации Выборгского района»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспекта урока по физической культуре и спорту для учащихся 5 «А» класса по разделу «Легкая атлетика»

План конспекта урока по физической культуре и спорту для учащихся 5 «А» класса по разделу «Легкая атлетика»...

Нетрадиционные формы уроков математики как способ развития творческого мышления учащихся 5 – 9 классах

Одна из важных задач учителя состоит в том, чтобы научить детей жить и действовать в мире, в котором требуются самостоятельно мыслящие, предприимчивые и креативные личности. Темпы происходящих в...

Урок эстетики "Мелодии в танцевальных ритмах" для учащихся 3- 5 классов общеобразовательных школ, для учащихся ДШИ и ДМШ.

Учащиеся в увлекательной форме знакомятся с произведениями разных композиторов, разными музыкальными жанрами в исполнении солистов, школьного симфонического оркестра и солистами хореографического отде...

Методическая разработка урока "Право в системе социальных норм" для учащихся 10 (общеобразовательного) класса с презентацией

Урок по обществознанию на тему «Право в системе социальных норм» 10 класс (общеобразовательный)Цель урока:-сформировать представления о сути, значении права, его становлении и развитии;- рассмот...

Конспект урока по физической культуре "Морские волки" для учащихся 3-4 классов

Урок по физической культуре в форме сюжетно-ролевой игры с использованием стихотворной формы, способствующий развитию физических качеств и двигательных кондиций младших школьников, а также способствую...

Практико-ориентированные задания как необходимое условие для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

Обучение с использованием практико – ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий ...

Математика в профессии. Решение практико-ориентированных задач. Урок-семинар 10 класс.

Методическая разработка урока-семинара для 10 класса. На основе решений практико-ориентированных задач из открытого банка заданий ЕГЭ по математике обучающиеся знакомятся с основными  профессиогр...