ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УРОКИ в партнерстве с ОУ СПО для учащихся 7-9 классов.
методическая разработка (7, 8, 9 класс)
В ГБОУ Школа № 102 Выборгского района СПб была разработана и экспериментально апробирована целевая программа «Шаг в будущее» для учащихся 7-9 классов, направленная на формирование профессионального самоопределения старшеклассников. Данная программа является практической частью опытно-экспериментальной работы по теме: «Проектирование образовательного процесса общеобразовательного учреждения для обеспечения профориентации обучающихся основной школы в системе среднего профессионального образования».
Рассматривая учебную деятельность, при разработке программы, вектор направления был взят на практико-ориентированность, что сейчас очень популярно в среднем и высшем профессиональном образовании, а в общем среднем образовании данный фактор сильно отстает или отсутствует вовсе. В настоящее время, в связи с закрытием учебно-производственных комбинатов, а в школах с отсутствием мастерских, школьники лишились возможности получать хоть какие-либо практические навыки, не говоря уже о профессиональных пробах. Срок адаптации вчерашних школьников в системе среднего профессионального образования тоже увеличивается по этой причине. Отсюда возникает противоречие между системой среднего образования и системой профессионального образования. Не достаточно сейчас ориентироваться в школе только на передачу знаний.
Поэтому, самой трудной и необычной, как для учителей, так и для преподавателей колледжей, стала организация и подготовка практико-ориентированных уроков. Во-первых уроки должны были готовиться сообща, во-вторых уроки не должны выбиваться из учебного плана, в третьих интегрирование в урок темы «профессии» должно было соответствовать учебному предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_uroki.pdf | 1.67 МБ |
metod.razrabotka_boytsova_konkurs.docx | 796.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Городской конкурс методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в ОУ
Профориентационная составляющая образовательной программы: профориентация на уроке.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 102 Выборгского района Санкт-Петербурга
Бойцова Тамара Евгеньевна, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 102 Выборгского района Санкт-Петербурга (Центр профориентации учащихся ОУ), методист; СПб, Ярославский проспект, 72
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УРОКИ
в партнерстве с ОУ СПО
в рамках годовой программы «Шаг в будущее»
(7 - 9 классы)
Санкт-Петербург
2020 год
Аннотация
В ГБОУ Школа № 102 Выборгского района СПб была разработана и экспериментально апробирована целевая программа «Шаг в будущее» для учащихся 7-9 классов, направленная на формирование профессионального самоопределения старшеклассников. Данная программа является практической частью опытно-экспериментальной работы по теме: «Проектирование образовательного процесса общеобразовательного учреждения для обеспечения профориентации обучающихся основной школы в системе среднего профессионального образования».
Начало реализации данной программы февраль 2019 г., окончание – декабрь 2019 г.
Реализация данной программы проходила параллельно с диагностической работой психологов-профконсультантов.
Программа предусматривает работу, организованную по трем направлениям:
- учебная деятельность,
- внеклассная (воспитательная) деятельность,
- досуговая деятельность.
Каждое направление предусматривает разделение проводимых мероприятий на блоки согласно типологии профессий по предмету труда (Е.А. Климов) с целью ознакомления старшеклассников с различными сферами профессиональной деятельности.
Данные рекомендации коснутся только одной части программы, связанной с учебной деятельностью – организация и проведение практико-ориентированных уроков совместно с образовательными учреждениями среднего профессионального образования.
Пояснительная записка
Возраст старшеклассников переломный – они еще школьники, но стоят у порога взрослой самостоятельной жизни. Чаще современная школа не столько помогает развитию самостоятельности, а сколько мешает. Старшеклассники начинают привыкать, что за них все решают учителя и родители. Между тем, самое главное решение, к которому должен прийти старшеклассник, это выбор дальнейшего профессионального образования, построение своего профессионального маршрута.
Своевременное и осознанное профессиональное самоопределение старшеклассников является базой и одним из основополагающих факторов профессиональной и социальной успешности в будущем.
Проблема выбора профессии является одной из самых главных в жизни каждого человека. Часто по причине недостаточной информированности о ситуации на рынке труда, дезориентации в мире профессий, отсутствия практического опыта и минимальных профессиональных навыков, ориентации семьи на «модные» специальности, молодые люди оказываются неподготовленными к такому выбору.
Отсутствие интересов и недостаточное знание своих личностных качеств и способностей также является одной из основных причин, препятствующих своевременному и осознанному профессиональному самоопределению старшеклассников.
Таким образом, для решения указанных проблем необходима целенаправленная и систематическая, методически обоснованная педагогическая работа по формированию профессионального самоопределения старшеклассников, направленная на осознанное построение дальнейшего профессионального маршрута, особенно для учащихся, нацеленных на получение среднего профессионального образования на базе 8 – 9 классов.
Рассматривая учебную деятельность, при разработке программы, вектор направления был взят на практико-ориентированность, что сейчас очень популярно в среднем и высшем профессиональном образовании, а в общем среднем образовании данный фактор сильно отстает или отсутствует вовсе. В настоящее время, в связи с закрытием учебно-производственных комбинатов, а в школах с отсутствием мастерских, школьники лишились возможности получать хоть какие-либо практические навыки, не говоря уже о профессиональных пробах. Срок адаптации вчерашних школьников в системе среднего профессионального образования тоже увеличивается по этой причине. Отсюда возникает противоречие между системой среднего образования и системой профессионального образования. Не достаточно сейчас ориентироваться в школе только на передачу знаний.
Поэтому, самой трудной и необычной, как для учителей, так и для преподавателей колледжей, стала организация и подготовка практико-ориентированных уроков. Во-первых уроки должны были готовиться сообща, во-вторых уроки не должны выбиваться из учебного плана, в третьих интегрирование в урок темы «профессии» должно было соответствовать учебному предмету.
О связи «знакомство с профессией через предмет» известно давно, но мало кто использует это на практике, а главное – знакомить с профессией тоже надо умеючи. Одно дело, когда о профессии рассказывает учитель, другое – мастер производственного обучения. Мастер знает, как выигрышно преподнести профессию, знает все ее плюсы и минусы, лучше подготовит практические задания к такому уроку, познакомит с историей и интересными фактами, связанными с профессией. Не стоит забывать и о роли студентов, как будущих молодых профессионалов. Из их уст информация для учащихся доносится более доступно, школьники их воспринимают лучше, как старших наставников, нежели учителей и преподавателей.
Цель и задачи:
Основная цель – знакомство учащихся с профессиональной деятельностью через образовательный процесс.
Основные задачи:
- Внедрение компонента профессионального самоопределения в урочную деятельность;
- Отхождение от стандартных форм профориентации;
- Формирование представлений о мире профессий и его многообразии;
- Создание условий для осознания учащимися ценности и важности профессий;
- Внедрение элементов профессиональных проб в образовательный процесс;
- Интегрирование профориентационной и учебной деятельности;
- Обеспечение в дальнейшем адекватной адаптации бывшего школьника в системе профессионального образования.
Область применения: урочная деятельность (в том числе классные часы).
Формы и методы реализации: урок, бинарный урок, урок-викторина, урок с элементами мастер-классов.
Возрастная группа: учащиеся 7 – 9 х классов.
Ожидаемые результаты:
- Усиление мотивации и дифференцированного подхода в обучении;
- Прививание учащимся навыков самостоятельной деятельности;
- Умение учащихся использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни;
- Повышение познавательного интереса к изучаемому предмету;
- Создание условий для самореализации учащихся во внеурочной деятельности;
- Формирование у учащихся навыков и умений практической работы, используемых в различных сферах социальной и профессиональной деятельности;
- Формирование понимания у учащихся, где и как можно использовать полученные знания в дальнейшем;
- Повышение значимости получаемого результата для обеспечения познавательной мотивации учащихся.
Основная часть
Познакомим с некоторыми примерами практико-ориентированных уроков, самыми удачными на взгляд автора. Уроки разбиты по типам профессий, с кратким описанием содержания урока. Уроки проводились в течение 2019 г в ГБОУ Школа № 102 Выборгского района СПб совместно с преподавателями ОУ СПО СПб. Темы и идеи уроков разработаны автором.
- Тип профессии: Человек – человек (работа с людьми).
- Урок - ОБЖ (8 класс). Тема: «Оказание первой медицинской помощи». Профиль: Медицина. Партнер: Медицинский колледж № 2.
Урок стал обобщающим по теме «Оказание медицинской помощи». Студенты медицинского колледжа продемонстрировали способы оказания первой помощи, виды перевязок, способы оказания психологической помощи пострадавшим.
- Урок - История (9 класс). Тема: «История русского застолья». Профиль: Общественное питание. Партнер: Колледж туризма и гостиничного сервиса
Урок раздела «Россия на рубеже веков». История застолья. История русской кухни. Сословные различия. Территориальные различия. Этикет застолья. Появления первых поваров в России. История профессии. Задания: составить русское меню, используя предлагаемые продукты. В конце урока тест. Дополнительные материалы: отрывки из кинофильмов, картины русских художников.
- Урок - Литература (8 класс). Тема: «Путешествие по литературным местам Санкт-Петербурга». Профиль: Туризм. Партнер: Колледж туризма и гостиничного сервиса.
Урок внеклассного чтения. Знакомство с литературными местами Санкт-Петербурга в виде мультимедиа-экскурсии. Поэты и писатели в Санкт-Петербурге и их творчество. Знакомство с профессией «экскурсовод». История профессии. Почему данная профессия актуальна именно для Санкт-Петербурга? «Портфель экскурсовода или групповода»: что с собой всегда должен иметь гид-экскурсовод. Плюсы и минусы данной профессии. Интерактивный опрос учащихся.
- Урок – английский язык (8 класс). Тема: «Ресторанный бизнес в России и Великобритании». Профиль: общественное питание. Партнер: Колледж туризма и гостиничного сервиса.
Раздел: еда и кухня. Значение иностранного языка в ресторанном бизнесе. Обозначение посуды. Обозначение «русских» блюд. Профессия «официант». Командная игра: «Что где едят?». Практическое задание: «обслужить иностранного туриста в русском ресторане».
- Тип профессии: Человек – техника (технология производства, производство, транспорт, энергетика).
- Бинарный урок - Технология, физика (8 класс). Тема: «Электро
транспорт Санкт-Петербурга». Профиль: Транспорт. Партнер: Академия транспортных технологий.
Бинарный урок физики и технологии. Раздел: «Электрика. Электротехника. Электричество вокруг нас». Электротранспорт: история и современность. Экологичность электротранспорта. Профессии данного направления. Викторина на знание электрики и электротранспорта.
- Урок – Технология (7 классы, девочки). Тема: «Работа с тестом. Оригинальная выпечка». Профиль: Пищевая промышленость (пекарное производство). Партнер: Колледж пищевых технологий.
Раздел «Кулинария». Мука. Разновидности злаков. Тесто: виды и составляющие. Хлеб-всему голова. Где какой хлеб едят? Изготовление теста. Знакомство с профессией «пекарь». Мастер-класс: работа с тестом. Декор каравая.
- Тип профессии: Человек – знаковая система (работа с цифрами, текстами, символами, программами).
- Урок - Математика (8 класс). Тема: «Построй свой маршрут от точки А до точки В»! Профиль: Операционная деятельность в логистике. Партнер: Колледж туризма и гостиничного сервиса.
Тема: Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Решение задач на движение. Транспорт. Виды транспорта. Знакомство с профессиями «диспетчер», «логист». Понятие «логистика». Практическое задание: рассчитать оптимальный маршрут, подсчитать затраты на транспортировку.
- Урок – Математика (9 класс). Тема: «Бытовая математика: расчет семейного бюджета». Профиль: Экономика и бухгалтерский учет. Партнер: Технический колледж управления и коммерции.
Раздел: геометрическая прогрессия. Понятия: семейный бюджет, доходы, расходы. Доходы: трудовой, имущественный, трансферты. Расходы: выплата трансфертов, товары, услуги, сбережения. Практические задания: подсчитать полный доход семьи, план расходов семьи на месяц. Задачи на геометрическую прогрессию на тему «Семейный бюджет».
- Бинарный урок - Математика, история (7 класс). Тема: «Кредит. Займ. История и современность». Профиль: Банковское дело. Партнер: «Высшая банковская школа» (колледж).
Тема урока: Повторение этапов решения текстовых задач (математика); Мир в начале нового времени (новая история). История займов. Ростовщичество. Появление банков. История денег. Изготовление купюр и монет. Практические задания: математические задачи на проценты с использованием банковских терминов.
- Физика (9 класс). Тема: «Метрология – наука точности». Профиль: Метрология, измерительные приборы. Партнер: Университетский Политехнический колледж.
Раздел: ядерная физика. Атомная энергетика. Радиационное излучение. Приборы измерения излучения. Знакомство с профессией «метролог». Места работы метрологов. Функционал метролога.
- Тип профессии: Человек – природа (работа с растительным и животным миром).
- Урок – Биология (7 класс). Тема: «Кем стать, если любишь природу?» Профиль: Садово-парковое хозяйство, флористика. Партнер: Садово-архитектурный колледж.
Раздел: ботаника. Растительный мир Северо-Западного региона. Садовые и полевые цветы. Деревья и кустарники Северо-Запада. Знакомство с профессиями: флорист и ландшафтный дизайнер. Практические задания: составить букет, придумать дизайн садового участка. Итоговый опрос с использованием приложения на смартфоне Plickers.
- Урок – ОБЖ (9 класс). Тема: «Сделаем планету чистой» (защита экологических проектов). Профиль: Экология. Партнер: Пожарно-спасательный колледж.
Раздел: экология. Защита проектов. Авторы проектов - учащиеся, студенты колледжа выступают в роли экспертов. Знакомство с профессией «техник-эколог». Демонстрация приборов, которые использует техник-эколог в своей работе.
- Тип профессии: Человек – художественный образ (творческие профессии).
- Урок – Технология (7 класс, девочки). Тема: «Профессии индустрии красоты». Профиль: Сфера обслуживания. Партнер: Колледж Петербургской моды.
Раздел: Арт – дизайн. Дизайн прически. Практическое задание: придумать и назвать прическу. Кто работает в салонах красоты? Знакомство с профессиями: администратор, парикмахер, мастер по маникюру, визажист. Мастер – класс «Косоплетение» (наставники – студенты колледжа).
- Урок - История Санкт-Петербурга (8 класс). Тема: «Петровская эпоха в облике Петербурга». Профиль: реставрация. Партнер: Реставрационно-художественный колледж.
Архитектурные стили, их признаки. Архитектурные стили в Петербурге. «Болезни» зданий. Работа реставраторов. Исторические справки. Восстановление памятников и дворцов после войны. Работа реставратора сегодня. Какие качества важны для будущего реставратора.
Полный перечень тем практико-ориентированных уроков, разработанных для программы «Шаг в будущее».
Тип профессии | Урок | Тема | Профессиональная сфера | Партнерство |
Человек-человек (социальная сфера) | ОБЖ (8-9 классы) | «Оказание первой медицинской помощи» | Медицина | Медицинский колледж № 2 |
Технология, история (8-9 классы) | «История торгового дела» | Торговое дело | Колледж туризма и гостиничного сервиса | |
Обществознание (9 классы) | «Первые шаги в юриспруденцию» | Право и организация социального обеспечения | Технический колледж управления и коммерции | |
Технология, история, литература (7 классы) | «История русского застолья» | Общественное питание | Колледж туризма и гостиничного сервиса | |
Литература, английский язык | «Путешествие по литературным местам Санкт-Петербурга» | Туризм | Колледж туризма и гостиничного сервиса | |
Технология (7 класс девочки) | «Вторая жизнь вещей» | Дошкольное воспитание Педагогика | Некрасовский колледж | |
Человек-техника (технология производства, производство, транспорт, энергетика) | Технология, физика (7-9 классы) | «Электро транспорт Санкт-Петербурга» | Транспорт | Академия транспортных технологий |
Технология (7 классы, мальчики) | «Знакомство с профессией – сантехник» | Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств | Невский колледж им. Неболсина | |
Технология (7 классы, мальчики) | «Знакомство с профессией – электрик» | Силовые сети и электрооборудование | Невский колледж им. Неболсина | |
Технология (7 классы, мальчики) | «Работа с деревом» | Деревообработка, столярное дело | Колледж отраслевых технологий Краснодеревец | |
Технология (7 классы, девочки) | «Работа с тестом. Оригинальная выпечка» | Пищевая промышленость (пекарное производство) | Колледж пищевых технологий | |
Технология (7 классы, девочки) | «Холодные блюда. Мастер-класс по карвингу» | Технология общественного питания | Колледж туризма и гостиничного сервиса | |
Технология (7 классы, девочки) | «Текстильное сырье. Виды тканей, их фактура и качества» | Легкая промышленность (технология швейного производства) | Колледж Петербургской моды | |
Технология (7 классы, девочки) | «Молочные продукты» | Пищевая промышленость (технология молока и молочных продуктов) | Университет ский Политех нический колледж | |
Человек-Знаковая система (работа с цифрами, таблицами, программами текстами) | Информатика (8-9 классы) | «Мир IT-профессий» | Информационные системы и программи рование | Университет ский Политех нический колледж |
Математика (8-9 классы) | «Бытовая математика: расчет семейного бюджета» | Экономика и бухгалтерский учет | Технический колледж управления и коммерции | |
Математика, история (7 классы) | «Кредит. Займ. История и современность» | Банковское дело | Высшая банковская школа | |
Английский язык (9 класс) | «Познавательная лингвистика. Тонкости текстового перевода» | Лингвистика | Педагогический колледж № 4 | |
Английский язык, литература (9 класс) | «Сравнительный анализ литературных переводов С.Маршака и Б.Пастернака» | Лингвистика | Педагогический колледж № 4 | |
Химия (7-9 классы) | «Знакомство с профессиями блока «ХИМИЯ» | Химическая технология, фармацевтика, лабораторная диагностика | Фармацевтический колледж, Медицинский колледж № 3 | |
Физика (8-9 классы) | «Метрология – наука точности» | Метрология, измерительные приборы | Университет ский Политех нический колледж | |
Математика, технология (8-9 классы) | «Построй свой маршрут от точки А до точки В»! | Операционная деятельность в логистике | Колледж туризма и гостиничного сервиса | |
Технология (8-9 классы) | «Волшебные лекала» | Швейное производство (закройщик) | Колледж Петербургской моды | |
Человек – природа (биология, сельское хозяйство, лесное дело, добыча полезных ископаемых) | Биология (7-8 классы) | «Кем стать, если любишь природу?» | Садово-парковое хозяйство, флористика | Садово-архитектурный колледж |
ОБЖ (9 класс) | «Сделаем планету чистой» (проведение мастер-класса) | Экология | Пожарно-спасательный колледж | |
Биология, география, ИЗО (7-8 классы) | «Ландшафтный дизайн: место, природа, красота» | Садово-парковое и ландшафтное строительство | Академия управления городской средой, градостроительства и печати | |
География (9 классы) | «Геодезические измерения в теории и на практике» | Геодезия | Колледж «ПетроСтрой Сервис» | |
География, математика, обществознание (9 классы) | «Загородный дом: от проектирования до продажи» | Земельно-имущественные отношения | Академия управления городской средой, градостроительства и печати | |
Зоология (7 классы) | «Профессии, которые нас кормят: животновод, агроном, зоотехник» | Сельское хозяйство | Колледж при Аграрном университете | |
Человек – художественный образ (искусство, творчество) | Технология (7-8 классы) | «Профессии индустрии красоты: стилист, визажист» Мастер-класс по уходу за лицом. | Сфера обслуживания | Колледж «ЛОКОН» |
Технология (7-8 классы девочки) | «Профессии индустрии красоты: парикмахер» Мастер-класс по косоплетению. | Сфера обслуживания | Колледж Петербургской моды | |
Технология (7-8 классы девочки) | «Образ: от рисунка до воплощения. Профпробы: дизайн одежды» | Легкая промышленность (моделирование и конструирование одежды) | Колледж Петербургской моды | |
Технология (7-8 классы девочки) | «История текстиля. Батик. Павловопосадкие платки. Профпробы: рисунок на ткани» | Художник по тканям. | Лицей сервиса и индустриальных технологий. | |
Технология (7-9 классы) | «Мастер-класс и профпробы по фотоделу» | Фотография. | Оптико-механический лицей. | |
ИЗО, история (7-8 классы) | «Прикладное творчество. Народное наследие» | Народные промыслы | Российский колледж традиционной культуры | |
ИЗО, черчение, история СПб (7-8 классы) | «Архитектура – застывшая музыка в камне» | Архитектура | Академия управления городской средой, градостроительства и печати | |
ИЗО, история, история СПб | «Санкт-Петербург – музей под открытым небом. Работа реставраторов» | Реставрация | Реставрационно-художественный колледж |
Список литературы:
- Бойцова Т.Е. Не выбирайте лёгких путей! Выбирайте правильный! Статья о проблемах профессионального выбора современных школьников. // ЕРОНО Выпуск 23 (май 2014). http://www.erono.ru
- Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm. 3.
- Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. – М., «Просвещение», 1990 г.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», - 2000 г.
- Огановская Е.Ю. Организация профориентационной работы в школе в условиях реализации ФГОС Методические рекомендации. АППО 2014 г.
- Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. (Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов). – М., РПА, 1995 г
- Пряжников Н.С., Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – М., Издательство НПО «Модэк», 2002 г.
- Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2004 г.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000 г.
- Соломин И.Л., Профориентация. Россия. ХХ век. Школьный психолог, N24(120), июнь, 2000.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования (Стандарты второго поколения). Пособие для учителей и методистов. Под ред. Козлова В. В., Кондакова А. М. – М.: Просвещение, 2013 г.
- Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 15 января. http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm.
Приложение № 1. Карточки к игре «Что где едят?» Урок английского языка «Ресторанный бизнес в России и Великобритании» | |
SUSHI | JAPAN |
PAELLA | SPAIN |
PELMENI | RUSSIA |
PIZZA | ITALIA |
HAMBURGER | THE USA |
FISH &CHIPS | ENGLAND |
GOULASH | HUNGARY |
SOUVLAKI | GREECE |
KEBAB | TURKEY |
KHACHAPURI | GEORGIA |
Приложение № 2 Учим слова раздела: Еда и кухня.
Урок английского языка «Ресторанный бизнес в России и Великобритании»
Учим слова: useful restaurant words или русская еда по-английски
№ | Объяснение на английском | Перевод или транслитерация |
thick sour cream | smetana | |
powdered cream cheese=cottage cheese | tvorog | |
yoghurt-like drink=cultured butter milk | kefir | |
potato pancakes | draniki | |
cottage cheese fritters | syrniki | |
dumplings=pasta stuffed with pork | pelmeni | |
shish kebab=lamb kebab | shashlyk | |
Russian potato salad | «оливье» | |
dressed herring=layered salad with herring | «селёдка под шубой» | |
salmon | лосось | |
smoked sturgeon | копчёный осётр | |
tender pork fat | salo | |
lean boiled pork | buzhenina | |
aspic=meat jelly | студень | |
stuffed cabbage=cabbage rolls | golubtsy | |
meat on skewers | мясо на вертеле | |
sour fruit jelly | kisel | |
stuffed buns=baked pies | пирожки | |
spicy thick ginger bread | пряники |
Учим слова: useful restaurant words или русская еда по-английски
№ | Объяснение на английском | Перевод или транслитерация |
thick sour cream | smetana | |
powdered cream cheese=cottage cheese | tvorog | |
yoghurt-like drink=cultured butter milk | kefir | |
potato pancakes | draniki | |
cottage cheese fritters | syrniki | |
dumplings=pasta stuffed with pork | pelmeni | |
shish kebab=lamb kebab | shashlyk | |
Russian potato salad | «оливье» | |
dressed herring=layered salad with herring | «селёдка под шубой» | |
salmon | лосось | |
smoked sturgeon | копчёный осётр | |
tender pork fat | salo | |
lean boiled pork | buzhenina | |
aspic=meat jelly | студень | |
stuffed cabbage=cabbage rolls | golubtsy | |
meat on skewers | мясо на вертеле | |
sour fruit jelly | kisel | |
stuffed buns=baked pies | пирожки | |
spicy thick ginger bread | пряники |
Приложение № 3. Задачи по математике
Урок «Построй свой маршрут от точки А к точке Б» (логистика)
Задача № 1
Бизнесмен Соловьёв выезжает из Москвы в Санкт – Петербург на деловую встречу, которая назначена на 10:00. В таблице дано расписание ночных поездов Москва - Санкт-Петербург.
Номер поезда | Отправление из Москвы | Прибытие в Санкт-Петербург |
038А | 22:42 | 06:40 |
020У | 00:56 | 08:53 |
016А | 00:43 | 09:12 |
030А | 01:19 | 09:39 |
Путь от вокзала до места встречи занимает полчаса. Укажите номер самого позднего (по времени отправления) поезда, который подходит бизнесмену Соловьёву
1) 038А; 2) 020У; 3) 016А; 4) 030А
Задача № 2
Мама Вадима уехала навестить бабушку на три дня. Вадим летом работал в Макдональдсе, и на часть заработанных денег 3200 рублей решил приготовить маме на день рождения сюрприз: сделать ремонт в комнате площадью 9кв.м, постелить ламинат. В магазине акция: скидка 30% на стоимость ламината. Ассортимент товара:
1 вид по цене 300руб/кв м, 2 вид - 1000руб/кв м, 3 вид – 3000руб/кв м
Вес упаковки 15кг в 1 упаковке 4кв м. Стоимость доставки (590руб) не входит в цену товара. Хватит ли у Вадима денег на сюрприз?
Задача № 3
Необходимо доставить 5 контейнеров с мебельной фурнитурой со склада в г. Флоренция (Италия) на склад в г. Санкт – Петербург.
Возможны два варианта (маршрута) доставки груза:
1. Склад Флоренция автомобильная перевозка до порта Генуя > морская перевозка > Морской порт Санкт - Петербург > склад Санкт – Петербург
2. Склад Флоренция автомобильная перевозка до склада в Санкт – Петербурге
Маршрут 1
Транспортировка по маршруту: Флоренция (Италия)> Автомобильная перевозка Санкт-Петербург (Набережная реки Смоленки)
Исходные данные
Определить суммарные расходы по каждому маршруту доставки для 5 контейнеров и выберете наиболее рациональный вариант (с минимальными затратами)
Приложение № 4. Практические задания по теме «Семейный бюджет»
Урок математики «Домашняя бухгалтерия»
- Составьте доходную часть личного финансового плана семьи за месяц. Семья состоит из 4 человек. Зарплата отца 25 тыс. руб. в месяц, матери – 15 тыс. руб. Кроме того, в прошлом месяце отец получил премию в размере 5 тыс. руб., а мать прибыль от предпринимательства в размере 20 тыс. руб. Кроме того, за сдачу квартиры в аренду семья получает 10 тыс. руб. в месяц и имеет вклады в банке и акции, которые приносят процент и дивиденд в размере 2 и 3 тыс. руб. соответственно. Старшая дочь получает стипендию 5 тыс. руб. Для покупки мебели семья взяла кредит в размере 30 тыс. руб. Налоги за прошлый месяц составили 8 тыс. руб. Кроме того, отец заплатил 2 тыс. руб. штрафа за нарушение правил дорожного движения.
А | В | ||
ДОХОДЫ | РАСХОДЫ | ||
Трудовой доход | Выплаченные трансферты | ||
Зарплата | Налоги | ||
Премия | Сборы | ||
Личное подсобное хозяйство | Штрафы | ||
Прибыль от предпринимательства | Потребление | ||
Другие трудовые доходы | Товары | ||
Имущественный доход | Продукты питания | ||
Плата за сдачу жилья | Непродовольственные товары | ||
Плата за сдачу имущества | Алкоголь, табак | ||
Процент на вклады в банке | Другие товары | ||
Дивиденды по акциям | Услуги | ||
Другие имущественные доходы | Квартплата | ||
Полученные трансферты | Коммунальные услуги | ||
Пенсия | Медицина | ||
Пособия | Образование | ||
Стипендия | Транспорт | ||
Алименты | Интернет, мобильный телефон | ||
Помощь родственников | Сбережения | ||
Полученный кредит | Положено в банк | ||
Другие трансферты | Сохранено дома |
- Рассчитайте:
а) полный доход семьи ___________________________________________________________________________
б) располагаемый доход семьи = доходы – выплаченные трансферты
____________________________________ = _________________________ - _____________________________
в) трудовой доход _____________________________________________________________________________
г) имущественный доход ___________________________ ______________________________________________
- На базе данных заданий 1 и 2 составьте план расходов семьи на месяц, учитывая, что:
а) семья планирует сберегать каждый месяц 20% своего располагаемого дохода;
б) из части, оставшейся на потребление, обычно 25% идет на услуги;
в) расходы на товары обычно поровну распределяются между продуктами питания и непродовольственными товарами, других товаров семья в этом месяце приобретать не планирует;
г) расходы на квартплату и коммунальные услуги одинаковы и занимают половину общих расходов на услуги;
д) вторая половина расходов на услуги идет на транспорт - 70% и 30% - на интернет, мобильный телефон.
- Ответьте на вопросы.
а) Является ли бюджет этой семьи сбалансированным?_______________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
б) Сколько денег остается в этой семье на потребление?________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
в) Если при неизменных доходах семья сократит расходы на непродовольственные товары на 10 тыс. руб. насколько она сможет увеличить свои сбережения?___________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
г) Допустим, семья не получила прибыль от предпринимательской деятельности, но сократила расходы на продовольственные товары на 5 тыс. руб. будет ли бюджет сбалансирован?_______________________________
______________________________________________________________________________________________
- Дополните формулы и фразу.
а) Валовой доход семьи – обязательные платежи = ___________________________________________________
б) Располагаемый доход – расходы на потребление = _________________________________________________
в) В сбережения населения обычно включаются денежные вклады в банках, ценные бумаги, а также ____________________________________________ на руках у населения.
Приложение № 5. Математические задачи по теме «Семейный бюджет»
Урок математики «Домашняя бухгалтерия». Раздел: арифметическая и геометрическая прогрессии.
Задача № 1.
Родители ко Дню рождения своего сына Андрея решили купить и обновить ему мобильный телефон. Для этого, они в первый месяц отложили 650 рублей, а в каждый следующий месяц откладывали на 50 рублей больше, чем в предыдущий. Какая сумма будет у родителей Андрея через 10 месяцев.
Решение:
Дано: (an)- арифметическая прогрессия, a1 = 650, d = 50, n = 10
Найти: S10
Решение: a10 = a1 +9d = 650 + 450= 1100
S10 = ( ( a1+ a10) n) : 2 = ((650 + 1100) 10) : 2 = 8750 ( рублей у родителей Андрея)
Ответ: через 10 месяцев у родителей Андрея будет 8750 рублей
Задача № 2.
Воспользуемся конкретным примером. Размер материнского капитала составляет 453 000 р. Можно ли вложить такую сумму в банк под выгодный процент и к совершеннолетию ребенка приобрести ему квартиру?
Решение:
Самый выгодный вклад, отвечающий нашим условиям, является вклад «Сохраняй» в Сбербанке России под 5 % годовых.
Первоначально вложено 453 000 р. через год сумма возрастет на 5% составит 105% от 453 000 р.
453 000 * 1, 05 (сумма составит через год)
453 000; 453 000 * 1, 05; 453 000 * 1, 052; 453 000 * 1, 053; 453 000 * 1, 054
Последовательность имеет вид геометрической прогрессии, где
b1 = 453 000; g = 1, 05
453 000 * 1, 0518 = 1, 0902 * 106 = 1090200 р.
Вывод:
Учитывая, что средняя стоимость однокомнатной квартиры составляет 1900000 р., на сумму 1090200 приобрести жилище не возможно, но подобное вложение денежных средств является достаточно выгодным.
Приложение № 6. Анкетирование в конце урока.
Урок математики «Домашняя бухгалтерия»
Умеете ли вы тратить деньги с умом?
Вопрос 1. Вам не хватает денег, которые дают вам родители или частенько приходится одалживать у друзей ?
-Хватает как раз на то время, что я рассчитываю (2)
-Иногда приходится занимать (1)
-В свой бюджет никак не укладываюсь (0)
Вопрос № 2. Знаете ли вы, сколько вам надо денег на питание в месяц? -Да, знаю (2);-Знаю, но приблизительно (1); -Не знаю (0)
Вопрос № 3 Вы увидели в магазине ценную вещь, которую искали долго, но денег на покупку не хватает. Отложите на полчаса товар и побежите за деньгами. Куда?
- Домой или сберегательную кассу (2)
- К знакомым чтобы взять деньги в долг, без твердой уверенности в том, как и когда вы отдадите долг. (0)
- К друзьям, чтобы одолжить без точного срока возврата (1)
Вопрос № 4 Купив долгожданную вещь, пригодится она или нет?
- Давно искали, чтобы купить (1)
- Покупка оказалась совсем неожиданной, но удачной (2)
- Неудачная покупка. Вещь лежит без употребления (0)
Учитель: Подсчитайте ваши ответы и прослушайте ключ теста:
- Более 5 очков – вы умеете правильно расходовать деньги
- 4-5 очков – вам следует подучиться искусству тратить деньги
- Менее 4 очков – срочно заведите тетрадь учета расходов
Приложения № 7. Сообщения о проведении практико-ориентированных уроков в ГБОУ Школа № 102
в группе В Контакте «Центр профориентации Выборгского района»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспекта урока по физической культуре и спорту для учащихся 5 «А» класса по разделу «Легкая атлетика»
План конспекта урока по физической культуре и спорту для учащихся 5 «А» класса по разделу «Легкая атлетика»...
Нетрадиционные формы уроков математики как способ развития творческого мышления учащихся 5 – 9 классах
Одна из важных задач учителя состоит в том, чтобы научить детей жить и действовать в мире, в котором требуются самостоятельно мыслящие, предприимчивые и креативные личности. Темпы происходящих в...
Урок эстетики "Мелодии в танцевальных ритмах" для учащихся 3- 5 классов общеобразовательных школ, для учащихся ДШИ и ДМШ.
Учащиеся в увлекательной форме знакомятся с произведениями разных композиторов, разными музыкальными жанрами в исполнении солистов, школьного симфонического оркестра и солистами хореографического отде...
Методическая разработка урока "Право в системе социальных норм" для учащихся 10 (общеобразовательного) класса с презентацией
Урок по обществознанию на тему «Право в системе социальных норм» 10 класс (общеобразовательный)Цель урока:-сформировать представления о сути, значении права, его становлении и развитии;- рассмот...
Конспект урока по физической культуре "Морские волки" для учащихся 3-4 классов
Урок по физической культуре в форме сюжетно-ролевой игры с использованием стихотворной формы, способствующий развитию физических качеств и двигательных кондиций младших школьников, а также способствую...
Практико-ориентированные задания как необходимое условие для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка
Обучение с использованием практико – ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий ...
Математика в профессии. Решение практико-ориентированных задач. Урок-семинар 10 класс.
Методическая разработка урока-семинара для 10 класса. На основе решений практико-ориентированных задач из открытого банка заданий ЕГЭ по математике обучающиеся знакомятся с основными профессиогр...