РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
рабочая программа по химии (6, 7 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пропедевтический курс
«Калейдоскоп химических открытий»
Направление: Проектно-исследовательская деятельность
6, 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_lopatina_sa_6-7_kl.docx | 34.72 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пропедевтический курс
«Калейдоскоп химических открытий»
Направление: Проектно-исследовательская деятельность
6, 7 класс
Лопатиной Светланы Алексеевны,
учителя химии, ВКК
1. Пояснительная записка
Программа (35 ч) предназначена для учащихся 6, 7-х классов (рассчитана на 1 ч в неделю) и призвана стимулировать у школьников любознательность, интерес к химии и к явлениям окружающей жизни с точки зрения химии, выработать навыки правильного (безопасного) обращения с химическими материалами в быту.
Темы для занятий выбраны из окружающей жизни, они позволяют на конкретных примерах осуществлять экономическое и экологическое воспитание учащихся, знакомить их с достижениями химии и проблемами химизации быта.
Почти половина часов отводится на практические исследования. Работы подобраны таким образом, чтобы учащиеся могли повторить их в домашних условиях, что повышает интерес к предмету и познавательную активность учащихся.
Для организации исследовательской деятельност в учебном процессе используются цифровые лаборатории «Архимед», что обеспечивает автоматизированный сбор и обработку данных, позволяет отображать ход эксперимента в виде графиков и таблиц.
Учащиеся на каждом занятии усваивают полезные сведения по химии для грамотного и обоснованного их применения в повседневной жизни.
Основные цели курса
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент,
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающее среде.
Основные методы, приемы и формы обучения:
рассказ, беседа, работа с дополнительной литературой, практические работы, исследовательские работы, экскурсии, рефераты, самостоятельные работы, конференции, консультации.
Самостоятельная работа учащихся заключается в работе с литературой и конкретными объектами в быту, проведении практических работ, мини-исследовательских работ, сборе, хранении и компьютерной обработке результатов эксперимента, подготовке рефератов, выступлениях на научно-практических конференциях.
Основные технологии обучения:
Для организации процесса обучения используются основные технологии обучения: личностно-ориентированные технологии, интерактивные технологии, исследовательские методы, проектные методы, игровые технологии, кейс метод, ИКТ.
Реализация возможности межпредметных связей с физикой, биологией, математикой и информатикой достигается за счет использования цифровых лабораторий «Архимед».
2. Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
• правила обращения со средствами бытовой химии, правила оказания первой медицинской помощи при отравлении и ожогах средствами бытовой химии;
• месторождения, способы получения и лечебные свойства минеральных вод;
• свойства, значение и применение поваренной соли, пищевой соды и других солей, применяемых в быту;
• правила безопасного использования лакокрасочных материалов, моющих и косметических средств, парфюмерии, условные обозначения на этикетках и упаковках материалов бытовой химии;
• химический состав пищи, правила приготовления и хранения продуктов питания;
• правила применения лекарственных препаратов, основные виды лекарственных растений нашей местности и их использование.
Учащиеся должны уметь:
• оказывать первую медицинскую помощь при поражении химическими веществами бытового назначения;
• объяснить, основываясь на знаниях о составе и свойствах воды, поваренной соли, соды, перманганата калия, нашатырного спирта, в каких случаях и для чего можно применять эти вещества;
• применять бытовые химикаты по их назначению;
• правильно использовать товары парфюмерии и косметики с учетом своих индивидуальных особенностей;
• правильно готовить и хранить пищевые продукты, консервы;
• правильно применять лекарственные препараты и уметь их приготовить из природных компонентов (лекарственных растений).
Оцениванию подлежит:
• знание основных понятий темы;
• умение адекватно их применять;
• применение технических навыков;
• активное участие в работе.
3. Содержание тем учебного курса
Т е м а 1. Техника безопасности при обращении с бытовыми химикатами (2 ч.)
Цель. Активизировать знания учащихся по правилам техники безопасности при обращении с бытовыми химическими веществами.
Содержание. Отравление бытовыми химикатами. Оказание первой медицинской помощи при отравлении и ожогах: нашатырным спиртом, уксусной кислотой, ртутью, перманганатом калия, синтетическими моющими средствами, инсектицидами,
растворителями и лакокрасочными материалами, отбеливающими, чистящими и дезинфицирующими средствами, бытовым газом.
Т е м а 2. Вода (3 ч.)
Цель. Изучить физико-химические свойства воды, сформировать понятие о лечебных свойствах минеральных вод.
Содержание. Характеристика природных вод по составу и свойствам. Минеральные воды, их месторождения, лечебные свойства.
(Основные понятия: разновидности природной воды, классификация минеральных вод.)
Т е м а 3. Соли (5 ч.)
Цель. Конкретизировать знания учащихся о солях, применяющихся в быту, их свойствах и практическом применении.
Содержание. Поваренная соль, ее свойства, значение для жизни. Хлорид натрия как химическое сырье и консервант. Сода, ляпис (нитрат серебра), марганцовка (перманганат калия), нашатырный спирт: свойства, применение.
Практическая работа: выращивание кристаллов, опыты с поваренной солью, марганцовкой, содой.
(Основные понятия: поваренная соль, сода, ляпис, перманганат калия, нашатырь.)
Т е м а 4. Моющие средства (4 ч.)
Цель. Сформировать понятие о синтетических и натуральных моющих средствах, умение распознавать маркировку на одежде.
Содержание. Моющие синтетические и натуральные средства. Вещества для подкрахмаливания, подсинивания, отбеливания, стирки белья. Условные обозначения на этикетках одежды. Синтетические моющие средства (СМС) и охрана природы.
Практическая работа: приготовление мыла в лабораторных условиях.
(Основные понятия: синтетические и натуральные моющие средства, отбеливающие средства, маркировка на этикетках.)
Т е м а 5. Парфюмерия и косметика (5 ч.)
Цель. Конкретизировать знания учащихся о парфюмерных и косметических средствах, а также средствах личной гигиены.
Содержание. Виды парфюмерных и косметических товаров (духи, лосьоны, дезодоранты, кремы, лаки, пудры, шампуни, зубные пасты), их состав и назначение.
Практическая работа: изучение влияния фторсодержащих зубных паст на прочность зубной эмали.
(Основные понятия: парфюмерия, косметика, духи, лосьон, крем, шампунь, зубная паста, зубной порошок, дезодорант.)
Т е м а 6. Химический состав пищи (6 ч.)
Цель. Расширить знания учащихся о правильном питании, составе пищи, ее приготовлении и хранении.
Содержание. Проблемы питания в современном мире. Хранение продуктов. Химизм процесса варки пищи. Химический состав основных продуктов питания: хлеба, молока, мяса, рыбы, консервов, сахара, овощей, фруктов и т.д.
Пищевые красители в домашних условиях. Витамины.
Практическая работа: опыты по изучению состава пищевых продуктов.
(Основные понятия: питательные вещества, состав пищи, правила хранения продуктов, витамины.).
Т е м а 7. Лекарства (3 ч.)
Цель. Сформировать понятие о природных и синтетических лекарственных препаратах, о вреде самолечения.
Содержание. Лекарственные препараты природные и синтетические. Химический состав наиболее часто используемых лекарств. Правила применения лекарственных препаратов. Лекарства на грядках, в лесу и на лугу.
Подведение итогов (7 ч.)
Содержание: подготовка и защита проектов.
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Оборудование и реактивы |
Т е м а 1. Техника безопасности при обращении с бытовыми химикатами (2 ч.) | |||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием в кабинете химии. | Набор лабораторнго оборудования, химические реактивы, цифровая лаборатория «Архимед», электронные весы, магнитная мешалка | |
2 | Отравление бытовыми химикатами и первая медицинская помощь. | https://www.youtube.com/watch?v=61bj75oXQ9Y | |
Т е м а 2. Вода (3 ч.) | |||
3 | Вода. Физико-химические свойства воды. | « ЦЛ «Архимед» «Влияние примесей на температуру замерзания» | |
4 | Очистка воды. | Прибор для фильтрования, установка для очистки воды (макет) | |
5 | Лечебные свойства минеральной воды. | Таблицы, « ЦЛ «Архимед» «Определение рН минеральной воды разных марок» | |
Т е м а 3. Соли (5 ч.) | |||
6 | Поваренная соль, ее свойства. | Поваренная соль, лабораторное оборудование, « ЦЛ «Архимед» «определение теплопроводности раствора соли» | |
7 | Консервирующие свойства поваренной соли. | ||
8 | Хлорид натрия как сырье для химической промышленности. | Видео https://www.youtube.com/watch?v=EBi7ck-jsEIhttps://www.youtube.com/watch?v=EBi7ck-jsEI | |
9 | Многообразие солей и их значение в жихни человека. | Презентация https://infourok.ru/proekt-povarennaya-sol-mineral-neobichaynoy-vazhnosti-1113579.html | |
10 | Кристаллы из соли. | Поваренная соль и лабораторное оборудование для выращивание кристаллов из поваренной соли. | |
Т е м а 4. Моющие средства (3 ч.) | |||
11 | Понятие о моющих средствах. Синтетические и натуральные моющие средства. | Коллекция СМС, лабораторное оборудование | |
12 | Свойства стирального порошка. | « ЦЛ «Архимед» «Определение рН раствора стирального порошка» | |
13 | Синтетические моющие средства и охрана природы. | ||
14 | |||
Т е м а 5. Парфюмерия и косметика (5 ч.) | |||
15 | Виды парфюмерных и косметических средств. | Коллекция парфюмерных и косметических средств | |
16 | Душистые свойства парфюмерных и косметических средств. | « ЦЛ «Архимед» «Определение рН раствора духов» | |
17 | Что надо знать о губной помаде. | ||
18 | Шампуни, гели, кремы. | « ЦЛ «Архимед» «Определение рН раствора шампуня» | |
19 | Дезодоранты. Польза или вред. | « ЦЛ «Архимед» «Определение рН раствора дезодоранта» | |
Т е м а 6. Химический состав пищи (6 ч.) | |||
20 | Проблемы питания в современном мире. | ||
21 | Химический состав продуктов. Понятие о жирах, белках, углеводах. | « ЦЛ «Архимед» Измерение калорийности продуктов» «Определение кислотности хлеба» | |
22 | Способы хранения продуктов. | ||
23 | Пищевые добавки. Консерванты. | Презентация «Пищевые добавки» | |
24 | Технология безопасного приготовления пищи в домашних условиях. | « ЦЛ «Архимед» «Определение кислотности молока» | |
25 | Продукты из нефти. | ||
Т е м а. Лекарства (3 ч.) | |||
26 | Понятие о лекарственных препаратах. Правила обращения с лекарствами. | Презентация «Лекарственные вещества» | |
27 | Витамины. Значение. Правила применения. | youtube.com›watch?v=8fjTJQFi_8k | |
28 | Лекарства на грядке. | Видео http://www.fassen.net/show | |
Подведение итогов. Правила оформления проектных работ. Обработка данных. (7 ч. ) | |||
29 | Инструкция по оформлению проектной работы. | Презентация | |
30 | Правила сбора и обработки данных с ЦЛ. | « ЦЛ «Архимед», интерактивная доска | |
31 | Самостоятельная работа по обработке полученных данных. | ||
32 | Самостоятельная работа работа по оформлению проектных работ | ||
Защита проектов | |||
33 | |||
34 | |||
35 |
5. Учебно - методическое и материально-техническое ообеспечение
Л и т е р а т у р а д л я у ч и т е л я
Кукушкин Ю.Н. | М.: Высшая школа | 1992 | Опыты без взрывов |
Гроссе Э., Вайсмантель | Л.: Химия, Ленингр. отд-ние. | 1978 | Химия для любознательных |
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов | |||
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов | |||
Использование ЦЛ на уроках химии | http://volkova12.ucoz.ru/INFORMATIZ/Master_proekt/Sborniki/inf_sreda_13.pdf |
Технические средства обучения:
- Цифровая лаборатория «Архимед», планшет «NOVA-5000» с набором датчиков
- Компьютер
- Принтер
- Интерактивная доска Promethean ActivBoard
- Фотоаппарат
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...