Конспект урока химии в 9 классе "Жизнь с приставкой НАНО"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Терещенко Людмила Николаевна

Урок построен с использованием технологии развития критического мышления, в соответствии с ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nanokonstrukt.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Терещенко Людмила Николаевна

МКОУ СОШ №9 п. Уралец

Конструкт урока

1. Тема урока: Жизнь с приставкой НАНО

2. 9 класс

3. УМК: Химия 9 класс О.С.Габриелян

4. Оборудование: компьютер, проектор,  экран,  раздаточный материал: информационные листы (1,2,3,4,), буклеты, рабочие листы урока.

     

Цель: Показать значение развития науки на примере достижений в области нанотехнологий

Предполагаемые результаты урока

 Личностные

  • Умение делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей, которые формируются в современной науке

Метапредметные

  •  Умение самостоятельно ставить цели и планировать пути их достижения.  
  • Развитие умений самостоятельной работы с информацией любой сложности в разных знаковых системах.
  • Организовывать учебное сотрудничество.

Предметные

 Базовый уровень:

Знать определение понятий: нанотехнология, наночастица, нанодиапазон. Уметь приводить примеры применения достижений нанотехнологии

Повышенный уровень:

Уметь определять вред и пользу от использования великих открытий человечества

Высокий уровень:

Уметь оценивать ответственность личности перед человечеством за использование открытий современной науки

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

Продукт деятельности ученика

Стадия вызова

Главный вопрос урока представляется  в ходе рассмотрения эпиграфа:                          В фантастических романах главное это было радио.

 При нем ожидалось счастье человечества.

 Вот радио есть, а счастья нет.

(Из записных книжек И.Ильфа)

Согласны ли вы с этим высказыванием?

   Организует мозговой штурм.  

Объединяются в группы.

Слушают.

Обсуждают вопрос в группах.  Заполняют таблицу в рабочих листах.

Л. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Р.  выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению учебной задачи

К. определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Задание№1 в рабочем листе (таблица)

Стадия осмысления содержания. Первоначальное получение знаний

Подводит детей к основным понятиям  урока: нанотехнология, методы нанотехнологии, наноустройства, основные черты отличия нанотехнологии от традиционных технологий.

Выполняют задание №2 в рабочем листе

Л.  Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;

П. Умение определять понятие, строить логические рассуждения и делать выводы.

Задание №2 в рабочем листе

Критический анализ информации.

Выделение проблемного поля цитатой писателя фантаста Александра Лазоревича: «Нанотехнологии, возможно в еще большей мере, чем ядерная энергия, таят в себе двоякий потенциал добра и зла. Они могут принести на Землю неисчислимые беды, но они же могут открыть перед нами двери в прекрасный новый мир.»

Организует обмен информацией  1 группа(1+3) Что необходимо сделать для предупреждения негативных последствий нанотехнологий?  

  2 группа(2+4) Какие проблемы помогут решить человечеству нанотехнологии?

Группы работают с разной информацией: две группы с примерами  позитивного влияния нанотехнологий.  Две другие группы работают с негативными примерами влияния нанотехнологий. Далее из четырех групп образуются две так, чтобы в каждой были дети носители позитивной и негативной информации о нанотехнологии. Составляют кластер.

Л. Развитие творческого самовыражения

Р. Оценка как осознание качества и уровня усвоения;

К.Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; оценка словарного запаса учащихся по теме;

П.Структурировать знания, выделять существенную информацию; Выстраивание поиска решения задания.

кластер

Рефлексия

  «Почему человечество с развитием техники, получив власть над природой, не стало счастливее и радостнее? Почему наше истинное «Я» не чувствует себя в результате всех триумфов цивилизации, богаче, легче, свободней.»     Зигмунд Фрейд

                

Высказывание суждений о понимании этой цитаты.

П. Выделять существенную информацию

Р. Способность к преодолению препятствий; предвосхищение результата и уровня усвоения.

Эссе

Кроссенс

Синквейн

(на выбор)

Стадия вызова:

    Главный вопрос урока представляется  в ходе рассмотрения эпиграфа:                          В фантастических романах главное это было радио.

 При нем ожидалось счастье человечества.

 Вот радио есть, а счастья нет.

(Из записных книжек И.Ильфа)

Эпиграф к уроку на слайде или доске

Главный вопрос урока:

Согласны ли вы с этим утверждением?

Рай на земле в большинстве своем ассоциируется с техническим прогрессом.

По мнению, писателя- фантаста С. Платонова, автора книги «После Коммунизма»,,  следует ожидать построение особой техносферы -  искусственного аналога живой природы, окружающая среда специально созданная под нужды человека: «На высшей фазе коммунизма происходит преобразование производственно-технологического комплекса в самовоспроизводящуюся, искусственную природу, пользование плодами которой отныне осуществляется в индивидуальной форме, никак не опосредуемой обществом».

Действительно ли счастье человечества можно ассоциировать с техническим прогрессом? Огромное количество примеров как великое открытие для человечества обратилось огромной бедой.

Предлагается обсудить в группах и привести примеры положительных и отрицательных сторон великих открытий человечества 19- 20 веков, в ходе заполнения таблицы  

Предлагается заслушать суждения групп

Мозговой штурм:

   Предлагается обсудить в группах и привести примеры положительных и отрицательных сторон великих открытий человечества 19- 20 веков.

Стадия осмысления содержания. Первоначальное усвоение  знаний.

В настоящее время весь научный мир будоражит одно открытие, с которым реально связывают переход человеческого общества на более высокий уровень развития.

Это открытие  предлагается назвать самим после выполнения следующего задания

 

Попытайтесь определить, какая приставка пропущена в логическом ряду?

…частицы, …порошки (объекты, у которых три характеристических размера находятся в диапазоне до 100 нм)

…трубки, …волокна (объекты, у которых два характеристических размера находятся в диапазоне до 100 нм)

…плёнки (объекты, у которых один характеристический размер находится в диапазоне до 100 нм).

Возможно, вам поможет информационная игра: «Интересно, что»

1.

2. Медицина в ближайшее время совсем откажется от инъекций и операций. Человек приобретет супериммунитет.

3. Примерно к 2050 году сбудется мечта человечества - наступит технологический рай – все будут производить роботы – человек перейдет в ранг потребителя наступит эра  свободного человека-творца.

Это приставка НАНО

Что означает приставка НАНО?

Эта приставка давно известна математикам,  химикам  и физикам – девять, а 1  нанометр – это 10-9 метра. Давайте попробуем представить эту величину, сравнивая размеры, в которых мы привыкли измерять окружающий нас мир  с размерами  микромира.

Не правда ли, впечатляет!!!

В официальных источниках дается несколько определений нанотехнологиям и, как  часто это бывает, они весьма путаны и не совсем понятны.

Нанотехнология - отрасль молекулярной технологии, ориентированная на получение устройств, роботов, веществ с наперед заданной молекулярной структурой, производя их атом за атомом («снизу вверх»). Нанотехнология подразумевает сознательное манипулирование атомами и молекулами, когда каждая из них занимает в конечной структуре то место, которое ей определено человеком

Нанотехнология это комплекс методов работы с объектами размером менее 100 нанометров

Нанотехнология технология объектов, размеры которых порядка 10-9 м (атомы, молекулы). Это ничтожно малая величина, в сотни раз меньшая длины волны видимого света и сопоставимая с размерами атомов.

Какие главные слова, по вашему мнению, можно выделить в определениях?

Подведение итогов: нанотехнология это сознательная манипуляция атомами или молекулами.

Промежуточный итог урока:

Знаем что такое НАНО

Основные черты нанотехнологии определение, устройства

Критический анализ информации. Второе слушание темы.

   Выделение проблемного поля цитатой писателя фантаста Александра Лазоревича: «Нанотехнологии, возможно в еще большей мере, чем ядерная энергия, таят в себе двоякий потенциал добра и зла. Они могут принести на Землю неисчислимые беды, но они же могут открыть перед нами двери в прекрасный новый мир.»

Предлагается группам в ходе работы над текстами информационных листов обсудить вопрос: Что несут нанотехнологии человечеству?

Интрига этой части урока заключается в том, что все четыре группы работают с разной информацией: две группы с примерами  позитивного влияния нанотехнологий.  Две другие группы работают с негативными примерами влияния нанотехнологий. После некоторого времени, из четырех групп образуются две так, чтобы в каждой были дети носители позитивной и негативной информации о нанотехнологии. Ребятам предлагается обменяться информацией и совместно ответить на один из вопросов в рабочих листах:

  1 группа(1+3) Что необходимо сделать для предупреждения негативных последствий нанотехнологий.  

  2 группа(2+4) Какие проблемы помогут решить человечеству нанотехнологии.

В конце урока происходит заслушивание каждой группы, обсуждение и дополнение.

Рефлексия:

 Учитель подводит итог словами «Почему человечество с развитием техники, получив власть над природой, не стало счастливее и радостнее? Почему наше истинное «Я» не чувствует себя в результате всех триумфов цивилизации, богаче, легче, свободней?»                                                 Зигмунд Фрейд

Высказывание суждений о понимании этой цитаты.  

Итог урока:

"Наука и техника в своем развитии несут не только блага, но и угрозы для человека и человечества. Это стало сегодня реальностью и требует новых конструктивных подходов в исследовании будущего и его альтернатив. Предотвращение нежелательных результатов и отрицательных последствий научно-технической революции стало настоятельной потребностью для человечества в целом. Оно предполагает своевременное и опережающее предвидение этих опасностей в сочетании со способностью общества противодействовать им, опираясь на экологические, социальные и политические императивы, встроенные в научно-технический прогресс. Именно это во многом предопределит, какие альтернативы в конечном счете возобладают в предстоящем человеку будущем: 
- неспособность предвидеть и предотвращать отрицательные последствия научно-технической революции угрожает ввергнуть человечество в термоядерную, экологическую или социальную катастрофу; 
- злоупотребление достижениями научно-технического прогресса даже в условиях определенного контроля над их использованием может привести к созданию тоталитарного технократического строя, в котором подавляющее большинство населения может на длительный исторический срок оказаться под властью привилегированной господствующей олигархии; 
- пресечение этих злоупотреблений, гуманистическое использование достижений научно-технической революции в интересах всего общества и всестороннего развития личности сопровождается ускорением прогресса общества. 
От моральной ответственности ученых, от политической сознательности самых широких масс, от социального выбора народов зависит, в русле какой из этих альтернатив научно-техническая революция будет формировать будущее человечества в начавшемся столетии. В исторической перспективе научно-техническая революция является могущественным средством социального освобождения и духовного обогащения человека"

             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии "Углерод и его соединения" 9 кл

Конспект урока химии для 9 класса по программе О.С.Габиеляна, направлен на  самостоятельную работу учащихся на уроке. Имеется приложение - презентация....

Конспект урока химии по технологии «Активные методы обучения» Тема урока: Алюминий и его соединения.

Тема урока: Алюминий и его соединения.Автор учебника: учебник «Химия, 9», О.С. Габриелян, М., Дрофа 2013 г.Тип урока: Урок является комбинированным.  Поэтому его цель такова: повторение и проверк...

Конспект урока химии в 11 классе на тему: « Химия в жизни человека».

Конспект урока в 11 классе на туму: "Химия в жизни человека"....

Урок на УГ.Конспект урока химии в 8-м классе по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»

Тип урока: усвоения новых знаний.Форма урока: урок-исследование с элементами проблемного обучения.Методы и методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная ...

Конспект урока химии. Тема урока Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.

Тема урока: Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.Класс: 8 Тип урока: комбинированный, изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний умений и навыков,.Метод: про...

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.

Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления...

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать усл...