Конспект урока химии в 9 классе "Жизнь с приставкой НАНО"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Урок построен с использованием технологии развития критического мышления, в соответствии с ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nanokonstrukt.docx | 27.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Терещенко Людмила Николаевна
МКОУ СОШ №9 п. Уралец
Конструкт урока
1. Тема урока: Жизнь с приставкой НАНО
2. 9 класс
3. УМК: Химия 9 класс О.С.Габриелян
4. Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал: информационные листы (1,2,3,4,), буклеты, рабочие листы урока.
Цель: Показать значение развития науки на примере достижений в области нанотехнологий
Предполагаемые результаты урока
Личностные
- Умение делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей, которые формируются в современной науке
Метапредметные
- Умение самостоятельно ставить цели и планировать пути их достижения.
- Развитие умений самостоятельной работы с информацией любой сложности в разных знаковых системах.
- Организовывать учебное сотрудничество.
Предметные
Базовый уровень:
Знать определение понятий: нанотехнология, наночастица, нанодиапазон. Уметь приводить примеры применения достижений нанотехнологии
Повышенный уровень:
Уметь определять вред и пользу от использования великих открытий человечества
Высокий уровень:
Уметь оценивать ответственность личности перед человечеством за использование открытий современной науки
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия | Продукт деятельности ученика |
Стадия вызова | Главный вопрос урока представляется в ходе рассмотрения эпиграфа: В фантастических романах главное это было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет. (Из записных книжек И.Ильфа) Согласны ли вы с этим высказыванием? Организует мозговой штурм. | Объединяются в группы. Слушают. Обсуждают вопрос в группах. Заполняют таблицу в рабочих листах. | Л. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Р. выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению учебной задачи К. определение цели, функций участников, способов взаимодействия | Задание№1 в рабочем листе (таблица) |
Стадия осмысления содержания. Первоначальное получение знаний | Подводит детей к основным понятиям урока: нанотехнология, методы нанотехнологии, наноустройства, основные черты отличия нанотехнологии от традиционных технологий. | Выполняют задание №2 в рабочем листе | Л. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях; П. Умение определять понятие, строить логические рассуждения и делать выводы. | Задание №2 в рабочем листе |
Критический анализ информации. | Выделение проблемного поля цитатой писателя фантаста Александра Лазоревича: «Нанотехнологии, возможно в еще большей мере, чем ядерная энергия, таят в себе двоякий потенциал добра и зла. Они могут принести на Землю неисчислимые беды, но они же могут открыть перед нами двери в прекрасный новый мир.» Организует обмен информацией 1 группа(1+3) Что необходимо сделать для предупреждения негативных последствий нанотехнологий? 2 группа(2+4) Какие проблемы помогут решить человечеству нанотехнологии? | Группы работают с разной информацией: две группы с примерами позитивного влияния нанотехнологий. Две другие группы работают с негативными примерами влияния нанотехнологий. Далее из четырех групп образуются две так, чтобы в каждой были дети носители позитивной и негативной информации о нанотехнологии. Составляют кластер. | Л. Развитие творческого самовыражения Р. Оценка как осознание качества и уровня усвоения; К.Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; оценка словарного запаса учащихся по теме; П.Структурировать знания, выделять существенную информацию; Выстраивание поиска решения задания. | кластер |
Рефлексия | «Почему человечество с развитием техники, получив власть над природой, не стало счастливее и радостнее? Почему наше истинное «Я» не чувствует себя в результате всех триумфов цивилизации, богаче, легче, свободней.» Зигмунд Фрейд
| Высказывание суждений о понимании этой цитаты. | П. Выделять существенную информацию Р. Способность к преодолению препятствий; предвосхищение результата и уровня усвоения. | Эссе Кроссенс Синквейн (на выбор) |
Стадия вызова:
Главный вопрос урока представляется в ходе рассмотрения эпиграфа: В фантастических романах главное это было радио.
При нем ожидалось счастье человечества.
Вот радио есть, а счастья нет.
(Из записных книжек И.Ильфа)
Эпиграф к уроку на слайде или доске
Главный вопрос урока:
Согласны ли вы с этим утверждением?
Рай на земле в большинстве своем ассоциируется с техническим прогрессом.
По мнению, писателя- фантаста С. Платонова, автора книги «После Коммунизма»,, следует ожидать построение особой техносферы - искусственного аналога живой природы, окружающая среда специально созданная под нужды человека: «На высшей фазе коммунизма происходит преобразование производственно-технологического комплекса в самовоспроизводящуюся, искусственную природу, пользование плодами которой отныне осуществляется в индивидуальной форме, никак не опосредуемой обществом».
Действительно ли счастье человечества можно ассоциировать с техническим прогрессом? Огромное количество примеров как великое открытие для человечества обратилось огромной бедой.
Предлагается обсудить в группах и привести примеры положительных и отрицательных сторон великих открытий человечества 19- 20 веков, в ходе заполнения таблицы
Предлагается заслушать суждения групп
Мозговой штурм:
Предлагается обсудить в группах и привести примеры положительных и отрицательных сторон великих открытий человечества 19- 20 веков.
Стадия осмысления содержания. Первоначальное усвоение знаний.
В настоящее время весь научный мир будоражит одно открытие, с которым реально связывают переход человеческого общества на более высокий уровень развития.
Это открытие предлагается назвать самим после выполнения следующего задания
Попытайтесь определить, какая приставка пропущена в логическом ряду?
…частицы, …порошки (объекты, у которых три характеристических размера находятся в диапазоне до 100 нм)
…трубки, …волокна (объекты, у которых два характеристических размера находятся в диапазоне до 100 нм)
…плёнки (объекты, у которых один характеристический размер находится в диапазоне до 100 нм).
Возможно, вам поможет информационная игра: «Интересно, что»
1.
2. Медицина в ближайшее время совсем откажется от инъекций и операций. Человек приобретет супериммунитет.
3. Примерно к 2050 году сбудется мечта человечества - наступит технологический рай – все будут производить роботы – человек перейдет в ранг потребителя наступит эра свободного человека-творца.
Это приставка НАНО
Что означает приставка НАНО?
Эта приставка давно известна математикам, химикам и физикам – девять, а 1 нанометр – это 10-9 метра. Давайте попробуем представить эту величину, сравнивая размеры, в которых мы привыкли измерять окружающий нас мир с размерами микромира.
Не правда ли, впечатляет!!!
В официальных источниках дается несколько определений нанотехнологиям и, как часто это бывает, они весьма путаны и не совсем понятны.
Нанотехнология - отрасль молекулярной технологии, ориентированная на получение устройств, роботов, веществ с наперед заданной молекулярной структурой, производя их атом за атомом («снизу вверх»). Нанотехнология подразумевает сознательное манипулирование атомами и молекулами, когда каждая из них занимает в конечной структуре то место, которое ей определено человеком
Нанотехнология это комплекс методов работы с объектами размером менее 100 нанометров
Нанотехнология технология объектов, размеры которых порядка 10-9 м (атомы, молекулы). Это ничтожно малая величина, в сотни раз меньшая длины волны видимого света и сопоставимая с размерами атомов.
Какие главные слова, по вашему мнению, можно выделить в определениях?
Подведение итогов: нанотехнология это сознательная манипуляция атомами или молекулами.
Промежуточный итог урока:
Знаем что такое НАНО
Основные черты нанотехнологии определение, устройства
Критический анализ информации. Второе слушание темы.
Выделение проблемного поля цитатой писателя фантаста Александра Лазоревича: «Нанотехнологии, возможно в еще большей мере, чем ядерная энергия, таят в себе двоякий потенциал добра и зла. Они могут принести на Землю неисчислимые беды, но они же могут открыть перед нами двери в прекрасный новый мир.»
Предлагается группам в ходе работы над текстами информационных листов обсудить вопрос: Что несут нанотехнологии человечеству?
Интрига этой части урока заключается в том, что все четыре группы работают с разной информацией: две группы с примерами позитивного влияния нанотехнологий. Две другие группы работают с негативными примерами влияния нанотехнологий. После некоторого времени, из четырех групп образуются две так, чтобы в каждой были дети носители позитивной и негативной информации о нанотехнологии. Ребятам предлагается обменяться информацией и совместно ответить на один из вопросов в рабочих листах:
1 группа(1+3) Что необходимо сделать для предупреждения негативных последствий нанотехнологий.
2 группа(2+4) Какие проблемы помогут решить человечеству нанотехнологии.
В конце урока происходит заслушивание каждой группы, обсуждение и дополнение.
Рефлексия:
Учитель подводит итог словами «Почему человечество с развитием техники, получив власть над природой, не стало счастливее и радостнее? Почему наше истинное «Я» не чувствует себя в результате всех триумфов цивилизации, богаче, легче, свободней?» Зигмунд Фрейд
Высказывание суждений о понимании этой цитаты.
Итог урока:
"Наука и техника в своем развитии несут не только блага, но и угрозы для человека и человечества. Это стало сегодня реальностью и требует новых конструктивных подходов в исследовании будущего и его альтернатив. Предотвращение нежелательных результатов и отрицательных последствий научно-технической революции стало настоятельной потребностью для человечества в целом. Оно предполагает своевременное и опережающее предвидение этих опасностей в сочетании со способностью общества противодействовать им, опираясь на экологические, социальные и политические императивы, встроенные в научно-технический прогресс. Именно это во многом предопределит, какие альтернативы в конечном счете возобладают в предстоящем человеку будущем:
- неспособность предвидеть и предотвращать отрицательные последствия научно-технической революции угрожает ввергнуть человечество в термоядерную, экологическую или социальную катастрофу;
- злоупотребление достижениями научно-технического прогресса даже в условиях определенного контроля над их использованием может привести к созданию тоталитарного технократического строя, в котором подавляющее большинство населения может на длительный исторический срок оказаться под властью привилегированной господствующей олигархии;
- пресечение этих злоупотреблений, гуманистическое использование достижений научно-технической революции в интересах всего общества и всестороннего развития личности сопровождается ускорением прогресса общества.
От моральной ответственности ученых, от политической сознательности самых широких масс, от социального выбора народов зависит, в русле какой из этих альтернатив научно-техническая революция будет формировать будущее человечества в начавшемся столетии. В исторической перспективе научно-техническая революция является могущественным средством социального освобождения и духовного обогащения человека"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока химии "Углерод и его соединения" 9 кл
Конспект урока химии для 9 класса по программе О.С.Габиеляна, направлен на самостоятельную работу учащихся на уроке. Имеется приложение - презентация....
Конспект урока химии по технологии «Активные методы обучения» Тема урока: Алюминий и его соединения.
Тема урока: Алюминий и его соединения.Автор учебника: учебник «Химия, 9», О.С. Габриелян, М., Дрофа 2013 г.Тип урока: Урок является комбинированным. Поэтому его цель такова: повторение и проверк...
Конспект урока химии в 11 классе на тему: « Химия в жизни человека».
Конспект урока в 11 классе на туму: "Химия в жизни человека"....
Урок на УГ.Конспект урока химии в 8-м классе по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»
Тип урока: усвоения новых знаний.Форма урока: урок-исследование с элементами проблемного обучения.Методы и методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная ...
Конспект урока химии. Тема урока Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.
Тема урока: Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.Класс: 8 Тип урока: комбинированный, изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний умений и навыков,.Метод: про...
Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.
Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления...
Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.
Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать усл...