методическая разработка урока "Гидролиз солей"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Изучение гидролиза солей с выполнением заданий, обобщающего характера - практических, устных, письменных с использованием ЭОР, проведением эксперимента. Кроме того, приемы и методы работы с тестами, таблицами, проведением экспериментов является важным составляющим учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_v_9_klasse_gidroliz_soley.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Гидролиз солей.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: проблемно-исследовательский
Цель урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать понятие о гидролизе солей, научить составлять уравнения реакций гидролиза различных солей. Углубить знания учащихся об обратимых химических реакциях. Закрепить практические навыки определения среды раствора. Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека. закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочными материалами.
Развивающие: развивать у учащихся умения на основе наблюдений делать теоретические выводы и, наоборот, на основе теоретических знаний предсказывать результаты протекающих явлений, реакций.
Воспитательные: формировать естественно-научное мировоззрение; информационную культуру. содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности Воспитывать у учащихся аккуратность, уважение к окружающим, Развивать интерес к предмету и процессу познания.
Оборудование и реактивы:
- Компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Гидролиз солей», таблицы: «Типы солей», «рH-среда», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», тесты «Реакции ионного обмена» и «Гидролиз солей», раздаточный материал ( таблица для оформления результатов опытов, алгоритм написания уравнений реакций гидролиза).
- Лабораторное оборудование: универсальный индикатор или раствор лакмуса, набор растворов солей, кислот, щелочей.
План урока.
Ход урока | Методы |
I. Организация начала урока. | |
II. Вводная часть. Сообщение темы, целей и задач урока. | |
III. Повторение основных важнейших опорных знаний. | Фронтальный опрос; работа у доски и в тетрадях. |
IV. Актуализация знаний. Постановка проблемной задачи. | Беседа; |
V. Объяснение нового материала. | Рассказ учителя; работа с таблицами; беседа. видео |
VI. Обучение употреблению изученного материала в упражнениях. | Совместная работа с тестами. |
VII. Обобщение и закрепление темы. | Индивидуальные карточки -задания. |
VIII. Домашнее задание. | |
IX. Организационное окончание урока. |
План – конспект урока.
Повторение основных важнейших опорных знаний.
(фронтальный опрос)
- Электролиты; Сильные и слабые электролиты (определение, представители классов неорганических соединений).
- Определение солей в свете теории электролитической диссоциации.
- Классификация солей.
- Составление уравнений диссоциации солей (хлорида натрия, гидроксохлорида кальция, гидросульфата натрия).
- Реакции ионного обмена, условия их протекания.
- Водородный показатель (рН).
Актуализация знаний. Постановка проблемной задачи.
Вопрос: Какая среда в водных растворах кислот?
Ответ: кислотная, так как присутствуют ионы Н+.
Вопрос: Какая среда в водных растворах щелочей?
Ответ: щелочная, так как присутствуют гидроксид – ионы ОН-.
Вопрос: Какая среда в воде?
Ответ: нейтральная, так как вода незначительно, но диссоциирует на ионы Н+ и ОН-. Концентрация этих ионов в воде одинакова.
Вопрос: Как экспериментально определить характер среды?
Ответ: индикаторами.
Демонстрационный опыт.
- К раствору кислоты добавляем несколько капель индикатора лакмуса. Наблюдаем изменение окраски индикатора.
- К растворам щелочи добавляем несколько капель фенолфталеина, лакмуса. Наблюдаем изменение окраски индикатора.
Видео — Эксперимент" Гидролиз солей"
Индикатор | Окраска в кислотах | Окраска в щелочах |
Лакмус (фиолетовый) | Красная | Синяя |
Фенолфталеин (бесцветный) | Бесцветная | Малиновая |
Метилоранж (оранжевый) | Розовая | Желтая |
Вопрос: Какая среда в водных растворах солей? Давайте экспериментально проверим характер среды в растворах выданных вам солей. Результаты опытов запишем в таблицу. Опыты..
Формула и название исследуемой соли | Изменение цвета индикатора | Среда раствора соли | |
лакмуса | фенолфталеина | ||
KCl | Не изменяется | Не изменяется | Нейтральная |
ZnCl2 | розовый | Не изменяется | кислотная |
K2CO3 | синий | малиновый | щелочная |
Почему в растворах солей может быть самая разная среда: кислая, щелочная, нейтральная?
- Толкование термина «гидролиз». В растворах многих солей иду процессы гидролиза. Что это такое? Проведем анализ этого термина с точки зрения языка. Слово «гидролиз» происходит от греч. «hydor”- вода,и «lysis» - разложение, распад.
Научное понятие «гидролиз солей».
Гидролиз солей — это реакция ионного обмена между ионами соли и молекулами воды.
Почему же результат получился исследования получился разный?
Почему соли неоднотипно, как кислоты или щелочи, действуют на индикаторы?
Чем отличались соли, взятые для исследования, от кислот и щелочей?
Вопросы подводят к обобщающему заключению:
в растворах солей нет общих для всех солей ионов (по сравнению с растворами кислот и растворами щелочей). Химические свойства соли определяются свойствами ее катиона и аниона, которые имеются в ее водном растворе.
Каковы типы гидролиза?
Кислота
| Основания: Сильный электролит: NaOH KOH LiOH Ba(OH)2 Ca(OH)2 | Основания: Слабый электролит: NH4OH Zn(OH)2 Al(OH)3 Pb(OH)2 |
Сильная:HСl H2SO4 HNO3 HI HClO4 HMnO4 | I. NaCl K2SO4 KI BaCl2 Ca(NO3)2 гидролиз не идет Среда нейтральная [Н+] = [ОН-] Цвет индикатора не изменяется | III. ALCl3 Pb(NO3)2 ZnCL2 NH4Cl Гидролиз по катиону Среда кислая Красная окраска лакмуса [Н+] > [ОН-] |
Слабая: HF H3PO4 H2SiO3 H2CO3 CH3COOH H2S | II. NaF K3PO4 Na2SiO3 K2S K2CO3 Гидролиз по аниону [Н+] < [ОН-] Среда щелочная Малиновая окраска фенолфталеина | IV. CH3COONH4 (NH4)2CO3 (CH3COO)3Al.. Гидролиз по катиону и аниону Среда может быть различной. Окраска индикатора в соответствии с характером среды |
Правила гидролиза.
- Гидролиз — обратимый процесс.
- Гидролиз — частный случай реакции ионного омена.
- Гидролиз солей всегда протекает по катиону и аниону слабого электролита, т.е. всегда происходит в тех случаях, когда ионы, образующиеся в результате электролитической диссоциации, способны образовывать с водой слабые (малодиссоциируемые) электролиты. Сильные же электролиты существуют в растворах только в виде ионов.
- В большинстве случаев гидролиз протекает по 1-ой ступени, т.е. с участием только 1 молекулы воды на 1 ион соли.
Составление схем гидролиза:
1. Соль образована сильным основанием и сильной кислотой; гидролиз в растворе этой соли не идет, т. к. связывания ионов не происходит. Индикаторы окраску не меняют (KBr, NaCl, NaNO3).
2. Соль образовани сильным основанием и слабой кислотой; гидролиз идет по аниону
(КСlO, K2SiO3, Na2CO3,CH3COONa), в результате чего образуется слабый электролит, гидроксид-ион ОН- и другие ионы.
K2SiO3 + НОH <=>KHSiO3 + KОН
2K+ +SiO32- + Н+ + ОH-<=> НsiO3- + 2K+ + ОН- рН таких растворов > 7 (раствор приобретает щелочную реакцию).
Видео — Эксперимент" Гидролиз солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой"
3. Соль образована при нейтрализации слабого основания металла сильной кислотой, (FeCl2, NH4Cl, Al2(SO4)3,MgSO4) гидролизу подвергается катион:
FeCl2 + HOH <=>Fe(OH)Cl + HСl
Fe2+ + 2Cl- + H+ + OH- <=> FeOH+ + 2Cl- + Н+
В результате гидролиза образуется слабый электролит, ион H+ и другие ионы.
рН раствора < 7 (раствор приобретает кислую реакцию).
Видео — Эксперимент "Гидролиз солей, образованных слабым основанием и сильной кислотой"
4.Соль образована слабым основанием и слабой кислотой; гидролиз может идти и по катиону, и аниону: (СН3СООNН4, (NН4)2СО3,Al2S3), гидролизуется и по катиону, и по аниону. В результате образуются малодиссоциирующие основание и кислота. рН растворов таких солей зависит от относительной силы кислоты и основания. Мерой силы кислоты и основания является константа диссоциации соответствующего реактива.
Реакция среды этих растворов может быть нейтральной, слабокислой или слабощелочной:
Al2S3+ 6H2O =>2Al(OH)3↓+ 3H2S↑
Видео — Эксперимент" Гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой"
Закрепление:
Проводится тестирование через интернет (3 задания):
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a806e911-f330-1f06-2c50-d04ec2b2e82b/view/
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a806e911-f330-1f06-2c50-d04ec2b2e82b/view/
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f4e8b9a0-736a-d217-6b6f-7f06d4074a06/view/
или на интерактивную доску выводится задание по вариантам, часть учащихся работают по карточкам (приложение)
1 вариант
а) нитрата цинка
б) хлорида калия
в) карбонат железа (II)
г) сульфид натрия
2 вариант
а) силиката калия
б) нитрата бария
в) ацетат меди (II)
г) сульфат железа (II)
Определите тип гидролиза.
Рефлексия
1.Я считаю, что прошедший урок был..
2.На уроке мне понравилось…
3.Мне это пригодится…
4.После урока у меня осталось…настроение.
Подведение итогов урока
В конце урока учитель подводит итоги урока, оценивает и благодарит учащихся за активную и творческую работу, акцентирует внимание на главных моментах и выводах, сделанных по уроку.
Домашнее задание
1.Рудзитис Г.Е. Химия. 9 класс- М.:Просвещение , 2008.
§ 6, повторить §1-5 упр.8,9, стр.20.
2.Для учащихся даются творческие разноуровневые задания, которые можно оформить в виде сообщения, реферата, презентации, слайд-шоу, схем. Примерные темы заданий:
а) Применение гидролиза: в промышленности, в быту, в медицине, в сельском хозяйстве, в природе и других направлениях и сферах деятельности человека. б) Факторы, влияющие на степень гидролиза.
Используемая литература
1.Химия. 9 класс. Ф.Г.Фельдман, Г.Е.Рудзитис, М.:Просвещение, 2010
2. Габриелян О.С., Лысова Г.Ф. Химия 11. М.: Дрофа, 2002 - с. 368.
3. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 10. М.: Русское слово, 2009 - с. 424.
4. Савина Л.А. Я познаю мир серия "Химия" М.: "Астрель", 2010.
5.Общая и неорганическая химия. Угай Я.А.,М.: Высшая школа, 1997. - 527 с
http:him.Iseptember.ru Электронная газета "Химия" и сайт для учителей " Я иду на урок химии".
http://www/chemnek.ru Портал фундаментального химического образования.
http://www/hemi.nsu/ru Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов Электронный учебник по химии.
Электронный журнал "Химия и жизнь".
Приложение № 1
Выполнение тестового задания (карточки)
1вариант
1. Гидролиз солей – это:
А) обменная реакция соли с водой;
Б) растворение соли в воде;
В) диссоциация соли в воде.
2. Сущность гидролиза заключается:
А) в диссоциации молекул соли на ионы;
Б) в образовании слабодиссоциирующих веществ;
В) в образовании молекул сильных электролитов.
3. Раствор нитрата магния Mg(NO3)2 имеет
А) кислотную среду;
Б) щелочную среду;
В) нейтральную среду.
4. Используя памятку “Алгоритм составления уравнений гидролиза солей” и таблицу растворимости, напишите сокращенное ионное и молекулярное уравнение гидролиза сульфида калия K2S.
Выполнение тестового задания.
2вариант
1. Гидролиз солей – это:
А) растворение соли в воде;
Б) обменная реакция соли с водой;
В) диссоциация соли в воде.
2. Сущность гидролиза заключается:
А) в диссоциации молекул соли на ионы;
Б) в образовании молекул сильных электролитов;
В) в образовании слабодиссоциирующих веществ.
3. Раствор фосфата калия K3PO4 имеет
А) кислотную среду;
Б) щелочную среду;
В) нейтральную среду.
4. Используя памятку “Алгоритм составления уравнений гидролиза солей” и таблицу растворимости, напишите сокращенное ионное и молекулярное уравнение гидролиза сульфата магния MgSO4.
Второй вариант карточек:
№1.Запишите уравнения гидролиза солей и определите среду водных растворов (рН) и тип гидролиза:
Na2SiO3, K2S, АLCL3,
№2. Составьте уравнения гидролиза солей, определите тип гидролиза и среду раствора:
Сульфита калия, хлорида натрия, бромида железа (III)
№3. Составьте уравнения гидролиза, определите тип гидролиза и среду водного раствора соли для следующих веществ:
Сульфид Калия - K2S, Бромид алюминия - AlBr3, Хлорид лития – LiCl, Фосфат натрия - Na3PO4, Сульфат калия - K2SO4, Хлорид цинка - ZnCl2, Сульфит натрия - Na2SO3, Cульфат аммония - (NH4)2SO4, Бромид бария - BaBr2
Приложение №2
Алгоритм составления уравнений гидролиза солей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ по теме « Гидролиз неорганических веществ - солей».
Цель: - продолжить формировать представление о гидролизе, о сущности гидролиза солей; - научить составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде, определять реакцию и тип с...
Методическая разработка урока в 9 классе на тему "Серная кислота и ее соли"
Методическая разработка урока содержит подробный конспект, инструкцию по проведению лабораторной работы. Используется проблемно-исследовательская технология....
методическая разработка по теме: "Класс неорганические соли"
Разработка учебной презентации по теме "Класс неорганические соли" можно использовать для объяснения классификации и свойств данных соединений. Материал содержит проверочные задания....
Методическая разработка урока по теме "Соли"
Методическая разработка урока по порограмме О.С. Габриелян 8 класс. Тема "Соли". 2 часа.Цели урока. Познакомить учащихся с составом и названиями солей. Продолжить формирование умений различать и обоз...
Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"
Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока, приложения к мод...
Методическая разработка урока "Соли, их классификация и свойства"
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока химии в 8 классе по теме "Соли, их классификация и свойства" с использованием электронных образовательных ресурсов....
Методическая разработка урока "Соли"
материал предназначен для учителя химии в качестве методической разработки урока. Много заданий и интересных сведений...