Конспект урока в 8 классе "Признаки химических реакций"
презентация к уроку по химии (8 класс) по теме

Ажога Людмила Анатольевна

 

    Урок – презентация по химии «Признаки химических реакций», для учащихся 8 класса, (учебник Габриеляна О.С.  Химия – 8) .

Во время  урока учащиеся проводят ряд экспериментов. Это дает возможность каждому ученику почувствовать себя исследователем, а это способствует самостоятельному усвоению знаний, воспитанию творческой активности, формированию интереса к предмету.

         

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Тема урока: Признаки химических реакций.

Цель урока: Изучить на практике признаки химических реакций.

  Задачи урока: 1. Сформировать знания  о признаках химических реакций, на этой основе совершенствовать умение отличать физические процессы от химических.

    Продолжить формирование умения наблюдать.

     2. Развивать умения и навыки  работы с лабораторным оборудованием, химическими реактивами.

     3. Воспитывать стойкий позитивный интерес к предмету, гордость за отечественную науку.

      Средства урока: проектор, компьютер, презентация к уроку, ученическая микролаборатория или набор реактивов (упомянутых в конспекте) для проведения эксперимента.

      Тип урока: урок получения новых знаний, урок – практикум.

Алгоритм проведения урока.

Организационный момент.

    Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать со слов великого русского учёного М. В. Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и, не принимаясь за химические операции». (Слайд 2)

Этап получения новых знаний.

   Ежеминутно в мире протекает  миллионы химических реакций – в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля. Но как определить происходит химическая реакция или нет?

    При химических процессах происходит превращение одних  веществ в другие, которые обладают новыми свойствами, которыми не обладали исходные вещества. Эти превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями. Эти наглядные изменения называются признаки.

Какова же тема нашего урока? Дети формулируют тему урока).

  - Признаки химических реакций. (СЛАЙД 3). Запишите себе в тетрадь.

Правильно, а цель нашего урока изучить на практике признаки химических реакций. (СЛАЙД 4)

   Но вначале небольшой инструктаж по технике безопасности.(СЛАЙД 5) Здесь  пропущен один пункт –какой? (Вещества нельзя пробовать на вкус.)

Я предлагаю вашему вниманию туфовую башню (СЛАЙД 6). Давайте повторим эту реакцию в лабораторных условиях.

   Предлагаю поступить так. В раствор карбоната натрия добавим гидроксид кальция. Что вы наблюдаете?  ( СЛАЙД 7)

Давайте составим уравнение этой реакции.

Na2CO3 + Ca(OH)2 =  CaCO3 + 2NaOH

Признак данной реакции – появление осадка. Запишите себе в тетрадь уравнение реакции и соответствующий ей признак.

                       ПРОВЕРЬ СЕБЯ!  (СЛАЙД 8)

     А можно ли считать обратный процесс- растворение осадка, признаком химической реакции?

 Если в полученный осадок добавить серную кислоту. Что вы  наблюдаете?    (СЛАЙД 9). Давайте составим уравнение этого превращения.

    CaCO3 + H2SO4 = CaSO4 + H2О + СO2

  Признаки  этой реакции – растворение осадка и выделение газа. Запишите себе в тетрадь уравнение реакции и соответствующий ей признак.

                       ПРОВЕРЬ СЕБЯ!            (СЛАЙД 10)

Чтобы наблюдать растворение осадка, не надо  ходить за тридевять земель, это ближе, чем вы думаете.  (СЛАЙДЫ 11, 12)

    Почему дрожжевое  тесто «пыхтит» в кастрюле? А когда его обминают, то появляется писк?  Это тоже признак того, что протекает химическая реакция.  При брожении дрожжей образуется углекислый газ, происходит образование нового вещества. (Слайды 13, 14)

     Изменение окраски, это тоже признак химической реакции. Наглядный тому пример – листья на деревьях. (СЛАЙД 15) Летом они зелёные, а осенью жёлтые и красные.

Предлагаю рассмотреть  реакцию взаимодействия хлорида железа и роданида калия  (СЛАЙД 16) Что вы наблюдаете?

       FeCl3 + 3KNCS = Fe(NCS)3 + 3KCl    

 Признак этой реакции – изменение окраски. Запишите себе в тетрадь уравнение реакции и соответствующий ей признак.

                           ПРОВЕРЬ СЕБЯ!      (СЛАЙД 17)

      На нашей планете ежедневно происходят извержения вулканов. Слайд 18 (слайд с вулканом). Огромное количество энергии в виде тепла и света выделяется при этом. Я считаю, что это тоже будет признаком химической реакции.

Убедимся в этом на примере нашего минивулкана – реакции разложения бихромата аммония  (Слайд 19)

   ( ПОДЖИГАЕМ ВУЛКАН) (Опыт проводится в виде демонстрации.)   

   Что вы  наблюдаете?  

     (NH4)2Cr2O7 =N2 ↑+Cr2O3+4H2O

Запишите себе в тетрадь уравнение реакции и соответствующий ей признак.

                    ПРОВЕРЬ СЕБЯ!      (Слайд 20)

И ТАК МЫ С ВАМИ исследовали признаки химических реакций, доказали опытным путём происхождение многих явлений природы – изменение окраски листьев, растворение и образование осадка.                                      

Рефлексия: А теперь, как бы вы ответили на следующие вопросы? (Слайд  21)

  Домашнее задание: § 26 упр. 1,2

 Я благодарю вас за сотрудничество, все свободны, до свидания. (Слайд 22)

Список используемых источников:

1. А. Смит, Ф. Кларк, К. Хендерсон Изучаем химию. Смеси и соединения.

    Москва  «Росмэн» 2003 г.

2. Габриелян О. С. Химия 8 класс «Дрофа» 2006 г

3. Материалы Microsoft Internet Explorer


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Электронное приложение к уроку «Признаки химических реакций».

Слайд 2

Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и, не прини-маясь за химические операции. (М.В. Ломоносов)

Слайд 3

Тема урока: Признаки химических реакций.

Слайд 4

Цель урока - изучить признаки химических реакций.

Слайд 5

Инструктаж по технике безопасности. При выполнении опытов следует соблюдать аккуратность. Нельзя брать вещества руками. Для этого есть пинцет или химическая ложка. Реактивы в пробирку следует наливать не более 1-2 мл. Пробирку с реагирующими веществами следует держать на уровне глаз, отвёрнутой от соседа. 5.

Слайд 6

Эти образования на озере Моно (США) называют туфовые башни. Они образовались в результате реакций между карбонатами озёрной воды и кальцием из подземных источников. Продукт реакции - известняк ( CaCO3) .

Слайд 7

Na 2 CO 3 Ca(OH) 2 1 . Каковы ваши наблюдения? Запишите уравнение реакции. Что является признаком данной реакции?

Слайд 8

Проверь себя! Na 2 CO 3 +Ca(OH) 2 =CaCO 3 +2NaOH Признак: выпадение осадка.

Слайд 9

Каковы ваши наблюдения? Что является признаком данной реакции? Запишите уравнение реакции. 2.

Слайд 10

Проверь себя! СаСО 3 +Н 2 S О 4 =Са S О 4 +Н 2 О+СО 2 Признаки: растворение осадка, выделение газа.

Слайд 11

Эмаль представляет собой белую жесткую ткань, покрыва- ющую поверхность зуба. Эмаль является самой прочной частью человеческого организма и на 95% состоит из минералов . Её состав близок к гидроксид-апатиту Ca 5 OH(PO 4 ) 3 .

Слайд 12

Под действием молочной кислоты, образующейся в ротовой полости, растворе-ние, а затем и разрушение эмали ускоряется! Поэтому всегда после еды необходимо чистить зубы и язык, а также полоскать рот.

Слайд 13

Реакцию с признаками выделения углекислого газа - СО 2 мы наблюдаем при брожении опары дрожжевого теста.

Слайд 14

Благодаря данной реакции изделия из такого теста получаются пышными и вкусными.

Слайд 16

Каковы ваши наблюдения? 3. Запишите уравнение реакции. Что является признаком данной реакции?

Слайд 17

Проверь себя! FeCl 3 +3KSCN=Fe(SCN) 3 +3KCl Признак: изменение окраски.

Слайд 18

Огромное количество энергии в виде тепла и света выделяется при извержении вулканов.

Слайд 19

Каковы ваши наблюдения? Запишите уравнение реакции. Что является признаком данной реакции? 5.

Слайд 20

Проверь себя! (NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 =N 2 +Cr 2 O 3 +4H 2 O Признак: выделение тепла и света.

Слайд 21

Рефлексия. Теперь я знаю, что … 2. Теперь я знаю как … 3. Теперь я умею …

Слайд 22

Всем спасибо за сотрудничество и плодотворный труд! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока "Основные типы химических реакций"(закрепление) 8 класс

Данная презентация может быть использована для закрепления темы....

План-конспект урока:"Основные типы химических реакций " 8 класс

План-конспект урока с использованием ЭОРов....

Опорный конспект по теме: Классификация химических реакций

Опорный конспект составлен по теме: "Классификация химических реаций" может быть использованкак на теоретическом занятии так и для самомтоятельной работы студентов при отработке пропущенных занятий....

Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения"

Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения" для 11 класса...

Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.

Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...

Конспект урока по теме "Химические реакции"

Урок повторения и расширия знаний о химических реак­циях. Задачи: сформировать понятие о химическом уравне­нии как об условном изображении химической реакции; пояснить правила состав...

Методическая разработка к уроку-тренингу "Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции"

Данный методический материал является методической разработкой урока по дисциплине Химия на тему «Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции».Методическая раз...