Урок по химии 10 класс " Восхождение на пик знаний"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
-“Жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой”.
-“Причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка”.
Ф.Энгельс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме белки для учащихся 10 класса | 374.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Зерносовхозская СШ им. М.Н.Костина
П.Новосёлки Мелекесского района
Учитель Глухова Л.А.
2016 год
Цели урока:
- Обобщить и закрепить знания учащихся о свойствах белков, их роли в природе и жизни людей.
- Проверить степень усвоения материала.
- Стимулировать познавательную активность ребят, умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике.
- Раскрыть межпредметные связи (химия, биология, математика).
- Способствовать развитию у школьников интереса к химической науке.
Методы: фронтальная беседа, демонстрация опытов, изготовление динамических моделей молекулы белка, экспресс-тестирование, решение задач.
Оборудование и реактивы: компьютер, презентация “Урок-конференция по теме белки «Восхождение на пик знаний”, плакаты – биологическая роль белков, состав белковой молекулы, структура белковой молекулы, содержание белка в различных пищевых продуктах, раствор белка альбумина, раствор HNO3, раствор NaOH, раствор CuSO4, этиловый спирт, молоко, творог, пробирки, спички, спиртовка, медная проволока, стержни.
Ход урока
I.Просмотр презентации “Урок-конференция по теме белки «Восхождение на пик знаний”
Музыка и песня “Как прекрасен этот мир”.
Ведущие:
-“Жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой”.
-“Причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка”.
Ф.Энгельс
-В одной из книг Библии сказано: “Вначале было слово”. Перефразировав это высказывание в книге о происхождении жизни, можно было бы написать “вначале был белок”.
II.Фронтальная беседа с учащимися по следующим вопросам:
- Что такое белки? Когда и кто из ученых впервые высказывали мысль об этих веществах?
- Состав и строение белковой молекулы.
- Что такое незаменимые аминокислоты?
- Организация белковой молекулы в клетке.
- Можно ли изготовить динамическую модель молекулы белка?
- Что такое денатурация и ренатурация белка?
- Какова классификация белков?
- Химические свойства белков.
- Можно ли определить содержание белка в пищевых продуктах и как?
- Функции белков в организме?
- Успехи в изучении белка?
- Задача.
-Суточная потребность человека в белке – 100-120 г. Сколько граммов мяса (рыбы или сыра) необходимо употребить, если известно, что оно содержит 20% белка.
III Изготовление динамических моделей молекул белка при помощи стержней и медной проволоки
1.Первичная структура белка – последовательность аминокислотных звеньев в полипептидной цепи
2.Вторичная структура белка – спиралеобразно закрученная полипептидная цепь
3.Третичная структура белка – расположение спирали в пространстве
4.Четвертичная структура белка - объединение макромолекул белка в более крупные агрегаты.
IV. Изучение химических свойств
1.Гидролиз белка:
белок + вода H2SO4 аминокислоты
2. Денатурация белка
Денатурация – изменение вторичной, третичной и четвертичной структур белковой макромолекулы.
А) под действием высокой температуры
Б) под действием концентрированных кислот
В) под действием солей тяжёлых металлов
Г) под действием спирта
3. Горение белка:
белок + О2 СО2 + Н2О + N2 и другие
4. Цветные реакции
А) биуретовая (указывает на наличие пептидной связи)
белок + Cu(OH)2 фиолетово – синяя окраска
Б) ксантопротеиновая ( указывает на наличие ароматических циклов)
белок + HNO3 жёлтая окраска
V. Функции белка
- Строительная - одна из важнейших функций. Белки участвуют в образовании клеточных и внеклеточных структур: входят в состав клеточных мембран, шерсти, волос, сухожилий, стенок сосудов и т.д.
- Транспортная. Некоторые белки способны присоединять различные вещества и переносить их к различным тканям и органам тела, из одного места клетки в другое. Например, белок крови гемоглобин присоединяет кислород и транспортирует его от легких ко всем тканям и органам, а от них в легкие переносит углекислый газ; в состав клеточных мембран входят особые белки, обеспечивающие активный и строго избирательный перенос некоторых веществ и ионов из клетки во внешнюю среду и обратно.
- Регуляторная. Большая группа белков организма принимает участие в регуляции процессов обмена веществ. Такими белками являются гормоны – биологически активные вещества, выделяющиеся в кровь железами внутренней секреции. Например, гормон инсулин регулирует уровень сахара в крови путем повышения проницаемости клеточных мембран для глюкозы, способствует синтезу гликогена, увеличивает образование жиров из углеводов.
- Защитная. В ответ на проникновение в организм чужеродных белков или микроорганизмов (антигенов) образуются особые белки – антитела, способные связывать и обезвреживать их. Фибрин, образующийся из фибриногена, способствует остановке кровотечений.
- Двигательная. Особые сократительные белки участвуют во всех видах движения клетки и организма: образовании псевдоподий, мерцании ресничек и биении жгутиков у простейших, сокращении мышц у многоклеточных животных, движении листьев у растений и др.
- Запасающая. Благодаря белкам в организме могут откладываться про запас некоторые вещества. Например, при распаде гемоглобина железо не выводится из организма, а сохраняется в нем, образую комплекс с белком ферритином. К запасным белкам относятся белки яйца, белки молока.
- Энергетическая. Белки являются одним из источников энергии в клетке. При распаде 1 г до конечных продуктов выделяется 17,6 кДж. Сначала белки распадаются до аминокислот , а затем до конечных продуктов – воды, углекислого газа и аммиака. Однако в качестве источника энергии белки используются тогда, когда другие (углеводы и жиры) израсходованы.
- Каталитическая. Одна из важнейших функций белков. В состав клеток входит большое количество веществ, химически мало активных. Тем не менее, все биохимические реакции протекают с огромной скоростью, благодаря участию в них биокатализаторов – ферментов – веществ белковой природы. Скорость ферментативных реакций в десятки тысяч (а иногда и в миллионы раз) выше скорости реакций, идущих с участием неорганических катализаторов. Например, пероксид водорода без катализаторов разлагается медленно. В присутствии солей железа (катализатора) эта реакция идет несколько быстрее. Фермент каталаза за 1 сек. расщепляет до 100 тыс. молекул Н2О2.
VI. Экспресс-тестинг (телетестинг и бланочный тестинг)
I.Химическое соединение, состоящее из многократно повторяющихся звеньев
1) Полимер 2) Мономер 3) Димер
II.Связь между остатками аминокислот в белке
2) Ковалентная 2) Ионная 3) Водородная
III.Структурное звено белковой молекулы
- Глюкоза 2) Аминокислота 3) Карбоновая кислота
IV.В биосинтезе белка участвуют аминокислоты в количестве
1) 2 2) 22 3) 20
V. Белок с первичной структурой организации молекулы имеет форму
1) Шарообразную 2) Линейную 3) Спиралеобразную
VI. Процесс разрушения структуры белка называется
- Ренатурация 2) Денатурация 3) Гидролиз
VII. Химические связи, поддерживающие вторичную структуру белка
- Водородные 2) Ионные 3) Ковалентные
VIII. Первый белок, первичную структуру которого удалось расшифровать
- Альбумин 2) Инсулин 3) Кератин
IX. Химическая реакция белка с водой в присутствии кислоты или щёлочи
называется
- Гидролиз 2) Разложение 3) Нейтрализация
X. Цветная реакция на белок, сопровождающаяся красно-фиолетовым
окрашиванием
- Осаждение 2) Ксантопротеиновая 3) Биуретовая
XI. Цветная реакция на белок при действии на него азотной кислоты
- Ксантопротеиновая 2) Биуретовая 3) Серебряного зеркала
XII. Белок со вторичной структурой организации молекулы имеет форму
- Глобулы 2) Спирали 3) Прямой линии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики. 1 класс. Тема: Закрепление полученных знаний;примеры вида:□+-2. Нахождение суммы в пределах 10.
Программа «Школа России». Для детей, обучающихся по программе V вида.Тип урока: закрепление знаний....
Открытый урок в 10 классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Углеводороды"
Урок повторения и обобщения знаний по теме "Углеводороды" в 10-м классе по программе О.С. Габриеляна. Направлен на закрепление ключевых вопросов темы: номенклатура, изомерия, способы получения и свойс...
Открытый урок по химии 10кл.на тему: "Обобщение знаний по теме:"Углеводороды"
Цели: Обобщить знания по теме: "Углеводороды", закрепить навыки выполнения упражнений, подготовиться к контрольной работе, воспитывать бережное отношение к природе. продолжать формировать умение орган...
План – конспект урока в 11 классе «Обобщение и систематизация знаний учащихся по изучению уравнений, неравенств, методов их решения».
Предлагаю учителям, работающим в 11-х классах конспект урока, который я разработала сама. Работа на уроке проводится в группах, на которые делится класс перед уроком. В каждой ...
урок на тему "Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме." биология – 7 класс
сформировать знания об основных классах типа Моллюски, о происхождении современных моллюсков и их значении;систематизировать и проверить знания семиклассников....
План-конспект урока в 7 классе "Повторение и обобщение знаний по теме "Тип Членистоногие"
План коспект урока с применением технологии обучения в сотрудничестве с использованием УМК Пасечника В.В.Тип урока: урок обобщающего повторения с применением: тестового контроля, игровой технолог...
Урок-игра 7 класс "Восхождение"
quot;Восхождение"...