Урок по химии 10 класс " Восхождение на пик знаний"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Глухова Людмила Алексеевна

-“Жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой”.

-“Причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка”.

                                                                                Ф.Энгельс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Зерносовхозская СШ им. М.Н.Костина

П.Новосёлки Мелекесского района

http://www.studentpoint.cz/files/photos/moda-a-design/krasa-a-zdravi/600px-1gzx-haemoglobin.png

Учитель Глухова Л.А.

2016 год

      Цели урока:

  1. Обобщить и закрепить знания учащихся о свойствах белков, их роли в природе и жизни людей.
  2. Проверить степень усвоения материала.
  3. Стимулировать познавательную активность ребят, умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике.
  4. Раскрыть межпредметные связи (химия, биология, математика).
  5. Способствовать развитию у школьников интереса к химической науке.

Методы: фронтальная беседа, демонстрация опытов, изготовление динамических моделей молекулы белка, экспресс-тестирование, решение задач.

Оборудование и реактивы: компьютер, презентация “Урок-конференция по теме белки «Восхождение на пик знаний”,  плакаты – биологическая роль белков, состав белковой молекулы, структура белковой молекулы, содержание белка в различных пищевых продуктах, раствор белка альбумина, раствор HNO3, раствор NaOH, раствор CuSO4, этиловый спирт, молоко, творог, пробирки, спички, спиртовка, медная проволока, стержни.

                     Ход урока

I.Просмотр презентации “Урок-конференция по теме белки «Восхождение на пик знаний”

     Музыка и песня “Как прекрасен этот мир”.

Ведущие:

 -“Жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой”.

-“Причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка”.

        Ф.Энгельс

-В одной из книг Библии сказано: “Вначале было слово”. Перефразировав это высказывание в книге о происхождении жизни, можно было бы написать “вначале был белок”.

II.Фронтальная беседа с учащимися по следующим вопросам:

  1. Что такое белки? Когда и кто из ученых впервые высказывали мысль об этих веществах?
  2. Состав и строение белковой молекулы.
  3. Что такое незаменимые аминокислоты?
  4. Организация белковой молекулы в клетке.
  5. Можно ли изготовить динамическую модель молекулы белка?
  6. Что такое денатурация и ренатурация белка?
  7. Какова классификация белков?
  8. Химические свойства белков.
  9. Можно ли определить содержание белка в пищевых продуктах и как?
  10. Функции белков в организме?
  11. Успехи в изучении белка?
  12. Задача.       

-Суточная потребность человека в белке – 100-120 г. Сколько граммов мяса (рыбы или сыра) необходимо употребить, если  известно, что оно содержит 20% белка.

III Изготовление динамических моделей молекул белка при помощи стержней и медной проволоки

1.Первичная структура белка – последовательность аминокислотных звеньев в полипептидной цепи

2.Вторичная структура белка – спиралеобразно закрученная полипептидная цепь

3.Третичная структура белка – расположение спирали в пространстве

4.Четвертичная структура белка - объединение макромолекул белка в более крупные агрегаты.

IV. Изучение химических свойств

1.Гидролиз белка:

     белок + вода    H2SO4        аминокислоты

2. Денатурация белка

    Денатурация – изменение вторичной, третичной и четвертичной структур белковой макромолекулы.

      А) под действием высокой температуры

      Б) под действием концентрированных кислот

      В) под действием солей тяжёлых металлов

      Г) под действием спирта

3. Горение белка:

       белок + О2                СО2 + Н2О + N2 и другие

4. Цветные реакции

      А) биуретовая (указывает на наличие пептидной связи)

        белок + Cu(OH)2                фиолетово – синяя окраска

      Б) ксантопротеиновая ( указывает на наличие ароматических циклов)

        белок + HNO3                 жёлтая окраска

V. Функции белка

  1. Строительная - одна из важнейших функций. Белки участвуют в образовании клеточных и внеклеточных структур: входят в состав клеточных мембран, шерсти, волос, сухожилий, стенок сосудов и т.д.
  2. Транспортная. Некоторые белки способны присоединять различные вещества и переносить их к различным тканям и органам тела, из одного места клетки в другое. Например, белок крови гемоглобин присоединяет кислород и транспортирует его от легких ко всем тканям и органам, а от  них в легкие переносит углекислый газ; в состав клеточных мембран входят особые белки, обеспечивающие активный и строго избирательный перенос некоторых веществ и ионов из клетки во внешнюю среду и обратно.
  3. Регуляторная. Большая группа белков организма принимает участие в регуляции процессов обмена веществ. Такими белками являются гормоны – биологически активные вещества, выделяющиеся в кровь железами внутренней секреции. Например, гормон инсулин регулирует уровень сахара в крови путем повышения проницаемости клеточных мембран для глюкозы, способствует синтезу гликогена, увеличивает образование жиров из углеводов.
  4. Защитная. В ответ на проникновение в организм чужеродных белков или микроорганизмов (антигенов) образуются  особые белки – антитела, способные связывать и обезвреживать их. Фибрин, образующийся из фибриногена, способствует остановке кровотечений.
  5. Двигательная. Особые сократительные белки участвуют во всех видах движения клетки и организма: образовании псевдоподий, мерцании ресничек и биении жгутиков у простейших, сокращении мышц у многоклеточных животных, движении листьев у растений и др.
  6. Запасающая. Благодаря белкам в организме могут откладываться про запас некоторые вещества. Например, при распаде гемоглобина железо не выводится из организма, а сохраняется в нем, образую комплекс с белком ферритином. К запасным белкам относятся белки яйца, белки молока.
  7. Энергетическая. Белки являются одним из источников энергии в клетке. При распаде 1 г до конечных продуктов выделяется 17,6 кДж. Сначала белки распадаются до аминокислот , а затем до конечных продуктов – воды, углекислого газа и аммиака. Однако в качестве источника энергии белки используются тогда, когда другие  (углеводы и жиры) израсходованы.
  8. Каталитическая. Одна из важнейших функций белков. В состав клеток входит большое количество веществ, химически мало активных. Тем не менее, все биохимические реакции протекают с огромной скоростью, благодаря участию в них биокатализаторов – ферментов – веществ белковой природы. Скорость ферментативных реакций в десятки тысяч (а иногда и в миллионы раз) выше скорости реакций, идущих с участием неорганических катализаторов. Например, пероксид водорода без катализаторов разлагается медленно. В присутствии солей железа (катализатора) эта реакция идет несколько быстрее. Фермент каталаза за 1 сек. расщепляет до 100 тыс. молекул Н2О2.

VI. Экспресс-тестинг (телетестинг и бланочный тестинг)

    I.Химическое соединение, состоящее из многократно повторяющихся звеньев

           1) Полимер           2) Мономер               3) Димер

    II.Связь между остатками аминокислот в белке

           2) Ковалентная          2) Ионная            3) Водородная

   III.Структурное звено белковой молекулы

  1. Глюкоза          2) Аминокислота            3) Карбоновая кислота

   IV.В биосинтезе белка участвуют аминокислоты в количестве

           1)    2         2)    22         3)    20

    V. Белок с первичной структурой организации молекулы имеет форму

          1) Шарообразную   2) Линейную   3) Спиралеобразную

    VI. Процесс разрушения структуры белка называется

  1. Ренатурация    2) Денатурация   3) Гидролиз

    VII. Химические связи, поддерживающие вторичную структуру белка

  1. Водородные    2) Ионные   3) Ковалентные

    VIII. Первый белок, первичную структуру которого удалось расшифровать

  1. Альбумин    2) Инсулин   3) Кератин

     IX. Химическая реакция белка с водой в присутствии кислоты или щёлочи    

      называется

  1. Гидролиз     2) Разложение      3) Нейтрализация

     X. Цветная реакция на белок, сопровождающаяся красно-фиолетовым  

      окрашиванием

  1. Осаждение    2) Ксантопротеиновая     3) Биуретовая

     XI. Цветная реакция на белок при действии на него азотной кислоты

  1. Ксантопротеиновая    2) Биуретовая     3) Серебряного зеркала

     XII. Белок со вторичной структурой организации молекулы имеет форму

  1. Глобулы      2) Спирали     3) Прямой линии

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики. 1 класс. Тема: Закрепление полученных знаний;примеры вида:□+-2. Нахождение суммы в пределах 10.

Программа «Школа России». Для детей, обучающихся по программе V вида.Тип урока: закрепление знаний....

Открытый урок в 10 классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Углеводороды"

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Углеводороды" в 10-м классе по программе О.С. Габриеляна. Направлен на закрепление ключевых вопросов темы: номенклатура, изомерия, способы получения и свойс...

Открытый урок по химии 10кл.на тему: "Обобщение знаний по теме:"Углеводороды"

Цели: Обобщить знания по теме: "Углеводороды", закрепить навыки выполнения упражнений, подготовиться к контрольной работе, воспитывать бережное отношение к природе. продолжать формировать умение орган...

План – конспект урока в 11 классе «Обобщение и систематизация знаний учащихся по изучению уравнений, неравенств, методов их решения».

Предлагаю  учителям, работающим в 11-х классах конспект урока, который я разработала сама. Работа на уроке проводится в группах, на которые делится класс перед уроком. В каждой ...

урок на тему "Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме." биология – 7 класс

сформировать знания об основных классах  типа Моллюски, о происхождении современных моллюсков и их значении;систематизировать и проверить знания семиклассников....

План-конспект урока в 7 классе "Повторение и обобщение знаний по теме "Тип Членистоногие"

План коспект урока с применением технологии обучения в сотрудничестве с использованием УМК Пасечника В.В.Тип урока: урок обобщающего повторения с применением: тестового контроля, игровой технолог...