Интегрированный урок "А душа за Север ли болит?"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Конспект интегрированного урока химия + Культура народов Ямала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_a_dusha_za_sever_li_bolit.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование Пуровский район
Муниципальная общеобразовательная школа-интернат
среднего (полного) общего образования с.Самбург Пуровского района
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ
УРОК
ХИМИИ
И КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ЯМАЛА
«А душа
за Север ли болит?»
Муравьёва Анна Мячеславовна – учитель химии
с.Самбург – 2010г.
Цель урока:
- Систематизировать и углубить знания учащихся о проблеме охраны окружающей среды.
- Показать взаимосвязь этических принципов и экологического мировоззрения, продолжить формирование активной гражданской позиции.
- Познакомить учащихся с произведениями северных писателей, посвящёнными охране родного края, сформировать у учащихся принципиальную необходимость сохранения природы как важнейшей предпосылки выживания человечества.
Оборудование:
выставка литературы по теме урока, рефераты учащихся, видеофильм «Земля надежды», видеоклип «Пуровский район», плакаты «Охрана природы – забота каждого человека».
ХОД УРОКА.
Учитель химии.
Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту всё возьмёт?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждёт?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!
Практически ежедневно через средства массовой информации на нас обрушиваются предупреждения о неминуемых, если уже не происходящих, экологических бедствиях. Нам ещё сложно представить такие глобальные явления, как парниковый эффект или разрушение озонового экрана планеты. Мы подчас с недоверием относимся к сообщениям учёных-биологов о том, что каждый день на планете исчезают десятки видов живых организмов. Но многие из нас уже почувствовали и твёрдо усвоили, что жизненно необходимые нам воздух, вода, продукты питания загрязнены и становятся причиной многих болезней.
Мы перестали радостно подставлять лица тёплому летнему дождю, потому что всё чаще стали выпадать кислотные дожди. В летнюю жару нас встречают на водоёмах знаки «Купаться запрещено!» или «Опасно для здоровья!». Открывая окна в квартирах или рабочих помещениях, чтобы проветрить их, вдохнуть «свежего воздуха», мы получаем как раз обратное. Что же происходит с планетой, с нашим общим домом?
В 1968 году Земля впервые была сфотографирована с поверхности Луны. Эти снимки яснее, чем когда-либо ранее, продемонстрировали, что Земля – это шар, движущийся в пустынном Космосе. Она напоминает космический корабль в бесконечном путешествии. У него нет базы, на которую можно вернуться для ремонта, чтобы пополнить запасы и избавиться от отходов.
Человек, являясь членом экипажа этого корабля, стал причиной возникающих на его борту проблем. В частности, быстрый рост численности населения создаёт тяжёлую нагрузку на все системы и одновременно снижает их продуктивность из-за загрязнения и переэксплуатации. В результате неконтролируемого развития экономики, несовершенных технологий, природных и антропогенных аварий и катастроф возникает экологическая опасность – угроза разрушения среды обитания человека и связанных с ним живых организмов. Следствием этого является нарушение способности живых организмов и систем приспосабливаться к новым условиям существования и как результат этого – их гибель.
«Экологический бумеранг» - так образно назвали учёные экологические затруднения, вызываемые нарушением законов, правил и принципов природопользования, игнорированием экологических ограничений в развитии общества. Брошенный бумеранг возвращается к его владельцу, но он возвращается в том же состоянии, не теряя своих качеств. Природа же утрачивает способность сохранять естественное равновесие в своих системах, способность к самоочищению и самовосстановлению. Тем самым ухудшаются условия существования и самого человека – бумеранг возвращается и поражает того, кто его запустил.
Любые явления, связанные с воздействием человека на природу и обратным влиянием природы на человека и его экономику, получили название экологической проблемы. Экологическая проблема – это отражение противоречий, возникающих в системе «общество – природа», на условиях жизни людей, социально-экономических, политических и других процессах. Сегодня она должна быть признана проблемой номер один.
Готовясь к сегодняшнему разговору, вы прочитали дополнительную литературу, узнали много новых фактов об экологических проблемах. Давайте послушаем сообщения ребят по теме сегодняшнего урока.
Сообщения учащихся:
- «Что изучает наука экология»
- «Экология России»
- «Кислые атмосферные выпады на сушу»
- «Проблемы экологической безопасности»
- «Как защитить озон?»
- «Экологические проблемы мира»
- «Что пьём, что едим?»
Учитель химии.
Говоря об экологии в целом, нельзя забывать о том месте, где мы с вами живём. Ямало – Ненецкий автономный округ – это кладовая природных ресурсов, основной поставщик нефти и газа.
Видеофильм «Земля надежды» (фрагмент о ЯНАО).
Развитие нефте- и газопромыслов повлекло за собой цепь серьёзнейших экологических проблем, причём чаще всего из-за неразумного, преступно халатного поведения людей.
Сообщения учащихся.
- «Экология ЯНАО»
- «Состояние природной среды при добыче нефти и газа»
- «Нефть – благо, нефть – зло?!»
Учитель химии.
Существует старинная китайская поговорка, несущая при всей своей простоте глубокий смысл: «Если не получаешь желаемого, измени свои действия». Применительно к сложной экологической ситуации, которую мы с вами кратко охарактеризовали, это означает, что необходимо пересмотреть свою позицию по отношению к окружающей среде, изменить взгляд на экологическую проблему, постараться глубже её понять. Ведь наши ценности меняются по мере осознания проблемы. Поступая в соответствии с пересмотренными ценностями, мы будем изменять и экологическую ситуацию.
Учитель культуры народов Ямала.
Люди слушают не только ушами, они могут слушать также и сердцем. Стихи, песни, сказки – лучший способ говорить с сердцами и разумом людей, отличная возможность дать людям наглядное представление о проблеме загрязнения окружающей среды.
Говорим при всём народе:
Чтоб продлить природы век,
Должен помогать природе
Друг природы – человек.
Чтобы мирно мчались годы,
Расцветал за веком век,
Другом быть для всей природы
Должен каждый человек!
Вопросам охраны окружающей среды посвятили свои произведения многие писатели и поэты. Среди них особое место занимают литераторы Севера. Их произведения потрясают своей искренностью, мудростью традиций и мыслей. Взволнованно-торжественно звучат слова поэтов, когда они говорят о родной природе. Их голос становится гневным, беспощадным и всесокрушающим, когда они говорят о разрушенной, исковерканной, обиженной природе, о человеческом зле. В таких произведениях предопределена гражданская позиция самих писателей и поэтов. Никто не против освоения богатств Севера, но никто и ни от кого не получал права гробить ранимую природу Заполярья и всего Севера. Во многих произведениях жизнь северян и их родной природы показана через высокое понимание таких атрибутов нравственности, как совесть, честь, достоинство. Писатели хотят достучаться до сердца чиновников, донести до них мысль о том, что раны природы заживают медленно: скажем, ягель, корм оленей, может восстановиться не ранее чем через двадцать лет. Такие произведения свидетельствуют об осознании северной культурой принципиальной необходимости сохранения природы как важнейшей предпосылки выживания человечества.
Давайте мы с вами познакомимся с писателями Севера, с их произведениями, посвящёнными этой проблеме – проблеме боли за родную землю, за её и наше с вами будущее.
ЯВТЫСЫЙ ПРОКОПИЙ АНДРЕЕВИЧ.
Родился 11.07.1932 года в Малоземельской тундре, в Ненецком автономном округе Архангельской области. Ненец. Окончил ЛГПИ им.А.И.Герцена. Живёт в г.Нарьян – Мар. Организатор и руководитель ненецкого театра «Илебц». Пишет на ненецком и русском языках. Тема Родины – главная в творчестве писателя. Все его произведения проникнуты чувством большой любви к Родине, тревогой за её настоящее и будущее.
По тундре –
из конца в конец –
бежит встревоженный песец.
Бежит при солнце
и впотьмах.
Песца не голод гонит –
страх,
ведь в тех местах,
где он живёт,
его опасность всюду ждёт…
Вовсю грохочут буровые.
Пугают фары огневые.
Машины с трубами ползут.
А на дорогах –
нефть,
мазут…
Как мех бесценный уберечь,
когда ни сесть нигде,
ни лечь…
Коль зверю шкура дорога,
то он пускается в бега,
уносит свой бесценный
мех…
Его следы
заносит снег.
(Прокопий Явтысый, «Песец»)
***
И этот след – слова моей печали –
о вытоптанных ягельных местах,
об озере, что с нефтью обвенчали,
о взгляде птиц, в которых тлеет страх.
Печаль о том, что край мой изувечен,
а у людей – искажена душа.
Но мир быть должен – и красив, и вечен,
в котором жизнь, как песня, хороша!
(Прокопий Явтысый
«Кто звал меня в сияющие зори?»)
ЮРИЙ ВЭЛЛА (Айваседо Юрий Кылевич).
Родился 12.03.1948 года на реке Варьеган, вблизи д. Варьеган Ханты-Мансийского автономного округа. Ненец (лесной). Пишет на ненецком и русском языках. Окончил Литературный институт им. А.М.Горького Союза писателей СССР. Оленевод. Живёт в Стойбище-на-Ватьегане. Является активным членом ассоциации «Спасение Югры». Он основатель и директор этнографического музея под открытым небом в Варьегане, редактор и издатель газеты «Наша жизнь». Хранитель ненецкой культуры. Болью и тревогой за родную землю наполнены его стихи и повести.
БОЛЬ ВТОРАЯ.
В полдень
Оленёнок малый
Над ручьём склонился.
Он просил:
- Мне жарко, мама,
Я хочу напиться.
- Погоди, сынок,
Потерпи немножко.
Пахнет нефтью ручеёк,
Отравиться можно.
Вот пойдём подальше в тундру,
Там вода живая,
Там смеются птицы,
Утром песни напевая.
Там пушистый белый ягель
Украшает кочки.
Там румяных спелых ягод
Столько,
Сколько хочешь.
Там другие оленята
Весело играют,
А в бору грибы-маслята
Силы набирают…
Но куда б они ни шли,
Всюду буровые,
На озёрах чёрной смолью
Пятна нефтяные.
Фары целят в ночь
Двустволкой,
Ягель пахнет гарью.
А по тундре псы гуляют
Без хозяев, словно
волки…
***
МУТАЦИЯ.
В соседнем стойбище отловили
неводом странную щуку: у неё
над глазами, говорят, торчали
два маленьких твёрдых отростка
и на носу четыре отверстия
вместо двух.
--Дехей-хов! – Эта примета
к большому несчастью…
(Из разговора с дедом).
Зверь с двумя головами,
Такое отклонение от нормы – мутация.
А человек с двумя лицами?
Такое отклонение от нормы – не мутация?..
Вчера поймали щуку
С двумя отростками-рогами,
Сегодня поймаем язя
С глазами на одном боку, как у камбалы,
А завтра – окуня речного с двумя головами.
Одной головой он сквозь жабры
Будет цедить речную воду,
А второй – нефтепродукты,
Стравленные с аварийного нефтепровода…
Может, бывает мутация не только от радиации?
Нефть, разлитая в реке или в море, -
Не причина мутации?
Жутко представить: Дед мой
Одной рукой бросает тынзян на оленя,
Второй – натягивает всеудушающий тынзян,
Упираясь ногами в землю,
А третьей – выворачивает оленю рога.
И всеми тремя языками
Вылизывает струящийся из черепа мозг.
При этом один глаз щурится от наслаждения,
Второй приглашает меня совершить то же самое,
А третий жадно ищет в испуганном стаде новую жертву…
ЛЮДИ!
Может, такая мутация в нас уже началась?
Или пока, слава богу, нет ещё двоеголовых и троеруких?
Но, может, для нас незаметно в нашей жизни
Уже наступила мутация наших поступков,
Мутация отношений, мутация наших чувств?
Ах, может ещё не поздно оглянуться на себя?..
***
У ЗАБРОШЕННЫХ ГНЕЗДОВИЙ.
… Вскоре они были на месте. Как и в прошлом году, после того как причалили лодку, в ушах продолжал звенеть стальной моторный гул. Где-то вдали за леском слышался глухой, хлопающий, громоподобный звук гружёного вертолёта, наверное, пролетевшего куда-то на нефтяное месторождение. Но ощущался ещё какой-то посторонний, тяжёлый звук, и, наверное, поэтому Саня не услышал ожидаемого хоровода птичьих голосов. Он на всякий случай поковырял мизинцем в ушах. Что-то вокруг изменилось. Даже комары налетели не сразу.
Рыбаки прошли сквозь маленькую гривку леса и вышли на карасиное озеро. Картина, которую они увидели, поразила всех.
На противоположной стороне, прямо на берегу, высоко в небо торчала нефтяная вышка. Рядом с ней медленно снижался огромный вертолёт «Ми-6» со стальными трубами на подвеске. И вздрагивала не только земля, но и воздух, и далёкие, тонкие огненные облака и, казалось, даже предзакатное солнце. С озера дул ветерок, и прямо перед людьми в траве покачивалась на волнах пустая железная бочка из-под «Масла индустриального» с налипшими на боках жирными пятнами глины. Вокруг бочки на воде переливалась безобидная на вид радужная плёнка.
Ава-Хылу нехорошо, чисто по-русски выругался и сплюнул себе под ноги.
Молча, тяжёлым взглядом глядел Саня на противоположный берег. В глазах его было бессилие и ненависть к возвышавшейся железной конструкции.
Только у белобрысого мальчика – восьмилетнего сына Сани – был восторженный взгляд. Он вспомнил вдруг рассказ учителя о покорителях Самотлора, о тяжёлом, героическом труде нефтяников Сибири. Он мысленно представил, как, приехав в Свердловск, будет рассказывать друзьям об увиденной своими глазами работающей буровой вышке, о большом вертолёте, перевозящем на тросах тяжёлые грузы, и он чувствовал, как друзья будут смотреть на него с завистью, так же как завидовал он Кольке из своего подъезда, отец которого работал под Уренгоем бурильщиком, куда Колька во время каникул однажды ездил. Сын Сани внимательно вглядывался в копошившихся возле вышки людей, и ему захотелось туда. Он ощущал приятный запах выхлопных газов и зовущее притяжение трудяги великана.
Ава-Хылу расставил сети, но за всю ночь в них не попало и трёх карасиков. Бесполезно Саня ждал на закате солнца журавлиных голосов. Они не откликнулись на его мысленную просьбу и на восходе. То ли потому, что журавли боялись привлечь к своим гнездовьям людей, работавших на буровой, то ли их вообще поблизости не было.
Прохладной белой ночью бывший хозяин здешних мест молча сидел спиной к костру и грустно глядел на пустое, полуразвалившееся, не отремонтированное нынче гнездо орланов на вершине сосны. У него было такое ощущение, словно ему подрубили крылья, словно теперь в своё родное гнездо ему уже никогда не ступить.
А с того берега озера доносился мощный гул, это всесильный бур грыз землю, которую создал для разумной жизни Тот-Кто.
РОМАН ПРОКОПЬЕВИЧ РУГИН.
Родился в 1939 году в д. Питляр Шурышкарского района ЯНАО в семье рыбака. Ханты. Поэт. Окончил Салехардское педагогическое училище и Северный факультет ЛГПИ им.А.И.Герцена. Известный общественный деятель. Был народным депутатом СССР. Член Союза писателей России. Главный редактор журнала «Ямальский меридиан». Кавалер ордена «Знак Почёта». Живёт в Салехарде. Литературную деятельность начал в 1959 году. В произведениях Р.Ругина звучит не только страстное признание в любви к природе, но и не менее страстный призыв к её спасению от варварства.
МОЛЬБА ПРИРОДЫ.
Сварил я нельму. И ухи глоток –
Роскошной, жирной – с жадностью отведал.
И, поперхнувшись, говорить не мог,
Как будто друг меня внезапно предал.
Обманутый несчастный аппетит
Смутился, растерялся, заметался,
И перед ним испытывая стыд,
Его я уговаривать пытался:
- А ну давай попробуем другой
Кусочек! Погляди, какое чудо!..
Но запах нефти в рыбе дорогой,
А также вкус – присутствовали всюду.
Лизало пламя донце котелка,
А я корил свою родную реку:
- Ты это что ж, кормилица-река,
Подсунула сегодня человеку?
А впрочем, я ведь знаю: ты сама
Хоть в чём-нибудь виновна здесь едва ли –
То люди от великого ума
Самим себе беду наколдовали.
Качая нефть из глубины земли,
Опережая плановые сроки,
Не углядели, не уберегли –
Спустили в реку чёрные потоки.
Неужто может впрямь прийти пора –
И вкуса не узнают наши внуки
Не только нельмы или осетра,
Но даже и простой зубастой щуки?
Вода молчит. И рыбы в ней – молчат.
И солнце с высоты не скажет слова.
Молчит листва, глотая синий чад.
А вместе – молят грозно и сурово:
- Мы, человек, друзья, а не враги!
Ты свой прогресс всего превыше ценишь.
Но всё-таки и нас побереги.
Ведь нас ничем на свете не заменишь.
Преследуя возвышенную цель,
Твори, дерзай смелее год от года,
Но сохраняй живого колыбель –
Текучую, смеющуюся воду…
И к тем словам прислушивался я
И размышлял тревожно и серьёзно:
Вот в этом направлении, друзья,
Давайте колдовать, пока не поздно!
***
Не жадничай. Древний закон запрещает
Транжирить запасы природы живые.
Бери сколько надо. Земля не прощает
Тому, кто зорит у неё кладовые.
(Роман Ругин
«Советы отца»).
***
Это почти неподъёмное дело –
Жизнь в родовые вернуть берега.
Надобны будут опять же века,
Чтобы очнулась земля и запела.
Что для грядущих несём поколений?
Воздуха газ не заменит вовек,
Из нефтяных не напьёмся мы рек…
Нету страшней запоздалых прозрений!
(Роман Ругин)
***
Кулик говорит Карыкуру : «Как будто есть у нас время о ваших пастбищах думать! Нет у нас на такую чепуху времени – страна нефти ждёт, газа. Вот как ждёт! Нефть и газ! Вот что сейчас главное. А олени ваши – тьфу! – Кулик, словно ему тяжело было дышать, нервным движением рванул молнию надетой под пальто кожаной куртки. – Нефть, нефть, вот что важнее всего в вашей тьмутаракани! А чтобы добыть, надо как можно быстрее и тайгу вашу, и тундру покорить. Только так.»
…«Внезапная» мысль обожгла Карыкура: «Надо же, какую мудрую легенду древние люди придумали! Вон ещё когда, оказывается, предупреждали, наставляли разумно пользоваться волшебными дарами подземного мира… В разумном согласии жить с природой, а не уподобляться жадному людоеду, думающему лишь о своём брюхе…!!! (…) Только что же с этой землёй дальше-то будет?.. Неужто не найдём мы всем миром управы на неразумного Менга?!»
(Роман Ругин – повесть «Гул далёкой буровой»)
***
«Митри, втянув голову в плечи, медленно удалился от берега, уселся на плоский, как доска, камень и о чём-то задумался. Он обвёл горьким взглядом берега опустошённой реки, задержался глазами на том месте, где ещё совсем недавно, весной находилась Опуньская яма, и мысленно заговорил с собой: «Что с тобой сделали, родная река! Кому теперь ты нужна? Они не только тебя погубили, но и мою жизнь искалечили. А ведь ты давала счастье народу, поила и кормила меня. А однажды даже отвела от меня и моей семьи костлявые руки голода».
(Роман Ругин – повесть «На нерестовой реке»).
ЛЕОНИД ВАСИЛЬЕВИЧ ЛАПЦУЙ (1932 – 1982).
Л.В.Лапцуй – один из самых ярких представителей ненецкой литературы – родился на Ямале, в семье оленевода. Лишившись отца в десятилетнем возрасте, он взял на себя заботу о больной матери и трёх маленьких братьях. Рано повзрослев, он учился в интернате с особым рвением, а после окончания семи классов поступил в Салехардское медучилище с мечтой вылечить тяжелобольную мать. В годы учёбы будущий поэт работал в местной газете «Нярьяна Нэрм», записывал и обрабатывал сказки, песни, мудрые изречения ненцев. После окончания училища Л.В.Лапцуй учился на отделении журналистики в московском вузе. В его произведениях воспета природа сурового северного края, её неброская, своеобразная красота, отражена глубокая связь ненцев с природой.
Газотрасса чёрной лентой.
Снег апрельский разрыхлён.
Обгоревший мох олений,
Незнакомый гул и звон.
Прёт машин железных стая.
Гарью пахнет ветерок.
Скачет прочь, куда не зная,
Перепуганный зверёк.
Хлопья белых куропаток
От посёлка гонит страх,-
Расплываются, как пятна
В озарённых небесах.
(Леонид Лапцуй
«На струне времени»).
***
Снижается купол небесный
Над дерзкой его головой,
Окрестные тайны известны
Ему на земле ездовой:
Рычанья подземного духа
В ущельях, в горах не слыхал…
Ох, вызвали люди разруху
На дедовский вольный Ямал…
(Леонид Лапцуй
«На струне времени»).
***
Копытами гусениц пашут
Машины на выгонах снег,
Растоптана почва, как каша.
Железные вышки у рек.
Заснеженный ягель олений
Размесит, истопчет броня.
Какое же ненцам спасенье?
Где спрячется зверь от огня?
(Леонид Лапцуй
«На струне времени»).
***
Знай, природы никогда
Не иссякнет чаша, лишь
Черпай из неё с умом
Ты, не потеряв стыда.
А как будешь из неё
Черпать, днём живя одним,
Не оставишь ничего
Ты наследникам своим.
…………..
Я весь век хотел бы быть
Верным древнему завету:
«Оставляя в жизни мету,
ты природы не обидь.
Если тундре нанесёшь
Ты обиду или рану
Или порчу океану,
Сам в себя ты всадишь нож».
(Л.Лапцуй «Время»)
***
В Ямало-Ненецком автономном округе есть места, которые особенно близки нам с вами, места, заставляющие сильнее биться наши сердца при мысли о них – это Пуровский район и наш любимый посёлок Самбург. Каждый житель нашего района – местный или приезжий – с теплотой и тревогой думает о родных местах, о настоящем и будущем своего края.
Видеоклип «Пуровский район».
Многие местные поэты посвящают свои произведения проблеме охраны окружающей среды. Среди них мне хочется особо выделить Юрия Леонтьева.
ЮРИЙ ЛЕОНТЬЕВ.
Приехал в п.Тарко-Сале вместе с родителями в 1962 году. В Таркосалинской средней школе учился с тундровыми ребятишками; целыми днями пропадал в интернате, где имел много друзей. В школе очень любил поэзию, чем признателен своим учителям. Первые поэтические зарисовки были напечатаны в районной газете «Северный луч». К 70-летию Пуровского района издан сборник стихов Ю.Леонтьева «Белый олень».
Над усопшею тундрой горят
Буровых поминальные свечи.
И плакаты венками лежат,
Ветер холст разрывает на ленты.
Ленты чёрные нашей души,
Где по белому мы расписались:
«Дорогая нам тундра, прости
Что над телом твоим издевались…»
Неужели, Ямал, ты распят
На дорогах земной крестовины,
Буровые как гвозди торчат
И клюют твои раны машины.
Над усопшею тундрой горят
Буровых поминальные свечи
Там, где ветры, рыдая, шумят
И кочевники плачут, как дети.
(Юрий Леонтьев
«Поминальные свечи»)
***
Север наш до всех своих окраин
Буровыми вышками набит,
Нынче ненец в Тундре не хозяин, -
Как ему без мяса в чуме жить?
Где ему пасти оленье стадо? –
В речке радугой мазут блестит,
С каждым годом больше нефти надо,
А душа за Север ли болит?
(Юрий Леонтьев
«Нынче ненец в тундре не хозяин»)
Учитель химии.
Подводя итоги сегодняшнего разговора, я хочу закончить урок стихотворением «Стон Земли» и отрывком из произведения Еремея Айпина. В них боль за нашу землю, страстный призыв задуматься и остановиться, пока ещё не поздно. Если мы не прислушаемся к этому призыву, то, вполне возможно, нашим детям и внукам надо будет искать для жизни новые планеты.
«Стон Земли».
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала… Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь моё земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Всё то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Мне не нужны ракеты и снаряды,
А ведь на них идёт моя руда!
А что мне стоит только штат Невада, -
Его подземных взрывов череда!
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю,
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплёскивают с лавой боль Земли…
Очнитесь, люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти!
Позже я понял, что корень всех корней жизни находится в Земле. Корень дерева, само дерево, плоды дерева, жучки-паучки, звери и птицы, человек. Всё взаимоответственно, всё держится на одном корне, и корень этот уходит в Землю. И поранивший Землю поранит и корень всех корней. И замахнувшийся на корень прежде всего замахивается на себя и на человечество. Но боль изначальную чувствуют очень немногие, а конечную – почти все. Ибо каждый замах обязательно откликнется…
(Еремей Айпин «Я слушаю Землю»)
Мне бы хотелось, чтобы вы запомнили основные принципы, связывающие в единое целое экологическое мировоззрение и такие атрибуты нравственности, как совесть, честь, достоинство.
Этические принципы и экологическое мировоззрение.
- Принцип единства – все мы являемся частью природы.
- Принцип смирения – мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие. Все живые существа, включая человека, имеют свою значимость.
- Принцип уважения к природе – каждое живое существо имеет право на жизнь. Наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас.
- Принцип сотрудничества – наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в её завоевании.
- Принцип любви, заботы и радости – лучшее в жизни – не материальное.
- Принцип охраны природы – недостойно человека быть причиной преждевременного исчезновения каких-либо видов, существующих в природе.
- Принцип «Чти свои корни» - Земля без нас сможет существовать, а мы без неё – нет, истощённая Земля – истощённая экономика.
- Принцип «Непосредственный опыт – лучший учитель» - чтобы любить и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание, чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных и других компонентов природы. Теоретического изучения Земли по книгам и телевизионным программам недостаточно.
- Принцип «Люби свой край» - изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней, ступайте по Земле с осторожностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок по литературе"Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно... "(Тема весны в лирике,музыке,живописи)
интегрированный урок "Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно" (тема весны в лирике,музыки,живописи)...
Интегрированный урок «Предприниматель или приобретатель?» (по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души")
Интегрированные уроки по русскому языку и литературе по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души" "Предприниматель или приобретатель?" для 9 класса рассматривает образ Чичикова с то...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ИЗО В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ТЫ, КАК ДУША У НАРОДА, КРАСИВА,,,(ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ)"
Цели урока: развивать устную и письменную речь учащихся, учить художественному видению окружающего мира; создать целостное представление о роли игрушки в жизни русского народа; закрепить знания, получ...
Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»
Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...
Интегрированный урок географии и информатики по теме:"Население Европейского Севера и его хозяйственное освоение"
Перед каждой группой ставится задача - составить презентацию по выбранной теме: исторические периоды хозяйственного освоения, особенности развития Европейского Севера, динамика численности, прич...
конспект интегрированного урока биологии и географии на тему "Экологические проблемы Европейского Севера России"
В рамках проводимой мной методической работы на тему "Реализация межпредметного содержания экологического образования через систему интегрированных уроков" представляю Вашеу вниманию конспек...