Интегрированный урок "А душа за Север ли болит?"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Муравьёва Анна Мячеславовна

Конспект интегрированного урока химия + Культура народов Ямала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_a_dusha_za_sever_li_bolit.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование Пуровский район

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат

среднего (полного) общего образования с.Самбург Пуровского района

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ

 УРОК

ХИМИИ

И КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ЯМАЛА

«А душа

 за Север ли болит?»

Муравьёва Анна Мячеславовна – учитель химии

с.Самбург – 2010г.

Цель урока:

  1. Систематизировать и углубить знания учащихся о проблеме охраны окружающей среды.
  2. Показать взаимосвязь этических принципов и экологического мировоззрения, продолжить формирование активной гражданской позиции.
  3. Познакомить учащихся с произведениями северных писателей, посвящёнными охране родного края, сформировать у учащихся принципиальную необходимость сохранения природы как важнейшей предпосылки выживания человечества.

Оборудование:

 выставка литературы по теме урока, рефераты учащихся, видеофильм «Земля надежды», видеоклип «Пуровский район», плакаты «Охрана природы – забота каждого человека».

ХОД   УРОКА.

Учитель химии.                          

                                                                        Мы рубим лес, устраиваем свалки.

                                                 Но кто же под защиту всё возьмёт?

                                                                        Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

                                                 Подумайте, а что нас дальше ждёт?

                                                                        Пора бы человечеству понять,

                                                                        Богатство у Природы отбирая,

                                                                        Что Землю нужно тоже охранять:

                                                                        Она, как мы, такая же – живая!

Практически ежедневно через средства массовой информации на нас обрушиваются предупреждения о неминуемых, если уже не происходящих, экологических бедствиях. Нам ещё сложно представить такие глобальные явления, как парниковый эффект или разрушение озонового экрана планеты. Мы подчас с недоверием относимся к сообщениям учёных-биологов о том, что каждый день на планете исчезают десятки видов живых организмов. Но многие из нас уже почувствовали и твёрдо усвоили, что жизненно необходимые нам воздух, вода, продукты питания загрязнены и становятся причиной многих болезней.

Мы перестали радостно подставлять лица тёплому летнему дождю, потому что всё чаще стали выпадать кислотные дожди. В летнюю жару нас встречают на водоёмах знаки «Купаться запрещено!» или «Опасно для здоровья!». Открывая окна в квартирах или рабочих помещениях, чтобы проветрить их, вдохнуть «свежего воздуха», мы получаем как раз обратное. Что же происходит с планетой, с нашим общим домом?

В 1968 году Земля впервые была сфотографирована с поверхности Луны. Эти снимки яснее, чем когда-либо ранее, продемонстрировали, что Земля – это шар, движущийся в пустынном Космосе. Она напоминает космический корабль в бесконечном путешествии. У него нет базы, на которую можно вернуться для ремонта, чтобы пополнить запасы и избавиться от отходов.

Человек, являясь членом экипажа этого корабля, стал причиной возникающих на его борту проблем. В частности, быстрый рост численности населения создаёт тяжёлую нагрузку на все системы и одновременно снижает их продуктивность из-за загрязнения и переэксплуатации. В результате неконтролируемого развития экономики, несовершенных технологий, природных и антропогенных аварий и катастроф возникает экологическая опасность – угроза разрушения среды обитания человека и связанных с ним живых организмов. Следствием этого является нарушение способности живых организмов и систем приспосабливаться к новым условиям существования и как результат этого – их гибель.

«Экологический бумеранг» - так образно назвали учёные экологические затруднения, вызываемые нарушением законов, правил и принципов природопользования, игнорированием экологических ограничений в развитии общества. Брошенный бумеранг возвращается к его владельцу, но он возвращается в том же состоянии, не теряя своих качеств. Природа же утрачивает способность сохранять естественное равновесие в своих системах, способность к самоочищению и самовосстановлению. Тем самым ухудшаются условия существования и самого человека – бумеранг возвращается и поражает того, кто его запустил.

Любые явления, связанные с воздействием человека на природу и обратным влиянием природы на человека и его экономику, получили название экологической проблемы. Экологическая проблема – это отражение противоречий, возникающих в системе «общество – природа», на условиях жизни людей, социально-экономических, политических и других процессах. Сегодня она должна быть признана проблемой номер один.

Готовясь к сегодняшнему разговору, вы прочитали  дополнительную литературу, узнали много новых фактов об экологических проблемах. Давайте послушаем сообщения ребят по теме сегодняшнего урока.

Сообщения учащихся:

  • «Что изучает наука экология»
  • «Экология России»
  • «Кислые атмосферные выпады на сушу»
  • «Проблемы экологической безопасности»
  • «Как защитить озон?»
  • «Экологические проблемы мира»
  • «Что пьём, что едим?»

Учитель химии.

Говоря об экологии в целом, нельзя забывать о том месте, где мы с вами живём. Ямало – Ненецкий автономный округ – это кладовая природных ресурсов, основной поставщик нефти и газа.

Видеофильм «Земля надежды» (фрагмент о ЯНАО).

 

 Развитие нефте- и газопромыслов повлекло за собой цепь серьёзнейших экологических проблем, причём чаще всего из-за неразумного, преступно халатного поведения людей.

Сообщения учащихся.

  • «Экология ЯНАО»
  • «Состояние природной среды при добыче нефти и газа»
  • «Нефть – благо, нефть – зло?!»

Учитель химии.

Существует старинная китайская поговорка, несущая при всей своей простоте глубокий смысл: «Если не получаешь желаемого, измени свои действия». Применительно к сложной экологической ситуации, которую мы с вами кратко охарактеризовали, это означает, что необходимо пересмотреть свою позицию по отношению к окружающей среде, изменить взгляд на экологическую проблему, постараться глубже её понять. Ведь наши ценности меняются по мере осознания проблемы. Поступая в соответствии с пересмотренными ценностями, мы будем изменять и экологическую ситуацию.

Учитель культуры народов Ямала.

Люди слушают не только ушами, они могут слушать также и сердцем. Стихи, песни, сказки – лучший способ говорить с сердцами и разумом людей, отличная возможность дать людям наглядное представление о проблеме загрязнения окружающей среды.                                                  

Говорим при всём народе:

Чтоб продлить природы век,

Должен помогать природе

Друг природы – человек.

Чтобы мирно мчались годы,

Расцветал за веком век,

Другом быть для всей природы

Должен каждый человек!

Вопросам охраны окружающей среды посвятили свои произведения многие писатели и поэты. Среди них особое место занимают литераторы Севера. Их произведения потрясают своей искренностью, мудростью традиций и мыслей. Взволнованно-торжественно звучат слова поэтов, когда они говорят о родной природе.  Их голос становится гневным, беспощадным и всесокрушающим, когда они говорят о разрушенной, исковерканной, обиженной природе, о человеческом зле. В таких произведениях предопределена гражданская позиция самих писателей и поэтов. Никто не против освоения богатств Севера, но никто и ни от кого не получал права гробить ранимую природу Заполярья и всего Севера. Во многих произведениях жизнь северян и их родной природы показана через высокое понимание таких атрибутов нравственности, как совесть, честь, достоинство. Писатели хотят достучаться до сердца чиновников, донести до них мысль о том, что раны природы заживают медленно: скажем, ягель, корм оленей, может восстановиться не ранее чем через двадцать лет. Такие произведения свидетельствуют об осознании северной культурой принципиальной необходимости сохранения природы как важнейшей предпосылки выживания человечества.

Давайте мы с вами познакомимся с писателями Севера, с их произведениями, посвящёнными этой проблеме – проблеме боли за родную землю, за её и наше с вами будущее.

ЯВТЫСЫЙ ПРОКОПИЙ АНДРЕЕВИЧ.  

Родился 11.07.1932 года в Малоземельской тундре, в Ненецком автономном округе Архангельской области. Ненец. Окончил ЛГПИ им.А.И.Герцена. Живёт в г.Нарьян – Мар. Организатор и руководитель ненецкого театра «Илебц». Пишет на ненецком и русском языках. Тема Родины – главная в творчестве писателя. Все его произведения проникнуты чувством большой любви к Родине, тревогой за её  настоящее и будущее.

По тундре –                                                                                                                              

из конца в конец –

бежит встревоженный песец.

Бежит при солнце

и впотьмах.

Песца не голод гонит –

страх,

ведь в тех местах,

где он живёт,

его опасность всюду ждёт…

Вовсю грохочут буровые.

Пугают фары огневые.

Машины с трубами ползут.

А на дорогах –

нефть,

мазут…

Как мех бесценный уберечь,

когда ни сесть нигде,

ни лечь…

Коль зверю шкура дорога,

то он пускается в бега,

уносит свой бесценный

мех…

Его следы

заносит снег.

(Прокопий Явтысый, «Песец»)

***

И этот след – слова моей печали –

о вытоптанных ягельных местах,

об озере, что с нефтью обвенчали,

о взгляде птиц, в которых тлеет страх.

Печаль о том, что край мой изувечен,

а у людей – искажена душа.

Но мир быть должен – и красив, и вечен,

в котором жизнь, как песня, хороша!

(Прокопий Явтысый

«Кто звал меня в сияющие зори?»)

ЮРИЙ ВЭЛЛА (Айваседо Юрий Кылевич).

Родился 12.03.1948 года на реке Варьеган, вблизи д. Варьеган Ханты-Мансийского автономного округа. Ненец (лесной). Пишет на ненецком и русском языках. Окончил Литературный институт им. А.М.Горького Союза писателей СССР. Оленевод. Живёт в Стойбище-на-Ватьегане. Является активным членом ассоциации «Спасение Югры». Он основатель и директор этнографического музея под открытым небом в Варьегане, редактор и издатель газеты «Наша жизнь». Хранитель ненецкой культуры. Болью и тревогой за родную землю наполнены его стихи и повести.

БОЛЬ ВТОРАЯ.

В полдень

Оленёнок малый

Над ручьём склонился.

Он просил:

  • Мне жарко, мама,

Я хочу напиться.

  • Погоди, сынок,

Потерпи немножко.

Пахнет нефтью ручеёк,

Отравиться можно.

Вот пойдём подальше в тундру,

Там вода живая,

Там смеются птицы,

Утром песни напевая.

Там пушистый белый ягель

Украшает кочки.

Там румяных спелых ягод

Столько,

Сколько хочешь.

Там другие оленята

Весело играют,

А в бору грибы-маслята

Силы набирают…

Но куда б они ни шли,

Всюду буровые,

На озёрах чёрной смолью

Пятна нефтяные.

Фары целят в ночь

Двустволкой,

Ягель пахнет гарью.                                                                                                                                          

А по тундре псы гуляют

Без хозяев, словно

волки…                                                                                                                                  

***

МУТАЦИЯ.

В соседнем стойбище отловили

неводом странную щуку: у неё

над глазами, говорят, торчали

два маленьких твёрдых отростка

и на носу четыре отверстия

вместо двух.

--Дехей-хов! – Эта примета

к большому несчастью…

(Из разговора с дедом).

Зверь с двумя головами,

Такое отклонение от нормы – мутация.

А человек  с двумя лицами?

Такое отклонение от нормы – не мутация?..

Вчера поймали щуку

С двумя отростками-рогами,

Сегодня поймаем язя

С глазами на одном боку, как у камбалы,

А завтра – окуня речного с двумя головами.

Одной головой он сквозь жабры

Будет цедить речную воду,

А второй – нефтепродукты,

Стравленные с аварийного нефтепровода…

Может, бывает мутация не только от радиации?

Нефть, разлитая в реке или в море, -

Не причина мутации?

Жутко представить: Дед мой

Одной рукой бросает тынзян на оленя,

Второй – натягивает всеудушающий тынзян,

Упираясь ногами в землю,

А третьей – выворачивает оленю рога.

И всеми тремя языками

Вылизывает струящийся из черепа мозг.

При этом один глаз щурится от наслаждения,

Второй приглашает меня совершить то же самое,

А третий жадно ищет в испуганном стаде новую жертву…

ЛЮДИ!

Может, такая мутация в нас уже началась?

Или пока, слава богу, нет ещё двоеголовых и троеруких?

Но, может, для нас незаметно в нашей жизни

Уже наступила мутация наших поступков,

Мутация отношений, мутация наших чувств?

Ах, может ещё не поздно оглянуться на себя?..

***

У ЗАБРОШЕННЫХ ГНЕЗДОВИЙ.

… Вскоре они были на месте. Как и в прошлом году, после того как причалили лодку, в ушах продолжал звенеть стальной моторный гул. Где-то вдали за леском слышался глухой, хлопающий, громоподобный звук гружёного вертолёта, наверное, пролетевшего куда-то на нефтяное месторождение. Но ощущался ещё какой-то посторонний, тяжёлый звук, и, наверное, поэтому Саня не услышал ожидаемого хоровода птичьих голосов. Он на всякий случай поковырял мизинцем в ушах. Что-то вокруг изменилось. Даже комары налетели не сразу.

Рыбаки прошли сквозь маленькую гривку леса и вышли на карасиное озеро. Картина, которую они увидели, поразила всех.

На противоположной стороне, прямо на берегу, высоко в небо торчала нефтяная вышка. Рядом с ней медленно снижался огромный вертолёт «Ми-6» со стальными трубами на подвеске. И вздрагивала не только земля, но и воздух, и далёкие, тонкие огненные облака и, казалось, даже предзакатное солнце. С озера дул ветерок, и прямо перед людьми в траве покачивалась на волнах пустая железная бочка из-под «Масла индустриального» с налипшими на боках жирными пятнами глины. Вокруг бочки на воде переливалась безобидная на вид радужная плёнка.

Ава-Хылу нехорошо, чисто по-русски выругался и сплюнул себе под ноги.

Молча, тяжёлым взглядом глядел Саня на противоположный берег. В глазах его было бессилие и ненависть к возвышавшейся железной конструкции.

Только у белобрысого мальчика – восьмилетнего сына Сани – был восторженный взгляд. Он вспомнил вдруг рассказ учителя о покорителях Самотлора, о тяжёлом, героическом труде нефтяников Сибири. Он мысленно представил, как, приехав в Свердловск, будет рассказывать друзьям об увиденной своими глазами работающей буровой вышке, о большом вертолёте, перевозящем на тросах тяжёлые грузы, и он чувствовал, как друзья будут смотреть на него с завистью, так же как завидовал он Кольке из своего подъезда, отец которого работал под Уренгоем бурильщиком, куда Колька во время каникул однажды ездил. Сын Сани внимательно вглядывался в копошившихся возле вышки людей, и ему захотелось туда. Он ощущал приятный запах выхлопных газов и зовущее притяжение трудяги великана.

Ава-Хылу расставил сети, но за всю ночь в них не попало и трёх карасиков. Бесполезно Саня ждал на закате солнца журавлиных голосов. Они не откликнулись на его мысленную просьбу и на восходе. То ли потому, что журавли боялись привлечь к своим гнездовьям людей, работавших на буровой, то ли их вообще поблизости не было.

Прохладной белой ночью бывший хозяин здешних мест молча сидел спиной к костру и грустно глядел на пустое, полуразвалившееся, не отремонтированное нынче гнездо орланов на вершине сосны. У него было такое ощущение, словно ему подрубили крылья, словно теперь в своё родное гнездо ему уже никогда не ступить.

А с того берега озера доносился мощный гул, это всесильный бур грыз землю, которую создал для разумной жизни Тот-Кто.

РОМАН ПРОКОПЬЕВИЧ РУГИН.

Родился в 1939 году в д. Питляр  Шурышкарского района ЯНАО в семье рыбака. Ханты. Поэт. Окончил Салехардское педагогическое училище и Северный факультет ЛГПИ им.А.И.Герцена. Известный общественный деятель. Был народным депутатом СССР. Член Союза писателей России. Главный редактор журнала «Ямальский меридиан». Кавалер ордена «Знак Почёта». Живёт в Салехарде. Литературную деятельность начал в 1959 году. В произведениях Р.Ругина звучит не только страстное признание в любви к природе, но и не менее страстный призыв к её спасению от варварства.

МОЛЬБА ПРИРОДЫ.

Сварил я нельму. И ухи глоток –

Роскошной, жирной – с жадностью отведал.

И, поперхнувшись, говорить не мог,

Как будто друг меня внезапно предал.

Обманутый несчастный аппетит

Смутился, растерялся, заметался,

И перед ним испытывая стыд,

Его я уговаривать пытался:

- А ну давай попробуем другой

Кусочек! Погляди, какое чудо!..

Но запах нефти в рыбе дорогой,

А также вкус – присутствовали всюду.

Лизало пламя донце котелка,

А я корил свою родную реку:

- Ты это что ж, кормилица-река,

Подсунула сегодня человеку?

А впрочем, я ведь знаю: ты сама

Хоть в чём-нибудь виновна здесь едва ли –

То люди от великого ума

Самим себе беду наколдовали.

Качая нефть из глубины земли,

Опережая плановые сроки,

Не углядели, не уберегли –

Спустили в реку чёрные потоки.

Неужто может впрямь прийти пора –

И вкуса не узнают наши внуки

Не только нельмы или осетра,

Но даже и простой зубастой щуки?

Вода молчит. И рыбы в ней – молчат.

И солнце с высоты не скажет слова.

Молчит листва, глотая синий чад.

А вместе – молят грозно и сурово:

- Мы, человек, друзья, а не враги!

Ты свой прогресс всего превыше ценишь.

Но всё-таки и нас побереги.

Ведь нас ничем на свете не заменишь.

Преследуя возвышенную цель,

Твори, дерзай смелее год от года,

Но сохраняй живого колыбель –

Текучую, смеющуюся воду…

И к тем словам прислушивался я

И размышлял тревожно и серьёзно:

Вот в этом направлении, друзья,

Давайте колдовать, пока не поздно!

***

Не жадничай. Древний закон запрещает

Транжирить запасы природы живые.

Бери сколько надо. Земля не прощает

Тому, кто зорит у неё кладовые.

(Роман Ругин

«Советы отца»).

***

Это почти неподъёмное дело –

Жизнь в родовые вернуть берега.

Надобны будут опять же века,

Чтобы очнулась земля и запела.

Что для грядущих несём поколений?

Воздуха газ не заменит вовек,

Из нефтяных не напьёмся мы рек…

Нету страшней запоздалых прозрений!

(Роман Ругин)

***

Кулик говорит Карыкуру : «Как будто есть у нас время о ваших пастбищах думать! Нет у нас на такую чепуху времени – страна нефти ждёт, газа. Вот как ждёт! Нефть и газ! Вот что сейчас главное. А олени ваши – тьфу! – Кулик, словно ему тяжело было дышать, нервным движением рванул молнию надетой под пальто кожаной куртки. – Нефть, нефть, вот что важнее всего в вашей тьмутаракани! А чтобы добыть, надо как можно быстрее и тайгу вашу, и тундру покорить. Только так.»

…«Внезапная» мысль обожгла Карыкура: «Надо же, какую мудрую легенду древние люди придумали! Вон ещё когда, оказывается, предупреждали, наставляли разумно пользоваться волшебными дарами подземного мира… В разумном согласии жить с природой, а не уподобляться жадному людоеду, думающему лишь о своём брюхе…!!! (…) Только что же с этой землёй дальше-то будет?.. Неужто не найдём мы всем миром управы на неразумного Менга?!»

                                                                        (Роман Ругин – повесть  «Гул далёкой буровой»)

***

«Митри, втянув голову в плечи, медленно удалился от берега, уселся на плоский, как доска, камень и о чём-то задумался. Он обвёл горьким взглядом берега опустошённой реки, задержался глазами на том месте, где ещё совсем недавно, весной находилась Опуньская яма, и мысленно заговорил с собой: «Что с тобой сделали, родная река! Кому теперь ты нужна? Они не только тебя погубили, но и мою жизнь искалечили. А ведь ты давала счастье народу, поила и кормила меня. А однажды даже отвела от меня и моей семьи костлявые руки голода».

                                                   

                                                                         (Роман Ругин – повесть «На нерестовой реке»).

ЛЕОНИД ВАСИЛЬЕВИЧ ЛАПЦУЙ (1932 – 1982).

Л.В.Лапцуй – один из самых ярких представителей ненецкой литературы – родился на Ямале, в семье оленевода. Лишившись отца в десятилетнем возрасте, он взял на себя заботу о больной матери и трёх маленьких братьях. Рано повзрослев, он учился в интернате с особым рвением, а после окончания семи классов поступил в Салехардское медучилище с мечтой вылечить тяжелобольную мать. В годы учёбы будущий поэт работал в местной газете «Нярьяна Нэрм», записывал и обрабатывал сказки, песни, мудрые изречения ненцев. После окончания училища Л.В.Лапцуй учился на отделении журналистики в московском вузе. В его произведениях воспета природа сурового северного края, её неброская, своеобразная красота, отражена глубокая связь ненцев с природой.

Газотрасса чёрной лентой.

Снег апрельский разрыхлён.

Обгоревший мох олений,

Незнакомый гул и звон.

Прёт машин железных стая.

Гарью пахнет ветерок.

Скачет прочь, куда не зная,

Перепуганный зверёк.

Хлопья белых куропаток

От посёлка гонит страх,-

Расплываются, как пятна

В озарённых небесах.

(Леонид Лапцуй

«На струне времени»).

***

Снижается купол небесный

Над дерзкой его головой,

Окрестные тайны известны

Ему на земле ездовой:

Рычанья подземного духа

В ущельях, в горах не слыхал…

Ох, вызвали люди разруху

На дедовский вольный Ямал…

(Леонид Лапцуй

«На струне времени»).

***

Копытами гусениц пашут

Машины на выгонах снег,

Растоптана почва, как каша.

Железные вышки у рек.

Заснеженный ягель олений

Размесит, истопчет броня.

Какое же ненцам спасенье?

Где спрячется зверь от огня?

(Леонид Лапцуй

«На струне времени»).

***

Знай, природы никогда

Не иссякнет чаша, лишь

Черпай из неё с умом

Ты, не потеряв стыда.

А как будешь из неё

Черпать, днём живя одним,

Не оставишь ничего

Ты наследникам своим.

…………..

Я весь век хотел бы быть

Верным древнему завету:

«Оставляя в жизни мету,

ты природы не обидь.

Если тундре нанесёшь

Ты обиду или рану

Или порчу океану,

Сам в себя ты всадишь нож».

(Л.Лапцуй «Время»)

***

В Ямало-Ненецком автономном округе есть места, которые особенно близки нам с вами, места, заставляющие сильнее биться наши сердца при мысли о них – это Пуровский район и наш любимый посёлок Самбург. Каждый житель нашего района – местный или приезжий – с теплотой и тревогой думает о родных местах, о настоящем и будущем своего края.

Видеоклип «Пуровский район».

Многие местные поэты посвящают свои произведения проблеме охраны окружающей среды. Среди них мне хочется особо выделить Юрия Леонтьева.

ЮРИЙ ЛЕОНТЬЕВ.

Приехал в п.Тарко-Сале вместе с родителями в 1962 году. В Таркосалинской средней школе учился с тундровыми ребятишками; целыми днями пропадал в интернате, где имел много друзей. В школе очень любил поэзию, чем признателен своим учителям. Первые поэтические зарисовки были напечатаны в районной газете «Северный луч». К 70-летию Пуровского района издан сборник стихов Ю.Леонтьева «Белый олень».

Над усопшею тундрой горят

Буровых поминальные свечи.

И плакаты венками лежат,

Ветер холст разрывает на ленты.

Ленты чёрные нашей души,

Где по белому мы расписались:

«Дорогая нам тундра, прости

Что над телом твоим издевались…»

Неужели, Ямал, ты распят

На дорогах земной крестовины,

Буровые как гвозди торчат

И клюют твои раны машины.

Над усопшею тундрой горят

Буровых поминальные свечи

Там, где ветры, рыдая, шумят

И кочевники плачут, как дети.

(Юрий Леонтьев

 «Поминальные свечи»)

***

Север наш до всех своих окраин

Буровыми вышками набит,

Нынче ненец в Тундре не хозяин, -

Как ему без мяса в чуме жить?

Где ему пасти оленье стадо? –

В речке радугой мазут блестит,

С каждым годом больше нефти надо,

А душа за Север ли болит?

(Юрий Леонтьев

«Нынче ненец в тундре не хозяин»)

Учитель химии.

Подводя итоги сегодняшнего разговора, я хочу закончить урок стихотворением «Стон Земли» и отрывком из произведения Еремея Айпина. В них боль за нашу землю, страстный призыв задуматься и остановиться, пока ещё не поздно. Если мы не прислушаемся к этому призыву, то, вполне возможно, нашим детям и внукам надо будет искать для жизни новые планеты.

«Стон Земли».

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллиарды лет,

Я так устала… Плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет.

Терзает сталь моё земное тело,

И яды травят воды чистых рек,

Всё то, что я имела и имею,

Своим добром считает человек.

Мне не нужны ракеты и снаряды,

А ведь на них идёт моя руда!

А что мне стоит только штат Невада, -

Его подземных взрывов череда!

Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли, загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю,

И, сотрясая твердь землетрясеньем,

На все обиды свой ответ даю.

И не случайно грозные вулканы

Выплёскивают с лавой боль Земли…

Очнитесь, люди!

Призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасти!

Позже я понял, что корень всех корней жизни находится в Земле. Корень дерева, само дерево, плоды дерева, жучки-паучки, звери и птицы, человек. Всё взаимоответственно, всё держится на одном корне, и корень этот уходит в Землю. И поранивший Землю поранит и корень всех корней. И замахнувшийся на корень прежде всего замахивается на себя и на человечество. Но боль изначальную чувствуют очень немногие, а конечную – почти все. Ибо каждый замах обязательно откликнется…

                                                                                                                                                                                                   (Еремей Айпин «Я слушаю Землю»)

Мне бы хотелось, чтобы вы запомнили основные принципы, связывающие в единое целое экологическое мировоззрение и такие атрибуты нравственности, как совесть, честь, достоинство.

Этические принципы и экологическое мировоззрение.

  • Принцип единства – все мы являемся частью природы.
  • Принцип смирения – мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие. Все живые существа, включая человека, имеют свою значимость.
  • Принцип уважения к природе – каждое живое существо имеет право на жизнь. Наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас.
  • Принцип сотрудничества – наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в её завоевании.
  • Принцип любви, заботы и радости – лучшее в жизни – не материальное.
  • Принцип охраны природы – недостойно человека быть причиной преждевременного исчезновения каких-либо видов, существующих в природе.
  • Принцип «Чти свои корни» - Земля без нас сможет существовать, а мы без неё – нет, истощённая Земля – истощённая экономика.
  • Принцип «Непосредственный опыт – лучший учитель» - чтобы любить и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание, чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных и других компонентов природы. Теоретического изучения Земли по книгам и телевизионным программам недостаточно.
  • Принцип «Люби свой край» - изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней, ступайте по Земле с осторожностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по литературе"Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно... "(Тема весны в лирике,музыке,живописи)

интегрированный урок "Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно" (тема весны в лирике,музыки,живописи)...

Интегрированный урок «Предприниматель или приобретатель?» (по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души")

Интегрированные уроки по русскому языку и литературе по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души" "Предприниматель или приобретатель?" для 9 класса  рассматривает образ Чичикова с то...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ИЗО В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ТЫ, КАК ДУША У НАРОДА, КРАСИВА,,,(ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ)"

Цели урока: развивать устную и письменную речь учащихся, учить художественному видению окружающего мира; создать целостное представление о роли игрушки в жизни русского народа; закрепить знания, получ...

Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»

Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...

Интегрированный урок географии и информатики по теме:"Население Европейского Севера и его хозяйственное освоение"

Перед каждой группой ставится задача -  составить презентацию по выбранной теме: исторические периоды хозяйственного освоения, особенности развития Европейского Севера, динамика численности, прич...

конспект интегрированного урока биологии и географии на тему "Экологические проблемы Европейского Севера России"

В рамках проводимой мной методической работы на тему "Реализация межпредметного содержания экологического образования через систему интегрированных уроков" представляю Вашеу вниманию конспек...