Интегрированный урок географии и информатики по теме:"Население Европейского Севера и его хозяйственное освоение"
план-конспект урока по географии (9 класс)
Перед каждой группой ставится задача - составить презентацию по выбранной теме: исторические периоды хозяйственного освоения, особенности развития Европейского Севера, динамика численности, причины оттока населения с Европейского Севера, возрастной состав населения, урбанизация, национальный состав.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок географии и информатики по теме: «Население и хозяйственное освоение Европейского Севера».
Девиз урока: «Кто же если не мы?
Когда же, если не сейчас?»
Обучающие цели урока:
- Организовать самостоятельную деятельность учащихся при
оценке целостного представления о населении и хозяйственном освоении Европейского Севера; - Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и
межпредметных связей.
• создать электронный материал по данной теме.
Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:
- создать условия для развития у школьников умений анализировать
картографические и статистические материалы, давать краткую
характеристику особенностям хозяйственного освоения, географии и демографии населения; формулировать проблемы,
предлагать пути их решения; - создать условия для развития умения формулировать собственную
точку зрения, высказывать и аргументировать её.
Воспитательные цели:
- содействовать развитию умения общаться между собой
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Задачи:
- ознакомить учащихся с особенностями хозяйственного освоения;
- выявить различия географии северных и южных частей района;
- определить причины оттока населения с Европейского Севера.
Оборудование:
- физическая карта Европейского Севера;
- атласы;
- карта плотности населения;
- электронный учебник «География».
Тип урока: интегрированный урок география - информатика (2 часа).
Ход урока:
1.Организационный момент: учащиеся нацеливаются на значимость и место данного урока в системе уроков данной темы. Учитель объясняет форму проведения урока, знакомит с планом урока, создает положительный настрой.
Учащиеся проверяют оформление рабочего места, определяют готовность к уроку.
II. Целеполагание, мотивация: учитель называет тему урока и предлагает ученикам определить для себя цели урока:
Знать:
- особенности хозяйственного освоения Севера;
- различия географии населения северных и южных частей района;
- своеобразие демографии населения;
- особенности возрастного состава населения;
- особенности национального состава населения;
- причины оттока населения с Европейского Севера.
Уметь: анализировать картографические и статистические материалы, выделять главное в понимании поставленного вопроса.
Учащиеся записывают тему урока в тетради, определяют и записывают цели.
III. Первичное усвоение материала: после рассказа учителя, учащиеся создают семь групп.
IV. Основное освоение материала: перед каждой группой ставится задача - составить презентацию по выбранной теме: исторические периоды хозяйственного освоения, особенности развития Европейского Севера, динамика численности, причины оттока населения с Европейского Севера, возрастной состав населения, урбанизация, национальный состав.
Каждая группа получает карточку с требованиями к созданию слайда.
Группы формируют слайды и защищают их.
Примерное содержание слайдов, подготовленных учащимися:
I СЛАЙД «ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО
ОСВОЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА»
ВЕК | Кольско – Карельский край | Северный край |
X | Новгородская колонизация | |
XIII | Освоение поморами Кольского Севера – Кола | |
XIV | Создание КИЖСКОГО ПОГОСТА | |
XV | Создание Соловецкого и Печорского монастырей | Московская колонизация края. Роль больших монастырей. Добыча соли. |
XVI XVII | Беломорская торговля. Архангельск. | |
XVIII | Формирование промышленного очага на юге (Петрозаводск), базы полярных экспедиций и Северного флота в Екатерининской Гавани. | |
XX | Ворота в Арктику: Мурманск и его роль в освоении Северного морского пути, в обороне Севера в Первую и Вторую мировые войны. Открытие и освоение ресурсов. Беломорско – Балтийский канал. Геополитическое положение района и роль Северного морского флота. | Экспортная база леса, освоение лесных и топливных ресурсов. Роль в освоении космоса и ядерных испытаниях(космодром и полигон на Новой Земле). Открытие крупнейших нефтегазоносных ресурсов на шельфе Баренцева моря. |
II CЛАЙД «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА»
ВОЛОГДА – искусство кружевного промысла. ВЕЛИКИЙ УСТЮГ(Родина Деда Мороза) – изготовление серебряных украшений с чернью. СЕВЕР – косторезный промысел, выделка замши из оленьих шкур. ОСТРОВ КИЖИ, МАЛЫЕ КАРЕЛЫ – ценные и живописные деревянные сооружения: церкви, шатры, избы с деревянными кружевными наличниками. НА ЮГЕ, БЛИЗ ЧЕРЕПОВЦА –металлический промысел. КОМИ – охота, рыболовство, собирательство. КАРЕЛИЯ – пчеловодство, смолокурение, оружейное, кузнечное, бондарное дело, золотошвейное и жемчужное шитье, плетение из бересты. КОЛЬСКИЙ П-ОВ, (саамы), ПОБЕРЕЖЬЕ БАРЕНЦЕВА МОРЯ – оленеводство, изготовление из оленьих шкур одежды, сумок, чумов (жилищ). |
III СЛАЙД «ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»
IV СЛАЙД «ПРИЧИНЫ ОТТОКА НАСЕЛЕНИЯ С ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА»
XX век – интенсивно заселяется север района, на юге население сокращается, несмотря на быстрый рост городов. ГЛАВНЫЙ ФАКТОР привлечения рабочей силы на Север – материальная заинтересованность (повышенная заработная плата). НО!!! В последние годы производство резко сократилось, что повлекло ОТТОК населения из северных частей района. Плотность населения: средняя-4чел.на 1 км, наивысшая -9чел.(Вологодская обл.); самая низкая – 0,3чел.(Ненецкий автономный округ). |
V СЛАЙД «ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ».
СЕВЕРНАЯ ЧАСТЬ РАЙОНА. ЮЖНАЯ ЧАСТЬ |
VI СЛАЙД «УРБАНИЗАЦИЯ»
Соотношение сельского и городского населения Европейского Севера Урбанизация: нет крупнейших городов; из 69 городов – 8 с населением более 100 тыс. жителей. Малолюдные сельские селения сосредоточены по речным долинам, отдельным участкам морских побережий, на юге Вологодской области. |
VII СЛАЙД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ»
Преобладает русское население. Коми – ¼ составляют коми. Карелия – 1/5 карелы. Кольский п-ов, Ненецкий автономный округ – саами, ненцы. |
V. Итог урока.
Резюме: самостоятельно сделайте вывод, достигли вы учебной цели. Для этого вспомните какие цели перед вами стояли. Какие из них были рассмотрены на уроке. Как вы на них ответите?
Рефлексия: С каким настроением вы изучали этот материал по сравнению с материалом других уроков (было интересно, не очень интересно, совсем неинтересно).
VI. Информация о домашнем задании:
Выбрать один из вариантов:
1)Ответить письменно на вопрос№3 стр.111.
2) ответить устно на вопрос №4 стр.111.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов
Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...
Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"
Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...
Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"
Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ И ИНФОРМАТИКИ В СОТВОРЧЕСТВЕ ПЕДАГОГОВ И УЧЕНИКОВ.
В статье говорится о сотворчестве учителей и учеников при подготовке и проведении интегрированного урока по географии и информатике....
методическая разработка интегрированного урока география и информатика с использованием ИКТ-технологий по теме "География мирового хозяйства"
урок позволяет связать умения пользоваться ИКТ-технологиями при изучении географии...
Технологическая карта урока в 9 классе по теме: "Население Европейского Севера"
Технологическая карта для изучения населения и народных промыслов народов Европейского Севера России...
Открытый урок по географии в 9 классе Тема «Хозяйство Европейского Севера»
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой информации знаний на творческом уровне средствами технологии проблемного бучения.Тип урока: изучение нового материала.Цели по содер...