Рабочая программа. Химия 8 - 9 классы
рабочая программа по химии (8, 9 класс) на тему
Рабочая программа по химии для 8 - 9 классов к учебникам «Химия. Неорганическая химия. 8 класс»; «Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс». Авторы: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8-9_kl.docx | 77.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНА:
Педагогическим советом МКОУ приказ по
«Брусовская СОШ» МКОУ «Брусовская СОШ»
Протокол №1 от 31 августа 2015 г. от 02 сентября 2015 г. №1-35
Директор школы
_____________ Костина Т.А.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Химия»
8 – 9 классы
Базовый уровень
Лепиной Ирины Михайловны
2016 – 2017 учебный год
Содержание
1. | Пояснительная записка………………………………………………………… | 3 |
2. | Учебно-тематический план……………………………………………………. | 6 |
3. | Календарно-тематическое планирование…………………………………….. | 6 |
4. | Содержание тем учебного предмета…………………………………………... | 11 |
5. | Требования к уровню подготовки учащихся…………………………………. | 15 |
6. | Перечень учебно-методического обеспечения……………………………….. | 17 |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 8 – 9 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, примерной программой основного общего образования по химии и авторской программой Н.Н. Гара.
Рабочая программа раскрывает содержание обучения химии в 8 – 9 классах общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю), в 9 классе – на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Для реализации программного содержания используются учебники для общеобразовательных учреждений: «Химия. Неорганическая химия. 8 класс»; «Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс». Авторы: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2013.
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание обучающихся, в их воспитание и развитие. Она призвана вооружить обучающихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, как в старших классах, так и в других профессиональных и высших учебных заведениях, а также способствовать развитию безопасного поведения в окружающей среде и бережного отношения к ней.
Изучение химии в основной школе направлено:
- на освоение важнейших законов об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основании химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета
В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических веществах, их строении и свойствах, а также о химических процессах, протекающих в окружающем мире. В содержание рабочей программы также входят первоначальные представления об органических веществах. Наиболее сложные составляющие фундаментального ядра содержания общего образования по химии, такие, как основы органической и промышленной химии, перенесены в программу средней (полной) общеобразовательной школы.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях протекания химических реакций.
Получение первоначальных представлений об органической химии основано на знакомстве с основными классами органических соединений (предельными и непредельными углеводородами, полимерами, спиртами, карбоновыми кислотами, сложными эфирами, жирами, углеводами, аминокислотами и белками).
Теоретические основы курса химии позволяют обучающимся лучше ориентироваться в многообразии химических веществ и безопасно использовать эти вещества в повседневной жизни.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
Результаты освоения курса химии
Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
1) формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтениях, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
4) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской деятельности;
5) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей;
6) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
7) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
8) развитие готовности к решению творческих задач, умений находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, проектная, кружковая и т.п.).
2. Учебно-тематический план
8 класс
№ п/п | Название разделов | Кол-во часов |
1 | Первоначальные химические понятия | 25 |
2 | Кислород. Горение | 5 |
3 | Водород | 5 |
4 | Растворы. Вода | 8 |
5 | Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений | 18 |
6 | Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение атома | 11 |
7 | Химическая связь. Строение веществ | 11 |
8 | Закон Авогадро. Молярный объем газов | 5 |
9 | Галогены | 7 |
10 | Повторение, обобщение | 5 |
Резервное время | 2 | |
Итого: | 102 |
9 класс
№ п/п | Название разделов | Кол-во часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Электролитическая диссоциация | 10 |
3 | Кислород и сера | 7 |
4 | Азот и фосфор | 10 |
5 | Углерод и кремний | 8 |
6 | Общие свойства металлов | 3 |
7 | Металлы IА-IIIА-групп Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева | 6 |
8 | Железо | 5 |
9 | Металлургия | 3 |
10 | Краткий обзор важнейших органических веществ | 14 |
Итого: | 68 |
3. Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ п/п | № урока в разделе | Тема урока | Кол-во часов | Дата | ||
план | факт | |||||
| 25 | |||||
1 | 1.1 | Предмет химии. Вещества и их свойства. | 1 | |||
2 | 1.2 | Вводный инструктаж по технике безопасности (ТБ). Практическая работа № 1. «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием». | 1 | |||
3 | 1.3 | Чистые вещества и смеси. | 1 | |||
4 | 1.4 | Практическая работа № 2. «Очистка поваренной соли». | 1 | |||
5 | 1.5 | Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций. | 1 | |||
6 | 1.6 | Молекулы и атомы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. | 1 | |||
7 | 1.7 | Простые и сложные вещества. Химические элементы. | 1 | |||
8 | 1.8 | Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. | 1 | |||
9 | 1.9 | Закон постоянства состава веществ. | 1 | |||
10 | 1.10 | Химические формулы. Относительная молекулярная масса. | 1 | |||
11 | 1.11 | Химические формулы. Относительная молекулярная масса. | 1 | |||
12 | 1.12 | Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. | 1 | |||
13 | 1.13 | Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. | 1 | |||
14 | 1.14 | Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. | 1 | |||
15 | 1.15 | Валентность химических элементов. Составление химических формул по валентности. | 1 | |||
16 | 1.16 | Атомно-молекулярное учение. | 1 | |||
17 | 1.17 | Закон сохранения массы веществ. | 1 | |||
18 | 1.18 | Химические уравнения. | 1 | |||
19 | 1.19 | Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. Реакции соединения. | 1 | |||
20 | 1.20 | Реакции разложения. Реакции замещения. | 1 | |||
21 | 1.21 | Моль – единица количества вещества. Молярная масса. | 1 | |||
22 | 1.22 | Решение расчетных задач по химическим уравнениям реакций. | 1 | |||
23 | 1.23 | Решение расчетных задач по химическим уравнениям реакций. | 1 | |||
24 | 1.24 | Обобщение, систематизация, коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Первоначальные химические понятия». | 1 | |||
25 | 1.25 | Контрольная работа № 1. «Первоначальные химические понятия». | 1 | |||
| 5 | |||||
26 | 2.1 | Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода, его физические свойства. | 1 | |||
27 | 2.2 | Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. | 1 | |||
28 | 2.3 | Практическая работа № 3. «Получение и свойства кислорода». | 1 | |||
29 | 2.4 | Воздух и его состав. Горение веществ в воздухе. Медленное окисление. | 1 | |||
30 | 2.5 | Тепловой эффект химических реакций. Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. | 1 | |||
| 5 | |||||
31 | 3.1 | Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода, его физические свойства. | 1 | |||
32 | 3.2 | Химические свойства водорода. Применение водорода. | 1 | |||
33 | 3.3 | Водород – восстановитель. | 1 | |||
34 | 3.4 | Обобщение и повторение по темам «Кислород. Горение», «Водород». | 1 | |||
35 | 3.5 | Проверочная работа № 1. «Кислород. Горение», «Водород». | 1 | |||
| 8 | |||||
36 | 4.1 | Вода – растворитель. Растворы. Растворимость веществ в воде. Насыщенные и ненасыщенные растворы. | 1 | |||
37 | 4.2 | Массовая доля растворенного вещества. | ||||
38 | 4.3 | Решение задач на вычисление массовой доли растворенного вещества. | 1 | |||
39 | 4.4 | Практическая работа № 4. «Приготовление раствора соли с определенной массовой долей вещества». | 1 | |||
40 | 4.5 | Вода. Состав воды. Методы определения состава веществ – анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки. | 1 | |||
41 | 4.6 | Физические и химические свойства воды. Применение воды и растворов. | 1 | |||
42 | 4.7 | Обобщение, систематизация, коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Растворы. Вода». | 1 | |||
43 | 4.8 | Контрольная работа № 2. «Кислород. Горение», «Водород», «Растворы. Вода». | 1 | |||
| 18 | |||||
44 | 5.1 | Оксиды. Классификация оксидов. | 1 | |||
45 | 5.2 | Физические свойства оксидов и их получение. | 1 | |||
46 | 5.3 | Химические свойства оксидов. Применение оксидов. | 1 | |||
47 | 5.4 | Основания. Классификация оснований и номенклатура. Получение оснований. | 1 | |||
48 | 5.5 | Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. | 1 | |||
49 | 5.6 | Области применения оснований. | 1 | |||
50 | 5.7 | Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура. Применение. | 1 | |||
51 | 5.8 | Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов Н.Н.Бекетова (ряд напряжений металлов). | 1 | |||
52 | 5.9 | Проверочная работа № 2. «Оксиды», «Основания», «Кислоты». | 1 | |||
53 | 5.10 | Соли. Классификация. Номенклатура. | 1 | |||
54 | 5.11 | Способы получения солей. | 1 | |||
55 | 5.12 | Физические и химические свойства солей. Применение солей. | 1 | |||
56 | 5.13 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. | 1 | |||
57 | 5.14 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. | 1 | |||
58 | 5.15 | Свойства классов неорганических соединений. Типы химических реакций. Решение расчетных задач по химическим уравнениям. | 1 | |||
59 | 5.16 | Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений». | 1 | |||
60 | 5.17 | Обобщение, систематизация, коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Основные классы неорганических соединений». | 1 | |||
61 | 5.18 | Контрольная работа № 3. «Основные классы неорганических соединений». | 1 | |||
| 11 | |||||
62 | 6.1 | Классификация химических элементов. Амфотерные соединения. | 1 | |||
63 | 6.2 | Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д.И. Менделеева. | 1 | |||
64 | 6.3 | Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. | 1 | |||
65 | 6.4 | Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. | 1 | |||
66 | 6.5 | Основные сведения о строении атома. | 1 | |||
67 | 6.6 | Расположение электронов по энергетическим уровням. Состояние электронов в атоме. | 1 | |||
68 | 6.7 | Расположение электронов по энергетическим уровням. Состояние электронов в атоме. | 1 | |||
69 | 6.8 | Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строения атома. | 1 | |||
70 | 6.9 | Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева. | 1 | |||
71 | 6.10 | Обобщение, систематизация, коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение атома». | 1 | |||
72 | 6.11 | Проверочная работа № 3. «Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение атома». | 1 | |||
| 11 | |||||
73 | 7.1 | Электроотрицательность химических элементов. | 1 | |||
74 | 7.2 | Основные виды химической связи: ковалентная неполярная связь. | 1 | |||
75 | 7.3 | Ковалентная полярная связь. | 1 | |||
76 | 7.4 | Основные виды химической связи: ионная связь. | 1 | |||
77 | 7.5 | Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. | 1 | |||
78 | 7.6 | Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов. | 1 | |||
79 | 7.7 | Определение степени окисления элемента в соединении. | 1 | |||
80 | 7.8 | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | |||
81 | 7.9 | Составление окислительно-восстановительных реакций. | 1 | |||
82 | 7.10 | Обобщение, систематизация, коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Химическая связь. Строение веществ». | 1 | |||
83 | 7.11 | Контрольная работа № 4. «Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение атома» и «Химическая связь. Строение веществ». | 1 | |||
| 5 | |||||
84 | 8.1 | Закон Авогадро. Молярный объем газов. | 1 | |||
85 | 8.2 | Решение задач с использованием газовых законов. | 1 | |||
86 | 8.3 | Относительная плотность газов. | 1 | |||
87 | 8.4 | Объемные отношения газов при химических реакциях. | 1 | |||
88 | 8.5 | Решение задач на вычисление объемных отношений газов при химических реакциях. | 1 | |||
| 7 | |||||
89 | 9.1 | Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. | 1 | |||
90 | 9.2 | Хлороводород. | 1 | |||
91 | 9.3 | Соляная кислота и ее соли. | 1 | |||
92 | 9.4 | Практическая работа № 6. «Получение соляной кислоты и опыты с ней». | 1 | |||
93 | 9.5 | Сравнительная характеристика галогенов. | 1 | |||
94 | 9.6 | Обобщение, систематизация, коррекция знаний, умений и навыков учащихся по темам «Закон Авогадро. Молярный объем газов», «Галогены» | 1 | |||
95 | 9.7 | Контрольная работа № 5. «Закон Авогадро. Молярный объем газов», «Галогены». | 1 | |||
| 5 | |||||
96 | Решение задач за курс 8 класса. | 1 | ||||
97 | Решение задач за курс 8 класса. | 1 | ||||
98 | Решение задач за курс 8 класса. | 1 | ||||
99 | Итоговая контрольная работа. | 1 | ||||
100 | Анализ итоговой контрольной работы. | 1 | ||||
101 | Резервное время | 2 | ||||
102 |
9 класс
№ п/п | № урока в разделе | Тема урока | Кол-во часов | Дата | ||
план | факт | |||||
1. Введение
| 2 | |||||
1 | 1.1 | Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Вводный инструктаж по ТБ на уроках химии и при работе в лаборатории. | 1 | |||
2 | 1.2 | Виды химической связи, типы кристаллических решеток. Степень окисления. | 1 | |||
2. Электролитическая диссоциация | 10 | |||||
3 | 2.1 | Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электролитической диссоциации. | 1 | |||
4 | 2.2 | Диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. | 1 | |||
5 | 2.3 | Реакции ионного обмена и условия их протекания. | 1 | |||
6 | 2.4 | Реакции ионного обмена и условия их протекания. | 1 | |||
7 | 2.5 | Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). | 1 | |||
8 | 2.6 | Гидролиз солей. | 1 | |||
9 | 2.7 | Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация» | 1 | |||
10 | 2.8 | Расчеты по уравнениям химических реакций с понятиями избыток и недостаток. | 1 | |||
11 | 2.9 | Обобщение и повторение по теме «Электролитическая диссоциация». | 1 | |||
12 | 2.10 | Контрольная работа № 1. «Электролитическая диссоциация» | 1 | |||
3. Кислород и сера | 7 | |||||
13 | 3.1 | Положение кислорода и серы в ПСХЭ Д.И. Менделеева, строение их атомов. Аллотропия кислорода. | 1 | |||
14 | 3.2 | Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение серы. | 1 | |||
15 | 3.3 | Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксид серы (IV), сернистая кислота и ее соли. | 1 | |||
16 | 3.4 | Оксид серы (VI). Серная кислота и её соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. | 1 | |||
17 | 3.5 | Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» | 1 | |||
18 | 3.6 | Скорость химических реакций. | 1 | |||
19 | 3.7 | Обратимые химические реакции. | 1 | |||
4. Азот и фосфор | 10 | |||||
20 | 4.1 | Положение азота и фосфора в ПСХЭ Д.И. Менделеева, строение их атомов. Азот. Физические и химические свойства азота. | 1 | |||
21 | 4.2 | Аммиак. Физические и химические свойства аммиака. | 1 | |||
22 | 4.3 | Практическая работа № 3. Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака. | 1 | |||
23 | 4.4 | Соли аммония. | 1 | |||
24 | 4.5 | Кислородные соединения азота. Азотная кислота. | 1 | |||
25 | 4.6 | Соли азотной кислоты. | 1 | |||
26 | 4.7 | Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства. | 1 | |||
27 | 4.8 | Соединения фосфора: оксиды, кислоты, соли. Минеральные удобрения. | 1 | |||
28 | 4.9 | Практическая работа № 4. Определение минеральных удобрений. | 1 | |||
29 | 4.10 | Проверочная работа № 1. Кислород и сера. Азот и фосфор. | 1 | |||
5. Углерод и кремний | 8 | |||||
30 | 5.1 | Положение углерода и кремния в ПСХЭ Д.И. Менделеева, строение их атомов. Углерод. | 1 | |||
31 | 5.2 | Кислородные соединения углерода: оксид углерода (II), оксид углерода (IV). | 1 | |||
32 | 5.3 | Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе. | 1 | |||
33 | 5.4 | Практическая работа № 5. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. | 1 | |||
34 | 5.5 | Кремний и его соединения. | 1 | |||
35 | 5.6 | Силикатная промышленность. | 1 | |||
36 | 5.7 | Обобщение и повторение по темам «Кислород и сера», «Азот и фосфор», «Углерод и кремний». | 1 | |||
37 | 5.8 | Контрольная работа № 2. «Кислород и сера», «Азот и фосфор», «Углерод и кремний». | 1 | |||
6. Общие свойства металлов | 3 | |||||
38 | 6.1 | Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева, строение их атомов. Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. Физические свойства металлов. | 1 | |||
39 | 6.2 | Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. | 1 | |||
40 | 6.3 | Сплавы. | 1 | |||
7. Металлы IA – IIIA-групп Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева | 6 | |||||
41 | 7.1 | Характеристика щелочных металлов | 1 | |||
42 | 7.2 | Положение магния и кальция в ПСХЭ Д.И. Менделеева, строение их атомов. Кальций. | 1 | |||
43 | 7.3 | Важнейшие соединения кальция. Жесткость воды и способы её устранения. | 1 | |||
44 | 7.4 | Алюминий. Нахождение алюминия в природе, его получение, свойства и применение. | 1 | |||
45 | 7.5 | Важнейшие соединения алюминия. Оксид и гидроксид алюминия – амфотерные соединения. | 1 | |||
46 | 7.6 | Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы IА – IIIА-групп ПСХЭ Д.И. Менделеева». | 1 | |||
8. Железо | 5 | |||||
47 | 8.1 | Положение железа в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строение его атома. Свойства железа. | 1 | |||
48 | 8.2 | Соединения железа. | 1 | |||
49 | 8.3 | Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы IА – IIIА-групп ПСХЭ Д.И. Менделеева. Железо». | 1 | |||
50 | 8.4 | Обобщение и повторение по главам «Общие свойства металлов», «Металлы IА – IIIА-групп ПСХЭ Д.И. Менделеева», «Железо». | 1 | |||
51 | 8.5 | Контрольная работа № 3. «Общие свойства металлов. Металлы IА – IIIА-групп ПСХЭ Д.И. Менделеева. Железо». | 1 | |||
9. Металлургия | 3 | |||||
52 | 9.1 | Понятие о металлургии. Металлы в современной технике. Производство чугуна. | ||||
53 | 9.2 | Производство стали. | ||||
54 | 9.3 | Проверочная работа № 2. Металлургия. | ||||
10. Краткий обзор важнейших органических веществ | 14 | |||||
55 | 10.1 | Первоначальные сведения о строении органических соединений. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. | 1 | |||
56 | 10.2 | Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений. | 1 | |||
57 | 10.3 | Предельные (насыщенные) углеводороды. | 1 | |||
58 | 10.4 | Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. | 1 | |||
59 | 10.5 | Циклические углеводороды. | 1 | |||
60 | 10.6 | Природные источники углеводородов. | 1 | |||
61 | 10.7 | Спирты: предельные одноатомные и многоатомные. | 1 | |||
62 | 10.8 | Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. | 1 | |||
63 | 10.9 | Жиры. | 1 | |||
64 | 10.10 | Углеводы. | 1 | |||
65 | 10.11 | Аминокислоты. Белки. | 1 | |||
66 | 10.12 | Полимеры. | ||||
67 | 10.13 | Контрольная работа № 4. «Краткий обзор важнейших органических веществ». | 1 | |||
68 | 10.14 | Анализ контрольной работы. Лекарства. Повторение и обобщение по курсу химии за 9 класс. | 1 |
4. Содержание тем учебного предмета
8 класс
Тема № 1. Первоначальные химические понятия (25 ч)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций. Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав веществ. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Знаки химических элементов. Химические формулы. Закон постоянства состава веществ. Атомные единицы массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.
Практическая работа № 1. «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием».
Практическая работа № 2. «Очистка поваренной соли».
Расчетные задачи. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Расчетные задачи по химическим уравнениям реакций.
Тема № 2. Кислород. Горение (5 ч)
Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление Тепловой эффект химических реакций. Защита атмосферы от загрязнений.
Практическая работа № 3. «Получение и свойства кислорода».
Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Тема № 3. Водород (5 ч)
Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород – восстановитель. Получение, применение.
Тема № 4. Растворы. Вода (8 ч)
Вода – растворитель. Растворение веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Методы определения состава веществ – анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.
Практическая работа № 4. «Приготовление раствора соли с определенной массовой долей вещества».
Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.
Тема № 5. Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений (18 ч)
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение. Кислоты. Классификация, Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Применение. Вытеснительный ряд металлов Н.Н. Бекетова. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение и применение. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений
Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».
Тема № 6. Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение атома (11 ч)
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов. Группы и периоды. Значение периодического закона. Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Нуклиды. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы.
Тема № 7. Химическая связь. Строение веществ (11 ч)
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная полярная, ковалентная неполярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Определение степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции. Кристаллические решетки: ионная, атомная, молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки.
Тема № 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (5 ч)
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Расчетные задачи. Решение задач с использованием газовых законов. Решение задач на вычисление объемных отношений газов при химических реакциях.
Тема № 9. Галогены (7 ч)
Положение галогенов в периодической системе и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства галогенов. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.
Практическая работа № 6. «Получение соляной кислоты и опыты с ней».
Тема № 10. Повторение, обобщение (5 ч)
Решение задач за курс 8 класса.
Резерв времени – 2 часа.
9 класс
Тема № 1. Введение (2 ч)
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Вводный инструктаж по ТБ на уроках химии и при работе в лаборатории. Виды химической связи. Типы кристаллических решеток. Степень окисления.
Тема № 2. Электролитическая диссоциация (10 ч)
Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей, солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель. Восстановитель. Гидролиз солей.
Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Расчетные задачи. Расчеты по уравнениям химических реакций с понятиями избыток и недостаток.
Тема № 3. Кислород и сера (7 ч)
Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода – озон. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы (IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
Тема № 4. Азот и фосфор (10 ч)
Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и применение. Соли аммония. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты. Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства. Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения.
Практическая работа № 3. Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака.
Практическая работа № 4. Определение минеральных удобрений.
Тема № 5. Углерод и кремний (8 ч)
Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода, физические и химические свойства. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе. Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.
Практическая работа № 5. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Темы № 6 – 9. Общие свойства металлов. Металлы IA – IIIA-групп Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Железо. Металлургия (17 ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряженности металлов. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы: сталь, чугун, бронза. Проблема безотходного производства в металлургии и охрана окружающей среды. Щелочные металлы. Положение их в периодической системе, строение атома, нахождение в природе, физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений. Щелочноземельные металлы: положение в периодической системе, строение атомов, нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения. Алюминий и железо: положение в периодической системе и строение атомов, нахождение в природе, физические и химические свойства, нахождение в природе. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и (III).
Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы IА – IIIА-групп ПСХЭ Д.И. Менделеева».
Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы IА – IIIА-групп ПСХЭ Д.И. Менделеева. Железо».
Расчетные задачи. Вычисление по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Тема № 10. Краткий обзор важнейших органических веществ (14 ч)
Первоначальные сведения о строении органических соединений. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Предельные (насыщенные) углеводороды – алканы. Метан. Этан. Физические и химические свойства. Непредельные (ненасыщенные) углеводороды – алкены и алкины. Этилен (этен) и ацетилен (этин). Физические и химические свойства. Диеновые углеводороды. Циклоалканы. Бензол. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические и химические свойства. Физиологическое действие на организм. Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Карбоновые кислоты. Жиры. Муравьиная и уксусная кислоты, их физические свойства и применение. Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота. Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров. Глюкоза и сахароза. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья. Крахмал и целлюлоза – природные полимеры. Нахождение в природе, получение. Белки – биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах. Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров. Химия и здоровье. Лекарства.
Расчетные задачи. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
5. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса химии обучающиеся должны
знать / понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и
восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, Периодический закон;
уметь:
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
6. Перечень учебно-методического обеспечения
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия | Электронное оборудование |
1. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия. Неорганическая химия. 8 класс. – М.: Просвещение, 2013. 2. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс. – М.: Просвещение, 2013. | 1. Г.П. Хомченко Пособие по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 2006. 2. И.Е. Баронова Пособие для интенсивной подготовки к выпускному, вступительному экзамену и ЕГЭ по химии. – М.: ВАКО, 2007. 3. А.С. Егоров Химия. Новое учебное пособие для поступающих в вузы. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 4. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы: в 2-х томах. – М.: Экзамен, 2007. 5. И.Г. Хомченко Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: Новая волна, 2006. 6. Н.Н. Гара, Н.И. Габрусева Химия. Задачник с «помощником» 8 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2014. 7. Е.Н. Стрельникова Контрольно-измерительные материалы. Химия. 9 класс. – М.: ВАКО, 2016. 8. М.А. Рябов Сборник задач и упражнений по химии к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия: неорганическая химия: органическая химия. 9 класс». – М.: Экзамен, 2015. 9. Г.В. Пичугина Ситуационные задания по химии. 8 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2014. 10. Е.Н. Стрельникова Контрольно-измерительные материалы. Химия: 9 класс. – М.: ВАКО, 2016. 11. Т.А. Боровских Тесты по химии: 8 кл.: Первоначальные химические понятия. Кислород. Водород. Вода, растворы. Основные классы неорганических соединений: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2015. 12. Т.А. Боровских Тесты по химии: 8 кл.: Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь. Строение веществ. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Галогены: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2015. 13. Т.А. Боровских Тесты по химии. Электролитическая диссоциация. Кислород и сера. 9 класс: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 9 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2013. | 1. Н.П. Троегубова Поурочные разработки по химии. 8 класс. – М.: ВАКО, 2014. 2. М.Ю. Горковенко Поурочные разработки по химии. 9 класс. – М.: ВАКО, 2016. | 1. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия. Неорганическая химия. 8 класс компакт-диск DVD – М.:Просвещение, 2013. 2. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс компакт-диск DVD – М.:Просвещение, 2013. 3. 1С: Репетитор. Химия компакт-диск DVD. |
Интернет-ресурсы:
http://edu.tomsk.ru/teacher_help/him_sites.htm
http://www.fptl.ru/Chem%20block_Himija%20v%20internete.html
http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Химия 8 класс
Рабочая программа «Химия» 8 класс предназначена для работы по учебнику О.С.Габриеляна. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией– 5-е изд. – М.: Дрофа,2009., она составляется н...
рабочая программа химия 8 - 9 классы По учебнику Габриэляна О.С.
Рабочая программа содержит тематическое планирование, контрольные работы к учебнику Габриэляна 8, 9 классов...
Рабочая программа 9 класс. Химия
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством обра...
Рабочая программа "Химия" 9 класс
Рабочая программа "Химия" 9 класс по УМК Габриелян О.С. , базовый уровень включает титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа: химия, 8 класс.
Рабочая программа составлена на основании Примерной программыосновного общего образования по химии, а также программы курса химии дляучащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О...
Рабочая программа химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна
Рабочая программа педагога по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна рассчитана на 1, 5 часа в неделю. В программе отражена подготовка к ЕГЭ согласно спецификации и кодификатору 2012 года по ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХИМИИ 9 класс. УМК О.С. Габриелян. 68 часов
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; п...