Рабочая программа. Химия 10 - 11 классы
рабочая программа по химии (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа по химии для 10-11 классов к учебникам «Химия. 10 класс»; «Химия. 11 класс». Авторы: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10-11_kl.docx | 69.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНА:
Педагогическим советом МКОУ приказ по
«Брусовская СОШ» МКОУ «Брусовская СОШ»
Протокол №1 от 29 августа 2016 г. от 02 сентября 2016 г. №1-35
Директор школы
_____________ Костина Т.А.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Химия»
10 – 11 классы
Базовый уровень
Лепиной Ирины Михайловны
2016 – 2017 учебный год
Содержание
1. | Пояснительная записка………………………………………………………… | 3 |
2. | Учебно-тематический план……………………………………………………. | 5 |
3. | Календарно-тематическое планирование…………………………………….. | 5 |
4. | Содержание тем учебного предмета…………………………………………... | 10 |
5. | Требования к уровню подготовки учащихся…………………………………. | 15 |
6. | Перечень учебно-методического обеспечения……………………………….. | 17 |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 10 – 11 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, примерной программой основного общего образования по химии и авторской программой Н.Н. Гара.
Рабочая программа раскрывает содержание обучения химии в 10 – 11 классах общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа в 10 – 11 классах рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Для реализации программного содержания используются учебники для общеобразовательных учреждений: «Химия. 10 класс»; «Химия. 11 класс». Авторы: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2014.
Данный курс обучающиеся изучают после курса химии для 8 – 9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и в повседневной жизни.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено:
• на освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, о важнейших химических понятиях, законах и теориях;
• на овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, для оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
• на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
• на воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
• на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Результаты освоения курса химии
Данная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений.
В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.
Ведущая роль в раскрытии содержания курса химии 11 класса принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе химических элементов как наиболее общим научным основам химии.
В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах. В этом учащимся помогают различные наглядные схемы и таблицы, которые позволяют выделить самое главное, самое существенное.
Содержание этих разделов химии раскрывается во взаимосвязи органических и неорганических веществ.
Особое внимание уделено химическому эксперименту, который является основой формирования теоретических знаний.
2. Учебно-тематический план
10 класс
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей | 6 |
2 | Предельные углеводороды – алканы | 6 |
3 | Непредельные углеводороды – алкены, алкадиены и алкины | 6 |
4 | Ароматические углеводороды | 4 |
5 | Природные источники углеводородов и их переработка | 5 |
6 | Спирты и фенолы | 6 |
7 | Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты | 9 |
8 | Сложные эфиры. Жиры | 3 |
9 | Углеводы | 7 |
10 | Азотсодержащие органические соединения | 7 |
11 | Химия полимеров | 9 |
Итого: | 68 |
11 класс
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Важнейшие химические понятия и законы | 8 |
2 | Строение вещества | 7 |
3 | Химические реакции | 6 |
4 | Растворы | 10 |
5 | Электрохимические реакции | 5 |
6 | Металлы | 13 |
7 | Неметаллы | 13 |
8 | Химия и жизнь | 6 |
Итого: | 68 |
3. Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | ||||
1. Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей | 6 | ||||
1 | 1.1 | Предмет органической химии. Становление органической химии как науки. | 1 | ||
2 | 1.2 | Основные положения теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова. Изомерия. | 1 | ||
3 | 1.3 | Практическая работа № 1. «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах». | 1 | ||
4 | 1.4 | Состояние электронов в атоме. | 1 | ||
5 | 1.5 | Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. | 1 | ||
6 | 1.6 | Классификация органических соединений. | 1 | ||
УГЛЕВОДОРОДЫ | 21 | ||||
2. Предельные углеводороды – АЛКАНЫ | 6 | ||||
7 | 2.1 | Электронное и пространственное строение алканов. | 1 | ||
8 | 2.2 | Гомологи и изомеры алканов. Номенклатура алканов. | 1 | ||
9 | 2.3 | Физические и химические свойства алканов. Метан – простейший представитель алканов. | 1 | ||
10 | 2.4 | Получение и применение алканов. | 1 | ||
11 | 2.5 | Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода. | 1 | ||
12 | 2.6 | Контрольная работа № 1. «Алканы» | 1 | ||
3. Непредельные углеводороды – АЛКЕНЫ, АЛКАДИЕНЫ, АЛКИНЫ | 6 | ||||
13 | 3.1 | Непредельные углеводороды. Алкены: электронное и пространственное строение, гомология и изомерия. | 1 | ||
14 | 3.2 | Получение, свойства и применение алкенов. | 1 | ||
15 | 3.3 | Практическая работа № 2. «Получение этилена и изучение его свойств». | 1 | ||
16 | 3.4 | Понятие и диеновых углеводородах. Природный каучук. | 1 | ||
17 | 3.5 | Ацетилен и его гомологи. | 1 | ||
18 | 3.6 | Применение и получение ацетилена. | 1 | ||
4. Ароматические углеводороды – АРЕНЫ | 4 | ||||
19 | 4.1 | Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. | 1 | ||
20 | 4.2 | Физические и химические свойства бензола. | 1 | ||
21 | 4.3 | Гомологи бензола. Свойства. Применение. | 1 | ||
22 | 4.4 | Генетическая связь аренов с другими классами углеводородов. | 1 | ||
5. Природные источники углеводородов и их переработка | 5 | ||||
23 | 5.1 | Природный газ и попутные нефтяные газы, их состав и использование. Каменный уголь. | 1 | ||
24 | 5.2 | Нефть и нефтепродукты. Перегонка нефти. | 1 | ||
25 | 5.3 | Крекинг нефти. Пиролиз. | 1 | ||
26 | 5.4 | Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. | 1 | ||
27 | 5.5 | Контрольная работа № 2. «Углеводороды». | 1 | ||
КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ | 25 | ||||
6. Спирты и фенолы | 6 | ||||
28 | 6.1 | Строение молекул предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура. Физические свойства. | 1 | ||
29 | 6.2 | Химические свойства предельных одноатомных спиртов на примере метанола и этанола. Водородная связь. Физиологическое действие спиртов на организм человека. | 1 | ||
30 | 6.3 | Получение и применение спиртов. | 1 | ||
31 | 6.4 | Генетическая связь одноатомных предельных спиртов с другими классами органических соединений. Решение задач по химическим уравнениям на избыток/недостаток одного из реагирующих веществ. | 1 | ||
32 | 6.5 | Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин. Физические и химические свойства. Применение. | 1 | ||
33 | 6.6 | Фенолы и ароматические спирты. Строение молекулы фенола. Получение фенола. Физические и химические свойства фенола, применение. Генетическая связь фенолов с другими классами органических веществ. | 1 | ||
7. Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты | 9 | ||||
34 | 7.1 | Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Изомерия и номенклатура. | 1 | ||
35 | 7.2 | Физические и химические свойства альдегидов. Получение и применение. | 1 | ||
36 | 7.3 | Ацетон – представитель кетонов. Применение ацетона. | 1 | ||
37 | 7.4 | Одноатомные предельные карбоновые кислоты. Строение молекулы. Изомерия и номенклатура. Нахождение в природе. | 1 | ||
38 | 7.5 | Физические и химические свойства карбоновых кислот. Получение и применение | 1 | ||
39 | 7.6 | Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. | 1 | ||
40 | 7.7 | Практическая работа № 3. «Получение и свойства карбоновых кислот» | 1 | ||
41 | 7.8 | Практическая работа № 4. «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ» | 1 | ||
42 | 7.9 | Контрольная работа № 3. «Кислородсодержащие органические соединения» | 1 | ||
8. Сложные эфиры. Жиры | 3 | ||||
43 | 8.1 | Сложные эфиры. Номенклатура. Строение молекул. Физические и химические свойства. Нахождение в природе и применение. | 1 | ||
44 | 8.2 | Жиры. Строение жиров. Физические и химические свойства. Применение жиров. | 1 | ||
45 | 8.3 | Понятие о синтетических моющих средствах. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии. | 1 | ||
9. Углеводы | 7 | ||||
46 | 9.1 | Глюкоза. Строение молекулы. Изомерия. Физические свойства. Нахождение в природе и получение. | 1 | ||
47 | 9.2 | Химические свойства глюкозы. Применение глюкозы. | 1 | ||
48 | 9.3 | Олигосахариды. Сахароза. Нахождение в природе. Свойства и применение. | 1 | ||
49 | 9.4 | Полисахариды. Крахмал. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение и применение. | 1 | ||
50 | 9.5 | Целлюлоза. Строение молекулы. Физические и химические свойства. | 1 | ||
51 | 9.6 | Применение целлюлозы. Ацетатное волокно. | 1 | ||
52 | 9.7 | Практическая работа № 5. «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ». | 1 | ||
10. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ | 7 | ||||
53 | 10.1 | Амины. Строение молекул и химические свойства. Анилин – представитель ароматических аминов. Получение анилина, физические и химические свойства. | 1 | ||
54 | 10.2 | Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства, получение и применение. | 1 | ||
55 | 10.3 | Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений. Решение расчетных задач. | 1 | ||
56 | 10.4 | Белки – природные полимеры. Понятие о пептидной связи. Состав и строение белков. | 1 | ||
57 | 10.5 | Физические и химические свойства белков. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. | 1 | ||
58 | 10.6 | Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Нуклеиновые кислоты. | 1 | ||
59 | 10.7 | Химия и здоровье человека. | 1 | ||
11. ХИМИЯ ПОЛИМЕРОВ | 9 | ||||
60 | 11.1 | Понятие о высокомолекулярных соединениях, зависимость их свойств от строения. Основные методы синтеза полимеров. | 1 | ||
61 | 11.2 | Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. | 1 | ||
62 | 11.3 | Конденсационные полимеры. Пенопласты. | 1 | ||
63 | 11.4 | Натуральный и синтетический каучук | 1 | ||
64 | 11.5 | Синтетические волокна. Капрон. Лавсан. | 1 | ||
65 | 11.6 | Практическая работа № 6. «Распознавание пластмасс и волокон» | 1 | ||
66 | 11.7 | Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа. | 1 | ||
67 | 11.8 | Итоговая контрольная работа по темам: «Кислородсодержащие органические соединения», «Азотсодержащие органические соединения». | 1 | ||
68 | 11.9 | Анализ контрольной работы. | 1 |
11 класс
№ п/п | № урока в разделе | Тема урока | Кол-во часов | Дата | ||
план | факт | |||||
1. Важнейшие химические понятия и законы | 8 | |||||
1 | 1.1 | Атом. Химический элемент. Нуклиды. Изотопы. Простые и сложные вещества. | 1 | |||
2 | 1.2 | Закон сохранения массы веществ. Закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях. | 1 | |||
3 | 1.3 | Решение расчетных задач. | 1 | |||
4 | 1.4 | Периодический закон. Распределение электронов в атомах элементов малых периодов. | 1 | |||
5 | 1.5 | Распределение электронов в атомах элементов больших периодов. | 1 | |||
6 | 1.6 | Положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов. | 1 | |||
7 | 1.7 | Валентность. Валентные возможности и размеры атомов химических элементов. | 1 | |||
8 | 1.8 | Решение расчетных задач. | 1 | |||
2. Строение вещества | 7 | |||||
9 | 2.1 | Основные виды химической связи. Ионная и ковалентная связь. | 1 | |||
10 | 2.2 | Металлическая связь. Водородная связь. | 1 | |||
11 | 2.3 | Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ. | 1 | |||
12 | 2.4 | Строение кристаллов. Типы кристаллических решеток и свойства веществ. | 1 | |||
13 | 2.5 | Причины многообразия веществ. | 1 | |||
14 | 2.6 | Решение расчетных задач. | 1 | |||
15 | 2.7 | Контрольная работа № 1. «Важнейшие химические понятия и законы», «Строение вещества». | 1 | |||
3. Химические реакции | 6 | |||||
16 | 3.1 | Классификация химических реакций по изменению степени окисления. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и образующихся веществ. | 1 | |||
17 | 3.2 | Классификация химических реакций по тепловому эффекту. Закон Гесса. Классификация химических реакций по признаку обратимости. | 1 | |||
18 | 3.3 | Скорость химических реакций. Закон действующих масс. | 1 | |||
19 | 3.4 | Катализ и катализаторы. | 1 | |||
20 | 3.5 | Химическое равновесие и условия его смещения. Принцип Ле Шателье. | 1 | |||
21 | 3.6 | Решение расчетных задач. | 1 | |||
4. Растворы | 10 | |||||
22 | 4.1 | Дисперсные системы. | 1 | |||
23 | 4.2 | Способы выражения концентрации растворов. Молярная концентрация. Массовая доля растворенного вещества. | 1 | |||
24 | 4.3 | Практическая работа № 1. Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией. | 1 | |||
25 | 4.4 | Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. | 1 | |||
26 | 4.5 | Среда водных растворов. Водородный показатель (рН) раствора. | 1 | |||
27 | 4.6 | Реакции ионного обмена. | 1 | |||
28 | 4.7 | Гидролиз органических и неорганических соединений. | 1 | |||
29 | 4.8 | Обобщение и повторение изученного материала. | 1 | |||
30 | 4.9 | Решение расчетных задач. | 1 | |||
31 | 4.10 | Контрольная работа № 2. «Химические реакции», «Растворы». | 1 | |||
5. Электрохимические реакции | 5 | |||||
32 | 5.1 | Химические источники тока. | 1 | |||
33 | 5.2 | Ряд стандартных электродных потенциалов. | 1 | |||
34 | 5.3 | Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. | 1 | |||
35 | 5.4 | Электролиз растворов и расплавов веществ. | 1 | |||
36 | 5.5 | Электролиз растворов и расплавов веществ. | 1 | |||
6. Металлы | 13 | |||||
37 | 6.1 | Общая характеристика и способы получения металлов. | 1 | |||
38 | 6.2 | Обзор металлических элементов А-групп ПСХЭ Д.И. Менделеева. | 1 | |||
39 | 6.3 | Общий обзор металлических элементов Б-групп ПСХЭ Д.И. Менделеева. | 1 | |||
40 | 6.4 | Медь. | 1 | |||
41 | 6.5 | Цинк. | 1 | |||
42 | 6.6 | Титан и хром. | 1 | |||
43 | 6.7 | Железо, никель, платина. | 1 | |||
44 | 6.8 | Сплавы металлов. | 1 | |||
45 | 6.9 | Оксиды и гидроксиды металлов. | 1 | |||
46 | 6.10 | Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы». | 1 | |||
47 | 6.11 | Решение расчетных задач. | 1 | |||
48 | 6.12 | Обобщение и повторение изученного материала. | 1 | |||
49 | 6.13 | Контрольная работа № 3. «Электрохимические реакции», «Металлы». | 1 | |||
7. Неметаллы | 13 | |||||
50 | 7.1 | Химические элементы – неметаллы. Строение простых веществ – неметаллов. | 1 | |||
51 | 7.2 | Свойства и применение важнейших неметаллов. | 1 | |||
52 | 7.3 | Оксиды неметаллов. | 1 | |||
53 | 7.4 | Кислородосодержащие кислоты. | 1 | |||
54 | 7.5 | Окислительные свойства серной кислоты. | 1 | |||
55 | 7.6 | Окислительные свойства азотной кислоты. | 1 | |||
56 | 7.7 | Водородные соединения неметаллов. | 1 | |||
57 | 7.8 | Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы». | 1 | |||
58 | 7.9 | Решение расчетных задач. | 1 | |||
59 | 7.10 | Контрольная работа № 4. «Неметаллы». | 1 | |||
60 | 7.11 | Генетическая связь неорганических и органических веществ. | 1 | |||
61 | 7.12 | Решение задач на установление генетической связи между классами неорганических веществ. | 1 | |||
62 | 7.13 | Решение задач на установление генетической связи между классами органических веществ. | 1 | |||
8. Химия и жизнь | 6 | |||||
63 | 8.1 | Химия в промышленности. Принципы химического производства. Производство серной кислоты контактным способом. | 1 | |||
64 | 8.2 | Химико-технологические принципы промышленного получения металлов. Производство чугуна. | 1 | |||
65 | 8.3 | Производство стали. | 1 | |||
66 | 8.4 | Химия в быту. | 1 | |||
67 | 8.5 | Химическая промышленность и окружающая среда. | 1 | |||
68 | 8.6 | Обобщение и систематизация знаний по курсу «Химия». | 1 |
4. Содержание тем учебного предмета
10 класс
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема № 1. Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей (6 ч)
Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд. Гомологи. Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений. Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. Электрофилы. Нуклеофилы Классификация органических соединений. Состояние электронов в атоме. Энергетические уровни. Электронные орбитали. Спин электрона. Электронная конфигурация. Электронные формулы.
Практическая работа № 1. «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах».
УГЛЕВОДОРОДЫ (21 ч)
Тема № 2. Предельные углеводороды – алканы (6 ч)
Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов. Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.
Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.
Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.
Тема № 3. Непредельные углеводороды – алкены, алкадиены и алкины (6 ч)
Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-/транс-изомерия. Химические свойства: реакция окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов. Алкадиены. Строение. Свойства, применение. Природный каучук. Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение. Применение.
Практическая работа № 2. Получение этилена и изучение его свойств.
Тема № 4. Ароматические углеводороды – арены (4 ч)
Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.
Тема № 5. Природные источники углеводородов и их переработка (5 ч)
Природный газ. Попутные нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Коксохимическое производство.
Лабораторные опыты. Ознакомление c образцами продуктов нефтепереработки.
Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (25 ч)
Тема № 6. Спирты и фенолы (6 ч)
Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Генетическая связь одноатомных предельных спиртов с углеводородами. Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение. Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.
Лабораторные опыты. Окисление этанола оксидом меди (II). Растворение глицерина в воде. Реакция глицерина с гидроксидом меди(II).
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Тема № 7. Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты (9 ч)
Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. Ацетон — представитель кетонов. Строение молекулы. Применение. Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.
Лабораторные опыты. Получение этаналя окислением этанола. Окисление метаналя (этаналя) аммиачным раствором оксида серебра(I). Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди(II).
Практическая работа № 3. Получение и свойства карбоновых кислот.
Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.
Тема № 8. Сложные эфиры. Жиры (3 ч)
Сложные эфиры: свойства, получение, применение. Жиры. Строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение. Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.
Лабораторные опыты. Гидролиз (омыление) жиров. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. Знакомство с образцами моющих средств. Изучение их состава и инструкции по применению.
Тема № 9. Углеводы (7 ч)
Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. Фруктоза — изомер глюкозы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение. Крахмал и целлюлоза — представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.
Лабораторные опыты. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II). Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(I). Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. Приготовление крахмального клейстера и взаимодействие крахмала с йодом. Гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.
Тема № 10. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч)
Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина. Свойства анилина. Применение. Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение. Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений. Белки — природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: состав, строение. Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Лабораторные опыты. Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая реакции).
Тема № 11. Химия полимеров (9 ч)
Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации. Строение молекул. Стереонерегулярное и стереорегулярное строение полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Полимеры, получаемые в реакциях поликонденсации. Фенолформальдегидные смолы. Термореактивность. Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение. Синтетические волокна. Капрон. Лавсан. Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.
Лабораторные опыты. Свойства полиэтилена. Свойства капрона.
Практическая работа № 6. Распознавание пластмасс и волокон.
Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
11 класс
Тема № 1. Важнейшие химические понятия и законы (8 ч)
Атом. Химический элемент. Нуклиды. Изотопы. Простые и сложные вещества. Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Атомные орбитали,
s-, p-, d- и f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Энергетические уровни, подуровни. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов. Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов.
Расчетные задачи. Вычисление массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции.
Тема № 2. Строение вещества (7 ч)
Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ. Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
Расчетные задачи. Задачи на избыток/недостаток одного из реагирующих веществ.
Тема № 3. Химические реакции (6 ч)
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье.
Расчетные задачи. Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
Тема № 4. Растворы (10 ч)
Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Ионное произведение воды. Водородный показатель (pH) раствора. Гидролиз органических и неорганических соединений.
Практическая работа № 1. Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией.
Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества.
Глава 5. Электрохимические реакции (5 ч)
Химические источники тока. Гальванический элемент. Электроды. Анод. Катод. Аккумулятор. Топливный элемент. Электрохимия. Ряд стандартных электродных потенциалов. Стандартные условия. Стандартный водородный электрод. Коррозия металлов и ее предупреждение. Химическая и электрохимическая коррозия. Методы борьбы с коррозией. Электролиз. Электролиз растворов. Электролиз расплавов.
Тема № 6. Металлы (13 ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общие свойства металлов. Общие способы получения металлов. Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов. Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, титан, хром, железо, никель, платина). Сплавы металлов. Оксиды и гидроксиды металлов.
Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Тема 7. Неметаллы (13 ч)
Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты. Окислительные свойства серной и азотной кислот. Водородные соединения неметаллов. Генетическая связь неорганических и органических веществ.
Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы».
Тема № 8. Химия и жизнь (6 ч)
Химия в промышленности. Принципы химического производства. Химическая технология. Производство серной кислоты контактным способом. Химико-технологические принципы промышленного получения металлов. Сплавы. Производство чугуна. Черная металлургия. Доменная печь. Агломерация. Производство стали. Кислородный конвертер. Безотходное производство. Химия в быту. Химическая промышленность и окружающая среда. Экологический мониторинг. Предельно допустимые концентрации.
5. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
• важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
• основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
• важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
• называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
• определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
• характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
• объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
• выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);
• использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
6. Перечень учебно-методического обеспечения
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия | Электронное оборудование |
1. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия. 10 класс. – М.: Просвещение, 2014. 2. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия. 11 класс. – М.: Просвещение, 2014. | 1. Г.П. Хомченко Пособие по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 2006. 2. И.Е. Баронова Пособие для интенсивной подготовки к выпускному, вступительному экзамену и ЕГЭ по химии. – М.: ВАКО, 2007. 3. А.С. Егоров Химия. Новое учебное пособие для поступающих в вузы. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 4. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы: в 2-х томах. – М.: Экзамен, 2007. 5. И.Г. Хомченко Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: Новая волна, 2006. 6. Е.Н. Стрельникова Контрольно-измерительные материалы. Химия. 10 класс. – М.: ВАКО, 2016. 7. А.М. Радецкий Химия. Дидактический материал. 10 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2016. 8. Г.Л. Маршанова Сборник задач по органической химии. 10 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2014. 9. Г.В. Пичугина Ситуационные задания по химии. 8 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2014. 10. Н.П. Троегубова Контрольно-измерительные материалы. Химия: 10 класс. – М.: ВАКО, 2014. 11. И.А. Дудиева Химия. Диагностические работы для проведения промежуточной аттестации. 10 класс. – М.: ВАКО, 2014. | 1. М.Ю. Горковенко Поурочные разработки по химии. 10 класс. – М.: ВАКО, 2016. 2. Н.П. Троегубова Поурочные разработки по химии. 11 класс. – М.: ВАКО, 2014. | 1. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия. 10 класс компакт-диск DVD – М.: Просвещение, 2013. 2. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия. 11 класс компакт-диск DVD – М.: Просвещение, 2013. 3. 1С: Репетитор. Химия компакт-диск DVD. |
Интернет-ресурсы:
http://edu.tomsk.ru/teacher_help/him_sites.htm
http://www.fptl.ru/Chem%20block_Himija%20v%20internete.html
http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Химия 8 класс
Рабочая программа «Химия» 8 класс предназначена для работы по учебнику О.С.Габриеляна. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией– 5-е изд. – М.: Дрофа,2009., она составляется н...
рабочая программа химия 8 - 9 классы По учебнику Габриэляна О.С.
Рабочая программа содержит тематическое планирование, контрольные работы к учебнику Габриэляна 8, 9 классов...
Рабочая программа 9 класс. Химия
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством обра...
Рабочая программа "Химия" 9 класс
Рабочая программа "Химия" 9 класс по УМК Габриелян О.С. , базовый уровень включает титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа: химия, 8 класс.
Рабочая программа составлена на основании Примерной программыосновного общего образования по химии, а также программы курса химии дляучащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О...
Рабочая программа химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна
Рабочая программа педагога по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна рассчитана на 1, 5 часа в неделю. В программе отражена подготовка к ЕГЭ согласно спецификации и кодификатору 2012 года по ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХИМИИ 9 класс. УМК О.С. Габриелян. 68 часов
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; п...