Технологическая карта урока в 10 классе по теме "Арены. Строение, изомерия, номенклатура".
материал по химии (10 класс) на тему
Данный урок может быть реализован в сильном классе при 2-х часовой программе при изучении новой темы. Технологическая карта с приложением подробно описывает деятельность учителя и учащихся, а также формируемые УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_problemnogo_uroka.docx | 42.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Авторы | Сорокина Гульсиня Габдулахатовна, учитель химии, МБОУ «СОШ № 33 с углубленным изучением английского языка», г.Нижнекамск, РТ.
|
Класс | 10 класс |
Автор УМК (Программы учебного курса) | О.С.Габриелян |
Тема урока | Арены. Строение, изомерия, номенклатура. |
Тип урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности |
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представления о строении аренов на примере бензола; овладение понятием «ароматическая связь», «бензольное кольцо»; приобретение опыта использования различных методов установления строения вещества ( математический расчет, эксперимент, находить пути решения проблемной ситуации).
Метапредметные: формирование умения устанавливать причинно – следственные связи между свойствами и строением вещества; умения создавать, применять, преобразовывать знаки и символы; вносить необходимые изменения в свои действия; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и сотрудничеству при выполнении групповой работы; оценка своей деятельности по заданным критериям
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | |||||
осуществляемые действия | осуществ. действия | формируемые способы деятельности | осуществ. действия | формируемые способы деятельности | осуществ. действия | формируемые способы деятельности | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Актуализация знаний и постановка цели урока (6 мин) | 1.Организует деятельность по актуализации алгоритма решения задач - Вспомним, как мы умеем решать задачи на вывод формул по известным массовым долям элементов условие задачи на доске: массовая доля С -92,7%, H – 7,7%, относительная плотность по воздуху составляет 2,69. Установите молекулярную формулу вещества. | Называют алгоритмы решения задач и отвечают на вопросы учителя | Уметь выделять существенную информацию из текста задачи | Взаимодей-ствуют с учителем во время фронтальной работы | Класс: понимать и воспринимать на слух ответ учащихся | Самоконтроль и взаимоконтроль обсуждаемого способа решения задачи | Принимать и сохранять учебную задачу |
2. Организует решение задачи - контролирует процесс решения задачи - при необходимости оказывает помощь | 2 ученика работают у доски, решая задачу разными способами (универсальный и через простейшую формулу) Класс: индивидуально решает задачу в тетради | Использование знаково-символических средств, в том числе модели и схем для решения задач. | Взаимодей-ствуют с учителем во время самостоятельной работы | Вызванный учащийся строит монологическое высказывание Класс: понимать и воспринимать замечание учителя | Самоконтроль процесса решения задачи | Различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия | |
3.Оценивает работу по решению задачи и выставляет отметки | Слушают учителя | Понимать и воспринимать на слух объяснение учителя | Адекватно воспринимать оценку учителя | ||||
4.Организует работу по самостоятельному формулированию темы и цели урока. - чем сегодня на уроке нам предстоит заниматься? | Учащиеся делают вывод, чем сегодня на уроке предстоит заниматься Записывают тему урока в тетради | Делать выводы и обобщения | Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы | Класс: понимать и воспринимать на слух ответы учащихся . Вызванный учащийся: строить монологическое высказывание | Самоконтроль понимания цели урока | Осуществляет итоговый контроль по результату | |
2. Изучение нового материала (30 мин) | Создание проблемной ситуации. 1.Предлагает составить план изучения строения бензола и высказать предположение о строении молекулы бензола: В случае затруднения учащихся задает наводящие вопросы: - как вы думаете, бензол имеет ациклическое или циклическое строение? - как это можно проверить? - какой характер имеет бензол ( предельный или непредельный?) - что является реактивом на кратную связь? |
Предлагают 1. узнать, какое строение имеет бензол: циклическое или ациклическое. а) вызванные к доске ученики пишут формулы на доске б) высказывают предположение о том, что возможно бензол присоединяет водород, если присоединяет 3 молекулы, то циклическое, если 4 то ациклическое. 2. предлагают проверить наличие кратных связей с помощью эксперимента | Использование знаково-символических средств для составления формулы. Анализировать объекты с выделением отличительных признаков Выдвигать предположения и обосновывать их | Взаимодействует с учителем во время работ Взаимодействуют с учителем во время работы | Понимать и воспринимать на слух замечания учителя Слушать собеседника при необходимости вступать с ним в диалог; строить понятные для собеседника высказывания; уметь формулировать свое собственное мнение и позицию | Самоконтроль процесса составления формул Самоконтроль и взаимоконтроль обсуждаемого способа действия | Выполнять учебные действия в материализованной форме Различать способ и результат действия |
2.Демонстрирует химический эксперимент ( можно виртуально) - на столе 2 пробирки с раствором марганцовки и бромной водой; - в каждую пробирку приливаем 1мл бензола; - что вы наблюдаете? - что вас удивило? | Наблюдают за экспериментом, на месте отвечают на вопросы учителя и слушают ответы. | Анализировать результаты опытов Сравнивать делать выводы и обобщения | Взаимодействуют в малых группах ( парах) | Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Взаимоконтроль выбранного способа действия | Учитывать ранее полученные знания в новых ситуациях Обнаруживать отклонения и отличия от эталона | |
3. Организует работу по самостоятельному формулированию проблемы | Учащиеся самостоятельно формулируют возникшую проблему: несоответствие структурной формулы полученным результатам; анализ возникшей проблемной ситуации | Уметь выделять существенную информацию из эксперимента, делать выводы | Взаимодействуют с учителем и одноклассниками | Слушать собеседника при необ-ходимости вступать в диалог уметь формулиро-вать свое собственное мнение и позицию | Самоконтроль процесса и результата решения проблемы | Уметь устанавливать связи между реально происходящими явлениями и процессами, происходящими в микромире | |
4. Организует работу по планированию решения проблемы. оказывает помощь при затруднениях учащихся. напишите структурную формулу бензола с учетом новых открывшихся обстоятельств. предлагает игру: изобразить модель молекулы бензола с образованием окружности. - каков характер образовавшейся связи (ϭ или π)? | 1.формулируют вывод об отсутствии двойных связей; 2. построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных; 3.вызванный к доске учащийся: пишет структурную формулу бензола с учетом открывшихся обстоятельств; 4.6 учащихся строят модель молекулы бензола, взявшись за руки и вставая в круг, изображают образование окружности в плоскости. 5. предлагают решение проблемы: бензол имеет непредельный характер, но π связь образуется путем перекрывания 6 негибридизованных облаков.
| Осознанное представление строения бензола | Взаимодействуют с учителем и одноклассниками | Уметь пояснять, аргументировать свое мнение | Принимают решение о правильности самостоятельно сделанного вывода | Уметь отслеживать продвижение в выполнении задания | |
5.Организует работу по введению новых понятий: «бензольное кольцо и ароматическая связь» | Учащиеся записывают в тетради понятие «бензольное кольцо» и «ароматическая связь» (решение проблемы) | Понимать смысл информации | Взаимодействуют с учителем при формировании новых понятий | Понимать и воспринимать речь учителя | Самоконтроль процесса формирования новых понятий | Слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу | |
6. Проводит фронтальную работу по изучению пространственного строения молекулы бензола. Задание на слайде или на столах учащихся. - определите тип гибридизации атома С в молекуле бензола; - определите валентный угол в молекуле бензола; - определите пространственную форму молекулы бензола; - каково будет расстояние между атомами углерода? | Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы одноклассников. | Понимать смысл информации, доказывать свое мнение | Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы | уметь слушать собеседника; вызванный учащийся: - строить монологическое высказывание; - адекватно использовать речь | самоконтроль обсуждаемого способа действия | уметь корректировать отклонения от собственного понимания; уметь осуществлять самоконтроль | |
11. Организует работу в малых группах (4 чел) по составлению гомологичекого ряда аренов. - выведите общую формулу аренов; -составьте формулу ближайшего гомолога бензола; -возможно ли существование изомеров у толуола? -составьте структурную формулу этилбензола; | Работают в малых группах, обмениваются информацией | уметь работать работать в группах с распределением ролей и разделять ответственность за конечный результат | взаимодействуют в группах | уметь высказываться обосновывать, аргументировать суждения | планирование своей деятельности для решения поставленной задачи | сопоставлять план и действия | |
12. Организует работу по составлению формул изомеров на примере этилбензола: а) углеродного скелета б) изомеров взаимного положения заместителей | у доски работают 2 ученика класс работает в тетради | Вызванные учащиеся: умение строить рассуждения о составлении формул изомеров. Класс: закрепляют ранее полученные знания | Коллективное обсуждение вопроса | Приходить к общему решению в совместной деятельности | Самоконтроль и совпадение своего мнения с ответами учащихся, работающих у доски | Контролировать и корректировать отклонение от собственного понимания | |
13.Организует работу по номенклатуре и вводит понятия орто-, мета-, пара-изомеров | Слушают учителя и делают записи в тетради и осмысливают информацию | Понимать и воспринимать на слух информацию учителя | Взаимодействие с учителем | Слушать собеседника | Оценка осознания усвоенного | Принимать и сохранять учебную задачу | |
3.Закрепление изученного материала (6 мин) | 1. Организует работу по выполнению теста. | В индивидуальном режиме учащиеся решают тест | Уметь выделять существенные признаки | ||||
2.Организует работу по контролю за выполнением тестового задания | осуществляют проверку выполнения тестового задания со слайдов | уметь обнаруживать ошибки и отклонения; вносить соответствующие исправления | рефлексивный контроль | уметь давать оценку результатов учебной деятельности | |||
4. Домашнее задание (1 мин) | Задает домашнее задание: -изучить параграф 16, стр.125-128, - выполнить упражнение 1 стр.140 | ||||||
5. Рефлексия (2 мин) | Подводит итог урока | оценивание качества и уровня усвоения | осознать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению |
Приложение №1
Задача. Массовая доля углерода в веществе 92,3%, водорода 7,7%. Относительная плотность углеводорода по воздуху составляет 2,69. Определите молекулярную формулу углеводорода.
Решение:
1 способ.
Мr(CxHy) =Dвозд.∙29 = 2,69 ∙29 = 78
x= 0,923∙78 / 12 = 6
y = 0,77∙78 / 1 = 6 Ответ: C6H6
2 способ.
x = 92,3:12 =7,7
y = 7,7 : 1 = 7,7
x:y = 7,7 : 7,7 = 1: 1 Простейшая формула CH
Mr (CH) = 13
Истинная формула 78: 13 = 6 → C6H6
Приложение №2
Критерии оценивания: по 1 баллу за каждое задание.
Выполните задание по составлению гомологического ряда аренов.
1. выведите общую формулу аренов;
2. составьте формулу ближайшего гомолога бензола;
3. возможно ли существование изомеров у толуола?
4. составьте структурную формулу этилбензола;
Приложение №3
Критерии оценивания работы: 1,2 варианты при выполнении в полном объеме оценивается 2 баллами, если наполовину - то 1 балл;
3,4 варианты при выполнении в полном объеме 4 баллами, если наполовину – то 2 балла.
Тесты
1 вариант
- Общая формула аренов
- CnH2n+2 2) CnH2n 3) CnH2n-6 4) CnH2n-2
- Гомологами являются:
- Этилбензол и 1,4-диметилбензол
- Этилен и ацетилен
- Бутен-1 и бутен-2
- Метилбензол и этилбензол
- По тривиальной номенклатуре 1,2-диметилбензол называют:
- о-ксилол 2) м-ксилол 3) п-ксилол 4) стирол
- Установите истинность суждений об аренах.
А. Факт присоединения к молекуле бензола трех молекул водорода можно понять только в том случае, если признать что исходное вещество имеет циклическое строение.
Б. Впервые формулу бензола предложил немецкий химик Ф.А.Кекуле
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба высказывания верны
4) оба высказывания неверны.
2 вариант
- Бензол относится к гомологическому 4,4,3,1 ряду с общей формулой:
- CnH2n+2 2) CnH2n 3) CnH2n-2 4) CnH2n-6
- Гомологами являются:
- 1,2-диметилбензол и этилбензол
- этилен и ацетилен
- бутен-1 и бутен-2
- 1,4-диметил бензол 1-метил-4-этилбензол
- По тривиальной номенклатуре 1,3- диметилбензол называют:
- о-ксилол 2) м-ксилол 3) п-ксилол 4) стирол
- Установите истинность суждений об аренах.
А. Бензол был открыт английским физиком М.Фарадеем.
Б. В молекуле бензола образуется три отдельные π-связи между атомами углерода.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба высказывания верны 4) оба высказывания неверны.
3 вариант
- Толуол (метилбензол) относится к гомологическому ряду с общей формулой:
1) CnH2n+2 2) CnH2n 3) CnH2n-2 4) CnH2n-6
2. Гомологами являются:
1) бензол и гексадиен-1,3
2) этен и этин
3) 1,3-диметилбензол и этилбензол
4) метилбензол и этилбензол.
3. По тривиальной номенклатуре 1,4-диметилбензол называют:
1) о-ксилол 2) м-ксилол 3) п-ксилол 4) стирол
4. Установите истинность суждений об аренах.
А. Циклическое строение молекулы бензола доказывает синтез его из ацетилена.
Б. Экспериментально доказано, что молекула бензола является плоской и все атомы углерода в ней равноценны.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны.
- вариант
- 1,4-диметилбензол относится к гомологическому ряду с общей формулой:
- CnH2n+2 2) CnH2n-6 3) CnH2n-2 4) CnH2n
- Гомологами являются:
- метилбензол и пропилбензол
- этилбензол и 1,4-диметилбензол
- 1,4-диметилбензол и 1,2-диметилбензол
- бензол и циклогексан
- По тривиальной номенклатуре винилбензол называют:
- о-ксилол 2) м- ксилол 3) п- ксилол 4) стирол
- Установите истинность суждений об аренах.
А. Делокализация электронов в сопряженной системе приводит к понижению устойчивости системы.
Б. Тип гибридизации атомных орбиталей атомов углерода в бензоле sp2.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны
Ответы:
1 вариант (3,4,1,3)
2 вариант (4,4,2,1)
3 вариант (4,4,3,3)
4 вариант (2,1,4,2)
Приложение №4
Рефлексия
Можно на слайде или раздать обучающимся в печатном виде
- На уроке я работал активно/ пассивно
- Своей работой на уроке я доволен/ недоволен
- Урок для меня показался коротким/длинным
- За урок я не устал/устал
- Мое настроение стало лучше/стало хуже
- Материал урока мне был понятен/ не понятен, полезен/бесполезен, интересен/скучен
- Домашнее задание мне кажется легким/трудным, интересным/ не интересным
Приложение №5
Оценочный лист
Ученика____________
Класс _____________
№ задания | Баллы |
Задание №1 (задача, 0 или 5 баллов) | |
Задание №2 (групповое, от 1 до 4 баллов) | |
Задание №3 (тесты, от 1 до 4 баллов) | |
Итого: |
12- 13 баллов соответствует оценке «5»
10-11 баллов соответствует оценке «4»
7 -9 баллов соответствует оценке «3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".
Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....
Технологическая карта урока 6 класс строение Земли
Технологическая карта урока по географии в 6 классе в соотвествии с ФГОС...
Технологическая карта урока "Развитие знаний о клеточном строении живых организмов". 5 класс
Данный методический материал предназначен для учителей биологии, работающих по УМК «Сферы». Разработка представлена в виде технологической карты с описанием видов деятельности учителя и ученика.Урок о...
Урок химии 10 класс «Алканы; состав, строение, изомерия, номенклатура, получение.»
Цели:познакомить учащихся с особенностями строения, гомологическим рядом, изомерией, номенклатурой алканов, их получением...
Технологическая карта урока химии "Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе."
Урок химии для 10 класса профильного уровня по программе О.С. Габриеляна. Учебник- Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Поно...
Технологическая карта урока по биологии «Состав и строение костей» 8 класс.
Данный урок являлся изучением нового материала по теме «Состав и строение костей» и был направлен на совершенствование знаний по общему разделу «Опорно-двигат...
Технологическая карта урока с использованием ЭФУ. Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы. 5 класс
Модель применения ЭФУ на уроке (фронтальная работа, смена рабочих зон, 1:1)...