Урок по теме "Взаимодействие азотной кислоты с металлами"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Данный урок проводился в рамках муниципального конкурса "Учитель года".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_azotnaya_kislota.doc | 191.5 КБ |
prezentatsiya.ppt | 418 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: Взаимодействие азотной кислоты с металлами.
КЛАСС: 9
- Оргмомент
- Актуализация знаний.
Учитель: Я буду зачитывать характеристику вещества. Как только вы поймёте, о каком веществе идёт речь – поднимите руку.
- Это кислота.
- Одноосновная.
- Кислородсодержащая.
- Сильный электролит.
- В её состав входит элемент, название которого в переводе означает «безжизненный».
- В её состав входит элемент, расположенный в 5 группе ПСХЭ, число протонов 7.
Учитель: Правильно, речь на уроке пойдёт об азотной кислоте.
- Какие ещё кислоты вы знаете?
- Перечислите общие свойства кислот.
Чем определяются общие свойства кислот?
- Как это можно доказать экспериментальным путём (имея растворы кислот и лакмус)?
- Обратите внимание, что и для азотной кислоты будут характерны общие свойства кислот.
- Вспомним, как реагируют с Ме ранее изученные кислоты. Например, соляная кислота с цинком.
Д. О. Взаимодействие соляной кислоты с цинком.
Обсуждение:
- Какой газ выделяется?
- Реагирует ли соляная кислота с медью?
3. Изучение нового материала.
1)- Посмотрим, как азотная кислота реагирует с металлами.
Д.О. Взаимодействие азотной кислоты (конц) с медью.
Обсуждение:
-Какие продукты образовались?
- Выделяется ли водород в ходе реакции?
Проблемная ситуация: азотная кислота проявляет общие свойства кислот, но она необычна во взаимодействии с металлами. Почему? Вот эту загадку мы и должны отгадать на уроке.
2)- Определим тему и цели урока.
Тема: Взаимодействие азотной кислоты с металлами.
Цели:
- Выяснить причину необычного поведения азотной кислоты во взаимодействии с металлами.
- Определить возможные продукты реакций.
3) Мы рассмотрели, что при взаимодействии азотной кислоты (конц) с медью образуется соль, вода и оксид азота(IV). Какие ещё соединения азота могут образоваться?
Сейчас вам предстоит работать в группах. Каждая группа получает отрывок из химической сказки. Задание: перевести с литературного языка на химический язык. Тот, кто, верно, выполнит задание, узнает о какой реакции идёт речь.
- работа в группах.
- проверка работы в группах.
Вывод:
Металл + азотная кислота = соль + вода +соединение азота.
При взаимодействии азотной кислоты с металлами водород не выделяется!
4)Почему же водород не образуется?
Решать этот вопрос будем с позиций ОВР. Рассмотрим случай, когда водород выделяется.
Zn0 + 2H+1Cl-1 = Zn+2Cl2-1 + H02
вос-ль Zn0 - 2e → Zn+2 окисление
ок-ль 2H+1 + 2e →H02 восстановление
Обсуждение:
- Какие элементы изменили с.о?
- Что является восстановителем?
- Что является окислителем?
Выод: окислитель H+ .Поэтому образуется водород.
Cu+ 4HNO3=Cu(NO3)2 + 2H2O + 2NO2
Мы выяснили, почему выделяется водород при взаимодействии соляной кислоты с цинком. Перед вами уравнение взаимодействия азотной кислоты с медью. Выскажите предположение(исходя из теории ОВР), почему водород не выделяется?
Проверка предположения:
вос-ль Cu0 – 2e → Cu+2 1 ок-ие
ок-ль N+5 +1e → N+4 2 восс-ие
5) Сформулируем вывод:
HNO3- сильнейший окислитель. Окислителем будет не Н+, а N+5 (+5 высшая с.о.)
У азотной кислоты любой концентрации окислительные свойства Н+ не проявляются. Поэтому, при взаимодействии с металлами водород не выделяется, а образуются продукты восстановления азотной кислоты.
6) -Давайте ещё раз вспомним, какие продукты восстановления азотной кислоты могут образоваться?
-Определим с.о. азота в них.
-Т. К. в азотной кислоте азот имеет высшую с.о. +5, в ходе взаимодействия с металлами, он её понижает.
- А могут ли образоваться другие соединения азота, помимо тех, которые мы обозначили?
7) – От чего зависит продукт восстановления?
Самоанализ урока
Тема моего открытого урока: « Взаимодействие азотной кислоты с металлами», входящего в изучении темы «Подгруппа азота». Данный урок связан с предыдущими уроками темы т. К. учащиеся изучили строение и свойства азота, его валентные возможности. Далее идёт изучение соединений азота. Урок проведён в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Знание учащимися специфических свойств азотной кислоты необходимо для целостного восприятия свойств кислот, и для успешной сдачи экзамена.
Цели урока:
- Образовательные: формирование знаний об особенностях взаимодействия азотной кислоты с металлами.
- Развивающие:
- совершенствование умений анализа, прогнозирования, умения устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие умений обобщать опытные данные, наблюдать, сравнивать, делать выводы, выдвигать гипотезы;
- Развитие теоретического и практического мышления.
- Воспитательные: формирование и развитие коммуникативных умений.
Тип урока – изучение нового материала.
Тема моей педагогической концепции «Проблемное обучение как необходимое условие развития мышления учащихся на уроках химии», поэтому при построении структуры урока выделяла следующие этапы:
- Подготовка к восприятию проблемы. На этом этапе проведена актуализация знаний учащихся.
- Создание проблемной ситуации.
- Решение проблемы.
Актуализация знаний и создание проблемной ситуации, химический эксперимент способствовали активизации мышления учащихся, что позволило им самостоятельно определить тему, цели урока были приняты учащимися осознанно. Решение проблемы осуществлялось с применением следующих приёмов и методов: работа в группах, поисковая беседа, учебное исследование, что позволило вовлечь всех учащихся в учебную деятельность. Вывод был сделан самими учащимися.
В ходе урока задавались проблемные вопросы, которые активизировали мышление учащихся, способствовали развитию умений учащихся выдвигать гипотезы на основе изученной теории.
Считаю, что применение выбранных методов и средств обучения обеспечило усвоение главного материала, активизацию и организацию учебной деятельности учащихся, а также способствовало развитию мышления учащихся.
Работа в группах – наглядно-образного мышления, коммуникативных умений и навыков;
Поисковая беседа была направлена на развитие словесно-логического мышления; химический эксперимент способствовал развитию наглядно-действенного мышления; учебное исследование – творческого мышления учащихся.
Компьютерная презентация применялась для проведения химического эксперимента, а также, чтобы активизировать внимание учащихся на определённом материале.
В ходе урока были отступления от заявленного плана, так как дети имеют хорошую базу, были очень активны, работали с интересом, поэтому я проводила аналогию с серной кислотой.
Слабая сторона урока – незнание детей, их индивидуальных способностей. Я старалась учитывать это при подготовке к уроку: Для слабых детей предусмотрено наглядное объяснение, словесное обоснование; для сильных – возможность поразмышлять, выдвинуть и проверить свои предположения, установление причинно-следственных связей.
Считаю, что цели урока достигнуты. На уроке постоянно осуществлялась обратная связь.
Спасибо учителю и ученикам.
.
«Как металлы с Азотной кислотой воевали».
В одной сказочной стране был Город Мастеров. Жили в нем очень трудолюбивые и талантливые жители – металлы. Славился этот город красивыми домами с блестящими на солнце крышами, искусными резными чугунными решетками и оградами. Над городом разносился мелодичный перезвон тысяч колоколов и колокольчиков!
А по соседству с Городом Мастеров было царство герцогини Азотной. Герцогиня считала себя сильной и могущественной. Давно хотелось ей покорить металлы. И решила Азотная пойти войной.
Узнав о надвигающейся беде, металлы решили защищаться! Ведь среди них было немало храбрых рыцарей. А еще у них был проворный разведчик – индикатор. Он узнавал о количестве войск герцогини Азотной и предупреждал металлы.
И вот, настал первый день сражения. Индикатор сообщил, что войска противника немногочисленны, концентрация их слабая. Тогда рыцарь Цинк в цинковых доспехах решил дать отпор кислотному войску. Но, он пал на поле боя. В воздух наполнился странным газом со сладковатым запахом, без цвета. И, хотя товарищам жаль было героя, всех охватил судорожный смех! Металлы, почувствовав опасность, решили отступать. Азотная была несказанно рада. Как легко дается ей победа! Но, на всякий случай она усилила свои отряды, о чем незамедлительно металлам сообщил индикатор.
Настал второй день. На защиту Города Мастеров вышел рыцарь Купрум в сияющих медных доспехах. Но, и он не устоял. А в воздухе появился токсичный газ без цвета и запаха. Опять металлам стало нехорошо, и они отступили!
Герцогиня Азотная подумала, что она непобедима, уже видны были крепостные стены Города Мастеров. Кислотные войска были максимально усилены, и началась осада крепости металлов. Разведчик индикатор доложил, что концентрация войск Азотной очень велика. И тогда рыцарь Аргентум в ослепительных серебряных доспехах решил вступить в бой. Он был храбр и долго сопротивлялся, но герцогиня Азотная задушила его «лисьим хвостом» своей шубы.
Пришла зима с лютыми морозами. Осада продолжалась. И тут на военный совет металлов пришли рыцари Феррум, Алюминий и Хром. Они сказали, что с наступлением холодов смогут побороться с войсками Азотной кислоты.
И вот в морозный ясный день три доблестных рыцаря вышли на бой. Они разбили войска Азотной на три части и одержали победу!!! Герцогиня была повержена, Город мастеров спасен! Металлы вновь стали жить счастливы!
А герцогиня Азотная, вернувшись домой ни с чем, сильно обиделась.
Как металлы с Азотной кислотой воевали».
В одной сказочной стране был Город Мастеров. Жили в нем очень трудолюбивые и талантливые жители – металлы. Славился этот город красивыми домами с блестящими на солнце крышами, искусными резными чугунными решетками и оградами. Над городом разносился мелодичный перезвон тысяч колоколов и колокольчиков!
А по соседству с Городом Мастеров было царство герцогини Азотной. Герцогиня считала себя сильной и могущественной. Давно хотелось ей покорить металлы. И решила Азотная пойти войной.
Узнав о надвигающейся беде, металлы решили защищаться! Ведь среди них было немало храбрых рыцарей. А еще у них был проворный разведчик – индикатор. Он узнавал о количестве войск герцогини Азотной и предупреждал металлы.
И вот, настал первый день сражения. Индикатор сообщил, что войска противника немногочисленны, концентрация их слабая. Тогда рыцарь Цинк в цинковых доспехах решил дать отпор кислотному войску. Но, он пал на поле боя. В воздух наполнился странным газом со сладковатым запахом, без цвета. И, хотя товарищам жаль было героя, всех охватил судорожный смех! Металлы, почувствовав опасность, решили отступать. Азотная была несказанно рада. Как легко дается ей победа! Но, на всякий случай она усилила свои отряды, о чем незамедлительно металлам сообщил индикатор.
Настал второй день. На защиту Города Мастеров вышел рыцарь Купрум в сияющих медных доспехах. Но, и он не устоял. А в воздухе появился токсичный газ без цвета и запаха. Опять металлам стало нехорошо, и они отступили!
Герцогиня Азотная подумала, что она непобедима, уже видны были крепостные стены Города Мастеров. Кислотные войска были максимально усилены, и началась осада крепости металлов. Разведчик индикатор доложил, что концентрация войск Азотной очень велика. И тогда рыцарь Аргентум в ослепительных серебряных доспехах решил вступить в бой. Он был храбр и долго сопротивлялся, но герцогиня Азотная задушила его «лисьим хвостом» своей шубы.
Пришла зима с лютыми морозами. Осада продолжалась. И тут на военный совет металлов пришли рыцари Феррум, Алюминий и Хром. Они сказали, что с наступлением холодов смогут побороться с войсками Азотной кислоты.
И вот в морозный ясный день три доблестных рыцаря вышли на бой. Они разбили войска Азотной на три части и одержали победу!!! Герцогиня была повержена, Город мастеров спасен! Металлы вновь стали жить счастливы!
А герцогиня Азотная, вернувшись, домой ни с чем, сильно обиделась.
признаки | N2O | NO | NO2 |
Агрегатное состояние | газ | газ | газ |
Цвет | бесцветный | бесцветный | бурый |
Особые свойства | Слабый запах, сладковатый вкус. В смеси с кислородом используется в медицине для наркоза( «веселящий газ») | Без запаха, токсичный. | Ядовитый, имеет характерный запах. |
признаки | N2O | NO | NO2 |
Агрегатное состояние | газ | газ | газ |
Цвет | бесцветный | бесцветный | бурый |
Особые свойства | Слабый запах, сладковатый вкус. В смеси с кислородом используется в медицине для наркоза( «веселящий газ») | Без запаха, токсичный. | Ядовитый, имеет характерный запах. |
признаки | N2O | NO | NO2 |
Агрегатное состояние | газ | газ | газ |
Цвет | бесцветный | бесцветный | бурый |
Особые свойства | Слабый запах, сладковатый вкус. В смеси с кислородом используется в медицине для наркоза( «веселящий газ») | Без запаха, токсичный. | Ядовитый, имеет характерный запах. |
Исходные вещества | Возможные продукты реакций |
Cu, HNO3 конц. | Cu(NO3)2 , H2O, NO2 |
|
|
. | |
|
|
Исходные вещества | Возможные продукты реакций |
Cu, HNO3 конц. | Cu(NO3)2 , H2O, NO2 |
|
|
. | |
|
|
Исходные вещества | Возможные продукты реакций |
Cu, HNO3 конц. | Cu(NO3)2 , H2O, NO2 |
|
|
. | |
|
|
Исходные вещества | Возможные продукты реакций |
Cu, HNO3 конц. | Cu(NO3)2 , H2O, NO2 |
|
|
. | |
|
|
Исходные вещества | Возможные продукты реакций |
Cu, HNO3 конц. | Cu(NO3)2 , H2O, NO2 |
|
|
. | |
|
|
Исходные вещества | Возможные продукты реакций |
Cu, HNO3 конц. | Cu(NO3)2 , H2O, NO2 |
|
|
. | |
|
|
Исходные вещества | Возможные продукты реакций |
Cu, HNO3 конц. | Cu(NO3)2 , H2O, NO2 |
|
|
. | |
|
|
Исходные вещества | Возможные продукты реакций |
Cu, HNO3 конц. | Cu(NO3)2 , H2O, NO2 |
|
|
. | |
|
|
Исходные вещества | Возможные продукты реакций |
Cu, HNO3 конц. | Cu(NO3)2 , H2O, NO2 |
|
|
. | |
|
|
Исходные вещества | Возможные продукты реакций |
Cu, HNO3 конц. | Cu(NO3)2 , H2O, NO2 |
|
|
. | |
|
|
Исходные вещества | Возможные продукты реакций |
Cu, HNO3 конц. | Cu(NO3)2 , H2O, NO2 |
|
|
. | |
|
|
Исходные вещества | Возможные продукты реакций |
Cu, HNO3 конц. | Cu(NO3)2 , H2O, NO2 |
|
|
. | |
|
|
ПАМЯТКА
«Окисление металлов азотной кислотой разной концентрации».
HNO3 концентрированная | + щелочные и щелочно- земельные металлы | → N2O
|
+ Остальные металлы | → NO2 | |
HNO3 разбавленная | + щелочные и щелочно-земельные металлы | → NH3, NH4NO3 |
+ другие металлы до Н2 | → N2 , N2O | |
+ металлы, стоящие после Н2 | → NO |
ПАМЯТКА
«Окисление металлов азотной кислотой разной концентрации».
HNO3 концентрированная | + щелочные и щелочно- земельные металлы | →
|
+ Остальные металлы | → | |
HNO3 разбавленная | + щелочные и щелочно-земельные металлы | → |
+ другие металлы до Н2 | → | |
+ металлы, стоящие после Н2 | → |
ПАМЯТКА
«Окисление металлов азотной кислотой разной концентрации».
HNO3 концентрированная | + щелочные и щелочно- земельные металлы | → |
+ Остальные металлы | → | |
HNO3 разбавленная | + щелочные и щелочно-земельные металлы | → |
+ другие металлы до Н2 | → | |
+ металлы, стоящие после Н2 | → |
ПАМЯТКА
«Окисление металлов азотной кислотой разной концентрации».
HNO3 концентрированная | + щелочные и щелочно- земельные металлы | →
|
+ Остальные металлы | → | |
HNO3 разбавленная | + щелочные и щелочно-земельные металлы | → |
+ другие металлы до Н2 | → | |
+ металлы, стоящие после Н2 | → |
ПАМЯТКА
«Окисление металлов азотной кислотой разной концентрации».
HNO3 концентрированная | + щелочные и щелочно- земельные металлы | →
|
+ Остальные металлы | → | |
HNO3 разбавленная | + щелочные и щелочно-земельные металлы | → |
+ другие металлы до Н2 | → | |
+ металлы, стоящие после Н2 | → |
ПАМЯТКА
«Окисление металлов азотной кислотой разной концентрации».
HNO3 концентрированная | + щелочные и щелочно- земельные металлы | →
|
+ Остальные металлы | → | |
HNO3 разбавленная | + щелочные и щелочно-земельные металлы | → |
+ другие металлы до Н2 | → | |
+ металлы, стоящие после Н2 | → |
ПАМЯТКА
«Окисление металлов азотной кислотой разной концентрации».
HNO3 концентрированная | + щелочные и щелочно- земельные металлы | →
|
+ Остальные металлы | → | |
HNO3 разбавленная | + щелочные и щелочно-земельные металлы | → |
+ другие металлы до Н2 | → | |
+ металлы, стоящие после Н2 | → |
ПАМЯТКА
«Окисление металлов азотной кислотой разной концентрации».
HNO3 концентрированная | + щелочные и щелочно- земельные металлы | →
|
+ Остальные металлы | → | |
HNO3 разбавленная | + щелочные и щелочно-земельные металлы | → |
+ другие металлы до Н2 | → | |
+ металлы, стоящие после Н2 | → |
ПАМЯТКА
«Окисление металлов азотной кислотой разной концентрации».
HNO3 концентрированная | + щелочные и щелочно- земельные металлы | →
|
+ Остальные металлы | → | |
HNO3 разбавленная | + щелочные и щелочно-земельные металлы | → |
+ другие металлы до Н2 | → | |
+ металлы, стоящие после Н2 | → |
ПАМЯТКА
«Окисление металлов азотной кислотой разной концентрации».
HNO3 концентрированная | + щелочные и щелочно- земельные металлы | →
|
+ Остальные металлы | → | |
HNO3 разбавленная | + щелочные и щелочно-земельные металлы | → |
+ другие металлы до Н2 | → | |
+ металлы, стоящие после Н2 | → |
ПАМЯТКА
«Окисление металлов азотной кислотой разной концентрации».
HNO3 концентрированная | + щелочные и щелочно- земельные металлы | →
|
+ Остальные металлы | → | |
HNO3 разбавленная | + щелочные и щелочно-земельные металлы | → |
+ другие металлы до Н2 | → | |
+ металлы, стоящие после Н2 | → |
ПАМЯТКА
«Окисление металлов азотной кислотой разной концентрации».
HNO3 концентрированная | + щелочные и щелочно- земельные металлы | →
|
+ Остальные металлы | → | |
HNO3 разбавленная | + щелочные и щелочно-земельные металлы | → |
+ другие металлы до Н2 | → | |
+ металлы, стоящие после Н2 | → |
ПАМЯТКА
«Окисление металлов азотной кислотой разной концентрации».
HNO3 концентрированная | + щелочные и щелочно- земельные металлы | →
|
+ Остальные металлы | → | |
HNO3 разбавленная | + щелочные и щелочно-земельные металлы | → |
+ другие металлы до Н2 | → | |
+ металлы, стоящие после Н2 | → |
ПАМЯТКА
«Окисление металлов азотной кислотой разной концентрации».
HNO3 концентрированная | + щелочные и щелочно- земельные металлы | →
|
+ Остальные металлы | → | |
HNO3 разбавленная | + щелочные и щелочно-земельные металлы | → |
+ другие металлы до Н2 | → | |
+ металлы, стоящие после Н2 | → |
ПАМЯТКА
«Окисление металлов азотной кислотой разной концентрации».
HNO3 концентрированная | + щелочные и щелочно- земельные металлы | →
|
+ Остальные металлы | → | |
HNO3 разбавленная | + щелочные и щелочно-земельные металлы | → |
+ другие металлы до Н2 | → | |
+ металлы, стоящие после Н2 | → |
ПАМЯТКА
«Окисление металлов азотной кислотой разной концентрации».
HNO3 концентрированная | + щелочные и щелочно- земельные металлы | →
|
+ Остальные металлы | → | |
HNO3 разбавленная | + щелочные и щелочно-земельные металлы | → |
+ другие металлы до Н2 | → | |
+ металлы, стоящие после Н2 | → |
ПАМЯТКА
«Окисление металлов азотной кислотой разной концентрации».
HNO3 концентрированная | + щелочные и щелочно- земельные металлы | →
|
+ Остальные металлы | → | |
HNO3 разбавленная | + щелочные и щелочно-земельные металлы | → |
+ другие металлы до Н2 | → | |
+ металлы, стоящие после Н2 | → |
ПАМЯТКА
«Окисление металлов азотной кислотой разной концентрации».
HNO3 концентрированная | + щелочные и щелочно- земельные металлы | →
|
+ Остальные металлы | → | |
HNO3 разбавленная | + щелочные и щелочно-земельные металлы | → |
+ другие металлы до Н2 | → | |
+ металлы, стоящие после Н2 | → |
ПАМЯТКА
«Окисление металлов азотной кислотой разной концентрации».
HNO3 концентрированная | + щелочные и щелочно- земельные металлы | →
|
+ Остальные металлы | → | |
HNO3 разбавленная | + щелочные и щелочно-земельные металлы | → |
+ другие металлы до Н2 | → | |
+ металлы, стоящие после Н2 | → |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
H Cl= H + + Cl - H NO 3 = H + + NO 3 - H 2 SO 4 =2 H + + SO 4 2- Общие свойства кислот определяются наличием протона водорода H + в водных растворах кислот.
Cu + 4 HNO 3 = Cu (NO 3 ) 2 + 2 H 2 O + 2 NO 2 конц.
Тема: Взаимодействие азотной кислоты с металлами Цели: Выяснить причину необычного поведения азотной кислоты при взаимодействии с металлами. Определить возможные продукты реакций.
Исходные вещества Возможные продукты реакций Cu , HNO 3 конц. Cu(NO 3 ) 2 , H 2 O , NO 2 . Zn , HNO 3 разб. Zn (NO 3 ) 2 , H 2 O , N 2 O Cu , HNO 3 разб. Cu(NO 3 ) 2 , H 2 O , NO Ag , HNO 3 конц. Ag NO 3 , H 2 O , NO 2
Металл + HNO 3 → соль + вода + соединение азота ЗАПОМНИТЕ! При взаимодействии азотной кислоты с металлами водород не выделяется!
окисление вос-ль ок-ль восстановление
1 окисление вос-ль ок-ль 2 восстановление
ВЫВОД: HNO 3 - сильнейший окислитель. Окислителем будет не Н + , а N +5 (+5 высшая с.о.) У азотной кислоты любой концентрации окислительные свойства протона водорода Н + не проявляются. Поэтому, при взаимодействии с металлами водород не выделяется, а образуются продукты восстановления азотной кислоты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по теме "Азотная кислота"
Презентация...
Урок по теме "Азотная кислота"
Данный урок разработала с использованием ЭОР....
Конспект урока по теме "Азотная кислота"
Конспект комбинированного урока по теме " Азотная кислота". В данном уроке рассматриваются физические, общие и специфические свойства, лабораторные и промышленные способы получения азотной кисло...
Урок " Химические свойства азотной кислоты"
Модульный урок по химии ( 9 класс)....
Технологическая карта урока по теме "Азотная кислота"
Технологическая карта урока по ФГОС 9 классТема: «Азотная кислота»...
Тема урока: « Свойства концентрированной азотной кислоты»
Тема урока: « Свойства концентрированной азотной кислоты» (слайд 1)...