Тема урока: « Свойства концентрированной азотной кислоты»
план-конспект занятия по химии (9 класс) на тему
Тема урока: « Свойства концентрированной азотной кислоты» (слайд 1)
Цель урока: продолжить изучение азотной кислоты, рассмотреть химические свойства концентрированной азотной кислоты (слайд 4).
Задачи: (слайд 5)
Образовательные:
1) расширить представления учащихся об азотной кислоте;
2) продолжить формирование умений записывать уравнения реакций, характеризующих свойства азотной кислоты.
Развивающие:
1) способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке;
2) применять полученные знания на практике и оценивать результаты выполненных действий;
3) совершенствовать умения обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
1)воспитывать положительное отношение к знаниям, инициативность, способность преодолевать трудности для достижения цели;
2)формировать у каждого учащегося умения работать в группах, навыки взаимопроверки и взаимоконтроля.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Методы обучения: частично – поисковый, наглядный, интерактивный.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Этапы урока.
I Организационный этап
1. Приветствие
2. Проверка подготовленности учащихся к учебному занятию
3. Организация внимания
II Актуализация опорных знаний учащихся ( блиц – опрос по вопросам изученных тем). Учащиеся класса отвечают на вопросы блиц – опроса в своих тетрадях, затем меняются тетрадями, сверяют ответы с правильными ответами, представленными учителем (Помощник № 1), используя шкалу оценивания, выставляют оценку друг другу.
Блиц – опрос (слайд 2)
1. Степень окисления атома азота в азотной кислоте -
2. Валентность атома азота в азотной кислоте –
3. В молекуле азотной кислоты связь –
4. 3 – 10% - раствор аммиака называется –
5. Аммиак при нормальных условиях – это …
6. Ион аммония образуется по … механизму.
7. Оксид азота (II) является – … оксидом.
8. При окислении оксида азота (II) образуется …
9. Оксид азота (IV) – это …
10. Оксид азота (IV) является – … оксидом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azotnaya_kislotamicrosoft_word_3.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по химии в 9 классе. Подготовила учитель химии Федорова О.В.
Тема урока: « Свойства концентрированной азотной кислоты» (слайд 1)
Цель урока: продолжить изучение азотной кислоты, рассмотреть химические свойства концентрированной азотной кислоты (слайд 4).
Задачи: (слайд 5)
Образовательные:
1) расширить представления учащихся об азотной кислоте;
2) продолжить формирование умений записывать уравнения реакций, характеризующих свойства азотной кислоты.
Развивающие:
1) способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке;
2) применять полученные знания на практике и оценивать результаты выполненных действий;
3) совершенствовать умения обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
1)воспитывать положительное отношение к знаниям, инициативность, способность преодолевать трудности для достижения цели;
2)формировать у каждого учащегося умения работать в группах, навыки взаимопроверки и взаимоконтроля.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Методы обучения: частично – поисковый, наглядный, интерактивный.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Этапы урока.
I Организационный этап
1. Приветствие
2. Проверка подготовленности учащихся к учебному занятию
3. Организация внимания
II Актуализация опорных знаний учащихся ( блиц – опрос по вопросам изученных тем). Учащиеся класса отвечают на вопросы блиц – опроса в своих тетрадях, затем меняются тетрадями, сверяют ответы с правильными ответами, представленными учителем (Помощник № 1), используя шкалу оценивания, выставляют оценку друг другу.
Блиц – опрос (слайд 2)
1. Степень окисления атома азота в азотной кислоте -
2. Валентность атома азота в азотной кислоте –
3. В молекуле азотной кислоты связь –
4. 3 – 10% - раствор аммиака называется –
5. Аммиак при нормальных условиях – это …
6. Ион аммония образуется по … механизму.
7. Оксид азота (II) является – … оксидом.
8. При окислении оксида азота (II) образуется …
9. Оксид азота (IV) – это …
10. Оксид азота (IV) является – … оксидом.
Помощник № 1 (слайд 3)
Шкала оценивания: каждый правильный ответ оценивается в – 0.5 балла.
1. Степень окисления атома азота в азотной кислоте - + 5.
2. Валентность атома азота в азотной кислоте – IV.
3. В молекуле азотной кислоты связь – ковалентная полярная.
4. 3 – 10% - раствор аммиака называется – нашатырным спиртом.
5. Аммиак при нормальных условиях – это бесцветный газ с характерным запахом.
6. Ион аммония образуется по донорно - акцепторному механизму.
7. Оксид азота (II) является – несолеобразующим оксидом.
8. При окислении оксида азота (II) образуется оксид азота(IV).
9. Оксид азота (IV) – это бурый ядовитый газ с характерным удушливым запахом.
10. Оксид азота (IV) является – кислотным оксидом.
III Мотивация учебной деятельности учащихся (постановка целей и задач урока)
1.Скажите, пожалуйста, различаются ли растворы кислот по концентрации?
Ответы учащихся: да, растворы бывают разбавленные и концентрированные.
2.Отличаются ли химические свойства разбавленных и концентрированных растворов сильных неорганических кислот?
Ответы учащихся: да, отличаются.
3.На прошлом уроке мы изучили химические свойства разбавленной азотной кислоты. Как вы считаете, что мы будем сегодня изучать?
Ответы учащихся: химические свойства концентрированной азотной кислоты. Учащиеся записывают тему и цель урока.
IV Совершенствование знаний, умений и навыков
Свойства концентрированной азотной кислоты (слайд 6)
1. Разложение при нагревании и под действием света
4HNO3(конц.)= 4NO2 + O2 + 2H2O
Чем > t и чем > c (HNO3), тем быстрее идет разложение. Концентрированная азотная кислота всегда окрашена в желтоватый цвет, т.к. в ней растворен оксид азота(IV).
2. Окислительные свойства концентрированной азотной кислоты:
( слайд 7)
а) окисление неметаллов
При < c (HNO3) – NO , при > c (HNO3) – NO2 .
S + 2HNO3 (40%) = H2SO4 + 2NO↑
S + 6HNO3 (60%) = H2SO4 + 6NO2↑ + 2H2O
3P + 5HNO3(30%) + 2H2O = 3H3PO4 + 5NO↑
P + 5HNO3(60%) = H3PO4 + 5NO2↑ + H2O
Тлеющий уголек, погруженный в концентрированную азотную кислоту, не только не гаснет, а ярко разгорается, разлагая кислоту с образованием NO2.
C +4HNO3(конц.) = CO2 + 2H2O + 4NO2
б) окисление сложных веществ ( слайд 8)
Иногда при окислении выделяется так много тепла, что окисляющееся вещество загорается само собой, без предварительного подогревания.
Например: скипидар, бумага, солома, древесные опилки в концентрированной азотной кислоте самовоспламеняются.
3.Взаимодействие с белками.
При взаимодействии концентрированной азотной кислоты с белками образуются вещества ярко – желтого цвета.
При работе с концентрированной азотной кислотой необходимо соблюдать крайнюю осторожность: не допускать ее попадания на кожу и одежду! В случае попадания кислоты на кожу смыть большим количеством проточной воды и обработать 2 % раствором соды.
4. Взаимодействие с металлами ( слайд 9)
а) с щелочными и щелочно – земельными металлами образуется
Me(NO3)n + N2O + H2O ,например:
4Ca + 10HNO3(конц.) = 4Ca(NO3)2 + N2O +5 H2O;
б) с Fe,Cr,Al,Au,Pt,Ta, Rh,Ir не взаимодействует;
в) с другими тяжелыми металлами образуется
Me(NO3)n + NO2 + H2O, например:
Cu + 4HNO3(конц.) = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O.
V Физкультминутка (слайд 10)
Чтобы голова не болела,
Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой)
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет. ( Вращение прямых рук вперед и назад)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (Потягивания – руки вверх и в стороны)
Повороты вправо-влево
Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо)
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол. ( Наклоны вперед)
Потянули плечи, спинки,
А теперь конец разминке. (Дети садятся)
VI Первичное закрепление
Составьте уравнения реакций между концентрированной азотной кислотой и следующими металлами: Ba и Co. Уравнения реакций рассмотрите как ОВР.
Двое учащихся одновременно выполняют задание у доски(индивидуальная работа учащихся).
а) 4Ba0 + 10HN+5O3(конц.) = 4Ba+2(NO3)2 + N+12O + 5H2O
Ba0 – 2е – Ba+2 , 2, окисляется, восстановитель
N+5 + 4е – N+1 ,1 , восстанавливается, окислитель
б) Co0 + 4HN+5O3(конц.) = Co+2(NO3)2 +2 N+4O2 +2H2O
Co0 - 2е – Co+2 , 1 , окисляется, восстановитель
N+5 + 1е – N+4 , 2 , восстанавливается, окислитель
VII Обобщающее закрепление ( слайд 11)
Существует общая закономерность при взаимодействии азотной кислоты с металлами: чем больше разбавлена кислота и чем активнее металл, тем глубже восстанавливается азот:
увеличение концентрации увеличение активности
кислоты металла
Предлагаю вам обобщенную схему « Взаимодействие азотной кислоты с металлами» (слайд 12)
Самостоятельная работа учащихся.
Используя предложенную схему выполните упр 5 на стр. 96 учебника.
Сверьте правильность выполнения задания с помощником № 2.
Помощник № 2 (слайд 13)
а)3Ag 0+4HN+5O3(разб.) =3Ag+NO3 + N+2O + 2H2O
Ag0 -1e –Ag+ , 3 , окисляется, восстановитель
N+5 +3e – N+2, 1 , восстанавливается, окислитель
б)Ag0 +2HN+5O3(конц.) =Ag+NO3 + N+4O2 +H2O
Ag0 -1e – Ag+ ,1 , окисляется, восстановитель
N+5 +1e – N+4 , 1 , восстанавливается, окислитель
Самостоятельно определите процент успешности выполнения задания.
VII Домашнее задание (слайд 14)
Изучите материал § 27 учебника, выполните тестовые задания в конце параграфа. Используя электронное приложение, ознакомьтесь с видеофрагментами к параграфу.
VIII Рефлексия (слайд 15)
1. На уроке вы узнали что-то новое?
2. Вы поняли новую тему?
3. На все возникшие у вас вопросы вы получили ответы?
4. По новой теме вам нужна дополнительная консультация?
5. На уроке вы поработали добросовестно?
Взаимодействие азотной кислоты с металлами ( слайд 12)
N2O
Щелочные,
щелочно-земельные
металлы
NO2
Al, Cr, Fe
Остальные металлы
Концентрированная
|
Разбавленная |
N2O Активные металлы
Малоактивные металлы Pt, Rh, Ir, Ta, Au
NO
Сильно разбавленная,
активные металлы
N2O, N2, NH3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии в 9 классе по теме "Кислородные соединения азота. Азотная кислота"
Урок изучения новой темы с презентацией....
Конспект урока по теме "Особенности свойств концентрированной серной кислоты"
Урок для обучающихся 11 класса, изучающих химию на углубленном уровне. Рассматриваются особенности взаимодействия концентрированной серной кислоты с металлами, неметаллами, галогенидами. Отрабатываютс...
Тема урока: « Свойства концентрированной азотной кислоты» (слайд 1)
Тема урока: « Свойства концентрированной азотной кислоты» (слайд 1)...
презентация по теме "Окислительные свойства концентрированной серной кислоты"
Презентация к уроку №21 по теме "Окислительные свойства концентрированной серной кислоты". Дает возможность познакомить учащихся со свойствами серной кислоты как общими с другими кислотами, так и спец...
конспект урока " Свойства концентрированной азотной кислоты"
Конспект открытого урока по теме:" Свойства концентрированной азотной кислоты"...
Технологическая карта урока Тема урока: «Соли как производные кислот и оснований»
Дидактическая цель: формирование знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре и применении солей.Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.Задачи урока:Позн...
Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"
Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"В современном, ст...