Урок " Химические свойства азотной кислоты"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Модульный урок по химии ( 9 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока "Химические свойства азотной кислоты" | 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель биологи и химии
ГБОУ школы №1286 г. Москвы
Сорокина Ирина Александровна.
Тема урока (9 класс):
«Химические свойства азотной кислоты».
Тип урока: объяснение нового материала.
Применение педагогической технологии: модульная.
Уважаемый ученик!
Сегодня я предлагаю Тебе поработать на уроке самостоятельно. Мы изучаем тему «Подгруппа азота», и уже познакомились со свойствами азота, фосфора, аммиака, со строением и физическими свойствами азотной кислоты. Сегодня Тебе предстоит рассмотреть химические свойства азотной кислоты.
Ты сам проверишь свои знания и выполнишь небольшую контрольную работу, чтобы учитель и ты смог узнать насколько хорошо ты поработал над этой темой.
При выполнении заданий, отмеченных фразой «Работа в парах», помоги товарищу, сидящему рядом или сам обратись к нему за помощью. Делай это тихо, не мешая классу: сегодня все работают самостоятельно.
Не спеши задавать вопросы учителю. Внимательно читай пояснения к заданию. Не торопись, думай. Я уверена, что все в этой работе тебе по силам.
Успехов тебе!
Над модульным уроком работает ученик _________________________.
Шаг 1. Постановка цели.
Прежде чем начать выполнять работу, необходимо поставить цель, которой нужно достичь к концу урока.
Твоя цель – получить знания о химических свойствах азотной кислоты.
Цель определена, вперёд!
Шаг 2.
Сейчас давай вспомним тот материал, который мы изучали на предыдущих уроках. Я думаю для тебя это будет совсем нетрудно.
Задание. Вспомни и запиши теоретические сведения:
- Азотная кислота – сильная кислота, в водных растворах она полностью диссоциирует:
HNO3 → H+ + ____.
- Как любая кислота, азотная кислота взаимодействует с основными оксидами, с основаниями, с солями слабых кислот (например, с карбонатами).
Напоминаю тебе схемы реакций:
Кислота + основной оксид → соль + вода;
Кислота + основание → соль + вода;
Кислота + соль слабой кислоты → новая соль + новая кислота.
- Допиши уравнение реакций, пользуясь, если необходимо, схемой, записанной выше. Для каждой реакции запиши полное ионное уравнение (ПИУ) и сокращенное ионное уравнение (СИУ):
HNO3 + CaO → _______ + _______.
ПИУ: ________________________________________________________ СИУ: ________________________________________________________ HNO3 + NaOH → _______ + _______ .
ПИУ: ________________________________________________________ СИУ: ________________________________________________________
HNO3 + K2CO3 → CO2↑ + _______ + _______ .
ПИУ: ________________________________________________________ СИУ: ________________________________________________________
Шаг 3. Работа в парах.
Сейчас мы разберем особые свойства азотной кислоты. Но прежде, определи степени окисления азота в азотной кислоте и нитрате калия.
HNO3 KNO3
У тебя получилось, что степень окисления азота в этих соединениях равна ____.
Это наивысшая для азота степень окисления. Поэтому для азотной кислоты характерны исключительно окислительные свойства.
Запомни! При взаимодействии азотной кислоты с металлами водород не выделяется, а образуются иные продукты:
Pb + HNO3 → NO2 + Pb(NO3)2 + H2O.
Обрати внимание, что азот и свинец изменяют в процессе этой реакции свои степени окисления:
- Pb0 – 2 → Pb+2 окисление, Pb0 – восстановитель;
- N+5 + 1 → N+4 восстановление, N+5 – окислитель.
Вспомни!
- Реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов или ионов, называются ____________________________________________.
- Окисление – процесс __________________________________________.
- Восстановление – процесс _____________________________________.
Задание. Расставь способом электронного баланса коэффициенты в уравнении:
…Pb + …HNO3 → …NO2 + …Pb(NO3)2 + …H2O.
После выполнения задания сверься с товарищем. Попроси его оценить твою работу. Оценка ______.
Шаг 4. Работа в парах.
Сейчас ты узнаешь, как определить продукты реакции между азотной кислотой и металлом.
Продукты химического взаимодействия HNO3 и металла зависят от активности металла и концентрации азотной кислоты.
Посмотри на схему взаимодействия концентрированной HNO3 с металлами различной активности:
HNO3 (конц.) + активные металлы → N2O + нитрат + H2O.
HNO3 (конц.) + малоактивные металлы → NО2 + нитрат + H2O.
HNO3 (конц.) + Fe, Cr, Al, Au, Pt, Ir, Ta →.
Например: Cu + HNO3 (конц.) → NО2↑ + Cu(NO3)2 + H2O.
Обрати внимание! Концентрированная азотная кислота не реагирует на холоду с железом, алюминием, хромом. Это объясняется тем, что на поверхности металлов образуются оксидные пленки, тормозящие окисление металла. Такое явление называют пассивацией металла.
Запомни эти три металла!
Задание. Сейчас тебе придется поработать с упражнением.
Допиши уравнение реакции, напиши схему электронного баланса и расставь коэффициенты:
Ca + HNO3 (конц.) → N2О↑ + __________ + H2O.
____________________________________________________________________________________________________________________________________.
После выполнения задания сверься с товарищем. Попроси его оценить твою работу.
Оценка: _________.
Шаг 5. Работа в парах.
Сейчас рассмотри схему взаимодействия разбавленной HNO3 и металлов различной активности.
HNO3 (разб.) + активные металлы, Sn, Fe, Zn → NH4NO3 + нитрат + H2O.
HNO3 (разб.) + малоактивные и тяжелые металлы → NО + нитрат + H2O.
Например: Cu + HNO3 (разб.) → NО↑ + Cu(NO3)2 + H2O.
Задание. Допиши уравнение реакции расставь коэффициенты, пользуясь схемой электронного баланса:
HNO3 (разб.) + Ag → NО + __________ + H2O.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Сверься с товарищем, помоги ему. Попроси его оценить твою работу.
Оценка: _________.
Шаг 6. Самостоятельно.
Ты справился! Молодец! А теперь задание потруднее.
Задание. Напиши уравнения реакций, пользуясь схемами и расставь способом электронного баланса коэффициенты в процессах:
- Концентрированная азотная кислота взаимодействует с серебром:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Разбавленная азотная кислота реагирует с кальцием;
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сверься с контрольным листком. Оцени свою работу по пятибалльной системе.
Поставь себе оценку: ________.
Шаг 7.
Вот ты и пришел к концу пути. Оглянись назад к первому шагу. Достиг ли ты цели твоей работы?
- ДА;
- НЕТ.
Шаг 8. Экспертный контроль.
Будь внимателен, юный коллега! Впереди решающее задание! Отложи и закрой учебник, схемы. Возьми листок с контрольным заданием. Внимательно прочитай и аккуратно выполни это задание.
После звонка сдай этот листок учителю.
И последнее. Как бы ты оценил(а) результат своей работы на уроке?
- Я понял(а), что могу этот материал объяснить другому.
- Я понял(а), но объяснить другому не берусь.
- Для полного понимания мне нужно повторить тему.
- Я ничего не понял(а).
Шаг 9. Дополнительное задание.
Итак, с работой ты справился(лась). Молодец! Но звонок ещё не прозвенел. Не мешай одноклассникам. Возможно, кому-то понадобилось больше времени, чем тебе!
Ты же можешь приступить к выполнению дополнительного задания.
Азотная кислота может реагировать и с неметаллами. Пользуясь следующим правилом, составь уравнения химических реакций, расставь в них коэффициенты.
Правило. Неметаллы окисляются до соответствующих кислот, а концентрированная азотная кислота восстанавливается до NO2, разбавленная азотная кислота – до NO.
S + HNO3(конц.) → H2SO4 + _________.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
S + HNO3(разб.) → NO + _________.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Сверься с контрольным листком, поставь себе оценку: _______.
Шаг 10. Домашнее задание.
Запиши в дневник задание на дом. Допиши уравнение реакций, расставь коэффициенты:
Zn + HNO3(разб.) → NH4NO3 + _________.
Ca + HNO3(разб.) → N2 + _________.
Большое спасибо за работу!
Проверочная работа. Ф. И. _____________________
Задание 1. Найди среди данных уравнений окислительно-восстановительное:
А) 2HNO3 + Ca(OH)2 → Ca(NO3)2 + 2H2O;
Б) 2HNO3 + CaO → Ca(NO3)2 + H2O;
В) 10HNO3 + 4Ca → 4Ca(NO3)2 + 5H2O + N2O;
Г) 2HNO3 + (NH4)2CO3 → 2NH4NO3 + H2O + CO2↑.
Задание 2. Найди процессы окисления:
А) Ca0 - 2 → Ca+2;
Б) N+5 + 1 → N+4;
В) S0 - 6 → S+6;
Г) N+5 + 4 → N+1.
Задание 3. В уравнении: Cu + HNO3(конц.) → NO2 + … продукты реакции следующие:
А) Cu(NO3)2 + NO;
Б) CuNO3 + H2O;
В) H2O + NO;
Г) Cu(NO3)2 + H2O.
Задание 4. Коэффициент в уравнении реакции перед оксидом азота (IV):
Hg + HNO3 → NO2 + Hg(NO3)2 + H2O :
А) 1;
Б) 2;
В) 3;
Г) 4.
Задание 5. Укажите, какое из уравнений является неверным:
А) Ag + HNO3 → NO + AgNO3 + H2O;
Б) Zn + HNO3 → Zn(NO3)2 + H2;
В) Sn + HNO3 → Sn(NO3)2 +NH4NO3 + H2O;
Г) Mg + HNO3 → N2O + Mg(NO3)2 + H2O.
Задание 6. Коэффициент в уравнении реакции перед окислителем:
HCl + HNO3 → Cl2 + NO2 + H2O:
А) 1;
Б) 2;
В) 3;
Г) 4.
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
приложение к уроку «Азотная кислота: состав молекулы, физические и химические свойства". «Азотная кислота: состав молекулы, физические и хими- ческие свойства". Приложение к уроку "Азотная кислота:
Приложение к уроку, заполняемое учащимися в учебное портфолио....
"Строение и свойства азотной кислоты"
Цель и задачи урока: 1. Изучение строения и свойств азотной кислоты на основе ранее полученных знаний о кислотах, окислительно-восстановительных процессах, теории электролитической диссоциации.2. Форм...
Презентация "Окислительные свойства азотной кислоты"
Урок химии в 9 классе. «Окислительные свойства азотной кислоты». Цель урока: Познакомиться с особыми свойствами азотной кислоты как окислителя. Задачи: обучающие: рассмотреть окислительные свойс...
«Азотная кислота и её соли. Окислительные свойства азотной кислоты».
Технологическая карта урока по теме позволяет реализовать данный урок в более свободной форме....
Урок-исследование на тему: «Изучение свойств азотной кислоты»
УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение свойств азотной кислоты» /для учащихся 9 классов/...
Презентация к уроку химии в 9 классе по теме "Специфические свойства азотной кислоты"
Данная презентация помогает провести урок по химии в 9 классе по теме "Специфические свойства азотной кислоты" в более наглядном виде. Представлена таблица по продуктам реакции азотной кислоты с метал...
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА «Специфические свойства азотной кислоты и концентрированной серной кислоты»
Специфические свойства азотной кислоты и концентрированной серной кислот: взаимодействие с металломи и неметаллами....