рабочая программа курса "Химия вокруг нас"
рабочая программа по химии (7 класс) на тему
Авторская программа Т.С. Горбунова. 7 класс.пропедевтический курс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_vokrug_nas_7_kl._2017_g.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п /п | Дата | Тема урока | Основные понятия | Форма проведения |
ТЕМА 1: « Состав, строение, свойства и превращения веществ» (12 часов) | ||||
1. | Химия … Полезна или вредна? | химия, вещество | ||
2. | Химия- наука экспериментальная ( ТБ) | «экскурсия в химич. лабораторию» | ||
3. | Виды смесей и способы их разделения. | явления, смеси, коллоиды, взвеси, эмульсии, суспензии, растворитель | Лабораторная работа | |
4. | Приготовление и разделение смеси. | Лабораторная работа | ||
5. | Из чего состоят вещества? Диффузия в газах, жидкостях, твердых веществах. | атом, молекула, диффузия | Моделирование; лабораторный опыт | |
6. | Из чего состоит атом? | протоны, нейтроны, электронное облако | Творческая работа | |
7. | Близнецы и тезки в мире атомов. | Химический элемент, простые и сложные вещества | Индивидуальная письменная работа | |
8. | Загадка химической формулы. Почему формула воды Н2О? | химическая формула, индекс, валентность, закон постоянства состава вещества | Творческая работа. | |
9. | Закрепление материала. За что мы любим сахар? Три состояния вещества. | физические и химические свойства | Лабораторный опыт. | |
10. | Кристаллы | кристаллы, аморфное состояние, кристаллическая решетка | Исследовательская работа « Выращивание кристаллов» | |
11. | « Все течет - все изменяется» | химические реакции, признаки реакций | Групповое исследование | |
12. | Типы химических реакций. | Решение учебно- практических задач | ||
Тема 2 : « Воздух и жизнь на Земле» (6 часов) | ||||
13. | Из чего состоит скафандр Земли? | инертные газы, окисление | Лабораторный опыт; творческая работа. | |
14. | Исчезнет ли из атмосферы кислород? Физические и химические свойства кислорода. | оксиды | ||
15. | Куда исчезает сгоревшая свеча? Химические уравнения. | закон сохранения массы веществ, химические уравнения, коэффициент | Дидактическая игра | |
17. | Получение кислорода , изучение его свойств. | Практическая работа | ||
18. | Самый распространенный во Вселенной. | |||
19. | Озон: враг или друг? | аллотропия | ||
Тема 3 : «Вода в природе». ( 5 часов) | ||||
20. | Планета «Земля» или планета «Вода»? | Лабораторный опыт | ||
21. | Активное ли вещество вода? Роль воды в организме человека. | гидроксогруппа, основания, индикатор | Конкурс кластеров | |
22. | На чем основываются основания? | Исследовательская работа | ||
23. | Вода - универсальный растворитель. Вода-вещество № 1. | загрязнители воды | Исследовательская работа | |
24. | Охрана воздуха и воды в г.Омске и Омской области. | Ролевая игра | ||
Тема 4: «Химия почвы и недр Земли» (5 часов) | ||||
25. | Что такое почва? Почва - большой многонаселенный дом. Есть ли у почвы враги? | гумус, суглинок | Лабораторная исследовательская работа | |
26. | «Охрана почвы» | Ролевая игра | ||
27. | Могут ли быть почвы кислыми? | кислота, ионы водорода, кислотный остаток | Лабораторный опыт | |
28. | Все ли соли соленые? | средние, кислые соли | Решение познавательных задач | |
29. | Из чего состоит земная кора? | минералы и горные породы. | Творческая работа | |
Тема 5: « Химия у нас дома» ( 4 часа ) | ||||
30-31 | Что мы едим? | рациональное питание, органические вещества | Лабораторный опыт; ролевая игра | |
32. | Моющие средства. Химчистка на дому. | жесткая вода, ПАВ, гидрофобная и гидрофильная части. | Исследовательская работа | |
33-34. | Подводим итоги. Мир, в котором я хочу жить. | Творческий урок – размышление. | ||
35. | Резерв. |
Пояснительная записка.
Цель курса « Химия вокруг нас»: расширение у обучающихся представлений об окружающем мире, пробуждение интереса к изучению химии, обеспечение развития и реализации личностного потенциала учащихся, развития УУД с опорой на предметное содержание.
Курс построен на тесном взаимодействии практического опыта и научных знаний.
Для оценивания деятельности учащихся можно использовать балльно-рейтинговую систему.
Планируемые результаты.
Личностные:
- экологическое сознание, знание некоторых принципов и правил отношения к природе:
- готовность к равноправному сотрудничеству;
- любовь к природе, признание ценности своего здоровья и здоровья других людей, оптимизм в восприятии мира;
- потребность в самореализации;
- устойчивый познавательный интерес.
Метапредметные
Ученик научится:
- - проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя;
- - устанавливать причинно- следственные связи;
- - объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования;
- - организовывать работу исследовательского характера: формулировать цель, гипотезу, выстраивать план работы, проводить исследование, делать выводы.;
- - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета, справочной литературы: выделять главное, находить причинно- следственные связи, сравнивать, обобщать, составлять вопросы;
- - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке совместного решения;
- - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- -уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- - основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Предметные
Ученик научится:
- - раскрывать смысл химических понятий: вещество, смеси, атом, молекула, ион, химический элемент, химические и физические явления, свойства, простые и сложные вещества, признаки и условия химических реакций, типы кристаллических решеток;
- - называть состав молекул кислорода, воды, водорода, изученных оксидов, оснований, кислот, солей;
- - характеризовать химический состав атмосферы, гидросферы, литосферы, почвы;
- - знать символы химических элементов (не менее 15), уметь разъяснять смысл химических формул и уравнений;
- - на основании знания валентности атомов химических элементов составлять формулы бинарных соединений, формулы оснований и солей;
- - определять по химическим формулам принадлежность веществ к простым или сложным; к изученным классам неорганических соединений;
- - описывать свойства веществ, выделяя их существенные признаки;
- - проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов.
Ученик получит возможность научиться:
- - различать понятия «химический элемент» и 2Просое вещество», расставлять коэффициенты в предложенных схемах химических реакций;
- - выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решеток;
- - называть признаки и условия протекания химических реакций;
- - грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
- - осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
- - понимать смысл и необходимость соблюдений предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
- - пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой; обращаться с приборами, лабораторным штативом, спиртовкой;
- - различать экспериментально кислород, углекислый газ., растворы кислот, щелочей индикаторами.
Содержание программы (35 ч)
ТЕМА 1: « Состав, строение, свойства и превращения веществ» (11 часов)
Предмет химии. Тела, вещества, явления. Правила техники безопасности. Чистые вещества и смеси. Виды смесей. Способы разделения смесей.
Строение веществ. Молекула. Атом. Строение атома.
Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества. Химические формулы. Индексы, Представление о постоянстве состава веществ. Валентность. Составление формул по валентности.
Свойства веществ. Агрегатное состояние веществ: твердое,жидконе, газообразное. Физические и химические свойства веществ.
Кристаллические и аморфные вещества. Ионы.
Физические и химические явления. Признаки и условия химических реакций. Типы химических реакций.
Лабораторные опыты.
- - Обращение с лабораторным штативом и спиртовкой.
- - Польза и вред полиэтилена.
- - Приготовление и разделение смеси (магнитом, отстаиванием, фильтрованием).
- - Свойства веществ в твёрдом, жидком, газообразном состояниях.
- - Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, их физическими свойствами.
- - Физические и химические явления ( плавление парафина, окисление меди в пламени).
- - Реакция замещения (железо с раствором медного купороса)
- - Реакция обмена ( взаимодействие медного купороса со щелочью)
Моделирование
- Модели молекул воды и др.
- Модель атома.
Исследовательская работа.
Выращивание кристаллов.
Тема 2: « Воздух и жизнь на Земле» (6 часов)
Состав воздуха, его значение и охрана. . Кислород. Его роль в природе и технике. Физические и химические свойства кислорода. Оксиды.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Правила составления химических уравнений.
Горение. Окисление. Строение пламени.
Водород: его распространение в природе, лабораторный способ получения, физические свойства, применение.
Лабораторные опыты
- Ознакомление с образцами оксидов.
- Строение пламени
- Получение и распознавание водорода.
Практическая работа.
- Получение кислорода, изучение его свойств.
Исследовательская работа
- Образование кислорода в листьях зеленого растения.
Тема 3: «Вода в природе». (5 часов)
Вода на Земле, её значение и охрана. Физические свойства воды. Вода как растворитель. Химические свойства воды. Представления об основаниях: состав, название, физические свойства, действие на индикаторы.
Лабораторные опыты:
- Формы нахождения воды в природе и её физические свойства.
- Растворимость разных веществ в воде.
- Действие щелочей на индикаторы.
Исследовательская работа ( по выбору)
- Определение содержания примесей в снеговой воде.
- Влияние качества воды на прорастание семян.
Ролевая игра « Охрана воздуха и воды в г.Омске и Омской области»
Тема 4: «Химия почвы и недр Земли» (5 часов)
Почва, её состав и свойства. Охрана почв.
Представления о кислотах, солях: состав, название, физические свойства, действие кислот на индикаторы.
Минералы и горные породы. Физические свойства минералов.
Классификация минералов по химическому составу.
Лабораторные опыты:
- Действие кислот на индикаторы.
- Физические свойства минералов.
Ролевая игра « Охрана почвы»
Тема 5: « Химия у нас дома» ( 4 часа )
Представление об органических веществах в продуктах питания. Рациональное питание. Моющие средства, механизм их действия. Химчистка на дому.
Лабораторные опыты:
- Определение химического состава пищи.
- Изучение свойств моющих средств.
Исследовательская работа
Химические вещества в быту: друзья или враги?
Творческий урок - размышление « Мир, в котором я хочу жить»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спецкурса по математике 6 класс "Математика вокруг нас"
Рабочая программа спецкурса позволят рассматривать задания повышенного уровня сложности, готовит учащихся к олимпиадам...
Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"
Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....
Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс
Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс включает пояснительную записку, требования к знаниям,поурочно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Кружок «Мир вокруг»
Программа и календарно- тематическое планирование кружка "Мир вокруг". Программа кружка «Мир вокруг» реализуется в 2-х классах участвующих в эксперименте по введению ФГОС второго поколения...
Рабочая программа. Математика (курс по выбору). "Вокруг квадратного трехчлена" 9 класс.
из опыта работы при подготовке к ГИА...
Рабочая программа "Мир вокруг нас"
Цель программы – формирование элементарных представлений о природе, о человеке и обществе, их взаимодействии.Программа носит интегрированный характер, объединяет несколько учебных дисциплин &nda...
Рабочая программа кружка "Вокруг света"
Кружок «Вокруг света», для обучающихся 9-х классов, направлен на реализацию регионального компонента во внеурочной деятельности . Программа строится на региональной характер...