Рабочая программа. Химия 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
После повторения важнейших понятий рассматривается строение и классификация
органических соединений. Логическим продолжением ведущей идеи о взаимосвязи «состава-строения-свойств» веществ является тема «Химические реакции в органической химии», которая знакомит учащихся с классификацией реакций в органической химии и дает представление о некоторых механизмах их протекания.
Полученные в первых темах теоретические знания учащихся затем закрепляются и
развиваются на богатом фактическом материале химии классов органических соединений,
которые рассматриваются в порядке усложнения от более простых (углеводородов) до наиболее сложных (биополимеров). Такое построение курса позволяет усилить дедуктивный подход к изучению органической химии.
Курс рассчитан на 1 час в неделю, всего — 35 часов.
II. Цели курса
Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира,
важнейших химических понятиях, законах и теориях.
III. Задачи курса
— овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных
химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных
технологий и получении новых материалов;
— развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе
самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников
информации;
— воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества,
необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
— применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.
IV. Нормативно-правовая база
Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:
—Федеральный компонент государственного стандарта общего образования,
утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
—Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
—Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего
образования на 2006/2007 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от
07.12.2005 г.;
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна,
соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего
образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
(Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных
учреждений /О.С. Габриелян. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Дрофа, 2007.)- 10 класс,
базовый уровень, 35 часов по 1 часу в неделю, в том числе 1 резервный час.
V. Учебно-методические материалы
Учебник. О.С. Габриелян. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник/ О.С. Габриелян. — 10-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014.
1. О. С. Габриелян Программа курса химии для 8 — 11 классов общеобразовательных
учреждений, — М.: Дрофа,2008.
2. В. Г. Денисова. Химия. 10 класс: Поурочные планы. — Волгоград: Учитель, 2003.
3. Астафьев С.В. Уроки химии с применением информационных технологий 10-11 классы, с
электронным приложением, — М.: «Глобус», 2009.
4. Богданова Н.Н., Васюкова Е.Ю. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового
контроля, химия 10-11 классы, — М.: «Интеллект-Центр», 2009.
VI. Сводная таблица контроля
Вид контроля | 1-е полугодие | 2-е полугодие | год |
Контрольная работа | 2 | 1 | 3 |
Практическая работа | 1 | 3 | 4 |
VII. Ведущие технологии
Личностно ориентированный подход, проблемное обучение, информационные технологии.
VIII. Требования к уровню подготовки учащихся
Содержательная линия | Обязательный минимум | Учащиеся должны знать | Учащиеся должны уметь |
Введение. | Предмет органической химии. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. | Теорию строения органических соединений. Понятия: валентность, степень углеродный скелет. | Составлять структурные формулы соединений. |
Углеводороды и их | Природный газ. Алканы. Этилен, Получение и химические свойства этилена и ацетилена. | Важнейшие химические понятия: «гомология». Вещества и материалы: пластмассы, каучуки. | Называть вещества по международной номенклатуре, характеризовать строение изученных органических соединений, определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений. |
Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (10 часов) | Единство химической организации в живых организмах. Углеводы и их классификация. Химические свойства и применение предельных много- химические свойства Альдегиды, их получение, свойства и Карбоновые кислоты, | Важнейшие вещества: «функциональная | Характеризовать строение и свойства изученных органических соединений. Определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений. |
Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (6 часов) | Понятие об аминах. органическое основание. Получение ароматического амина из нитробензола. Аминокислоты, получение и химические свойства. Белки. Нуклеиновые кислоты. Генетическая связь между классами соединений. | Строение и химические свойства. Генетическую связь | Характеризовать органических соединений. Объяснять зависимость свойств веществ от их состава Определять принадлежность |
Биологически активные органические соединения (3 часа) | Химия и здоровье. Ферменты. Витамины. Гормоны. Лекарства. | Представителей витаминов, гормонов, | |
Искусственные и | Искусственные пластмассы, волокна, | Важнейшие искусственные |
IX. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные понятия | Дата проведения план/факт | |||
Тема 1.Введение (3 часа) | |||||||||
1. | Предмет органической химии | 1 | комбинированный | Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения. Основные этапы в истории развития органической химии. | Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле | ||||
2. | Теория строения органических веществ | 1 | комбинированный | Знать основные положения теории строения органических соединений. Уметь устанавливать связь между строением органических соединений и свойствами веществ. | Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. | ||||
3 | Вводный контроль | 1 | урок контроля знаний | Учёт и контроль знаний по теме. | |||||
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (8 часов) | |||||||||
4. | Природный газ. Алканы | 1 | комбинированный | Знать состав природного газа. Уметь объяснять преимущества природного газа как источника топлива. | Природный газ. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Циклоалканы | ||||
5. | Алкены. Этилен | 1 | комбинированный | Уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; характеризовать строение изученных органических соединений. Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения. | Химические свойства алкенов. На примере химических свойств этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств. | ||||
6. | Алкадиены. Каучуки | 1 | комбинированный | Уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; характеризовать строение изученных органических соединений. Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения. | Алкадиены. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Каучук. Резина. | ||||
7. | Алкины. Ацетилен | 1 | комбинированный | Уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; характеризовать строение изученных органических соединений. Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения. | Алкины. Изомерия и номенклатура алкинов. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. | ||||
8. | Арены. Бензол. Нефть и способы ее переработки | 1 | комбинированный | Уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; характеризовать строение изученных органических соединений. Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения. Знать состав нефти и ее назначение. Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ. | Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств. Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. | ||||
9. | Практическая работа № 1. Предельные и непредельные углеводороды | 1 | практическая работа | ||||||
10. | Генетическая связь между классами углеводородов | 1 | урок обобщения и систематизации знаний | Уметь: характеризовать строение и свойства изученных органических соединений, общие химические свойства основных классов органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, составлять генетические цепочки, записывать уравнения. | |||||
11. | Контрольная работа № 1 «Углеводороды» | 1 | урок контроля знаний | Учёт и контроль знаний по теме. | |||||
Тема 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (10 часов) | |||||||||
12. | Спирты | 1 | комбинированный | Знать понятие «функциональная группа». Уметь называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре. Уметь: характеризовать строение изученных органических соединений; определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ. | Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. | ||||
13. | Фенол | 1 | комбинированный | Уметь: характеризовать строение и свойства изученных органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения. | Фенол. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств. Каменный уголь. Коксохимическое производство и его продукция. | ||||
14. | Альдегиды и кетоны | 1 | комбинированный | Уметь: характеризовать строение и свойства изученных органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений. | Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств. | ||||
15. | Карбоновые кислоты | 1 | комбинированный | Уметь называть изученные - вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре. Знать понятие «функциональная группа». | Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. | ||||
16. | Сложные эфиры | 1 | комбинированный | Уметь называть изученные - вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре. | Сложные эфиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. | ||||
17. | Жиры | 1 | комбинированный | Знать состав, строение и свойства жиров. Уметь устанавливать области применения жиров. | Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. | ||||
18. | Углеводы. Моносахариды. Дисахариды и полисахариды | 1 | комбинированный | Знать важнейшие вещества: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка. Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; характеризовать строение и свойства изученных классов органических соединений. Знать важнейшие вещества: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка. Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; характеризовать строение и свойства изученных классов органических соединений. | Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. | ||||
19. | Практическая работа № 2. Кислородсодержащие соединения | 1 | практическая работа | ||||||
20. | Генетическая связь кислородсодержащих соединений | 1 | урок обобщения и систематизации знаний | Уметь: характеризовать строение и свойства изученных органических соединений, общие химические свойства основных классов органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, составлять генетические цепочки, записывать уравнения. | |||||
21. | Контрольная работа № 2. «Кислородосодержащие органические соединения» | 1 | урок контроля знаний | Учёт и контроль знаний по теме. | |||||
Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (6 часов) | |||||||||
22. | Амины. Анилин | 1 | комбинированный | Уметь: характеризовать химические свойства изученных классов органических соединений; определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений. | Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина из нитробензола. | ||||
23. | Аминокислоты | 1 | комбинированный | Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения. | Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. | ||||
24. | Белки | 1 | комбинированный | Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения. | Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. | ||||
25. | Нуклеиновые кислоты | 1 | комбинированный | Знать состав, строение и свойства нуклеиновых кислот. | Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии. | ||||
26. | Практическая работа № 3. Азотсодержащие соединения | 1 | практическая работа | ||||||
27. | Обобщающий урок по теме «Азотсодержащие соединения» | 1 | урок обобщения и систематизации знаний | Уметь: характеризовать строение и свойства изученных органических соединений, общие химические свойства основных классов органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, составлять генетические цепочки, записывать уравнения. | |||||
Тема 5. Биологически активные органические соединения (3 часа) | урок контроля знаний | ||||||||
28. | Ферменты | 1 | комбинированный | Знать строение, свойства биологически активных органических соединений. Уметь определять их роль для здоровья человека. | Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве. | ||||
29. | Витамины, гормоны, лекарства | 1 | комбинированный | Знать строение, свойства биологически активных органических соединений. Уметь определять их роль для здоровья человека. | Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов. | ||||
30. | Обобщение по теме «Биологически активные органические соединения» | 1 | урок обобщения и систематизации знаний | Уметь: характеризовать строение и свойства изученных органических соединений, общие химические свойства основных классов органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, составлять генетические цепочки, записывать уравнения. | |||||
Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (5 часов) | |||||||||
31. | Искусственные полимеры | 1 | комбинированный | Знать важнейшие искусственные волокна и пластмассы. Уметь характеризовать и классифицировать искусственные полимеры. | Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение. | ||||
32. | Синтетические органические вещества | 1 | комбинированный | Знать важнейшие синтетические волокна, каучуки, пластмассы. Уметь характеризовать и классифицировать искусственные полимеры. | Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон. | ||||
33. | Обобщение по теме «Искусственные и синтетические полимеры» (тестирование) | 1 | урок обобщения и систематизации знаний | Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ. | Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон. | ||||
34. | Практическая работа № 4. Высокомолекулярные соединения | 1 | практическая работа | ||||||
35. | Обобщающий урок за курс 10 класса | 1 | урок обобщения и систематизации знаний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Химия 8 класс
Рабочая программа «Химия» 8 класс предназначена для работы по учебнику О.С.Габриеляна. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией– 5-е изд. – М.: Дрофа,2009., она составляется н...
рабочая программа химия 8 - 9 классы По учебнику Габриэляна О.С.
Рабочая программа содержит тематическое планирование, контрольные работы к учебнику Габриэляна 8, 9 классов...
Рабочая программа 9 класс. Химия
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством обра...
Рабочая программа "Химия" 9 класс
Рабочая программа "Химия" 9 класс по УМК Габриелян О.С. , базовый уровень включает титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа: химия, 8 класс.
Рабочая программа составлена на основании Примерной программыосновного общего образования по химии, а также программы курса химии дляучащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О...
Рабочая программа химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна
Рабочая программа педагога по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна рассчитана на 1, 5 часа в неделю. В программе отражена подготовка к ЕГЭ согласно спецификации и кодификатору 2012 года по ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХИМИИ 9 класс. УМК О.С. Габриелян. 68 часов
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; п...