Урок химии.
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Урок химии Строение и свойства глюкозы. 10 класс профильный уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ролик Ирина Николаевна, учитель химии МБОУ «СОШ №1 г.Калининска Саратовской области»

Урок-исследование

Строение и свойства глюкозы.

Пояснительная записка

   Урок «Строение и свойства глюкозы» подготовлен для 10 класса и проводится при изучении темы «Углеводы»  по программе изучения химии в профильных классах общеобразовательных учебных заведений.  В работе используется учебник Габриеляна О.С., Маскаева Ф.Н., Пономарева С.Ю., Теренина В.И. Органическая  химия. 10 класс. Профильный уровень. Дрофа Москва -  2012

   Системно-деятельностная технология  обучения в химии является одной  из актуальных методик  развития учащихся. Поэтому на уроках очень важны способы организации самостоятельной, поисково-исследовательской  деятельности  учащихся. Но результативна она лишь тогда, когда обучающиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных предположений, а также умением  выдвигать гипотезы, объясняющие противоречие, причины явлений.

  Правильно поставленная система деятельностного  обучения позволяет рациональными педагогическими средствами целенаправленно развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащихся, т. к. в процессе обучения активно приобретаются не только конкретные знания по предмету, но и знания о средствах их наиболее эффективного усвоения и применения.

На момент проведения данного урока учащиеся уже познакомились с основными классами органических соединений, со свойствами некоторых функциональных групп. Проблема, рассматриваемая на уроке актуальна для учащихся: с углеводами они уже знакомы из курса биологии и жизненного опыта. Вопрос строения и свойств молекулы глюкозы достаточно сложен, но вполне по силам для учеников 10 класса. Поэтому форма урока выбрана не случайно. В настоящее время перед учительством стоит очень сложная, невероятно трудная задача – подготовить или хотя бы создать все условия для подготовки творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании. Поток информации, буквально обрушивающийся на головы детей сейчас столь велик и многогранен, что роль учителя – не столько донести знания до ребенка, сколько помочь ему разобраться в этой массе информации, научиться её классифицировать и ею пользоваться.

В рамках заданной программой обучения общей цели, урок-исследование, как и многие другие уроки, преследует вполне понятную цель: поднять интерес учащихся к учению, повысить эффективность обучения, сформировать умение самостоятельно находить решение поставленной проблемы, доказывать свое мнение. Учитель должен организовать самостоятельную работу учащихся по овладению материалом темы и практическому закреплению теоретических знаний. Для успешной организации совместного поиска истины к уроку готовится раздаточный материал: тесты для актуализации знаний (Приложение№1), инструктивные карты для лабораторного практикума (Приложение 2), тесты для закрепления знаний (Приложение №3). Урок снабжен компьютерной презентацией.

Урок ведет учитель, он ставит задачи, создает проблемную ситуацию, предлагает вопросы к обсуждению, порой провоцирующего характера. Все это не позволяет учащимся отклониться от проблемы. В конце урока совместно с учащимися подводим итог совместной деятельности.

Тема: Строение и свойства глюкозы.
Класс: 10-й

            Цели урока:

Образовательные. Активизировать познавательную активность учащихся;

Обсудить значимость углеводов в природе и жизни человека, подвести учащихся к осознанию практической значимости химических знаний в человеческой жизни;

Развивающие: Создать условия для развития самостоятельности,  реализации творческой активности, умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы;

Воспитательные: Продолжить воспитание навыков самостоятельной и совместной с товарищами работы, дисциплинированности, ответственности.

Задачи: 

Обучающие: Дать представление о глюкозе как об органическом соединении с двойственными функциями – альдегидоспирте. Познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами, применением и биологическим значением важнейшего моносахарида – глюкозы.

Создать условия для формирования понятий о свойствах глюкозы.

Способствовать формированию понимания взаимосвязи между строением, свойствами и практическим значением углеводов.

Развивающие: Изучить строение глюкозы и ее свойства;

Создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, применять знания на практике в процессе экспериментального решения задач проблемного содержания. Закрепить навыки выполнения химического эксперимента;

Воспитательные задачи:  Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах. реализуя  межпредметную  связь  с  литературой,  биологией,  содействовать культурологическому воспитанию учащихся; используя  материал  о  применении  глюкозы  в  медицине,  способствовать  реализации валеологического воспитания.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Вид урока: Лабораторная работа с элементами исследовательской деятельности.

Методы и методические приемы:  Объяснительно- иллюстративный, исследовательский, практический.

Оборудование: Медиапроектор, компьютер, экран, презентация «Строение и свойства глюкозы», инструктивные карточки

На столах учащихся лотки для выполнения лабораторных опытов, имеются следующие реактивы: кристаллическая глюкоза, раствор глюкозы, лакмус, раствор NaOH, раствор СиSO4, Аg2О в аммиачном растворе; химическая посуда, спиртовка. 

Литература

  

1. Габриелян О. С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И.: учебник для 10 класса (профильный уровень). М. Дрофа, 2011.

2. Габриелян О. С. , И.Г. Остроумов Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. М.Дрофа, 2003.

3. Габриелян О.С, Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия, 10 класс. – М.: Дрофа, 2004 – 278 с.

4. Дмитров Е. Н. Познавательные задачи по органической химии и их решения. Тула: “Арктоус”, 1998.

   5. Журнал химия в школе, 2002 № 5.

Лобанова Н.Е. Кислородсодержащие органические соединения. //Первое сентября: химия. – 2006 - № 4. – с. 26-30

6. Программа по химии для средней школы М. «Дрофа» 2005

7. Фролова О.Г. Функциональные группы. //Первое сентября: химия. – 2006. - №9. – с.

       Образовательные ресурсы Интернет 

Методическое назначение электронных образовательных ресурсов Снижение  трудоемкости  процесса  изложения  нового материала.

Написание  структурных формул глюкозы.

 Развитие плодотворного сотрудничества с учащимися. Повышение уровня функциональной грамотности в сфере ИТ. Возможность использования чужого опыта и методических разработок.

1.http:// images.yandex.ru/ yandsearch?text=картинки

2.http://900igr.ne/kartinki/khimija/Uglevod-Gljukoza/Uglevod-Gljukoza.html t

3.http://1kabinet.ucoz.ru

4.Глюкоза. Нахождение в природе. (№125436)

5.Применение глюкозы в микробиологической промышленности.  (№125448)

6.Применение глюкозы в медицине. (№125445)

7.Применение глюкозы в пищевой промышленности. (№125413)

8.Переход глюкозы из проекции Фишера в Haworth projection.

9.Электронные учебные модули Открытых  мультимедиасистем.

10.http://www.mmlab.ru/ omschemcat/10 p0drazdel31.html

11.Фотоиллюстрации:

12.http://woulady.ucoz.com/news/4

                                           

                                       Модель урока (технологическая карта)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент.

Приветствует учащихся, создает благоприятную обстановку на уроке. Обращает внимание учащихся на готовность к уроку.

 Настраиваются на урок. Готовятся к уроку. Осуществляют предметно-практическую деятельность.

2

Целеполагание и мотивация.

Формулирует тему урока, ставит цели.

Осмысливают    тему урока. Принимают цель.

3

Актуализация знаний.

Предлагает систему вопросов, способствующих выявлению главной проблемы урока.(Приложение№1) Подведение итогов работы .

 Отвечают на вопросы, сталкиваясь с противоречиями, возникающими в ходе их обсуждения.

4

Введение новых  знаний.

Рассказ о строении и свойствах глюкозы.

Организует самостоятельную экспериментальную деятельность учащихся исследовательского характера.

Разъясняет исследовательские задания, записанные на карточках и порядок заполнения результатов исследования в таблице.

Проводит инструктаж по технике безопасности при обращении с химическими реактивами и нагревательными приборами.

Помогает и контролирует проведение лабораторных исследований. Наблюдает за ходом работы учащихся в группах.

Подводит итоги исследовательской работы.

Организует обсуждение экспериментальной деятельности учащихся в группах.

 Слушают, делают записи в тетрадь, участвуют в обсуждении. Слушают инструктаж по технике безопасности. Проводят экспериментальные исследования. Выдвигают гипотезу в ходе проведения эксперимента. Объясняют и подтверждают выдвинутую гипотезу. Записывают наблюдения, уравнения реакций и выводы в рабочую таблицу.

Воспроизводят полученные результаты своих исследований.

Ведут записи исследований других групп в своих рабочих таблицах.

Записывают уравнения химических реакций на доске.

5.

Первичное закрепление знаний.

Организует деятельность учащихся по применению полученных знаний. Тестовый контроль. (Приложение №3)

Выполняют тестовую работу и осуществляют взаимоконтроль.

6

Домашнее задание

 Объясняет особенности домашнего задания.

Записывают домашнее задание, выбирая свой уровень сложности.

8.

Подведение итогов работы.

Обсуждение с обучающимися достижение цели. Комментирует работу групп на уроке, выставляет оценки и заносит их в журнал.

Участвуют в как достигли цели, поставленные в начале урока.

9.

Рефлексия

Организует деятельность учащихся по самооценке  своей работы и оценке работы в группе.        

Какая задача стояла перед вами на уроке?

Что было сегодня необычного на уроке?

Есть ли те, кто сделал сегодня маленькое открытие?

Что вы взяли для себя с данного урока?

Каков результат нашего урока?

Оценивают свою деятельность на уроке. Высказывают свое впечатление об уроке.

                                  Приложение №1. 

Тест.

1. Расположите вещества в порядке возрастания числа атомов углерода в составе молекулы:

А. Сахарозы

Б. Глюкозы

В. Рибозы                        

2. Тетрозы, пентозы, гексозы – это:

А. Дисахариды

Б. Моносахариды

В. Полисахариды            

3. Самый сладкий моносахарид:

А. Глюкоза

Б. Фруктоза

В. Рибоза                          

4. Какой из моносахаридов содержится в крови человека?

А. Рибоза

Б. Дезоксирибоза

В. Глюкоза

Г. Фруктоза                        

5. Углевод, который предотвращает свертывание крови:

А. Рибоза

Б. Фруктоза

В. Гепарин                        

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Технологическая карта

Задание 1   Исследуйте  физические свойства глюкозы.

Внимательно рассмотрите выданный вам образец глюкозы. Определите цвет, запах глюкозы. Исследуйте растворимость ее в воде. Проверьте среду раствора. Для этого опустите индикаторную бумагу в раствор глюкозы.

Данные исследования занесите  в печатную основу для самостоятельной работы учащихся  и кратко доложите.

Задание 2   Исследуйте  принадлежность глюкозы  к многоатомным спиртам.

 В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы  и  2 мл раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II). Что наблюдаете? Почему образовавшийся вначале осадок  гидроксида  меди (II) растворяется с образованием прозрачного синего раствора?

Наличием, каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция?

Напишите уравнения  реакций :

Соблюдайте правила предосторожности при работе с едкими веществами – щелочами.

Данные исследования занесите  в опорный конспект  и кратко доложите.

Задание №3. Исследуйте принадлежность глюкозы  к  альдегидам с помощью реакции «серебряного зеркала».

 В пробирку, содержащую 1-2 мл глюкозы,  прилейте 1-2 мл аммиачного раствора  оксида серебра и осторожно нагрейте пробирку. Что наблюдаете? Наличием,  какой функциональной группы обусловлена эта реакция? Напишите уравнение реакции:  

Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей.

Данные исследования занесите в опорный конспект  и кратко доложите.

Задание №4  Проведите  исследование на наличие в глюкозе альдегидной группы с помощью Cu(OH)2.

В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы  и  2 мл раствора  гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II). Что наблюдаете? К полученному раствору аккуратно добавьте 1 мл воды и нагрейте на пламени спиртовки пробирку, укрепив ее наклонно так , чтобы нагревалась только верхняя часть раствора ( см. рисунок на стр.304 учебника). Прекратите нагревание, как только начнется изменение цвета. Почему при нагревании происходит изменение цвета реакционной смеси с синего на оранжево- желтый? Что представляет собой желто-красный осадок? Наличие, какой функциональной группы в глюкозе является причиной данной реакции? Напишите уравнение реакции:

Данные исследования занесите в опорный конспект и кратко доложите.

Приложение №3. 

Тест «Проверь себя»

  1. При взаимодействии раствора глюкозы с гидроксидом меди (II):

А.Образуется ярко-синий раствор

Б.Выделяется газ

В.Выпадает красно-бурый осадок

Г.На стенках пробирки образуется серебряный налет.

       2.  Продукт каталитического гидрирования глюкозы:

              А.Ксилит

              Б.Сорбит

              В.Глюкозид

            Г.Динамит.

   3. Какой тип брожения углеводов существует?

            А.Маслянокислое

            Б.Молочнокислое

            В.Спиртовое

            Г.Все предыдущие ответы верны.

 4. При спиртовом брожении образуется

            А.Спирт

            Б.Спирт, углекислый газ

            В.Спирт, водород

            Г.Спирт, углекислый газ, водород.

 5. При нагревании раствора глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра:

           А.Образуется ярко-синий раствор

           Б.Выделяется газ

           В.Выпадает красно-бурый осадок

           Г.На стенках пробирки образуется серебряный налет.

6. Чем различаются альфа-  и бетта- формы глюкозы?

           А.Наличием цикла

           Б.Размером цикла

           В.Расположением гидроксогруппы при первом атоме углерода

           Г.Числом атомов кислорода в цикле.

7. Качественной реакцией на глюкозу является реакция с:

          А.Cu(OH)2

                 Б.FeCl3

 В.Br2

 Г.CuO.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку химии "Обобщающий урок по теме «Теоретические основы химии»"11 класс

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков, полученных при изучении строении атомов химических элементов, изменении их свойств по группе и периоду....

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.

Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....

Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"

Девиз урока: «Все познается в сравнении»Цель урока:Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.Активизация познавательной деятельности учащихся.Воспитание любви к...

Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.

В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...

Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».

Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...