Технологическая карта урока "Окислительно-восстановительные реакции"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Кузнецова Татьяна Викторовна

Урок по теме "Окслительно-восстановительные реакции в 9 классе" составлен в виде технологической карты с учетом требований ФГОС ООО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ:

                                                                                «Окислительно-восстановительные реакции»

Учитель химии

МОУ «Школа № 53»

п.Октябрьский Люберецкого района

Кузнецова Татьяна Викторовна

Технологическая карта урока

Предметная область:  химия

Класс: 9

Автор УМК: Г.Е.Рудзитис

Тема: Окислительно-восстановительные реакции.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: создать условия для развития общеучебных познавательных действий (анализа, синтеза и оценки), а также информационных УУД при изучении окислительно-восстановительных реакций.

Предметные результаты:

  1. сформировать понятие об окислительно-восстановительных  реакциях, как химических реакциях по признаку изменения степени окисления элементов.
  2. дать понятия «окислитель» и «восстановитель»;
  3. охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления;
  4. систематизировать знания о химических реакциях, о степенях окисления химических элементов;
  5. научить записывать уравнения окислительно-восстановительных  реакций, уравнивать записи ОВР методом электронного баланса.

Метапредметные результаты:

Познавательные УД: уметь оперировать понятийным аппаратом  химии; диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, находить и использовать нужную информацию;

Регулятивные УД:  Уметь самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности уметь  действовать по плану; контролировать процесс и результаты своей деятельности сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Уметь в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УД: уметь сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Уметь слушать и понимать речь других людей.

Личностные результаты: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другой точке зрения.

Этап

Содержание

Оборудование

УУД

  1. Организацион-ный момент

Приветствие. Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности

включения в учебный процесс.

ПК , экран, мультимедий-ный проектор.

Включение в учебную деятельность

  1. Мотивация и актуализация учебной деятельности

Урок начинается с повторения понятий «типы химических реакций», «степень окисления»  в виде фронтальной  беседы.

  1. Какие типы химических реакций вам известны?

2.   К какому из данных типов можно отнести указанные уравнения реакции?

3.  В чем особенность, на ваш взгляд,  уравнений реакций А),Б),Д)?

4. Что такое степень окисления элемента?

Слайд 2

Известны следующие типы химических реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения и реакции обмена.

Слайд 3

А) 4Al + 3O2 = 2Al2O3

Б)  2H2O= 2H2+ O2

В) ZnO + 2 HCl = ZnCl2 + H2O

Г) СаСO3 = CaO + CO2

Д)) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

Е) Na2O+ CO2=Nа2СO3

Подведем итоги, проверьте правильные ответы

Слайд 4

А) 4Al + 3O2 = 2Al2O3    -р.соединения

Б)  2H2O= 2H2+ O2            -р. разложения

В) ZnO + 2 HCl = ZnCl2 + H2O    -р.обмена

Г) СаСO3 = CaO + CO2     р.соединения

Д)) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2  р.замещения

Е) Na2O+ CO2=Nа2СO3            р. соединения

Слайд 5 ПК , экран, мультимедий-ный проектор.

А) 4Al + 3O2 = 2Al2O3    -р.соединения

Б)  2H2O= 2H2+ O2            -р. разложения

В) ZnO + 2 HCl = ZnCl2 + H2O    -р.обмена

Г) СаСO3 = CaO + CO2     р.соединения

Д)) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2  р.замещения

Е) Na2O+ CO2=Nа2СO3            р. соединения

(Особенности: в процессе данных реакций происходит изменение степеней окисления химических элементов).

Слайд 6

Степень окисления - это условный заряд атома в молекуле, вычисленный в предположении, что все связи имеют ионный характер; либо – это заряд, который, возникает вследствие полного   (действительного или условного)  перехода электронов от одного атома к другому.

ПК , экран, мультимедий-ный проектор.

Личностные УД

 Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Познавательные УД

1. Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. 2.Умение выявлять причины и следствия простых явлений.

Регулятивные УД

1. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий

 2. Умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии самооценки.

Коммуникативные УД

 Умение слушать и вступать в диалог.

  1. Целеполагание

Попробуйте сформулировать тему урока. Какова цель урока? Какую проблему мы попытаемся решить?

(реакции, идущие с изменением степени окисления, как они протекают, в чем их особенности)

Одна из задач химии – предсказать, какие вещества получатся в той или иной реакции. Чтобы ответить на этот вопрос для ОВР, надо знать:

  • Какие вещества называются окислителями, а какие – восстановителями;
  • Как может меняться степень окисления окислителя и восстановителя в результате реакции.
  • Какие процессы проходят с восстановителями и окислителями.

ПК , экран, мультимедий-ный проектор.

Познавательные УД

1.Умение видеть проблему

2.Умение ставить вопросы.

Регулятивные УД

- умение   ставить цели, планировать свою работу.

Коммуникативные УД

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

4.Совместное открытие новых знаний.

Проблемные вопросы: Как протекают окислительно-восстановительные реакции? Почему изменяется степень окисления?

Демонстрируются Слайды 7,8,9,10,11.

Можно ли предугадывать окислительно-восстановительную способность веществ?

Какие вещества проявляют только окислительные свойства, какие только восстановительные, или могут

быть и теми и другими?

Слайд 12.

Окислители – элементы в высших степенях окисления:

  • Н24, НNО3, KMnO4, K2Cr2O7
  • Cl2 (до Cl), O2 ( до  H2O илиOH), Br2 (до Br)
  • Неметаллы (F2)

Восстановители – элементы в низших степенях окисления:

  • Ме0
  • НЭ (Н2S, NH3, HCl СН4)
  • Все органические вещества

Окислители и восстановители – элементы в промежуточных степенях окисления.

Работа в парах.

Слайд 13 Обсудите в паре, какие из приведённого ниже списка полуреакции относятся к окислению, какие к восстановлению и выпишите полуреакции:

1 вариант – окисления;

2 вариант – восстановления.

Дополните схемы этих полуреакций, показав число электронов.

  1. Fe+2 → Fe+3 
  2. Fe+2 → Fe0 
  3. N+5 → N+2 
  4. N20 → 2N+2 
  5. O20 → 2O –2 

  1. Mn+7 → Mn+2 
  2. Mn+7 → Mn+4 
  3. 2N–3 → N20 
  4. N–3 → N+2
  5. Cr+3 → Cr+6 

Осуществление взаимопроверки. Комментарии учителя.

Слайды 14,15

Алгоритм составления окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Подробный комментарий учителя.

ПК , экран, мультимедий-ный проектор.

Коммуникативные УД

1. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

2. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Познавательные УД

1. Нахождение и использование нужной информации.

2. Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

3. Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.).

Регулятивные УД

Умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Личностные УД

1. Умение уважительно и доброжелательно относиться к окружающим людям.

2. Умение управлять своей познавательной деятельностью; открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам.

5. Формирование решения проблемы, самостоятельное применение знаний.

Слайд 16

Закрепление  знаний

Используя метод электронного баланса, допишите схемы и составьте уравнения,

расставив коэффициенты

Mg + O2 =

HCl + Zn =

SO2 + O2

S + HNO3   =     NO2 + H2SO4 + H2O

Mg + H2SO4  =     H2S + MgSO4 + H2O

Выполненные задания сдаются на проверку.

ПК , экран, мультимедий-ный проектор.

Регулятивные УД

1.Умение проявлять настойчивость и усилия для достижения цели.

Познавательные УД

1.Нахождение и использование нужной информации.

Личностные УД

1.Умение оценивать меру ответственного отношения к учению.

  1. Рефлексия,  

итоги урока

Слайды 17,18,19,20

Рефлексия:

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Что больше всего понравилось?
  • Что оказалось особенно трудным?

1. На уроке я работал  (активно/пассивно)

2.Своей работой на уроке я   (доволен/не доволен)

3. Урок для меня показался    (коротким/длинным)

4.За урок я  ( не устал/устал)

5. Мое настроение    (стало лучше/стало хуже)

6. Материал урока мне был                                               (понятен/не понятен, полезен/бесполезен,              интересен/скучен)

7.Домашнее задание мне кажется                                  (легким/трудным, интересным/не интересным)

 Домашнее задание: параграф 5,упр.5-7 стр.20.

ПК , экран, мультимедий-ный проектор.

Личностные УД

1. Умение оценивать меру ответственного отношения к учению.

2. Умение управлять своей познавательной деятельностью; открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Окислительно-восстановительные реакции"

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов  и возможность достижения планируемых результатов освоения осно...

Технологическая карта урока 11 класса на тему "Химические реакции"

Технологическая карта обобщающего урока для 11 общеобразовательного класса....

Методическая разработка урока (технологическая карта) по теме: "Химические реакции".8 класс.УМК О.С.Габриэляна.

Предлагаю вариант технологической карты урока по химии в соответствии с требованиями ФГОС. Буду  рад Вашим комментариям....

технологическая карта по теме : Типы химических реакций

Технологическая карта к уроку по теме:"Типы химических реакций" с использованием ууд...

Технологическая карта урока "Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их протекания."

Технологическая карта урока по теме "Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их протекания" разработанна для детей с ограниченными возможностями здоровья. В...

Технологическая карта урока по теме: «Уравнения химических реакций».

Дети самостоятельно добывают недостающие знания. Урок сопровождается демонстрацией видеороликов (закон сохранения массы веществ и горение железа в кислороде)....

Технологическая карта к уроку Реакции ионного обмена

Цель урока: на основе усвоенных понятий о реакциях обмена и электролитической диссоциации веществ разных классов сформировать понятие «реакции ионного обмена»;экспериментально доказат...