Программа работы с одаренными учащимися по химии
материал по химии (9, 10, 11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_odarennymi_uchashchimisya.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы с одаренными учащимися
учителя химии МОАУ «Лицей № 1
г. Новотроицка Оренбургской области»
Стрижовой Ирины Алексеевны
(2013-2016 учебные годы)
Каждый ребенок от природы одарен по-своему
Пояснительная записка
Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, города в ближайшей перспективе.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.
В 9 классы корпуса № 2 лицея № 1 учащиеся приходят из разных школ города, поэтому выявление среди них учащихся с повышенными потребностями в обучении необходимо уже на начальном этапе обучения в 9 классе. Анализ участия учащихся школы в различных конкурсах, смотрах, муниципальных и областных олимпиадах показывает, что в коллективе имеется категория учащихся, имеющих повышенный уровень познавательной активности.
Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность. «Талантливый человек талантлив во многом» – эти слова звучат часто. Ориентируясь на них, нужно предоставлять детям право выбора предмета, каким он будет заниматься углубленно. Задача учителя – предложить ученику альтернативу, помочь осознать важность выбора, иными словами – помочь ему сделать правильный выбор, а затем ребенок сам должен расставить приоритеты и действовать в соответствии со своими интересами и убеждениями.
Концепция работы с одарёнными детьми.
Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами сохранения и развития себя как личности способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развиваешь общество» - тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении проблемных ситуаций.
Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, анкетирования, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа со способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности учителя. Такие дети имеют более высокие интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности, доминирующую активную познавательную потребность, испытывают радость от добывания знаний.
Для одарённых детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одарённости.
Можно условно выделить 3 категории одарённых детей:
1) дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
2) дети с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);
3) учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учителя химии в предпрофильных и профильных классах.
Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро теряют интерес к предмету. Исходя из этого, кабинет химии располагает разнообразной научной и энциклопедической литературой, занимательными и развивающими задачами и упражнениями как для работы на уроке, так и для домашней подготовки. За рамками урока ведется научное общество учащихся, на которое приходят ученики, заинтересованные химией. Талантливые дети – незаменимые помощники и при проведении опытов, зачетов, внеклассных мероприятий.
Системная и целенаправленная работа с одаренными детьми влияет на общее развитие всего класса, в том числе и учащихся, испытывающих сложности в обучении, создает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи. Идет формирование алгоритмических и эвристических приемов действий, осознания процесса учения не только с точки зрения изученного, но и с точки зрения анализа самого хода познания. Развивается интеллектуальная активность, формируется положительное отношение к учебе, растет потребность в знаниях. Задача учителя – позиционировать способных учеников не как недостижимый для других идеал, а как пример, на который нужно ориентироваться остальным (и может быть не столько в области химии, сколько в реальной жизни), как уровень, которого может достигнуть каждый.
Учащиеся с высоким уровнем познавательной активности показывают свои знания не только на уроках, но и на более высоком уровне – олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, научных конференциях, государственных экзаменах. Поэтому огромное внимание уделяется олимпиадным задачам, изучению научной и познавательной литературы по предмету. Необходимо уделять особое внимание методической и психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных детей), усилить научно – методическое сопровождение по данному направлению. Для успешной работы с одаренными учащимися нужно формировать положительную мотивацию к учению.
Цели работы с одаренными детьми
- Создание условий для оптимального развития одаренных детей, учащихся, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии из способностей;
- Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
- Адаптация, предпрофильная и профильная подготовка выпускников.
Задачи программы
1. Выбор рациональных форм управления интеллектуальной деятельностью учащихся. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
2. Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих учащихся.
3. Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в олимпиадах, конференциях, конкурсах разного уровня.
2. Принципы работы с одаренными детьми:
- разнообразие возможностей для развития личности;
- возрастание роли внеурочной деятельности;
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Стратегия работы с одаренными детьми по химии
I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи не только по химии, но и по математике, физике. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях.
II этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей учащихся.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», тренинги, творческие отчеты, проектные задания, олимпиады, марафоны, проекты. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Для реализации творческого потенциала одаренных детей организуются консультации, учащиеся информируются о новейших достижениях науки, знакомятся с новинками литературы. Для общения с учащимися приглашаются выпускники, успешно реализующие себя в профессии. Необходимо обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников. Организуется исследовательская и проектная деятельность учащихся.
Для развития творческих способностей учащиеся привлекаются к участию в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня, углубленному изучению отдельных тем курса химии, для них ведутся разнообразные по тематике элективные курсы; кружки различной направленности.
Для стимулирования и поощрения дальнейшей творческой деятельности создаются постоянно действующие стенды, посвященные выпускникам – медалистам, победителям и призерам олимпиад, своевременно публично поощряются успехи учащихся (линейки, молнии-объявления), отмечаются заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.
Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся
Форма | Задачи |
Элективные курсы |
|
Предметная неделя |
|
Научное общество учащихся |
|
Направления и формы работы с учащимися с повышенными потребностями в обучении:
- Индивидуальная работа с учащимися (консультации)
- Групповая работа на занятиях научного общества учащихся.
- Групповая работа по подготовке к олимпиадам разного уровня и конференции исследовательских работ учащихся
- Работа по индивидуальным планам.
Ожидаемые результаты
1.Активизация инициативы и творчества учащихся.
2. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
3. Формирование интереса учащихся к личностно-творческой самореализации.
4. Повышение качества образования и воспитания школьников.
План мероприятий по выполнению программы работы с одаренными учащимися
Сроки | Мероприятия | Уровень |
Сентябрь | Разработка плана работы с одаренными детьми, составление и пополнение базы данных одаренных детей. | Школьный |
Организация работы с одарёнными детьми (выявление умственного потенциала, стимулирование творческой активности, вовлечение в работу в НОУ) | Школьный | |
Октябрь | Планирование и проведение школьного этапа предметной олимпиады | Школьный |
Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников | Школьный | |
Индивидуальные консультации | Школьный | |
Ноябрь | Участие в муниципальном этапе олимпиады по химии | Муниципальный |
Участие в олимпиаде « Интер-химик-юниор» | Муниципальный | |
Участие в дистанционной олимпиаде МФТИ | Муниципальный | |
Участие в интернет-олимпиаде «Фоксфорд» | Российский | |
Индивидуальные консультации с учащимися | Школьный | |
Декабрь | Участие в дистанционной олимпиаде МФТИ | Муниципальный |
Первый этап олимпиады «Ломоносов» ( МГУ) | Российский | |
Участие в интернет-олимпиаде «Фоксфорд» | Российский | |
Первый этап межрегиональной химической олимпиады им. Саркисова (РХТУ) | Российский | |
Первый этап олимпиады «Будущие исследователи - будущее науки» | Региональный | |
Индивидуальные консультации с учащимися | Региональный | |
Первый этап олимпиады « Первые шаги в медицину» | Региональный | |
Январь | Первый этап олимпиады «Будущие исследователи - будущее науки» | Региональный |
Первый этап олимпиады «Ломоносов» (МГУ) | Российский | |
Участие в интернет-олимпиаде «Фоксфорд» | Российский | |
Региональный этап олимпиады по химии | Региональный | |
Первый этап олимпиады «Первые шаги в медицину» | Региональный | |
Участие в олимпиаде «Поколение 21 века» | Региональный | |
Индивидуальные консультации с учащимися | Школьный | |
Февраль | Первый этап олимпиады « Первые шаги в медицину» | Региональный |
Участие в олимпиаде «Поколение 21 века» | Региональный | |
Индивидуальные консультации с учащимися | Школьный | |
Финал олимпиады «Будущие исследователи-будущее науки» | Российский | |
Участие в интернет-олимпиаде «Фоксфорд» | Российский | |
Подготовка к участию в городской конференции исследовательских работ учащихся | Школьный | |
Март | Финал олимпиады «Первые шаги в медицину» | Российский |
Финал олимпиады «Ломоносов» (МГУ) | Российский | |
Участие в интернет-олимпиаде «Фоксфорд» | Российский | |
Защита школьных проектов, подготовка к участию в городской конференции исследовательских работ учащихся | Школьный | |
Индивидуальные консультации с учащимися | Школьный | |
Финал межрегиональной химической олимпиады им. Саркисова (РХТУ) | Российский | |
Апрель | Индивидуальные консультации с учащимися | Школьный |
Защита школьных проектов, участие в городской конференции исследовательских работ учащихся | Муниципальный | |
Май | Анализ результатов олимпиад разного уровня | Школьный |
Индивидуальные консультации с учащимися | Школьный | |
Анализ работы с одаренными учащимися | Школьный |
Стрижова Ирина Алексеевна, учитель химии муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Лицей № 1 г. Новотроицка Оренбургской области»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.
Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...
программа работы с одаренными детьми
программа. одаренные дети...
Программа работы с одаренными детьми
Таланты надо воспитать,Их надо развивать, в них надо верить!...
программа работы с одаренными детьми
программа разработана с 2011 по2014 год...
Программа работы с одаренными детьми
В программе раскрывается значимость в современное время работы с одаренными детьми. Раскрываются формы, принципы и методы работы....
Программа для обучения одаренных детей. Химия 9 класс.
Цели: 1. Развивать познавательный интерес к предмету химия.2.Способствовать развитию творческих способностей учащегося.3. Научить учащегося логически мыслить и находить пути решенияпроблем. Поясн...
Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»
Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...