программа работы с одаренными детьми
материал по теме
программа разработана с 2011 по2014 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_odarennymi_detmi.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА МБОУ ПОКРОВСКОЙ СРЕДНЕЙ
ШКОЛЫ №2
«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
- Наименование – Программа « Одаренные дети» МОУ Покровской СОШ № 2 на 2011-
2014 годы.
- Основание для разработки:
- Районная программа «Одаренные дети».
- Программа «Одаренные дети» ПСШ № 2 на 2004 – 2006г, 2006-2008 г, 2008 – 2011г
Приказ Министерства образования России № 4072 от 30.10.2003г. « Положение о всероссийской олимпиаде школьников»
- Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа», (Послание Президента Федеральному собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г.).
- Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Приказ Минобрнауки России «О порядке аттестации педагогических работников
государственных и муниципальных образовательных учреждений»
от 24.03. 2010 года № 2008 г.
- Областной закон « Об образовании в Ростовской области»
- Ожидаемые результаты:
- Значительное улучшение качества общего образования, повышения уровня духовного, интеллектуального и физического развития учащихся.
- Увеличение творческой активности педагога, рост авторитета и социального статуса профессии школьного учителя.
- Система организации контроля за исполнением программы:
Управление, координация и контроль за ходом реализации Программы в МОУ Покровская СОШ № 2 осуществляется администрацией школы.
- Сроки реализации: 2011-2014.
Пояснительная записка
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих.
Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе.
Согласно учебному плану школы работают кружки по интересам, футбольные, волейбольные и другие спортивные секции.
Ежегодно проводятся школьные, районные олимпиады, областные и всероссийские олимпиады по различным предметам и направлениям
Концепция подпрограммы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренные дети:
· имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
· имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
· испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
Цели | Задачи |
1. Выявление одаренных детей | 1.Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми. 2.Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации. 3. Накопление библиотечного фонда по данному вопросу. 4. Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики. 5. Проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности. |
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто одаренных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественных скачок в развитии их способностей. | 1. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. 2. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу. |
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути и реализуется в действии.
СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Успешность работы с одаренными учащимися во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе, поэтому рассматривается как самостоятельный вопрос о стратегии работы с данной категорией детей на этапе начальных классов.
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и удовольствия от умственного труда.
Познавательная потребность является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществование личности, развитие ее способностей из природных задатков.
При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:
1-й у р о в е н ь – потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);
2-й у р о в е н ь – развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки);
3-й у р о в е н ь (высший уровень) – познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).
Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет пособности в неразвитом, зачаточном состоянии.
Исходя из вышеизложенного можно выделить следующие цели и задачи воспитательно-образовательной работы с одаренными детьми в начальных классах.
Ц е л и:
– развитие общих способностей ребенка как основы всех специальных способностей («генерального фактора интеллекта» или «базального фактора одаренности»), так как можно развивать природные задатки способностей в определенный благоприятный возрастной период;
– развитие интеллекта ребенка (мышления, памяти, речи и других интеллектуальных функций).
З а д а ч и:
1) выявление одаренных детей из числа показавших высокие результаты на приемных собеседованиях и в ходе учебной деятельности психологическими методами диагностики, а также путем анализа результативности умственного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
2) формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т. д.);
3) воспитание навыков общения, так как для одаренного ребенка в 6–7 лет умение учиться – это, прежде всего, способность включаться и инициировать учебное сотрудничество;
4) обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей как необходимого условия успешности любой деятельности, особенно школьника:
– забота о сохранении здоровья: полноценном функционировании нервной системы ребенка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных потребностей;
– сохранение высокой самооценки одаренного ребенка, непосредственно связанной с развитием любознательности и в целом с развитием личности: начальные неуспехи в учении, «подкрепляемые» систематическими отрицательными оценками, разрушают недостаточно подкрепившуюся познавательную потребность;
– формирование системы приобретенных учебных мотивов, в которой отметка является не главным мотивом учебной деятельности, а только средством обратной связи учителя и ученика при оценивании работы последнего;
– организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (лекции, кружки, экскурсии, пример взрослых);
– организация контроля за развитием познавательной деятельности одаренных учащихся в виде: контроля по результатам (итоговый контроль); процессуального контроля; предметного контроля.
Формы работы с одаренными учащимися:
групповые занятия с одаренными учащимися;
факультативы;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
курсы по выбору;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
занятия в профильных классах
интеллектуальные марафоны
СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ
Основные мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные исполнители | Прогнозируемые результаты |
Нормативное и информационное обеспечение программы |
Работа творческой группы педагогов с одаренными детьми | с 2000 года постоянно | Заместитель директора по учебной работе Коростылева О.В. заместитель директора воспитательной работе Забежайло И.А., председатель методического Совета школы Поршнева Е.П. | Обоснование и развитие научно-теоретических основ развития одаренности детей школы, важнейших направлений этой деятельности |
Участие в цикле телепередач «Созвездие юных», посвященных поддержке одаренных детей | 2011-2014 г.г. | Пономаренко А.А., Кучеренко Л.И. | Использование потенциала средств массовой информации в формировании общественной поддержки работы с одаренными детьми, положительного отношения к образованию |
Организация публикаций в газетах наиболее интересных работ одаренных учащихся. | 2011-2014 г.г. | Творческая группа педагогов по работе с одаренными детьми |
Участие в различных конкурсах, дающих возможность опубликовать творческие работы учащихся. | 2011-2014 г.г. | Администрация школы. Творческая группа педагогов по работе с одаренными детьми | Обобщение и распространение опыта с одаренной молодежью |
Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети» | постоянно | Зам. директора по информатизации | Обобщение и распространение опыта с одаренной молодежью |
Выявление одаренных детей |
Изучение контингента учащихся школы с целью выявления одаренных детей (тестирование, анкетирование) | постоянно | Психолог школы. Творческая группа по работе с одаренными детьми | Поиск и выявление одаренных детей |
Участие школьников в районных, городских, областных, Всероссийских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, научных конференциях, акциях | 2011-2014 г.г. | Администрация школы. Творческая группа педагогов по работе с одаренными детьми | Создание и укрепление системы выявления и работы с одаренными детьми |
Систематическое обновление банка одаренных детей школы и педагогов, работающих с одаренными детьми. | Постоянно | Творческая группа педагогов по работе с одаренными детьми | Формирование интеллектуального, творческого потенциала школы. |
Организация системы дополнительного образования одаренных детей на базе школы и взаимодействие с другими учреждениями дополнительного образования одаренных детей |
Взаимодействие и участие в мероприятиях, организованных ЦВР, ДЮСШ | 2011-2014 г.г. | Администрация школы, методический Совет школы, творческая группа педагогов | Творческое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования для одаренных детей. Расширение деятельности по развитию одаренных детей. |
Разработка и приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми | 2011-2014 г.г. | Творческая группа педагогов по работе с одаренными детьми | Создание организационно-методических основ, способствующих повышению социального статуса работы с одаренными детьми |
Обмен опытом работы с одаренными детьми, проведение научно-практических конференций и семинаров на базе школы и участие в аналогичных мероприятиях других образовательных учреждений | 2011-2014 г.г. | Администрация школы. Методический Совет школы | Обновление содержания деятельности по работе с одаренными детьми |
Социальная и психологическая поддержка одаренных детей |
Реализация психологической программы «Обеспечение психолого-педагогической поддержки одаренных детей» | 2011-2014 г.г. | Психолог школы | Создание благоприятного психологического микроклимата в школе |
Работа с родителями одаренных детей | постоянно | Психолог школы, администрация школы | Проведение социально-психологических исследований и социально-педагогическая помощь родителям |
Организация участия одаренных учащихся школы в работе профильных лагерей для одаренных детей. | 2011-2014 г.г. | Администрация школы | Организация отдыха одаренных детей, укрепление их здоровья. |
Обучение одаренных детей будет более эффективным, если:
- создать вариативные программы обучения;
- принять в качестве ведущей стратегии обучения исследовательскую деятельность детей;
- разработать индивидуальные "маршруты" учащихся.
- привлечь к работе:
- наставников, выполняющих функции научного руководителя;
- учителей-предметников с учетом особенностей индивидуального развития одаренных детей, их интересов и склонностей;
- классных руководителей, путем обеспечения соответствующих условий для физического и морального развития одаренных детей;
- психолога, путем создания благоприятного психолого- развивающего пространства, обучения данных детей навыкам поддержания психологической стабильности и психо-регуляции, обеспечение психолого-педагогической помощи родителям одаренных детей;
- родителей, путем установления хорошо налаженной связи ученик – родитель – учителя
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 2011-2014 учебный год.
Разработана:
Координатор творческой группы
«Одаренные дети» А.А.Пономаренко
Участие в работе учреждений дополнительного образования для одаренных детей
Участие в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах высокого уровня
Возможности обучающихся, порождаемые их участием в подпрограмме «Одаренные дети»
Сотрудничество с коллегами района и области по работе с одаренными детьми
Банки данных
(одаренные дети, специалисты, работающие с одаренными детьми)
Творческая группа по работе с одаренными детьми
Председатели МО школы
Методический Совет школы
Администрация МОУ
ПСОШ №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.
Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...
программа работы с одаренными детьми
программа. одаренные дети...
Программа работы с одаренными детьми
Таланты надо воспитать,Их надо развивать, в них надо верить!...
Программа работы с одаренными детьми
В программе раскрывается значимость в современное время работы с одаренными детьми. Раскрываются формы, принципы и методы работы....
Программа работы с одаренными детьми
В данной программе обозначены основные направления работы с одаренными детьми в основной школе. Предлагается примерный календарно-тематический план. Программа рассчитана на 3 учебных года....
Программа работы с одаренными детьми
Программа работы школы с одаренными детьми. Программа работы учителя русского языка с одаренными детьми....
Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»
Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...