Программа для обучения одаренных детей. Химия 9 класс.
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Цели: 1. Развивать познавательный интерес к предмету химия.
2.Способствовать развитию творческих способностей учащегося.
3. Научить учащегося логически мыслить и находить пути решения
проблем.
Пояснительная записка.
Программа углубленного изучения курса неорганической химии для учащихся 9 классов, проявляющих особый интерес к предмету, избравших химию для дальнейшего изучения.
Задачами обучения данного курса являются:
- формирование глубоких знаний о строении и свойствах веществ, закономерностях хим. реакций.
- развитие умений наблюдать и объяснять хим. явления, происходящие в окр. среде.
- раскрытие вклада химии в понимание научной картины мира, формирование диалектико-логического мышления.
- развитие гуманистических черт личности,
- развитие творческих задатков.
Основное содержание курса составляют знания о веществе, его составе, строении и свойствах, а также о химических реакциях. Повышение теоретического уровня изучения этих основных компонентов хим. знаний состоит в электронно- ионной их трактовке, введение в содержание термодинамических понятий.
В курс включены и новые понятия: энергия хим. связи, электродный потенциал, энтальпия, энтропия и ряд других, позволяющие перевести изучение химии с качественного рассмотрения хим. объектов на количественное.
Большое внимание уделено хим. эксперименту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i1.doc | 232.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«МБОУ СОШ №3» о. Муром Владимирской области
Программа для обучения одаренных детей.
Химия 9 класс.
Учитель химии
Аляева Л.Н.
Цели: 1. Развивать познавательный интерес к предмету химия.
2.Способствовать развитию творческих способностей учащегося.
3. Научить учащегося логически мыслить и находить пути решения
проблем.
Пояснительная записка.
Программа углубленного изучения курса неорганической химии для учащихся 9 классов, проявляющих особый интерес к предмету, избравших химию для дальнейшего изучения.
Задачами обучения данного курса являются:
- формирование глубоких знаний о строении и свойствах веществ, закономерностях хим. реакций.
- развитие умений наблюдать и объяснять хим. явления, происходящие в окр. среде.
- раскрытие вклада химии в понимание научной картины мира, формирование диалектико-логического мышления.
- развитие гуманистических черт личности,
- развитие творческих задатков.
Основное содержание курса составляют знания о веществе, его составе, строении и свойствах, а также о химических реакциях. Повышение теоретического уровня изучения этих основных компонентов хим. знаний состоит в электронно- ионной их трактовке, введение в содержание термодинамических понятий.
В курс включены и новые понятия: энергия хим. связи, электродный потенциал, энтальпия, энтропия и ряд других, позволяющие перевести изучение химии с качественного рассмотрения хим. объектов на количественное.
Большое внимание уделено хим. эксперименту.
Требования:
- Знать основные положения атомно-молекулярного учения, в свете которого уметь применять основные химические понятия.
- Знать формулировку периодического закона, структуру и основные закономерности ПС Д.И.Менделеева, значение П.З. для развития науки, техники и представлений о природе.
- Уметь давать характеристику хим. элементов по положению в ПСХЭ и строению их атомов; определять состав атомных ядер (понятие об изотопах); указывать заполнения электронами оболочек атомов; составлять формулы соответствующих соединений.
- Уметь раскрывать тенденции изменения состава и свойств простых веществ, высших оксидов и гидроксидов.
- Уметь правильно использовать понятия: хим. элемент и простое вещество, сложное вещество и смесь, истинный р-р и взвеси, бескислородные и кислородосодержащие кислоты; нормальные, кислые, основные и сложные соли; амфотерные соединения; вещества аморфные и кристаллические.
- Уметь по разным классификационным признакам определять типы заданных хим. реакций.
- Уметь аргументировать свои ответы о принадлежности веществ к классам неорганических соединений или определенным типам хим. реакций, разъяснять признаки и условия протекания хим. реакций.
- Знать виды хим. связи, механизмы их образования; уметь изображать структурные формулы изученных молекулярных соединений, определять степени окисления атомов хим. элементов по предложенным формулам.
- Знать свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно- восстановительных процессах. Уметь по составу соли определять продукты ее гидролиза, составлять уравнения реакций гидролиза.
- Уметь сравнивать свойства неМе и Me, объяснять на примерах зависимость свойств веществ от их состава и их строения.
- Уметь составлять генетические ряды Me и неМе и устанавливать генетические связи между классами неорганических соединений.
- Уметь применять на практике знания о скорости хим. реакций, факторах, влияющих на скорость хим. реакции, хим. равновесие и условия его смещения.
- Знать понятия и уметь применять при решении расчетных задач: раствор, растворимость, виды растворов, зависимость растворимости от времени и давления.
- Уметь проводить обозначенные в программе хим. эксперименты: работать с приборами; обращаться с веществами, соблюдая технику безопасности и объяснять происходящие в хим. опытах явления; прогнозировать и подтверждать опытами свойства некоторых веществ.
- Уметь использовать навыки решения типовых задач при расчетах задач нестандартного уровня, используя при этом знания основных законов химии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Темы | Основные понятия | Химический эксперимент. | |
I Теория строения атома. ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева.(16часов) | ||||
1 | Атом. Состав атомных ядер. Изотопы. Энергетические уровни и подуровни. Распределение электронов в атоме. | 2 | Квантовые числа. | Модели атомов. |
-Урок-упражнение. | 1 | |||
-Индивидуальные консультации. | 1 | |||
2 | Сходство и различие в строении атомов элементов одного периода, группы, подгруппы. Элементы-аналоги. | 2 | ||
-Урок-упражнение. | 1 | |||
-Индивидуальные консультации. | 1 | |||
3 | -Структура периодической системы (короткий длиннопериодный варианты таблицы.) Периодическое изменение свойств оксидов, гидроксидов, вод. соединений химических элементов. | 2 | Короткий и длинный вариант ПСХЭ. | |
-Урок-упражнение. | 1 | |||
- Индивидуальные консультации. | 1 | |||
4 | -Значение периодическою закона как закона о единстве и взаимосвязи химических элементов для понимания научной картины мира. | 2 | ||
-Урок-упражнение. | 1 | |||
-Индивидуальные консультации | 1 | |||
Проверочная работа (тест) | 1 | |||
II Химическая связь. Строение вещества (12 часов) | ||||
1. | Понятие о способах образования и разрывах ковалентной связи. Свойства ковалентной связи: насыщаемость, длина, направленность, энергия, полярность. Геометрия молекул. | 2 | Насыщаемость, направленность, полярность, дипольный момент. | |
-Урок-упражнение. | 1 | |||
-Индивидуальные консультации | 1 | |||
2. | Ионная связь. Образование ионных соединений. Строение ионных кристаллов. Понятие о координационном числе. | 2 | Исследование отношения к нагреванию NaCL, SiO2, сахара, йода. | Модели молекул (галогенов, вода, хлорида натрия.) |
-Урок-упражнение. | 1 | |||
-Индивидуальные консультации | 1 | |||
3. | Металлическая связь. Водородная связь. Типы кристаллических решёток. Зависимость свойств веществ от строения. | 2 | Модели кристаллических решёток. | |
-Урок-упражнение. | 1 | |||
-Индивидуальные консультации | 1 | |||
Проверочная работа (тест) | 1 | |||
III Закономерности протекания химических реакций (16 часов). | ||||
1. | Внутренняя энергия энтальпия. Термохимические реакции. Стандартные энтальпии реакции и образования вещества. | 2 | Энтальпия, энтропия, термохимческие реакции. | Экзотермические реакции (горение), эндотермические (разложение СаСО3 или СuО). |
-Решение расчётных задач. | 1 | |||
-Индивидуальные консультации | 1 | |||
2. | Скорость химических реакций. Факторы влияющие на скорость химической реакции. | 2 | Тепловой эффект, химические реакции. | Разложение Н2О в присутствии катализатора МnО2. |
-Решение расчётных задач, | 1 | |||
-Индивидуальные консультации | 1 | |||
3. | Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Константа равновесия. Принцип Jle-Шателье. | 2 | Константа равновесия. | |
-Решение расчётных задач. | 1 | |||
-Индивидуальные консультации | 1 | |||
4. | Сущность химических реакций на основе электронных представлений. Степень окисления. Окислительно - восстановительные реакции (подбор коэффициентов методом электронного баланса.) | 2 | Окисление, восстановление. Окислитель, восстановитель. | |
-Урок-упражнение. | 1 | |||
-Индивидуальные консультации | 1 | |||
Проверочная работа (тест) | 1 | |||
IV Растворы (16 часов). | ||||
1. | Растворитель и растворённое вещество. Молярная концентрация вещества и молярная концентрация химического эквивалента вещества. | 2 | Массовая концентрация, молярная. | Испытание растворов на растворимость. |
-Решение расчётных задач. | 1 | |||
-Индивидуальные консультации | 1 | |||
2 | Растворимость. Коэффициент растворимости. Зависимость растворимости от природы растворяемого вещества, растворителя, температуры, давления. | 2 | ||
- Решение расчетных задач. | 1 | |||
- Индивидуальная консультация. | 1 | |||
3 | - Сильные и слабые электролиты. Равновесие в растворах слабых Э. Константа диссоциации. Водородный показатель. | 2 | Константа диссоциации. Водородный показатель. | Испытания растворов на электрическую проводимость. |
- Урок-упражнение. | 1 | |||
- Индивидуальная консультация. | 1 | |||
4 | Реакции обмена в растворах электролитов. Гидролиз солей. ОВР в растворах. Ряд напряжений Me. Гальванический элемент. | 2 | Гидролиз. Гальванический элемент. | Определение рН растворов солей. |
- Урок - упражнение. | 1 | |||
- Индивидуальные консультации. | 1 | |||
Проверочная работа (тест) | 1 | |||
V Металлы (20 часов). | ||||
1 | Металлы главных подгрупп I - III групп ПСХЭ Д.И.Менделеева. | 2 | в/д с простыми и сложными веществами | |
- Урок - упражнения. | 1 | |||
- Индивидуальные консультации. | 1 | |||
2 | Железо. Особенности строения атома. Характерные ионы и степени окисления Fe. Особые свойства Fe. | 2 | Комплексообразователи | в/д Fe c O2, Сl2. Получение гидроксидов железа(II) и (III) |
-Решение расчетных задач. | 1 | |||
-Индивидуальные консультации. | 1 | |||
3 | Амфотерные оксид и гидроксид железа (III), ферриты и комплексные соединения Fe (III). Окислительно-восстановительные свойства солей Fe. | 2 | Ферриты, ферраты. | |
-Урок-упражнение. | 1 | |||
-Индивидуальные консультации. | 1 | |||
-Решение расчетных задач. | 1 | |||
4 | Хром. Характерные степени окисления и соответствующие оксиды, гидроксиды и соли. (амфотерность этих соединений) | 2 | Хроматы. дихроматы. | В/д Сг с НСl и щелочью. |
-Решение расчётных задач. | 1 | |||
-Урок-упражнение. | 1 | |||
-Индивидуальные консультации | 1 | |||
5. | Марганец. Строение атома. Ионы и характерные степени окисления марганца. Химические свойства марганца, оксидов и гидроксидов (окислительные свойства). | 2 | Манганаты, перманганаты | Взаимодействие оксида марганца (IV) с HCL (кислотой) |
-Решение расчётных задач. | 1 | |||
-Индивидуальные консультации | 1 | |||
Проверочная работа (тест) | 1 | |||
VI Металлургия (4часа). | ||||
1. | Основные способы промышленного получения металлов. Электролиз расплавов и растворов солей, щелочей. | 1 | Электролиз ОВР. | Электролиз раствора соли CuCL2. |
-Решение расчётных задач. | 1 | |||
-Урок-упражнение. | 1 | |||
-Индивидуальные консультации | 1 | |||
VII Неметаллы (56 часов). | ||||
Подгруппа галогенов. Положение галогенов в ПСХЭ. Строение атомов. Сравнение энергии сходства электролизов атомов галогенов. Строение молекул. | 2 | Энергия сродства к электрону. | ||
- Урок - упражнение. | 1 | |||
- Индивидуальные консультации. | 1 | |||
Физические и химические свойства галогенов Объяснение реакций с позицией изменения энтальпии. | 2 | Взаимодействие Na c С12 порошка AI с Вг2. пыли Аl с I2. | ||
- Решение расчетных задач. | 1 | |||
- Индивидуальные консультации. | 1 | |||
Галогеноводороды. Их строение, физические и химические (особые) свойства галогенно- водородных кислот. | 2 | Получение НСl и опыты с ней. | ||
- Решение расчетных задач. | 1 | |||
- Индивидуальные консультации. | 1 | |||
Особые свойства Сl. Кислородные соединения Сl. Кислородные кислоты Сl. их кислотные и окислительные свойства. | 1 | отбеливающие действие хлора и хлорной извести. | ||
- Урок - упражнения. | 1 | |||
- Индивидуальные консультации. | 1 | |||
Проверочная работа (тест) | 1 | |||
Подгруппа кислорода. Положение кислорода, серы в ПСХЭ. Валентность и валентные возможности серы. Особые свойства кислорода. Окислительно-восстановительные свойства. | 1 | Валентность, валентные возможности, аллотропия. | Горение простых и сложных веществ. | |
-Урок-упражнение. | 1 | |||
-Решение расчётных задач. | 1 | |||
-Индивидуальные консультации | 1 | |||
Вода. Двойственные свойства воды в свете протонной теории. Окислительно- восстановительные свойства воды. Пероксид водорода. | 2 | Пероксид водорода. | Хим. свойства воды | |
-Решение расчётных задач. | 1 | |||
-Индивидуальные консультации | 1 | |||
Сероводород. Восстановительные свойства HS. Сульфиды и гидросульфиды | 2 | Средние и кислые соли. | ||
-Решение расчётных задач. | 1 | |||
-Индивидуальные консультации | 1 | |||
Оксиды серы (IV) и (VI). Кислотные свойства. Двойственные окислительно- восстановительные свойства оксида серы (IV). Сернистая кислота, сульфиты и гидросульфиты. | 2 | Получение оксида серы (IV) и растворение его в воде. | ||
-Решение расчётных задач. | 1 | |||
-Индивидуальные консультации | 1 | |||
Серная кислота. Химические свойства раствора H2SO4. Сульфаты и гидросульфаты. | 1 | Реакции нейтрализации. | Взаимодействие концентрированной H2SO4 с металлами и неметаллами. | |
-Решение расчётных задач. | 1 | |||
-Индивидуальные консультации. | 1 | |||
Проверочная работа (тест) | 1 | |||
Подгруппа азота.Азот. Водородное соединение азота. Восстановительные свойства. Оксиды азота. Их окислительно- восстановительные свойства. Свойства. | 2 | Ион аммония. | Получение аммиака и опыты с ним. | |
-Решение расчетных задач. | 1 | |||
-Индивидуальные консультации. | 1 | |||
Азотная кислота. Свойства разбавленной HNO3, особые свойства концентрированной кислоты. | 1 | В/д азотной кислоты с оксидами Me. | ||
-Урок-упражнение. | 1 | |||
-Индивидуальные консультации. | 1 | |||
Проверочная работа (тест) | 1 | |||
Подгруппа углерода. Особые свойства углерода, их оксидов, угольной кислоты. Соли угольной кислоты- карбонаты, гидрокарбонаты, карбиды. | 2 | Карбонаты, гидрокарбонаты, карбиды. | Получение CO2 и опыты с ним. | |
-Решение расчетных задач. | 1 | |||
-Индивидуальные консультации. | 1 | |||
Всего: 140 часов. |
Дополнительные темы:
- Квантовые числа при описании состояния электронов в атоме.
- Свойства связей - направленность, насыщенность, полярность.
- Стандартные энтальпии реакции и образования вещества.
- Константа равновесия.
- Способы выражения концентрации раствора.
- Кислородные соединения хлора.
- Пероксид водорода, его свойства.
- Особые свойства серной и азотной кислот.
- Особые свойства соединений железа - оксидов, гидрооксидов, солей ферратов.
- Свойства хрома, марганца и их соединения.
- Электролиз - один из способов получения металлов.
- Гидролиз-реакция взаимодействия солей при растворении в воде.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Э.Вайсмантель. X. «Химия для любознательных.»-Химия, 1985г.
- Книга для чтения по неорганической химии-Крицман ВА.- М.Просвещение, 1983г.
- Кузнецов В.И. Общая химия, М.Высшая школа, 1989г.
- Корольков Д.В. Основы неорганической химии, М.Просвещение, 1982г.
- Ахметов Н.С. Неорганическая химия ,М.Просвещение 1992г.
- Ахметов Н.С. Актуальные вопросы курса неорганической химии. Книга для учителя- М.Просвещение, 1992г.
- Г.П.Хомченко, И.Г.Хомченко Сборник задач по химии ,М. Новая волна 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Скорректированная программа индивидуального обучения по химии. 11 класс
В помощь учителю....
Рабочая программа индивидуального обучения по географии. 8 класс
Рабочая программа индивидуального обучения по географии. 8 класс...
Рабочая программа дистанционного обучения русский язык 3 класс (170 часов)
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспита...
Рабочая программа дистанционного обучения по алгебре 8 класс
Рабочая программа по алгебре 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 23.07.2013) "Об образовании в Российской ...
Адаптированная образовательная программа индивидуального обучения для учащихся 6 класса с умеренной умственной отсталостью
Адаптированная образовательная программа для учащихся 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида с умеренной умственной отсталостью, находящихся на индивидуальном обучении,...
Рабочая программа по математике "Одаренные дети" 7 класс
Программа способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Включенные в программу вопросы дадут возможность обучающимся подготовиться к олимпиа...
Рабочая программа занятий с одаренными детьми 9 класс
Работа с одаренными детьми...