КТП химия. 10 класс. УМК Габриелян О.С.
календарно-тематическое планирование по химии (10 класс) на тему
Тематическое планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а также программы курса химии для учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), и рассчитана на 34 учебных часа. В ней предусмотрено проведение 2 контрольных и 2 практических работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dzh_10_11_klass_planirovanie.doc | 249.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии в 10 классе составлена на основе авторской программы «Химия. 10» О.С.Габриеляна, издательство «Дрофа» 2004г; тематического планирования учебного материала по органической химии (1час в неделю, общее число часов по курсу – 36),соответствующего стандарту среднего общего образования (базовый уровень), автор О.С.Габриелян, издательство «Дрофа» 2005г;с учётом примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). Программа используется без изменений её содержания, но с уменьшением практических работ до трёх в соответствии с рекомендациями автора. Учебная деятельность осуществляется при использовании учебно-методического комплекта О.С. Габриеляна «Химия.10».
- Позволяет сохранить целостный и систематизированный курс химии
- Представляет курс, освобожденный от излишне теоретизированного и сложного материала
- Включает материал, связанный с повседневной жизнью человека, будущей профессиональной деятельностью выпускника
- Соответствует стандарту химического образования средней школы базового уровня
Курс четко делится на две части: органическую химию и общую химию.
Данная программа реализована в учебниках и учебных пособиях:
- Габриелян О.С. Химия. 10 кл. Базовый уровень. – М.: Дрофа.2006
- Габриелян О.С. Химия. 11 кл. Базовый уровень. – М.: Дрофа.2006
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задах, упражнениях. 10класс: учеб. Пособие для общеобразоват. учреждений. –М.: Дрофа,2003.- 400с.
- Химия.10класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 10»/ О.С. Габриелян. П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.- М.: Дрофа, 2003.-128с.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя.- М.: Дрофа,2004.- 480с.
- Габриелян О.С., Ватлина Л.П. Химический эксперимент в школе. 10 кл.– М.: Дрофа.2006
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
- Знать/понимать
- Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления , моль, молярная масса, молярный объём, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- Основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;
- Важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, глюкоза, сахароза, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Уметь
- Называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- Определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- Характеризовать: общие химические свойства органических соединений; строение и свойства изученных органических соединений;
- Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
- Выполнять химический эксперимент по распознанию важнейших органических веществ;
- Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельность и повседневной жизни для:
- Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- Безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- Критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Тематическое планирование базового уровня курса химии 10-го класса
по программе О.С. Габриеляна 35 часов (в расчете на 1 час в неделю )
№ | Тема | Цель урока | Эксперимент Расчетные задачи | Сроки | Дом задание |
1. Теория строения органических веществ(2 ч) | |||||
1 | Предмет органической химии | Повторить, расширить и углубить знания о предмете орг. химии. Повторить понятия: гомологический ряд, изомерия, валентность и степень окисления. | Лаб.опыт № 1: Определение элементарного состава органических веществ | 1 – 4 сентября | § 1,2 |
2 | Теория химического строения | Рассмотреть основные положения теории А.М. Бутлерова. Осн. понятия: гибридизация орбиталей, σ- и π- связи. | Лаб.опыт № 2: Изготовление моделей углеводородов Демонстрации : 1. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений. | 6 -11 сентября | § 3,4 |
2. Природные источники углеводородов(8 ч) | |||||
3 | Природный газ. Алканы. | Ознакомить с природными источниками УВ: нефтью, природным газом, каменным углем. Рассмотреть гомологический ряд и изомерию предельных УВ, их физические и химические свойства, способы получения | Демонстрации : 2. Химические свойства алканов(горение). | 13 - 18 сентября | § 10, § 11 |
4 | Этилен. | Ознакомить с гомологическим рядом и изомерией непредельных УВ, рассмотреть их физические и химические свойства, способы получения | Лаб.опыт № 3: Обнаружение непредельных углеводородов в нефтепродуктах. Демонстрации: 3. Химические свойства этилена(горение, отношение к раствору перманганата калия и бромной воде). 4. Получение этилена | 20 - 25 сентября | § 12 |
5 | Диены и каучуки. | Рассмотреть физические и химические свойства, способы получения диенов. Ознакомить с натуральными и синтетическими каучуками, резиной. | 27 сент – 2 окт | ||
6 | Ацетилен. | Ознакомить с гомологическим рядом ацетилена, рассмотреть физические и химические свойства, способы получения | Лаб.опыт № 4: Получение и свойства ацетилена Демонстрации: 5. Химические свойства ацетилена (грение, отношение к перманганату калия и бромной воде). 6. Получение ацетилена | 4- 9 октября | § 13 |
7 | Нефть. | Рассмотреть промышленную переработку нефти. | Лаб.опыт № 5: Коллекция нефти и продуктов переработки | 11 – 16 октября | |
8 | Бензол. | Познакомиться с ароматическими соединениями и ароматической связью. Рассмотреть строение молекулы бензола, физические и химические свойства. | Демонстрации: 7. Химические свойства бензола. | 18 – 23 октября | § 16 |
9 | Обобщение: углеводороды | Обобщить знания о углеводородах. | 1 – 6 ноября | ||
10 | Контрольная работа № 1 | 8 – 13 ноября | |||
3. Живые организмы как природные источники органических соединений (19 ч) | |||||
11 | Спирты. | Ознакомить с классификацией спиртов, их номенклатурой и изомерией. Рассмотреть влияние строения спиртов на их физические и химические свойства. | Демонстрации: 9. Окисление спирта в альдегид. 10. Качественная реакция на многоатомные спирты. | 15 - 20 ноября | § 17 |
12 | Лабораторные опыты. | Рассмотреть химические свойства спиртов и основные способы получения. Акцентировать внимание на области применении спиртов | Лаб.опыт № 8: Свойства этилового спирта. Лаб.опыт № 9: Свойства глицерина. | 22 - 27 ноября | |
13 | Фенол. | Рассмотреть строение, физические и химические свойства, способы получения фенола. Дать понятие об основных областях применения фенола. | Демонстрации: 11. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». 12. Растворимость фенола. 13. Качественные реакции на фенол. | 29 - 4 декабря | § 18 |
14 | Альдегиды. Кетоны. | Рассмотреть строение молекул альдегидов и кетонов, их номенклатуру и изомерию и хим свойства. Изучить особенности строения карбонильной группы. | Лаб.опыт № 10: Свойства формальдегида. | 6 -11 декабря | § 19 |
15 | Углеводы. | Рассмотреть состав и классификацию углеводов, представителей каждой из групп. Сообщить о биологической роли углеводов и их значении в жизни человека. | Демонстрации: 8. Химические свойства глюкозы. Качественная реакция на крахмал. | 13 – 18 декабря | § 22, 23,24 |
16 | Лабораторные опыты | Познакомиться с особенностями физических и химических свойств углеводов. | Лаб.опыт № 6: Свойства крахмала. Лаб.опыт № 7: Свойства глюкозы. | 20 – 25 декабря | |
17-18 | Карбоновые кислоты. | Рассмотреть строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Познакомить с классификацией и номенклатурой карбоновых кислот, с физическими и химическими свойства, способами получения. Раскрыть биологическую роль и распространенность в природе карбоновых кислот. | Лаб.опыт № 11: Свойства уксусной кислоты. | 11 – 17 января 18 – 24 января | § 20 |
19 | Сложные эфиры. Жиры. | Рассмотреть строение молекул сложных эфиров. Изучить особенности реакций этерификации и гидролиза, омыления и гидрирования. Рассказать о распространенности сложных эфиров в природе. | Лаб.опыт № 12: Свойства жиров. | 25 – 31 января | § 21 |
20 | Мыла. | Ознакомить с получением мыла. Сравнить свойства растворов мыла и порошка. | Лаб.опыт № 13: Cравнение свойств раствора мыла и порошка.. | 1 – 7 февраля | |
21 | Амины. Анилин. | Рассмотреть строение, классификацию, изомерию и номенклатуру аминов. Познакомить с физическими и химическими свойства, способами получения. Ознакомить с применением аминов в быту и промышленности. | Демонстрации : 14. Реакции анилина с соляной кислотой и бромной водой. | 8 – 14 февраля | § 25 |
22 | Аминокислоты. | Рассмотреть строение, физические и химические свойства, способами получения аминокислот. Рассмотреть реакции поликонденсации. Ввести понятия пептидов, полипептидов. | 15 - 21 февраля | § 26 | |
23 | Белки. | Ознакомиться с природными полимерами – белками. Изучить их строение, классификацию и свойства. Рассмотреть биологическую роль и применение белков | Лаб.опыт № 14: Свойства белков. | 22 -28 февраля | § 27 |
24 | Нуклеиновые кислоты | Сформировать представления о ДНК и РНК. Ввести понятия о нуклеиновых кислотах, нуклеотидах, пиримидиновых и пуриновых основаниях. Рассмотреть биологическую роль ДНК и РНК. | Демонстрации : 15. Модель молекулы ДНК. | 1–7 марта | |
25 | Ферменты. Энзимы. | Ввести понятие о ферментах как биологических катализаторах белковой природы. Рассмотреть особенности строения и свойств ферментов в сравнении с неорганическими катализаторами. Ознакомить с применением ферментов в промышленности. | 9-14 марта | ||
26 | Витамины. Гормоны. | Рассмотреть классификацию и обозначения витаминов. Ввести понятия об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Сформировать представления о гормонах. Ознакомить с отдельными представителями. | Демонстрации : 16. Коллекция витаминных препаратов | 15 – 20 марта | |
27 | Лекарства. | Сформировать представление о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Рассмотреть отдельные группы лекарств, способы их безопасного применения. | Демонстрации : 17. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка. | 1 – 10 апреля | |
28 | Практическая работа № 1: Идентификация органических веществ. | 12 – 17 апреля | |||
29 | Урок -упражнение | Решение расчетных задач | 19 – 24 апреля | ||
30 | Обобщение: Органические соединения живых организмов. | Обобщить знания, полученные при изучении органических веществ, находящихся в живой природе. | 26 – 30 апреля | ||
31 | Контрольная работа № 2 | 3 – 8мая | |||
4. Искусственные и синтетические органические вещества(4 ч) | |||||
32 | Искусственные полимеры. | Познакомить с различными видами полимеров, получаемых современной химической промышленностью | Демонстрации : 18. Коллекция пластмасс и изделий из них. | 10 – 15 мая | |
33 | Синтетические органические вещества. | Ознакомить в видами волокон и каучуков. | Лаб.опыт № 15: Коллекция пластмасс и каучуков. Коллекция волокон. | 17 – 23 мая | |
34 | Практическая работа № 2: Распознавание волокон и пластмасс | 24 – 30 мая | |||
35 | Современная органическая химия. | Рассказать о достижениях современной химии и областях применения хим знаний. | 31 мая – 6 июня |
Тематическое планирование базового уровня курса химии 10-го класса
по программе О.С. Габриеляна 35 часов (в расчете на 1 час в неделю )
№ | Тема | Цель урока | Эксперимент Расчетные задачи | Сроки | Дом задание |
1. Теория строения органических веществ(2 ч) | |||||
1 | Предмет органической химии | Повторить, расширить и углубить знания о предмете орг. химии. Повторить понятия: гомологический ряд, изомерия, валентность и степень окисления. | Лаб.опыт № 1: Определение элементарного состава органических веществ | 1 – 4 сентября | § 1,2 |
2 | Теория химического строения | Рассмотреть основные положения теории А.М. Бутлерова. Осн. понятия: гибридизация орбиталей, σ- и π- связи. | Лаб.опыт № 2: Изготовление моделей углеводородов Демонстрации : 1. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений. | 6 -11 сентября | § 3,4 |
2. Природные источники углеводородов(8 ч) | |||||
3 | Природный газ. Алканы. | Ознакомить с природными источниками УВ: нефтью, природным газом, каменным углем. Рассмотреть гомологический ряд и изомерию предельных УВ, их физические и химические свойства, способы получения | Демонстрации : 2. Химические свойства алканов(горение). | 13 - 18 сентября | § 10, § 11 |
4 | Этилен. | Ознакомить с гомологическим рядом и изомерией непредельных УВ, рассмотреть их физические и химические свойства, способы получения | Лаб.опыт № 3: Обнаружение непредельных углеводородов в нефтепродуктах.Демонстрации: 3. Химические свойства этилена(горение, отношение к раствору перманганата калия и бромной воде). 4. Получение этилена | 20 - 25 сентября | § 12 |
5 | Диены и каучуки. | Рассмотреть физические и химические свойства, способы получения диенов. Ознакомить с натуральными и синтетическими каучуками, резиной. | 27 сент – 2 окт | ||
6 | Ацетилен. | Ознакомить с гомологическим рядом ацетилена, рассмотреть физические и химические свойства, способы получения | Лаб.опыт № 4: Получение и свойства ацетилена Демонстрации: 5. Химические свойства ацетилена (грение, отношение к перманганату калия и бромной воде). 6. Получение ацетилена | 4- 9 октября | § 13 |
7 | Бензол. | Познакомиться с ароматическими соединениями и ароматической связью. Рассмотреть строение молекулы бензола, физические и химические свойства. | Демонстрации: 7. Химические свойства бензола. | 11 – 16 октября | § 16 |
8 | Нефть. | Рассмотреть промышленную переработку нефти. | Лаб.опыт № 5: Коллекция нефти и продуктов переработки | 18 – 23 октября | |
9 | Обобщение: углеводороды | Обобщить знания о углеводородах. | 1 – 6 ноября | ||
10 | Контрольная работа № 1 | 8 – 13 ноября | |||
3. Живые организмы как природные источники органических соединений (19 ч) | |||||
11 | Спирты. | Ознакомить с классификацией спиртов, их номенклатурой и изомерией. Рассмотреть влияние строения спиртов на их физические и химические свойства. | Демонстрации: 9. Окисление спирта в альдегид. 10. Качественная реакция на многоатомные спирты. | 15 - 20 ноября | § 17 |
12 | Фенол. | Рассмотреть строение, физические и химические свойства, способы получения фенола. Дать понятие об основных областях применения фенола. | Демонстрации: 11. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». 12. Растворимость фенола. 13. Качественные реакции на фенол. | 22 - 27 ноября | § 18 |
13 | Лабораторные опыты. | Рассмотреть химические свойства спиртов и основные способы получения. Акцентировать внимание на области применении спиртов | Лаб.опыт № 8: Свойства этилового спирта. Лаб.опыт № 9: Свойства глицерина. | 29 - 4 декабря | |
14 | Альдегиды. Кетоны. | Рассмотреть строение молекул альдегидов и кетонов, их номенклатуру и изомерию и хим свойства. Изучить особенности строения карбонильной группы. | Лаб.опыт № 10: Свойства формальдегида. | 6 -11 декабря | § 19 |
15-16 | Карбоновые кислоты. | Рассмотреть строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Познакомить с классификацией и номенклатурой карбоновых кислот, с физическими и химическими свойства, способами получения. Раскрыть биологическую роль и распространенность в природе карбоновых кислот. | Лаб.опыт № 11: Свойства уксусной кислоты. | 13 – 18 декабря 20 – 25 декабря | § 20 |
17 | Сложные эфиры. Жиры. | Рассмотреть строение молекул сложных эфиров. Изучить особенности реакций этерификации и гидролиза, омыления и гидрирования. Рассказать о распространенности сложных эфиров в природе. | Лаб.опыт № 12: Свойства жиров. | 11 – 17 января
| § 21 |
18 | Углеводы. Глюкоза. | Рассмотреть состав и классификацию углеводов, представителей каждой из групп. Физические и химические свойства глюкозы. | Демонстрации: 8. Химические свойства глюкозы. | 18 – 24 января | § 22, 23 |
19 | Углеводы.Крахмал, целлюлоза. | Познакомиться с особенностями физических и химических свойств углеводов полисахаридов. Сообщить о биологической роли углеводов и их значении в жизни человека. | Лаб.опыт № 6: Свойства крахмала. Качественная реакция на крахмал. | 25 – 31 января | § 22, 23,24 |
20 | Обобщение и систематизация знаний о кислородсодержащих | Обобщить знания, полученные при изучении кислородсодержащих органических веществ. | 1 – 7 февраля | ||
21 | Амины. Анилин. | Рассмотреть строение, классификацию, изомерию и номенклатуру аминов. Познакомить с физическими и химическими свойства, способами получения. Ознакомить с применением аминов в быту и промышленности. | Демонстрации : 14. Реакции анилина с соляной кислотой и бромной водой. | 8 – 14 февраля | § 25 |
22 | Аминокислоты. | Рассмотреть строение, физические и химические свойства, способами получения аминокислот. Рассмотреть реакции поликонденсации. Ввести понятия пептидов, полипептидов. | 15 - 21 февраля | § 26 | |
23 | Белки. | Ознакомиться с природными полимерами – белками. Изучить их строение, классификацию и свойства. Рассмотреть биологическую роль и применение белков | Лаб.опыт № 14: Свойства белков. | 22 -28 февраля | § 27 |
24 | Нуклеиновые кислоты | Сформировать представления о ДНК и РНК. Ввести понятия о нуклеиновых кислотах, нуклеотидах, пиримидиновых и пуриновых основаниях. Рассмотреть биологическую роль ДНК и РНК. | Демонстрации : 15. Модель молекулы ДНК. | 1–7 марта | |
25 | Ферменты. Энзимы. | Ввести понятие о ферментах как биологических катализаторах белковой природы. Рассмотреть особенности строения и свойств ферментов в сравнении с неорганическими катализаторами. Ознакомить с применением ферментов в промышленности. | 9-14 марта | ||
26 | Витамины. Гормоны. | Рассмотреть классификацию и обозначения витаминов. Ввести понятия об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Сформировать представления о гормонах. Ознакомить с отдельными представителями. | Демонстрации : 16. Коллекция витаминных препаратов | 15 – 20 марта | |
27 | Лекарства. | Сформировать представление о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Рассмотреть отдельные группы лекарств, способы их безопасного применения. | Демонстрации : 17. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка. | 1 – 10 апреля | |
28 | Практическая работа № 1: Идентификация органических веществ. | 12 – 17 апреля | |||
29 | Урок -упражнение | Решение расчетных задач | 19 – 24 апреля | ||
30 | Обобщение: Органические соединения живых организмов. | Обобщить знания, полученные при изучении органических веществ, находящихся в живой природе. | 26 – 30 апреля | ||
31 | Контрольная работа № 2 | 3 – 8мая | |||
4. Искусственные и синтетические органические вещества(4 ч) | |||||
32 | Искусственные полимеры. | Познакомить с различными видами полимеров, получаемых современной химической промышленностью | Демонстрации : 18. Коллекция пластмасс и изделий из них. | 10 – 15 мая | |
33 | Синтетические органические вещества. | Ознакомить в видами волокон и каучуков. | Лаб.опыт № 15: Коллекция пластмасс и каучуков. Коллекция волокон. | 17 – 23 мая | |
34 | Практическая работа № 2: Распознавание волокон и пластмасс | 24 – 30 мая | |||
35 | Современная органическая химия. | Рассказать о достижениях современной химии и областях применения хим знаний. | 31 мая – 6 июня |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тематическое планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а также программы курса химии для учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), и рассчитана на 34 учебных часа. В ней предусмотрено проведение 2 контрольных и 2 практических работ.
Программа:
- позволяет сохранить достаточно целостный и системный курс химии, который формировался на протяжении десятков лет в советской и российской школе;
- представляет курс, освобождённый от излишне теоретизированного и сложного материала, для отработки которого требуется немало времени;
- включает материал, связанный с повседневной жизнью человека, также с будущей профессиональной деятельностью выпускника средней школы, которая не имеет ярко выраженной связи с химией;
- полностью соответствует стандарту химического образования средней школы базового уровня.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Габриелян О.С. Химия 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
2011-2012 учебный год является одиннадцатым годом работы школы в рамках региональной экспериментальной площадки по проблеме «Формирование культуры школы и её влияние на всех участников образовательного процесса».
В соответствии с этим главная цель школы: создать условия для развития в учениках качеств самоактуализирующейся личности путем формирования культуры школы как воспитательной среды образовательного пространства.
Цель педагогической деятельности: создать условия для овладения учащимися основ химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильной ориентации и поведения в окружающей среде.
Задачи
- вооружить учащихся знаниями основ науки и химической технологии, способами их добывания, переработки и применения;
- раскрыть роль химии в познании природы и обеспечении жизни общества, показать значение общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки;
- внести вклад в развитие научного миропонимания ученика;
- развить внутреннюю мотивацию учения, повысить интерес к познанию химии;
- подготовить к итоговой аттестации;
- развить экологическую культуру учащихся.
Обучение осуществляется на основе апробированной «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» О.С.Габриеляна с концентрическим принципом построения, опубликованной в сборнике нормативных документов. Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.
Выбор данной программы мотивирован тем, что в данной программе выражена гуманистическая и химико-экологическая направленность и ориентация на развивающее обучение. В ней отражена система важнейших химических знаний, раскрыта роль химии в познании окружающего мира, в повышении уровня материальной жизни общества, в развитии его культуры, в решении важнейших проблем современности. Помимо основ науки, в содержание предмета химия включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.
В программе реализованы следующие направления:
- гуманизации содержания и процесса его усвоения.
Интеграция знаний с гуманитарными дисциплинами (историей, литературой ) позволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере деятельности человека. Для усиления идей гуманизации и гуманитаризации предусматриваю знакомство с жизнедеятельностью великих ученых.
- экологизации курса химии.
Проблемы, рассматриваемые в школьном курсе химии при изучении тем: «Производство серной кислоты», «Силикатная промышленность», «Природные источники углеводородов» и др. влияние различных химических элементов и их соединений на окружающую среду и живые организмы в рамках системы «человек-производство-природа».
- интеграции знаний и умений с естественнонаучными дисциплинами позволяет сформировать целостную картину мира.
Реализую межпредметные связи с курсом физики 7 и 10 классов, где изучаются основные сведения о строении атома, изотопах, химической связи; курсом биологии 11 класса при изучении уровней организации белковых молекул, свойств белков, состава нуклеиновых кислот; с курсом географии – сведения об атмосфере (6 кл.), природные и экономические ресурсы (8-9 кл.); математики – пропорции и проценты.
- последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения.
При распределении учебного материала по урокам использую тематическое планирование, составленное в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по химии, стандартов среднего (полного) общего образования по химии, соответствует обязательному минимуму содержания образования по химии.
В своей работе использую элементы различных педагогических технологий:
- технология развивающего обучения
- деятельностный подход к обучению, т.е. обучение через практику
- технология дифференцированного обучения
- технология коммуникативно-диалоговой деятельности
- использование межпредметных связей
- развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений.
- ИКТ.
Объем отобранного содержания программы определен в соответствии с нормативной продолжительностью изучения предмета и с учетом психологических и возрастных особенностях учащихся.
Учитывая то, что ежегодно часть выпускников 9 и11 классов выбирают экзамен по химии, в тематическом планировании отразила задания из материалов ГИА и ЕГЭ, используемые на уроке.
Организация и планирование работы с учащимися, нуждающимися в индивидуальном (надомном) обучении.
Организация индивидуального обучения помогает обеспечить должный уровень ученика, позволяет максимально развить его познавательные способности, избежать перенапряжения организма, сохранить здоровье. На прохождение программы по химии для учащихся, нуждающихся в индивидуальном обучении, отведено по 34 часа в каждом классе. Тематическое планирование было скорректировано с учетом психологических, возрастных особенностей учащихся, уровня обучаемости и обученности. Для изучения выделены основные вопросы и темы по химии. Исключен химический практикум и контрольные работы. Больше времени уделяется закреплению материала на уроке, отработке общеучебных умений. Произведена корректировка и домашнего задания: сокращение объема, изменение качества заданий. Работа с учащимися, находящимися на индивидуальном обучении , требует более продуманного подбора методов, средств, приемов обучения. Я использую следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Ученик должен знать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, Электроотрицательность, валентность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи электролитической диссоциации;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная, кислоты, щёлочи, аммиак, минеральные удобрения;
Ученик должен уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединениях, окислитель и восстановитель;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве;
- экологически грамотного поведения в о.с.;
- оценки влияния химического загрязнения о.с. на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве.
Тематическое планирование базового уровня курса химии 11-го класса
по программе О.С. Габриеляна в расчете на 1 час в неделю
№ | Тема | Основные понятия Цель урока | Эксперимент Расчетные задачи | Дом. задание |
| ||||
1 | Основные сведения о строении атома | Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Показать особенности электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы. | ||
2 | Периодический закон Д.И.Менделеева | Обобщить знания о строении и открытии периодической системы. Расширить знания о физическом смысле порядкового номера, номера периода и группы. | Демонстрация 1: Различные формы ПС хим. Элементов Д.И Менделеева. | |
3 | Значение периодического закона и периодической системы химических элементов. | Лаб.опыт № 1: Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек. | ||
| ||||
4 | Ионная химическая связь. | Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток. | Демонстрация 2:Образцы минералов с ионной кристалл. решеткой. | |
5 | Ковалентная химическая связь. | Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентная связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток. | Демонстрация 3: Модели кристалл решеток йода, графита, алмаза. Лаб.опыт № 2: Определение типа кристалл решетки и описание его свойств | |
6 | Металлическая химическая связь. | Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи. | ||
7 | Водородная химическая связь. | Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. | Демонстрация 4: Модель молекулы ДНК | |
8 | Полимеры. | Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение. | Демонстрация 5: Образцы пластмасс и изделия из них; Демонстрация 6: Образцы волокон; Демонстрация 7: Образцы неорганических полимеров (сера, кварц) Лаб.опыт № 3: Знакомство с коллекцией полимеров. | |
9 | Газообразное состояние вещества. | Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. | Демонстрация 8:Агрегатные состояния воды; Демонстрация 9: Образцы накипи в чайнике. | |
10 | Представители газообразных веществ | Представители газообразных веществ: водород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание. | ||
11 | Практическая работа №1: Получение, собирание и распознавание газов | |||
12 | Жидкое состояние вещества. | Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы её устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение. | Демонстрация 8:Агрегатные состояния воды; Демонстрация 9: Образцы накипи в чайнике. Демонстрация 10: Жесткость воды и способы ее устранения. Лаб.опыт № 4, 5: Испытание воды на жесткость и способы ее устранения. Минеральные воды | |
13 | Твёрдое состояние вещества. Дисперсные системы. | Аморфные твёрдые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи. | Демонстрация 11: Образцы различных дисперсных систем. Лаб.опыт № 6: Знакомство с дисперсными системами. | |
14 | Контрольная работа №1: Строение вещества | |||
15 | Состав вещества и смесей. | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ. | ||
16 | Решение задач: Доля и ее разновидности | Понятие «доля» и её разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси – доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного. | Решение задач на вычисление доли. | |
| ||||
17 | Реакции, идущие без изменения состава веществ. | Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия. | Демонстрация 12: Аллотропные модификации углерода, фосфора. | |
18 | Реакции, идущие с изменением состава веществ. | Реакции соединения, разложения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций. | Лаб.опыт № 7,8: Реакция замещения. Реакции, идущие до конца. | |
19 | Скорость химической реакции. | Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования. | Демонстрация 13: Зависимость скорости реакции от различных факторов. Лаб.опыт № 9: Разложение пероксида водорода с помощью катализатора. | |
20 | Обратимость химических реакций. | Необратимые и обратимые химические реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. | ||
21 | Роль воды в химической реакции. | Растворы, растворимость, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация. Кислоты, основания, соли с точки зрения ТЭД. | Демонстрация 14: Взаимодействие натрия и лития с водой. 15. Образцы кристаллогидратов. | |
22 | Гидролиз органических и неорганических соединений. | Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. | Демонстрация 16: Виды гидролиза. Лаб.опыт № 10: Различные виды гидролиза. | |
23 | Окислительно-восстановительные реакции. | Степень окисления. Окислитель, восстановитель. | Демонстрация 17: Простейшие окислительно-восстановительные реакции. Лаб.опыт № 11: Получение водорода. | |
24 | Электролиз. | Электролиз растворов расплавов. Практическое применение. | Демонстрация 18: Электролиз раствора сульфата меди. | |
| ||||
25 | Металлы | Взаимодействие металлов с неметаллами. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжения металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Коррозия металлов. | Демонстрация 19: Коллекция образцов металлов. 20. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. 21. Взаимодействие меди с азотной кислотой. | |
26 | Неметаллы. | Сравнительная характеристика галогенов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов. | Демонстрация 22: Коллекция образцов неметаллов. | |
27 | Кислоты органические и неорганические. | Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты. | ||
28 | Основания органические и неорганические | Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. | ||
29 | Соли. | Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) – малахит (основная соль). | ||
30 | Лабораторная работа: Кислоты. Основания. Соли | Выполнение лабораторных опытов | 12. Испытание растворов индикаторами. 13. Взаимодействие HCl и уксус кислоты с металлами. 14 Взаимодействие HCl и уксус кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие HCl и уксус кислоты с солями. 16. Получение нерастворимых оснований. | |
31 | Контрольная работа №2: Химические реакции. Вещества и их свойства | |||
32 | Практическая работа №2: Решение экспериментальных задач. | |||
33 | Генетическая связь между классами соединений. | Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии. |
1 час – резервное время.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ХИМИИ В 11 КЛАССЕ
Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева (3 часа)
О с н о в н ы е с в е д е н и я о с т р о е н и и а т о м а.
Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения энергетических оболочек атомов элементов 4 – го и 5 – го периодов Периодической системы Д.И. Менделеева ( переходных элементов). Понятие об орбиталях. s – и p – орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
П е р и о д и ч е с к и й з а к о н Д. И. М е н д е л е е в а в с в е т е у ч е н и я о с т р о е н и и а т о м а. Открытие Д.И Менделеевым периодического закона.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах ( главных подгруппах).
Положение водорода в периодической системе.
Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Лабораторный опыт .1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.
Тема 2. Строение вещества ( 14 часов)
И о н н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь . Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решётки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решёток.
К о в а л е н т н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь . Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно – акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решётки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решёток.
М е т а л л и ч е с к а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Особенности строение атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решётка . Свойства веществ с этим типом связи .
В о д о р о д н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь .Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь .Значение водородной в организации структур биополимеров .
П о л и м е р ы .Пластмассы : термопласты и реактопласты , их представители и применение .Волокна : природные (растительные и животные )и химические (искусственные и синтетические ) ,их представители и применение .
Г а з о б р а з н о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а .Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов .Молекулярный объем газообразных веществ .
Примеры газообразных природных смесей : воздух , природный газ .Загрязнение атмосферы (кислотные дожди , парниковый эффект ) и борьба с ним .
Представители газообразных веществ : водород , кислород , углекислый газ , аммиак, этилен .Их получение , собирание и распознание .
Ж и д к о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а . Вода .потребление воды в быту и на производстве .Жесткость воды и способы её устранения .
Минеральные воды , их использование в столовых и лечебных целях .
Жидкие кристаллы и их применение .
Т в ё р д о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а .Амфорные твёрдые вещества в природе и жизни человека , их значение и применение .Кристаллическое строение вещества .
Д и с п е р с н ы е с и с т е м ы .Понятие о дисперсных системах .Дисперсная фаза и дисперсионная среда .Классификация дисперсионных систем в зависимости о агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсионной фазы .
Грубодисперсные системы : эмульсии , суспензии , аэрозоли .
Тонкодисперсные системы : гели и золи .
С о с т а в в е щ е с т ва и с м е с е й .Вещества молекулярного и немолекулярного строения .Закон постоянства состава веществ .
Понятие «доля» и её разновидность : массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси – доля примесей , доля растворённого вещества в растворе) и объёмная .Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного .
Демонстрации. .Модель кристаллической решётки хлорида натрия .Образцы минералов с ионной кристаллической решёткой : кальцита , галита .Модели кристаллических решёток «сухого льда» (или йода), алмаза , графита (или кварца).Модель молекулы ДНК .Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные , полиуретан , полиэтилен , полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть , шёлк , ацетатное волокно , капрон , лавсан , нейлон ) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая , кварц , оксид алюминия , природные алюмосиликаты ). Модель молекулярного объёма газов .Три агрегатных состояния воды .Образцы накипи на чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы её устранения .Приборы на жидких кристаллах .Образцы различных дисперсных систем : эмульсий , суспензий , аэрозолей , гелей и золей .Коагуляция .Синерезис .Эффект Тиндаля .
Лабораторные опыты .2 .Определение типа кристаллической решётки вещества и описание его свойств .3.Ознакомление с коллекцией полимеров : пластмасс и волокон и изделия из них .4 .Испытание воды на жесткость .Устранение жесткости воды .5. Ознакомление и минеральными водами .6 Ознакомление с дисперсными системами .
Практическая работа № 1 . Получение , собирание и распознавание газов .
Тема 3 .
Химические реакции (8 часов )
Р е а к ц и и , и д у щ и е б е з и з м е н и я с о с т а в а в е щ е с т в .Аллотропия и аллотропные видоизменения .Причины аллотропии на примере модификации кислорода , углерода и фосфора .Озон , его биологическая роль .
Изомеры и изомерия .
Р е а к ц и и , и д у щ и е с и з м е н е н и е м с о с т а в а в е щ е с т в .Реакция соединения , разложения , замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические .Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения .Реакции горения , как частый случай экзотермических реакций .
С к о р о с т ь х и м и ч е с к о й р е а к ц и и .Скорость химической реакции .Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ , концентрации , температуры , площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные .Понятие о катализаторе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы , особенности их функционирования .
О б р а т и м о с т ь х и м и ч е с к и х р е а к ц и й . Необратимые и обратимые химические реакции .Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций . Способы смешения химического равновесия на примере синтеза аммиака . Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты .
Р о л ь в о д ы в х и м и ч е с к и х р е а к ц и и .Истинные растворы . Растворимость и классификация веществ по этому признаку : растворимые . малорастворимые и нерастворимые вещества .
Электролиты и неэлектролиты .Электролитическая диссоциация .Кислоты , основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации .
Химические свойства воды : взаимодействие с металлами , основными и кислотными оксидами , разложение и образование кристаллогидратов .Реакции гидратации в органической химии .
Г и д р о л и з о р г а н и ч е с к и х и н е о г а н и че с к и х с о е де н е н и й .Необратимый гидролиз .Обратимый гидролиз солей .
Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного мыла и спирта .Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке .
О к и с л и т е л ь н о - в о с с т а н о в и те л ь н ы е р е а к ц и и . Степень окисления .Определении степени окисления по формуле соединения . Понятие об окислительно – восстановительных реакциях . Окисление и восстановление , окислитель и восстановитель .
Э л е к т р о л и з . Электролиз как окислительно – восстановительный процесс .Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия .Практическое применение электролиза . Электролитическое получение алюминия .
Демонстрации. .Превращение красного фосфора в белый . Озонатор .Модели молекул н – бутана и изобутана .Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков различных металлов (магния , цинка , железа)с соляной кислотой .Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры .Модель кипящего слоя . Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксид марганца (IV))и каталазы сырого мяса и сырого картофеля . Примеры необратимых реакций , идущих с образованием осадка , газа или воды .Взаимодействие лития и натрия с водой .Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде ; испытание полученного раствора лакмусом .Образцы кристаллогидратов .Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации . Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора . Гидролиз карбида кальция . Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II) .Получение мыла .Простейшие окислительно – восстановительные реакции : взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера .Модель электролизной ванны для получения алюминия .
Лабораторные опыты .7.Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса .8 .Реакции , идущие с образованием осадка , газа и воды .9.Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля .10.Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком .11 Различные случаи гидролиза солей .
Тема 4
Вещества и их свойства (9 часов)
М е т а л л ы .Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором , серой и кислородом).Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой .Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей .Алюминотермия .Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом .
Коррозия металлов .понятие о химической и электрохимической коррозии металлов .Способы защиты металлов от коррозии .
Н е м е т а л л ы .Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов .Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом ).Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами - окислителями).
К и с л о т ы н е о р г а н и ч е с к и е и о р г а н и ч е с к и е .Классификация кислот .Химические свойства кислот : взаимодействие с металлами , оксидами металлов , гидроксидами металлов , солями , спиртами (реакция этерификации ) .Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты .
О с н о в н и я н е о р г а н и ч е с к и е и о р г а н и ч е с к и е .Основания , их классификация .Химические свойства оснований : взаимодействие с кислотами , кислотными оксидами и солями .Разложение растворимых оснований .
С о л и .Классификация солей : средние , кислые и основные .Химические свойства солей : взаимодействие с кислотами , щелочами , металлами и солями .Представители солей и их значение .Хлорид натрия , карбонат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) – малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид - , сульфат - , и карбонат – анионы , катионы железа (II) и (III).
Г е н е т и ч е с к а я с в я з ь м е ж д у к л а с с а м и н е о р г а н и ч е с к и х и о р г а н и ч е с к и х с о е д и н е н и й .Понятие о генетической связи и генетических рядах Генетический ряд неметалла .Особенность генетического ряда в органической химии .
Демонстрации. .Коллекция образцов металлов .Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором , железа и серы .Горения магния и алюминия в кислороде .Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой .Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой . Результаты коррозии металлов в зависимости ио условий их протекания. коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида ( иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов, б) неметаллов, в) кислот, г) оснований, д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование 10-й класс Практикум по химии О.С. Габриелян Часов 34
Программа разработанна на основе О.С. Габриелян. "Программа курса химии 8-11 класов. общеобразовательных учреждений."-М. "Дрофа", 2009.-78с....
Календарно-тематическое планирование 11-й класс Практикум по химии О.С. Габриелян Часов 34
Программа разработана на основе О.С. Габриелян "Программа курса химии 8-11 классов общеобразовательных учреждений".-М.;2009.-78с....
Рабочие программы по химии, 8 -11 класс (УМК Габриелян О.С.)
Рабочая программа содержит следующие разделы: «Пояснительная записка», «Формы и методы, технологии обучения», «Требования к уровню подготовки учеников», «Тематическое планирование», «Поурочное п...
программа и календарно-тематическое планирование по химии 8-9 класс ( УМК Габриелян О.С.)
программа и календарно-тематическое планирование по химии 8-9 класс ( УМК Габриелян О.С.)...
рабочая программа по химии для 8 класса УМК Габриелян
Данная рабочая программа рассчитана на два часа в неделю...
Рабочая программа по химии О.С. Габриелян (10 класс профильный)
Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования для 10 (профильный уровень) класса общеобразовательных учреждений по химии, под...
Рабочая программа по химии О.С. Габриелян (11 класс профильный)
Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования для 11 (профильный уровень) класса под руководством Э.Д. Днепрова и программы к...