рабочая программа по химии для 8 класса УМК Габриелян
рабочая программа по химии (8 класс) по теме

Филатова Людмила Абдулаевна

Данная рабочая программа рассчитана на два часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khimiya_8_klass.doc537.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области

РАССМОТРЕНО                         СОГЛАСОВАНО                       УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей                                                                  Директор школы

биологии, химии и географии                                                             ___________ Моргачева Т. Н.

Руководитель

  __________ Филатова Л.А. .                                                             Приказ №1 от 2.09.2013 г.  

 Протокол № 1 от 29.08.2013 г.

Рабочая программа

по химии

в  8  классе

на 2013-2014 учебный год

(базовый уровень)

        

учителя высшей квалификационной

категории Филатовой Л. А.

Пояснительная записка

Цели, решаемые при реализации рабочей программы

1. Обеспечение конституционного права граждан РФ на получение качественного общего образования;

2. Обеспечение достижения обучающимися результатов обучения по химии  в соответствии с Федеральным образовательным стандартом.

3. Овладение системой знаний и умений:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи курса:

  • вооружить учащихся знаниями основ науки и химической технологии, способами их    добывания, переработки и применения;
  • раскрыть роль химии в познании природы и обеспечении жизни общества, показать значение общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшении экологической обстановки;
  • внести вклад в развитие научного миропонимания ученика;
  • развить внутреннюю мотивацию учения, повысить интерес к познанию химии;
  • развить экологическую культуру учащихся.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ "Об образовании".
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10   «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312.
  • Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года  № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067.
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
  • Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов по химии начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Примерные программы по химии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
  • Методическое письмо ФИПИ «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2013 года в преподавании химии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 января 2012 года № 39 «О внесении изменений в  федеральный  компонент  государственных  образовательных  стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,  утвержденный  приказом  Министерства  образования   Российской  Федерации  от 5 марта  2004  года  № 1089».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января  2012 года  №69  «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».  
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 года  №74  «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации.
  •  Письмо управления образования и науки Липецкой области от 23 мая 2012 года № ЮТ-1364 «О формировании учебных планов образовательных   учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2012/2013 учебный год»;
  • Письмо управления образования и науки Липецкой области от 26.10.2009 № 3499 «Примерное положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования.
  • Учебного плана МБОУСОШ с углублённым изучением отдельных предметов с. Тербуны
  • Приказа по МБОУСОШ с.Тербуны №1 от 02.09.2013г. «Об утверждении рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования».

Сведения о программе, на основании которой разработана учебная программа.

Данная рабочая программа составлена на основе «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» автор О.С. Габриелян //Программы для общеобразовательных учреждений. Химия 8-11 класс. – М.Дрофа, 2008-г.//

Обоснование выбора

Программа соответствует требованиям Федерального базисного  учебного плана и Федеральному компоненту государственного стандарта и отражает содержание Примерной программы по химии.

   Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения – в 8 классе, что позволяет более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений в 9 классе.

Информация о внесённых изменениях в программу.

В данную программу по сравнению с авторской внесены некоторые изменения распределения материала.

В авторской программе О.С. Габриеляна практические работы   сгруппированы в блоки – химические практикумы. В данной рабочей программе практические работы  распределены по темам и проводятся после изучения соответствующего теоретического материала, что считается более целесообразно, так как служит не только средством закрепления знаний, умений и навыков, но также является средством контроля  их сформированности.

В связи с этим увеличено количество часов на изучение тем: «Введение» - до 5 часов, «Соединения химических элементов» - до 14 часов, «Изменения, происходящие  с веществами»- до 14 часов.

Определение места и роли учебного курса

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ.В соответствии с ним  на изучение курса химии 8 класса выделено 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Формы организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является урок. Рабочая программа предполагает использование следующих типов урока:

  • урок изучения нового материал,
  • урок совершенствования знаний и умений (комбинированный урок),
  • урок обобщения и систематизации программного материала,
  • урок контроля над знаниями и умениями учащихся и др.

Используемые в процессе обучения виды уроков: теоретический, медиаурок, практические занятия и др.

Используемые методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый (или эвристический), исследовательский.

Технология обучения

        Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

        В основу технологии преподавания химии поставлен деятельностный подход, который позволяет не только познакомить ребят с химической наукой, но и научить их, ею пользоваться в своей учебной и повседневной деятельности. Поэтому процесс обучения, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта и опыта других людей. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий, связанных с повседневным опытом школьника и других людей.

Решение проблемных творческих задач – главный способ изучения предмета. Учащиеся должны разобраться с материалом темы, подготовившись использовать этот текст для поиска ответов на задачи. При этом важнейшие и необходимые для жизни человека знания запоминаются не путем их выучивания, а путем их многократного употребления для решения задач с использованием этих знаний. Дополнительные же знания могут быть запомнены заинтересованными школьниками.

Применяется дифференцированный подход.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Для  школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетенции:

  • учебно-познавательная – способность овладевать знаниями;
  • коммуникативная – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
  • информационная – владение информационными технологиями;
  • социально-трудовая – умение жить и работать в коллективе;
  • нравственная – способность, потребность жить по общечеловеческим, нравственным законам.

Для развития ключевых компетенций на уроках необходимо: внедрение информационно-коммуникационных технологий, проектно-исследовательской деятельности.

Планируется использование типологических  заданий с использованием интегрированных способов учебной деятельности: терминологические диктанты;  задания на сравнение  и сопоставление, составление характеристик, плана ответа по материалам текста; задания, связанные с мыслительными операциями. Проводятся лабораторные работы, самостоятельные работы.

Виды и формы контроля

Итоговый, текущий, тематический контроль.

Устный опрос (фронтальный, индивидуальный), отчёты о лабораторных и практических работах, самостоятельные работы, сообщения, тестирование, письменные контрольные работы.

Информация об учебнике

Для реализации программы используется учебник: Габриелян О.С. «Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений». - М.: Дрофа, 2010 г.

Он соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и вошёл в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год.

Содержат необходимый теоретический и практический материал для изучения курса химии в общеобразовательных учебных заведениях.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), закономерностях протекания реакций и их классификации на основе атомно-молекулярного учения и теории электролитической диссоциации.

Материал в учебнике излагается в соответствии с современными научными знаниями и достижениями химии, много дополнительной информации о химиках, названиях химических элементов и др. В учебнике прослеживаются межпредметные связи.

Материал учебника изложен доступным языком, приводится много разнообразных заданий по параграфам. Содержит познавательный материал.  В заданиях к параграфу есть и вопросы для устной работы, есть письменные задания и расчетные задачи.

В учебнике описан химический практикум. Материал связан с повседневной жизнью, что позволяет показывать роль химии во всех сферах человеческой  деятельности.

Литература и средства обучения

Учебник:

1. Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010 г.

Методические пособия:

1. О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. Методическое пособие. Химия 8-9 классы.

- М.: Дрофа, 2004 г., 220 с.;

2. О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2003 г.

3. О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова. Химия в тестах, задачах, упражнениях.

8-9 классы. – М.: Дрофа, 2005г.

4. Н.С. Павлова. Дидактические карточки-задания по химии. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» - М.: «Экзамен», 2004 г.

5. М.А. Рябов, Е.Ю. Невская. Тесты по химии. К учебнику О.С Габриеляна «Химия. 8 класс». – М.: Экзамен, 2004 г.

6. Л.В. Комиссаров, И.Г. Присягина. Контрольные и проверочные работы по химии. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». – М.: Экзамен, 2008 г.

7. Программы для общеобразовательных учреждений. Химия 8-11 классы. – М.: Дрофа, 2008 г

Дополнительная литература:

1. И.Г. Хомченко. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы.

- М.: Новая волна, 1996 г.

2. Г.Л. Маршанова 500 задач по химии. Пособие для общей и неорганической химии для учащихся 8-11 классов средней школы. – М.: Издат - школа, 1998 г.

3. А.Д. Шукайло. Тематические игры по химии. Методическое пособие для учителя. – М.: Творческий центр, 2004 г.

4. Р.В. Букреева, Т.А. Быканова. Уроки новых технологий. – Воронеж, 1997 г.

5. Р.В. Букреева, Т.А. Быканова. Внеклассная работа по химии. – Воронеж, 1997 г.

6. Э.Г. Золотникова. Урок окончен – занятия продолжаются. Внеклассная работа по химии. – М.: Просвещение, 1992 г.

7. Г.И. Штремплер. Химия на досуге. Загадки, игры, ребусы. – М.: Просвещение, 1993 г.

8. Л.А. Савина. Я познаю мир: химия. Детская энциклопедия. – М.: Астрель,

2004 г.

Учебно-тематическое планирование

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контр.

раб.

Кол-во практич.

раб.

1

2

3

4

5

6

Введение.

Атомы химических элементов.

Простые вещества.

Соединения химических элементов.

Изменения, происходящие с веществами.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

Резерв.

5

10

7

14

14

18

1

1

1

1

1

1

1

3

3

Итого:

68

4

8

Содержание программы

Введение (5ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения по истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Прктическая работа №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами».

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать: основные понятия химии: химия, химический элемент, химический знак, химическая формула, химическая реакция, признаки химических реакций; основные этапы развития химии как науки; вклад в развитие химии российских ученых М. В Ломоносова, Д.И. Менделеева, М. А. Бутлерова.

уметь:

- называть структуру периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева,

- определять по химическим знакам химические элементы, их русские названия.

- характеризовать химические явления

-  объяснять черты химических реакций

- проводить самостоятельный расчет молекулярной массы вещества  и массовой доли по формуле.

Тема 1. Атомы химических элементов (10 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о полярной ковалентной связи.

Взаимодействие атомов металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Контрольная работа№1 по темам «Введение» и «Атомы химических элементов».

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать: основные сведения о строении атомов, состав атомных ядер, физический смысл таблицы химических элементов Д.И. Менделеева.

уметь:

- называть формулировки периодического закона (Д.И.Менделеева и современную)

- определять  валентность, строение электронных оболочек.

- характеризовать химический элемент по его положению в таблице химических элементов Д.И. Менделеева

-  объяснять свойства на основе положения элемента в таблице химических элементов Д.И. Менделеева.

Тема 2. Простые вещества (7ч)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе. Важнейшие простые вещества-металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества-неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса.

Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность этого понятия.

Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярныи и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».

Лабораторные опыты. Составление моделей молекул и кристаллов с разным видом химической связи.

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать: важнейшие простые вещества – металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Неметаллы.

уметь:

- называть формулы для вычисления количества вещества

- определять  способность атомов к образованию аллотропии.

- характеризовать Общие физические свойства металлов.

-  объяснять решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «постоянная Авогадро».

Тема 3. Соединения химических элементов (14ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий.

Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление их формул.

Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Изменение окраски индикаторов.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

Лабораторные опыты. 1. Получение и свойства озона. 2. Составление моделей молекул и кристаллов с разным видом химической связи

Практическая работа №2. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе».

Контрольная работа №2 по темам «Простые вещества» и «Соединения химических элементов»

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать: важнейшие простые вещества – металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Неметаллы.

уметь:

- называть формулы для вычисления количества вещества

- определять  способность атомов к образованию аллотропии.

- характеризовать Общие физические свойства металлов.

-  объяснять решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «постоянная Авогадро».

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (14 ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществом.

Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света — реакции горения. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения и обмена.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Демонстрационные опыты. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка йода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами.

Лабораторные опыты. 1. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 2. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 3. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 4. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 5. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Практическая работа №3 «Очистка, загрязненной поваренной соли».

Практическая работа №4. Признаки химических реакций.

Контрольная работа №3  по теме «Изменения, происходящие с веществами». 

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать: признаки химических реакций, закон сохранения массы вещества, уметь: 

- называть вещество и его свойства.

- определять  типы химических реакций.

-  объяснять признаки химических реакций.

Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах.  Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциаций электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.

Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах.

Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции.

Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно-восстановительных реакций.

Демонстрации. 

Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния.

Лабораторные опыты. 1. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 2. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 3. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 4. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)). 5. Реакции, характерные для основных оксидов (для оксида кальция). 6. Реакции, характерные для кислотных оксидов (для углекислого газа).

Практическая работа №5. Условия течения химических реакций между растворами

 электролитов до конца.

Практическая работа №6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач.

Контрольная работа №4 по теме «Растворение. Растворы. Свойства электролитов».

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать: основные положения теории электролитической диссоциации; признаки реакций ионного обмена; механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной связями;  виды концентраций и формулы для их расчета.

уметь:

- определять  реакции ионного обмена, их признаки.

- характеризовать свойства растворов электролитов; генетическую связь основных классов неорганических соединений.

-  объяснять свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации.

Резерв (1 ч)

   

Требования к уровню подготовки


Знать/понимать


- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;


Уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; смысл химических формул и уравнений; сущность реакций ионного обмена; действие законасохранения массы веществ при химических реакциях;

- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ в том числе и в свете теории электролитической диссоциации;; характеризовать окислительно-восстановительные реакции
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений по степени окисления элементов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы; уравнения химических реакций;

- устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;

- обращаться: обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности;

- проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.(массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; число молекул вещества; количество вещества, объём, массу по количеству вещества, объёму, массе реагентов или продуктов реакции);
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной массовой долей.

Календарно - тематическое планирование

Название темы

Кол-во

часов

Дата

Виды и формы контроля

Приме

чания

Введение.

5

1

Вводный инструктаж по т/б.

Предмет химии. Вещества.

1

3.09

Собеседование

2

Превращение веществ. Роль химии в   жизни человека. Краткие сведения по истории химии.

1

6.09

Сообщения

3

Периодическая система химических элементов Д..И. Менделеева. Знаки химических элементов.

1

10.09

Сообщение

Собеседование

4

Химические формулы.

Относительные атомная и молекулярная массы.

1

13.09

Опрос

5

Пр.р. №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным  оборудованием».

Первичный инструктаж по т/б.

1

17.09

Собеседование

Наблюдение

Отчёт.  Пр.р. №1 в учебнике.

I. Атомы химических элементов.

10

1(6)

Основные сведения о строении атома.

1

20.09

Собеседование

2(7)

Изменение в составе ядер атомов   химических элементов. Изотопы.

1

24.09

Опрос

3(8)

Строение электронных оболочек атомов.

1

27.09

Экспресс-опрос

4(9)

Таблица Д. И. Менделеева и строение атома.

1

1.10

Собеседование

5(10)

Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов.

1

4.10

Опрос.

6(11)

Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой. Ковалентная неполярная химическая связь.

1

8.10

Опрос

7(12)

Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой. Ковалентная полярная химическая связь.

1

11.10

Опрос

Самост. раб.

8(13)

Металлическая химическая связь.

1

15.10

Опрос.

Наблюдение.

9(14)

Обобщение и систематизация

знаний об элементах: металлах и неметаллах, о видах химической связи.

1

18.10

Тестирование

10(15)

Контрольная работа № 1 по теме «Введение. Атомы химических элементов».

1

22.10

Письменная контрольная работа.

II. Простые вещества.

7

1(16)

Анализ контрольной работы.

Простые вещества – металлы.

1

25.10

Самост. раб.

собеседование

2(17)

Простые вещества неметаллы.

1

5.11

Собеседование

3(18)

Количество вещества.

1

8.11

Опрос

4(19)

Молярная масса вещества.

1

12.11

Экспресс-опрос.

5(20)

Молярный объем газов.

1

15.11

собеседование

6(21)

Решение задач и упражнений.

1

19.11

Самост. работа

7(22)

Обобщение и систематизация  знаний по теме.

1

22.11

Тестирование

III. Соединения химических  элементов.

14

1(23)

Степень окисления.

1

26.11

Экспресс-опрос

2(24)

Важнейшие классы бинарных соединений: оксиды, летучие водородные соединения.

1

29.11

Собеседование

3(25)

Основания.

1

3.12

Опрос.

Наблюдение. Л.Р.  Д.

4(26)

Кислоты.

1

6.12

Опрос.

Наблюдение. Л.Р.

5(27)

Соли как производные кислот и оснований.

1

10.12

Опрос.

Наблюдение. Д.

6(28)

Соли.

1

13.12

Химич. диктант.

7(29)

Решение упражнений.

1

17.12

Опрос.

8(30)

Кристаллические решётки.

1

20.12

Наблюдение. Л.Р.

9(31)

Чистые вещества и смеси.

1

24.12

Сообщения.

Наблюдение. Д., Л.Р.

10(32)

Массовая и объёмная доли компонентов смеси, в том числе и доля примесей.

1

27.12

Опрос.

Собеседование.

11(33)

Повторный инструктаж по т/б.

Расчеты, связанные с понятием «доля».

1

14.01

Собеседование.

Опрос. Реш. зад.

12(34)

Расчеты, связанные с понятием «доля».

1

17.01

Самост. раб.

13(35)

Пр.р. №2 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе».

1

21.01

Наблюдение. Отчёт. Пр.р. №5 в учебнике.

14(36)

Контрольная работа № 2 по теме «Простые вещества. Соединения химических элементов».

1

24.01

Письменная контр. раб.

IV. Изменения, происходящие с веществами.

14

1(37)

Анализ контрольной работы.

Физические явления в химии.

1

28.01

Собеседование

Наблюдение. Д.

2(38)

Пр.р. №3 «Очистка загрязнённой поваренной соли».

31.01

Наблюдение. Отчёт. Пр.р. № 3

в учебнике.

3(39)

Химические реакции.

1

4.02

Собеседование.

Наблюдение. Д. 

4(40)

Химические уравнения.

1

7.02

Опрос.

5(41)

Реакции разложения.

1

11.02

Наблюдение. Д.

6(42)

Реакции соединения.

1

14.02

Опрос

Наблюдение. Д.

7(43)

Реакции замещения.

1

18.02

Опрос

Наблюдение. Д., Л.Р.

8(44)

Реакции обмена.

1

21.02

Опрос

Наблюдение. Д.

9(45)

Расчеты по химическим  уравнениям.

1

25.02

Собеседование

10(46)

Решение задач по химическим уравнениям

28.02

Самост. работа

11(47)

Типы химических реакций на примере свойств воды.

1

4.03

Опрос.

Тестирование.

12(48)

Пр.р. №4 «Признаки химических реакций».

1

7.03

Наблюдение. Отчёт. Пр.р. № 2

в учебнике.

13(49)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»

1

11.03

Собеседование

14(50)

Контрольная работа № 3 по теме «Изменения, происходящие с веществами».

1

14.03

Письменная контрольная работа.

VII. Растворение. Растворы.

Свойства растворов

электролитов.

18

1(51)

Анализ контрольной работы.

Растворение. Растворимость веществ в воде.

1

18.03

Собеседование

2(52)

Электролитическая диссоциация.

1

21.03

Опрос

3(53)

Основные положения теории электролитической диссоциации.

1

4.04

Опрос

4(54)

Ионные уравнения реакций.

1

8.04

Собеседование

5(55)

Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства.

1

11.04

Опрос.

Наблюдение. Л.Р.

6(56)

Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства.

1

15.04

Опрос.

Наблюдение. Л.Р.

7(57)

Оксиды, их классификация и свойства.

1

18.04

Опрос.

Наблюдение. Л.Р.

8(58)

Соли в свете ТЭД, их свойства.

1

22.04

Опрос.

Наблюдение. Л.Р.

9(59)

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

1

25.04

Собеседование

Тестирование.

10(60)

Окислительно-восстановительные реакции.

1

29.04

Опрос

11(61)

Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций.

1

2.05

Самостоятельнаяработа

12(62)

Пр.р. №5«Условия протекания химических реакций между растворами электролитов  до конца».

1

6.05

Наблюдение. Отчёт. Пр.р. № 7 

в учебнике.

13(63)

Пр.р. №6«Свойства кислот, оснований, оксидов и солей».

1

13.05

Наблюдение. Отчёт. Пр.р. № 8 

в учебнике.

14(64)

Пр.р. №7 «Решение экспериментальных задач».

1

16.05

Наблюдение. Отчёт. Пр.р. № 9 в учебнике.

15(65)

Обобщение и систематизация знаний по теме.

1

20.05

Собеседование.

16(66)

Контрольная работа №4 по теме «Растворы. Свойства растворов электролитов».

1

23.05

Письменная контрольная работа.

17(67)

Анализ контрольной работы.

Решение задач и упражнений.

1

 27.05

Собеседование

1(68)

Резерв.

1

Итого

68

Сведения о программе, на основании которой разработана учебная программа.

Данная рабочая программа составлена на основе «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» автор О.С. Габриелян //Программы для общеобразовательных учреждений. Химия 8-11 класс. – М.Дрофа, 2004 г.//

Обоснование выбора

Программа соответствует требованиям Федерального базисного  учебного плана и Федеральному компоненту государственного стандарта и отражает содержание Примерной программы по химии.

   Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения – в 8 классе, что позволяет более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений в 9 классе.

Информация о внесённых изменениях в программу.

В данную программу по сравнению с авторской внесены некоторые изменения распределения материала.

В авторской программе О.С. Габриеляна практические работы   сгруппированы в блоки – химические практикумы. В данной рабочей программе практические работы  распределены по темам и проводятся после изучения соответствующего теоретического материала, что считается более целесообразно, так как служит не только средством закрепления знаний, умений и навыков, но также является средством контроля  их сформированности.

Согласно учебнику исключены практические работы «Получение водорода» и «Получение кислорода», а также  тема «Скорость химических реакций».

В связи с этим увеличено количество часов на изучение тем: «Введение» - до 5 часов, «Соединения химических элементов» - до 14 часов, «Изменения, происходящие  с веществами»- до 13 часов, «Растворение. Растворы. Свойства электролитов» - до 17 часов.

Определение места и роли учебного курса

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ.

 В соответствии с ним  на изучение курса химии 8 класса выделено 68 часов в объёме 2 часа в неделю.

Формы организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является урок. Рабочая программа предполагает использование следующих типов урока:

  • урок изучения нового материал,
  • урок совершенствования знаний и умений (комбинированный урок),
  • урок обобщения и систематизации программного материала,
  • урок контроля над знаниями и умениями учащихся и др.

Используемые в процессе обучения виды уроков: теоретический, медиаурок, практические занятия и др.

Используемые методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый (или эвристический), исследовательский.

Технология обучения

        Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

        В основу технологии преподавания химии поставлен деятельностный подход, который позволяет не только познакомить ребят с биологической наукой, но и научить их, ею пользоваться в своей учебной и повседневной деятельности. Поэтому процесс обучения, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта и опыта других людей. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий, связанных с повседневным опытом школьника и других людей.

Решение проблемных творческих задач – главный способ изучения предмета. Учащиеся должны разобраться с материалом темы, подготовившись использовать этот текст для поиска ответов на задачи. При этом важнейшие и необходимые для жизни человека знания запоминаются не путем их выучивания, а путем их многократного употребления для решения задач с использованием этих знаний. Дополнительные же знания могут быть запомнены заинтересованными школьниками.

Применяется дифференцированный подход.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Для  школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетенции:

  • учебно-познавательная – способность овладевать знаниями;
  • коммуникативная – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
  • информационная – владение информационными технологиями;
  • социально-трудовая – умение жить и работать в коллективе;
  • нравственная – способность, потребность жить по общечеловеческим, нравственным законам.

Для развития ключевых компетенций на уроках необходимо: внедрение информационно-коммуникационных технологий, проектно-исследовательской деятельности.

Планируется использование типологических  заданий с использованием интегрированных способов учебной деятельности: терминологические диктанты;  задания на сравнение  и сопоставление, составление характеристик, плана ответа по материалам текста; задания, связанные с мыслительными операциями. Проводятся лабораторные работы, самостоятельные работы.

Виды и формы контроля

Итоговый, текущий, тематический контроль.

Устный опрос (фронтальный, индивидуальный), отчёты о лабораторных и практических работах, самостоятельныеработы, сообщения,тестирование, письменные контрольные работы.

Информация об учебнике.

Для реализации программы используется учебник: Габриелян О.С. «Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений». - М.: Дрофа, 2010 г.

Он соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и вошёл в федеральный перечень учебников на 2011-2012 учебный год.

Содержат необходимый теоретический и практический материал для изучения курса химии в общеобразовательных учебных заведениях.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), закономерностях протекания реакций и их классификации на основе атомно-молекулярного учения и теории электролитической диссоциации.

Материал в учебнике излагается в соответствии с современными научными знаниями и достижениями химии, много дополнительной информации о химиках, названиях химических элементов и др. В учебнике прослеживаются межпредметные связи.

Материал учебника изложен доступным языком, приводится много разнообразных заданий по параграфам. Содержит познавательный материал.  В заданиях к параграфу есть и вопросы для устной работы, есть письменные задания и расчетные задачи.

В учебнике описан химический практикум. Материал связан с повседневной жизнью, что позволяет показывать роль химии во всех сферах человеческой  деятельности.

Литература.

Учебник:

1. Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010 г.

Методические пособия:

1. О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. Методическое пособие. Химия 8-9 классы.

- М.: Дрофа, 2004 г., 220 с.;

2. О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2003 г.

3. О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова. Химия в тестах, задачах, упражнениях.

8-9 классы. – М.: Дрофа, 2005г.

4. Н.С. Павлова. Дидактические карточки-задания по химии. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» - М.: «Экзамен», 2004 г.

5. М.А. Рябов, Е.Ю. Невская. Тесты по химии. К учебнику О.С Габриеляна «Химия. 8 класс». – М.: Экзамен, 2004 г.

6. Л.В. Комиссаров, И.Г. Присягина. Контрольные и проверочные работы по химии. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». – М.: Экзамен, 2008 г.

7. Программы для общеобразовательных учреждений. Химия 8-11 классы. – М.: Дрофа, 2004 г.

Дополнительная литература:

1. И.Г. Хомченко. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы.

- М.: Новая волна, 1996 г.

2. Г.Л. Маршанова 500 задач по химии. Пособие для общей и неорганической химии для учащихся 8-11 классов средней школы. – М.: Издат - школа, 1998 г.

3. А.Д. Шукайло. Тематические игры по химии. Методическое пособие для учителя. – М.: Творческий центр, 2004 г.

4. Р.В. Букреева, Т.А. Быканова. Уроки новых технологий. – Воронеж, 1997 г.

5. Р.В. Букреева, Т.А. Быканова. Внеклассная работа по химии. – Воронеж, 1997 г.

6. Э.Г. Золотникова. Урок окончен – занятия продолжаются. Внеклассная работа по химии. – М.: Просвещение, 1992 г.

7. Г.И. Штремплер. Химия на досуге. Загадки, игры, ребусы. – М.: Просвещение, 1993 г.

8. Л.А. Савина. Я познаю мир: химия. Детская энциклопедия. – М.: Астрель,

2004 г.

Учебно-тематическое планирование.

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контр.

раб.

Кол-во практич.

раб.

1

2

3

4

5

6

Введение.

Атомы химических элементов.

Простые вещества.

Соединения химических элементов.

Изменения, происходящие с веществами.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

Резерв.

5

10

7

14

13

17

2

1

1

1

1

1

1

3

3

Итого:

68

4

8

Содержание обучения.

Введение (5ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения по истории возникновения иразвития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Прктическая работа №1Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

Тема 1. Атомы химических элементов (10 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о полярной ковалентной связи.

Взаимодействие атомов металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Контрольная работа№1 по темам «Введение» и «Атомы химических элементов».

Тема 2. Простые вещества (7ч)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе. Важнейшие простые вещества-металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества-неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса.

Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность этого понятия.

Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярныи и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «числоАвогадро».

Лабораторные опыты. 1.Получение и свойства озона. 2. Составление моделей молекул и кристаллов с разным видом химической связи.

Тема 3. Соединения химических элементов (14ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий.

Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление их формул.

Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Изменение окраски индикаторов.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Демонстрационный опыт. Разделение смесей.

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей с помощью делительной воронки. 3. Дистилляция воды.

Практическая работа №5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе».

Контрольная работа №2 по темам «Простые вещества» и «Соединения химических элементов»

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (13 ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществом.

Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света — реакции горения. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения и обмена.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Демонстрационные опыты. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка йода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами.

Лабораторные опыты. 1.Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 2. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 3. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 4. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 5. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Практическая работа  №3. Анализ почвы и воды.

Практическая работа №2 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание».

Практическая работа №4. Признаки химических реакций.

Контрольная работа №3 по теме «Изменения, происходящие с веществами».

Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (17 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах.  Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциаций электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.

Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах.

Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции.

Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно-восстановительных реакций.

Демонстрации.

Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния.

Лабораторные опыты. 1. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 2. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 3. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 4. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)). 5. Реакции, характерные для основных оксидов (для оксида кальция). 6. Реакции, характерные для кислотных оксидов (для углекислого газа).

Практическая работа №7. Условия течения химических реакций между растворами электролитов до конца.

Практическая работа №8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Практическая работа №9. Решение экспериментальных задач.

Контрольная работа №4 по теме «Растворение. Растворы. Свойства электролитов».

Резерв (2 ч)

Требования к уровню подготовки.


Знать/понимать


- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;


Уметь
-называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; смысл химических формул и уравнений; сущность реакций ионного обмена; действие законасохранения массы веществ при химических реакциях;

-характеризовать: химические элементы(от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ в том числе и в свете теории электролитической диссоциации;; характеризовать окислительно-восстановительные реакции
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений по степени окисления элементов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы; уравнения химических реакций;

- устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;

- обращаться: обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности;

- проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.(массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; число молекул вещества; количество вещества, объём, массу по количеству вещества, объёму, массе реагентов или продуктов реакции);
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной массовой долей.

Календарно - тематическое планирование

Название темы

Кол-во

часов

Контр.раб.

Практ.

раб.

Дата

Кор

рек-

ция

Введение.

5

1

1

Вводный инструктаж по т/б.

Предмет химии. Вещества.

1

2.09

2

Превращение веществ. Роль химии в   жизни человека. Краткие сведения по истории химии. Основоположники отечественной химии.

1

5.09

3

Периодическая система химических элементов д.И. Менделеева. Знаки химических элементов.

1

9.09

4

Химические формулы.

Относительные атомная и молекулярная массы.

1

12.09

5

Пр.р. №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным  оборудованием».

1

1

16.09

I. Атомы химических элементов.

10

1

1(6)

Основные сведения о строении атома.

1

19.09

2(7)

Изменение в составе ядер атомов   химических элементов. Изотопы.

1

23.09

3(8)

Строение электронных оболочек атомов.

1

26.09

4(9)

Таблица Д. И. Менделеева и строение атома.

1

30.09

5(10)

Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов.

1

3.10

6(11)

Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой. Ковалентная неполярная химическая связь.

1

7.10

7(12)

Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой. Ковалентная полярная химическая связь.

1

10.10

8(13)

Металлическая химическая связь.

1

14.10

9(14)

Обобщение и систематизация

знаний об элементах: металлах и неметаллах, о видах химической связи.

1

17.10

10(15)

Контрольная работа № 1 по теме «Введение. Атомы химических элементов».

1

1

21.10

II. Простые вещества.

7

1(16)

Анализ контрольной работы.

Простые вещества – металлы.

1

24.10

2(17)

Простые вещества неметаллы.

1

28.10

3(18)

Количество вещества.

1

7.11

4(19)

Молярная масса вещества.

1

11.11

5(20)

Молярный объем газов.

1

14.11

6(21)

Решение задач и упражнений.

1

18.11

7(22)

Обобщение и систематизация  знаний по теме.

1

21.11

III. Соединения химических  элементов.

14

1

1

1(23)

Степень окисления.

1

25.11

2(24)

Важнейшие классы бинарных соединений: оксиды, летучие водородные соединения.

1

28.11

3(25)

Основания.

1

2.12

4(26)

Кислоты.

1

5.12

5(27)

Соли как производные кислот и оснований.

1

9.12

6(28)

Соли как производные кислот и оснований.

1

12.12

7(29)

Решение упражнений.

1

16.12

8(30)

Кристаллические решётки.

1

19.12

9(31)

Чистые вещества и смеси.

1

23.12

10(32)

Массовая и объёмная доли компонентов смеси, в том числе и доля примесей.

1

26.12

11(33)

Расчеты, связанные с понятием «доля».

1

30.12

12(34)

Повторный инструктаж по т/б

Расчеты, связанные с понятием «доля».

1

13.01

13(35)

Пр.р. №5 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе».

1

1

16.01

14(36)

Контрольная работа № 2 по теме «Простые вещества. Соединения химических элементов».

1

1

20.01

IV. Изменения, происходящие с веществами.

14

1

3

1(37)

Анализ контрольной работы.

Физические явления в химии.

1

23.01

2(38)

Пр. р. №  «Очистка загрязнённой поваренной соли».

1

1

27.01

3(39)

Химические реакции.

1

30.01

4(40)

Химические уравнения.

1

3.02

5(41)

Реакции разложения.

1

6.02

6(42)

Реакции соединения.

1

10.02

7(43)

Реакции замещения.

1

13.02

8(44)

Реакции обмена.

1

17.02

9(45)

Расчеты по химическим  уравнениям.

1

20.02

10(46)

Расчёты по химическим уравнениям.

24.02

11(47)

Типы химических реакций на примере свойств воды.

1

27.02

12(48)

Пр.р. №2 «Наблюдения за горящей свечой».

1

1

2.03

13(49)

Пр.р. №4 «Признаки химических реакций».

1

1

5.03

14(50)

Контрольная работа № 3 по теме «Изменения, происходящие с веществами».

1

1

9.03

VII.Растворение. Растворы.

Свойства растворов

электролитов.

18

1

3

1(51)

Анализ контрольной работы.

Растворение. Растворимость веществ в воде.

1

12.03

2(52)

Электролитическая диссоциация.

1

16.03

3(53)

Основные положения теории электролитической диссоциации.

1

19.03

4(54)

Ионные уравнения реакций.

1

23.03

5(55)

Решение упражнений.

2.04

6(56)

Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства.

1

6.04

7(57)

Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства.

1

9.04

8(58)

Оксиды, их классификация и свойства.

1

13.04

9(59)

Соли в свете ТЭД, их свойства.

1

16.04

10(60)

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

1

20.04

11(61)

Окислительно-восстановительные реакции.

1

23.04

12(62)

Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций.

1

27.04

13(63)

Пр.р. №7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов  до конца».

1

1

30.04

14(64)

Пр.р. №8 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей».

1

1

4.05

15(65)

Пр.р. №9 «Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами веществ».

1

1

7.05

16(66)

Обобщение и систематизация знаний по теме.

1

11.05

17(67)

Контрольная работа №4 по теме «Растворы. Свойства растворов электролитов».

1

1

14.05

18(68)

Анализ контрольной работы.

Решение задач и упражнений.

1

18.05

1-3

(69-

-71)

Резерв.

4

21.05

25.05

28.05

Итого

71

4

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс. УМК О.С. Габриелян

Рабочая программа по химии 8 класс для учителей общеобразовательных учреждений, работающих по УМК О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии 8 класс (Габриелян О.С.)

Рабочая программа курса химии 8 класс по программе О.С. Габриеляна (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по химии 9 класс (Габриелян О.С.)

Рабочая программа курса химии 9 класса по программе О.С. Габриеляна (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по химии.8 класс.(О.С.Габриелян)

Необходимо каждому учителю систематизировать  материал,создать рабочую программу,которая оптимально систематизирует и объединит всю деятельность учителя в единое целое.Рабочие программы для 8,9,1...

Рабочая программа по химии (11 класс) О.С. Габриелян

Календарно- тематическое планирование по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень.Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, ...

рабочая программа по химии 9 класс учебник Габриелян О.С. ОстроумовИ. Г. Сладков С. А.

Рабочая прогамма по химии 9 класс для общеобразовательных школ. Базовый уровень. программа расчитана на 68 часов (недельная нагрузка 2 часа)...

Рабочая программа по химии 10 класс (профиль) Габриелян

Представлена примерная  рабочая программа для изучения химии в 10 классе на профильном уровне по учебнику Габриеляна....