Урок химии по теме «Генетическая связь между классами неорганических веществ»
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему
Цель урока: усвоение знаний о генетической связи и генетическом ряде; обобщение и систематизация знаний об основных классах неорганических соединений и генетической связи между ними; совершенствование умения составлять уравнения химических реакций между различными соединениями, умения осуществлять схемы превращений; подготовка в сдаче ЕГЭ.
Задачи урока:
- Образовательные: формирование у учащихся знаний, позволяющих выявить четкие различия между основными классами неорганических веществ; усвоение знаний о генетической связи и генетическом ряде; обобщение знания об основных классах неорганических веществ и генетической связи между ними.
- Развивающие: развивать смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, применять свои знания на практике; практические умения учащихся; познавательный интерес, познавательную активность.
- Воспитательные: воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать в коллективе, дисциплинированность, четкость и организованность в работе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения урока: урок-игра.
Оборудование: магнитная доска, карточки с формулами веществ разных классов, карточки кислот и солей у учащихся, карточки с заданиями, ключи, подсказки, мультимедийный проектор, компьютер, таблица химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева, таблица «Генетическая связь химических соединений», лабораторное оборудование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geneticheskaya_vyaz_neorganicheskikh_soedineniy.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по химии
11 класс
Тема урока: «Генетическая связь между классами неорганических веществ»
Цель урока: усвоение знаний о генетической связи и генетическом ряде; обобщение и систематизация знаний об основных классах неорганических соединений и генетической связи между ними; совершенствование умения составлять уравнения химических реакций между различными соединениями, умения осуществлять схемы превращений; подготовка в сдаче ЕГЭ.
Задачи урока:
- Образовательные: формирование у учащихся знаний, позволяющих выявить четкие различия между основными классами неорганических веществ; усвоение знаний о генетической связи и генетическом ряде; обобщение знания об основных классах неорганических веществ и генетической связи между ними.
- Развивающие: развивать смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, применять свои знания на практике; практические умения учащихся; познавательный интерес, познавательную активность.
- Воспитательные: воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать в коллективе, дисциплинированность, четкость и организованность в работе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения урока: урок-игра.
Оборудование: магнитная доска, карточки с формулами веществ разных классов, карточки кислот и солей у учащихся, карточки с заданиями, ключи, подсказки, мультимедийный проектор, компьютер, таблица химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева, таблица «Генетическая связь химических соединений», лабораторное оборудование.
Ход урока:
- Организационный этап – 2 минуты.
Цель этапа: создание психологической атмосферы урока; подготовка необходимого оборудования; включение учащихся в деловой ритм урока; формирование целей и задач урока, ожидаемых результатов.
- Этап подготовки учащихся, сообщение темы урока- 3 минуты.
Цель этапа: значение материала изучаемой темы, сообщение цели задач урока.
- Ознакомление учащихся с правилами по ТБ при работе в кабинете химии.
- Класс представляет собой команду, которой за один урок необходимо расшифровать название форта. Для того, чтобы это сделать учащимся необходимо пройти комнаты с заданиями, получить 6 ключей. Собрав все ключи вместе и, пользуя подсказки, можно получить название форта. Ключ сделан из бумаги, где одной из сторон написано слово. Не все слова приведены в натуральном виде, многие из них необходимо расшифровать с помощью подсказок. Урок-игра – это подведение итогов путешествия в мир неорганических веществ. Они живут в удивительном форте, название которого предстоит узнать.
- Этап повторения и обобщения понятий, усвоение соответствующей им системы знаний- 20 минут.
Цель этапа: выполнение учащимися индивидуально, группами или всем классом разных устных и письменных заданий обобщающего и систематического характера, вырабатывающих обобщенные умения и формирующие знания на основе фактов, явлений, понятий.
---- На какие 2 группы можно классифицировать все вещества?
Дайте определения простого и сложного веществ.
----Какие классы неорганических веществ вам известны? Дайте определения.
Даны вещества:
----Выберите те, которые содержит один и тот же химический элемент, но принадлежат разным классам соединений, распределите их по усложнению состава начиная с простого к более сложному, по вариантам.
1 вариант: барий (металл)
2 вариант- сера (неметалл). Когда учащиеся справится с заданием, они получают первый ключ, на котором написано слово «РЕНЕТ» (1)
Учитель: Эти элементы переходят от одного класса соединений к другому, как бы по наследству. Схемы:
-----Как в биологии называются носитель наследственной информации? (ген). Как вы думаете, какой элемент является геном для 1 цепи, а для второй цепи? (ответы учащихся). Поэтому эти цепи или ряды мы называем генетическими.
Работа в тетрадях. Определение: Генетический ряд- это ряд веществ, разных классов соединений, содержащий в своем составе один и тот же химический элемент.
-----Игра «Найди родственников».
Все вещества, живущие в этом форте, связаны между собой по происхождению. К доске приглашаются три ученика. Необходимо распределить вещества по классам, дать им названия. После того, как учащиеся выполнят задание на доске и в тетрадях, на экране появляется слайд с правильными ответом. Слайд _____.
Когда ученики у доски правильно выполнят задание, они получают второй ключ, на котором написано слово «МИФИЧЕСКАЯ» (2)
--------Конкурс «Придумай»
Пока ученики работают у доски, класс выполняет задание: составить схему генетического ряда в общем виде. Учащиеся работают самостоятельно в тетрадях, первый, правильно выполнивший задание, записывает схему на доске и тоже получает третий ключ: КНЯЗЬ (3).
------Пока ученики получали первые ключи, пришла телеграмма: «Пропало вещество, вместе него появилось неизвестное. Определите пропавшее вещество». К доске пойдет один ученик.
Схема:
После того, как учащиеся выполнят задание на доске и в тетрадях, на экране появляется слайд с правильным ответом. Слайд ____.
Ученики получают еще один ключ, на котором написано ПОСЕРЕДИНЕ (4).
--------Конкурс «Кто быстрее угадает?».
Класс работает по группам. Задание на экране. Заканчивайте уравнения химических реакций.
1 группа.
2 группа.
Ученики получают ключ: Класс (5).
-------Конкурс «Химический хоккей».
Работа по карточкам (оксиды, основания, соли, кислоты). Учитель – нападающий, ученики – защитники. (бросок – вопрос, отражение атаки- ответ).
Ученики получают последний ключ, на котором написано слово – ВЕЩЕСТВО (6).
- Этап приведения единичных знаний в систему – 10 минут.
Цель этапа: формирование выводов по изученному материалу.
Чтобы расширить название форта, нужно ответить на вопросы учителя. Каждый правильный – одна подсказка. Работает весь класс. Кто знает ответ, поднимает руку, отвечает с места. Если ответ правильный, учащийся получает подсказку в виде свернутого в трубочку листа бумаги. Если подсказка помогла – учащийся записывает полученное слово на доске.
Вопросы:
- как классифицируются кислоты?
- что такое катализаторы?
- какие правила по технике безопасности нужно соблюдать при работе с кислотами?
- какова степень окисления серы в соединении , какую правилу мы должны использовать при вычислении степени окисления неизвестного вещества?
- какие химические элементы относятся к благородным газам?
- назовите щелочноземельных металлов и где они расположены в периодической системе химических элементов?
- антоним слова «катод»? что такое катоды?
Подсказки:
- замените первую букву слова «ренет» четвертой буквой алфавита.
- уберите синоним слова «легенда» (во втором слове).
- замените первые две буквы слова «князь» на 18-ю и 3-. Буквы алфавита.
- подберите синоним слова «посередине»
- поставьте слово на пятом ключе в творительный падеж множественного числа.
- убрать окончание слова «вещество».
Получили название форта: Генетическая связь между классами веществ.
- Подведение итогов урока. Рефлексия – 5 минут.
Цель этапа: установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами, внесение корректив; анализ учебной деятельности.
Наградой за это будут хорошие и отличные оценки за работу. Подводятся итоги урока, оценивается работа каждого ученика. Чтобы сэкономить время урока, за правильные ответы даю цветные жетоны. В конце урока каждый ученик показывает свои жетоны и получают соответствующую оценку.
- Этап постановки домашнего задания – 2 минуты.
Цель этапа: сообщение, объем и содержание домашнего задания, инструктаж по его выполнению.
--- Осуществить схему превращений:
Замените первую букву слова «ренет» четвертой буквой алфавита.
Уберите синоним слова «легенда» (во втором слове).
Замените первые две буквы слова «князь» на 18-ю и 3-. Буквы алфавита.
Подберите синоним слова «посередине»
Поставьте слово на пятом ключе в творительный падеж множественного числа.
Убрать окончание слова «вещество».
РЕНЕТ КНЯЗЬ
ПОСЕРЕДИНЕ
МИФИЧЕСКИЙ
КЛАСС
ВЕЩЕСТВО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Генетическая связь между классами неорганических веществ
Урок-игра используется в 8 классе по программе О. С. Габриеляна...
Технологическая карта и конспект урока по теме: "Генетическая связь между классами неорганических веществ"
Материал составлен согласно требованиям ФГОС....
Презентация к уроку химии по теме" Генетическая связь между классами веществ"
Материал данной презентации предназначен для учителей и учащихся работающих по УМК О.С. Габриеляна....
Разработка урока химии в 8 классе на тему: " Генетическая связь между классами неорганических соединений"
Материал содержит план-конспект урока химии в 8 классе, который является обобщающим уроком по теме: Оксиды. Кислоты. Основания. Соли....
Урок – сказка по теме: « Генетическая связь между классами неорганических соединений»
Материал в помощь учителю химии....
План – конспект урока-игры в 8 классе по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ».
План – конспект урока-игры в 8 классе по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ». Цель урока:усвоение знаний о генетической связи и генетическом ряде;обобщение и системат...
Обобщающий урок по теме: "Генетическая связь между классами неорганических веществ"
Урок-игра "Путешествие по морю основных классов неорганических соединений"Цель: Систематизировать, обобщить и закрепить знания об основных классах неорганических веществЗадачи:1.Обобщит...