Разработка урока по теме: Алюминий
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
Обучающая: изучить строение, физические и химические свойства, применение алюминия на основе положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; продолжить знакомство с особенностями научного исследования ( гипотеза, эксперимент, наблюдение, вывод) на основе установления на основе установления причинно-следственной связи между строением, свойствами и применением алюминия;
Развивающая: развивать умения определять тему и цели урока, выдвигать гипотезу и проверять ее в ходе исследования, развивать навыки самостоятельной работы и способность к рефлексии;
Воспитательная: формирование коммуникативных навыков.
Формы организации учебной деятельности: частично-поисковая деятельность, проблемные ситуации, индивидуальная работа, взаимопроверка, эксперимент,
Методы и приёмы обучения: поисковый, частично- исследовательский, работа в группах, решение проблемных ситуаций, беседа, тестирование.
Оборудование: лабораторные штативы с реактивами и лабораторным оборудованием для проведения групповой работы, карточки с заданиями, тесты, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alyuminiy.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Алюминий, его свойства и применение.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
Обучающая: изучить строение, физические и химические свойства, применение алюминия на основе положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; продолжить знакомство с особенностями научного исследования ( гипотеза, эксперимент, наблюдение, вывод) на основе установления на основе установления причинно-следственной связи между строением, свойствами и применением алюминия;
Развивающая: развивать умения определять тему и цели урока, выдвигать гипотезу и проверять ее в ходе исследования, развивать навыки самостоятельной работы и способность к рефлексии;
Воспитательная: формирование коммуникативных навыков.
Формы организации учебной деятельности: частично-поисковая деятельность, проблемные ситуации, индивидуальная работа, взаимопроверка, эксперимент,
Методы и приёмы обучения: поисковый, частично- исследовательский, работа в группах, решение проблемных ситуаций, беседа, тестирование.
Оборудование: лабораторные штативы с реактивами и лабораторным оборудованием для проведения групповой работы, карточки с заданиями, тесты, презентация.
1. Организационный момент
2. Целеполагание и мотивация.
Учитель: Сегодня урок я хочу начать с легенды: « Однажды к римскому императору Тиберию пришёл незнакомец. В дар преподнёс чашу из блестящего, лёгкого металла. Мастер поведал, что материал он сумел получить из глинистой земли. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит имеющееся в казне серебро и золото, отрубил изобретателю голову, а мастерскую разрушил. Спустя 1500 лет этот металл был получен немецким врачом и естествоиспытателем Филиппом Парацельсом. Этот металл называют « крылатым» или «самолётным». О каком металле идёт речь? Почему Тиберий испугался, что алюминий обесценит серебро и золото? ( легче, пластичнее, светлого цвета, проводит ток, дешевле)
3. Формулировка темы и целей урока.
Учитель: По активности какой металл? Как проверить активность?
Формулируем тему урока.
Как вы думаете, что необходимо знать об алюминии? Что изучить? Зачем нам это знать?
( запись темы в тетради)
Какой главный вопрос нас будет интересовать на уроке? ( на основании положения в ПСХЭ изучить свойства, применение, получение)
4. Актуализация знаний.
Учитель: Вы получили карточки с заданием. Выполните его. ( по рядам)
1 ряд: Дать характеристику элементу по плану.
2 ряд: Сравнить изменение свойств по периоду. Сделать вывод об активности алюминия. Выяснить у какого металла сильнее выражены металлические свойства: алюминий, магний, натрий.
3 ряд: Указать число е, р, п. Составить схему строения атома.
( сверка ответов)
5. Изучение свойств.
Учитель: Вспомните общие физические свойства металлов. Охарактеризуйте свойства, исследуя образец металла. Какие свойства необходимо узнать? ( ученики делают вывод)
Учитель: Вспомните общие химические свойства металлов. Подтвердить свойства или опровергнуть можно только при помощи практического эксперимента.
Вспомните правила по ТБ. (Учащиеся выполняют групповой эксперимент по инструктивным карточкам).
1 группе: ( изучение отношения алюминия к соляной кислоте)
2 группе: (изучение отношения алюминия к серной кислоте)
3 группе: (изучение отношения алюминия к раствору гидроксида натрия)
4 группе: ( изучить отношение алюминия к воде)
5 группе: ( изучить реакцию взаимодействия бенгальского огня с кислородом)
( Ученики представляют данные своих исследований у доски)
Учитель: Сделайте вывод о химических свойствах алюминия. (амфотерность).
7. Применение.
На чём основано применение веществ? ( на свойствах). На основе каких физических свойств алюминия построено применение в быту? Области применения? ( лёгкость, электропроводность, теплопроводность, цвет, блеск) – сопровождается презентацией.
8. Обобщение.
Какие свойства алюминия можно назвать прекрасными? Почему алюминий является конкурентом золота и серебра? Что можно сказать об активности? Специфические свойства алюминия?
9. Взаимоконтроль.
Любой исследователь должен иметь прочные знания. Вам предлагается тест ( 5-6 вопросов)
( ответы на слайде)
10. Домашнее задание. ( Дается параграф)
Дополнительно: составьте презентацию по любой из тем: перспективы применения, история открытия алюминия, влияние на организм.
11.Рефлексия.
Что я узнал нового …..
Чему я удивился…..
12. Подведение итогов урока.
Выставление отметок за работу на уроке и по результатам тестирования.
Тест - 1 вариант
- Сколько электронов у атома алюминия на внешнем уровне?
а) 3
б) 8
в) 2
г) 1
2. Алюминий – это металл…..
а) белого цвета
б) серебристо-белый
в) темный
г) серый
3. Алюминии, как простое вещество, реагируя с кислотами и щелочами, проявляет свойства:
а) кислотные
б) основные
в) амфотерные
г) восстановительные
4. Применение в какой отрасли промышленности позволяет называть алюминий «крылатым металлом»:
а) судостроении
б) машиностроении
в) самолётостроении
г) электрической
5. Алюминий не реагирует при обычных условиях:
а) со щелочами
б) с соляной кислотой
в) с кислородом
г) с концентрированной азотной кислотой
Тест – 2 вариант
1. Степень окисления алюминия в соединениях равна:
а) +1
б) +3
в) +4
г) +2
2. Алюминий не реагирует при обычных условиях
а) со щелочами
б) с соляной кислотой
в) с водой
г) с кислородом
3. В обычном состоянии поверхность алюминия покрыта:
а) оксидной плёнкой
б) защитным слоем
в) кислотой
г) разными веществами
4. Какое свойство алюминия позволяет прокатывать его в алюминиевую фольгу?
а) металлический блеск
б) электропроводность
в) пластичность
г) теплопроводность
5. Способность проводить электрический ток позволяет использовать алюминий при изготовлении:
а) зеркал
б) столовых принадлежностей
в) электрических проводов
г) корпусов судов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Алюминий"
Класс – 9Учебник – «Химия – 9 класс»Автор учебника – О.С. ГабриелянСтраницы: с 141 по 146Тема урока– «Алюминий» Цели:- создать условия для: исследования учащимися физических и химичес...
Конспект урока по теме "Алюминий"
Урок по теме "Алюминий для 9 класса...
Конспект урока по теме "Алюминий"
Конспект урока к учебнику О.С. Габриеляна "Химия 9 класс"...
Методическая разработка урока по теме "Алюминий" 8 класс
Данная методическая разработка может использоваться на уроках химии для 8 класса...
Разработка урока по теме "Алюминий"
УМК Габриеляна О. С....
Методическая разработка урока по теме Алюминий" 9 класс
В разработке прописаны планируемые результаты( предметные, метапредметные, личностные), показанана дидактическая структура учебного занятия, психолого-педагогическое обоснование и прописан сценарий пр...
Методическая разработка урока на тему «Алюминий и его соединения» (9 класс)
Данное занятие может быть проведено с учащимися 9 класса, а с корректировкой содержания в сторону усложнения – и с учащимися 11 класса по любой авторской программе по химии. Проведение занятия п...