Разработка урока по теме: Алюминий
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

 

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Обучающая: изучить строение, физические и химические свойства, применение алюминия на основе положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; продолжить знакомство с особенностями научного исследования ( гипотеза, эксперимент, наблюдение, вывод) на основе установления на основе  установления причинно-следственной связи между строением, свойствами и применением алюминия;

Развивающая: развивать умения определять тему и цели урока, выдвигать гипотезу и проверять ее в ходе исследования, развивать навыки самостоятельной работы и способность к рефлексии;

Воспитательная: формирование коммуникативных навыков.

 

Формы организации учебной деятельности: частично-поисковая деятельность, проблемные ситуации, индивидуальная работа, взаимопроверка, эксперимент,

 

Методы и приёмы обучения:  поисковый, частично- исследовательский, работа в группах, решение проблемных ситуаций, беседа, тестирование.

 

Оборудование: лабораторные штативы с реактивами и лабораторным оборудованием для проведения групповой работы, карточки с заданиями, тесты, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alyuminiy.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Алюминий, его свойства и применение.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Обучающая: изучить строение, физические и химические свойства, применение алюминия на основе положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; продолжить знакомство с особенностями научного исследования ( гипотеза, эксперимент, наблюдение, вывод) на основе установления на основе  установления причинно-следственной связи между строением, свойствами и применением алюминия;

Развивающая: развивать умения определять тему и цели урока, выдвигать гипотезу и проверять ее в ходе исследования, развивать навыки самостоятельной работы и способность к рефлексии;

Воспитательная: формирование коммуникативных навыков.

Формы организации учебной деятельности: частично-поисковая деятельность, проблемные ситуации, индивидуальная работа, взаимопроверка, эксперимент,

Методы и приёмы обучения:  поисковый, частично- исследовательский, работа в группах, решение проблемных ситуаций, беседа, тестирование.

Оборудование: лабораторные штативы с реактивами и лабораторным оборудованием для проведения групповой работы, карточки с заданиями, тесты, презентация.

1. Организационный момент

2. Целеполагание и мотивация.

Учитель: Сегодня урок я хочу начать с легенды: « Однажды к римскому императору Тиберию пришёл незнакомец. В дар преподнёс чашу из блестящего, лёгкого металла. Мастер поведал, что материал он сумел получить из глинистой земли. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит имеющееся в казне серебро и золото, отрубил изобретателю голову, а мастерскую разрушил. Спустя 1500 лет этот металл был получен немецким врачом и естествоиспытателем Филиппом Парацельсом. Этот металл называют « крылатым» или «самолётным». О каком металле идёт речь? Почему Тиберий испугался, что алюминий обесценит серебро и золото? ( легче, пластичнее, светлого цвета, проводит ток, дешевле)

3. Формулировка темы и целей урока.

Учитель: По активности какой металл? Как проверить активность?

Формулируем тему урока.

Как вы думаете, что необходимо знать об алюминии? Что изучить? Зачем нам это знать?

                    ( запись темы в тетради)

Какой главный вопрос нас будет интересовать на уроке? ( на основании положения в ПСХЭ изучить свойства, применение, получение)

4. Актуализация знаний.

Учитель: Вы получили карточки с заданием. Выполните его. ( по рядам)

1 ряд: Дать характеристику элементу по плану.

2 ряд: Сравнить изменение свойств по периоду. Сделать вывод об активности алюминия. Выяснить у какого металла сильнее выражены металлические свойства: алюминий, магний, натрий.

3 ряд: Указать число е, р, п. Составить схему строения атома.

        ( сверка ответов)

5. Изучение свойств.

Учитель: Вспомните общие физические свойства металлов. Охарактеризуйте свойства, исследуя образец металла. Какие свойства необходимо узнать? ( ученики делают вывод)

Учитель: Вспомните общие химические свойства металлов. Подтвердить свойства или опровергнуть можно только при помощи практического эксперимента.

Вспомните  правила по ТБ. (Учащиеся выполняют групповой эксперимент по инструктивным карточкам).

 1 группе: ( изучение отношения алюминия к соляной кислоте)

2 группе: (изучение отношения алюминия к серной кислоте)

3 группе: (изучение отношения алюминия к раствору гидроксида натрия)

4 группе: ( изучить отношение алюминия к воде)

5 группе: ( изучить реакцию взаимодействия бенгальского огня с кислородом)

               ( Ученики представляют данные своих исследований у доски)

Учитель: Сделайте вывод о химических свойствах алюминия. (амфотерность).

7. Применение.

На чём основано применение веществ? ( на свойствах). На основе каких физических свойств алюминия построено применение в быту? Области применения? ( лёгкость, электропроводность, теплопроводность, цвет, блеск) – сопровождается презентацией.

8. Обобщение.

Какие свойства алюминия можно назвать прекрасными? Почему алюминий является конкурентом золота и серебра? Что можно сказать об активности? Специфические свойства алюминия?

9. Взаимоконтроль.

Любой исследователь должен иметь прочные знания. Вам предлагается тест                               ( 5-6 вопросов)

                                             ( ответы на слайде)

10. Домашнее задание. ( Дается параграф)

Дополнительно: составьте презентацию по любой из тем: перспективы применения, история открытия алюминия, влияние на организм.  

11.Рефлексия.

Что я узнал нового …..

Чему я удивился…..

12. Подведение итогов урока.

Выставление отметок за работу на уроке и по результатам тестирования.

Тест - 1 вариант

  1. Сколько электронов у атома алюминия на внешнем уровне?

а) 3

б) 8

в) 2

г) 1

      2. Алюминий – это металл…..

а) белого цвета

б) серебристо-белый

в) темный

г) серый

      3.  Алюминии, как простое вещество, реагируя с кислотами и щелочами, проявляет свойства:

а) кислотные

б) основные

в) амфотерные

г) восстановительные

      4.  Применение в какой отрасли промышленности позволяет называть алюминий «крылатым металлом»:

а) судостроении

б) машиностроении

в) самолётостроении

г) электрической

      5. Алюминий не реагирует при обычных условиях:

           а) со щелочами

           б) с соляной кислотой

           в) с кислородом

           г) с концентрированной азотной кислотой

        Тест – 2 вариант

1. Степень окисления алюминия в соединениях равна:

а) +1

б) +3

в) +4

г) +2

2. Алюминий не реагирует при обычных условиях

           а) со щелочами

           б) с соляной кислотой

           в) с водой

           г) с кислородом

3. В обычном состоянии поверхность алюминия покрыта:

          а) оксидной плёнкой

           б) защитным слоем

           в) кислотой

           г) разными веществами

4. Какое свойство алюминия позволяет прокатывать его в алюминиевую фольгу?

          а) металлический блеск

           б) электропроводность

           в) пластичность

           г) теплопроводность

5. Способность проводить электрический ток позволяет использовать алюминий при изготовлении:

           а) зеркал

           б) столовых принадлежностей

           в) электрических проводов

           г) корпусов судов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Алюминий"

Класс – 9Учебник – «Химия – 9 класс»Автор учебника – О.С. ГабриелянСтраницы:  с 141 по 146Тема урока– «Алюминий» Цели:- создать условия для: исследования учащимися физических и химичес...

Конспект урока по теме "Алюминий"

Урок по теме "Алюминий для 9 класса...

Конспект урока по теме "Алюминий"

Конспект урока к учебнику О.С. Габриеляна "Химия 9 класс"...

Методическая разработка урока по теме "Алюминий" 8 класс

Данная методическая разработка может использоваться на уроках химии для 8 класса...

Методическая разработка урока по теме Алюминий" 9 класс

В разработке прописаны планируемые результаты( предметные, метапредметные, личностные), показанана дидактическая структура учебного занятия, психолого-педагогическое обоснование и прописан сценарий пр...

Методическая разработка урока на тему «Алюминий и его соединения» (9 класс)

Данное занятие может быть проведено с учащимися 9 класса, а с корректировкой содержания в сторону усложнения – и с учащимися 11 класса по любой авторской программе по химии. Проведение занятия п...