Урок по теме "Алюминий"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Класс – 9
Учебник – «Химия – 9 класс»
Автор учебника – О.С. Габриелян
Страницы: с 141 по 146
Тема урока– «Алюминий»
Цели:
- создать условия для: исследования учащимися физических и химических свойств алюминия;
- развивать представления о переходных химических элементах, умения и навыки самостоятельной и групповой деятельности;
- воспитания культуры работы с химическими реактивами, соблюдения правил техники безопасности.
Демонстрационный материал:
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, коллекция “Алюминий и его сплавы”, таблицы “Относительная твёрдость металлов”, “Плотность металлов”, “Температура плавления металлов”, “Относительная теплопроводность и электрическая проводимость металлов”, алюминий: фольга, проволока, порошок, растворы соляной кислоты и гидроксида натрия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_alyuminiy.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Девиз урока (слайд №1):
"Чтобы совершенствовать ум, надо больше
размышлять, чем заучивать"
Р. Декарт
Ход урока:
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания, упр.5, стр.67. (2 у доски решают превращения)
ІІ. Изучение нового материала.
- Введение в тему урока: (слайды №2,3)
Учитель:
- Мы продолжаем изучение большой и важной темы “Металлы”. Сегодня нам предстоит познакомиться с металлом хорошо знакомым вам с детства. Послушайте легенду.
“Однажды к римскому императору Тиберию пришёл незнакомец. В дар императору он принёс изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, но чрезвычайно лёгкого металла. Мастер поведал, что получил этот металл из “глинистой земли”. Но император, боясь, что обесценятся его золото и серебро, велел отрубить мастеру голову, а его мастерскую разрушить”.
На этот металл обратил внимание император Наполеон-III, по его предписанию французский химик Сен-Клер-Девиллю, должен был изготовить кирасы для солдат, но ввиду дорогого способа получения, пришлось изготовить кирасы для личной охраны императора.
Этот металл более 30 лет украшал пальцы, шеи и уши великосветских модниц. Так как первоначально килограмм этого металла стоил на 80 рублей дешевле равного веса золота.
О каком металле идёт речь?
(Ответ: об алюминии)
Учитель:
- Таким образом, тема нашего урока: “Алюминий – химический элемент и простое вещество”.
- С чего мы начинаем изучение химического элемента?
2. Изучение темы урока:
Учащйеся: - С характеристики его положения в Периодической системе Д.И.Менделеева.
Учитель: - Сейчас вам предлагается осуществить данную задачу, а именно дать характеристику алюминию по положению его в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.
Учащимся предлагается самостоятельно выполнить данное задание в тетрадях по предложенному плану.
План – характеристика химического элемента. ( слайд №4)
- Порядковый номер.
- Атомная масса.
- Период (малый, большой)
- Группа (подгруппа А, В)
- Строение атома (заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов, электронная формула.)
- Степень окисления.
- Оксиды.
- Летучие водородные соединения.
После выполнения задания в классе разворачивается коллективное обсуждение по следующим вопросам:
- Сколько электронов находится на внешнем уровне атома алюминия?
Ответ: три электрона.
- Какую степень окисления проявляет алюминий?
Ответ: +3
- Алюминий будет отдавать или принимать электроны?
Ответ: отдавать.
- Значит алюминий это…
Ответ: металл.
- Какой же это металл: активный или неактивный?
Ответы могут быть разные: из своего жизненного опыта ребята отвечают, что это неактивный металл (алюминиевые провода не реагируют с водой), другие делают предположение об активности алюминия, так как он находится в электрохимическом ряду напряжения металлов сразу после активных металлов.
Учитель: - Для решения вопроса об активности алюминия, что мы должны рассмотреть?
Учащийся: - Физические и химические свойства алюминия, как простого вещества?
Учитель: - Используя свои наблюдения, коллекцию “Алюминий и его сплавы” и другие выданные вам материалы назовите физические свойства алюминия.
Для более чётких и быстрых ответов используются таблицы “Относительная твёрдость металлов”, “Плотность металлов”, “Температура плавления металлов”, “Относительная теплопроводность и электрическая проводимость металлов”, которые находятся на каждой парте.
Примерные ответы. Физические свойства алюминия:
- Серебристо- белого цвета
- Твердость. Аl – 2,9 (Cr – 9, Na – 0,4)
- Плотность. Аl – 2,7 , лёгкий (платина – 21,45, натрий - 0,97)
- Плавкость. Al – 660 (вольфрам – 3370 , натрий – 98)
- Большая электро- и теплопроводность.
- Очень пластичен.
Каждое свойство дополняется примером из своих жизненных наблюдений.
Учитель: - Смогли ли мы, рассмотрев физические свойства алюминия, ответить на вопрос об его активности?
Учащийся: - Нет.
Учитель: - Рассмотрим химические свойства алюминия. Предлагается демонстрация опытов “Взаимодействие алюминия с простыми веществами: йодом, серой и кислородом.
Опыт 1. Взаимодействие алюминия с йодом.
Предварительно готовят смесь порошка алюминия с йодом (в массовых соотношениях 1 : 15). Данную смесь помещают в фарфоровую чашку горкой. Из пипетки
На середину смеси капают несколько капель воды. Происходит бурная химическая реакция. Наблюдают выделение фиолетовых паров йода и горение металла.
Опыт 2. Взаимодействие алюминия с серой.
Смешивают размельченную серу и порошок алюминия в соотношениях 1 : 1. Смесь поместить в фарфоровую чашку или асбестированную сетку. Горящей лучинкой поджечь смесь. Наблюдаем реакцию.
Опыт 3. Горение алюминия.
Порошок алюминия помещаем в ложечку для сжигания веществ. Сверху кладём кусочек магниевой ленты или в её отсутствии 2–3 спичечные головки. Поджигаем. После начала горения, ложечку вносим, в предварительно набранную кислородом, колбу.
Наблюдаем яркое ослепительное пламя.
(Учитель спрашивает, где ребята наблюдали подобное явление, то они почти сразу называют горение бенгальских огней.)
После демонстрации учащимся предлагается выполнить задание по выяснению отношения алюминия к простым веществам.
(Групповая работа)
1. Напишите уравнения реакций, происходящих между алюминием и йодом, алюминием и кислородом.
2. Укажите окислитель и восстановитель.
3. Сделайте вывод о химической активности алюминия по отношению к простым веществам.
4. Проверьте правильность записей по образцу.
5. Если вы затрудняетесь в написании окислительно-восстановительной реакции, пользуйтесь алгоритмом.
Алгоритм для выполнения заданий на окисление – восстановление (слайд№5)
1. Определите степени окисления элементов в обеих частях уравнения.
2. Сравните степени окисления каждого из элементов до и после реакции.
3. Сделайте вывод об изменении степей окисления (понижение – признак восстановления, повышение – признак окисления)
Образец выполнения задания (слайд №6)
Вывод: алюминий – активный металл.
Учитель: - При каких условиях алюминий реагировал с простыми веществами?
Учащийся: - При использовании дополнительной энергии или катализатора (Н2О).
Учитель: - При комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется, поскольку его поверхность покрыта очень прочной тонкой оксидной плёнкой, которая и защищает металл от внешних воздействий и воды.
Учитель: - Посмотрим, как ведёт себя алюминий по отношению к сложным веществам?
Выполнение лабораторных опытов “Взаимодействие алюминия с раствором соляной кислоты”, “ Взаимодействие алюминия с раствором гидроксида натрия”.
Правила работы с кислотами и щелочами:
Соблюдай осторожность при работе с кислотами и щелочами! В случае попадания на кожу – промой водой! При нагревании, прогрей сначала всю пробирку.
Опыт 1. В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора соляной кислоты. Пробирку слегка нагрейте.
Опыт 2. В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора гидроксида натрия. Пробирку слегка прогрейте.
Образец выполнения лабораторной работы (слайды № 7,8)
Опыт 1.
Наблюдали: алюминий хорошо растворяется в растворе соляной кислоты, выделяется газ водород.
Вывод: Алюминий – активный металл.
Опыт 2.
Наблюдали: алюминий взаимодействует с раствором гидроксида натрия с выделением водорода.
Вывод: Алюминий образует амфотерные соединения.
III. Закрепление материала:
Выполнение теста по изученному материалу (самостоятельная работа)
1. Какова электронная конфигурация атома алюминия:
А) 1s22s2p3
Б) 1s22s2p1
В) 1s22s2p6; 3s2p1
Г) 1s22s2p6; 3s2p6 3 d10 4s2
2.С какими из указанных веществ не реагирует алюминий :
А) СaО
Б) НСl
В) Н2О
Г) NaOH
3. Какой из указанных металлов является более активным , чем алюминий ;
А) Na
Б) Zn
В) Cu
Г) Fe
4. Алюминий взаимодействует со всеми веществами группы;
А) НСl , Н2О, Н2 , SO3
Б) О2 , N2 , Н2О, Cu
В) О2 , НСl , S , Н2О
Г) КОН, Н2, О2, НNO3
5. Для алюминия характерны свойства;
А) окислителя,
Б) восстановителя и окислителя,
В) окислителя и восстановителя,
Г) восстановителя.
6. Выберите физические свойства, характерные для алюминия:
А) лёгкий, электропроводный, серебристо-белый.
Б) тяжёлый, тугоплавкий, электропроводный,
В) легкоплавкий, твёрдый, полупроводник.
Г) пластичный, токсичный, теплопроводный.
Взаимопроверка ответов учащимися. Затем ответы появляются на экране (слайд 9)
IV. Домашнее задание (слайд № 10)
1 уровень: § 13 до стр.60.
2 уровень: § 13 до стр.60; Вопросы 1,2,3 на стр. 62.
3 уровень: § 13 до стр.60; используя материал сегодняшнего урока, составьте цепочку превращений алюминия и его соединений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...