"Химия. Решение задач"
рабочая программа по химии (8, 9, 10 класс) на тему

Рахимова Розалия Хамидовна

Данная программа предназначена для обучения учащихся 8-10 классов решению задач по химии во внеурочное время на занятиях объединения "Химия.Решение задач" Центра детского творчества. Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, использованную литературу и интернет-ресурсы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «АЗИНО»

СОВЕТСКОГО РАЙОНА Г. КАЗАНИ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Адаптированная образовательная программа

« Химия. Решение задач»

Первый год обучения (8 класс)

                                Составитель: Рахимова Розалия Хамидовна,                                                педагог  дополнительного образования

                                                Возраст обучающихся: 14-15 лет

                                                        Срок реализации: 1год

        

Казань 2015

Пояснительная записка

Роль и место расчетных задач в курсе химии

Значение решения задач в школьном курсе химии переоценить трудно. Во-первых, решение задач – это практическое применение теоретического материала, приложение научных знаний на практике. Успешное решение задач  учащимися поэтому является одним из завершающих этапов в самом познании.

Решение задач требует от учащихся умения логически рассуждать, планировать, делать краткие записи, производить расчеты и обосновывать их теоретическими предпосылками.

При решении задач развиваются кругозор, память, речь, мышление учащихся, а также формируется мировоззрение в целом; происходит сознательное усвоение и лучшее понимание химических теорий, законов и явлений. Решение задач способствует формированию у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения химии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности; ценности химических методов исследования живой и неживой природы. Развитие познавательных ценностных ориентаций курса химии позволяет сформировать потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни.

Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации способствуют правильному использованию химической терминологии и символики; развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии.

Приоритетами для осуществления программы являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность ( от постановки цели до получения результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа курса «Химия. Решение задач» рассчитана на 3 года. Данная программа составлена для учащихся 8 класса. В ней представлены темы, которые дополняют материал, изучаемый в школе на уроках химии, основное внимание уделяется решению задач и особенно решению комбинированных и усложненных задач на концентрацию растворов, основные классы соединений, периодическую систему, тепловой эффект химической реакции, решение задач с участием кристаллогидратов, окислительно-восстановительные реакции (8 класс) – первый год обучения. Программа составлена на основании использования дополнительного материала, не изучаемого в программе школы и тем, на которые выделено недостаточно времени для освоения.

Цели обучения:

- образовательные: формирование важных структурных элементов знаний, осмысление химической сущности явлений, умений применять усвоенные знания в конкретно заданной ситуации;

- развивающие: формирование научно-теоретического, логического, творческого мышления;

- воспитательные: воспитание трудолюбия, настойчивости, воли, характера

Задачи обучения

- освоение основных приемов расчетов по формулам и уравнениям

- освоение химических свойств важнейших классов соединений

- освоение основных закономерностей  изменения свойств элементов, их соединений в периодической системе

Программа рассчитана на 1 год. В неделю 1 занятие продолжительностью 3 часа, 36 занятий в год, 108 часов для одной группы в год. Контроль усвоения материала осуществляется при выполнении заданий очных и дистанционных олимпиад по химии.

Педагогические средства

  1. Специально организованная среда (школьный кабинет химии)
  2. Специально организованные занятия (выполнение лабораторных работ)
  3. Игры
  4. Работа с книгой.
  5. Экскурсии
  6. Диагностика и контроль.

Формы работы.

- Лекции с демонстрацией опытов, коллекций

- Тематические беседы и семинары

- Игры (химические игры для умников и умниц)

- Лабораторные опыты

- Работа со специальной литературой

- Поиск информации в Интернете

Материально-технические средства обучения.

  • Реактивы и химическое оборудование
  • Ноутбук
  • Проектор
  • Интерактивные дидактические материалы

Планируемые результаты и формы контроля.

Основные результаты:

  • Самостоятельно планировать свою познавательную деятельность
  • Осуществлять самостоятельный поиск химической информации.
  • Участие в олимпиадах по химии разного уровня
  • Развитие коммуникативных качеств личности
  • Формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира

Основные умения и навыки, которыми должен овладеть ученик за время занятий по программе:

  • Называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре
  • Определять валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, принадлежность веществ к различным классам
  • Объяснять зависимость свойств химического элемента и образованных ими веществ от положения ПСХЭ Д. И. Менделеева.
  • Выполнять химический эксперимент
  • Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций.
  • Осуществлять самостоятельный поиск химической информации.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

 

Формы контроля:

  • Тестирование
  • Выполнение заданий в формате ОГЭ

Содержание программы для первого года обучения (8 класс)

Тема 1

Растворы. (15 часов)

Насыщенные, ненасыщенные растворы. Массовая доля растворенного вещества. Растворимость веществ. Моляльная и молярная концентрации. Решение задач по теме.

Тема 2

Закономерности протекания химических реакций. (9 часов)

Тепловой эффект химической реакции. Теплота образования. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 3

Задачи на вывод химических формул веществ( 9 часов)

Вывод простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вывод формулы вещества по его молярной массе и массовым долям элементов Кристаллогидраты. Установление молекулярных формул кристаллогидратов. 

Тема 4

Окислительно-восстановительные реакции ( 9 часов)

Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакции. Важнейшие окислители, восстановители.

Тема 5

Газовые законы ( 9 часов)

Закон Авогадро. Молярный объем газов. Объемные отношения газов при химических реакциях. Решение задач по теме.

Тема 6 

Периодический закон, периодическая система Д.И. Менделеева. ( 6 часов)

Тема 7

Вычисления по уравнениям химических реакций ( 36 часов))

Вычисления массы вещества или объема газа по известной массе, количеству вещества, вступающего в реакцию или полученного.

Вычисление массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

 Вычисления массы вещества или объема газа по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Тема 8

Основные классы соединений. ( 12 часов)

Оксиды. Основания. Кислоты. Соли. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Тема 9

Галогены. ( 3 часа)

Фтор. Бром. Хлор. Иод.

Календарно-тематический план, 8-класс (1 год обучения)

№ п/п

Тема

Календарные сроки

Дата

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Диагностическое тестирование.

Сентябрь 1 неделя

3 часа

2

Теория. Растворы. Массовая доля растворимого вещества.

Сентябрь 2 неделя  3 часа

3

Практика. Решение задач на массовую долю растворенного вещества.

Сентябрь 3 неделя

3  часа

4

Теория. Основные формулы для решения задач

Сентябрь 4 неделя

3  часа

5

Практика. Вычисления с использованием физических величин: количество вещества, молярный объем газа, массовая доля, относительная плотность и постоянная Авогадро

Октябрь 1 неделя

3  часа

6

Теория. Моляльная и молярная концентрации.

Октябрь 2 неделя

3  часа

7

Практика. Решение задач по теме.

Октябрь 3 неделя

3 часа

8

Практика. Решение задач по теме.

Октябрь 4 неделя

3 часа

9

Тепловой эффект химической реакции. Теплота образования

ноябрь 1 неделя

3 часа

10

Практика. Решение задач

ноябрь 2 неделя

3 часа

11

Нахождение формулы вещества по результатам анализа

ноябрь 3 неделя

3 часа

12

Практика. Решение задач

ноябрь 4 неделя

3 часа

13

 Кристаллогидраты. Установление молекулярных формул кристаллогидратов.

декабрь 1 неделя

3 часа

14

Практика. Решение задач

Декабрь 2 неделя

3 часа

15

Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные растворы. Задачи по теме.

декабрь 3 неделя

3 часа

16

Практика. Решение задач

декабрь 4 неделя

3 часа

17

Вычисления массы вещества или объема газа по известной массе, количеству вещества, вступающего в реакцию или полученного.

январь   1 неделя

3 часа

18

Практика. Решение задач

январь 2 неделя

3 часа

19

Вычисление массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

январь 3 неделя

3 часа

20

Практика. Решение задач по теме

январь 4 неделя

3 часа

21

Вычисления массы вещества или объема газа по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Февраль 1 неделя

3 часа

22

Практика. Решение задач

Февраль 2 неделя

3 часа

23

Галогены.

Фтор. Бром. Хлор. Иод

Февраль 3 неделя

3 часа

24

Практика. Решение задач по теме

Февраль 4 неделя

3 часа

25

Периодический закон, периодическая система Д.И. Менделеева. Образцы решения задач.

Март   1 неделя

3 часа

26

Практика. Решение задач

Март   2 неделя

3    часа

27

Практика. Решение задач

Март   3 неделя

3 часа

28

Закон Авогадро. Молярный объем газов, образцы решения задач.

Март   4 неделя

3 часа

29

Практика. Решение задач

Апрель 1 неделя

3 часа

30

Объемные отношения газов при химических реакциях

Апрель 2 неделя

3 часа

31

Практика. Решение задач

Апрель 3 неделя

3 часа

32

Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса

Апрель  4 неделя

3 часа

33

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакции

Май 1 неделя

3 часа

34

Решение экспериментальных задач: генетическая связь между классами соединений

Май 2 неделя

3 часа

35

Решение экспериментальных задач: генетическая связь между классами соединений

Май 3 неделя

3 часа

36

Экскурсия в музей естественной истории Казанского Кремля

Май 4 неделя

3 часа

Литература

  1. И.И. Новошинский, Н.С.Новошинская,   «Типы химических задач и способы их решения»,  8-11 классы, М., «Русское слово», 2013
  2. Г.Л. Маршанова «Сборник задач по органической химии», 10-11 классы, М., «Вако», 2014
  3. Г.И.Штремплер, А.И.Хохлова, «Методика решения расчетных задач по химии», М., Просвещение, 2001
  4. А.И.Янклович , «Химия», Санкт-Петербург, «Паритет», 2000
  5. В.И. Резяпкин, «700 задач по химии с примерами решения для старшеклассников и абитуриентов», Минск, ООО «Юнипресс», 2001
  6. И.И. Новошинский, Н.С.Новошинская,   «Химия», углубленный уровень, Москва, «Русское слово», 2014

Интернет-ресурсы:

1. Раздел «Олимпиады школьников» портала “ChemNet” – http://www.chem.msu.ru/rus/olimp/

2. Электронная библиотека учебных материалов по химии портала “ChemNet”http://www.chem.msu.ru/rus/elibrary/

3. Портал Всероссийской олимпиады школьников. Химия – http://chem.rosolymp.ru/ Архив задач олимпиад, входящих в перечень Минобрнауки



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «АЗИНО»

СОВЕТСКОГО РАЙОНА Г. КАЗАНИ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Адаптированная образовательная программа

« Химия. Решение задач»

Второй год обучения (9 класс)

                                Составитель: Рахимова Розалия Хамидовна,                                                педагог  дополнительного образования

                                                Возраст обучающихся: 15-16 лет

                                                        Срок реализации: 1год

        

Казань 2015

Пояснительная записка

Программа курса « Химия. Решение задач» рассчитана на 3 года. Данная программа предназначена для второго года обучения. В  ней  представлены задачи  по неорганической химии: электролиз, законы Фарадея, расчеты,  связанные с жесткостью воды, задачи про пластинки металла, опущенные в раствор соли, глубже и подробнее рассмотрены окислительно-восстановительные реакции для соединений элементов VI группы - халькогены,  IV группы – подгруппы углерода,  V группы – подгруппы азота,   I группы – щелочные металлы, а также основы теории электролитической диссоциации, гидролиз, скорость химической реакции и химическое равновесие. Программа рассчитана на 1 год, 36 учебных недель. В неделю 1 занятие продолжительностью 3 часа, 36 занятий в год, 108 часов в год. Занятия проводятся в форме лекций, практикумов, внеклассных мероприятий. Контроль  усвоения материала осуществляется при выполнении тестов, заданий контроль-измерительных материалов ЕГЭ, заданий из отрытого банка данных ФИПИ, очных и дистанционных олимпиад по химии.

Цель обучения:

Овладение универсальными естественно - научными способами деятельности для изучения неорганической  химии

Задачи обучения:

- уметь составлять окислительно - восстановительные реакции методом электронного баланса;

- уметь составлять реакции гидролиза, ионного обмена, электролиза;

- решать задачи различных типов;

- самостоятельно планировать и проводить эксперимент.

Программа рассчитана на 1 год. В неделю 1 занятие продолжительностью 3 часа, 36 занятий в год, 108 часов для одной группы в год. Контроль усвоения материала осуществляется при выполнении тестов, заданий КИМ ОГЭ, заданий очных и дистанционных олимпиад по химии.

Педагогические средства

  1. Специально организованная среда (школьный кабинет химии)
  2. Специально организованные занятия (выполнение лабораторных работ)
  3. Работа со специальной литературой
  4. Экскурсии
  5. Диагностика и контроль.

Формы работы.

- Лекции с демонстрацией опытов, коллекций

- Тематические беседы и семинары

- Игры (химические игры для умников и умниц)

- Лабораторные опыты

- Работа со специальной литературой

- Поиск информации в Интернете

Материально-технические средства обучения.

  • Реактивы и химическое оборудование
  • Ноутбук
  • Проектор
  • Интерактивные дидактические материалы

Планируемые результаты и формы контроля.

Основные результаты:

  • Самостоятельно планировать свою познавательную деятельность
  • Осуществлять самостоятельный поиск химической информации.
  • Участие в олимпиадах по химии разного уровня
  • Развитие коммуникативных качеств личности
  • Формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира

Основные умения и навыки, которыми должен овладеть ученик за время занятий по программе:

  • Называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре
  • Определять валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, принадлежность веществ к различным классам
  • Объяснять зависимость свойств химического элемента и образованных ими веществ от положения ПСХЭ Д. И. Менделеева.
  • Выполнять химический эксперимент
  • Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций.
  • Осуществлять самостоятельный поиск химической информации.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

 

Содержание программы для второго года обучения (9 класс)

Тема 1

 Теория электролитической диссоциации Сванте  Аррениуса (9 часов)

Кислоты, щелочи, соли в свете теории электролитической диссоциации

Тема 2

Гидролиз солей (3часа)

Сильные, слабые электролиты

Тема 3

Скорость химической реакции. Химическое равновесие. (6 часов)

Зависимость скорости от условий протекания химической реакции

Тема 4 

Электролиз 

Электролиз растворов солей, щелочей, кислот. Законы Фарадея (9 часов)

Тема 5

VI группа –подгруппа кислорода   (9 часов)

Соединения серы, серная кислота

Тема 6

IV группа – подгруппы углерода (9 часов)

Расчеты, связанные с жесткостью воды

 Тема 7

V группы – подгруппы азота (9 часов)

Азотная кислота. Соли азотной кислоты.

Тема 8

Металлы( 9 часов)

Способы получения. Химические свойства

Тема 9

I группы – щелочные металлы(9 часов)

 Способы получения. Химические свойства

Тема 10

 Задачи: Металлическая пластинка, погруженная в раствор соли (9 часов)

Тема 11

Расчеты, связанные с жесткостью воды(9 часов)

Тема 12

Окислительно- восстановительные реакции ( 12 часов)

Тема 13

Комбинированные задачи ( 6 часов)

Календарно-тематический план в 9 классе (2 год обучения)

№ п/п

Тема

Календарные сроки

Дата

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Диагностическое тестирование.

Сентябрь 1 неделя

3 часа

2

Теория электролитической диссоциации С. Аррениуса.

Практикум: Свойства кислот, щелочей, солей с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Сентябрь 2 неделя  3 часа

3

Практикум: Реакции  ионного обмена

Сентябрь 3 неделя

3  часа

4

Практикум: Гидролиз солей

Сентябрь 4 неделя

3  часа

5

Окислительно-восстановительные реакции: составление уравнений методом электронного баланса

Октябрь 1 неделя

3  часа

6

Практикум: Окислительно - восстановительные реакции

Октябрь 2 неделя

3  часа

7

Практикум: Окислительно - восстановительные реакции

Октябрь 3 неделя

3 часа

8

Скорость химических реакций. Химическое равновесие

Октябрь 4 неделя

3 часа

9

Практикум: Скорость химических реакций. Химическое равновесие

ноябрь 1 неделя

3 часа

10

Электролиз растворов солей, щелочей, кислот. Законы  Фарадея

ноябрь 2 неделя

3 часа

11

Практикум: Электролиз растворов солей, щелочей, кислот. Законы  Фарадея.

ноябрь 3 неделя

3 часа

12

Соединения серы, серная кислота

ноябрь 4 неделя

3 часа

13

Практикум:  взаимодействие серной кислоты с металлами

декабрь 1 неделя

3 часа

14

Соединения азота: взаимодействие азотной кислоты с металлами

Декабрь 2 неделя

3 часа

15

Практикум: Взаимодействие азотной кислоты с металлами

декабрь 3 неделя

3 часа

16

Соли азотной кислоты

декабрь 4 неделя

3 часа

17

Практикум: Химические свойства солей азотной кислоты

январь   1 неделя

3 часа

18

Металлы: способы получения

январь 2 неделя

3 часа

19

Практикум: Металлы, способы получения

январь 3 неделя

3 часа

20

Металлы: химические свойства

январь 4 неделя

3 часа

21

Практикум: Металлы, характерные химические свойства

Февраль 1 неделя

3 часа

22

Щелочные металлы

Февраль 2 неделя

3 часа

23

Практикум: Химические свойства щелочных  металлов

Февраль 3 неделя

3 часа

24

Щелочно-земельные металлы

Февраль 4 неделя

3 часа

25

Практикум: Щелочно-земельные металлы

Март   1 неделя

3 часа

26

Алюминий

Март   2 неделя

3    часа

27

Практикум: Химические свойства алюминия, его соединений

Март   3 неделя

3 часа

28

Железо, соединения железа

Март   4 неделя

3 часа

29

Практикум: Железо, соединения железа

Апрель 1 неделя

3 часа

30

Задачи: Металлическая пластинка, погруженная в раствор соли

Апрель 2 неделя

3 часа

31

Практикум: Металлическая пластинка, погруженная в раствор соли

Апрель 3 неделя

3 часа

32

Расчеты, связанные с жесткостью воды

Апрель  4 неделя

3 часа

33

Практикум: Расчеты, связанные с жесткостью воды

Май 1 неделя

3 часа

34

Практикум: Защита проектов

Май 2 неделя

3 часа

35

Интеллектуальная игра: «Что? Где? Когда?»

Май 3 неделя

3 часа

36

Экскурсия в музей естественной истории Казанского Кремля.

Май 4 неделя

3 часа

Литература

  1. И.И. Новошинский, Н.С.Новошинская,   «Типы химических задач и способы их решения»,  8-11 классы, М., «Русское слово», 2013
  2. Г.Л. Маршанова «Сборник задач по органической химии», 10-11 классы, М., «Вако», 2014
  3. Г.И.Штремплер, А.И.Хохлова, «методика решения расчетных задач по химии», М., Просвещение, 2001
  4. А.И.Янклович , «Химия», Санкт-Петербург, «Паритет», 2000
  5. В.И. Резяпкин, «700 задач по химии с примерами решения для старшеклассников и абитуриентов», Минск, ООО «Юнипресс», 2001

Интернет-ресурсы:

  1. 1. Раздел «Олимпиады школьников» портала “ChemNet” – http://www.chem.msu.ru/rus/olimp/
  2. 2. Электронная библиотека учебных материалов по химии портала “ChemNet”http://www.chem.msu.ru/rus/elibrary/
  3. 3. Портал Всероссийской олимпиады школьников. Химия – http://chem.rosolymp.ru/ Архив задач олимпиад, входящих в перечень Минобрнауки

 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «АЗИНО»

СОВЕТСКОГО РАЙОНА Г. КАЗАНИ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Адаптированная образовательная программа

« Химия. Решение задач»

Третий год обучения (10 класс)

                                Составитель: Рахимова Розалия Хамидовна,                                                педагог  дополнительного образования

                                                Возраст обучающихся: 16-17 лет

                                                        Срок реализации: 1год

Казань 2015

Пояснительная записка

Программа курса « Химия. Решение задач»  спланирована на 3 года. Данная программа предназначена для третьего года обучения. В  ней  представлены задачи  по органической химии: задачи на вывод химических формул ( вывод  формулы вещества по его молярной массе и массе продуктов сгорания, вывод формулы вещества на основании общей формулы гомологического ряда органических соединений), задачи на  определение состава газовых смесей, основные классы органических соединений на профильном уровне. Программа рассчитана на 1 год, 36 учебных недель. В неделю 1 занятие продолжительностью 3 часа, 36 занятий в год, 108 часов в год. Занятия проводятся в форме лекций, практикумов, внеклассных мероприятий. Контроль усвоения материала осуществляется при выполнении тестов, заданий ЕГЭ, заданий из отрытого банка данных ФИПИ, заданий очных и дистанционных олимпиад по химии.

Цель обучения:

Овладение универсальными естественно - научными способами деятельности для изучения органической   и неорганической химии

Задачи обучения:

- уметь составлять уравнения реакций для цепочки превращений органических     веществ

- уметь определять степень окисления углерода в органических соединениях

- решать задачи различных типов с органическими и неорганическими веществами

- самостоятельно планировать и проводить эксперимент

- прочное освоение классификации, номенклатуры, получения, химических свойств применения  классов органических веществ

Педагогические средства

  1. Специально организованная среда (школьный кабинет химии)
  2. Специально организованные занятия (выполнение лабораторных работ)
  3. Работа со специальной литературой
  4. Экскурсии
  5. Диагностика и контроль.

Формы работы.

- Лекции с демонстрацией опытов, коллекций

- Тематические беседы и семинары

- Игры (химические игры для умников и умниц)

- Лабораторные опыты

- Работа со специальной литературой

- Поиск информации в Интернете

Материально-технические средства обучения.

  • Реактивы и химическое оборудование
  • Ноутбук
  • Проектор
  • Интерактивные дидактические материалы

Планируемые результаты и формы контроля.

Основные результаты:

  • Самостоятельно планировать свою познавательную деятельность
  • Осуществлять самостоятельный поиск химической информации.
  • Участие в олимпиадах по химии разного уровня
  • Развитие коммуникативных качеств личности
  • Формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира

Основные умения и навыки, которыми должен овладеть ученик за время занятий по программе:

  • Называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре
  • Определять валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, принадлежность веществ к различным классам, изомеры и гомологи
  • Характеризовать строение и свойства органических соединений
  • Выполнять химический эксперимент
  • Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций.
  • Осуществлять самостоятельный поиск химической информации.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

 

Содержание программы для третьего года обучения (10 класс)

Тема 1

 Задачи на вывод химических формул ( 9 часов)

Вывод  формулы вещества по его молярной массе и массе продуктов сгорания, вывод формулы вещества на основании общей формулы гомологического ряда органических соединений

Тема 2

Газовые смеси (6 часов)

Задачи на вычисление массы (объема) компонентов смеси.

Тема 3

Теория химического строения органических соединений. Электронная природа химических связей.  (3 часа)

Тема 4 

Предельные углеводороды (9 часов)

 Состав, строение, свойства, номенклатура, получение, применение

Тема 5

Непредельные углеводороды. (9 часов)

 Состав, строение, свойства, номенклатура, получение применение,

Тема 6

Ароматические углеводороды. (9 часов)

Состав, строение, свойства, номенклатура, получение, применение

Тема 7

Спирты, фенолы (9 часов)

 Состав, строение, свойства, номенклатура, получение, применение

Тема 8

Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты (9 часов)

Состав, строение, свойства, номенклатура, получение, применение

Тема 10

Сложные эфиры. Жиры. (9 часов)

Классификация, свойства, получение, строение, применение

Тема 11

Углеводы(9 часов)

Классификация, свойства, получение, применение

Тема 12

Азотсодержащие органические соединения(9 часов)

Классификация, свойства, получение, применение

Тема 13

Полимеры (9 часов)

Классификация, свойства, получение, применение  полимеров

 Тема 14

Влияние строения молекул на свойства веществ (9 часов) 

Ориентирующее действие заместителей в  бензольном  кольце

 

 

Календарно-тематический план в 10 классе (3 год обучения)

№ п/п

Тема

Календарные сроки

Дата

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Диагностическое тестирование.

Сентябрь 1 неделя

3 часа

2

Задачи на вывод химических формул. Вывод  формулы вещества по его молярной массе и массе продуктов сгорания

Сентябрь 2 неделя  3 часа

3

Практикум: Вывод  формулы вещества по его молярной массе и массе продуктов сгорания

Сентябрь 3 неделя

3  часа

4

Вывод формулы вещества на основании общей формулы гомологического ряда органических соединений

Сентябрь 4 неделя

3  часа

5

Практикум: Вывод формулы вещества на основании общей формулы гомологического ряда органических соединений

Октябрь 1 неделя

3  часа

6

Задачи на вычисление массы (объема) компонентов смеси. Определение состава смеси, все компоненты которой взаимодействуют с указанными реагентами

Октябрь 2 неделя

3  часа

7

Практикум: Определение состава смеси, все компоненты которой взаимодействуют с указанными реагентами

Октябрь 3 неделя

3 часа

8

Теория химического строения органических соединений. Электронная природа химических связей.

Октябрь 4 неделя

3 часа

9

Предельные углеводороды

ноябрь 1 неделя

3 часа

10

Практикум: Предельные углеводороды. Состав, строение, свойства, номенклатура, применение.

ноябрь 2 неделя

3 часа

11

Циклические углеводороды.

ноябрь 3 неделя

3 часа

12

Непредельные углеводороды

ноябрь 4 неделя

3 часа

13

Практикум. Непредельные углеводороды. Состав, строение, свойства, номенклатура, применение.

декабрь 1 неделя

3 часа

14

Ароматические углеводороды. Состав, строение, свойства, номенклатура

Декабрь 2 неделя

3 часа

15

Практикум: Ароматические углеводороды. Состав, строение, свойства, номенклатура

.

декабрь 3 неделя

3 часа

16

Спирты, фенолы. . Состав, строение, свойства, номенклатура

 

декабрь 4 неделя

3 часа

17

Практикум: Спирты, фенолы. Состав, строение, свойства, номенклатура.

январь   1 неделя

3 часа

18

Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты. Состав, строение, свойства, номенклатура.

январь 2 неделя

3 часа

19

Практикум: Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты. Состав, строение, свойства, номенклатура.

январь 3 неделя

3 часа

20

Сложные эфиры. Жиры. . Состав, строение, свойства, номенклатура

январь 4 неделя

3 часа

21

Практикум: Сложные эфиры. Жиры. . Состав, строение, свойства, номенклатура

Февраль 1 неделя

3 часа

22

Углеводы. Состав, строение, свойства, номенклатура.  

Февраль 2 неделя

3 часа

23

Практикум: Глюкоза. Сахароза. Крахмал. Целлюлоза.

Февраль 3 неделя

3 часа

24

Азотсодержащие органические соединения. Состав, строение, свойства, номенклатура.

Февраль 4 неделя

3 часа

25

Практикум:  Амины. Аминокислоты. Белки. Нуклеиновые кислоты

Март   1 неделя

3 часа

26

Полимеры

Март   2 неделя

3    часа

27

Практикум: Крахмал, целлюлоза, каучуки, волокна, пластмассы

Март   3 неделя

3 часа

28

Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических и неорганических веществ

Март   4 неделя

3 часа

29

Практикум: Генетическая связь между классами органических соединений

Апрель 1 неделя

3 часа

30

Влияние строения молекул на свойства веществ.   Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце

Апрель 2 неделя

3 часа

31

Практикум: Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце

Апрель 3 неделя

3 часа

32

Комбинированные задачи

Апрель  4 неделя

3 часа

33

Практикум: Комбинированные задачи

Май 1 неделя

3 часа

34

Практикум: Защита проектов

Май 2 неделя

3 часа

35

Интеллектуальная игра: «Самый умный химик»

Май 3 неделя

3 часа

36

Экскурсия в Дом-музей А.Е. Арбузова

Май 4 неделя

3 часа

Литература

  1. И.И. Новошинский, Н.С.Новошинская,   «Типы химических задач и способы их решения»,  8-11 классы, М., «Русское слово», 2013
  2. Г.Л. Маршанова «Сборник задач по органической химии», 10-11 классы, М., «Вако», 2014
  3. Г.И.Штремплер, А.И.Хохлова, «методика решения расчетных задач по химии», М., Просвещение, 2001
  4. А.И.Янклович , «Химия», Санкт-Петербург, «Паритет», 2000
  5. В.И. Резяпкин, «700 задач по химии с примерами решения для старшеклассников и абитуриентов», Минск, ООО «Юнипресс», 2001
  6. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская «Органическая химия», углубленный уровень, Москва, «Русское слово», 2014

Интернет-ресурсы:

  1. 1. Раздел «Олимпиады школьников» портала “ChemNet” – http://www.chem.msu.ru/rus/olimp/
  2. 2. Электронная библиотека учебных материалов по химии портала “ChemNet”http://www.chem.msu.ru/rus/elibrary/
  3. 3. Портал Всероссийской олимпиады школьников. Химия – http://chem.rosolymp.ru/ Архив задач олимпиад, входящих в перечень Минобрнауки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" для 10 класса

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" (поурочные планы с решениями задач) ...

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" для 11 класса

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" (поурочные планы с решениями задач)...

Программа элективного курса по химии "Решение задач по химии"

Данный курс  предоставляет возможность школьникам 9 - 11 классов пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения  теоретических и практических задач....

Программа элективного курса по химии "Решение задач повышенного уровня "учитель химии МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района Республика Саха (Якутия) 2011г.

Элективный курс по химии " Решение задач повышенного уровня" разработан  . для 9 класса. Определены цели и задачи курса, подобран основной материал, тематическое планирование....

Элективный курс по химии «Решение задач по органической химии» (для учащихся 10-ых классов, 34 часа)

Программа элективного курса «Решение задач по органической химии» предназначена профильной подготовки учащихся 10 класса  с ориентацией на физико-химический профиль. Она рассчитана 34 часа (по 1 ...

Элективный курс по химии «Решение задач по общей химии» физико химический профиль (для учащихся 11-ых классов, 34 часа)

Программа элективного курса «Решение задач по общей химии» предназначена профильной подготовки учащихся 11 класса  с ориентацией на физико-химический профиль. Она рассчитана 34 часа (по 1 часу в ...

Программа элективного курса по химии «Решение задач повышенной сложности» для учащихся 10 класса, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории

Программа элективного курса по химии «Решение задач повышенной сложности» для учащихся 10 класса, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...