Открытый урок в 9 классе «Серная кислота и ее соли».
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Цели и задачи:
1.Познакомить учащихся с историей открытия серной кислоты, ее химическими свойствами, правилами техники безопасности при работе с ней и областью применения.
2.Отшлифовывать навыки химического эксперимента.
3.Способствовать развитию интереса к предмету, уверенности в своих знаниях и умениях.
4.Конкретизировать общие знания учащихся о свойствах кислот в свете ТЭД на примере разбавленной серной кислоты и знания об ОВР на примере концентрированной серной кислоты.
5.Показать народнохозяйственное значение серной кислоты и ее солей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_9_klasse.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 9 классе
«Серная кислота и ее соли».
Цели и задачи:
1.Познакомить учащихся с историей открытия серной кислоты, ее химическими свойствами, правилами техники безопасности при работе с ней и областью применения.
2.Отшлифовывать навыки химического эксперимента.
3.Способствовать развитию интереса к предмету, уверенности в своих знаниях и умениях.
4.Конкретизировать общие знания учащихся о свойствах кислот в свете ТЭД на примере разбавленной серной кислоты и знания об ОВР на примере концентрированной серной кислоты.
5.Показать народнохозяйственное значение серной кислоты и ее солей.
Методы, использованные на уроке:
1.словесный (фронтальный опрос, беседа,
индивидуальные карточки)
2.наглядный (ПСХЭ, таблицы, схемы)
3.практический (химический эксперимент)
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
1.Какие соединения образует сера?
2.Что такое сероводородная вода? От чего она мутнеет?
3.Может ли сероводород проявлять окислительные свойства? Почему?
4.Химические свойства сернистого газа?
5.Какие химические свойства проявляет оксид серы (VI)?
6.Проверка заданий №6 и №7 в рабочей тетради.
II.Изучение нового материала.
1.Постановка проблемы.
Известно, что оксиды серы вызывают больше болезней, чем выхлопные газы автомобилей. Эти загрязнения поступают от электростанций, заводов и жилых домов.
Оксиды серы и тонкие частицы пыли обычно концентрируются в местах интенсивного сжигания угля и очень опасны зимой, когда для обогрева приходится сжигать большое количество топлива. Около 20 тыс. т. оксидов серы ежегодно выбрасывается в атмосферу, там они соединяются с водяными парами и уносятся на большие расстояния, где и выпадают вместе с атмосферными осадками в виде ядовитых «кислотных» дождей, растворов сернистой и серной кислоты.
Сернистую кислоту мы изучили на прошлом уроке, а сегодня мы познакомимся со свойствами и применением серной кислоты и ее солей. Итак, тема нашего урока Серная кислота.
2.История.
Первое упоминание об этом веществе встречается у арабских и европейских алхимиков Х века. Из-за масляного вида ее называли купоросным маслом и серным маслом. В 1595году алхимик Андрей Либавий установил тождественность обоих веществ. С того времени это «масло» стали называть серной кислотой, - формула которой H SO . Давайте дадим характеристику этой кислоты. (Задание №2 в рабочей тетради)
3.Физические свойства: (Задание №1 в рабочей тетради)
Химически чистая кислота – бесцветная маслянистая тяжелая жидкость. Обладает сильным гигроскопическим свойством, поэтому ее применяют для осушения газов.
4.Химические свойства:
Ученики чертят таблицу в тетради, которую заполняют по ходу объяснения материала.
Концентрированная серная кислота является сильным окислителем, но в качестве окислителя выступают не ионы водорода, а сера, входящая в состав кислоты. Поэтому водород ни когда не выделяется при взаимодействии металлов с концентрированной серной кислотой. Продукты восстановления зависят как от активности металла, так и от условий протекания реакции (концентрации кислоты, температуры и т.д.) Общая закономерность такова: чем выше активность металла, тем полнее идет восстановление кислоты (т.е. тем больше электронов принимает сера).
H SO (конц.) окислитель S | H SO (разб.) окислитель Н |
1.С металлами -активными -средней химической активности -при t с мало активными 2. Fe и Al пассивируются концентрированной серной кислотой, т.е. покрываются защитной пленкой, поэтому эту кислоту можно перевозить в стальных и алюминиевых цистернах. 3.Будучи нелетучей сильной кислотой она способна вытеснять другие кислоты из их солей. 4.Способна отнимать воду из молекул органических веществ. (демонстрация опытов: обугливание бумаги и сахара) 5.Хорошо растворяет оксид серы(VI), раствор SO в H SO называют олеумом.
|
Мы разобрали свойства концентрированной серной кислоты, но чаще пользуются разбавленной кислотой. Получают ее разбавлением. Правило разбавления вы знаете, повторим его еще раз. (ответы учеников).
Что произойдет, если кислота попадет на кожу рук или лица? (ответы)
Какую медицинскую помощь необходимо оказать? (ответы).
Дома вы должны были вспомнить свойства кислот. Сейчас я буду зачитывать четверостишия, а вы должны назвать химическое свойство, о котором идет речь.
- Кислота, кроме азотной,
И металл до водорода,
Образуют соль охотно
И, конечно, водород. (Замещение)
- Кислота и синий лакмус –
Лакмус сразу станет красным.
Обнаружим так кислоты
В день хороший и ненастный. (Реакция индикатора)
- Кислота и основание
Образуют соль и воду.
Именно вот это свойство
Взяли все кислоты в моду. (Ионный обмен)
- В кислоту внесешь оксид ты
Настоящего металла,
Без сомненья, соль и воду
Ты получишь, если надо. (Ионного обмена)
Разбавленная серная кислота проявляет все свойства характерные кислотам.
(Заполнение второй половины таблицы учеником).
Так как серная кислота двухосновна, то она образует 2 ряда солей: кислые (гидросульфаты) и средние (сульфаты). Все ли соли серной кислоты растворимы? (ответы). Сульфаты большинства металлов хорошо растворимы в воде. Нерастворимыми являются соли ЩЗМ, Ag и Pb. Для определения серной кислоты и ее солей существует качественная реакция. Какое вещество будет являться реактивом на сульфат-ион? Почему? (ответы учеников)
Химический эксперимент
Перед вами в 3-х пробирках находятся растворы солей натрия – сульфата, карбоната и хлорида. Ваша задача определить каждое вещество и результаты записать себе в тетрадь в молекулярном и ионном виде.
Но сначала давайте вспомним, какие правила необходимо соблюдать при работе с химическими веществами? (ответы учащихся)
5. Применение.
Очень долго серная кислота не находила применения. Но как только началось ее использование, кислоту возвеличили. Ее стали называть хлебом химической промышленности. (Сообщение ученика о применении кислоты.)
Широкое применение имеют и соли серной кислоты. Наибольшее значение имеют уже известные нам сульфат натрия или глауберова соль, гипс, сульфат бария и медный купорос. (Сообщение ученика о применении солей.)
III. Закрепление.
Сегодня мы с вами узнали очень много еще об одном соединении серы – серной кислоте. А теперь ответьте на несколько вопросов.
1.Царица Сера разрешила двум принцам поздороваться с принцессой Серной кислотой, поцеловав ей ручку. Первым к ней подошел Алюминий, но его поцелуй ничем не тронул сердце принцессы. Вторым был принц Лакмус. Поцеловав ручку, он покраснел от смущения. Почему так произошло?
2.Серная кислота – загадочная незнакомка. Кто-нибудь знает ее родителей? Союз газа и воды привел к появлению необыкновенной особы. Ее назвали Серной кислотой. Напишите уравнения реакции получения серной кислоты в промышленности.
3.Почему концентрированную серную кислоту хранят в стальных резервуарах, для хранения меньше 75% - резервуары покрываются кислотоупорными материалами?
4.Можно ли с помощью кусочка мела определить, в какой склянке разбавленная соляная, а в какой – разбавленная серная кислота? Почему?
5.Это серное соединение,
Для него найдется применение:
Его больные выпивают,
И их рентгеном облучают.
На мониторе язва выявляется.
Как соединенье называется? ( сульфат бария)
Применение нашел в скульптуре,
А также и в архитектуре.
Кто-то руку поломает,
Он при травме помогает,
И для дома плиты льют.
Ну так, как его зовут? (гипс)
6.Какие из веществ будут реагировать с разбавленной серной кислотой: SO , Al(OH) , FeO, NaNO , CaCO , BaCl , Cu(OH) .
VI. Домашнее задание.
Параграф 22. В тетради осуществить превращения, рассмотреть в свете ОВР и ТЭД, там, где это имеет место.
(сильные ученики – г, д, е; средние ученики – б,ж; слабые ученики – а,в.)
V. Итоги урока.
Подведение итогов урока. Оценивание учеников за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Серная кислота и ее соли.
Конспект урока с использованием презентации ( электронное приложение: уроки химии неметаллы 9 класс)....
Методическая разработка урока в 9 классе на тему "Серная кислота и ее соли"
Методическая разработка урока содержит подробный конспект, инструкцию по проведению лабораторной работы. Используется проблемно-исследовательская технология....
Серная кислота и ее соли
Урок разработан с учетом требований ФГОС...
Оксид серы(VI). Серная кислота и её соли.
Конспект урока химии в 9 классе по учебнику Г.Е.Рудзитиса...
Методическая разработка урока "Серная кислота и ее соли"
В материале дана технологическая карта урока «Свойства серной кислоты», разработанная согласно новым требованиям ФГОС. Урок проводится в 9 классе с использованием интерактивных наглядных п...
Серная кислота и ее соли.
Цель: систематизировать и расширить знания учащихся по теме «Сера и ее соединения»...
Учебно-методическая разработка урока химии для 9 класса на тему: "Серная кислота и ее соли"
Учебно-методическая разработка урока химии для 9 класса на тему: "Серная кислота и ее соли" позволяет конкретизировать общие знания учащихся о свойствах кислот в свете теории электролитическ...