Серная кислота и ее соли
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Харина Анастасия Васильевна

Урок разработан с учетом требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Серная кислота и ее соли40.62 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: химия. УМК: О.С. Габриелян.

Тема: Серная кислота и ее соли

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель учителя: познакомить учащихся со свойствами серной кислоты и ее солей, рассмотреть их с точки зрения ТЭД.

Цель ученика: познакомиться со свойствами серной кислоты и ее солей, научиться  распознавать серную кислоту и ее соли среди других веществ.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения.

Регулятивные: определение цели учебной деятельности; осуществление рефлексии своей деятельности; удержание учебной задачи; контроль, оценка своих результатов, понимание причины своего неуспеха.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство, преобразование информации из одной формы в другую.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оценивать речь сверстников, составление индивидуального устного высказывания, аргументация своей точки зрения, оценка суждений и своей точки зрения.

В познавательной сфере:

  1. Изучить свойства серной кислоты и ее солей.
  2. Научиться распознавать серную кислоту и ее соли среди других веществ.
  3. Усовершенствовать навыки решения ОВР.

В ценностно-ориентационной сфере:

умение прогнозировать признаки и условия протекания химических реакций с применением межпредметных знаний

Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя.

Задания.

Деятельность учеников

УУД

1. Актуализация знаний

Учитель предлагает учащимся вспомнить все, что им известно о кислотах из предшествовавшего обучения и повседневной жизни. (Беседа)

 Затем выполняются следующие задания (на доске – презентация с анимацией).

1. Какие из приведенных формул веществ относятся к кислотам?

H2SiO3         NaOH         HCl          H2O       CO2              

BaCl2            H2SO4

2. Найдите соответствие между и названиями кислот:

Формулы кислот

Названия кислот

1. HNO3

1. Фосфорная

2. H2SO4

2. Азотная

3. H3PO4

3. Сернистая

4. H2SO3

4. Серная

3. В предложенных рядах исключите лишнее вещество:

a)  NaOH     KOH    HCl

б) H2SO4    HCl       H2SiO3

в) HNO3   H2CO3      H2SO4

4. С какими из перечисленных формул веществ взаимодействует раствор соля-ной кислоты?

    Сu       KOH     CO2      Zn           CuO         AgNO3

выполняют задания устно. Все ответы комментируются.

Регулятивные: определение цели учебной деятельности; удержание учебной задачи, понимание причины своего неуспеха.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ объектов с целью выделения признаков,классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оценивать речь сверстников, составление индивидуального устного высказывания, аргументация своей точки зрения, оценка суждений и своей точки зрения.

2. Сообщение нового материала

- Давайте рассмотрим схему иллюстрирующую области применения серной кислоты

-Обратим внимание на правила техники безопасности при работе с серной кислотой.

- Демонстрируется склянка с серной кислотой

- Разделяет класс на группы, каждая получает задания

- демонстрируется качественная реакция на сульфат ион

- демонстрация видео взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью

-объясните, как вы понимаете словосочетание «Кислотные дожди»

- рассматривают схему, выписывают в тетрадь области применения.

-изучают текст слайда и делают выводы

«Сначала вода, а потом кислота, иначе случится большая беда».

-описывают физические свойства

-работают с учебником, составляют соответствующие реакции.

I группа: диссоциация серной кислоты, действие на индикаторы;

II группа:  взаимодействие с активными металлами;

III группа: взаимодействие с основными оксидами;

IV группа: взаимодействие с основаниями;

V группа: взаимодействие с солями.

-записывают  уравнения реакций, описывают наблюдения

-высказывают предположения, определяют воздействие на природу

Регулятивные: осуществление рефлексии своей деятельности; удержание учебной задачи; контроль, оценка своих результатов, понимание причины своего неуспеха.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, преобразование информации из одной формы в другую.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оценивать речь сверстников, составление индивидуального устного высказывания, аргументация своей точки зрения, оценка суждений и своей точки зрения.

3. Закрепление изученного материала

-На каждую букву слова кислота (написано вертикально) придумать слово, звучавшее на уроке, характеризующее серную кислоту и ее свойства.

-дописывают основные термины, пройденные на уроке

Концентрированная 

Индикатор

Серная

Лакмус

Окислитель

Тяжелая

Активная

Дают объяснения терминам.

Регулятивные: осуществление рефлексии своей деятельности; удержание учебной задачи; контроль, оценка своих результатов, понимание причины своего неуспеха.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, классификации объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оценивать речь сверстников, составление индивидуального устного высказывания, аргументация своей точки зрения, оценка суждений и своей точки зрения.

4. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Выполните тестовые задания.

- Обменяйтесь работами. Сообщаются правильные ответы  

-выполняют тест

-учащиеся сравнивают записи, исправляют ошибки, задают вопросы.

Ученики, оценив достигнутый уровень, могут определить сами дальнейшие движения к цели.

Регулятивные: осуществление рефлексии своей деятельности; оценка своих результатов, понимание причины своего неуспеха.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оценивать речь сверстников, составление индивидуального устного высказывания, аргументация своей точки зрения, оценка суждений и своей точки зрения.

Домашнее задание:

Репродуктивный  уровень, отметка «3»

  • В трех пробирках без этикеток находятся: разбавленная серная кислота, концентрированная серная кислота и соляная кислота. При помощи каких реакций можно различить эти кислоты?

  • Вычислить массу сульфата бария, образующегося при взаимодействии 68,8 г серной кислоты с хлоридом бария.

Продвинутый  уровень, отметка «4»

  • Осуществить превращения по схемам:

S → SO2 → SO3 → H2SO4 → K2SO4 → BaSO4

  • К раствору, содержащему 15 г хлорида бария, добавили раствор, содержащий 15 г серной кислоты. Найти массу осадка.

  • Составить уравнения практически осуществимых реакций

Cu + H2SO4 (разб.) →

Cu + H2SO4 (конц.) →

Cu + HCl →

Zn + H2SO4 (разб.) →

BaCl2 + H2SO4 (разб.) →

Ba(NO3)2 + HCl →

NaOH + H2SO4 (разб.) →

MgO + H2SO4 (разб.) →

H2SO4  + CO2 →

Творческий  уровень, отметка «5»

  • К 100 г 15%-ного раствора хлорида бария добавили 100 г 15%-ного раствора серной кислоты. Найти массу осадка.

  • Составить тест по теме и выполнить его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серная кислота и ее соли.

Конспект урока с использованием презентации ( электронное приложение: уроки химии неметаллы 9 класс)....

Методическая разработка урока в 9 классе на тему "Серная кислота и ее соли"

Методическая разработка урока содержит подробный конспект, инструкцию по проведению лабораторной работы. Используется проблемно-исследовательская технология....

Открытый урок в 9 классе «Серная кислота и ее соли».

Цели и задачи:1.Познакомить учащихся с историей  открытия серной кислоты, ее  химическими свойствами, правилами техники безопасности при работе с  ней и областью применения.2.Отшлифовыв...

Оксид серы(VI). Серная кислота и её соли.

Конспект урока химии в 9 классе по учебнику Г.Е.Рудзитиса...

Методическая разработка урока "Серная кислота и ее соли"

В материале дана технологическая карта урока «Свойства серной кислоты», разработанная согласно новым требованиям ФГОС. Урок проводится в 9 классе с использованием интерактивных наглядных п...

Серная кислота и ее соли.

Цель: систематизировать и расширить знания учащихся по теме «Сера и ее соединения»...

Учебно-методическая разработка урока химии для 9 класса на тему: "Серная кислота и ее соли"

Учебно-методическая разработка урока химии для 9 класса на тему: "Серная кислота и ее соли" позволяет конкретизировать общие знания учащихся о свойствах кислот в свете теории электролитическ...