Технологическая карта урока по теме "Кислоты"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Методическая раработка урока химии с применением алгоритма технологической карты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_8.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Данные об учителе: Адамова Светлана Алексеевна, учитель химии.
Предмет: Химия
Класс: 8 класс
Базовый учебник: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013. – 286 с.
Тема урока: «Кислоты».
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: комбинированный урок
Технология: технология развития критического мышления, системно-деятельностный подход.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, Internet;
- электронное приложение к учебнику Габриеляна О.С. Химия. 8 класс;
- дидактический материал для обучающихся – таблица кислот и кислотных остатков; таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде;
- карточки с контекстными заданиями для групповой работы;
- заготовки таблицы «Окраска индикаторов в кислой среде»;
- анкеты (для рефлексии).
Планируемые результаты обучения:
Виды планируемых учебных действий | Учебные действия | |
Предметные | Обучающиеся: - знают понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы; - умеют: называть кислоты, определять принадлежность веществ к определенному классу соединений, находить степень окисления элементов в соединениях и заряд ионов кислотных остатков, соотносить формулы кислот и соответствующих им оксидов, составлять формулы гидроксидов (кислот) и распознавать опытным путем их растворы. Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения. | |
Метапрелметные | Регулятивные УУД | Преобразуют практическую задачу в познавательную. Планируют собственную деятельность. Осуществляют контроль и оценку своих действий. |
Познавательные УУД | Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку. | |
Коммуникативные УУД | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений. | |
Личностные | Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы. |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Самоопределение к деятельности. | Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества. |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? Какие соединения химических элементов мы изучили? (слайд 1) Создает проблемную ситуацию путем предложения задания: 1 задание. H2SO4, MgO, NaOH, N2O5, Zn(OH)2, K2O, HCl, SiO2, Ba(OH)2, H3PO4 Распределить предложенные вещества по классам, дать определения известных классов | Обучающиеся отвечают на вопросы. Двое обучающихся загадывают загадки: Если в паре элементов Если формулы начало, Выполняют задание – выделяют 2 группы веществ по признакам классов: оксиды, основания; вещества третьей группы неизвестны. Дают определения оксидов, оснований | Познавательные УУД: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества. Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. |
3 | Постановка учебной задачи. | Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока. К какой группе веществ мы отнесем H2SO4, HCl, H3PO4? Изучали ли мы подобные вещества? Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока, учитель предлагает обучающимся выполнить контекстные задания в группах. На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать вывод, о каком веществе идет речь? Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о кислотах? | Работа обучающихся в 3 группах – смысловое чтение материала: 1. В составе кока-колы присутствует данное вещество. Популярный напиток широко применяется для очистки канализации, заржавевших болтов. 2. Это вещество, выделяемое муравьями в момент опасности, служит сигналом для всех остальных особей этого вида и является средством защиты при нападении хищников. 3. С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Впоследствии его научились использовать как лекарство, приправу к пище, растворитель красок. Представитель от каждой группы зачитывает информацию обучающимся. Отвечают на вопрос. Формулируют тему урока, цель и задачи (слайд 3) | Регулятивные УУД: целеполагание; Коммуникативные УУД: постановка вопросов; Познавательные УУД: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Организуется работа по исследованию класса кислот. 2 задание. Определить состав кислот, воспользовавшись формулами из 1 задания. 3 задание. Воспользовавшись текстом параграфа учебника 21 изучить названия и классификацию кислот по наличию кислорода в кислотном остатке, по основности и по растворимости в воде. Учитель объясняет алгоритм нахождения степени окислении элементов-неметаллов в кислотах, нахождение зарядов ионов кислотных остатков. Учитель демонстрирует видеофрагмент «Действие кислот на индикаторы». | Определяют состав вещества: Н n(КО) m (слайд 4) Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь Самостоятельное изучение нового материала в форме индивидуальной деятельности. Работа с таблицей растворимости кислот, солей и оснований в воде Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь. Обучающиеся наблюдают эксперимент, оформляют результаты в таблицу «Окраска индикаторов в кислой среде» | Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; Регулятивные УУД: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия; Познавательные УУД: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез. |
5 | Первичное закрепление | Организует работу по отработке умений находить степени окисления элементов в формулах кислот. Организует работу по отработке умений устанавливать соответствия: формула кислоты – формула оксида. | Работа обучающихся с таблицей кислот и кислотных остатков, тренажером (электронное приложение к учебнику Химия О.С. Габриеляна): 1. Определение степени окисления элементов в формулах кислот; 2. Сопоставление формулы кислоты и формулы соответствующего ей оксида. | Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные. |
6 | Самостоятельная работа | Учитель организует деятельность по применению новых знаний, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность. | Индивидуальная работа обучающихся с электронным приложением к учебнику Химия О.С. Габриеляна: 1. Соотнесение формул и названий кислот; 2. Классификация кислот по основности, наличию кислорода в кислотном остатке, растворимости. Обучающиеся осуществляют самопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы. | Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; Личностные УУД: самоопределение. |
7 | Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию в форме анкетирования (слайд 5): 1. На уроке я работал(а): активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я: доволен/ не доволен 3. Урок для меня показался: коротким/ длинным 4. За урок я: не устал(а)/ устал(а) 5. Мое настроение: стало лучше/ стало хуже 6. Материал урока мне был: понятен/ не понятен полезен/ бесполезен интересен/ скучен 7. Домашнее задание мне кажется: легким/ трудным | Обучающимся предлагается заполнить анкету. Обучающиеся осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока | Познавательные УУД: рефлексия Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания Регулятивные УУД: оценивать степень достижения цели |
8 | Домашнее задание | Учитель формулирует задание, комментируя его по необходимости: параграф 21, упр.3б. | Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....