Использование "Метода проектов" на уроках химии.
статья по химии ( класс) на тему
В данной методической разработке описывается "Метод проектов", который, я считаю необходимо использовать для проведения качественных, интересных, познавательных, современных уроков. Предлагаемый мною метод направлен на формирование метапредметных умений в процессе обучения химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_na_urokah_himii.docx | 15.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработала: преподаватель химии
ГБПОУ ВО ВТПСТ
Кравченкова О.А.
Использование «Метода проектов» на уроке химии.
Сегодня практически во всех нормативных документах, методических публикациях, в программах различных семинаров и конференций учителей присутствуют термины «учебный проект», «проектная деятельность» и т.п.
Проектная деятельность учащихся стирает границы между общеобразовательными предметами, стирает границы между общеобразовательным предметами, сближая применение этих знаний с будущей профессией, реальными жизненными ситуациями.
В чем же преимущества метода проектов на уроках химии? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает, развивает коммуникативность.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Для того, чтобы оценить степень освоения умений по результатам проделанной работы необходимо сформулировать цели проектной деятельности:
- цель учащегося – решение своей проблемы, изменение исходной ситуации при помощи созданного проекта;
- цель педагога – изменение мировоззрений самого учащегося, формирование метапредметных умений и развитие способностей подростка.
Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества.
Изучение химии способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде.
В настоящее время, в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету.
Учитель должен организовать учебный процесс так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира.
Для реализации в полной мере развивающего потенциала общеобразовательного курса химии помогает метод проектов, учитывающий потребность сегодняшнего дня – смену приоритетов с усвоения готовых знаний на активную самостоятельную, познавательную деятельность каждого ученика.
Научный подход к процессу исследования в педагогической практике требует реализации ряда принципов, в частности:
принцип естественности – проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим;
принцип осознанности как проблемы целей и задач, так и хода исследования и его результатов;
принцип самодеятельности – когда учащийся овладевает ходом исследования только через собственный опыт;
принцип наглядности – учащийся изучает мир не только по книгам, а какой он есть на самом деле.
Применение проектной технологии имеет ряд особенностей. Так, одним из этапов проекта может стать экспериментальное исследование. На примере проекта « Химия в пище, или эти загадочные Е в продуктах питания» можно выделить поэтапную организацию учебной деятельности, ее содержание и формирование УУД. Данная тема была предложена обучающимся по специальности «Повар - кондитер». Также в качестве обязательных этапов проекта важно выделить следующие:
- анализ ситуации;
- выделение проблемы, выдвижение гипотезы;
- формулирование цели, определение задач;
- самоконтроль, самооценка;
- реальное получение продукта исследования;
- самоконтроль, самооценка;
- оформление результатов, выводов;
- оценка проделанной работы.
Таким образом, самостоятельное выделение и формулирование цели, проблемы исследования позволяет формировать на первом этапе проекта регулятивные и познавательные УУД. На этапе планирования совместной и индивидуальной деятельности по решению задач данного проекта были определены сроки работы, организованы рабочие группы, определены роли каждого в группе, с учетом пожеланий учащихся, их интересов, что развивает коммуникативные и личностные УУД. Самостоятельная работа учащихся с литературой, с использованием ресурсов сети Интернет. В нашем проекте мы выделили пять групп пищевых добавок: красители, консерванты, стабилизаторы, ароматизаторы, разрыхлители. На примере своих любимых продуктов питания изучили упаковки и составили таблицы, где увидели, добавки какой группы чаще всего встречаются. Затем был подобран материал о негативном воздействии этих веществ на организм человека. Данный этап направлен на формирование познавательных, личностных и регулятивных УУД. Заключительные этапы включают в себя оформление результатов и выводов, которые выявляют формирование познавательных, личностных, коммуникативных УУД.
Таким образом, работа над проектом, в которой формируется опыт применения умений, приобретенных ранее на уроках химии для решения реальных проблем, не может быть заменена другими видами учебной деятельности. Для достижения результатов обучения необходима систематическая работа учителя по их формированию и развитию. Это поможет учителю своевременно реагировать на затруднения учащихся и искать новые пути для решения возникших проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку химии "Обобщающий урок по теме «Теоретические основы химии»"11 класс
Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков, полученных при изучении строении атомов химических элементов, изменении их свойств по группе и периоду....
Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...
Урок химии: проблема классификации уроков, современные требования к уроку по предмету. Характеристика основных типов урока химии в школе
урок химии, проблемы и современные требования...
урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.
Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....
Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"
Девиз урока: «Все познается в сравнении»Цель урока:Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.Активизация познавательной деятельности учащихся.Воспитание любви к...
Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.
В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...
Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».
Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...