Урок - путешествие "Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Урок изучения нового материла в 8 классе. Урок который не только несет новые знания, но побуждает к действию, к поискам информации, исследованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_puteshestvie_tema_kisloty.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели обучения. Учащиеся должны знать определение кислот, их состав и классификацию; изучить свойства кислот , отношение к индикаторам.
Цели развития. Развивать умение наблюдать, делать выводы.
Цели воспитания. Вырабатывать стремление к коллективизму, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.
Оборудование и вещества для опытов. колба, воронка; вода, H2SO4 ,HCl, NaOH, CaO, Zn, Mg, Cu, фенолфталеин, метиловый оранжевый.
На столах детей : лакмусовая бумага кефир, яблоко, лимон, аскорбиновая кислота,.
Эпиграф. «От кислых яблок – сразу кисну» (В.Шекспир).
ХОД УРОКА
Учитель.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Урок необычный,
От всех других отличный…
«Путешествие в страну кислот» – (Слайд №1)
Под таким названием урок пойдет.
Мы на вокзал, конечно, не пойдем,
Вояж свой в кабинете проведем.
Немножко выдумки, фантазии чуть-чуть –
И наш химический экспресс осилит путь.
Для путешествия есть нужный антураж –
Необходимый всем химический багаж:
Воронки, колбы, палочки, штатив,
Кислоты разные возьмем в актив.
К изучению общих свойств кислот приступаем
Многое узнаем.
Будем экспериментировать,
И анализировать.
(На экране маршрут предполагаемого путешествия – названия станций. (слайд № 2)
- Повторение
- Дегустация.
- Классификация.
- Эксперимент.
- Закрепление..
ЗАДАЧА ваша – попасть в страну кислот, узнать, что это такое, какие они бывают, где встречаются, а также познакомиться с некоторыми их свойствами.
Так же как у народа нет будущего без прошлого,
Так и у химика нет продвижения без повторения.
Первая станция « Повторение» (Слайд №3)
1. Реакции между ионами называют ……..реакциями;
2. Реакция между основанием и кислотой:
- Замещения;
- Соединения;
- Нейтрализации;
- Окислительно – восстановительная.
3. Реакции ионного обмена протекают необратимо, если в результате образуется:
- Осадок;
- Выделяется газ;
- Образуется малодиссоциируемое вещество;
- Все перечисленные признаки
Ребята! Все села мы жители. (Слайд № 4)
Трудиться на земле – любители
У каждого есть сад и огород
В них - царство дивное кислот (Слайд №5)
Сторожит забор крапива,
Щавель грядки зеленит,
Ну, а запах яблок дивных
Ароматом вас манит.
А кто не любит чай с лимоном,
Хоть у нас он не растет.
А крыжовник и малину
Пьем мы с чаем круглый год.
Что же общего во фруктах
И привычных овощах,
Перечисленных в стихах?
Мы сейчас с вами узнаем на станции «Дегустационная»
В химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус. Это грубейшее нарушение правил техники безопасности. Но сегодня я разрешаю вам определить вкус некоторых продуктов. Прошу вас, угощайтесь! Понравилось? Какие же эти продукты на вкус? Кислые?! Да, именно вкус и определил название класса - к и с л о т ы. Есть и другие кислоты, например салициловая – сладкая, а никотиновая — горькая. (слайд № 6)
Учитель. Следующая станция 3 – «Классификация».
(Слайд №3)
Посмотрите, что объединяет все формулы кислот? Да, это атом водорода.
Они имеют кислый вкус
Намотай себе на ус
Водород в состав их входит
За собой остаток водит.
Записываем определение: кислота – это сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка.
- Давайте посмотрим на экран и подумаем, Чем отличаются показанные пары кислот? (содержанием кислорода в кислотном остатке)
(слайд № 7)
H2S и H2SO3 : HCl и HClO4
Вывод: Кислоты можно разделить на две группы: кислородсодержащие и бескислородные.
Далее показываю следующие формулы кислот. (Слайд № 8)
HNO3 H2SO4 и H3PO4
- Чем отличаются показанные пары кислот? (Количеством атомов водорода в кислотах)
Вывод: Кислоты делятся на группы: одноосновные; двухосновные; трехосновные. (Слайд № 9, общая классификация кислот, раздатка)
(Слайд №11)
Вот мы, наконец прибываем на станцию«Экспериментальная» (Слайд №12). Предлагаю вам принять участие в следственном эксперимент, который докажет нам свойства кислот. На очной ставке три металла: магний, цинк, медь и серная кислота. Пронаблюдаем за ходом следственного эксперимента. Сделаем соответствующие записи в досье.
(слайд № 13)
а) Cu + H2SO4 ----------
b) Zn + H2SO4 ---------- ZnSO4 + H2
d) Mg + H2SO4 ---------- MgSO4 + H2
По какому признаку мы можем судить, что эксперимент состоялся? (выделение газа – признак химической реакции)
Вывод:
Металлы, стоящие в ряду активности до водорода, взаимодействуют с растворами кислот, вытесняя при этом водород из кислоты.
Второе преступление кислот оказалось ещё более запутанным. Внимание! На очной ставке соляная кислота и оксид кальция . Сейчас я покажу вам как совершалось это преступление, а вы предположите чем закончилась данная реакция.( Слайд № 14)
CaО + 2 HCl ---------- (CaCl2 + H2О) ( добавляем метилоранж)
Красный --------------- желтый .
Вывод:
- Кислоты взаимодействуют с оксидами металлов, образуя соль и воду
Но самое коварное преступление было совершено между соседями. С основаниями кислоты в мире жить не могут. Как только они встречаются между ними тут же завязывается «драка». Они стараются отобрать друг у друга принадлежащие им части. А чем же это заканчивается? . На очной савке серная кислота и гидроксид натрия. Я вам сейчас покажу преступление, а вы внимательно проанализируйте и будьте готовы ответить на мои вопросы. (Слайд № 15)
2NaOH + H2SO4 ---------- Na2SO4 + H2О
1. Как называется реакция между кислотой и основанием? (Реакция нейтрализации)
2. С помощью чего был «помечен» раствор гидроксида натрия в малиновый цвет? (индикатор фенолфталеин)
3. Почему в ходе реакции изменилась окраска раствора? (изменилась среда раствора)
4. Что такое индикатор? (Индикатор – это вещества которые изменяют окраску в зависимости от среды раствора)
Путешествие наше подходит к концу и мы на станции «Закрепительная» (Слайд № 16)
Вот можно сказать, что расследование наше закончено. Так какие же итоги можно подвести. (Слайд №17)
- Почему все кислоты получили такое название?
- Что общего между всеми кислотами?
- Где в ряду активности металлов находится самый активный металл?
1.Формула кислоты это:
а) NaOH в) CuCl2
б) HCl г) SO3
2. Лакмус в растворе, полученном при взаимодействии оксида серы (IV) с водой:
а) синий в) фиолетовый
б) красный г) малиновый
3. С раствором серной кислоты взаимодействует:
а) оксид магния в) оксид фосфора
б) оксид углерода г) сера
4. Соляная кислота не взаимодействует с металлом:
а) алюминием в) серебром
б) железом г) цинком
Домашнее задание п.38.
Финал урока.
Исполняю песню на мотив «Маленькая страна»
Свойства кислот мы изучили
Да, кислота сильней
Все вещества её боятся
И реагируют с ней
Вам без меня узнать придется
Кислоты где применить.
Я пожелаю вам, ребята,
Все изучить на «пять»
Припев: Юные мои, друзья,
Славные мои, друзья.
Рада была знакомству с вами,
Но уходить пора.
.
На мотив «Надежда мой компас земной»
Светит нам знакомая всегда
Нежная улыбка педагога.
В жизни не забудем никогда
Строгого учителя от бога
Мы гордимся тем, что в небольшой
В нашей Новотульской средней школе
Есть преподаватель вот такой
Профессиональный и умелый.
На мотив «Надежда мой компас земной»
Светит нам знакомая всегда
Нежная улыбка педагога.
В жизни не забудем никогда
Строгого учителя от бога
Мы гордимся тем, что в небольшой
В нашей Новотульской средней школе
Есть преподаватель вот такой
Профессиональный и умелый.
На мотив «Надежда мой компас земной»
Светит нам знакомая всегда
Нежная улыбка педагога.
В жизни не забудем никогда
Строгого учителя от бога
Мы гордимся тем, что в небольшой
В нашей Новотульской средней школе
Есть преподаватель вот такой
Профессиональный и умелый.
«Маленькая страна»)
I. В хим. кабинете за замками
Маленькая страна,
Там вещества взрываем сами,
Там жизнь идет сполна,
Там кислота на щёлочь злиться,
Что кислота сильней,
Все вещества её боятся,
И реагируют с ней.
Припев: Маленькая страна,
Ты веществами полна
Кто нам покажет,
Кто подскажет,
Как получить вещества.
II. Если возьмём мы щёлочь с солью,
Будем их нагревать.
То мы добьёмся результата,
И золото будет сверкать.
Там все искали чудный камень,
Но так и не нашли,
Мы получили его сами,
И вам преподнесли.
Припев: Маленькая страна,
Ты веществами полна
Кто нам покажет,
Кто подскажет,
Как получить вещества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...