Урок - путешествие "Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Жданова Лариса Николаевна

Урок изучения нового материла в 8 классе. Урок который не только несет новые знания, но  побуждает к действию, к поискам информации, исследованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_puteshestvie_tema_kisloty.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Цели обучения. Учащиеся должны знать определение кислот, их состав и классификацию; изучить свойства кислот , отношение к индикаторам.
Цели развития. Развивать умение наблюдать, делать выводы.
Цели воспитания. Вырабатывать стремление к коллективизму, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.

Оборудование и вещества для опытов. колба, воронка; вода, H2SO4 ,HCl,  NaOH, CaO, Zn, Mg, Cu, фенолфталеин, метиловый оранжевый.

На столах детей : лакмусовая бумага кефир, яблоко, лимон, аскорбиновая кислота,.

Эпиграф. «От кислых яблок – сразу кисну» (В.Шекспир).

ХОД УРОКА

Учитель.

Прозвенел  звонок,
Начинается урок.
Урок необычный,
От всех других  отличный…
«Путешествие в страну кислот» –      (Слайд №1)
Под  таким названием урок пойдет.
Мы на вокзал, конечно, не пойдем,
Вояж свой в кабинете проведем.
Немножко выдумки, фантазии чуть-чуть –
И наш химический экспресс осилит путь.
Для путешествия есть нужный антураж –
Необходимый всем химический багаж:
Воронки, колбы, палочки, штатив,
Кислоты разные возьмем в актив.
К изучению общих свойств кислот приступаем
Многое узнаем.
Будем экспериментировать,
И анализировать.

(На экране маршрут предполагаемого путешествия – названия станций. (слайд № 2)

  1. Повторение
  2. Дегустация.
  3. Классификация.
  4. Эксперимент.
  5.  Закрепление..

ЗАДАЧА ваша – попасть в страну кислот, узнать, что это такое, какие они бывают, где встречаются, а также познакомиться с некоторыми их свойствами.

Так же как у народа нет будущего без прошлого,

Так и у химика нет продвижения без повторения.

Первая станция  « Повторение»  (Слайд №3)

1. Реакции между ионами называют ……..реакциями;

2. Реакция между основанием и кислотой:

  1. Замещения;
  2. Соединения;
  3. Нейтрализации;
  4. Окислительно – восстановительная.

3. Реакции ионного обмена протекают необратимо, если в результате образуется:

  1. Осадок;
  2. Выделяется газ;
  3. Образуется малодиссоциируемое вещество;
  4. Все перечисленные признаки

Ребята! Все  села  мы жители.  (Слайд № 4)
Трудиться на земле – любители

У каждого есть сад и огород

В них -  царство дивное кислот (Слайд №5)

Сторожит забор крапива,

Щавель  грядки зеленит,

Ну, а  запах яблок дивных

Ароматом вас  манит.

А кто не любит чай с лимоном,

Хоть у нас он не растет.

А крыжовник и малину

Пьем мы с чаем круглый год.

Что же общего во фруктах

И привычных овощах,

Перечисленных в стихах?

Мы сейчас с вами узнаем на станции «Дегустационная»

В химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус. Это грубейшее нарушение правил техники безопасности. Но сегодня я разрешаю вам определить вкус некоторых продуктов. Прошу вас, угощайтесь! Понравилось? Какие же эти продукты на вкус? Кислые?! Да, именно вкус и определил название класса  - к и с л о т ы. Есть и другие кислоты, например салициловая – сладкая, а никотиновая — горькая.  (слайд № 6)

Учитель. Следующая станция 3 – «Классификация».

(Слайд №3)

Посмотрите,  что объединяет все формулы кислот? Да, это атом водорода.

Они имеют кислый вкус

Намотай себе на ус

Водород в состав их входит

За собой остаток водит.

Записываем определение: кислота – это сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка.

  1. Давайте посмотрим на экран и подумаем, Чем отличаются показанные пары кислот? (содержанием кислорода в кислотном остатке)

                                    (слайд № 7)

           H2S    и    H2SO3                        :             HCl       и       HClO4

Вывод: Кислоты можно разделить на две  группы: кислородсодержащие и бескислородные.

Далее показываю следующие  формулы кислот. (Слайд № 8)

                HNO3            H2SO4      и       H3PO4

  1. Чем отличаются показанные пары кислот? (Количеством атомов водорода в кислотах)

Вывод: Кислоты делятся на группы: одноосновные; двухосновные; трехосновные.  (Слайд № 9, общая классификация кислот, раздатка)

(Слайд №11)

Вот мы, наконец прибываем на станцию«Экспериментальная» (Слайд №12). Предлагаю вам принять участие в следственном эксперимент, который докажет нам свойства кислот.  На очной ставке  три металла: магний, цинк, медь и серная кислота.  Пронаблюдаем за ходом следственного эксперимента. Сделаем соответствующие записи в досье.

(слайд № 13)

а)   Cu     +    H2SO4  ----------

b)   Zn     +    H2SO4  ----------   ZnSO4     +    H2

d)   Mg     +    H2SO4  ----------   MgSO4     +    H2

 По какому признаку мы можем судить, что эксперимент состоялся? (выделение газа – признак химической реакции)

       Вывод:

Металлы, стоящие в ряду активности до водорода, взаимодействуют с растворами кислот, вытесняя при этом водород из кислоты.

Второе преступление кислот оказалось ещё более запутанным. Внимание! На очной ставке  соляная  кислота и оксид кальция .    Сейчас я покажу вам как совершалось это преступление, а вы предположите чем закончилась данная реакция.( Слайд № 14)

        CaО     +   2 HCl  ----------  (CaCl2    +   H2О) ( добавляем метилоранж)

        Красный --------------- желтый                      .

Вывод:

  • Кислоты взаимодействуют с оксидами металлов, образуя соль и воду

  Но самое коварное преступление было совершено  между соседями. С основаниями кислоты в мире жить не могут. Как только они встречаются между ними тут же  завязывается  «драка».  Они стараются отобрать друг у друга принадлежащие им части. А чем же это заканчивается?  . На очной савке серная кислота и гидроксид натрия. Я вам сейчас покажу преступление, а вы внимательно проанализируйте и будьте готовы ответить на мои вопросы. (Слайд № 15)

   2NaOH   +   H2SO4  ----------  Na2SO4    +   H2О

1. Как называется реакция между кислотой и основанием? (Реакция нейтрализации)

2. С помощью чего был  «помечен»   раствор  гидроксида  натрия  в малиновый цвет? (индикатор фенолфталеин)

3. Почему в ходе реакции изменилась окраска раствора? (изменилась среда раствора)

4. Что такое индикатор? (Индикатор – это вещества которые изменяют окраску в зависимости от среды раствора)

Путешествие наше подходит к концу и мы на станции «Закрепительная» (Слайд № 16)

  Вот можно сказать, что  расследование наше закончено.  Так какие же итоги можно подвести. (Слайд №17)

  1. Почему  все кислоты получили такое название?
  2. Что общего между всеми кислотами?
  3. Где в ряду активности  металлов  находится самый активный металл?

1.Формула кислоты это:

     а) NaOH                 в)  CuCl2

     б)      HCl              г)    SO3

2. Лакмус в растворе, полученном при взаимодействии оксида серы (IV) с водой:

     а) синий                  в) фиолетовый

     б) красный              г) малиновый

 3. С раствором серной кислоты взаимодействует:

     а) оксид магния      в) оксид фосфора

     б) оксид углерода   г) сера

  4. Соляная кислота не взаимодействует с металлом:

     а) алюминием         в) серебром

     б) железом              г)  цинком

   

   Домашнее задание п.38.

Финал урока.

    Исполняю песню на мотив «Маленькая страна»

Свойства кислот мы изучили

Да, кислота сильней

Все вещества её боятся

И реагируют с ней

Вам без меня узнать придется

Кислоты где применить.

Я пожелаю вам, ребята,

Все изучить на «пять»

Припев:     Юные мои, друзья,

Славные мои, друзья.

Рада была знакомству с вами,

Но уходить пора.

.

На мотив «Надежда мой компас земной»

Светит нам знакомая всегда

Нежная улыбка педагога.

В жизни не забудем никогда

Строгого учителя от бога

Мы гордимся тем, что в небольшой

В нашей Новотульской средней школе

Есть преподаватель вот такой

Профессиональный и умелый.

На мотив «Надежда мой компас земной»

Светит нам знакомая всегда

Нежная улыбка педагога.

В жизни не забудем никогда

Строгого учителя от бога

Мы гордимся тем, что в небольшой

В нашей Новотульской средней школе

Есть преподаватель вот такой

Профессиональный и умелый.

На мотив «Надежда мой компас земной»

Светит нам знакомая всегда

Нежная улыбка педагога.

В жизни не забудем никогда

Строгого учителя от бога

Мы гордимся тем, что в небольшой

В нашей Новотульской средней школе

Есть преподаватель вот такой

Профессиональный и умелый.

«Маленькая   страна»)

   I. В хим. кабинете за замками

      Маленькая страна,

      Там вещества взрываем сами,

      Там жизнь идет сполна,

      Там кислота на щёлочь злиться,

      Что кислота сильней,

      Все вещества её боятся,

      И реагируют с ней.

   Припев: Маленькая страна,

                  Ты веществами полна

                  Кто нам покажет,

                  Кто подскажет,

                  Как получить вещества.

    II. Если возьмём мы щёлочь с солью,

         Будем их нагревать.

         То мы добьёмся результата,

         И золото будет сверкать.

         Там все искали чудный камень,

         Но так и не нашли,

         Мы получили его сами,

         И вам преподнесли.

    Припев: Маленькая страна,

                  Ты веществами полна

                  Кто нам покажет,

                  Кто подскажет,

                  Как получить вещества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...