Урок-исследование "Первые попытки классификации химических элементов"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Урок с использованием технологической карты и интерактивной доски
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_popytki_klassifikatsii_himicheskih_elementov._amfoternye_ok.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА «Первые попытки классификации химических элементов. Амфотерные оксиды и гидроксиды.»
ЦЕЛЬ: подготовить учащихся к изучению темы: «Периодический закон и ПСХЭ Д. И. Менделеева»
формирование понятия амфотерные соединения и переходные элементы;
развитие знаний о классификации химических элементов на примерах естественных семейств щелочных металлов, галогенов, благородных газов ;
Патриотическое воспитание, воспитание культуры общения и эстетического восприятия окружающего мира;
ЗАДАЧИ:
1.Обучающие. доказать учащимся необходимость классификации химических элементов и показать несовершенство доменделеевских классификаций химических элементов.
раскрыть сущность понятия амфотерности;
научить доказывать амфотерный характер оксидов и гидроксидов.
- 2.Развивающие. Создать проблемную ситуацию;
развивать умения: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, вести конспект, проводить эксперимент
- 3.Воспитательные. организовать сотрудничество «учитель-ученик»;
показать исторический ход развития каждой науки от накопления фактов к их классификации.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Мультимедийный проектор, ПК, презентация урока, лабораторное оборудование
Реактивы: сульфат цинка, гидроксид натрия, серная кислота.
Используемые технологии: интерактивные технологии, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.
.Методы и методические приемы. Самостоятельная работа учащихся с технологической картой, выполнение лабораторных опытов и демонстрационного эксперимента, диалогический метод изложения знаний с элементами исследования, эврестическая беседа.
Демонстрации:
Для лабораторной работы на каждый стол:
Образцы простых веществ – медь, серебро, сера, фосфор, железо, йод, графит.
Свежеприготовленный раствор гидроксида цинка, растворы гидроксида натрия и соляной кислоты.
Ход урока:
- Оргмомент.
Знакомство с классом - эмоциональный настрой.
- Актуализация знаний.
Вы закончили изучение большой темы: «Основные классы неорганических соединений». Теперь предстоит изучение главной темы «ПЗ и ПСХЭ Д. И Менделеева». Все люди мира даже очень далекие от химии знают имя этого русского ученого. Менделеев в широкой мере обладал присущей истинному гению способностью объединять различные стороны научного и вообще духовного творчества и потому охотно работал в пограничных областях между химией, физикой и метеорологией, занимался разработкой добычи полезных ископаемых, входил в группу ученых, занимающихся разработкой полетов на дирижаблях. Всякое дело, за какое бы ни брался Менделеев, каким бы узкоспециальным оно не было, он захватывал широко и стремился глубоко проникнуть в сущность поставленного им вопроса. Всюду он умел быль оригинальным, или, как он сам говорил “своеобычным» Но самая первая ассоциация с именем Д И Менделеев это «ПЗ и ПСХЭ д. И. Менделеева».
- Что такое химический элемент?
Смотрим технологическую карту №1 и продолжаем цепочку: атом---молекула---вещество---тело.
«Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
все — от песчинок малых до планет —
из элементов состоит единых.»
Гениальность Менделеева, что все многообразие мира, то из чего состоит мир нашло отражение в ПС. В течение последующих уроков Вы будете изучать один из важнейших законов природы – периодический закон. Вы узнаете, как он был открыт Д.И. Менделеевым, Вы научитесь, не заглядывая в книгу, предсказывать свойства химических элементов и их соединений. А сегодня я хочу сказать, что истории любого события или открытия предшествует некий временной интервал, который принято именовать предысторией либо периодом накопления предпосылок.
Такая предыстория есть и у нашего закона.
Первая страница истории – до менделеевские попытки классификации химических элементов – это и есть страница нашего урока.
Тема нашего урока: «Первые попытки классификации химических элементов. Амфотерные соединения.»
- Как вы думаете, что вы узнаете на уроке?
- Что значит классифицировать? Приведите примеры классификации, изученные вами на других предметах- уроках биологии.
- Что должно предшествовать классификации
Запишите тему урока.
Итак, начнем с Вами путь к преддверию открытия периодического закона
Давайте попытаемся перенестись в прошлое и проникнуть в творческую лабораторию ученых. К этому времени было известно около 60 химических элементов. Накоплены сведения об отдельных свойствах уже известных отдельных химических элементах
Перед нами задача: Разделите простые вещества на две группы – металлы и неметаллы.(Работа с коллекцией металлов и неметаллов)
Вспомним общие характерные признаки тех и других.
Задание: К какому классу простых веществ следует отнести медь. Перечислить все характерные признаки и сделать выводы.
Медь – твердая, непрозрачная, красноватого цвета с металлическим блеском, хорошо проводит электрический ток и теплоту.
Вывод – металл.
Задание: К какому классу простых веществ следует отнести серу, железо. Перечисляем характерные признаки и делаем вывод: железо – металл, сера – неметалл.
Наши далекие предки знали способ добывания огня извлекая его при ударе какого химического элемента? К какому классу вы отнесли бы его? По внешним признакам – металл, по свойствам = неметалл. Аналогично предлагается описать свойства йода и графита, относящихся к неметаллам. Наличие металлических свойств у названных неметаллов ведет к возникновению проблемной ситуации, в какую же группу отнести эти элементы? В группе металлов находятся кальций, медь, железо, цинк. В группе неметаллов – сера, фосфор, углерод, йод. Смотрим технологическую карту №2 и добавляем
- Достаточно ли знания только физических свойств для классификации химических элементов?
Необходимо учесть химические свойства соединений элементов. Курс нашего урока правильный, - мы идем тем путем, которым шли учетные того времени.
В дальнейшем при классификации учитывались химические свойства элементов и их соединений. Для продолжения работы в творческой лаборатории восстановим в памяти генетические ряды металлов и неметаллов, и рассмотрим генетическую связь между его членами.
Обратимся к технологической карте №3: составим генетический ряд кальция и фосфора, запишем соответствующие уравнения реакций. металлам, соответствует основной оксид – основание, а неметаллам – кислотный оксид – кислота.
Обратим внимание на две последние уравнения реакций: кислоты вз. с основаниями, а основания с кислотами. А могут кислоты и основания взаимодействовать друг с другом?
Опыт Как доказать практически, что основание всегда ведут себя только как основания, а кислоты только как кислоты.
Для этого учитель в две пробирки наливает раствор гидроксида кальция и добавляет раствор фенолфталеина. Затем в первую пробирку добавляют кислоту – малиновая окраска исчезает. При добавлении во вторую пробирку щелочи окраска усиливается. Значит, раствор гидроксида кальция со щелочью не реагирует. При помощи метилоранжа учитель демонстрирует опыты с фосфорной кислотой. Учащиеся записывают соответствующие уравнения реакций. Вывод: кислоты вз. с щелочами и наоборот
- А есть ли вещества, которые взаимодействуют и с кислотами и с щелочами?
Проверим основные свойства гидроксида цинка. Эта работа предусматривает выполнение лабораторного опыта. Смотрим технологическую карту №4 и выполняем.
Цель: выделить особенность химических свойств гидроксида цинка.
Для этого разделите выданный вам гидроксид цинка на две части.
1 вариант В одну пробирку прилить кислоту,2 вариант- в другую щелочь.
В обеих пробирках произошло полное растворение осадка.
Состав полученных продуктов позволяет утверждать, что в первой пробирке гидроксид цинка проявил себя как основания, а второй как кислота. Значит, он сочетает в себе два противоположных свойства.
К кислотам или основаниям следует отнести гидроксид цинка?
Оксиды и гидроксиды, которые способны реагировать и с кислотами, и со щелочами, называют амфотерными.
Записываем уравнения реакций:
Zп(ОН)2+2НСl --- ZпСl2+2Н2О
2NаОН+Н2ZnО2 ---- Nа2ZnО2+2Н2О
- к металлам или неметаллам следует отнести цинк, если по физическим свойствам он металл, а по характеру гидроксида неметалл?
Химические элементы, которым соответствуют амфотерные оксиды и гидроксиды, обладают переходными химическими свойствами, не относящимися ни к металлам, ни к неметаллам, их называют амфотерными. Далее работа по группам, читают определение амфотерности и рассказывают друг другу. Затем опрашивает учитель.
Цинк, алюминий, бериллий, хром – элементы образующие амфотерные соединения.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ? (под музыку закрыть глаза)
Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
все — от песчинок малых до планет —
из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой
строй Менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
входи в него, вдыхай, руками трогай.
Есть просто газ легчайший — водород,
есть просто кислород, а вместе это —
июньский дождь от всех своих щедрот,
сентябрьские туманы на рассветах.
Кипит железо, серебро, сурьма
и темно-бурые растворы брома,
и кажется вселенная сама
одной лабораторией огромной.
Тут мало оптикой поможешь глазу,
тут мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то не сразу —
глубины мирозданья скрыты в ней.
Будь то вода, что поле оросила,
будь то железо, медь или гранит —
все страшную космическую силу,
закованную в атомы, хранит.
Мы не отступим, мы пробьем дорогу
туда, где замкнут мирозданья круг,—
и что приписывалось раньше богу,
все будет делом наших грешных рук!
Степан Щипачев «Читая Менделеева»
ВЫВОД: По аналогии с обсуждением генетических рядов элементов – делаем вывод, что химические элементы, образующие амфотерные оксиды и гидроксиды являются родоначальниками особых генетических рядов. Это ряды переходных химических элементов, связывающих элементы – металлы и элементы – неметаллы.
Смотрим технологическую карту №5 и добавляем генетический ряд бериллия. Тем самым подтверждается вывод об отсутствии резких границ между явлениями.
Смотрим технологическую карту №2 и добавляем классификацию(эврестическая беседа)
- Совершенна ли доменделеевская классификация на металлы и неметаллы?
1.В рассмотренной классификации нет места для элементов, соединения которых амфотерны.
- Достаточно знания физ свойств М и Н, чтобы правильно предсказать характер их оксидов и гидроксидов?
2.Отнесение элемента по физическим свойствам простого вещества к металлам или неметаллам не даёт возможности правильно предсказывать характер его соединений.
- О чем свидетельствует, что есть типичные М, Н и переходные вещества?
3.Наряду с типичными металлами и неметаллами существуют вещества, совмещающие и те и другие признаки, что свидетельствует об отсутствии резкой границы между элементами металлами и неметаллами и указывает на разницу между ними.
Если классификация на металлы и неметаллы несовершенна, то надо искать новый путь классификации.
С середины 19 в. началось изучение и открытие химических элементов целыми группами, которые вскоре получили название “естественных групп”. Это стало достигаться тем, что химические элементы стали сопоставляться и сравниваться между собой, причем в одну группу включались только элементы, химически сходные друг с другом, и они резко обособлялись от всех остальных элементов как несходных с ними.
Рассмотрим Табл 16
Предположите на основании каких общих свойств классифицировались х эл 1 группы; 8 группы? Какие еще х Эл вы отнесли к этим группам? .
При попытке классификации химические элементы объединяли в группы согласно их свойствам. Так были выделены семейства:
Щелочные металлы – 1 группа «А»: Li, Na, K, Rb, Cs, Fr
Самые типичные неметаллы -Галогены – 7 группа «А»: F, Cl, Br, I
Инертные газы – 8 группа «А»: He, Ne, Ar, Kr, Xe, Rn
Закрепление поэтапное – модуль выполняем в технологической карте №6,7 и проверяем, работа на ИД.
Рефлексия (2 мин)
- Какие слова или словосочетания были новыми?
- Что заинтересовало больше всего?
- Чему вы научились?
- О чём хотелось бы узнать поподробнее?
- Что осталось непонятным?
Домашняя работа; параграф 34, № 1-3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первые попытки классификации химических элементов. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Работа посвящена изучению истории открытия периодического закона, показан исторический ход развития науки от накопления фактов к их классификации. Особое внимани...
Классификация химических элементов
Открытия учёных-химиков перед обоснованием периодического закона Д. И. Менделеевым....
Классификация химических элементов, амфотерность.
Открытый урок 8 класс...
Классификация химических элементов
Цель: Продолжить формировать у учащихся понятие о химическом элементе, строении атома и определить по каким признакам классифицируют элементы.Задачи:Образовательные:1. Зн...
Способы классификации химических элементов.
Цель:Закрепить знания учащихся о химическом элементе с точки зрения атомно-молекулярного учения, а также знания о простых и сложных веществах; сформировать понятие о группах сходных элементов на...
Технологическая карта урока "Первые попытки классификации химических элементов"
Технологическая карта способствует самостоятельному, по шаговому получению знаний учащимися на уроке...
Урок-исследование "Первые попытки классификации химических элементов"
Урок с использованием технологической карты и интерактивной доски...