Классификация химических элементов
презентация к уроку (химия, 8 класс) по теме
Открытия учёных-химиков перед обоснованием периодического закона Д. И. Менделеевым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_khimicheskikh_elementov.pptx | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Типичные металлы и типичные неметаллы.
Типичный металл взаимодействует с кислородом и образует основный оксид : Na 2 O , MgO , CaO , BaO , K 2 O . 2Ca + O 2 = 2CaO оксид кальция к оторому соответствует основание С aO + H 2 O = Ca (OH) 2 гидроксид кальция Основание реагирует с кислотой, образуя соль и воду: Ca (OH) 2 + 2 HCl = CaCl 2 + 2 H 2 O хлорид кальция Металл вытесняет из кислот водород: Mg + H 2 SO 4 = MgSO 4 + H 2 ↑ . сульфат магния Типичный неметалл в заимодействует с кислородом и образует кислотный оксид : CO 2 , SO 2 , P 2 O 5 , SiO 2 , SO 3 . 4 P + 5 O 2 = 2 P 2 O 5 Которому соответствует кислота P 2 O 5 + 3 H 2 O = 2 H 3 PO 4 Кислота реагирует с основанием, Образуя соль и воду: H 3 PO 4 + 3 NaOH = Na 3 PO 4 + 3 H 2 O Неметалл с кислотой не реагирует. Неметалл реагирует с водородом и образует летучее водородное соединение: S + H 2 = H 2 S .
Найди соответствие, для этого выбери каждому номеру букву верного утверждения: 1.Ртуть А. Твердое вещество 2.сера Б. Имеет металлический блеск Г. Ковкое вещество 3.золото Д. Хрупкое вещество 4.водород Ж . Проводит тепло и электричество В. Жидкое вещество Е. Газ
1- Б, В, Ж. 2 – А, Д. 3 – А, Б, Г, Ж. 4 - Е Верный ответ:
Есть элементы, которые образуют оксиды и гидроксиды, проявляющие амфотерные свойства. Амфотерными называют оксиды и гидроксиды, которые взаимодействуют и с кислотами и со щелочами, образуя соль и воду: ZnO – Zn(OH) 2 , Al 2 O 3 – Al(OH) 3 , Cr 2 O 3 – Cr(OH) 3 , BeO – Be(OH) 2 , PbO – Pb (OH) 2 . Классификация химических элементов на металлы и неметаллы оказалась неполной
Оксид цинка взаимодействует с кислотами образуя соль и воду: ZnO + H 2 SO 4 = ZnSO 4 , следовательно, оксид цинка проявляет свойства основного оксида . Гидроксид цинка тоже реагирует с кислотой, образуя соль и воду: Zn(OH) 2 + 2HCl = ZnCl 2 + 2H 2 O , т.е. проявляет свойства основания. 1.Амфотерные свойства оксида и гидроксида цинка.
Оксид и гидроксид цинка взаимодействуют с сильными щелочами и образуют соль и воду: ZnO + 2 NaOH = Na 2 ZnO 2 + H 2 O оксид цинка проявляет свойства кислотного оксида H 2 ZnO 2 цинкат натрия Zn(OH) 2 + 2NaOH = Na 2 ZnO 2 + 2H 2 O гидроксид цинка проявляет свойства кислоты Эти реакции протекают при сплавлении твердых веществ. 2.Амфотерные свойства оксида и гидроксида цинка
Составьте уравнения реакций, доказывающих амфотерный характер оксида и гидроксида алюминия Al 2 O 3 + 6HNO 3 =2 Al(NO 3 ) 3 + 3H 2 O Al(OH) 3 + 3HCl = AlCl 3 + 3H 2 O Al 2 O 3 + 6NaOH = 2Na 3 AlO 3 + 3H 2 O Al(OH) 3 + 3NaOH = Na 3 AlO 3 + 3H 2 O
Элементы Валентность В высшем оксиде Гидроксиды Соли Li - литий 1 Li 2 O LiOH LiCl , Li 2 SO 4 Na - натрий 1 Na 2 O NaOH NaCl , Na 2 SO 4 K - калий 1 K 2 O KOH KCl , K 2 SO 4 Понятие о семействах химических элементов. Семейство-щелочные металлы Щелочные металлы взаимодействуют с водой и образуют щелочь 2 Na + 2 H 2 O = 2 NaOH + H 2 ↑ ; 2 K + 2 H 2 O = 2 KOH + H 2 ↑
Химическиеэлементы Простые вещества Валентность в высшем оксиде Валентность в летучем водородном соединении Соли F - фтор F 2 - 1 HF NaF , CaF 2 Cl -хлор Cl 2 VII Cl 2 O 7 1 HCl NaCl , CaCl 2 Br - бром Br 2 VII Br 2 O 7 1 HBr NaBr , CaBr 2 I - иод I 2 VII I 2 O 7 1 HI NaI , CaI 2 Семейство – галогены . Галогены – типичные неметаллы . В переводе с греческого halos – соль и genos – рожденный.
Многие химики: немецкие ученые И. Деберейнер и Л. Мейер, англичанин Дж. Ньюлендс , француз А. Шанкуртуа и другие – предлагали различные варианты классификации химических элементов. Только открытие русским ученым Д. И. Менделеевым одного из фундаментальных законов природы – периодического закона химических элементов – позволило создать единую систему химических элементов . Открытие периодического закона
Спираль Шанкуртуа
Закон октав Дж. Ньюлендса
Триады Дёберейнера Триады Деберейнера (1816 г.). Немецкий химик И. В. Деберейнер разделил элементы по три на основе сходства в свойствах образуемых им веществ и так, чтобы величина, которую мы сейчас понимаем как относительную атомную мас су среднего элемента, была равна среднему арифметическому двух крайних. Пример триады: Li, Na, К . A r (Na) = (7 + 39): 2 - 23. Примерами других триад могут служить: S, Se, Те; CI, Br, I.
Таблица химических элементов Л. Мейера
С возрастанием атомного веса 1) металлические свойства постепенно ослабевают ( Na Mg Al Si) , а неметаллические усиливаются (Si , P , S , Cl ) и обрываются у инертного газа ( Ar ) ; 2) валентность в высших оксидах возрастает от 1-го до 7-и; 3) валентность в летучих водородных соединениях уменьшается от 4-х до 1-го; 4)свойства химических элементов повторяются периодически (через 7 на 8-ой). В основу периодического закона Д. И. Менделеев взял коренное свойство химического элемента- его атомный вес.
Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов Д. И. Менделеев сформулировал периодический закон так:
Почему свойства химических элементов, расположенных в порядке возрастания относительных атомных масс, изменяются периодически? Почему в некоторых случаях ( Ar –K, Co-Ni, Te -I) расположены не по возрастанию Ar ? Д. И. Менделеев предполагал, что вопросы будут решены при выявлении сложной структуры атома. Возникают вопросы:
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первые попытки классификации химических элементов. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Работа посвящена изучению истории открытия периодического закона, показан исторический ход развития науки от накопления фактов к их классификации. Особое внимани...
Классификация химических элементов, амфотерность.
Открытый урок 8 класс...
Классификация химических элементов
Цель: Продолжить формировать у учащихся понятие о химическом элементе, строении атома и определить по каким признакам классифицируют элементы.Задачи:Образовательные:1. Зн...
Способы классификации химических элементов.
Цель:Закрепить знания учащихся о химическом элементе с точки зрения атомно-молекулярного учения, а также знания о простых и сложных веществах; сформировать понятие о группах сходных элементов на...
Технологическая карта урока "Первые попытки классификации химических элементов"
Технологическая карта способствует самостоятельному, по шаговому получению знаний учащимися на уроке...
Урок-исследование "Первые попытки классификации химических элементов"
Урок с использованием технологической карты и интерактивной доски...
Урок-исследование "Первые попытки классификации химических элементов"
Урок с использованием технологической карты и интерактивной доски...