Открытый урок реакции ИО
план-конспект урока по химии на тему
Предварительный просмотр:
Урок в 9 в классе: Реакции ионного обмена.
Тип урока. Урок - исследование . (Закрепление знаний и умений, с элементами адаптивной системы обучения, использованием ИКТ-презентация,).
“Единственный путь ведущий к знаниям - это деятельность”.
Правильное питание - залог здоровья. А разве здоровье - не чудо?
Сенека.
Цель урока: исследовать экспериментальным путем условия, при которых возможно протекание реакций ионного обмена.
Задачи:
- Воспитания (личностные) создать условия для формирования таких качеств как аккуратность, активность, самостоятельность.
- Развития (метапредметные) создание условий для формирования умения учащихся анализировать исследуемый объект, узнать о пользе известных напитков.
- Обучения (предметные) организовать деятельность учеников для закрепления понятия реакция ионного обмена, умения применять знания на примере определения ионов в полученном растворе.
Ход урока.
Приветствие класса.
Определение темы урока.
Разминка:
- Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?
- Какие вещества к ним относятся?
- Почему растворы электролитов проводят электрический ток?
- Как называется процесс распада веществ на ионы? Что такое ионы?
Игра в крестики нолики. Электролиты и неэлектролиты.
- С образованием каких ионов диссоциируют растворы кислот, солей и щелочей?
- Какие основания называются щелочами?
Диссоциация веществ. Презентация.
- Какие реакции называются ионными?
Давайте вспомним, как составляются уравнения в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде на примере взаимодействия хлорида меди(II) с гидроксидом натрия. Работа у доски.
Проведем эксперимент в группах.
Проблема: Провести и изучить химические реакции, написать уравнения реакций ионного обмена, и проанализировать: КАКИЕ УСЛОВИЯ ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬСЯ, чтобы протекла реакция ионного обмена?
1 группа:
NaOH+CuSO4
Na2CO3 + HCl
H3PO4 + NaOH
CuSO4 + HCl
2 группа
FeCl3 + NaOH
Na2CO3 + H2SO4
HCl + Ca(OH)2
FeCl3 + H2SO4
3 группа
KOH +CuSO4
Na2SO3 + HCl
H2SO4 + KOH
NaCL + KOH
4 группа
FeCl3 + KOH
Na2SO3 + H2SO4
Cu(OH)2 + H2SO4
FeCl3 + H2SO4
5 группа
AgNO3 + NaCl
CaCO3 + HCl
HCl + NaOH
BaCl2 + NaOH
Анализ работы.
Реакции ионного обмена протекают если:
- В ходе реакции образуется осадок;
- В ходе реакции образуется газ;
- В ходе реакции образуется слабый электролит (например вода).
Проверка Написания уравнений реакций на доске. Оценка работы.
Просмотр видео.
Итог урока. Вы сегодня на уроке занимались основами аналитической химии, которая изучается в ВУЗах. С помощью этих реакций можно качественно определить наличие ионов в водк, воздухе. Почве. Этим занимаются экологи, санитары, и т.д.
Оценивание урока.
Карта инструкция 1
Техника безопасности:
1.Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус.
2. При выявлении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
3.При выполнении опыта пользуйтесь небольшими дозами веществ.
4.Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если кислота или щелочь попала на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.
Проведение опыта.
На лотке находятся химические реактивы. В отдельных пробирках смешать следующие реактивы объемом по 1 мл.
NaOH и CuSO4
Na2CO3 и HCl
H3PO4 и NaOH
CuSO4 и HCl
При взаимодействии кислоты и основания используйте индикатор – лакмус.
Напишите уравнения реакций в ионном виде.
Что должно произойти в химическом процессе, чтобы реакция ионного обмена состоялась?
Карта инструкция 2
Техника безопасности:
1.Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус.
2. При выявлении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
3.При выполнении опыта пользуйтесь небольшими дозами веществ.
4.Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если кислота или щелочь попала на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.
Проведение опыта.
На лотке находятся химические реактивы. В отдельных пробирках смешать следующие реактивы объемом по 1 мл.
FeCl3 и NaOH
Na2CO3 и H2SO4
HCl и Ca(OH)2
FeCl3 и H2SO4
При взаимодействии кислоты и основания используйте индикатор – лакмус.
Напишите уравнения реакций в ионном виде.
Что должно произойти в химическом процессе, чтобы реакция ионного обмена состоялась?
Карта инструкция 3
Техника безопасности:
1.Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус.
2. При выявлении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
3.При выполнении опыта пользуйтесь небольшими дозами веществ.
4.Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если кислота или щелочь попала на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.
Проведение опыта.
На лотке находятся химические реактивы. В отдельных пробирках смешать следующие реактивы объемом по 1 мл.
KOH и CuSO4
Na2SO3 и HCl
H2SO4 и KOH
NaCL и KOH
При взаимодействии кислоты и основания используйте индикатор – лакмус.
Напишите уравнения реакций в ионном виде.
Что должно произойти в химическом процессе, чтобы реакция ионного обмена состоялась?
Карта инструкция 4
Техника безопасности:
1.Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус.
2. При выявлении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
3.При выполнении опыта пользуйтесь небольшими дозами веществ.
4.Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если кислота или щелочь попала на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.
Проведение опыта.
На лотке находятся химические реактивы. В отдельных пробирках смешать следующие реактивы объемом по 1 мл.
FeCl3 и KOH
Na2SO3 и H2SO4
Cu(OH)2 и H2SO4
FeCl3 и H2SO4
При взаимодействии кислоты и основания используйте индикатор – лакмус.
Напишите уравнения реакций в ионном виде.
Что должно произойти в химическом процессе, чтобы реакция ионного обмена состоялась?
Карта инструкция 5
Техника безопасности:
1.Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус.
2. При выявлении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
3.При выполнении опыта пользуйтесь небольшими дозами веществ.
4.Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если кислота или щелочь попала на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.
Проведение опыта.
На лотке находятся химические реактивы. В отдельных пробирках смешать следующие реактивы объемом по 1 мл.
AgNO3 и NaCl
CaCO3 и HCl
HCl и NaOH
BaCl2 и NaOH
При взаимодействии кислоты и основания используйте индикатор – лакмус.
Напишите уравнения реакций в ионном виде.
Что должно произойти в химическом процессе, чтобы реакция ионного обмена состоялась?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по химии в 8 классе по теме "Реакции обмена"
тип урока: урок изучения нового материала.Цели урока:Образовательная.В результате урока ученики узнают:что такое реакция обмена;как отличить реакцию обмена от других химических реакций;что такое реакц...
Открытый урок Тепловой эффект химической реакции 8 класс
Данную разработку можно использовать при проведении открытого урока по химии.По календарно-тематическому планированию урок входит в раздел «Кислород». Данный открытый урок разработан...
Конспект открытого урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции:"
Конспект открытого урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции" содержит конспект урока, технологическую карту урока и опорный конспект....
Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.
Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...
Презентация к открытому уроку по химии в 11 классе "Изучение влияния различных факторов на скорость химических реакций"
Представленные слайды являются сопровождением к уроку-исследованию в 11 классе о скорости химических реакций и факторов, влияющих на скорость....
Конспект открытого урока в 8 классе "Типы химических реакций"
Конспект открытого урока в 8 классе "Типы химических реакций"...
Открытый урок "Ионные реакции"
Открытый урок"Ионные уравнения реакций."...