Открытый урок реакции ИО
план-конспект урока по химии на тему

Открытый урок реакции ИО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ou_reaktsii_io.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 9 в классе:             Реакции ионного обмена.

Тип урока. Урок  - исследование . (Закрепление знаний и умений, с элементами адаптивной системы обучения, использованием ИКТ-презентация,).

“Единственный путь ведущий к знаниям - это деятельность”.

Правильное питание - залог здоровья. А разве здоровье - не чудо?

                                                                                                                   Сенека.

Цель урока: исследовать экспериментальным путем условия, при которых возможно протекание реакций ионного обмена.

Задачи:

  • Воспитания (личностные) создать условия для формирования таких качеств как аккуратность, активность, самостоятельность.
  • Развития (метапредметные) создание условий для формирования умения учащихся анализировать исследуемый объект, узнать о пользе известных напитков.
  • Обучения (предметные) организовать деятельность учеников для закрепления понятия реакция ионного обмена, умения применять знания на примере определения ионов в полученном растворе.

Ход урока.

Приветствие класса.

Определение темы урока.

Разминка:

  • Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?
  • Какие вещества к ним относятся?  
  • Почему растворы электролитов проводят электрический ток?
  • Как называется процесс распада веществ на ионы? Что такое ионы?

Игра в крестики нолики. Электролиты и неэлектролиты.

  • С образованием каких ионов диссоциируют растворы кислот, солей и щелочей?
  • Какие основания называются щелочами?

Диссоциация веществ. Презентация.

  • Какие реакции называются ионными?

Давайте вспомним, как составляются уравнения в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде на примере взаимодействия хлорида  меди(II) с гидроксидом натрия. Работа у доски.

Проведем эксперимент в группах.

Проблема: Провести и изучить химические реакции, написать уравнения реакций ионного обмена, и проанализировать: КАКИЕ УСЛОВИЯ ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬСЯ, чтобы протекла реакция ионного обмена?

1 группа:

NaOH+CuSO4 

Na2CO3 + HCl

H3PO4 + NaOH

CuSO4 + HCl

2 группа

FeCl3 + NaOH

Na2CO3 + H2SO4 

HCl + Ca(OH)2

FeCl3 + H2SO4

3 группа

KOH +CuSO4

Na2SO3 + HCl

H2SO4 + KOH

NaCL + KOH

4 группа

FeCl3 + KOH

Na2SO3 + H2SO4 

Cu(OH)2 + H2SO4

FeCl3 + H2SO4

5 группа

AgNO3 + NaCl

CaCO3 + HCl

HCl + NaOH

BaCl2 + NaOH

Анализ работы.

Реакции ионного обмена протекают если:

  • В ходе реакции образуется осадок;
  • В ходе реакции образуется газ;
  • В ходе реакции образуется слабый электролит (например вода).

Проверка Написания уравнений реакций на доске. Оценка работы.

Просмотр видео.

Итог урока. Вы сегодня на уроке занимались основами аналитической химии, которая изучается в ВУЗах. С помощью этих реакций можно качественно определить наличие ионов в водк, воздухе. Почве. Этим занимаются экологи, санитары, и т.д.

Оценивание урока.

                                                                                       

Карта инструкция 1

Техника безопасности:

1.Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус.

 2. При выявлении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.

3.При выполнении опыта пользуйтесь небольшими дозами веществ.

4.Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если кислота или щелочь попала на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.

Проведение опыта.

На лотке находятся химические реактивы. В отдельных пробирках смешать следующие реактивы объемом по 1 мл.

NaOH  и  CuSO4 

Na2CO3  и   HCl

H3PO4   и  NaOH

CuSO4  и   HCl

При взаимодействии кислоты и основания используйте индикатор – лакмус.

Напишите уравнения реакций в ионном виде.

Что должно произойти в химическом процессе, чтобы реакция ионного обмена состоялась?

  1.    
  2.    
  3.    

                                                                                             

Карта инструкция 2

Техника безопасности:

1.Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус.

 2. При выявлении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.

3.При выполнении опыта пользуйтесь небольшими дозами веществ.

4.Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если кислота или щелочь попала на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.

Проведение опыта.

На лотке находятся химические реактивы. В отдельных пробирках смешать следующие реактивы объемом по 1 мл.

FeCl3  и  NaOH

Na2CO3  и   H2SO4 

HCl  и   Ca(OH)2

FeCl3 и  H2SO4

При взаимодействии кислоты и основания используйте индикатор – лакмус.

Напишите уравнения реакций в ионном виде.

Что должно произойти в химическом процессе, чтобы реакция ионного обмена состоялась?

  1.    
  2.    
  3.    

                                                                                             

Карта инструкция 3

Техника безопасности:

1.Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус.

 2. При выявлении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.

3.При выполнении опыта пользуйтесь небольшими дозами веществ.

4.Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если кислота или щелочь попала на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.

Проведение опыта.

На лотке находятся химические реактивы. В отдельных пробирках смешать следующие реактивы объемом по 1 мл.

KOH  и  CuSO4

Na2SO3  и   HCl

H2SO4  и   KOH

NaCL  и   KOH

При взаимодействии кислоты и основания используйте индикатор – лакмус.

Напишите уравнения реакций в ионном виде.

Что должно произойти в химическом процессе, чтобы реакция ионного обмена состоялась?

  1.    
  2.    
  3.    

                                                                                             

Карта инструкция 4

Техника безопасности:

1.Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус.

 2. При выявлении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.

3.При выполнении опыта пользуйтесь небольшими дозами веществ.

4.Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если кислота или щелочь попала на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.

Проведение опыта.

На лотке находятся химические реактивы. В отдельных пробирках смешать следующие реактивы объемом по 1 мл.

FeCl3  и   KOH

Na2SO3  и   H2SO4 

Cu(OH)2  и   H2SO4

FeCl3  и  H2SO4

При взаимодействии кислоты и основания используйте индикатор – лакмус.

Напишите уравнения реакций в ионном виде.

Что должно произойти в химическом процессе, чтобы реакция ионного обмена состоялась?

  1.    
  2.    
  3.    

                                                                                             

Карта инструкция 5

Техника безопасности:

1.Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус.

 2. При выявлении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.

3.При выполнении опыта пользуйтесь небольшими дозами веществ.

4.Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если кислота или щелочь попала на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.

Проведение опыта.

На лотке находятся химические реактивы. В отдельных пробирках смешать следующие реактивы объемом по 1 мл.

AgNO3  и   NaCl

CaCO3  и   HCl

HCl  и   NaOH

              BaCl2  и   NaOH

При взаимодействии кислоты и основания используйте индикатор – лакмус.

Напишите уравнения реакций в ионном виде.

Что должно произойти в химическом процессе, чтобы реакция ионного обмена состоялась?

  1.    
  2.    
  3.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по химии в 8 классе по теме "Реакции обмена"

тип урока: урок изучения нового материала.Цели урока:Образовательная.В результате урока ученики узнают:что такое реакция обмена;как отличить реакцию обмена от других химических реакций;что такое реакц...

Открытый урок Тепловой эффект химической реакции 8 класс

Данную разработку можно использовать при проведении открытого урока по химии.По календарно-тематическому планированию урок входит  в раздел «Кислород». Данный открытый  урок разработан...

Конспект открытого урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции:"

Конспект открытого урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная   реакция. Термоядерные реакции" содержит конспект урока, технологическую карту урока и опорный конспект....

Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.

Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...

Презентация к открытому уроку по химии в 11 классе "Изучение влияния различных факторов на скорость химических реакций"

Представленные слайды являются сопровождением к уроку-исследованию в 11 классе о скорости химических реакций и факторов, влияющих на скорость....

Конспект открытого урока в 8 классе "Типы химических реакций"

Конспект открытого урока в 8 классе "Типы химических реакций"...

Открытый урок "Ионные реакции"

Открытый урок"Ионные уравнения реакций."...