Технологическая карта по теме "Соли"
методическая разработка по химии (11 класс) на тему
Методическая разработка к открытому уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка открытого урока | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог (ФИО) Зингарова Мария Кирилловна, преподаватель «БОУ СПО Ижевский машиностроительный техникум», аттестуется на 1 категорию.
Предмет: Химия Группа 103 Специальность «Изготовитель художественных изделий из металла» УМК:_учебник Габриелян О.С.,
Тема урока: Соли
Тип урока : Открытие нового знания
Цели урока как планируемые результаты обучения
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- систематизировать знания учащихся о солях с точки зрения электролитической диссоциации;
- продолжить формирование навыков составления формул, уравнений химических реакций и названий солей;
Метапредметные результаты: Математика ( подсчет коэффициентов)
Личностные результаты:
Развивающие:
Развивать умение анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике.
Развивать умения: монологически высказываться; вести учебный диалог, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, использовать приобретенные знания в новой ситуации; планировать собственную деятельность; контролировать собственную деятельность.
Развитее умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы.
Развитие умений и навыков работы с источниками учебной информации, выделять главное
Воспитательные:
Воспитание критического мышления у учащихся.
Формирование способности работать рационально, организованно, контролировать и анализировать итоги своей работы.
Воспитание способности к овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Технологическая карта урока
Этапы урока, время | Планируемый результат | Универсальные учебные действия, предметные учебные действия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формы учебного взаимодействия | Методы и приемы обучения |
1 этап- Мотивационно-целевой (4 мин.) | Совместное определение темы урока и направлений по изучаемой теме. Совместное определение целей и задач урока. Цель: систематизировать знания о свойствах солей и классификации. Задачи: Рассмотреть классификацию и химические свойства солей. | Личностные УУД: умение настроится на работу. Предметные универсальные учебные действия: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. Извлекают информацию, ориентируясь в своей системе знаний. Коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать и вступать в диалог. | Мотивирует обучающихся для дальнейшей работы (пробуждение познавательного интереса к теме). Предлагает обучающимся вспомнить ранее изученный материал и кратко записать в тетрадь. Обсудить результаты в парах. Предлагает одному обучающемуся записать на доске. Просит определить тему урока и основные направления изучения темы. | Восстанавливают в памяти знания по теме «Соли». Записывают в тетрадь. Анализируют записи в парах. Высказывают свои предположения вслух. Один обучающийся записывает на доске все высказывания. Совместно с преподавателем определяют тему урока. | Фронтальная | Словесные. Проблемные и частично-поисковые: эвристическая беседа, «корзина идей» |
2 этап – Ориентировочный (6 мин) | Совместное планирование деятельности на уроке. | Познавательные универсальные учебные действия: умение проводить анализ ответа. Коммуникативные УД: умение достаточно точно выражать свои мысли. Предметные: умение проводить сравнительный анализ формул по иному составу, делать выводы. | Демонстрирует презентацию (1,2,3). Предлагает обучающимся сравнить представленные формулы по ионному составу, сделать выводы. | Сравнивают формулы по ионному составу, анализируют и делают выводы. Находят различия в формулах. | Фронтальная | Аудиовизуальные. Сочетание словесных и наглядных методов. Логические методы. Метод сравнений. |
3 этап Поисково-исследовательский (20 мин) 4 этап Практический (10 мин) 5 этап Рефлексивно – оценочный. | Организация преподавателем процесса самостоятельного постижения обучающимися нового материала. Совместное структурирование обучающимися новой информации с помощью таблицы. Формулирование выводов Организация преподавателем действий закрепления знаний в процессе решения конкретно- практических задач. Самоанализ и самооценка обучающимися. Использование дополнительных источников информации при заполнении кластера «Применение солей». | Предметные УД: поиск и выделение необходимой информации. Смысловое чтение и извлечение необходимой информации из текста. Ориентирование в своей системе знаний. Логические УД: сравнение конкретных данных и составление классификации. Коммуникативные УД: умение выслушивать и вступать в диалог. Регулятивные УД: коррекция и организация обучающимися своей деятельности. Общеучебные УД: выбор способа решения в зависимости от условий. Составление уравнений реакции, при условиях их протекания. Логические УД: умение анализировать применять полученные знания при решении практических задач. Регулятивные УД: самооценка, оценка своей деятельности. Прогнозирование результата своей работы. Регулятивные УД: самооценка, оценка своей деятельности. Познавательные УУД - умение извлекать информацию . | Демонстрирует презентацию (слайды4,5,6). Предлагает записать классификацию солей. Предлагает заполнить таблицу «химические свойства солей». Подводить обучающихся к проведению анализа полученных данных. Предлагает уравнения реакций и сделать вывод о результатах протекания реакций. Предлагает тестовые задания трех уровней на «3», «4» , «5». Наблюдает за обучающимися контролирует ситуацию. Предлагает поднять обучающимся руки с оценками «3», «4», «5» для анализа последующей работы. Задает задание для самостоятельной работы на дом дает советы по выполнению работы. | Читают текст учебника и заполняют таблицу «химические свойства солей», сопоставляя полученную информацию с имеющимися знаниями. Анализируют какие из реакций будут протекать. Оценивают свой уровень освоения новой темы и выбирают задание. Обмениваются карточками с ответами. Поднимают руки. Записывают домашнее задание. | Индивидуальный. Фронтальный. Фронтальная. Индивидуальная. В парах. Индивидуальная. | Информационно-поисковый метод: работа с учебником, презентацией. Практический метод выполнение задания. Таблица. Логический метод: анализ и вывод. Практический разноуровневый контроль задания. Тест. Кластер |
Конспект урока
- Мотивация на тему. Сегодня мы с вами познакомимся с веществами, которые являются неотъемлемой частью нашей жизни. Они являются обязательными атрибутами обеденного стола, консервантами, удобрениями, обеспечивают важнейшие физиологические процессы в организме. Догадались, что это за вещества?
Тема сегодняшнего занятия «Соли».
1 этап-Стадия Вызова. Прежде чем мы перейдем непосредственно к изучению новой темы, давайте прочитаем еще раз тему урока и вспомним, что вы уже знаете о солях. Запишите свои знания в тетрадочке. ( 1-2 мин.)
Теперь поделитесь своими знаниями с соседом по парте и от своей пары приведите один из записанных ответов при этом не повторяясь.
Я- записываю ответы на доске, даже если они не верные.
К примеру: Твердые кристаллические вещества. Растворимые и нерастворимые. Электролиты, Цветные
Ионная кристаллическая решетка — Физич. св-ва
Реакция обмена – Хим. Свойства – незнаем!
Поваренная соль – представители.
Состоят из металла и кислотного остатка – Классификация.
Мы опрелели с вами что нам не хватает знаний о составе солей и химических свойствах.
Наша с вами сегодня цель: Систематизировать знания о свойствах солей и рассмотреть их классификацию. Будем знакомиться с новой информацией?
2 этап –Стадия содержания
Давайте посмотрим на чудеса созданные природой. (Слайд 1,2,3). Давайте посмотрим на формулы и сравним их по ионному составу. Одинаковы ли они?
Классификация: Соли состоящие из металла и кислотного остатка называются средними или нормальными. Пример: NaCL (слайд 4)
Соли состоящие из металла, водорода и кислотного остатка называются кислыми. Пример: NaHCO3
Соли состоящие из металла, гидроксильной группы и кислотного остатка называются основными. Пример: (СuOH)2CO3.
А теперь изучим химические свойства солей, а вы самостоятельно прочитав текст в учебнике и заполните таблицу.
Таблица
Химические свойства солей
Класс неорганических соединений | Реагент | Условие взаимодействия | Пример уравнения реакции |
Соли | + металл | Метал должен находиться в ряду напряжения левее металла соли. Продукт реакции -растворимая соль Не использовать щелочные Ме | Fe + Сu SO4=FeSO4+Cu Левее Правее Раст. |
Соли | + соль | Обязательно образование осадка | ВаСL2+Na2SO4=BaSO4!+2NaCL |
А теперь давайте вместе проверим вашу выполненную работу, и обговорим полученную информацию.
Закрепление
Посмотрите на предложенные уравнения реакции и давайте обсудим. какие из реакций будут протекать.
NaCl+AgNO3 =
Na + FeCl2 =
Zn + FeCL2=
Теперь попробуем выполнить задания. Я предлагаю вам задания на разные уровни, а вы попробуйте себя оценить и выбрать посильное для вас задание.
Желтые на «3»
Зеленые «4»
Красные «5»
Тест
Желтые
Инструкция:
Из предложенных вариантов ответов, выберите только один правильный.
1. Выберите формулу кислой соли:
а) CaO в)Mg( HCO3)2
б) (CaOH)2СО3
2. Соль NaНSO4 называется:
а) сульфат натрия. в) гидроксосульфат натрия
б) гидросульфат натрия
3. FeCl2 + Zn взаимодействует по схеме:
а) Соль1 + Ме ->Соль 2 +Ме б) Соль1 +Соль 2->Соль3 + Ме
в) Соль1 +Соль 2->Соль3 + Соль 4
4. С хлоридом свинца PbCl2 не взаимодействует:
а) Zn в)Al
б) Cu .
5. Не протекает реакция:
а) AlCl2 + Zn = ZnCl2 + Al
б) Ag NO3+ NaCl = AgCl + NaNO3
в) CuSO4+Fe -> FeSO4+Cu
Зелёные
Инструкция: Из предложенных вариантов ответов, выберите только один правильный.
1. Выберите ряд веществ, образованный только солями:
а) NaCl, NaHSO4, NaOH в) Al2(SO4)3, КНSO4, CaSO4
б) Cu(NO3)2, CuO, CuCl2
2. Вещество, формула которого NaOHCO3, называется:
а) гидрокарбонат натрия в) карбонат натрия
б) гидроксокарбонат натрия
3. Можно ли протравить цинковый металл соляной кислотой:
а) Да
б) Нет в) Частично
4. Цинк не взаимодействует с солью:
а) FeCl2 в) CoCl2
б) CuCl2
5. Допишите возможную реакцию
а) AlCl2 + Zn =
б) Ag NO3+ NaCl =
в) CuSO4+Fe ->
Красные
Инструкция: Из предложенных вариантов ответов, выберите только один правильный.
1. Выберите ряд веществ, образованный только кислыми солями:
а) NaHСО3, NaH2PO4. в) (CuOH)2CO3, КСl
б) (FeOH)NO3, Na2CO3
2 .В схеме: FeCl2-> ZnCl2 - >AgCl реагентами получения веществ последовательно, являются:
а) Zn, AgNO3 в) Zn, Ag
б) Zn, AgСl
3. Магний не вытеснит металл из соли, формула которой:
а) CaCl2 в) CuCl2
б) FeSO4
4. Хлорид меди (II) взаимодействует веществом:
а) CuCl2 в) AgNO3
б) AgCl
5. Выберите пару между которыми будет протекать химическая реакция:
а) NaCl и MgNO3 в) AlCl2 и KNO3
б) ВаСl и Na2SO4
А теперь давайте решим с вами компетентростно-ориентированное задание.
Стимул: Многие из вас носят ювелирные изделия изготовленные из серебра. Часто изделия при сравнительно не длительной носке теряют блеск и темнеют. Как же вернуть изделию первоначальный вид новизны?
Задание: Запишите два уравнения химических реакций взаимодействия серебряного изделия с сероводородом и очистка его от темного налета.
Источник информации: Сероводород из воздуха и при физиологическом выделении организма соединяется с серебром и изделие приобретает темный вид. Чтоб очистить изделие от налета нужно прокипятить его с алюминием в воде имеющей щелочную среду раствора. Щелочную среду создаем добавлением пищевой соды.
Домашнее задание: Заполнить кластер «Применение солей» с использованием дополнительных источников информации.
Методическая разработка урока
Тема ««Химические свойства неорганических кислот».
Мотивация на тему. Сегодня мы с вами закрепим знания о уже изученном классе неорганических соединений.
Тема сегодняшнего занятия «Химические свойства неорганических кислот».
1 этап-Стадия Вызова. Прежде чем мы перейдем непосредственно к изучению новой темы, давайте прочитаем еще раз тему урока и вспомним, что вы уже знаете о солях. Запишите свои знания в тетрадочке. ( 1-2 мин.)
Цели урока: Изучить химические свойства, характерные для класса кислоты.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Систематизировать знания о химических свойствах класса - кислоты
- Показать использование на уроках химии электрохимического ряда напряжения металлов и таблицы растворимости.
Метапредметные результаты:
Развивающие:
- Развивитие у обучащихся интереса к изучаемому предмету.
- Развитие умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и реактивами.
- Развитие умений проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию информации.
- Развитие общеучебных умений и навыков.
- Развитие умений работать в группе.
Воспитательные:
- Воспитание научного мировоззрения учащихся.
Ход урока
Мотивация на тему:
В желудке есть вещество, которое создает благоприятную среду для работы пищеварительного тракта. В вашей будущей профессиональной деятельности эти вещества используются для протравливания металлических плат. С какими явлениями какого класса неорганических соединений мы сегодня с вами познакомимся? Демонстрация слайдов.
Тема урока « Химические свойства неорганических кислот»
2 стадия - Содержания
В нашей повседневной жизни часто приходиться иметь дело с кислотами. Протравливание металлов для лучшей их обработки. А если касатся здоровья то у многих есть неприятные ощущения в желудке после принятия пищи, в народе называют изжогой. Как же правильно избавиться от изжоги и чувствовать себя здоровым, или правильно обработать металл перед пайкой.
Демонстрация опытов через мультимедийный проектор. Определить какой процесс показан на экране?
Сегодняшняя лабораторная работа поможет нам с вами окончательно разобраться самим в этих хитрых химических процессах и наглядно увидеть их. Прежде чем начать выполнять лабораторную работу давайте вспомним технику безопасности при работе с химическими веществами?
Давайте вспомним, чем образованы кислоты? Значит от каких составляющих зависят химические свойства кислот? Ответ от кислотного остатка.
Лабораторную работу вы будите проводить в группах по 4 человека.
Свои наблюдения заносите в таблицу
Химические свойства неорганических кислот
Уравнения химических реакций | Условия взаимодействия |
1 опыт Zn + HCL = FeCL2+H2 | |
2 опыт СaO + HCL = CaCL2 + H2O | |
3 опыт NaOH + HCL = NaCL + H2O | |
4 опыт Na2CO3+ HCL = NaCL + CO2 + H2O |
Стадия — Рефлексии. После окончания выполнения работы давайте обсудим еще раз условия протекания химических реакций. Один человек из группы выходит к доске и записывает условия протекания химических реакции, если их нет, то так и пишем условий нет.
В заключении я б хотела чтоб вы ответили на контрольные вопросы, которые и будут являться вашим выводом по работе. Ну а потом сдаем тетради.
Контрольные вопросы:
- Почему медики при изжоге советуют употреблять раствор пищевой соды или лекарственные препараты содержащие карбонат кальция или гидроксиды магния.
- Как химическим путем удалить с алюминиевого изделия продукты коррозии не причиняя при этом ущерб металлу?
Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог (ФИО) Зингарова Мария Кирилловна, преподаватель «БОУ СПО Ижевский машиностроительный техникум», аттестуется на 1 категорию.
Предмет: Химия Группа 107 Специальность «Наладчики аппаратного и программного обеспечения» УМК:_учебник Габриелян О.С., интерактивная доска
Тема урока: «Химические свойства неорганических кислот»
Тип урока : Обобщения и закрепления
Цели урока как планируемые результаты обучения
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- систематизировать знания учащихся
- продолжить формирование навыков составления формул, уравнений химических реакций и названий солей;
Метапредметные результаты: Математика ( подсчет коэффициентов)
Личностные результаты:
Развивающие:
Развивать умение анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике.
Развивать умения: монологически высказываться; вести учебный диалог, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, использовать приобретенные знания в новой ситуации; планировать собственную деятельность; контролировать собственную деятельность.
Развитее умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы.
Развитие умений и навыков работы с источниками учебной информации, выделять главное
Воспитательные:
Воспитание критического мышления у учащихся.
Формирование способности работать рационально, организованно, контролировать и анализировать итоги своей работы.
Воспитание способности к овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
Систематизировать знания о химических свойствах кислот.
Показать использование на уроках химии электрохимического ряда напряжения металлов и таблицы растворимости.
Продолжить формировать умение записывать уравнения химических реакций.
Метапредметные результаты:
Развивающие:
Развитие у учащихся интереса к изучаемому предмету.
Развитие умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и реактивами.
Развитие умений проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию информации.
Развитие общеучебных умений и навыков.
Развитие умений работать в группе.
Развитие способности к адекватному взаимооцениванию.
Развитие умения доказательства правил взаимодействия на практике.
Воспитательные:
Воспитание научного мировоззрения учащихся.
Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Технологическая карта урока
Этапы урока, время | Задачи этапа | Универсальные учебные действия, предметные учебные действия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формы учебного взаимодействия | Методы и приемы |
1 этап- Мотивационно-целевой (2 мин.) | Совместное определение темы урока и направлений по изучаемой теме. Цель: Обобщение знаний о химических свойствах кислот. Задачи: Выполнить лабораторную работу. | Личностные УД: мотивация учебной деятельности. | Мотивирует обучающихся для дальнейшей работы (пробуждение познавательного интереса к теме). Задает обучающимся вопросы. | Восстанавливают в памяти знания по теме «Кислоты». Отвечают на вопросы. | Фронтальная | Словесные. Проблемные и частично-поисковые. Тонкие, толстые вопросы. |
2 этап – Ориентировочный (6 мин) | Совместное планирование деятельности на уроке. | Предлагает обучающимся заполнить кластер по применению соляной кислоты. Задает обучающимся наводящие вопросы. Предлагает обучающимся вспомнить и проговорить технику безопасности. | Приводят конкретные жизненные примеры по применению соляной кислоты. Вспоминают и проговаривают технику безопасности. | Групповая | Сочетание словесного и наглядного методов. Кластер. | |
3 этап Поисково-исследовательский (20 мин) 4 этап Практический (10 мин) 5 этап Рефлексивно – оценочный. (7 мин.) | Организация преподавателем процесса самостоятельного доказательства ранее изученных химических свойств кислот. Внесение наблюдений в таблицу Обмениваться мнением о полученной информации при проведении опытов. Организация преподавателем действий закрепления знаний в процессе решения поставленного вопроса. Самооценка обучающихся. | Логические универсальные учебные действия: проведение химических реакций, подведение под правило взаимодействия. Общеучебные УД: составление уравнений реакций при условии их протекания. Коммуникативные УД: умение общаться в группе. Логические УД: выбор способа решения в зависимости от условий. РегулятивныеУД: Самооценка, взаимооценка. | Отслеживает степень активности работы, внимательности и соблюдении техники безопасности. Выводит эталон ответа на экран. Предлагает обменяться таблицей между группами с целью проведения взаимооценки. Подводит обучающихся к проведению анализа таблицы. Обсуждение таблицы с обучающимися. Предлагает ответить на вопрос каждой группе. Выводить эталон ответа на экран. Оказывает помощь в самооценке. | Оформляют лабораторную работу. Проводят химические реакции по инструкции к лабораторной работе. Анализируют группой проведенную реакцию и записывают результат в таблицу. Обмениваются выполненной лабораторной работой с соседней группой и проводят взаимооценку по эталону. Выбирают вопрос. Анализируют и дают предполагаемый ответ. Проводят самооценку согласно эталону ответа. Зачитывают ответ сверяют с эталоном и ставят оценку. | Групповая Групповая Групповая. | Логический метод: анализ и вывод. Таблица. Практический метод. Вопросы для каждой группы. |
Самоанализ | |||
Этапы урока | Уровень достижения планируемого результата | Возможные риски | Коррекционная работа |
1 этап — Мотивационно-целевой (4 мин.) | Личностные УД: развитие познавательных интересов и учебных мотивов. | Определение процессов показанных на экране. | Наводящие вопросы |
2 этап — Ориентировочный (6 мин) | Коммуникативные УУД | .Не все группы могут привести пример применения соляной кислоты. | Индивидуальное объяснение. |
3 этап — Поисково – исследовательский (20 мин.) 4 – этап – Практический (6 мин) | Логические универсальные учебные действия: проведение химических реакций, подведение под правило взаимодействия. Общеучебные УД: составление уравнений реакций при условии их протекания. Коммуникативные УД: умение общаться в группе.
Логические УД: выбор способа решения в зависимости от условий. | Возникновение трудностей при заполнении таблицы. Анализ проведенных химических реакций и условий протекания.
| Индивидуальное объяснение. |
Самоанализ | |||
Этапы урока | Уровень достижения планируемого результата | Возможные риски | Коррекционная работа |
1 этап- Стадия Вызова (8 мин.) | |||
2 этап – Стадия содержания (25 мин) | |||
3 стадия-Рефлексии (10 мин) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".
Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция (разного уровня задания) на “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...