Технологическая карта по теме "Соли"
методическая разработка по химии (11 класс) на тему

Методическая разработка к открытому уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог (ФИО) Зингарова Мария Кирилловна, преподаватель «БОУ СПО Ижевский машиностроительный техникум», аттестуется на 1 категорию.

Предмет:   Химия      Группа 103    Специальность «Изготовитель художественных изделий из металла»  УМК:_учебник Габриелян О.С.,

Тема урока: Соли

Тип урока : Открытие нового знания

Цели урока как планируемые результаты обучения

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- систематизировать знания учащихся о солях с точки зрения электролитической диссоциации;

- продолжить формирование навыков составления формул, уравнений химических реакций и названий солей;

Метапредметные результаты: Математика ( подсчет коэффициентов)

Личностные результаты:

Развивающие:

Развивать умение  анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике.

Развивать умения: монологически высказываться; вести учебный диалог, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, использовать приобретенные знания в новой ситуации; планировать собственную деятельность;  контролировать собственную деятельность.

Развитее умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы.

Развитие умений и навыков работы с источниками учебной информации, выделять главное

Воспитательные:

Воспитание критического мышления у учащихся.

Формирование способности  работать рационально, организованно, контролировать  и анализировать итоги своей работы.

Воспитание способности к овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Технологическая карта урока

Этапы урока, время

Планируемый результат

Универсальные учебные действия, предметные учебные действия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формы учебного взаимодействия

Методы и приемы обучения

1 этап- Мотивационно-целевой

(4 мин.)

Совместное определение темы урока и направлений по изучаемой теме.

Совместное определение  целей  и задач урока.

Цель: систематизировать знания о свойствах солей и классификации.

Задачи: Рассмотреть классификацию и химические свойства солей.

Личностные УУД: умение настроится на работу.

Предметные универсальные учебные действия: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. Извлекают информацию, ориентируясь в своей системе знаний.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

умение слушать и вступать в диалог.

Мотивирует обучающихся для дальнейшей работы (пробуждение познавательного интереса к теме). Предлагает обучающимся вспомнить ранее изученный материал и кратко записать в тетрадь. Обсудить результаты в парах. Предлагает одному обучающемуся записать на доске. Просит определить тему урока и основные направления изучения темы.

Восстанавливают в памяти знания по теме «Соли». Записывают в тетрадь. Анализируют записи в парах. Высказывают свои предположения вслух. Один обучающийся записывает на доске все высказывания. Совместно с преподавателем определяют тему урока.

Фронтальная

Словесные. Проблемные и частично-поисковые: эвристическая беседа, «корзина идей»

2 этап – Ориентировочный

(6 мин)

Совместное планирование деятельности на уроке.

Познавательные универсальные учебные действия:

умение проводить анализ ответа.

Коммуникативные УД: умение достаточно точно выражать свои мысли.

Предметные: умение проводить сравнительный анализ формул по иному составу, делать выводы.

Демонстрирует презентацию (1,2,3). Предлагает обучающимся сравнить представленные формулы по ионному составу, сделать выводы.

Сравнивают формулы по ионному составу, анализируют и делают выводы. Находят различия в формулах.

Фронтальная

Аудиовизуальные. Сочетание словесных и наглядных методов. Логические методы. Метод сравнений.

3 этап Поисково-исследовательский

 (20 мин)

4 этап Практический (10 мин)

5 этап Рефлексивно – оценочный.

Организация преподавателем процесса самостоятельного постижения обучающимися нового материала. Совместное структурирование обучающимися новой информации с помощью таблицы. Формулирование выводов

Организация преподавателем действий закрепления знаний в процессе решения конкретно- практических задач.

Самоанализ и самооценка обучающимися.

Использование дополнительных источников информации при заполнении кластера  «Применение солей».

Предметные УД: поиск и выделение необходимой информации. Смысловое чтение и извлечение необходимой информации из текста. Ориентирование в своей системе знаний. Логические УД: сравнение конкретных данных и составление классификации.

Коммуникативные УД: умение выслушивать и вступать в диалог.

Регулятивные УД: коррекция и организация обучающимися своей деятельности.

Общеучебные УД: выбор способа решения в зависимости от условий. Составление уравнений реакции, при условиях  их протекания.

Логические УД: умение анализировать применять полученные знания при решении практических задач.

Регулятивные УД: самооценка, оценка своей деятельности. Прогнозирование результата своей работы.

Регулятивные УД: самооценка, оценка своей деятельности.

Познавательные УУД

- умение извлекать информацию .

Демонстрирует презентацию (слайды4,5,6). Предлагает записать классификацию солей. Предлагает заполнить таблицу «химические свойства солей».

Подводить обучающихся к проведению анализа полученных данных.

Предлагает уравнения реакций и сделать вывод о результатах протекания реакций.

Предлагает тестовые задания трех уровней на «3», «4» , «5».

Наблюдает за обучающимися контролирует ситуацию.

Предлагает поднять обучающимся руки с оценками «3», «4», «5» для анализа последующей работы.

Задает задание для самостоятельной работы на дом дает советы по выполнению работы.

Читают текст учебника и заполняют таблицу «химические свойства солей», сопоставляя полученную информацию с имеющимися  знаниями.

Анализируют какие из реакций будут протекать.

Оценивают свой уровень освоения новой темы и выбирают задание.

Обмениваются карточками с ответами.

Поднимают руки.

Записывают домашнее задание.

Индивидуальный. Фронтальный.

Фронтальная. Индивидуальная.

В парах.

Индивидуальная.

Информационно-поисковый метод: работа с учебником, презентацией. Практический метод выполнение задания. Таблица.

Логический метод: анализ и вывод.

Практический разноуровневый контроль задания. Тест.

Кластер

Конспект урока

  1. Мотивация на тему. Сегодня мы с вами познакомимся с веществами, которые являются неотъемлемой частью нашей жизни. Они являются обязательными атрибутами обеденного стола, консервантами, удобрениями, обеспечивают важнейшие физиологические процессы в организме.  Догадались, что это за вещества?

Тема сегодняшнего занятия «Соли».

1 этап-Стадия Вызова. Прежде чем мы перейдем непосредственно к изучению новой темы, давайте прочитаем еще раз тему урока и вспомним, что вы уже знаете о солях. Запишите свои знания в тетрадочке. ( 1-2 мин.)

Теперь поделитесь своими знаниями   с соседом по парте и от своей пары приведите один из записанных ответов при этом не повторяясь.

Я- записываю ответы на доске, даже если они не верные.

К примеру: Твердые кристаллические вещества.  Растворимые и нерастворимые. Электролиты, Цветные

            Ионная кристаллическая решетка — Физич. св-ва

Реакция обмена – Хим. Свойства – незнаем!

Поваренная соль – представители.

Состоят из металла и кислотного остатка – Классификация.

Мы опрелели с вами что нам не хватает знаний о составе солей и химических свойствах.

Наша с вами сегодня цель: Систематизировать знания о свойствах солей и рассмотреть их классификацию. Будем знакомиться с новой информацией?

2 этап –Стадия содержания

Давайте посмотрим на чудеса созданные природой. (Слайд 1,2,3). Давайте  посмотрим на формулы и сравним их по ионному составу. Одинаковы ли они?

Классификация: Соли состоящие из металла и кислотного остатка называются средними или нормальными. Пример: NaCL (слайд 4)

Соли состоящие из металла, водорода и кислотного остатка называются кислыми. Пример: NaHCO3

 Соли состоящие из металла, гидроксильной группы и кислотного остатка называются основными. Пример: (СuOH)2CO3.

           А теперь изучим химические свойства солей, а вы  самостоятельно прочитав текст в учебнике и заполните таблицу.

Таблица

Химические свойства солей

Класс неорганических соединений

Реагент

Условие взаимодействия

Пример уравнения реакции

Соли

+ металл

Метал должен находиться в ряду напряжения  левее металла соли.

Продукт реакции -растворимая соль

Не использовать щелочные Ме

Fe       +    Сu  SO4=FeSO4+Cu

Левее     Правее         Раст.

Соли

+ соль

Обязательно образование осадка

ВаСL2+Na2SO4=BaSO4!+2NaCL

А теперь давайте вместе проверим вашу выполненную работу, и обговорим полученную информацию.

Закрепление

Посмотрите на предложенные уравнения реакции и давайте обсудим. какие из реакций будут протекать.

NaCl+AgNO3 =

Na + FeCl2 =

Zn + FeCL2=

Теперь попробуем выполнить задания. Я предлагаю вам задания на разные уровни, а вы попробуйте себя оценить и выбрать посильное для вас задание.

Желтые на «3»

Зеленые «4»

Красные «5»

Тест

Желтые

Инструкция:

Из предложенных вариантов ответов, выберите только один правильный.

1. Выберите формулу кислой соли:

    а) CaO                                                     в)Mg( HCO3)2

    б) (CaOH)2СО3                                              

2. Соль NaНSO4 называется:

    а) сульфат натрия.    в) гидроксосульфат натрия       

    б) гидросульфат натрия                            

3. FeCl2 + Zn взаимодействует по схеме:

    а) Соль1 + Ме ->Соль 2 +Ме          б) Соль1 +Соль 2->Соль3 + Ме

    в) Соль1 +Соль 2->Соль3 + Соль 4

4. С хлоридом свинца  PbCl2 не взаимодействует:

    а) Zn                                                в)Al

    б) Cu                                              .

5. Не протекает реакция:

    а) AlCl2 + Zn = ZnCl2 + Al

    б) Ag NO3+ NaCl = AgCl + NaNO3

    в) CuSO4+Fe -> FeSO4+Cu

Зелёные

Инструкция: Из предложенных вариантов ответов, выберите только один правильный.

1. Выберите ряд веществ, образованный только солями:

    а) NaCl, NaHSO4, NaOH                                 в) Al2(SO4)3, КНSO4, CaSO4

    б) Cu(NO3)2, CuO, CuCl2                              

2. Вещество, формула которого NaOHCO3, называется:

    а) гидрокарбонат натрия                                         в) карбонат натрия

    б) гидроксокарбонат натрия                                      

3. Можно ли протравить цинковый металл соляной кислотой:

а) Да

б) Нет    в) Частично

4. Цинк не взаимодействует с солью:

     а) FeCl2                                                             в) CoCl2

     б) CuCl2                                                             

5.    Допишите возможную реакцию

 а) AlCl2 + Zn =

    б) Ag NO3+ NaCl =

    в) CuSO4+Fe ->

Красные

Инструкция: Из предложенных вариантов ответов, выберите только один правильный.

1. Выберите ряд веществ, образованный только кислыми солями:

    а)     NaHСО3,  NaH2PO4.                                   в)   (CuOH)2CO3, КСl

    б)  (FeOH)NO3,   Na2CO3                

2 .В  схеме:  FeCl2-> ZnCl2 - >AgCl реагентами получения веществ последовательно,  являются:  

    а) Zn, AgNO3  в) Zn, Ag

б) Zn, AgСl          

3. Магний не вытеснит металл из соли, формула которой:

    а) CaCl2                                                             в) CuCl2

    б) FeSO4                                                            

4. Хлорид меди (II) взаимодействует веществом:

    а)    CuCl2                                             в) AgNO3

    б)  AgCl                                              

5. Выберите пару  между которыми будет протекать химическая реакция:

а) NaCl и  MgNO3      в) AlCl2 и KNO3

б) ВаСl и  Na2SO4

А теперь давайте решим с вами компетентростно-ориентированное задание.

Стимул:  Многие из вас носят ювелирные изделия изготовленные из серебра. Часто изделия при сравнительно не длительной носке теряют блеск и темнеют. Как же вернуть изделию первоначальный вид новизны?

Задание: Запишите два уравнения химических реакций взаимодействия серебряного изделия с сероводородом и очистка его от темного  налета.

Источник информации: Сероводород из воздуха и при физиологическом выделении организма соединяется с серебром и изделие приобретает темный вид. Чтоб очистить изделие от налета нужно прокипятить его с алюминием в воде имеющей щелочную среду раствора. Щелочную среду создаем добавлением пищевой соды.

Домашнее задание: Заполнить кластер «Применение солей» с использованием дополнительных источников информации.

Методическая разработка урока

Тема ««Химические свойства неорганических кислот».

Мотивация на тему. Сегодня мы с вами закрепим знания  о уже изученном классе неорганических соединений.

Тема сегодняшнего занятия «Химические свойства неорганических кислот».

1 этап-Стадия Вызова. Прежде чем мы перейдем непосредственно к изучению новой темы, давайте прочитаем еще раз тему урока и вспомним, что вы уже знаете о солях. Запишите свои знания в тетрадочке. ( 1-2 мин.)

Цели урока: Изучить химические свойства, характерные для класса кислоты.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Систематизировать знания о химических свойствах класса  - кислоты
  • Показать использование на уроках химии электрохимического ряда напряжения металлов и таблицы растворимости.

Метапредметные результаты:

Развивающие:

  • Развивитие у обучащихся интереса к изучаемому предмету.
  • Развитие умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и реактивами.
  • Развитие умений проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию информации.
  • Развитие общеучебных умений и навыков.
  • Развитие умений работать в группе.

Воспитательные:

  • Воспитание научного мировоззрения учащихся.

Ход урока

Мотивация на тему:

В желудке есть вещество, которое создает благоприятную среду для работы пищеварительного тракта. В вашей будущей профессиональной деятельности эти вещества используются для протравливания металлических плат. С какими явлениями какого класса неорганических соединений мы сегодня с вами познакомимся? Демонстрация слайдов.

Тема урока « Химические свойства неорганических кислот»

2 стадия - Содержания

В нашей повседневной жизни часто приходиться иметь дело с кислотами. Протравливание металлов для лучшей их обработки. А если касатся здоровья то у многих есть неприятные ощущения в желудке после принятия пищи, в народе называют изжогой. Как же правильно избавиться от изжоги и чувствовать себя здоровым, или правильно обработать металл перед пайкой.

Демонстрация опытов через мультимедийный проектор. Определить какой процесс показан на экране?

Сегодняшняя лабораторная работа поможет нам с вами окончательно разобраться самим в этих хитрых химических процессах и наглядно увидеть их. Прежде чем начать выполнять лабораторную работу давайте вспомним технику безопасности при работе с химическими веществами?

Давайте вспомним, чем образованы кислоты? Значит от каких составляющих зависят химические свойства кислот? Ответ от кислотного остатка.

Лабораторную работу вы будите проводить в группах по 4 человека.

Свои наблюдения заносите в таблицу

Химические свойства неорганических кислот

Уравнения химических реакций

Условия взаимодействия

1 опыт

 Zn + HCL = FeCL2+H2

 2 опыт

СaO + HCL = CaCL2 + H2O

3 опыт

NaOH + HCL = NaCL + H2O

4 опыт

Na2CO3+ HCL = NaCL + CO2 + H2O

Стадия — Рефлексии.  После окончания выполнения работы давайте обсудим еще раз условия протекания химических реакций. Один человек из группы выходит к доске и записывает условия протекания химических реакции, если их нет, то так и пишем условий нет.

В заключении я б хотела чтоб вы ответили на контрольные вопросы, которые и будут являться вашим выводом по работе. Ну а потом сдаем тетради.

Контрольные вопросы:

  1. Почему медики при изжоге советуют употреблять раствор пищевой соды или лекарственные препараты содержащие карбонат кальция или гидроксиды магния.
  2. Как химическим путем удалить с алюминиевого изделия продукты коррозии не причиняя при этом ущерб металлу?

Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог (ФИО) Зингарова Мария Кирилловна, преподаватель «БОУ СПО Ижевский машиностроительный техникум», аттестуется на 1 категорию.

Предмет:   Химия      Группа 107    Специальность «Наладчики аппаратного и программного обеспечения»  УМК:_учебник Габриелян О.С., интерактивная доска

Тема урока:  «Химические свойства неорганических кислот»

Тип урока : Обобщения и закрепления

Цели урока как планируемые результаты обучения

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- систематизировать знания учащихся

- продолжить формирование навыков составления формул, уравнений химических реакций и названий солей;

Метапредметные результаты: Математика ( подсчет коэффициентов)

Личностные результаты:

Развивающие:

Развивать умение  анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике.

Развивать умения: монологически высказываться; вести учебный диалог, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, использовать приобретенные знания в новой ситуации; планировать собственную деятельность;  контролировать собственную деятельность.

Развитее умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы.

Развитие умений и навыков работы с источниками учебной информации, выделять главное

Воспитательные:

Воспитание критического мышления у учащихся.

Формирование способности  работать рационально, организованно, контролировать  и анализировать итоги своей работы.

Воспитание способности к овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

Систематизировать знания о химических свойствах кислот.

Показать использование на уроках химии электрохимического ряда напряжения металлов и таблицы растворимости.

Продолжить формировать умение записывать уравнения химических реакций.

Метапредметные результаты:

Развивающие:

Развитие у учащихся интереса к изучаемому предмету.

Развитие умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и реактивами.

Развитие умений проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию информации.

Развитие общеучебных умений и навыков.

Развитие умений работать в группе.

Развитие способности к адекватному взаимооцениванию.

Развитие умения доказательства правил взаимодействия на практике.

Воспитательные:

 Воспитание научного мировоззрения учащихся.

Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Технологическая карта урока

Этапы урока, время

Задачи этапа

Универсальные учебные действия, предметные учебные действия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формы учебного взаимодействия

Методы и приемы

1 этап- Мотивационно-целевой

(2 мин.)

Совместное определение темы урока и направлений по изучаемой теме.

Цель: Обобщение знаний о химических свойствах кислот.

Задачи: Выполнить лабораторную работу.

Личностные УД: мотивация учебной деятельности.

Мотивирует обучающихся для дальнейшей работы (пробуждение познавательного интереса к теме). Задает обучающимся вопросы.

Восстанавливают в памяти знания по теме «Кислоты». Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Словесные. Проблемные и частично-поисковые.

Тонкие, толстые вопросы.

2 этап – Ориентировочный

(6 мин)

Совместное планирование деятельности на уроке.

Предлагает обучающимся заполнить кластер по применению соляной  кислоты.

Задает обучающимся наводящие вопросы.

Предлагает обучающимся вспомнить и проговорить технику безопасности.

Приводят конкретные жизненные примеры по применению соляной кислоты.

Вспоминают и проговаривают технику безопасности.

Групповая

Сочетание словесного и  наглядного методов. Кластер.

3 этап Поисково-исследовательский

 (20 мин)

4 этап Практический (10 мин)

5 этап Рефлексивно – оценочный.

(7 мин.)

Организация преподавателем процесса самостоятельного доказательства ранее изученных химических свойств кислот. Внесение наблюдений в таблицу

Обмениваться мнением о полученной информации при проведении опытов.

Организация преподавателем действий закрепления знаний в процессе решения  поставленного вопроса.

Самооценка обучающихся.

Логические универсальные учебные действия: проведение химических реакций, подведение под правило взаимодействия.

Общеучебные УД: составление уравнений реакций при условии их протекания.

Коммуникативные УД: умение общаться в группе.

Логические УД: выбор способа решения в зависимости от условий.

РегулятивныеУД:

Самооценка, взаимооценка.

Отслеживает степень активности работы, внимательности и соблюдении техники безопасности. Выводит эталон ответа на экран. Предлагает обменяться таблицей между группами с целью проведения взаимооценки.

Подводит обучающихся к проведению анализа таблицы. Обсуждение таблицы с обучающимися.

Предлагает ответить на вопрос каждой группе.

Выводить эталон ответа на экран.

Оказывает помощь в самооценке.

Оформляют лабораторную работу. Проводят химические реакции по инструкции к лабораторной работе. Анализируют группой проведенную реакцию и записывают результат в таблицу.

Обмениваются выполненной лабораторной работой с соседней группой и проводят взаимооценку по эталону.

Выбирают вопрос. Анализируют и дают предполагаемый ответ.

Проводят самооценку согласно эталону ответа.

Зачитывают ответ сверяют с эталоном и ставят оценку.

Групповая

Групповая

Групповая.

Логический метод: анализ и вывод.

Таблица.

Практический метод.  Вопросы для каждой группы.

Самоанализ

Этапы урока

Уровень достижения планируемого результата

Возможные риски

Коррекционная работа

1 этап — Мотивационно-целевой

(4 мин.)

 Личностные УД: развитие познавательных интересов и учебных мотивов.

Определение процессов показанных на экране.

Наводящие вопросы

2 этап — Ориентировочный (6 мин)

 Коммуникативные УУД

.Не все группы могут привести пример применения соляной кислоты.

Индивидуальное объяснение.

3 этап — Поисково – исследовательский (20 мин.)

4 – этап – Практический (6 мин)

  Логические универсальные учебные действия: проведение химических реакций, подведение под правило взаимодействия.

Общеучебные УД: составление уравнений реакций при условии их протекания.

Коммуникативные УД: умение общаться в группе.

   

Логические УД: выбор способа решения в зависимости от условий.

Возникновение трудностей при заполнении таблицы. Анализ проведенных химических реакций и условий протекания.

 

Индивидуальное объяснение.

Самоанализ

Этапы урока

Уровень достижения планируемого результата

Возможные риски

Коррекционная работа

1 этап- Стадия Вызова

(8 мин.)

2 этап – Стадия содержания

(25 мин)

3 стадия-Рефлексии

(10 мин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...