методическая разработка урока для 8 класса по теме "Соли. Составление формул по степени окисления"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Урок по химии для учащихся 8 класса, разработан с использованием структур Сингапурской технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_uroka_8kl.soli_na_sayt.docx | 31.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Карасинская ООШ имени Шарафутдинова З.Т.»
Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан
План-конспект открытого урока
с использованием образовательных структур Сингапура.
в 8 классе
по теме:
«Соли. Составление формул по степени окисления».
Учитель биологии-химии
Зайнеева Лейсан Вахитовна.
2015год.
Тема: Соли. Составление формул по степени окисления.
Цель урока:
- дать понятие о классе неорганических соединений – солях;
- сформировать умение составлять формулы солей и правильно давать им названия;
- привести в систему знания учащихся о классификации солей.
Задачи урока:
Обучающие:
1.Дать определение солей.
2. Рассмотреть состав и название солей.
3. Продолжить обучение школьников определять степени окисления в сложных соединениях.
4. Научить, составлять формулы солей.
5. Познакомить с физическими свойствами солей.
6. Познакомить учащихся с классификацией солей.
Развивающие: развивать составление степени окисления элементов, мышление, память, внимание, логическое мышление, умение работать в парах, умение работать с малым набором реактивов.
Воспитывающие: воспитание толерантности, умение работать в парах и в группе.
Методы: частично - поисковый, объяснительно- иллюстративный.
Тип урока: комбинированный.
Метапредметные связи: биология, география.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная и групповая.
Реактивы: Образцы солей: железный купорос, мел, хлорид натрия, медный купорос, сульфат магния.
Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде, ПК, экран, штатив с пробирками.
Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2008г.
Планируемые результаты обучения. Учащиеся должны уметь:
- составлять формулы солей;
- давать им названия;
- отличать соли от других классов неорганических соединений.
Ход урока:
I.Организационный момент.
-Проверка подготовленности учащихся к уроку.
- Приветствие, фиксация отсутствующих.
- Организация внимания.( Сигнал тишины)
II.Актуализация изученных знаний:
1.Фронтальный опрос:
- Какие классы веществ вы знаете?
- Что такое оксиды?
- Что такое основания?
- Что такое кислоты?
2.Обучающая структура ТОКИН МЭТ.
1 этап. «Мозговой штурм»
-Учитель задает тему для обсуждения и время для размышления.
-учащиеся записывают максимальное количество слов или фраз по теме индивидуально и в тишине. (задается слово КИСЛОТЫ)
(Предполагаемые записи учащихся: соляная, серная, угольная и т.п., формулы кислот, одноосновная, двухосновная, простые ионы, сложные ионы, индикаторы, лакмус, красный цвет, растворимые, нерастворимые и т.д.)
2 этап. Создание связей и формулирование вопроса.
3 этап. Формулирование выводов и обмен ответами.
III. Изучение новых знаний.
Учитель предлагает отгадать загадку: «Без этого вещества невозможно жизнь растений, животных, человека. В год человек потребляет от 3 до 5 кг этого вещества. Это символ гостеприимства и радушия хозяев». Что же это за вещество? (Ответы учащихся: соль). Слайд №3
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами посещаем Страну веществ, название класса которых означает «рождённые солнцем». Почему? Потому что многие вещества этого класса любят «прятаться» в воде. Но как только горячие солнечные лучи выпарят воду, эти вещества предстают перед нами во всей своей красе. Посмотрите, какими разными они бывают! (Слайды с изображением нового класса соединений №4)
Учитель просит из предложенных формул выбрать те формулы, которые они ещё не изучали. (Слайд № ) И сравнить, чем они сходны между собой, а чем отличаются? (предполагаемый ответ: сходство - во всех формулах на первом месте присутствует металл, а отличаются кислотными остатками).
Учащимся предлагается сформулировать определения самим, а затем поверяют по изображению на экране:
Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков. |
Интересный материал (Сообщение заранее готовит один из учащихся):
Это самый многочисленный класс из неорганических соединений. А одно вещество из этого класса все мы используем в пищу.
Когда-то в Голландии существовала мучительная казнь: осужденные получали только хлеб и воду без добавления этой соли. Через некоторое время эти люди умирали, а их трупы начинали мгновенно разлагаться…
А жители некоторых островных государств, чтобы утолить потребность в соли, ели сырую рыбу, обмакивая ее в морскую воду. Она называется поваренная соль. Её формула NaCI. Состоит из ионов Na+ и CI-.
(Самостоятельное изучение учебника стр.110 снизу 2-ой абзац). Добывание соли в природе.
IV.Вывод: Соли имеют большое практическое значение.
-Так как соли очень важны, мы должны знать их свойства. Перед тем как приступить к рассмотрению этого вопроса проведем физ.минутку.
Вносим в почву мы фосфаты.
Не забудем и нитраты.
Ну, а осенью, друзья,
Испеку пирог вам я.
-Рассмотрим физические свойства солей.
Выполнение лабораторной работы. Учащиеся, работают в парах, знакомятся с образцами солей и заполняют таблицу:
Название вещества | Агрегатное состояние | Цвет | Запах | Формула | Раство- римость в воде |
Карбонат кальция | CaCO3 | ||||
Кристаллогидрат сульфата меди (II) – медный купорос | CuSO4*5H2O | ||||
Хлорид натрия | NaCI | ||||
Кристаллогидрат сульфата железа (II) – железный купорос | FeSO4*7H2O | ||||
Сульфат магния | MgSO4 |
Структура ТАЙМД РАУНД РОБИН (Timed Round Robin)
Работа в группе, по часовой стрелке.
IV.Вывод: Соли представляют твёрдые вещества, кристаллические, хорошо растворимые в воде, с разнообразным цветом.
Номенклатуру солей изучаем по учебнику таблица 5 стр.109.
Обращаем внимание на таблицу растворимости веществ. Изучаем растворимость солей.
IV.Вывод: По растворимости в воде соли делят на растворимые (Р), нерастворимые (Н) и малорастворимые (М). Если нет таблицы, есть правила, которые очень легко запомнить. (учебник стр.109-110)
V. Закрепление.
Задание 1: По таблице растворимости дать названия всех солей для иона натрия.
III.Объяснение учителя:
При составлении формулы соли необходимо:
- расставить заряды ионов металлов и заряды ионов кислотных остатков;
- найти наименьшее общее кратное числовых значений зарядов.
- Разделить наименьшее общее кратное на величины зарядов.
- Записать индексы..
V. Закрепление.
Задание 2: С помощью таблицы растворимости составить формулу сульфата алюминия.
III.Объяснение учителя:
Определение степеней окисления каждого элемента соли аналогично кислотам:
Na+12CХ O3-2 +1∙2 + Х + (-2)∙3 = 0 Х = + 4
Na+12C+4 O3-2.
V. Закрепление.
Задание 3: Определите степени окисления каждого элемента для солей: Na2CO3, K3PO4 и дайте названия солям.
VI.Домашнее задание.
-Изучить параграф.21, упр.1 стр. 113.
-Знать определение и правила, изученные на уроке.
VII. Итог урока .
МИКС ПЭА ШЭА (Mix Pair Share) - обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ОБРАЗОВЫВАЮТ ПАРУ, когда музыка прекращается, и ОБСУЖДАЮТ предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД-ПЭА-ШЭА (для развернутых ответов).
РЕЛЛИ РОБИН (Rally Robin) - обучающая структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка.
Музыка. Встают, двигаются, находят пару.
Обсуждают, что нового узнали на уроке в паре.
Учитель предлагает одному учащемуся проговорить вслух.
VIII. Рефлексия.
Давайте поразмышляем…
Раньше я думал(а), что …
Теперь я думаю, что…
Ребята, нарисуйте в своих тетрадях смайлик, показывающий ваше отношение к уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".
Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй четверти....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"
данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...
Видео. Составление формул по степени окисления
В этом ролике показано составление формул бинарных соединений, оснований и солей.Скачать видео можно здесь http://www.youtube.com/watch?v=wttgTLEhJyY...