"Организация деятельности обучающихся на уроках химии"
статья по химии на тему
Статья о организации деятельности обучающихся на уроках химии.
Организация процесса обучения химии в школе – один из сложнейших видов профессиональной деятельности учителя, связанный с вовлечением обучающихся в процесс постановки решения на уроке учебных задач различного типа. Необходимо грамотно выбрать дидактико – методический комплекс, который учитель будет использовать для организации деятельности обучающихся, чтобы решать эти учебные задачи. Действительно, выбор методов или средств обучения, форм деятельности обучающихся на уроке зависит от того, какой путь решения задач будет признан учителем действительно эффективным. На каждом уроке перед учителем стоит важная задача: « Как повысить инициативность обучающихся?» А это и зависит от умения учителя правильно применять разнообразные формы организации их познавательной деятельности, в том числе совместную деятельность в форме групповой работы, в зависимости от типа и этапа урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korol_t._statya.docx | 15.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Король Т. И. – учитель химии и биологии.
ГБОУ гимназия № 528.
E-mail: korol.tatjana. i.@gmail.com
Организация деятельности обучающихся на уроках химии.
Организация процесса обучения химии в школе – один из сложнейших видов профессиональной деятельности учителя, связанный с вовлечением обучающихся в процесс постановки решения на уроке учебных задач различного типа. Необходимо грамотно выбрать дидактико – методический комплекс, который учитель будет использовать для организации деятельности обучающихся, чтобы решать эти учебные задачи. Действительно, выбор методов или средств обучения, форм деятельности обучающихся на уроке зависит от того, какой путь решения задач будет признан учителем действительно эффективным. На каждом уроке перед учителем стоит важная задача: « Как повысить инициативность обучающихся?» А это и зависит от умения учителя правильно применять разнообразные формы организации их познавательной деятельности, в том числе совместную деятельность в форме групповой работы, в зависимости от типа и этапа урока
Развитие инициативности обучающихся в учебно – познавательной деятельности должно лежать в основе решения всех остальных проблем, ибо инициативность – необходимый признак субъекта, отличающий его от объекта. Основой методики развития инициативности может стать применение в процессе обучения групповой работы, т. е. такой формы проведения занятий, при которой класс делится для выполнения задания на группы по 2, 3, 5 человек, работающие над учебным материалом совместно, во взаимной зависимости, по согласованному между собой плану.
Использование групповой работы в учебной деятельности усиливает субъектно – значимое взаимодействие обучающихся, способствует формированию их мышления, развития речи и интеллекта, повышает их положительное эмоциональное отношение к совместной деятельности, способствует становлению ответственного отношения к учебной деятельности. При этом:
- ускоряются ассоциативные прцессы;
- расширяется круг интересов;
- обобщаются и систематизируются представления;
- более чётким становится мышление;
- улучшается способность выражать свои мысли и т. д.
Многочисленными исследованиями психологов и из собственного опыта работы было доказано, что оптимальный состав группы – 3-5 человек, т. к. маленькая группа (2-3 человека), часто неплохо решая дидактические задачи, имеет слабые возможности для социализации обучающихся.) Слишком большая группа (8 человек) плохо поддаётся управлению и в процессе работы часто распадается на подгруппы.
Распределение функциональных ролей в группе может быть следующим:
- ведущий организует обсуждение вопроса, проблемы, вовлекает в него всех членов группы;
- аналитик задаёт вопросы ученикам по ходу обсуждения проблемы;
- протоколист фиксирует всё, что относится к решению проблемы. После окончания первичного обсуждения именно он обычно выступает перед классом , чтобы представить мнение, позицию своей группы;
- наблюдатель оценивает участие каждого члена своей группы в решении проблемы на основе заданных учителем критериев.
Интересен тот факт, что мысль ученика иногда опережает замысел учителя и важно всегда быть готовым понять и оценить устремления ребят, направить течение их мыслей в нужное русло. Такой урок наглядно показывает уровень подготовки класса, истинное положение дел в освоении той или иной темы. Работа в группах позволяет реализоваться каждому ученику.
Работа в группах хороша на уроках взаимообучения и взаимоконтроля. А ещё лучше использовать данную форму обучения как один из этапов урока, для смены форм деятельности.
Например, при изучении темы « Реакции ионного обмена» в технологию урока можно включить групповую работу. Трудности восприятия данной темы заключаются в том, что понятия о реакциях ионного обмена формируются параллельно с химическими свойствами неорганических веществ разных классов. Обучающиеся должны быстро составлять уравнения реакций, расставлять коэффициенты, прогнозировать свойства веществ, писать уравнения реакций в ионном виде. Это достаточно трудная умственная работа. Справиться с ней могут те ребята, которые в совершенстве владеют навыком составления формул веществ и усвоившие номенклатуру химических соединений. А чтобы прогнозировать свойства веществ, обучающиеся должны обладать логическим мышлением и высоким уровнем сформированности общеучебных познавательных умений: сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать.
Целью данного урока может быть формирование умений составлять реакции ионного обмена в молекулярном , полном ионном и сокращённом ионном видах; закрепление умений составлять формулы веществ и называть их.
Поскольку урок строится на основе общения между обучающимися, то он позволяет решать задачи формирования коммуникативных и организационных умений, совершенствования химического языка.
Обучающиеся делятся на группы 3-4 человека, распределяют роли. В группу обязательно должны попасть сильные и слабые ученики. Это необходимо для большей эффективности взаимопроверки, во время которой ребята, лучше усвоившие материал, могли бы, проверив задание, выявить ошибки и объяснить правильное решение.
Элемент контроля со стороны учителя вводится на последнем этапе урока для того, чтобы определить уровень понимания материала каждым обучающимся.
Такая технология уроков помогает обучающимся самим или с помощью одноклассников оценить уровень своих знаний и умений.
Татьяна Ивановна Король, учитель химии и биологии ГБОУ гимназии № 528 Невского района г. Санкт –Петербург. 19-33-12. Ул. Коллонтай, д. 41, к.2, литер А.
Т. 417-29-01.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы организации групповой деятельности обучающихся на уроках химии в рамках проведения лабораторных и практических работ
Важную роль на ЛПЗ играет педагогическое руководство. На начальных этапах обучения большое значение имеет четкая постановка познавательной задачи, а также предварительный инструктаж. Преподаватель дол...
Мастер-класс «Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии»
Представленный мастер-класс раскрывает педагогический опыт по организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии....
Метод проектов: организация деятельности обучающихся на уроках химии.
В статье " Метод проектов" я делюсь опытом из своей работы о применении на уроках и во внеклассной работе по химии технологии проектно- исследователького обучен...
Методы, формы и средства организации деятельности, учащихся на уроках химии
Методы, формы и средства организации работы на уроках отвечающие требованиям новых стандартов, помогающие вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету ...
Бинарные уроки – как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии
Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов – субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивац...
«Формирование экологической культуры школьников посредством технологии проектной деятельности обучающихся на уроках химии и внеурочной деятельности».
Cовременная химия направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития человечества — сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения....
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии в 8-9 классах в условиях реализации обновленных ФГОС
Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследо...